Содержание
ВКЛАД УЧЕНЫХ В ЭКОЛОГИЮ
⇐ Предыдущая46474849505152535455Следующая ⇒
Древняя Греция: Аристотельклассифицировал животных по образу их жизни, а Теофраст писал о зависимости формы роста растений от почвы и климата.
Древний Рим: Плиний-старший в своей многотомной «Философии природы» многие явления природы рассматривал с подлинно экологических позиций. Читая древних в подлиннике, можно убедиться в том, что они задумывались о многом, о чем задумываемся и мы с вами.
В средние века в Европе произошел откат человеческой мысли далеко назад, церковь явилась тормозом развития всех естественных наук. Однако великие географические открытия ХV и XVI веков заставили переосмыслить многие религиозные догматы, новая географическая и биологическая информация, полученная в этих экспедициях не умещалась в той системе мира, которую насаждала христианская религия. Путешественники из дальних стран привозили неведомых животных и семена неведомых растений. Чтобы разобраться во всем этом многообразии форм живых существ, необходимо было создать таксономическую систему и, таким образом, осмыслить это разнообразие. И такое осмысление произошло. Карл Линней(великий шведский ученый)в первой половине 18 века создал таксономическую систему животных и растений. Ж.Л. Бюффон (1707-1788) в своей «Естественной истории» писал о влиянии климата на животные организмы, Ж.Б. Ламарк(1744-1829) обращал внимание на роль внешних условий в эволюции животных и растений, а Альфонс Де-Кандоль(1806-1895) в своей «Ботанической географии» описывал влияние абиотических факторов на растительные организмы.
Большой вклад в развитие экологических представлений в это время внесли и российские ученые такие, как П.С. Паллас (1741-1811), И.И. Лепехин (1740-1802), С.П. Крашенинников (1711-1755), М.В. Ломоносов(1711-1765). И это не случайно, так как Россия в XVII веке сильно расширила свои границы, выйдя своими восточными рубежами на побережье Тихого океана. Так в 1775г. русский ученый А.А. Каверзнев (годы жизни неизвестны) издал книгу «О перерождении животных», в которой с экологических позиций рассматривал вопрос об изменениях животных. Другой русский исследователь А.Т. Болотов (1738-1833) разработал классификацию местообитаний растений.
Огромную роль в развитии экологических идей сыграл немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859), который в 1807 г. издал книгу «Идеи географии растений», в которой ввел ряд научных понятий, которые и сегодня используются экологами (например, экобиоморфа растений, ассоциация видов, формация растительности и др.) Профессор Московского университетаК.Ф. Рулье(1814-1858) четко сформулировал мысль о том, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внешней среды. Считается, что К.Ф. Рулье в своих трудах заложил основы экологии животных. Его идеи развил ученик Н.А. Северцев (1827-1885), опубликовавший в 1855г. работу «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии». Значимость этой магистерской диссертации Н.А. Северцева для науки можно оценить тем, что через 100 лет в 1950г. эта работа была переиздана, и она не утратила своего значения и сегодня.
Важной вехой в развитии экологических представлений о природе явился выход знаменитой книги Ч.Дарвина(1809-1882) о происхождении видов путем естественного отбора. Это великое открытие в биологии явилось мощным толчком для развития экологических идей. Не случайно в 1866г., вскоре после выхода в свет учения Ч.Дарвина, Э. Геккель(1834-1919) предложил термин для новой науки — «экология», который впоследствии прижился, и именно его используют современные ученые для обозначения целой системы наук. 1866 год следует считать годом рождения новой науки, которая через 100 лет превратилась в целое мировоззрение. Э. Геккель был не одинок, в 1877 г. немецкий гидробиолог К. Мебиус(1825-1908) разработал учение о биоценозе как сообществе организмов, которые через среду обитания теснейшим образом связаны друг с другом. Термин биоценозтакже широко используется современными учеными. Считается, что биоценоз — это часть любой экосистемы. Если к биоценозу добавить компоненты внешней среды, с которыми связаны организмы, составляющие биоценоз, то мы получим экосистему.
В 1895 г. датский ученый Е. Варминг (1841-1924) ввел термин «экология» в ботанику для обозначения самостоятельной научной дисциплины — экологии растений. Русский ученый В.В. Докучаев(1846-1903) создал учение о природных зонах и учение о почве, как особом биокосном теле (системе). Идеи В.В. Докучаева положили начало развитию геоботаники и ландшафтоведения, ведь почва — это неотъемлемый компонент практически всех экосистем суши нашей планеты.
Для становления науки экологии в конце XIX — начале ХХ веков большую роль сыграли многие русские ученые. Из них можно назвать нескольких, считающихся основоположниками новых научных направлений: А.Н. Бекетов, С.А. Усов, М.А. Мензбир, П.П. Сушкин, Б.М. Житков, Д.Н. Кошкаров, В.В. Станчинский, Н.П. Наумов, А.Н. Формозов, Н.И. Калабуков, Н.Ф. Леваковский, С.И. Коржинский, А.Я. Гордягин, И.К. Пачоский, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, П.Н. Крылов, Г.Ф. Морозов и многие другие. В это время вышло много монографий и учебных пособий по географии растений, экологии животных и экологии растений.
Годом рождения общей экологии как науки об экосистемах принято считать 1935 г. — год выхода в свет учения об экосистемах английского геоботаника А. Тенсли. В 1942 г. сходные идеи опубликовал русский ученый В.Н. Сукачев,выдвинувший систему понятий о биогеоценозе. Биогеоценоз В.Н. Сукачева — практически полный аналог экосистемы А. Тенсли.
В первой половине и в середине ХХ века развитие экологии в России было связано с такими именами, как: Б.Г. Иоганзен, М.С. Гиляров, Г.А. Викторов, В.Н. Беклемишев, С.С. Шварц, П.Д. Ярошенко, Г.И. Поплавская, А.П. Шенников, В.Г. Карпов, Т.А. Работнов, Л.Г. Раменский, Т.К. Горышина, В.Д. Александрова, Б.А. Тихомиров, В.И. Василевич, Л.Е. Родин, В.Б. Сочава и др. Из зарубежный ученых ХХ столетия следует выделить следующих: А. Пирс, Ч. Элтон, В. Шелфорд, В. Мак-Дуголл, Ф. Клементс, Ю. Одум, Э. Пианка, Р. Риклефс, Ф. Рамада и др. Многие из перечисленных исследователей являются авторами монографий, учебников и учебных пособий.
Особую и важнейшую роль в становлении и развитии экологии сыграл великий русский ученый В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Открытие биосферы В.И. Вернадским в начале ХХ столетия принадлежит к величайшим научным открытиям человечества, соизмеримым с теорией видообразования, законом сохранения энергии, общей теорией относительности, открытием наследственного кода у живых организмов и теорией расширяющейся Вселенной. В.И. Вернадский доказал, что жизнь на земле — явление общепланетарное и космическое, что биосфера — это вещественно-энергетическая система, обеспечивающая биологический круговорот химических элементов и эволюцию всех живых организмов, включая и человека.
Владимир Иванович Вернадский был первым, кто увидел в биосфере сложную и хорошо отрегулированную за много сотен миллионов лет эволюции общепланетарную биогеохимическую систему. Не только составом атмосферы и гидросферы обязаны мы работе биосферы, но и сама земная кора – это продукт биосферы.
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) создал учение о биосфере. Биосферой Вернадский называл оболочку Земли, созданную и преобразованную живыми организмами, которым он дал общее название – живое вещество. Итогом научной деятельности Вернадского было создание им учения о ноосфере – сфере разума.
⇐ Предыдущая46474849505152535455Следующая ⇒
Экологическая история (environmental history, история окружающей среды) — это скорее не единая научная дисциплина, а, понятие, объединяющее самые различные направления исследований. Под экологической историей понимают всю совокупность многообразных научных направлений, связанных с историей взаимодействия человека и природной среды. Ученые множества разнообразных дисциплин могут найти основу для совместной работы и научного общения в Обществе. В сферу экологической истории входит историческая география, аграрная история, палеоботаника, историческая демография и этнология.
История экологии
Таким образом, экологическая история является междисциплинарным направлением, охватывает историю взаимодействия человека и природы, историю природных условий прошлого, а также с многообразными философскими, эстетическими, нравственными, этническими, экономическими другими аспектами взаимодействия человека и природы, а также отдельные аспекты экономики и политики.
Экологическая история, исследуя историю взаимоотношений человека и природы, решает задачи, которые свойственны наукам историческим. Современное состояние экологической истории дает немало оснований для оптимизма. Волнующие перспективы открываются перед экологической историей России, в том числе на современном этапе ее развития.
Конкретно-историческая и социологическая разработка проблемы «природа – общество – человек» имеет историю, синхронную с процессом превращения национального исторического знания в науку, опытами определения роли природно-географических и климатических факторов в развитии страны, возникновением и развития исторической географии как специальной исторической дисциплины. Опыты собственно историко-научного осмысления экологического направления в изучении истории России единичны. Отчасти это объясняется молодостью экологической истории, причем не только в России, отчасти тем, что ее предыстория по понятным основаниям не имела соответствующего термина.
Экологическая история России возникает и заявляет о себе не на пустом месте. И не в результате исключительно рецепции новейших проектов западной историографии. Реальный русский мир, впечатляющие русские пределы то явно, то незримо присутствуют в русской книжности. Пространственно-географические представления о месте Руси (России) среди других стран и народов были тесно связаны с социокультурными характеристиками. Но вначале все же была география. Стремление русских книжников определять место той или иной общности людей среди других, выяснять черты сходства и различий между ними – стали важными факторами возникновения таких, например, проблем, как «Восток и Запад», «Россия и Запад», «Россия и Европа», «Россия и Азия». Первоначально они действительно не выходили за пределы пространственно-географической характеристики. Их социальное, культурно-историческое, а затем, конечно, много позже экологическое содержание раскрывалось в ходе исторического развития общества, обогащения научного знания.
На Западе институализация нового научного направления выразилась в создании научных сообществ истории окружающей среды (Американское общество окружающей среды (ASEH, 1977 г.), Европейское общество истории окружающей среды (ESEH, 1999 г.) специализированных журналов, подготовке специалистов по экологической истории. В России данный процесс в стадии становления, но уже на сегодняшний день активно функционируют Центры, секторы, исследовательские коллективы по экологической истории в Высшей школе экономики (С.-Петербург), Елабужском институте Казанского федерального университета, Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), Сургутском государственном университете, Тамбовском государственном университете и др. Растет количество российских историков членов Европейского общества экологической истории. Проводятся научные мероприятия (конференции, семинары, научные школы) по экологической истории.
Реймерс, Николай Фёдорович
(1931—1993) — советский зоолог, эколог, один из главных участников становления заповедного дела в СССР. Доктор биологических наук, профессор.
Н. Ф. Реймерс — сын Ф. Э. Реймерса, известного физиолога растений. В начале 1950-х годов в связи с общей ситуацией в советской биологической науке отец Реймерса вместе с семьей был вынужден переехать в Иркутск, а Николаю Фёдоровичу, после окончания первого курса МГУ, пришлось перейти на второй курс Иркутского университета.
До 1961 года, когда Реймерс вернулся в Москву, на обширных территориях от Сахалина до Центральной Сибири им были проведены многолетние и обширные полевые научные работы, посвященные роли птиц, мелких млекопитающих и насекомых в организации экосистем. Результатом этих работ стали монографии «Насекомоядные и грызуны верхней Лены» (1963) и «Птицы и млекопитающие южной тайги Средней Сибири» (1966), а также множество статей.
C начала 1960-х годов область интересов постепенно начинает смещаться в сторону теории и практики организации заповедного дела. В 1966 году он становится заместителем директора по науке Приокско-Террасного заповедника; в 1968—1969 годах работает в Главном управлении по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству Министерство сельского хозяйства СССР.
От проблем аутэкологии и популяционной экологии Реймерс впоследствии переходит к изучению проблем теоретической экологии, эколого-экономической науки (биоэкономики) и экологии человека.
Активно пропагандирует и популяризирует науку, охрану природы, заповедное дело и рациональное природопользование (в журналах «Наука и жизнь», «Природа», «Химия и жизнь» и газетных публикациях), много выступает с лекциями.
В должности руководителя лаборатории и главного научного сотрудника работал в ЦЭМИ РАН, затем — в Институте проблем рынка (созданного на базе ЦЭМИ). В 1988 году становится первым председателем Экологического союза СССР. C 1992 года — один из организаторов и первый декан экологического факультета МНЭПУ. После продолжительной болезни скончался в 1993 году. С 1993 года в МНЭПУ ежегодно проводятся Научные чтения памяти Н. Ф. Реймерса.
Научное наследие
Как пишет д. биол. н., проф. Б. М.
Видные ученые и специалисты, внесшие большой вклад в развитие науки об экологии и окружающей среде
Миркин: «Для этого наследия характерна неровность, что связано с вулканическим научным темпераментом и работоспособностью вечного двигателя, которыми обладал Реймерс. Он остро чувствовал заказ времени на разработку концепции выживания человечества и ощущал неподготовленность научного сообщества россиян к исполнению этого заказа, ужасаясь бедламу, который создали набежавшие в экологию дилетанты.
Реймерс пытался один заполнить все пробелы в экологии и буквально мчался от проблем биологической экологии к социальной. Понятно, что сплошь и рядом он опирался на свой талант дедуктивного мышления, а его озарения не подтверждались фактическим материалом. В конце жизни он выучил английский язык, но зарубежной литературы должным образом все равно не знал, что, конечно, снижало качество его публикаций. Нередко его экология была просто эмоциональной».
Основные научные работы
Тремя основными работами, в которых подведен итог многолетним теоретическим и практическим изысканиям Реймерса, стали словарь-справочник «Природопользование» (1990), «Популярный биологический словарь» (1991) и монография «Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология» (1992; переизд., 1994). В последней книге, впервые в русскоязычной литературе, он дал формулировки и систематизировал более 200 экологических законов, правил и принципов.
Ученые-экологи
Экологической проблемой называют ту проблему, которая приводит к уничтожению окружающей среды, и даже способна привести к уничтожению человечества.
ПеренаселениеПеренаселение является важнейшей проблемой современности. Перед ней меркнут все остальные проблемы, по той простой причине, что перенаселение как раз и является причиной множества других экологических проблем. Наша планета просто не предназначена для такого огромного количества людей. Допустимые нормы уже превышены в разы! Из-за перенаселения людей погибает природа, и расплачиваться за это рано или поздно придётся.
Каждый человек должен всерьёз задуматься об этой проблеме, ведь именно от решения каждого зависит будущее нашего мира.
ПандемииС каждым годом появляется всё больше различных эпидемий, забирающих жизни людей. И по мере того, как развивается медицина, вирусы также становятся сильнее. К чему это приведёт в будущем?
Глобальное потеплениеГлобальное потепление является отнюдь не мифом, о чём свидетельствует таяние арктических льдов (на фото выше). И происходит это из-за парникового эффекта, что возникает в результате загрязнения атмосферы нашей планеты.
Загрязнение водыСколько люди существуют на Земле, столько они и загрязняют воду. Во все времена те же реки использовались как сточные канавы. Это ведь так удобно, когда река уносит отходы подальше от твоего места жительства.
В наше время, с развитием промышленности и серьёзным увеличением количества людей, эта проблема приобрела совершенно другой масштаб. Нельзя утверждать, что мы находимся на грани, но всё же с каждым годом становится всё меньше и меньше чистой пресной воды. А ведь она жизненно необходима для существования практически всех живых существ.
Загрязнение атмосферыЗагрязнение атмосферы нашей планеты является серьёзной экологический проблемой, поскольку воздух необходим живым существам для дыхания. Многие живые организмы уже сейчас не выдерживают загрязнения атмосферы, в результате чего вымирают целые виды. Но человек — существо живучее, поэтому пока что мы всего лишь расплачиваемся за грязный воздух своим здоровьем.
Вырубка лесовСокращение лесных массивов является серьёзной экологической проблемой, ведь леса занимаются очисткой воздуха, которым мы с вами дышим.
А помимо этого, вырубка лесов также приводит к уничтожению целых экосистем, что наносит непоправимый вред природе.
Уничтожение живых организмовСокращение видового разнообразия живых организмов — серьёзная проблема человечества. И проблема даже не в том, что зверушек жалко, а в том, что это может привести к самым серьёзным последствиям, ведь все живые организмы выполняют свою роль в природе. Нарушение баланса может привести к краху всей системы.
История развития экологии
Историю развития экологии можно условно разделить на 3 этапа.
I. Этап зарождения и становления экологии как науки (с глубокой древности до середины XIX в.).
II. Этап оформления экологии в самостоятельную отрасль знаний (с середины XIX в. до середины XX в.).
III. Этап превращения экологии в междисциплинарную науку (с середины XX в. по настоящее время).
I. Первый этап – зарождение и становление экологии как науки (с глубокой древности до середины XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения. Это самый длительный в истории экологии этап.
Еще в первобытном обществе люди имели отдельные представления о повадках животных, образе их жизни, о сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произрастания растений, о способах выращивания и ухода за ними. Сведения подобного рода встречаются в сохранившихся памятниках древнеегипетской, индийской, тибетской культур. Например, в древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» (VI–II вв. до н. э.) даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях численности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посева культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV–II вв. до н. э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.
В античный период накопленные экологические сведения нашли свое отражение в трудах философов. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) описал поведение свыше 300 видов животных и классифицировал их по образу жизни и характеру потребностей. В его трудах имеются сведения о перелетах птиц, миграции и спячке рыб, строительной деятельности животных. Ученик Аристотеля Теофраст Эрезийский (372–287 гг. до н. э.) описал особенности растений в разных условиях среды. Он отмечал зависимость формы и роста растений от типа почвы и климата. Им впервые было предложено разделить растения на основные жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, травы. Известный древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.) в своих трудах описывал влияние факторов среды на здоровье человека.
В период Средневековья накопления экологических сведений практически не происходило, поскольку в науке доминирующей была теологическая теория происхождения жизни и виды считались неизменными, влияние среды вообще отрицалось. Только единичные труды этого периода содержат факты научного значения. Большинство из них имеют прикладной характер: описание целебных трав (Авиценна, 980–1037), культивируемых растений и животных, природы далеких стран (Марко Поло, XIII в.).
В эпоху Возрождения великие географические открытия послужили толчком дальнейшему развитию естественных наук и экологии в том числе. В этот период происходило накопление и описание фактического материала о разнообразии живых организмов, их распространении, выявление особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Первые систематики – А. Цезальпин (1519–1603), Д. Рей (1623–1705), Ж. Турнефор (1656–1708) утверждали, что существует зависимость растений от условий и мест их произрастания или возделывания. Сведения о поведении, повадках, образе жизни животных, сопровождавшие описание их строения, называли «историей» жизни животных.
На основании путешествий по неизведанным краям России в XVIII в. в трудах С.П. Крашенинникова, И.И. Лепехина, П.С. Палласа и др. русских исследователей указывается на изменения животного и растительного мира в зависимости от климата в различных частях обширной страны. Идеи о влиянии среды на организм высказывали М.В. Ломоносов (1711–1765), ученый-агроном А.Г. Болотов (1738–1833) и др.
Французский естествоиспытатель Ж. Бюффон (1707–1788) считал возможным превращения одного вида в другой под влиянием климата, температуры, качества пищи, одомашнивания, то есть признавал изменчивость видов под влиянием внешней среды, хотя и не подкрепил этой догадки серьезными доказательствами.
Другой французский натуралист Ж.Б. Ламарк (1744–1829) полагал, что влияние «внешних обстоятельств» является одной из основных причин возникновения у организмов адаптации, эволюции животных и растений. Однако Ламарк не смог вскрыть механизмы эволюционного процесса. Его гипотеза о наследовании благоприобретенных признаков оказалась несостоятельной, а утверждение о внутреннем стремлении организмов к усовершенствованию – ненаучным.
С конца XVIII в. быстрыми темпами развивалась биогеография, что способствовало дальнейшему развитию экологического мышления. Основоположником экологии растений принято считать А. Гумбольдта (1769–1859), который на основе своих многолетних наблюдений в Центральной и Южной Америке показал влияние климатических условий, особенно температурного фактора, на распространение растений. В 1807 г. А. Гумбольдт высказал идею об изолиниях растений, суть которой заключается в том, что в сходных географических условиях у растений разных таксономических групп вырабатываются сходные «физиономические» формы, то есть одинаковый внешний облик.
Позднее появились работы, посвященные влиянию климатических факторов на распространение и биологию животных, среди них книги немецкого зоолога К. Глогера (1833) об изменениях птиц под влиянием климата, датчанина Т. Фабера (1826) об особенностях северных птиц, К. Бергмана (1848) о географических закономерностях в изменении размеров теплокровных животных.
А. Декандоль в 1832 г. обосновал идею, что среду, в которой существуют растения, надо понимать как совокупность действующих экологических факторов, а в 1855 г. отметил повышенную экологическую пластичность растений по сравнению с животными.
Русский ученыйЭ.А. Эверсман (1840) разделил факторы среды на абиотические и биотические, описал примеры борьбы и конкуренции между особями одного и разных видов.
Профессор Московского университета К.Ф. Рулье (1814–1858) по праву считается основателем экологии животных. Он написал более 160 работ по зообиологии. Через все эти труды проходит мысль, что развитие органического мира обусловлено влиянием изменяющейся внешней среды. Он разработал широкую систему экологических исследований животных.
Ученик К.Ф. Рулье Н.А. Северцов (1827–1885) в 1855 г. опубликовал магистерскую диссертацию на тему «Периодические явления в жизни птиц, гад и зверей Воронежской губернии», в которой впервые в России изложил глубокие экологические исследования животного мира отдельного региона.
II. Второй этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (с середины XIX в.
до середины XX в.).
В 1859 г. английский ученый Ч. Дарвин (1809–1882) опубликовал научный труд «Происхождение видов путем естественного отбора», в котором вскрыл механизм эволюционного процесса путем естественного отбора. С появлением эволюционного учения Ч. Дарвина экология стала развиваться на качественно новой основе.
В 1866 году немецкий биолог Э. Геккель впервые употребил термин «экология» в своем труде «Всеобщая морфология организмов», а в 1868 году в книге «Натуралистическая теория мирообразования» он дал определение сущности новой науки. Однако этот термин прижился только к концу XIX в.
Во второй половине XIX в. экологические исследования в основном касались влияния климатических факторов на растительные и животные организмы. В 1895 г. Е. Варминг обосновал представление о жизненных формах растений. А.Ф. Миддендорф в конце XIX в. применил учение А. Гумбольдта об изолиниях к животным.
В конце 70-х годов XIX в. в экологии возникло новое направление. Немецкий гидробиолог К. Мебиус в 1877 г. на основе изучения устричных банок Северного моря обосновал представление о биоценозе как о глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды. Биоценозы, или природные сообщества, по К. Мебиусу, обусловлены длительной историей приспособления видов друг к другу и к исходной экологической обстановке. Он утверждал, что всякое изменение в каком-либо из факторов биоценоза вызывает изменения в других факторах последнего.
Учение о растительных сообществах в дальнейшем обособилось в отдельную науку фитоценологию. Большую роль в ее развитии сыграли С.И. Коржинский, И.К. Пачоский, Г.Ф. Морозов, В.Н. Сукачев, Т.А. Работнов и др.
В конце XIX в. русский ученый В.В. Докучаев (1846–1903) создал учение о почве, учение о природных зонах, положил начало учению о ландшафтах. В.В. Докучаев ввел в науку комплексный подход к изучению природы. Его идеи получили дальнейшее развитие в работе видного лесовода Г.Ф. Морозова «Учение о лесе», в учении В.Н. Сукачева о биогеоценозах.
В 1910 году на III Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на аутэкологию и экологию сообществ – синэкологию. Такое разделение в дальнейшем распространилось на экологию животных и общую экологию. Этому способствовали появившиеся новые научные труды Ч. Адамса, В. Шелфорда, С.А. Зернова и др.
В 1913-1920 г. были созданы научные экологические общества, основаны экологические журналы, экологию начали преподавать в университетах. Получили развитие количественное рассмотрение изучаемых явлений и процессов, связанных с именами А. Лотки (1925), В. Вольтерры (1926).
Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (1863–1945) в 1923–1927 гг. создал учение о биосфере как глобальной биологической системе планеты Земля, а в 1944 г. – учение о ноосфере как высшей стадии развития биосферы.
В 30-40-е годы как самостоятельное направление обособилась экология популяций – демэкология. Основателем ее считается Ч. Элтон. Наряду с ним в ее развитие большой вклад внесли С.С. Шварц, Н.П. Наумов, Д.Н. Кашкаров, В.В. Догель, В.Н. Беклемишев и др.
В 40-е гг. в экологии возник новый принцип исследования природных сообществ в их взаимосвязи со средой обитания. В 1935 г. английский ученый А. Тенсли ввел термин «экосистема», а в 1940 г. советский ученый В.Н. Сукачев (1880–1967) ввел термин «биогеоценоз».
III. Третий этап – превращение экологии в междисциплинарную науку (с середины XX в. по настоящее время). С середины XX в. успехи экологии, на фоне усугубляющихся проблем состояния природной среды привели к «экологизации» многих биологических (и не только биологических) наук. Из строго биологической науки экология превратилась в комплекс знаний, включающих в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. На границе экологии и других наук начали возникать пограничные науки, такие, как экологическая биохимия, экологическая физиология, математическая экология, промышленная экология, сельскохозяйственная экология, медицинская экология, инженерная экология, экономическая экология, социальная экология, правовая экология и др. В настоящее время достижения экологии являются теоретической основой для выработки стратегии взаимоотношений человечества с природой, рационального природопользования и охраны природы.
Современный период развития экологии в мире связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж.М. Андерсен, Э. Пианка, Р. Риклефс, М. Бигон, А. Швейцер, Дж. Харпер, Р. Уиттекер, Н. Борлауг, Т. Миллер, Б. Небел и др. Среди отечественных ученых следует назвать И.П. Герасимова, А.М. Гилярова, В.Г. Горшкова, Ю.А. Израэля, Ю.Н. Куражковского, К.С. Лосева, Н.И.
ВКЛАД УЧЕНЫХ В ЭКОЛОГИЮ
Моисеева, Н.П. Наумова, Н.Ф. Реймерса, В.В. Розанова, Ю.М. Свирижева, В.Е. Соколова, В.Д. Федорова, С.С. Шварца, А.Л. Яншина и др.
Часть I. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ (ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ)
Дата добавления: 2017-02-13; просмотров: 2020;
Похожие статьи:
Понятие экология, задачи экологии, ее связь с другими дисциплинами
ВВОДНАЯ
Лекция 1
Термин ʼʼЭкологияʼʼ происходит от двух греческих слов ʼʼойкосʼʼ — дом и ʼʼлогосʼʼ — наука. Этот термин впервые ввел в науку Эрнст Геккель в 1866 ᴦ. Со времен Э. Геккеля термин претерпел существенное изменение. Чаще всего считается, что экология –наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. В последние годы в условиях глобального экологического кризиса в термин ʼʼЭкологияʼʼ вносится в значительной степени социальный аспект, и она уже трактуется как междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе, обществе и их взаимосвязи.
Задачи экологии:
— исследование закономерностей организации жизней;
— регуляция численности популяций;
— прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;
— восстановление разрушенных природных систем;
— сохранение эталонных участков биосферы.
Экология связана с биологией, физиологией, химией, генетикой, географией, математикой, правом и другими дисциплинами.
Выдающиеся ученые-экологи России и их открытия
Главным объектом изучения экологии являются экосистемы.
Сегодня выделяется 4 этапа в развитии экологии:
1-й этап: до 1866ᴦ.
2-й этап: 1866 – 1936гᴦ.
3-й этап: 1936 – 1976гᴦ.
4-й этап: 1976 – по настоящее время.
На первом этапе отсутствует понятие ʼʼЭкологияʼʼ, однако сам подход к изучению объектов близок к экологической концепции. Так, к примеру, в сочинениях Аристотеля имеется описание морфологических особенностей животных исходя из среды обитания. Аналогичные работы проводил его ученик Теофраст. Достоверных сведений крайне мало, так как велико давление церкви. С начала эпохи возрождения в развитии экологии большую роль сыграли путешествия в дальние страны и первые эксперименты. Так Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж.Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали крайне важно сть изучения природы как единого целого.
На втором этапе глобальное значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.
Третий этап характеризуется накоплением большого фактического материала по экологии популяций. Термин ʼʼЭкологияʼʼ прочно входит в научную литературу. Впервые возникает статистическая обработка данных. В.В. Докучаев предположил, что почва, горная порода, климат и живые организмы составляют единое целое. В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере. Сукачев разработал учение о биогеоценозе. Появляются первые учебники и монографии (к примеру, Ч. Элтон ʼʼЭкология животныхʼʼ).
Четвертый этап неоднозначный в развитии экологии. Изначально экология считается западной наукой, которую не приемлют в России. Но экологические проблемы стали носить всеобщий характер и эта наука стала социально значимой и крайне важно й. Во всех вузах и школах России введена дисциплина ʼʼэкологияʼʼ. Создается масса общественных организаций, занимающихся проблемами экологии. Так, к примеру Римский клуб – международная группа выдающихся ученых, политических деятелей, государственных деятелей, которые занимаются изучением проблем демографического взрыва, опустынивания, парникового эффекта и др.