Организация учетной политики предприятия / КонсультантПлюс

.

.

Разработка учетной политики

Учетная политика – комплекс средств и способов ведения налогового и бухгалтерского учета на предприятии. Она разрабатывается отдельно для налогового учета и отдельно для бухгалтерского учета. Учетная политика является основным финансовым документом юридического лица, именно поэтому так важна его грамотная разработка. Юристы советуют поручить оформление столь важной документации квалифицированным специалистам. Такие специалисты работают в ООО «Ордин и К».

Учётная политика

На вооружении наших сотрудников находится постоянно обновляемые правовые базы, которые позволяют следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве РФ. По общему правилу, для любой организации, осуществляющей выплату налогов разработка учетной политики – основной элемент. Исключением является лишь упрощенная система налогообложения, где законодатель разрешает вводить «упрощенную учетную политику».

Ошибкой многих руководителей является формальное отношение к вопросам разработки учетной политики предприятия, и зачастую, последствия неправильного применения отдельных ее элементов приводит к плачевным результатам.

Учетная политика юридического лица разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. При этом, к элементам учетной политики относятся:

  • Система ведения бухгалтерского учета;
  • Организация работы бухгалтерского аппарата;
  • Структурные подразделения, которые были выведены на отдельный баланс;
  • Рабочие план счетов и план субсчетов;
  • Формы учета первичных документов;
  • Порядок проведения инвентаризации;
  • Правила документооборота;
  • Правила обработки учетной документации;
  • Перечень форм бухгалтерской отчетности; образцы такой отчетности;
  • Способы заполнения и предоставления бухгалтерской отчетности;
  • Изменение стоимости основных средств;
  • Начисление амортизационных отчислений;
  • Выбор единиц учета материалов и др.

Учетная политика юридического лица должна применяться во всех структурных подразделениях предприятия и применяться последовательно из года в год. Для разработки и внесения изменений в учетную политику издается приказ о внесении изменений, в котором указываются все нововведения.

В случае, если у юридического лица появляются новые активы, операции, то в нее должны быть внесены дополнения. Дополнения разрабатываются и вносятся так же путем издания приказа о внесении дополнений.

В ходе налоговых проверок особое внимание уделяется учетной политике компании, благодаря ей можно отстоять свою позицию.

Юристы и бухгалтеры компании ООО «Ордин и К» окажут квалифицированную помощь по вопросам разработки учетной политики юридического лица. За получением такой помощи Вы можете обратиться в наши офисы в Вологде и Великом Устюге.

Учетная политика на предприятии

75. Понятие учетной политики

Учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Обязательными элементами учетной политики являются:

1) разработанный организацией рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

4) методы оценки активов и обязательств;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Лица, ответственные за составление учетной политики, обязаны выполнять следующие требования:

1) при условии, если организация только начинает самостоятельную деятельность, то учетная политика должна быть утверждена до окончания первого налогового периода;

2) в целях налогообложения в учетной политике записывают порядок определения выручки от обычных видов деятельности при определении налога на прибыль и др.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

1) полноту отражения в учете всех факторов хозяйственной деятельности;

2) своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;

3) большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

4) отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько их экономического содержания, фактов и условий хозяйствования;

5) тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

6) рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации независимо от их местонахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до 1-й публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

Оглавление

Основные составляющие учетной политики

В общем виде, учетную политику можно определить как совокупность способов ведения бухгалтерского учета (рис.10.), избранных предприятием в качестве модели формирования учетной информации, соответствующей условиям хозяйствования и не противоречащих нормативно-законодательной базе РФ.

Составляющие учетной политики делятся на два вида: 1. организационно-технический раздел учетной политики; 2. методический раздел учетной политики.

К организационно — техническомуразделу учетной политики, относят показатели, которые обусловливают организацию и технику бухгалтерского учета на предприятии.

Под рациональной и четкой организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (составляющих) оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной для управления информации о финансово-хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за эффективным использованием производственных ресурсов. Следует помнить, что четкость — одно из основных условий хорошей организа­ции учета.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

 

Рис.10. Способы ведения бухгалтерского учета

 

Основными составляющими системы организации бухгалтерского учета в организациях являются:

§ Выбор лиц, ответственных за ведение учета, – решение руководства предприятия о возложении ответственности за ве­дение бухгалтерского учета (определенные законодательством варианты: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; бухгалтерский учет ведет руководитель).

§ Определение руководителем штатного состава, должностных обязанностей, ответственности и прав работников бухгалтерии, иерархии служебной подчиненности, плана мероприятий по повышению квалификации, графика учетных работ. Вся эта объемная информация документально закрепляется в положении о бухгалтерии, в положении об отделах (группах) бухгалтерии, в должностных инструкциях, в графике учетных работ и др.

§ Выбор степени централизации учета, который зависит от размеров организации и централизации управления и определяется руководителем. Он исчисляет экономическую эффективность отдельных хозяйственных участков (структурных подразделений) и, при необходимости, выделяет их на отдельный баланс, т.е. происходит де­централизация. Таким образом, на крупных и средних предприятиях, имеющих слож­ную организационную, производственную структуру и территориальную разобщенность, ведение бухгалтер­ского учета может быть централизованным и децентрализованным.

§ Выбор организационной структуры бухгалтерии, зависящей от условий организации и технологии производства, объема учетной работы, форм учета и предполагающей три основных вида организации бухгалтерской работы: функциональный, линейный и линейно-функциональный.

§ Порядок проведения инвентаризации, в целях обеспечения контроля
за сохранностью имущества и достоверностью бухгалтерской ин­формации. В организации необходимо определить состав и функции инвентаризационной комиссии, вид, порядок, сроки и количество плановых и внеплановых инвентаризаций отдельных видов имущества, обязательств и отдельных хозяйственных процессов.

§ Организация системы внутреннего учета и контроля подразумевает решение руководства формы о наличии управленческого учета и внутреннего аудита в организации (обязанности учетного персонала, внутреннюю отчетность, документацию и т.п.) и формы их построения.

§ Разделение учетных и хозяйственных функций, организуемое в целях недопуще­ния злоупотреблений. При этом целесообразно разделение функций по ведению учета от функций по осуществлению хозяйственной деятельности (крайне нежелательно совмещение одним лицом бухгалтерских и хозяйственных обязанно­стей, например, приобретения материальных ценностей и учета операций по их движению и т.д.).

§ Выбор технического оформления и формы бухгалтерского учета (состава, структуры, и порядка формирования учетных регистров). Форма определяется организационной структу­рой бухгалтерии, обязанностями работников, схемой документооборота, цен­трами ответственности и иными факторами. Указываются вид вычислительных машин, приборов и устройств, применяемых для учета. При автоматизированной форме учета определяются технико-эксплутационные характеристики и вид компьютеров, бухгалтерской профессиональной программы, информационно-справочной системы и т.д.

§ Рабочий план счетов и номенклатура аналитического учета самостоятельно разрабатываются организацией на основе плана счетов, утвержденного Министерством финан­сов РФ. При этом предприятие вправе использовать не все предусмотренные в нем сче­та и субсчета. Они могут исключаться, добавляться, объединяться. Также возмож­но изменение наименования и назначения того или иного субсчета. Кроме того, организация определяет номенклатуру объектов аналитического учета. Их группировка по различным признакам образует аналитические разрезы. Иерархия аналитических разрезов формирует многоуровневый аналитиче­ский учет.

§ Определение перечня учетной документации и построение графика документооборота. Отражаются унифицированные и самостоятельно разработанные организацией формы первичных учетных документов, используемых для отражения хозяйственных операций. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указываются порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. При составлении графика документооборота главному бухгалтеру необходимо применять Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР от 29.07.83г. №105 и др.

Учетная политика — 2018

нормативными актами.

§ Определение отчетного периода, содержания, структуры и форм внутренней и внешней отчетности, сроки их составления и представления, способ представления (почтой, электронной почтой, телеграфом и др.), наименования и адреса организаций, фамилии должностных лиц, получающих отчеты и др.

§ Создание номенклатуры дел и организация хранения документов. По истечении каждого отчетного месяца первичные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. На обложке указывают: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период — год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; общее количество листов. Требования к хранению документов определены статьей 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Организации обязаны хранить определенным образом первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение определенных сроков, но не менее пяти лет. Порядок и сроки сдачи учетной документации в архив регламентируется правилами организации государственного архивного дела.

§ Формирование кадровой политики бухгалтерии (порядок аттестации бухгалтеров, система подбора персонала и повышения его квалификации и др.)

Все аспекты учетного процесса следует регламентировать и оформлять единым организационно-управленческим документом — Положением об учетной политике, с разработкой в качестве приложений к нему, таких внутрихозяйственных регламентов, регулирующих дея­тельность службы бухгалтерского учета, как положение о бух­галтерской службе, должностные инструкции работников учетного аппарата, график документооборота, рабочий план счетов бухгалтерского учета, положение об инвентаризации имущества и денежных обязательств и т.п.

К разделам учетной политики, которые могут повлиять на отчетность, как на информационную базу для проведения экономического анализа, относятся методические аспекты, в т.ч. оценка имущества и обязательства предприятия.

Учетная политика, как правило, предусматривает порядок и варианты учета, которые позволяют сделать оценку тех или иных активов или пассивов в различной форме и размерах. Такая оценка позволяет предприятию представлять данные о себе в таком свете, который наиболее выгоден организации.

Учетная политика, как самый действенный и законный способ корректировки финансовых показателей, очень важна. Прибыль, которая показывается в бухгалтерской отчетности, представляет собой в достаточной степени субъективный показатель, т.к. сумма прибыли во многом определяется не суммой денег в кассе или на расчетном счете, а моментом демонстрации в учете хозяйственной опе­рации, приносящей прибыль или убыток, принятым вариантом оценки расходов организации, ибо ее доходы всегда очевидны – это сумма полученной выручки, а расходы всегда сомнительны, поскольку определяются методикой бухгалтерского учета. Учи­тывая это, организация имеет возможность выбирать наиболее выгодный для себя способ ведения учета, обеспечивающий же­лаемую величину прибыли и, соответственно, показатели финансовой устойчивости организации.

К методическим аспектам учетной политики, которые могут повлиять на финансовую отчетность, с точки зрения аналитического аспекта, и являются наиболее важными, относят:

Ø способ оценки (переоценки) объектов бухгалтерского учета;

Ø способ амортизации активов;

Ø порядок списания стоимости материально-производственных запа­сов;

Ø механизм формирования и списания затрат в расходы будущих периодов;

Ø порядок создания резервов;

Ø механизм калькуляционного учета;

Ø оценка незавершенного производства и др.

 

Контрольные задания и вопросы к теме 3

1. Какова структура и сущностные характеристики финансовой политики организации?

2. Охарактеризуйте роль и место учетной политики в структуре финансовой политики организации.

3. Какова сущность и значение выбора учетной политики организации?

4. Назовите и раскройте суть организационно-технических аспектов учетной политики.

5. Назовите и раскройте суть методических аспектов учетной политики.

 

123


Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 2065;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Основные элементы учетной политики организации для целей налогообложения)

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденному приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Законодательное определение этого термина в целях налогообложения отсутствует, но согласно нормам главы 25 НК РФ, в которой раскрывается понятие налогового учета, учетная политика в целях налогообложения — это закрепляемые в случаях, предусмотренных НК РФ, в приказе (распоряжении) руководителя обязательные для организации правила, по которым налогоплательщик систематизирует и обобщает информацию о своих хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода для определения налоговой базы по налогу.

Согласно требованиям ПБУ 1/98 и нормам главы 25 НК РФ организации должны иметь две учетные политики: учетную политику в целях бухгалтерского учета и учетную политику в целях налогообложения. Причем учетная политика в целях налогообложения должна быть разработана для определения налоговой базы по налогу на прибыль и по НДС согласно п. -ст. 167 НК РФ и нормам главы 25 НК РФ.

Формируя учетную политику в целях налогообложения, необходимо руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета, и требованиями НК РФ. При этом необходимо по возможности совместить требования бухгалтерского и налогового учета.

В первом разделе приказа об учетной политике организации следует отразить общие вопросы организации бухгалтерского и налогового учета:

распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии с целью обеспечения правильного и оперативного бухгалтерского и налогового учета, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета, определение обязанностей этих лиц и руководителей, смежных с бухгалтерией служб по вопросам, относящимся к налоговому учету;

— порядок документооборота в соответствии с Положением документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержден Минфином СССР 29.07.1983 N2105;

— применение нетиповых форм документов первичного учета хозяйственных операций, разработанных организацией;

— применение аналитических регистров налогового учета согласно требованиям ст. 314 РЖ РФ

— основные правила ведения бухгалтерского и налогового учета;

— порядок контроля за правильностью, полнотой и своевременностью отражения хозяйственных операций;

-порядок и сроки проведения инвентаризации материальных ценностей и обязательств.

Выполнив эту работу, целесообразно сопоставить требования, предъявляемые к учету доходов и расходов в целях бухгалтерского налогового учета, что позволит более рационально и правильно подойти не только к построению системы налогового учета, но и в определенной мере к изменению системы бухгалтерского учета или к возможности объединения обеих систем учета.

В соответствии со ст. 313 НК РФ учетная политика организации для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. В приказе об учетной политике следует выделять организационные и методические приемы и способы ведения налогового учета и при этом давать ссылку на статью Налогового кодекса Российской Федерации, на которой основан выбор того или иного варианта учета.

В методологической части документа об учетной политике организации необходимо отразить выбранный вариант налогового учета, а также элементы учета, имеющие существенное значение для определения налоговой базы.

Организация должна отразить по каждому элементу учетной политики рациональные способы бухгалтерского и налогового учета:

1) определить наиболее приемлемый метод оценки сырья и материалов при списании на производство (изготовление) товаров (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии со ст. 254 НК РФ:

— по стоимости единицы запасов;

-по средней стоимости;

-по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

— по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Разница в определении затрат для целей бухгалтерского учета и налогообложения состоит в периодах, за которые производится распределение затрат. Для целей бухгалтерского учета себестоимость готовой продукции (работ, услуг) определяется по состоянию на конец каждого отчетного месяца, а для целей налогообложения — на конец отчетного или налогового периода (квартала или календарного года). Кроме того, при определении себестоимости продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета главным является определение доли расходов в отношении отдельных видов продукции, а для целей налогообложения — правильное исчисление доли расходов на реализованную продукцию (работы, услуги);

2) определить порядок учета и списания нематериальных активов. Согласно п. 2 ст. 258 НК РФ срок полезного использования нематериальных активов для целей налогового учета определяется исходя из срока действия патента или свидетельства, а также из срока полезного использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. В налоговом учете нематериальные активы амортизируются одним из методов, предусмотренных ст. 259 НК РФ,— линейным или нелинейным.

3) организовать раздельный учет амортизируемого (основных средств и нематериальных активов) по критерию срока использования в соответствии со ст. 256—258 НК РФ — по десяти группам

Налогоплательщик должен определить амортизационную группу для каждого объекта и конкретный срок использования этого объекта в заданном интервале.

4) организовать начисление амортизации основных средств согласно методам, определенным ст. 259 НК РФ:

-линейному;

— нелинейному.

5) предусмотреть применение специальных коэффициентов ускорения (понижения) норм начисления амортизации согласно п. 7—11 ст.

Что такое учетная политика предприятия

259 НК РФ. а также проведение переоценки основных средств:

6) определить метод списания покупных товаров при их реализации согласно ст. 268:

— ФИФО;

— ЛИФО;

7) установить порядок списания общехозяйственных затрат.

При определении в учетной политике порядка списания общехозяйственных затрат необходимо иметь в виду следующее.

В состав общехозяйственных расходов включаются такие управленческие расходы, как зарплата администрации, амортизация офисных помещений и оборудования, расходы на связь, арендные платежи и т.д.

В целях налогового учета выше указанные расходы относятся к категории косвенных затрат и в соответствии с нормами ст. 318 НК РФ вычитаются из доходов отчетного периода:

8) установить порядок учета кредитов, займов и затрат по их обслуживанию.

При формировании учетной политики по налоговому и бухгалтерскому учету заемных средств и затрат по их обслуживанию необходимо иметь в виду, что они учитываются по-разному.

Согласно ст. 265 НК РФ вышеуказанные расходы включаются в состав внереализационных расходов. Причем расходы по уплате процентов по займам и кредитам нормируются двумя способами. На расходы, уменьшающие налоговую базу по прибыли, можно отнести только суммы, которые превышают средний уровень более чем на 20%.

В приказе об учетной политике необходимо указать также форму, в которой будет осуществляться налоговый учет, — ручная или автоматизированная.

В приложениях к приказу об учетной политике следует привести: Положение о документообороте; перечень и формы аналитических регистров налогового учета; перечень бухгалтерских регистров, применяемых для налогового учета; перечень объектов основных средств, по которым при исчислении сумм амортизации применяются специальные коэффициенты, и др.

 


Добавить комментарий