Факторы размещения тяжелого машиностроения в россии

Бизнес

Содержание

Факторы размещения машиностроения. Тяжелое машиностроение: факторы размещения

6 марта 2015

Машиностроение является важнейшей отраслью народного хозяйства. Оно обеспечивает техникой и оборудованием все направления экономики, а также производит много бытовых предметов, необходимых человечеству в повседневной жизни. В этой статье раскрыты основные факторы размещения машиностроения и их значение для производства разных видов оборудования.

Машиностроение – ключ к развитию государственной экономики

Машиностроение занимает главное место в промышленном производстве и влияет на развитие всех отраслей хозяйственной деятельности. Оно характеризует научно-технический уровень страны и ее обороноспособность. В развитых странах на машиностроение припадает около 35% внутреннего валового продукта. Особенностью машиностроительной продукции этих стран является большое разнообразие товара наивысшего качества и его конкурентоспособность.

Состав машиностроительного комплекса и его особенности

Машиностроение имеет довольно сложную структуру и состоит из более 70 разных отраслей. Главными его направлениями считаются электроника, робототехника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, изготовление самолетов, локомотивов и вагонов.

Машиностроительный комплекс имеет ряд важных особенностей, от которых зависит размещение производственных мощностей. Во-первых, в этой отрасли решающее значение имеет степень развитости специализации (производитель выпускает один вид товара) и кооперирования (когда над производством товара работают несколько предприятий). Во-вторых, существуют определенные факторы, влияющие на размещение машиностроения. В зависимости от специализации отрасли, их комбинация может отличаться. Например, автомобильный завод производит готовый транспорт, но для его изготовления использует детали, которые закупает у других предприятий. В этом случае важным фактором размещения автомобилестроительного машиностроения является хорошо развитая транспортная сеть.

Видео по теме

Факторы размещения отраслей машиностроения

Экономисты выделили основные факторы, которые существенным образом влияют на размещение машиностроения:

  • металлоемкость;
  • трудовые ресурсы;
  • сырьевая база;
  • наукоемкость;
  • территориальная концентрация;
  • потребительский фактор.

Практически для всех отраслей основными являются такие факторы размещения машиностроения, как наукоемкость и рабочая сила. Соотношение и количество других факторов для каждого вида машиностроения может существенно отличаться. Например, развитость аграрного комплекса в стране способствует росту спроса на землеобрабатывающее оборудование. Таким образом, возникает потребность расширять сельскохозяйственное машиностроение. Факторы размещения наукоемких отраслей (радиоэлектроника, вычислительные машины) сводятся к регионам, где находится достаточное количество квалифицированных специалистов и есть возможность проводить научные опыты и исследования.

Классификация машиностроительных отраслей

Одни и те же факторы размещения машиностроения для некоторых предприятий могут быть стратегическими важными, а на другие влияют лишь незначительно. По этому принципу экономисты разделили все отрасли машиностроения на три группы: тяжелое, среднее и общее.

Тяжелое машиностроение

Отрасли этого вида машиностроения характеризуются большими затратами на металл и небольшой трудоемкостью. К ним относится производство подъемно-транспортного, горнорудного, металлургического и шахтного оборудования, тяжелых станков, локомотивов и вагонов, крупных судов. Все эти направления в комплексе являют собой тяжелое машиностроение. Факторы размещения таких предприятий – сырьевая база и потребитель. Так, в структуре производственных издержек этих заводов затраты на сырье и материалы составляют от 40 до 80%. По этой причине они размещаются около металлургических предприятий и рынка сбыта.

В группе отраслей тяжелого машиностроения особое место занимает энергетическое машиностроение, которое производит генераторы, паровые турбины, котлы, двигатели для речных и морских судов. Предприятия такого направления в основном размещаются в регионах с развитым машиностроительным комплексом, где работают высококвалифицированные кадры. По такому же принципу развивается производство кузнечно-прессового оборудования и тяжелых станков. Как правило, такую технику выпускают маленькими партиями на заказ для машиностроительных предприятий страны или зарубежных контрагентов.

Ближе к потребителю размещаются такие отрасли транспортного машиностроения, как производство электро- и тепловозов, вагонов и судов. Так, судостроение тяготеет к морским портам, хотя эта отрасль имеет некоторые сложности. Дело в том, что для строительства современных судов необходимо специальное оборудование. Поэтому судостроение организовывается по принципу кооперирования с другими предприятиями, поставляющими детали, оборудование и даже готовые секции судов.

Среднее машиностроение

Главные факторы размещения машиностроения этой группы – квалифицированные кадры и энергоресурсы. Она включает производства с малой металлоемкостью и большими потребностями в трудовых ресурсах.

В группу среднего машиностроения входят предприятия, которые характеризуются узкой специализацией и связанностью с поставками от кооперативных предприятий. Например, производство оборудования для полиграфической, пищевой и легкой промышленности. Главной отраслью среднего машиностроения является производство автомобилей. Эта отрасль изготавливает также моторы, подшипники, электрооборудование и т. д.

Общее машиностроение

Эта группа машиностроения включает предприятия, которые специализируются на производстве машин и технологического оборудования для химической, нефтеперерабатывающей и лесной промышленности. Также сюда относятся заводы, которые выпускают дорожные и отдельные виды сельскохозяйственных машин. В структуре себестоимости продукции такого типа наибольшую часть затрат составляет заработная плата рабочих (до 30%), остальные издержки – сырье, материалы и энергоресурсы. Таким образом, размещение предприятий этой группы зависит от потребительского фактора, рынка сбыта и рабочей силы.

Для примера рассмотрим сельскохозяйственное машиностроение. Факторы размещения этой отрасли – потребительский спрос, сырьевая база, наличие развитого транспортного соединения. Приоритетное значение в развитии сельскохозяйственного машиностроения имеет потребительский фактор. Именно от наличия спроса на тракторы, комбайны и прочие аграрные машины зависят объемы и масштабы производства.

География машиностроения

Факторы размещения предприятий машиностроения играют решающую роль в экономике всех стран, включая всю мировую географию. Например, многие регионы Канады, Аргентины, часть Австралии, некоторые штаты США уже веками являются известными аграрными районами. В этих местах существует стабильно высокий спрос на сельскохозяйственное оборудование и машины. А стремительное омолаживание и прирост населения во многих странах Азии существенно повлияли на размещение на их территории предприятий, специализирующихся на производстве бытовой техники и радиоэлектроники.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка…

Похожие материалы

Бизнес
Главный фактор размещения производства. Факторы размещения производства: таблица

Вопрос размещения производства является решающим и требует тщательного анализа. Дело в том, что каждая отрасль промышленности зависит от многих факторов. Задача экономиста – найти наиболее выгодное место развити…

Бизнес
Сельское хозяйство Дальнего Востока. Факторы размещения

К факторам, влияющим на специализацию сельского хозяйства и его размещение относится качество почв, сумма активных температур, продолжительность теплого периода, суммарная солнечная радиация, количество осадков, а так…

Автомобили
Погрузчики вилочные — универсальное средство для размещения товаров на складе

Погрузчики вилочные — специальный складской транспорт напольного типа. Предназначается для перемещения, штабелирования и системной укладки различных грузов, товаров и материалов.

Автомобили
Какие факторы влияют на расход бензина?

Расход бензина — это количество топлива, израсходованное автомобилем. Данная характеристика мотора машины в настоящее время является одной из самых важных. И вот уже на протяжении десятилетий ведущими инженерами плане…

Автомобили
Комбайн Нива — гордость советского машиностроения

С началом осени в сельскохозяйственных регионах начинается сезон сборки урожая. Тяжелая техника выезжает на поля, дабы облегчить нелегкий труд фермерам. Но немногие знают, что комбайн Нива, который довольно прочно зак…

Бизнес
Индустриальные парки — это территории для размещения новых производств. Создание, управление и сервис

Чтобы разместить новые производства на территории, которая обеспечена инфраструктурой и энергоносителями, специально организуются индустриальные парки. Это образование должно быть снабжено всеми необходимыми условиями…

Бизнес
Демотивация — это… Демотивация: определение, причины, факторы и примеры

Демотивация сотрудников настолько же эффективна в процессе управления персоналом, как и мотивация. Однако при ее применении необходимы определенная тактичность и систематичность.Демотивация – это система…

Бизнес
Машиностроение Украины: отрасли и текущие тенденции

Машиностроение Украины традиционно считается ведущей отраслью и локомотивом экономики. Здесь сосредоточены крупные высокотехнологичные предприятия авто- и авиастроения, металлургии, энергетики, ВПК и других направлени…

Бизнес
Сварка ультразвуковая пластика, пластмасс, металлов, полимерных материалов, алюминиевых профилей. Ультразвуковая сварка: технология, вредные факторы

Ультразвуковая сварка металлов представляет собой процесс, в ходе которого получают неразъемное соединение в твердой фазе. Формирование ювенильных участков (в которых образуются связи) и контакт между ними происходят …

Бизнес
ОАО «Уральский завод тяжёлого машиностроения»: описание, производство и отзывы сотрудников

Открытое акционерное общество «Уральский завод тяжелого машиностроения» расположено в Екатеринбурге, прямо в сердце России. Строительство завода было комплексным. Строили предприятие, жилые кварталы для сотрудников и …

Машиностроительный комплекс. 1. Машиностроение — одна из ведущих отраслей экономики России.

 

1. Машиностроение одна из ведущих отраслей экономики России.

В машиностроении (по специализации) выделяют следующие подотрасли:

• тяжелое и энергетическое машиностроение;
. станкостроение;

• транспортное (автомобилестроение, авиастроение, судострое­ние, железнодорожное машиностроение);

• сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение;

• приборостроение;

• электроника и электротехника.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние такие факторы, как:

• близость сырьевой базы;

• наличие квалифицированных кадров;

• близость транспортных узлов.

2.Среди многочисленных факторов, влияющих на классификацию
отдельных производств машиностроительного комплекса, выде­ляют
:

• материалоемкость;

• энергоемкость;

• трудоемкость;

• фондоемкость;

• потребительский фактор.

Особенности взаимодействия таких факторов обусловливают деление машиностроения:

• на тяжелое;

общее;

среднее.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отрас­лям с большим потреблением металла, электроемкостью и ма­лой трудоемкостью.

К тяжелому машиностроению относят производство:

• металлургического, горно-шахтного, горнорудного, крупного энергетического, подъемно-транспортного оборудования;

• кузнечно-прессовых машин;

• тяжелых станков;

• крупных морских и речных судов;

• крупных автомобилей;

• кранов;

• локомотивов и вагонов.

Размещение отраслей тяжелого машиностроения в большей степе­ни зависит от сырьевой базы и районов потребления. Например, в Красноярске построен один из крупнейших заводов страны по производству тяжелых экскаваторов, широко использующихся при добыче бурого угля месторождений Канско-Ачинского бас­сейна, расположенного в этом же регионе.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение. Оно представленное производ­ством:

• мощных паровых турбин и генераторов;

• гидротурбин и паровых котлов;

• двигателей для морских и речных судов.

Энергетическое машиностроение размещается преимуществен­но в крупных центрах развитого машиностроенияпри наличии высококвалифицированных кадров.

Крупнейшими центрами по производству продукции энергетиче­ского машиностроения являются:

турбин для гидроэлектростанций:

• завод «Металлический завод» (Санкт-Петербург);

• завод «Электросила» (Санкт-Петербург);

паровых котлов:

• завод «Красный котельщик» (Таганрог), производящий по­ловину всех паровых котлов страны;

. Белгородский завод «Энергомаш»;

атомных реакторов:

• заводы Санкт-Петербурга;

. завод «Атоммаш» (Волгодонск).

В развитых центрах энергетического машиностроения получи­ло развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Такие станки выпускаются неболь­шими сериями по заказам машиностроительных предприятий России и зарубежных государств.

К районам потребления приближены и отдельные подотрасли транспортного машиностроения:

• судостроение;

• производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным пор­там. Основные центры морского судостроения сформирова­лись на побережье Балтийского моря (Санкт-Петербург, Вы­борг). Они специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях:

. Волге;

• Оби;

• Енисее;

• Амуре.

Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса. Речные суда сходят со стапелей Волго­града, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения.Современные электрово­зы, тепловозы, пассажирские и специальные вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разно­образные конструкционные материалы, но и оснащены сложным оборудованием. Центрами железнодорожного машиност­роения являются:

• Коломна — пассажирские тепловозы;

• Новочеркасск — электровозы;

• Муром — маневровые тепловозы;

• Демихов — пригородные электропоезда.

• Брянск — пассажирские вагоны;

• Тверь — пассажирские вагоны и двухъярусные вагоны для пе­ревозки автомобилей;

• Санкт-Петербург и Мытищи — вагоны для метрополитена;

• Абакан — грузовые вагоны и железнодорожные цистерны.

3. Общее машиностроение включает отрасли, специализирующиеся на производстве оборудования:

• для нефтеперерабатывающей;

• химической;

• лесной;

• строительной отраслей промышленности;

• дорожных и сельскохозяйственных машин.

Предприятия этой группы широко размещены по территории России и ориентируются на потребителя готовой продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие кадров и близость сырьевой базы.

Среднее машиностроение подразделяется:

• на автомобилестроение (производство небольших и средних металлорежущих станков);

• производство типологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Основой наукоемкого сектора российской промышленности выступают отрасли оборонно-промышленного комплекса.Эти от­расли отличаются наибольшей трудо- и наукоемкостью и раз­мещаются в районах, располагающих высококвалифициро­ванной рабочей силой, НИОКР.

Например, авиационная промышленность России опережает многие страны мира по разработке многих типов самолетов и вертолетов, особенно военных, но уступает в производстве особо мощных двигателей и авиационных приборов (авионики). Широко известны в мире такие российские фирмы, как:

• «Сухой»;

• «МиГ;

• «Береев»;

• «Туполев»;

• «Камов»;

• «Миль»;

• «Ильюшин» и др.

В Москве, Воронеже, Смоленске размешаются многочислен­ные заводы, НИИ, КБ по серийному производству летатель­ных аппаратов.

2.2 Факторы и особенности размещения тяжелого машиностроения

Значительное развитие эта отрасль получила и в Поволжском и Волго-Вятском экономических районах (Ка­зань, Нижний Новгород, Самара и Ульяновск).

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение.Предприятия автомобильной промыш­ленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3—6 т) выпускают Мос­ковский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузо­подъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

Основными центрами производства автомобилей являются:

высококлассных легковых автомобилей:

• Москва;

• Нижний Новгород;

автомобилей среднего класса и малолитражных:

• Москва;

• Тольятти;

• Ижевск;

микролитражных автомобилей:

• Серпухов;

• Набережные Челны;

• Елабуга.

Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицын). В 1990-х гг. началась сборка автомобилей иностранных фирм в Елабуге, Таганроге, Ростове-на-Дону, Калининграде, а затем и в Калуге, Ленин­градской области, Санкт-Петербурге.

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения.Большое развитие станкостроение полу­чило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися центрами станкостроения — Москвой и Санкт-Петербургом, оно получило развитие в Поволжье и на Урале.

Одной из главных задач развития машиностроительного ком­плекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, произ­водство вычислительной техники.

Машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР.

По сравнению с импортными това­рами машиностроительная продукция нашей страны имеет бо­лее низкое качество и потому часто неконкурентоспособна на мировом рынке (кроме авиационной, космической, военной техники).

 

Предыдущая1234567891011Следующая


Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1707;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Похожие главы из других работ:

Зависимость численности населения от экономического развития и национального состава населения

3. Влияние национального состава на численность населения субъектов Российской Федерации.

На территории России проживает свыше ста наций и народнос-тей. Каждой нации присущи свои черты материальной и духовной куль-туры, отражающие конкретные природно-исторические и социально-экономические условия ее развития…

Закономерности и показатели размещения населения

Раздел 1. Теоретический обзор основных положений темы: понятие населения, его классификация по различным признакам, демографические коэффициенты

урбанизация миграция демографический…

Определение отрасли специализации региона, отрасли рыночной специализации Центрального Федерального округа

6. Определить какие из отраслей являются отраслями специализации Приволжского федерального округа:

А) машиностроение; Б) цветная металлургия; В) легкая промышленность; Г) сельское хозяйство; Д) лесная промышленность; Е) химическая промышленность; Ж) топливная промышленность; З) электроэнергетика. Ответ: А, Е, Ж, З…

Современное состояние машиностроения Сибири

1.4 Классификация отраслей машиностроения

Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности…

Сравнительный анализ химического и органолептического состава минеральной воды

1. Сводная таблица химического состава минеральной воды

Минерализация мг/л Газ/ не газ Личный рейтинг Святой источник 50 15 20 25 5 20 100 Не газ. 1 Архыз 150 _ _ 25 5 5 200 Газ 3 Новотерская 1300 300 1200 300 100 800 4000 Газ. 6 Тверская чистая 100 _ _ 20 10 _ 200 Газ…

Территориальная организация населения и хозяйства экономического подрайона: Магаданская область

5.2 Территориальные особенности состава населения

Главной особенностью в изменении возрастного состава населения Магаданской области, как и по всей России, начиная с 90-х годов…

Территориальное прогнозирование половозрастного состава населения России (младше трудоспособного населения)

1.3 Методы прогнозирования половозрастного состава

Математическое моделирование. В современной статистике сложился ряд методов прогноза населения, имеющих разную точность и основывающихся на различных моделях. Самые простые из них характеризуют изменение его численности в целом. Это модели…

Территориальное прогнозирование половозрастного состава населения России (младше трудоспособного населения)

2.ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА ПОЛОВОЗРАСТНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рис.1.

Факторы размещения машиностроения в мире(2018г)

ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ — моложе трудоспособного возраста (на 1 января; в процентах от общей численности населения) — 2000г…

Характеристика малоградиентных полей давления в Нижнем Поволжье

2. Выделение Нижнего Поволжья в регион по циркуляционным признакам

Существенные особенности циркуляции атмосферы, присущие Юго-востоку европейской части России…

Характеристика Уральского региона

3. Какие субъекты Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа специализируются на добыче нефти и газа.

Дайте экономико-географическую характеристику нефтяной отрасли по плану

а) Значение отрасли для хозяйства Урала и ее структура. б) Экономическая оценка сырьевой базы отрасли. в) Современная оценка состояния в условиях перехода к рынку. г) Размещение отрасли по территории Урала, особенности размещения…

Экономическая география

55. Какие виды лесов в наибольшей степени пострадали от хозяйственной деятельности человека? С чем это связано?

Используемые человеком природные богатства можно разделить на исчерпаемые и неисчерпаемые. К исчерпаемым богатствам относятся полезные ископаемые, к возобновимым — растения, животные и почвы…

Экономическая география

61. Какая закономерность существует в распределении природных зон на территории Земли? Какие из них не образуют сплошных полос?

Природные условия каждого материка определяются географическим положением, историей его формирования, рельефом, климатом…

Экономическая география

156.

Какие основные отрасли хозяйства формируются в экономических районах, образующих Центральную Россию? Почему?

В центре Европейской части страны созданы и работают металлургические предприятия на базе железных руд КМА и донецком угле. Они размещены в Туле и Липецке. На базе руд КМА работает мощный Оскольский электрометаллургический комбинат…

Экономические закономерности формирования и принципы развития промышленных агломераций

1.8 Закономерность роста отраслевого разнообразия при приближении к ядру агломерации

Связана с общим экономическим законом разделения труда. В границах высокоагломерированной среды существенно увеличивается количество разных видов экономической деятельности, активизируются межотраслевые связи…

Этнические факторы регионализма (диффузия рас, Родина, этногенез, этические признаки и контакты) на примере Бельгии

2.3 Особенности этнического состава Бельгии: этносы, языки, религия

2.3.1 Этнический состав Бельгии Две главные группы, составляющее население страны — фламандцы (около 60 % населения) и валлоны (около 40 % населения). Фламандцы живут в пяти северных провинциях Бельгии (см…

Машиностроение мира

Машиностроение – главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. Это объясняется тем, что именно оно в первую очередь обеспечивает все отрасли хозяйства орудиями производства (машинами, оборудованием, приборами и др.), а население – предметами потребления, в том числе и длительного пользования.

Машиностроение также самая комплексная и дифференцированная по структуре из отраслей промышленности: вместе с металлообработкой оно включает в себя до 200 различных подотраслей и производств. Их можно группировать по времени возникновения (выделяя старые, новые и новейшие отрасли), по целевому назначению (с выделением общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники, а также сельскохозяйственного, строительно-дорожного машиностроения, приборостроения и др.), по особенностям технологической и пространственной ориентации (с выделением металлоемкого, трудоемкого, наукоемкого машиностроения). Понятно, что при размещении предприятий каждой из этих подотраслей решающую роль могут играть самые различные факторы – трудовой, сырьевой, потребительский, научно-технического прогресса и др. Понятно также, почему именно машиностроение отличается наиболее развитой системой специализации и кооперирования, причем и на внутриотраслевом, и на межотраслевом, и на международном уровнях.

В эпоху НТР мировое машиностроение в целом стало значительно более наукоемким. В передовых странах на него приходится более 2/3 всех расходов на НИОКР в промышленном производстве. Общей тенденцией стал также переход от универсальных к более узкоспециализированным предприятиям. Что же касается изменений в структуре отрасли, то они были вызваны в первую очередь тем, что новейшие отрасли стали развиваться наиболее быстро, новые – более медленными темпами, а старые – еще более замедленно. Конкретизировать эту тенденцию можно на примерах авиаракетно-космической промышленности, станкостроения и судостроения.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) – типичная новейшая отрасль современного машиностроения. Она возникла на основе существовавшей и ранее авиационной промышленности, к которой в эпоху НТР добавилось производство ракет, разного рода космических летательных аппаратов, двигателей, приборов и т. п. Эта отрасль относится к числу наиболее наукоемких, лидируя (вместе с электроникой) в затратах на НИОКР. Наряду с этим она отличается повышенной трудоемкостью, так что на ее предприятиях очень велика доля инженерно-технического персонала и рабочих высшей квалификации. К отличительным чертам АРКП относится и ее высокая капиталоемкость. Еще одна едва ли не важнейшая ее особенность заключается в теснейших связях с военно-промышленным комплексом. К этому комплексу полностью или частично относятся ее крупнейшие концерны и корпорации «Макдоннел-Дуглас», «Локхид Мартин», «Боинг», «Нортроп», «Юнайтед Текнолоджиз» в США, «Аэроспасиаль», «Бритиш Эйрспейс», «Даймлер-Бенц» в Западной Европе.

Все это предопределяет как производственные, так и территориальные аспекты развития АРКП. К первым из них относится, например, не столь большой объем «штучной» продукции: ныне в мире выпускают около 1000 авиалайнеров и 600—1000 вертолетов в год. Ко вторым – концентрация предприятий отрасли в относительно ограниченном числе самых развитых стран.

Самолеты и вертолеты ныне выпускают примерно 20 стран. Лидирующие позиции среди них занимают США, Россия и Франция. За ними идут другие развитые страны, хотя в последнее время авиастроение появилось и в некоторых развивающихся странах (Бразилия, Аргентина, Индия, Пакистан). Производство ракетной техники и космических аппаратов территориально еще более ограничено (США, Россия, Франция, Великобритания).

Общее же мировое производство продукции авиаракетно-космической промышленности в 1988 г. оценивалось в 75 млрд долл., в 1993 г. – в 100 млрд, а в 1998 г. – в 150 млрд долл. (из этой суммы на Северную Америку и Западную Европу приходится по 50 млрд долл.).

Станкостроение включает в себя производство металлообрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования, к нему же обычно относят и выпуск промышленных роботов. Это ведущая отрасль общего машиностроения, по развитию которой в первую очередь можно судить об уровне индустриализации той или иной страны. Темпы ее роста в 90-х гг. XX в. были умеренными. В 2005 г. общее мировое производство станков оценивалось в 52 млрд долл., а их экспорт – в 30 млрд долл. Несмотря на все более широкое распространение станкостроения по мере индустриализации стран Азии, Африки и Латинской Америки, и в наши дни не менее 4/5 его приходится на страны Западной Европы, Северной Америки, Японию, Китай. Среди крупных географических регионов первенствует Западная Европа (40 %), затем идут страны АТР (35 %) и Северная Америка (15 %). Это отражается и на составе первой десятки стран по уровню развития станкостроения, в которую входят четыре европейских, четыре азиатские страны, США и Канада (табл. 110).

Из таблицы 110 вытекает также, что крупнейшие в мире экспортеры станков – Япония, Германия, Италия, Швейцария, США. Добавим, что к числу крупнейших их импортеров относятся США, Китай, Германия, а в целом по потреблению продукции этой отрасли впереди стоят США, Китай, Германия, Республика Корея.

Производство промышленных роботов как новая подотрасль в составе станкостроения растет гораздо более высокими темпами (10–15 % в год). Наибольший спрос на продукцию роботостроения предъявляют автомобильная и электронная промышленность, а внеконкурентное первое место по их производству было и остается за Японией.

Таблица 110

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ СТАНКОСТРОЕНИЯ В 2005 г.

Судостроение – типичная старая отрасль, развитие которой во второй половине XX в. сильно зависело от экономической конъюнктуры и испытывало периоды как относительного подъема, так и резкого упадка.

В судостроительной промышленности мира бум пришелся на 60-е и первую половину 70-х гг. XX в. Своего пика он достиг в 1975 г., когда на воду были спущены суда суммарным водоизмещением в 35 млн бр. – рег. т. (Для сравнения: в 1950 г. – 3,5 млн, в 1960 г. – 8 млн, в 1970 г. – 22 млн.) Но затем эта отрасль вступила в полосу упадка, вызванного прежде всего мировым энергетическим кризисом и резким сокращением морских перевозок нефти. Уже в 1980 г. суммарное водоизмещение спущенных на воду морских судов составило 14 млн бр. – рег. т, т. е. всего за пять лет оно сократилось в 2,5 раза! В 1990 г. оно осталось на уровне 15 млн бр. – рег. т и только затем стало постепенно возрастать, снова повысившись до 18 млн бр. – рег. т в 2000 г. и 38 млн бр. – рег. в 2005 г. Одновременно произошли кардинальные сдвиги и в географии мирового судостроения.

До Второй мировой войны главным ареалом развития этой отрасли была Западная Европа, в которой особенно выделялась Великобритания, державшая мировое первенство в этой области с начала XIX в. Перед Второй мировой войной она одна спускала на воду половину всего мирового тоннажа морских судов.

Крупным судостроением выделялись и другие страны Западной Европы. Во всяком случае, в 1950 г. в первую десятку судостроительных стран входили (без СССР): Великобритания, США, Япония, Швеция, Нидерланды, ФРГ, Франция, Дания, Италия, Бельгия. Достаточно сравнить этот перечень с данными, приведенными в таблице, чтобы увидеть, что из состава 1950 г. в первой десятке остались Япония (с 1956 г. она была на первом месте), Германия, Дания, Италия, Нидерланды, тогда как Франция оказалась оттесненной на 12-е, Норвегия – на 13-е, а Великобритания – на 14-е место. В 2000 г. на первую позицию в ней вышла Республика Корея, которая еще в конце 1960-х гг. вообще не производила морских судов.

Таблица 111

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО ТОННАЖУ СПУСКАЕМЫХ НА ВОДУ МОРСКИХ СУДОВ В 2005 г.

На исходе XX в. японские и южнокорейские верфи имели самые большие заказы на строительство новых морских судов. Главным фактором притяжения морского судостроения в новые страны в большинстве случаев стала относительная дешевизна рабочей силы. Это способствовало становлению отрасли и в некоторых развивающихся странах, например в Бразилии.

Географическое распространение мирового машиностроения во многом определяется соотношением между экономически развитыми и развивающимися странами. Поскольку эта отрасль служит одним из главных индикаторов научно-технического прогресса, перевес стран Севера над странами Юга в ней особенно заметен: по данным ООН, соотношение между этими двумя группами стран в 1968 г. составляло 95:5, в 1985 г. – 92:8. Однако, как уже было отмечено выше, к 2000 г. эта пропорция заметно видоизменилась – до 75:25.

Среди экономически развитых стран Запада выделяется небольшая группа государств (США, Япония, ФРГ, Великобритания), обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства, доля которого в структуре их обрабатывающей промышленности составляет 35–38 %, а в экспорте – 50 % и более. Непосредственно за этой группой идут страны (Франция, Италия, Испания, Канада, Республика Корея) с несколько менее полной структурой машиностроения и меньшей его долей в структуре обрабатывающей промышленности (25–33 %), а также в экспорте. В отдельную группу обычно выделяют некоторые малые страны Западной Европы (Швеция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Финляндия, Австрия), в которых получили очень большое развитие отдельные отрасли машиностроения, ориентированные в первую очередь на экспорт. В остальных странах машиностроение менее развито, и импорт машин преобладает над их экспортом.

Несмотря на сохраняющееся отставание развивающихся стран, в последнее время и в их машиностроении заметен прогресс. Но он касается лишь сравнительно небольшого числа стран – Китая, Бразилии, Индии, Мексики, Аргентины, новых индустриальных стран. Все они имеют достаточно квалифицированную и в то же время гораздо более дешевую, чем в Западной Европе, США и Японии, рабочую силу. Но нужно учитывать и то, что во многих из них машиностроение в значительной степени находится под контролем иностранного капитала и работает на рынки развитых стран. В большинстве остальных стран Юга эта отрасль представлена сборными и ремонтными предприятиями, находится на уровне металлообработки или вообще отсутствует. Тем не менее, по некоторым оценкам, доля развивающихся стран в мировом экспорте машин и оборудования также постепенно возрастает.

В результате, вслед за Б. Н. Зиминым, эко-номико-географы при изучении мирового хозяйства обычно выделяют три главных машиностроительных региона.

Во-первых, это регион Северной Америки, включающий США, Канаду и интегрирующуюся с ними Мексику. Он дает более 30 % всей мировой продукции машиностроения. Его отличают особенно широкая номенклатура производства и высокое качество продукции, весьма высокая экспортность, но в то же время и значительная зависимость от импорта. Благодаря Соединенным Штатам для этого региона характерна особенно большая доля в мировом производстве таких отраслей, как АРКП, электроника, автомобилестроение.

Во-вторых, это регион зарубежной Европы. По размерам производства он примерно равен региону Северной Америки и фактически делит с ним первое-второе места.

Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса рф

В качестве бесспорного лидера здесь выступает ФРГ, затем следуют Франция, Великобритания, Италия, Испания, специализирующиеся прежде всего на массовых видах машиностроения, включая станкостроение, автомобилестроение и т. п. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика у ФРГ. Но по экспорту машин и оборудования из расчета на душу населения первое место не только в регионе, но и в мире занимает Швейцария.

В-третьих, это регион, включающий в себя страны Восточной и Юго-Восточной Азии. На него приходится более 1/5 мирового машиностроения. Лидирует в нем Япония, которая по темпам роста этой отрасли опередила и США, и зарубежную Европу. Еще в середине 1950-х гг. по стоимости машиностроительной продукции Япония находилась на уровне Италии, но к середине 1960-х гг. достигла уровня ФРГ и Великобритании, а в середине 1970-х гг. намного его превзошла. В наши дни по общим размерам машиностроения эта страна уступает США примерно в два раза, но по отдельным его видам опережает и США. Доля машиностроения в экспорте Японии – самая большая в мире (2/3). Помимо Японии в состав региона правомерно включить и такие новые индустриальные страны, как Республика Корея, Сингапур, а также Китай.

Нельзя не сказать и о том, что четвертый машиностроительный регион мира образуют страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

Для машиностроительного комплекса России в целом характерны высокий уровень развития, наличие сложной системы внутриотраслевых и межотраслевых связей. Однако в кризисные 1990-е гг. падение производства в машиностроении было большим, чем по промышленности в целом: оно сократилось примерно наполовину. Доля отрасли в структуре промышленного производства снизилась с 25 % в 1991 г. до 18 % в 1998 г. Одновременно снизились производительность труда, уровень наукоемкости, еще больше стала сказываться отсталость отраслевой структуры, которая, по выражению А. Т. Хрущева, является излишне «утяжеленной», т. е. ориентированной преимущественно на производство средств производства. Однако в последнее время положение стало улучшаться, в том числе и благодаря созданию объединенных авиастроительной и судостроительной корпораций.

Предыдущая93949596979899100101102103104105106107108Следующая


Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 264;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Машиностроительный комплекс

Предыдущая1234567891011Следующая

 

1. Машиностроение одна из ведущих отраслей экономики России.

В машиностроении (по специализации) выделяют следующие подотрасли:

• тяжелое и энергетическое машиностроение;
. станкостроение;

• транспортное (автомобилестроение, авиастроение, судострое­ние, железнодорожное машиностроение);

• сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение;

• приборостроение;

• электроника и электротехника.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние такие факторы, как:

• близость сырьевой базы;

• наличие квалифицированных кадров;

• близость транспортных узлов.

2.Среди многочисленных факторов, влияющих на классификацию
отдельных производств машиностроительного комплекса, выде­ляют
:

• материалоемкость;

• энергоемкость;

• трудоемкость;

• фондоемкость;

• потребительский фактор.

Особенности взаимодействия таких факторов обусловливают деление машиностроения:

• на тяжелое;

общее;

среднее.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отрас­лям с большим потреблением металла, электроемкостью и ма­лой трудоемкостью.

К тяжелому машиностроению относят производство:

• металлургического, горно-шахтного, горнорудного, крупного энергетического, подъемно-транспортного оборудования;

• кузнечно-прессовых машин;

• тяжелых станков;

• крупных морских и речных судов;

• крупных автомобилей;

• кранов;

• локомотивов и вагонов.

Размещение отраслей тяжелого машиностроения в большей степе­ни зависит от сырьевой базы и районов потребления. Например, в Красноярске построен один из крупнейших заводов страны по производству тяжелых экскаваторов, широко использующихся при добыче бурого угля месторождений Канско-Ачинского бас­сейна, расположенного в этом же регионе.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение. Оно представленное производ­ством:

• мощных паровых турбин и генераторов;

• гидротурбин и паровых котлов;

• двигателей для морских и речных судов.

Энергетическое машиностроение размещается преимуществен­но в крупных центрах развитого машиностроенияпри наличии высококвалифицированных кадров.

Крупнейшими центрами по производству продукции энергетиче­ского машиностроения являются:

турбин для гидроэлектростанций:

• завод «Металлический завод» (Санкт-Петербург);

• завод «Электросила» (Санкт-Петербург);

паровых котлов:

• завод «Красный котельщик» (Таганрог), производящий по­ловину всех паровых котлов страны;

.

Факторы размещения машиностроения

Белгородский завод «Энергомаш»;

атомных реакторов:

• заводы Санкт-Петербурга;

. завод «Атоммаш» (Волгодонск).

В развитых центрах энергетического машиностроения получи­ло развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования.

Такие станки выпускаются неболь­шими сериями по заказам машиностроительных предприятий России и зарубежных государств.

К районам потребления приближены и отдельные подотрасли транспортного машиностроения:

• судостроение;

• производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным пор­там. Основные центры морского судостроения сформирова­лись на побережье Балтийского моря (Санкт-Петербург, Вы­борг). Они специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях:

. Волге;

• Оби;

• Енисее;

• Амуре.

Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса. Речные суда сходят со стапелей Волго­града, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения.Современные электрово­зы, тепловозы, пассажирские и специальные вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разно­образные конструкционные материалы, но и оснащены сложным оборудованием. Центрами железнодорожного машиност­роения являются:

• Коломна — пассажирские тепловозы;

• Новочеркасск — электровозы;

• Муром — маневровые тепловозы;

• Демихов — пригородные электропоезда.

• Брянск — пассажирские вагоны;

• Тверь — пассажирские вагоны и двухъярусные вагоны для пе­ревозки автомобилей;

• Санкт-Петербург и Мытищи — вагоны для метрополитена;

• Абакан — грузовые вагоны и железнодорожные цистерны.

3. Общее машиностроение включает отрасли, специализирующиеся на производстве оборудования:

• для нефтеперерабатывающей;

• химической;

• лесной;

• строительной отраслей промышленности;

• дорожных и сельскохозяйственных машин.

Предприятия этой группы широко размещены по территории России и ориентируются на потребителя готовой продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие кадров и близость сырьевой базы.

Среднее машиностроение подразделяется:

• на автомобилестроение (производство небольших и средних металлорежущих станков);

• производство типологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Основой наукоемкого сектора российской промышленности выступают отрасли оборонно-промышленного комплекса.Эти от­расли отличаются наибольшей трудо- и наукоемкостью и раз­мещаются в районах, располагающих высококвалифициро­ванной рабочей силой, НИОКР.

Например, авиационная промышленность России опережает многие страны мира по разработке многих типов самолетов и вертолетов, особенно военных, но уступает в производстве особо мощных двигателей и авиационных приборов (авионики). Широко известны в мире такие российские фирмы, как:

• «Сухой»;

• «МиГ;

• «Береев»;

• «Туполев»;

• «Камов»;

• «Миль»;

• «Ильюшин» и др.

В Москве, Воронеже, Смоленске размешаются многочислен­ные заводы, НИИ, КБ по серийному производству летатель­ных аппаратов. Значительное развитие эта отрасль получила и в Поволжском и Волго-Вятском экономических районах (Ка­зань, Нижний Новгород, Самара и Ульяновск).

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение.Предприятия автомобильной промыш­ленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3—6 т) выпускают Мос­ковский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузо­подъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г.

Набережные Челны).

Основными центрами производства автомобилей являются:

высококлассных легковых автомобилей:

• Москва;

• Нижний Новгород;

автомобилей среднего класса и малолитражных:

• Москва;

• Тольятти;

• Ижевск;

микролитражных автомобилей:

• Серпухов;

• Набережные Челны;

• Елабуга.

Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицын). В 1990-х гг. началась сборка автомобилей иностранных фирм в Елабуге, Таганроге, Ростове-на-Дону, Калининграде, а затем и в Калуге, Ленин­градской области, Санкт-Петербурге.

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения.Большое развитие станкостроение полу­чило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися центрами станкостроения — Москвой и Санкт-Петербургом, оно получило развитие в Поволжье и на Урале.

Одной из главных задач развития машиностроительного ком­плекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, произ­водство вычислительной техники.

Машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными това­рами машиностроительная продукция нашей страны имеет бо­лее низкое качество и потому часто неконкурентоспособна на мировом рынке (кроме авиационной, космической, военной техники).

 

Химический комплекс

 

1. Химический комплекс относится к числу базовых отраслей эко­номики. Большое значение продукция химической промыш­ленности имеет и в экспорте страны, обеспечивая около 7% валютных поступлений.

Более 40% от общего объема экспорта химической продукции составляют:

• минеральные удобрения;

• органические продукты.

В структуре химического комплекса выделяют группы отраслей:

горная химия добыча горно-химического сырья:

• апатитов;

• фосфоритов;

• солей и др.;

основная химия производство:
. минеральных удобрений;

. кислот;

• соды и других продуктов;

химия органического синтеза включает производство:
. химических волокон и нитей;

• синтетических смол и пластмасс;

. химико-фармацевтическая промышленность.

Отрасли химической промышленности являются очень материалоемкими, они отличаются большим удельным расходом сырья и дают много отходов.

Химические производства характеризуются также очень высо­кой водоемкостью, так как используют воду не только для вспомогательных целей, но и как сырье.

Высока и энергоемкость отраслей химической промышленно­сти, особенно химии органического синтеза.

Химическая промышленность является одним из наиболее круп­ных источников загрязнения окружающей среды. Выбросы хи­мических производств в атмосферу включают диоксид серы, оксиды азота, окись углерода ипр. Многие центры химичес­кой промышленности (например, Самара, Саратов, Соли­камск и др.) входят в перечень городов с особо высоким уров­нем загрязнения атмосферного воздуха.

2.В состав основной химии входят:

. сернокислотная промышленность;

• содовая промышленность;

• минеральные удобрения.

Сернокислотная промышленность. Серная кислота использует­ся почти во всех отраслях промышленности. Россия по произ­водству серной кислоты занимает 4-е место в мире. Важнейшие предприятия этой отрасли находятся:

в Центральном районе:

• Новомосковске;

• Воскресенске;

на Урале:

вБерезниках;

• Перми.

Содовая промышленность производит соду — важнейший про­дукт для пищевой промышленности. Сода вырабатывается из поваренной соли. Важнейшими технико-экономическими особенностями данного производства являются высокая ма­териалоемкость и значительный расход топлива на единицу продукции. Ведущим фактором размещения является сырье­вой в сочетании с топливным. Важнейшие центры содовой промышленности:

• Березники;

• Стерлитамак;

• Усолье и др.

Минеральные удобрения необходимы в сельском хозяйстве. Они способствуют:

• восстановлению плодородия почв;

• росту сельхозкультур.

Предыдущая1234567891011Следующая

Date: 2016-06-08; view: 85; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Условия, факторы развития и размещения химических отраслей промышленности

01.09.2012 | Опубликовано в: Химическая отрасль

Условия, факторы развития и размещения химических отраслей промышленности

Современное размещение химической отрасли сформировалось под влиянием экономических, географических и технических факторов. География сырьевых ресурсов и их мощность, условия залегания существенно влияют на размещение химических предприятий горно-химической промышленности. Постоянный рост потребностей в таких ресурсах как нефть и газ, стали основным двигателем в области органического синтеза, а также нефтехимической промышленности, еще существенно усиливает влияние фактора сырьевых ресурсов в размещении производства. Правда, разветвленная сеть трубопроводов приводит приближение производства к районам потребления.

Обоснование размещения конкретных химических производств связано с учетом факторов, вытекающих из структуры затрат на потребление и получение химической продукции. Это прежде всего:

— Сырьевой фактор (доля сырья и материалов в 1 тонн готового произведенного продукта);
— Энергетический фактор (расход топлива в условных тоннах на одну тонну готового продукта);
— Водный фактор (размеры водопотребления и количества сточных вод, требующих очистки);
— Трудовой фактор (выделение производств с высоким соотношением затрат живого труда к единице готовой продукции);
— Потребительский фактор (наличие потребителя готовой продукции).

В украинской химической промышленности более, чем в других отраслях промышленности, используется вода. Так для производства 1 тонны химических волокон потребуется в 25 раз больше воды, чем на выплавку 1 т чугуна, и в десять раз больше, чем для на выплавку 1 т меди, цинка или свинца. Всего нормы расхода воды в украинской химической промышленности колеблются от 50 м3 в производстве соды и хлора — до 6000 м3 в производстве синтетических волокон. Вышеуказанный фактор водоемкости становится сильной причиной ограничения возможностей выбора при размещении различных предприятий химической промышленности. В свою очередь немало видов сырья встречается в маловодных украинских районах. Во многих отраслях украинской химической промышленности наблюдается очень высокая потребность в энергии и топливе. Так к примеру, для производства синтетического каучука основанного на базе ацетилена необходимо 15 тыс. кВт-ч, в свою очередь для производства фосфора – до показателя в 20 тыс., кВт-ч на 1 тонну готовой продукции. При изготовлении и производстве многих видов синтетической продукции также поглощается тепловая энергия, такая как — пар. Поэтому очень часто компании химического производства ориентированы только исключительно на топливно-энергетический фактор.

Потребительский фактор в основном распространяется на отрасли промышленности основной химии — на производства как минеральных удобрений (кроме калийных), так и серной кислоты. В отраслях химии органического синтеза потребитель имеет очень важное значение лишь в тех случаях когда этому способствует расположение предприятий конечной продукции. В этих случаях очень важен также и выбор рабочей силы. На размещение химической промышленности в Украине также влияет технологический фактор. Если химическое производство не подвержено влиянию внутриотраслевого комбинирования и в свою очередь представляет собой технологически самостоятельные и специализированно направленные предприятия, оно не сосредотачивается на определенной территории. Одним из таких является производство минеральных удобрений, лаков, красок, переработка пластмасс. И если наоборот, комбинирование является необходимым условием функционирования предприятий, их размещения имеет форму взаимосвязанных производств-комплексов. Очень важным фактором, влияющим на размещение химических производств, является образование различных жидких, газообразных и твердых отходов.

Особенно много фиксируется отходов в горной химии. Значение каждого фактора следует из структуры затрат на производство продукции в химической и нефте-химической промышленности. Решающее влияние на основные факторы промышленной химии, которые определяют выбор района размещения химических производств, имеет в свою очередь и научно-технический прогресс. Также существенно изменяется и значение энергетического и сырьевого факторов. Постепенно уменьшается их предельное влияние. Внедряются автоматизация производства и безотходные технологии.

Эффективность размещения отдельных предприятий в химической промышленности напрямую зависит от форм организации производства: специализации, кооперирования и комбинирования, концентрации предприятий. Особенно эффективным является концентрация производства, обусловлена значительным фондоемкостью производства, большой потребностью народного хозяйства в химической продукции, высокими темпами научно-технического прогресса.

Факторы размещения машиностроения. Тяжелое машиностроение: факторы размещения

Производство следует концентрировать как на основе увеличения предприятий, так и благодаря повышению мощности действующих агрегатов и технологических линий, от чего расти заводская концентрация. Концентрация производства имеет свои рациональные пределы, нарушение которых приводит к снижению ее эффективности. Рост объемов производства обусловливает повышение транспортных расходов на доставку сырья, топлива и воды, увеличивает радиус перевозки готовой продукции, сроков строительства, опасность возникновения аварийных ситуаций. Так повышение за год мощности агрегатов для производства, этилена от 50 до 300 тыс. т снижает производственные затраты вдвое. А повышение за год мощности агрегатов для производства этилена от 300 до 500 тыс. т — только на 7%. Оптимальный размер производства зависит от многих факторов, к примеру таких как — развитие транспорта (особенно трубопроводного), обеспечения сырьем, наличия трудовых ресурсов, надежности технологических аппаратов и т.п..

Специализацию производства в украинской химической промышленности следует осуществлять одновременно с кооперированием, что создает благоприятные условия для организации непрерывных технологических процессов, а также создание специализированной техники, новых форм организации труда, внедрение комплексной механизации и автоматизации производства, значительно повышает уровень использования оборудования и производственных мощностей; упрощает производственную структуру украинских химических предприятий ; улучшает материально-техническое снабжение и сбыт; активно способствует росту производительности труда. Уровень специализации в главных подотраслях украинской химической промышленности разный. У многих химических предприятий профильная продукция не является главной, что объясняется высокой эффективностью комбинирования, которое обусловлено наличием большого количества процессов, основанных на последовательной и комплексной переработке этого минерального и органического сырья, значительными масштабами производства полупродуктов, которые характеризуются низкой транспортабельностью, высоким уровнем потребления ресурсов топливно- энергетического комплекса, наличием мощных обслуживающих и вспомогательных цехов. Комбинирование производства сочетается с его концентрацией и уменьшает в нефтехимической промышленности использование нефти и газа на 25-31%, а в промышленном производстве химических волокон — снижение себестоимости 1 т волокна на 4%. А также комбинирование предприятий химической промышленности на базе комплексной разработки месторождений или комплексного использования сырья, утилизации отходов позволяет успешно решать проблемы охраны окружающей среды.

Возможно Вы искали товары : Химическая промышленность

Добавить комментарий