Ученые экологи и их открытия

ВКЛАД УЧЕНЫХ В ЭКОЛОГИЮ

⇐ Предыдущая46474849505152535455Следующая ⇒

Древняя Греция: Аристотельклассифицировал животных по образу их жизни, а Теофраст писал о зависимости формы роста растений от почвы и климата.

Древний Рим: Плиний-старший в своей многотомной «Философии природы» многие явления природы рассматривал с подлинно экологических позиций. Читая древних в подлиннике, можно убедиться в том, что они задумывались о многом, о чем задумываемся и мы с вами.

В средние века в Европе произошел откат человеческой мысли далеко назад, церковь явилась тормозом развития всех естественных наук. Однако великие географические открытия ХV и XVI веков заставили переосмыслить многие религиозные догматы, новая географическая и биологическая информация, полученная в этих экспедициях не умещалась в той системе мира, которую насаждала христианская религия. Путешественники из дальних стран привозили неведомых животных и семена неведомых растений. Чтобы разобраться во всем этом многообразии форм живых существ, необходимо было создать таксономическую систему и, таким образом, осмыслить это разнообразие. И такое осмысление произошло. Карл Линней(великий шведский ученый)в первой половине 18 века создал таксономическую систему животных и растений. Ж.Л. Бюффон (1707-1788) в своей «Естественной истории» писал о влиянии климата на животные организмы, Ж.Б. Ламарк(1744-1829) обращал внимание на роль внешних условий в эволюции животных и растений, а Альфонс Де-Кандоль(1806-1895) в своей «Ботанической географии» описывал влияние абиотических факторов на растительные организмы.

Большой вклад в развитие экологических представлений в это время внесли и российские ученые такие, как П.С. Паллас (1741-1811), И.И. Лепехин (1740-1802), С.П. Крашенинников (1711-1755), М.В. Ломоносов(1711-1765). И это не случайно, так как Россия в XVII веке сильно расширила свои границы, выйдя своими восточными рубежами на побережье Тихого океана. Так в 1775г. русский ученый А.А. Каверзнев (годы жизни неизвестны) издал книгу «О перерождении животных», в которой с экологических позиций рассматривал вопрос об изменениях животных. Другой русский исследователь А.Т. Болотов (1738-1833) разработал классификацию местообитаний растений.

Огромную роль в развитии экологических идей сыграл немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859), который в 1807 г. издал книгу «Идеи географии растений», в которой ввел ряд научных понятий, которые и сегодня используются экологами (например, экобиоморфа растений, ассоциация видов, формация растительности и др.) Профессор Московского университетаК.Ф. Рулье(1814-1858) четко сформулировал мысль о том, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внешней среды. Считается, что К.Ф. Рулье в своих трудах заложил основы экологии животных. Его идеи развил ученик Н.А. Северцев (1827-1885), опубликовавший в 1855г. работу «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии». Значимость этой магистерской диссертации Н.А. Северцева для науки можно оценить тем, что через 100 лет в 1950г. эта работа была переиздана, и она не утратила своего значения и сегодня.

Важной вехой в развитии экологических представлений о природе явился выход знаменитой книги Ч.Дарвина(1809-1882) о происхождении видов путем естественного отбора. Это великое открытие в биологии явилось мощным толчком для развития экологических идей. Не случайно в 1866г., вскоре после выхода в свет учения Ч.Дарвина, Э. Геккель(1834-1919) предложил термин для новой науки — «экология», который впоследствии прижился, и именно его используют современные ученые для обозначения целой системы наук. 1866 год следует считать годом рождения новой науки, которая через 100 лет превратилась в целое мировоззрение. Э. Геккель был не одинок, в 1877 г. немецкий гидробиолог К. Мебиус(1825-1908) разработал учение о биоценозе как сообществе организмов, которые через среду обитания теснейшим образом связаны друг с другом. Термин биоценозтакже широко используется современными учеными. Считается, что биоценоз — это часть любой экосистемы. Если к биоценозу добавить компоненты внешней среды, с которыми связаны организмы, составляющие биоценоз, то мы получим экосистему.

В 1895 г. датский ученый Е. Варминг (1841-1924) ввел термин «экология» в ботанику для обозначения самостоятельной научной дисциплины — экологии растений. Русский ученый В.В. Докучаев(1846-1903) создал учение о природных зонах и учение о почве, как особом биокосном теле (системе). Идеи В.В. Докучаева положили начало развитию геоботаники и ландшафтоведения, ведь почва — это неотъемлемый компонент практически всех экосистем суши нашей планеты.

Для становления науки экологии в конце XIX — начале ХХ веков большую роль сыграли многие русские ученые. Из них можно назвать нескольких, считающихся основоположниками новых научных направлений: А.Н. Бекетов, С.А. Усов, М.А. Мензбир, П.П. Сушкин, Б.М. Житков, Д.Н. Кошкаров, В.В. Станчинский, Н.П. Наумов, А.Н. Формозов, Н.И. Калабуков, Н.Ф. Леваковский, С.И. Коржинский, А.Я. Гордягин, И.К. Пачоский, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, П.Н. Крылов, Г.Ф. Морозов и многие другие. В это время вышло много монографий и учебных пособий по географии растений, экологии животных и экологии растений.

Годом рождения общей экологии как науки об экосистемах принято считать 1935 г. — год выхода в свет учения об экосистемах английского геоботаника А. Тенсли. В 1942 г. сходные идеи опубликовал русский ученый В.Н. Сукачев,выдвинувший систему понятий о биогеоценозе. Биогеоценоз В.Н. Сукачева — практически полный аналог экосистемы А. Тенсли.

В первой половине и в середине ХХ века развитие экологии в России было связано с такими именами, как: Б.Г. Иоганзен, М.С. Гиляров, Г.А. Викторов, В.Н. Беклемишев, С.С. Шварц, П.Д. Ярошенко, Г.И. Поплавская, А.П. Шенников, В.Г. Карпов, Т.А. Работнов, Л.Г. Раменский, Т.К. Горышина, В.Д. Александрова, Б.А. Тихомиров, В.И. Василевич, Л.Е. Родин, В.Б. Сочава и др. Из зарубежный ученых ХХ столетия следует выделить следующих: А. Пирс, Ч. Элтон, В. Шелфорд, В. Мак-Дуголл, Ф. Клементс, Ю. Одум, Э. Пианка, Р. Риклефс, Ф. Рамада и др. Многие из перечисленных исследователей являются авторами монографий, учебников и учебных пособий.

Особую и важнейшую роль в становлении и развитии экологии сыграл великий русский ученый В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Открытие биосферы В.И. Вернадским в начале ХХ столетия принадлежит к величайшим научным открытиям человечества, соизмеримым с теорией видообразования, законом сохранения энергии, общей теорией относительности, открытием наследственного кода у живых организмов и теорией расширяющейся Вселенной. В.И. Вернадский доказал, что жизнь на земле — явление общепланетарное и космическое, что биосфера — это вещественно-энергетическая система, обеспечивающая биологический круговорот химических элементов и эволюцию всех живых организмов, включая и человека.

Владимир Иванович Вернадский был первым, кто увидел в биосфере сложную и хорошо отрегулированную за много сотен миллионов лет эволюции общепланетарную биогеохимическую систему. Не только составом атмосферы и гидросферы обязаны мы работе биосферы, но и сама земная кора – это продукт биосферы.

 

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) создал учение о биосфере. Биосферой Вернадский называл оболочку Земли, созданную и преобразованную живыми организмами, которым он дал общее название – живое вещество. Итогом научной деятельности Вернадского было создание им учения о ноосфере – сфере разума.

⇐ Предыдущая46474849505152535455Следующая ⇒

Экологическая история (environmental history, история окружающей среды) — это скорее не единая научная дисциплина, а, понятие, объединяющее самые различные направления исследований. Под экологической историей понимают всю совокупность многообразных научных направлений, связанных с историей взаимодействия человека и природной среды. Ученые множества разнообразных дисциплин могут найти основу для совместной работы и научного общения в Обществе. В сферу экологической истории входит историческая география, аграрная история, палеоботаника, историческая демография и этнология.

История экологии

Таким образом, экологическая история является междисциплинарным направлением, охватывает историю взаимодействия человека и природы, историю природных условий прошлого, а также с многообразными философскими, эстетическими, нравственными, этническими, экономическими другими аспектами взаимодействия человека и природы, а также отдельные аспекты экономики и политики.

Экологическая история, исследуя историю взаимоотношений человека и природы, решает задачи, которые свойственны наукам историческим. Современное состояние экологической истории дает немало оснований для оптимизма. Волнующие перспективы открываются перед экологической историей России, в том числе на современном этапе ее развития.

Конкретно-историческая и социологическая разработка проблемы «природа – общество – человек» имеет историю, синхронную с процессом превращения национального исторического знания в науку, опытами определения роли природно-географических и климатических факторов в развитии страны, возникновением и развития исторической географии как специальной исторической дисциплины. Опыты собственно историко-научного осмысления экологического направления в изучении истории России единичны. Отчасти это объясняется молодостью экологической истории, причем не только в России, отчасти тем, что ее предыстория по понятным основаниям не имела соответствующего термина.

Экологическая история России возникает и заявляет о себе не на пустом месте. И не в результате исключительно рецепции новейших проектов западной историографии. Реальный русский мир, впечатляющие русские пределы то явно, то незримо присутствуют в русской книжности. Пространственно-географические представления о месте Руси (России) среди других стран и народов были тесно связаны с социокультурными характеристиками. Но вначале все же была география. Стремление русских книжников определять место той или иной общности людей среди других, выяснять черты сходства и различий между ними – стали важными факторами возникновения таких, например, проблем, как «Восток и Запад», «Россия и Запад», «Россия и Европа», «Россия и Азия». Первоначально они действительно не выходили за пределы пространственно-географической характеристики. Их социальное, культурно-историческое, а затем, конечно, много позже экологическое содержание раскрывалось в ходе исторического развития общества, обогащения научного знания.

На Западе институализация нового научного направления выразилась в создании научных сообществ истории окружающей среды (Американское общество окружающей среды (ASEH, 1977 г.), Европейское общество истории окружающей среды (ESEH, 1999 г.) специализированных журналов, подготовке специалистов по экологической истории. В России данный процесс в стадии становления, но уже на сегодняшний день активно функционируют Центры, секторы, исследовательские коллективы по экологической истории в Высшей школе экономики (С.-Петербург), Елабужском институте Казанского федерального университета, Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), Сургутском государственном университете, Тамбовском государственном университете и др. Растет количество российских историков членов Европейского общества экологической истории. Проводятся научные мероприятия (конференции, семинары, научные школы) по экологической истории.

Реймерс, Николай Фёдорович

(1931—1993) — советский зоолог, эколог, один из главных участников становления заповедного дела в СССР. Доктор биологических наук, профессор.

Н. Ф. Реймерс — сын Ф. Э. Реймерса, известного физиолога растений. В начале 1950-х годов в связи с общей ситуацией в советской биологической науке отец Реймерса вместе с семьей был вынужден переехать в Иркутск, а Николаю Фёдоровичу, после окончания первого курса МГУ, пришлось перейти на второй курс Иркутского университета.

До 1961 года, когда Реймерс вернулся в Москву, на обширных территориях от Сахалина до Центральной Сибири им были проведены многолетние и обширные полевые научные работы, посвященные роли птиц, мелких млекопитающих и насекомых в организации экосистем. Результатом этих работ стали монографии «Насекомоядные и грызуны верхней Лены» (1963) и «Птицы и млекопитающие южной тайги Средней Сибири» (1966), а также множество статей.

C начала 1960-х годов область интересов постепенно начинает смещаться в сторону теории и практики организации заповедного дела. В 1966 году он становится заместителем директора по науке Приокско-Террасного заповедника; в 1968—1969 годах работает в Главном управлении по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству Министерство сельского хозяйства СССР.

От проблем аутэкологии и популяционной экологии Реймерс впоследствии переходит к изучению проблем теоретической экологии, эколого-экономической науки (биоэкономики) и экологии человека.

Активно пропагандирует и популяризирует науку, охрану природы, заповедное дело и рациональное природопользование (в журналах «Наука и жизнь», «Природа», «Химия и жизнь» и газетных публикациях), много выступает с лекциями.

В должности руководителя лаборатории и главного научного сотрудника работал в ЦЭМИ РАН, затем — в Институте проблем рынка (созданного на базе ЦЭМИ). В 1988 году становится первым председателем Экологического союза СССР. C 1992 года — один из организаторов и первый декан экологического факультета МНЭПУ. После продолжительной болезни скончался в 1993 году. С 1993 года в МНЭПУ ежегодно проводятся Научные чтения памяти Н. Ф. Реймерса.

Научное наследие

Как пишет д. биол. н., проф. Б. М.

Видные ученые и специалисты, внесшие большой вклад в развитие науки об экологии и окружающей среде

Миркин: «Для этого наследия характерна неровность, что связано с вулканическим научным темпераментом и работоспособностью вечного двигателя, которыми обладал Реймерс. Он остро чувствовал заказ времени на разработку концепции выживания человечества и ощущал неподготовленность научного сообщества россиян к исполнению этого заказа, ужасаясь бедламу, который создали набежавшие в экологию дилетанты.

Реймерс пытался один заполнить все пробелы в экологии и буквально мчался от проблем биологической экологии к социальной. Понятно, что сплошь и рядом он опирался на свой талант дедуктивного мышления, а его озарения не подтверждались фактическим материалом. В конце жизни он выучил английский язык, но зарубежной литературы должным образом все равно не знал, что, конечно, снижало качество его публикаций. Нередко его экология была просто эмоциональной».

Основные научные работы

Тремя основными работами, в которых подведен итог многолетним теоретическим и практическим изысканиям Реймерса, стали словарь-справочник «Природопользование» (1990), «Популярный биологический словарь» (1991) и монография «Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология» (1992; переизд., 1994). В последней книге, впервые в русскоязычной литературе, он дал формулировки и систематизировал более 200 экологических законов, правил и принципов.

Ученые-экологи

Экологической проблемой называют ту проблему, которая приводит к уничтожению окружающей среды, и даже способна привести к уничтожению человечества.



ПеренаселениеПеренаселение является важнейшей проблемой современности. Перед ней меркнут все остальные проблемы, по той простой причине, что перенаселение как раз и является причиной множества других экологических проблем. Наша планета просто не предназначена для такого огромного количества людей. Допустимые нормы уже превышены в разы! Из-за перенаселения людей погибает природа, и расплачиваться за это рано или поздно придётся.
Каждый человек должен всерьёз задуматься об этой проблеме, ведь именно от решения каждого зависит будущее нашего мира.


ПандемииС каждым годом появляется всё больше различных эпидемий, забирающих жизни людей. И по мере того, как развивается медицина, вирусы также становятся сильнее. К чему это приведёт в будущем?


Глобальное потеплениеГлобальное потепление является отнюдь не мифом, о чём свидетельствует таяние арктических льдов (на фото выше). И происходит это из-за парникового эффекта, что возникает в результате загрязнения атмосферы нашей планеты.


Загрязнение водыСколько люди существуют на Земле, столько они и загрязняют воду. Во все времена те же реки использовались как сточные канавы. Это ведь так удобно, когда река уносит отходы подальше от твоего места жительства.
В наше время, с развитием промышленности и серьёзным увеличением количества людей, эта проблема приобрела совершенно другой масштаб. Нельзя утверждать, что мы находимся на грани, но всё же с каждым годом становится всё меньше и меньше чистой пресной воды. А ведь она жизненно необходима для существования практически всех живых существ.


Загрязнение атмосферыЗагрязнение атмосферы нашей планеты является серьёзной экологический проблемой, поскольку воздух необходим живым существам для дыхания. Многие живые организмы уже сейчас не выдерживают загрязнения атмосферы, в результате чего вымирают целые виды. Но человек — существо живучее, поэтому пока что мы всего лишь расплачиваемся за грязный воздух своим здоровьем.


Вырубка лесовСокращение лесных массивов является серьёзной экологической проблемой, ведь леса занимаются очисткой воздуха, которым мы с вами дышим.

А помимо этого, вырубка лесов также приводит к уничтожению целых экосистем, что наносит непоправимый вред природе.


Уничтожение живых организмовСокращение видового разнообразия живых организмов — серьёзная проблема человечества. И проблема даже не в том, что зверушек жалко, а в том, что это может привести к самым серьёзным последствиям, ведь все живые организмы выполняют свою роль в природе. Нарушение баланса может привести к краху всей системы.

История развития экологии

Историю развития экологии можно условно разделить на 3 этапа.

I. Этап зарождения и становления экологии как науки (с глубокой древности до середины XIX в.).

II. Этап оформления экологии в самостоятельную отрасль знаний (с середины XIX в. до середины XX в.).

III. Этап превращения экологии в междисциплинарную на­уку (с середины XX в. по настоящее время).

I. Первый этап – зарождение и становление экологии как науки (с глубокой древности до середины XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организ­мов со средой их обитания, делались первые научные обобще­ния. Это самый длительный в истории экологии этап.

Еще в первобытном обществе люди имели отдельные пред­ставления о повадках животных, образе их жизни, о сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произ­растания растений, о способах выращивания и ухода за ними. Сведения подобного рода встречаются в сохранившихся па­мятниках древнеегипетской, индийской, тибетской культур. Например, в древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» (VI–II вв. до н. э.) даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях числен­ности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посе­ва культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV–II вв. до н. э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.

В античный период накопленные экологические сведения нашли свое отражение в трудах философов. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) описал поведение свыше 300 видов животных и классифицировал их по образу жизни и характеру потреб­ностей. В его трудах имеются сведения о перелетах птиц, миг­рации и спячке рыб, строительной деятельности животных. Ученик Аристотеля Теофраст Эрезийский (372–287 гг. до н. э.) описал особенности растений в разных условиях среды. Он отмечал зависимость формы и роста растений от типа по­чвы и климата. Им впервые было предложено разделить рас­тения на основные жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, травы. Известный древнегреческий врач Гип­пократ (460–377 гг. до н. э.) в своих трудах описывал влияние факторов среды на здоровье человека.

В период Средневековья накопления экологических све­дений практически не происходило, поскольку в науке доми­нирующей была теологическая теория происхождения жиз­ни и виды считались неизменными, влияние среды вообще отрицалось. Только единичные труды этого периода содер­жат факты научного значения. Большинство из них имеют прикладной характер: описание целебных трав (Авиценна, 980–1037), культивируемых растений и животных, природы далеких стран (Марко Поло, XIII в.).

В эпоху Возрождения великие географические открытия послужили толчком дальнейшему развитию естественных наук и экологии в том числе. В этот период происходило накопле­ние и описание фактического материала о разнообразии жи­вых организмов, их распространении, выявление особеннос­тей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Первые систематики – А. Цезальпин (1519–1603), Д. Рей (1623–1705), Ж. Турнефор (1656–1708) утверж­дали, что существует зависимость растений от условий и мест их произрастания или возделывания. Сведения о поведении, повадках, образе жизни животных, сопровождавшие описа­ние их строения, называли «историей» жизни животных.

На основании путешествий по неизведанным краям Рос­сии в XVIII в. в трудах С.П. Крашенинникова, И.И. Лепехи­на, П.С. Палласа и др. русских исследователей указывается на изменения животного и растительного мира в зависимости от климата в различных частях обширной страны. Идеи о влия­нии среды на организм высказывали М.В. Ломоносов (1711–1765), ученый-агроном А.Г. Болотов (1738–1833) и др.

Французский естествоиспытатель Ж. Бюффон (1707–1788) считал возможным превращения одного вида в другой под вли­янием климата, температуры, качества пищи, одомашнивания, то есть признавал изменчивость видов под влиянием внешней среды, хотя и не подкрепил этой догадки серьезными доказа­тельствами.

Другой французский натуралист Ж.Б. Ламарк (1744–1829) полагал, что влияние «внешних обстоятельств» является од­ной из основных причин возникновения у организмов адап­тации, эволюции животных и растений. Однако Ламарк не смог вскрыть механизмы эволюционного процесса. Его гипо­теза о наследовании благоприобретенных признаков оказалась несостоятельной, а утверждение о внутреннем стремлении орга­низмов к усовершенствованию – ненаучным.

С конца XVIII в. быстрыми темпами развивалась биогеог­рафия, что способствовало дальнейшему развитию экологи­ческого мышления. Основоположником экологии растений принято считать А. Гумбольдта (1769–1859), который на ос­нове своих многолетних наблюдений в Центральной и Юж­ной Америке показал влияние климатических условий, особен­но температурного фактора, на распространение растений. В 1807 г. А. Гумбольдт высказал идею об изолиниях растений, суть которой заключается в том, что в сходных географических ус­ловиях у растений разных таксономических групп вырабаты­ваются сходные «физиономические» формы, то есть одинако­вый внешний облик.

Позднее появились работы, посвященные влиянию клима­тических факторов на распространение и биологию живот­ных, среди них книги немецкого зоолога К. Глогера (1833) об изменениях птиц под влиянием климата, датчанина Т. Фабера (1826) об особенностях северных птиц, К. Бергмана (1848) о географических закономерностях в изменении размеров теп­локровных животных.

А. Декандоль в 1832 г. обосновал идею, что среду, в кото­рой существуют растения, надо понимать как совокупность действующих экологических факторов, а в 1855 г. отметил повышенную экологическую пластичность растений по срав­нению с животными.

Русский ученыйЭ.А. Эверсман (1840) разделил факторы среды на абиотические и биотические, описал примеры борь­бы и конкуренции между особями одного и разных видов.

Профессор Московского университета К.Ф. Рулье (1814–1858) по праву считается основателем экологии животных. Он написал более 160 работ по зообиологии. Через все эти труды проходит мысль, что развитие органического мира обусловле­но влиянием изменяющейся внешней среды. Он разработал широкую систему экологических исследований животных.

Ученик К.Ф. Рулье Н.А. Северцов (1827–1885) в 1855 г. опуб­ликовал магистерскую диссертацию на тему «Периодические явления в жизни птиц, гад и зверей Воронежской губернии», в которой впервые в России изложил глубокие экологические исследования животного мира отдельного региона.

II. Второй этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (с середины XIX в.

до середины XX в.).

В 1859 г. английский ученый Ч. Дарвин (1809–1882) опубликовал научный труд «Происхождение видов путем ес­тественного отбора», в котором вскрыл механизм эволюцион­ного процесса путем естественного отбора. С появлением эво­люционного учения Ч. Дарвина экология стала развиваться на качественно новой основе.

В 1866 году немецкий биолог Э. Геккель впервые употре­бил термин «экология» в своем труде «Всеобщая морфология организмов», а в 1868 году в книге «Натуралистическая теория мирообразования» он дал определение сущности новой на­уки. Однако этот термин прижился только к концу XIX в.

Во второй половине XIX в. экологические исследования в основном касались влияния климатических факторов на рас­тительные и животные организмы. В 1895 г. Е. Варминг обо­сновал представление о жизненных формах растений. А.Ф. Миддендорф в конце XIX в. применил учение А. Гум­больдта об изолиниях к животным.

В конце 70-х годов XIX в. в экологии возникло новое на­правление. Немецкий гидробиолог К. Мебиус в 1877 г. на ос­нове изучения устричных банок Северного моря обосновал представление о биоценозе как о глубоко закономерном соче­тании организмов в определенных условиях среды. Биоцено­зы, или природные сообщества, по К. Мебиусу, обусловлены длительной историей приспособления видов друг к другу и к исходной экологической обстановке. Он утверждал, что вся­кое изменение в каком-либо из факторов биоценоза вызывает изменения в других факторах последнего.

Учение о растительных сообществах в дальнейшем обосо­билось в отдельную науку фитоценологию. Большую роль в ее развитии сыграли С.И. Коржинский, И.К. Пачоский, Г.Ф. Морозов, В.Н. Сукачев, Т.А. Работнов и др.

В конце XIX в. русский ученый В.В. Докучаев (1846–1903) создал учение о почве, учение о природных зонах, положил начало учению о ландшафтах. В.В. Докучаев ввел в науку ком­плексный подход к изучению природы. Его идеи получили даль­нейшее развитие в работе видного лесовода Г.Ф. Морозова «Уче­ние о лесе», в учении В.Н. Сукачева о биогеоценозах.

В 1910 году на III Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на аутэкологию и экологию сообществ – синэкологию. Такое разделение в даль­нейшем распространилось на экологию животных и общую экологию. Этому способствовали появившиеся новые науч­ные труды Ч. Адамса, В. Шелфорда, С.А. Зернова и др.

В 1913-1920 г. были созданы научные экологические об­щества, основаны экологические журналы, экологию начали преподавать в университетах. Получили развитие количествен­ное рассмотрение изучаемых явлений и процессов, связанных с именами А. Лотки (1925), В. Вольтерры (1926).

Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (1863–1945) в 1923–1927 гг. создал учение о биосфере как глобальной био­логической системе планеты Земля, а в 1944 г. – учение о ноосфере как высшей стадии развития биосферы.

В 30-40-е годы как самостоятельное направление обособи­лась экология популяций – демэкология. Основателем ее счи­тается Ч. Элтон. Наряду с ним в ее развитие большой вклад внесли С.С. Шварц, Н.П. Наумов, Д.Н. Кашкаров, В.В. Догель, В.Н. Беклемишев и др.

В 40-е гг. в экологии возник новый принцип исследования природных сообществ в их взаимосвязи со средой обитания. В 1935 г. английский ученый А. Тенсли ввел термин «экосистема», а в 1940 г. советский ученый В.Н. Сукачев (1880–1967) ввел термин «биогеоценоз».

III. Третий этап – превращение экологии в междисципли­нарную науку (с середины XX в. по настоящее время). С сере­дины XX в. успехи экологии, на фоне усугубляющихся про­блем состояния природной среды привели к «экологизации» многих биологических (и не только биологических) наук. Из строго биологической науки экология превратилась в комп­лекс знаний, включающих в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. На границе экологии и других наук начали возникать пограничные науки, такие, как эколо­гическая биохимия, экологическая физиология, математичес­кая экология, промышленная экология, сельскохозяйственная экология, медицинская экология, инженерная экология, эко­номическая экология, социальная экология, правовая эколо­гия и др. В настоящее время достижения экологии являются теоретической основой для выработки стратегии взаимоотно­шений человечества с природой, рационального природополь­зования и охраны природы.

Современный период развития экологии в мире связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж.М. Андерсен, Э. Пианка, Р. Риклефс, М. Бигон, А. Швей­цер, Дж. Харпер, Р. Уиттекер, Н. Борлауг, Т. Миллер, Б. Не­бел и др. Среди отечественных ученых следует назвать И.П. Герасимова, А.М. Гилярова, В.Г. Горшкова, Ю.А. Израэля, Ю.Н. Куражковского, К.С. Лосева, Н.И.

ВКЛАД УЧЕНЫХ В ЭКОЛОГИЮ

Моисеева, Н.П. Наумова, Н.Ф. Реймерса, В.В. Розанова, Ю.М. Свирижева, В.Е. Соколова, В.Д. Федорова, С.С. Шварца, А.Л. Яншина и др.

Часть I. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ (ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ)


Дата добавления: 2017-02-13; просмотров: 2020;


Похожие статьи:

Понятие экология, задачи экологии, ее связь с другими дисциплинами

ВВОДНАЯ

Лекция 1

Термин ʼʼЭкологияʼʼ происходит от двух греческих слов ʼʼойкосʼʼ — дом и ʼʼлогосʼʼ — наука. Этот термин впервые ввел в науку Эрнст Геккель в 1866 ᴦ. Со времен Э. Геккеля термин претерпел существенное изменение. Чаще всœего считается, что экологиянаука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. В последние годы в условиях глобального экологического кризиса в термин ʼʼЭкологияʼʼ вносится в значительной степени социальный аспект, и она уже трактуется как междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе, обществе и их взаимосвязи.

Задачи экологии:

— исследование закономерностей организации жизней;

— регуляция численности популяций;

— прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;

— восстановление разрушенных природных систем;

— сохранение эталонных участков биосферы.

Экология связана с биологией, физиологией, химией, генетикой, географией, математикой, правом и другими дисциплинами.

Выдающиеся ученые-экологи России и их открытия

Главным объектом изучения экологии являются экосистемы.

Сегодня выделяется 4 этапа в развитии экологии:

1-й этап: до 1866ᴦ.

2-й этап: 1866 – 1936гᴦ.

3-й этап: 1936 – 1976гᴦ.

4-й этап: 1976 – по настоящее время.

На первом этапе отсутствует понятие ʼʼЭкологияʼʼ, однако сам подход к изучению объектов близок к экологической концепции. Так, к примеру, в сочинœениях Аристотеля имеется описание морфологических особенностей животных исходя из среды обитания. Аналогичные работы проводил его ученик Теофраст. Достоверных сведений крайне мало, так как велико давление церкви. С начала эпохи возрождения в развитии экологии большую роль сыграли путешествия в дальние страны и первые эксперименты. Так Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж.Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали крайне важно сть изучения природы как единого целого.

На втором этапе глобальное значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателœем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.

Третий этап характеризуется накоплением большого фактического материала по экологии популяций. Термин ʼʼЭкологияʼʼ прочно входит в научную литературу. Впервые возникает статистическая обработка данных. В.В. Докучаев предположил, что почва, горная порода, климат и живые организмы составляют единое целое. В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере. Сукачев разработал учение о биогеоценозе. Появляются первые учебники и монографии (к примеру, Ч. Элтон ʼʼЭкология животныхʼʼ).

Четвертый этап неоднозначный в развитии экологии. Изначально экология считается западной наукой, которую не приемлют в России. Но экологические проблемы стали носить всœеобщий характер и эта наука стала социально значимой и крайне важно й. Во всœех вузах и школах России введена дисциплина ʼʼэкологияʼʼ. Создается масса общественных организаций, занимающихся проблемами экологии. Так, к примеру Римский клуб – международная группа выдающихся ученых, политических деятелœей, государственных деятелœей, которые занимаются изучением проблем демографического взрыва, опустынивания, парникового эффекта и др.


Добавить комментарий