Учение декарта о субстанции

1. Основоположником рационализмасчитается Рене Декарт(1596 — 1650) — видный французский философ и ученый-математик.

Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

• обосновал ведущую роль разума в познании;

• выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

• стал автором теории дуализма, чем попытался примирить мате­риалистическое и идеалистическое направление в философии;

• выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожден­ных идеях».

2. То, что в основе бытия и познания лежит разум,Декарт дока­зал следующим образом:

• в мире существует много вещей и явлений, которые непо­нятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Напри­мер: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом­ниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);

• следовательно, сомнение реально существует, этот факт оче­виден и не нуждается в доказательствах;

• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;

• мыслить может реально существующий человек;

• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежатьтолько разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афо­ризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыс­лю, следовательно, я существую».

3. Изучая проблему бытия,Декарт пытается вывести базовое, осно­вополагающее понятие,которое бы характеризовало сущность бы­тия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанцияэто все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстан­ций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) так­же обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в сво­ем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворен­ные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

материальные (вещи);

• духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты)каждого рода субстанций:

• протяжение — для материальных;

• мышление — для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высо­ту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных суб­станций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами.(Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

В целом учение Декарта о субстанцииможно выразить сле­дующей схемой:

4. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстан­ции, следует идея дуализма(двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной во­прос философии»: спор о том, что первично — материя или соз­нание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

5. При изучении проблемы познанияособый акцент Декарт делает на научном методе.

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет приме­нения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продви­нуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается дедукция(но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании рационалистическо-де­дуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

• допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разу­мом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

• сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;

• последовательно переходить от известных и доказанных во­просов к неизвестным и недоказанным;

• строго соблюдать последовательность, логическую цепь ис­следования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

6. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях.Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род

знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подоб­ные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передают­ся из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов:

• понятия;

• суждения.

Примером могут служить следующие:

• врожденных понятий — Бог (существует); «число» (существу­ет), «воля», «тело», «душа», «структура» и т. д.;

• врожденных суждений — «целое больше своей части», «из ни­чего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

Целями познания, по Декарту, являются:

• расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

• использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

• изобретение новых технических средств;

• усовершенствование природы человека.

В качестве конечной цели познания философ видел господ­ство человека над природой.


Читайте также:

VI. СВЯЗЬ С УЧЕНИЕМ ПАВЛА
АВРААМ АБУЛАФИЯ И УЧЕНИЕ ПРОФЕТИЧЕСКОЙ КАБАЛЛЫ 1 страница
АВРААМ АБУЛАФИЯ И УЧЕНИЕ ПРОФЕТИЧЕСКОЙ КАБАЛЛЫ 2 страница
АВРААМ АБУЛАФИЯ И УЧЕНИЕ ПРОФЕТИЧЕСКОЙ КАБАЛЛЫ 3 страница
АВРААМ АБУЛАФИЯ И УЧЕНИЕ ПРОФЕТИЧЕСКОЙ КАБАЛЛЫ 4 страница
АВРААМ АБУЛАФИЯ И УЧЕНИЕ ПРОФЕТИЧЕСКОЙ КАБАЛЛЫ 5 страница
АВРААМ АБУЛАФИЯ И УЧЕНИЕ ПРОФЕТИЧЕСКОЙ КАБАЛЛЫ 6 страница
АВРААМ АБУЛАФИЯ И УЧЕНИЕ ПРОФЕТИЧЕСКОЙ КАБАЛЛЫ 7 страница
АЙКИДО — ИЗУЧЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Читайте также:


Учение Декарта о субстанциях.

 

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, осно­вополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бы­тия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в чем, кроме самого себя.Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстан­ций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) так­же обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в сво­ем существовании ни в чем, кроме самих себя.

Причем сотворен­ные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

• материальные (вещи);

• духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

• протяжение — для материальных;

• мышление — для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением(в длину, в ширину, в высо­ту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышленияи, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных суб­станций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами.(Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

В целом учение Декартао субстанцииможно выразить сле­дующей схемой:

 

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстан­ции, следует идея дуализма(двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной во­прос философии»: спор о том, что первично — материя или соз­нание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

При изучении проблемы познанияособый акцент Декарт делает на научном методе.

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет приме­нения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продви­нуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается дедукция(но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании рационалистическо-де­дуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

• допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разу­мом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

• сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;

• последовательно переходить от известных и доказанных во­просов к неизвестным и недоказанным;

• строго соблюдать последовательность, логическую цепь ис­следования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях.Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны.

Справочная информация. Учение Декарта о субстанции

Подоб­ные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передают­ся из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов:

• понятия;

• суждения.

Примероммогут служить следующие:

• врожденных понятий — Бог (существует); «число» (существу­ет), «воля», «тело», «душа», «структура» и т. д.;

• врожденных суждений — «целое больше своей части», «из ни­чего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

Целями познания, по Декарту, являются:

• расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

• использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

• изобретение новых технических средств;

• усовершенствование природы человека.

В качестве конечной цели познания философ видел господ­ство человека над природой.

Вопросы к лекции:

1.Что такое эмпиризм?

2.Что является главным методом познания по Ф. Бэкону? Что такое индукция?

3.Какие пути познания выделял Ф.Бэкон?

4. Какие препятствия на путик познанию выделял Ф.Бэкон?

5. Какие базовые понятия ввел Рене Декарт?

6. В чем заключается учение Декарта о субстанциях?

7. Какой метод Декарт выделял в качестве основополаающего?

 

12


Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1473;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Учение Рене Декарта о методе рационализма

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

 

Французский мыслитель Рене Декарт (1596 – 1650 гг.). Главное, что сближало Бэкона и Декарта, – это разработка проблем методологии научного исследования, стремление к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин. Однако бэконовская методология была эмпирической, опытно– индивидуальной. Метод же Декарта можно назвать рационализмом. Основные произведения: «Начала философии», «Правила для руководства ума». Научные открытия, по мнению Декарта, совершаются не вследствие опытов, сколь искусными бы они ни были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты.

Рационализм Декарта основывается на том, что, будучи одним из великих математиков своего времени, он выдвинул идею всеобщей математизации научного познания.

Суть метода Декарта сводится к двум положениям.

Во-первых, в познании следует отталкиваться от интеллектуальной интуиции, рождающейся в здравом уме, знания настолько простого и отчетливого, что оно не вызывает никакого сомнения.

Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция – это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок получаем определенное следствие. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага.

Декарт сформулировал следующие 3 правила дедуктивного метода:

– Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

– Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

– В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Четыре правила познания истины:

– Истинно то, что очевидно и отчетливо. Постичь истину до конца можно только интеллектуальной интуицией.

– Сложные идеи нужно раскладывать на простые.

– Идти от простых истин к сложным.

– Расчлененные простые истины связывать с помощью интуиции.

Существуют три класса идей:

– появляющиеся извне (потусторонние);

– образуемые человеком (фантазии);

– врожденные идеи (от Бога).

Бытие образует две субстанции:

– материальная, ее атрибут – протяженность;

– духовная, атрибут – мышление.

Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Провозгласив сомнение в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель – помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон). Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о мире, мы можем допустить, писал Декарт, что положение «Я мыслю, следовательно, я существую» и есть представление о том, что мышление, независимо от его содержания и объектов, демонстрирует реальность мыслящего субъекта и является той первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой выводятся все знания о мире. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств, – с другой.

Метод позволяет науке не ориентироваться на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно развиваться, включая в свою орбиту все более широкие области неизвестного. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытии – онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании – гносеология. Гносеология должна опираться на учение о бытии – онтологию. Декарт решает эту проблему на основе введения в свою метафизику идеи Бога. Бог является творцом объективного мира. Он же – создатель человека. Человек у Декарта – машина, но созданная более умелым творцом (Богом). В крови есть тонкие жизненные истечения (духа). Они поднимаются до мозга, а от него – к мышцам, в результате происходит движение. Декарт ввел понятие рефлекса.

Но и у человека есть душа – основа сознательной деятельности.

Через веру и волю человека Бог гармонично сочетает его душу и тело. Принцип ясности и отчетливости знания гарантирован у Декарта существованием Бога – совершенного и всемогущего, вложившего в человека свет разума. С признанием Бога в качестве источника и гаранта человеческого самосознания, разума связано учение Декарта о врожденных идеях. К ним Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур.

Рационалистические мотивы в учении Декарта переплетаются с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом в силу особого расположения – благодати. Согласно Декарту, источником заблуждений не может быть разум сам по себе. Заблуждения есть продукт злоупотребления человеком присущей ему свободой воли. Заблуждения возникают тогда, когда бесконечно свободная воля переступает границы конечного человеческого разума. Однако из этих идей Декарт не делает агностических выводов. Он верит в неограниченные возможности человеческого разума в деле познания всей окружающей его действительности.

 


⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 432 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:

  1. A — Напряжение, изгиб, кручение
  2. II. Изучение нового материала
  3. II. Осуществление должностных обязанностей, связанных с обучением.
  4. III. Заключительное слово учителя. «Василий Теркин» был, по признанию самого поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой
  5. III. Изучение нового материала.
  6. III. Изучение нового материала.

    Метафизика Р. Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях

    Познавательные УУД:логические–анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков– сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой

  7. III. Изучение нового материала. – Познакомимся с новой сказкой про сороку и рака.
  8. IV. Изучение нового материала.
  9. IV. Изучение нового материала. а) Знакомство со стихотворением Е
  10. IV. Изучение нового материала. Коммуникативные УУД:умениеслушать и понимать речь других.
  11. IV. Изучение нового материала. Познавательные УУД:логические– анализобъектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и
  12. IV. Изучение нового материала. – Гнома вы повеселили, позабавили, да и он не остался в долгу, гостя развеселого для нас пригласил.



Поиск на сайте:





Учение Рене Декарта о методе рационализма

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

 

Французский мыслитель Рене Декарт (1596 – 1650 гг.). Главное, что сближало Бэкона и Декарта, – это разработка проблем методологии научного исследования, стремление к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин. Однако бэконовская методология была эмпирической, опытно– индивидуальной. Метод же Декарта можно назвать рационализмом. Основные произведения: «Начала философии», «Правила для руководства ума». Научные открытия, по мнению Декарта, совершаются не вследствие опытов, сколь искусными бы они ни были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты.

Рационализм Декарта основывается на том, что, будучи одним из великих математиков своего времени, он выдвинул идею всеобщей математизации научного познания.

Суть метода Декарта сводится к двум положениям.

Во-первых, в познании следует отталкиваться от интеллектуальной интуиции, рождающейся в здравом уме, знания настолько простого и отчетливого, что оно не вызывает никакого сомнения.

Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция – это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок получаем определенное следствие. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага.

Декарт сформулировал следующие 3 правила дедуктивного метода:

– Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

– Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

– В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Четыре правила познания истины:

– Истинно то, что очевидно и отчетливо. Постичь истину до конца можно только интеллектуальной интуицией.

– Сложные идеи нужно раскладывать на простые.

– Идти от простых истин к сложным.

– Расчлененные простые истины связывать с помощью интуиции.

Существуют три класса идей:

– появляющиеся извне (потусторонние);

– образуемые человеком (фантазии);

– врожденные идеи (от Бога).

Бытие образует две субстанции:

– материальная, ее атрибут – протяженность;

– духовная, атрибут – мышление.

Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Провозгласив сомнение в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель – помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон). Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о мире, мы можем допустить, писал Декарт, что положение «Я мыслю, следовательно, я существую» и есть представление о том, что мышление, независимо от его содержания и объектов, демонстрирует реальность мыслящего субъекта и является той первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой выводятся все знания о мире. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств, – с другой.

Метод позволяет науке не ориентироваться на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно развиваться, включая в свою орбиту все более широкие области неизвестного. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытии – онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании – гносеология. Гносеология должна опираться на учение о бытии – онтологию. Декарт решает эту проблему на основе введения в свою метафизику идеи Бога. Бог является творцом объективного мира. Он же – создатель человека.

Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции

Человек у Декарта – машина, но созданная более умелым творцом (Богом). В крови есть тонкие жизненные истечения (духа). Они поднимаются до мозга, а от него – к мышцам, в результате происходит движение. Декарт ввел понятие рефлекса.

Но и у человека есть душа – основа сознательной деятельности.

Через веру и волю человека Бог гармонично сочетает его душу и тело. Принцип ясности и отчетливости знания гарантирован у Декарта существованием Бога – совершенного и всемогущего, вложившего в человека свет разума. С признанием Бога в качестве источника и гаранта человеческого самосознания, разума связано учение Декарта о врожденных идеях. К ним Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур.

Рационалистические мотивы в учении Декарта переплетаются с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом в силу особого расположения – благодати. Согласно Декарту, источником заблуждений не может быть разум сам по себе. Заблуждения есть продукт злоупотребления человеком присущей ему свободой воли. Заблуждения возникают тогда, когда бесконечно свободная воля переступает границы конечного человеческого разума. Однако из этих идей Декарт не делает агностических выводов. Он верит в неограниченные возможности человеческого разума в деле познания всей окружающей его действительности.

 


⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 433 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:

  1. A — Напряжение, изгиб, кручение
  2. II. Изучение нового материала
  3. II. Осуществление должностных обязанностей, связанных с обучением.
  4. III. Заключительное слово учителя. «Василий Теркин» был, по признанию самого поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой
  5. III. Изучение нового материала.
  6. III. Изучение нового материала. Познавательные УУД:логические–анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков– сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой
  7. III. Изучение нового материала. – Познакомимся с новой сказкой про сороку и рака.
  8. IV. Изучение нового материала.
  9. IV. Изучение нового материала. а) Знакомство со стихотворением Е
  10. IV. Изучение нового материала. Коммуникативные УУД:умениеслушать и понимать речь других.
  11. IV. Изучение нового материала. Познавательные УУД:логические– анализобъектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и
  12. IV. Изучение нового материала. – Гнома вы повеселили, позабавили, да и он не остался в долгу, гостя развеселого для нас пригласил.



Поиск на сайте:





Добавить комментарий