Финансы это отношения возникающие в процессе

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ. Финансы – это экономические отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансы – это экономические отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств.

В экономической жизни общества постоянно возникают денежные отношения между:

1. Государством и предприятиями (организациями) в форме уплаты налогов в бюджеты, отчислений в различные фонды, предоставления льгот, применения санкций.

2. Предприятиями (организациями) по поводу заключения и выполнения хозяйственных договоров, уплаты пени, штрафов, неустоек, премий за выполнение особых требований заказчика.

3. Предприятиями и работниками при начислении и выдаче заработной платы, премий,

удержании налогов, уплаты профсоюзных взносов, получении льгот.

4. Государством и отдельными членами общества при уплате налогов, квартплаты, страховых платежей.

5. Отдельными звеньями бюджетной системы.

6. Государствами при получении кредитов.

Таким образом, в каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений. Каждая из сфер имеет свои специфические особенности, которые проявляются в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Распределительная функция заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение государственных проблем.

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта в денежном выражении, позволяют систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции общественного воспроизводства, что отражает их контрольную функцию.

Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, государство создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Предыдущая103104105106107108109110111112113114115116117118Следующая


Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 197;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Финансовый

Значение слова Финансовый по Ефремовой:
Финансовый — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: финансы,связанный с ним.
2. разг. Денежный.

Значение слова Финансовый по словарю Ушакова:
ФИНАНСОВЫЙ
финансовая, финансовое. Прил., по знач. связанное с организацией финансов, денежного обращения и кредита. Финансовая политика. Финансовая наука(наука о финансах). Финансовыйкапитал(банковыйкапитал крупных монополистических банков, слившийся с промышленным капиталом; экон.). Финансовыйкапитал стал хозяином в капиталистических государствах. История ВКП(б). Финансовые операции. Финансовая сделка. Финансовые проблемы.

1.2.Что такое финансы? Определение финансов.

Финансовыйотдел(учреждение или отдел, ведающий организацией и распределением денежных средств). Финансовыйинспектор.Финансовыйплан предприятия. Финансовое положение.

Финансовые Реформы   Финансовый   Финансовый Анализ

Финансовые отношения по своей природе являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего по субъектам, которые формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве. Финансовые процессы протекают в многочисленных видах, где общее, что их объединяет, – это общественные отношения (отношения между различными участниками общественного производства). Специфика финансовых отношений заключается в том, что они всегда имеют денежную форму.

Финансовые отношения – это важнейшая со­ставная часть общих экономических отношений, которые присущи любой экономической системе. Это, образно говоря, кровеносная система экономики.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

предприятиями в процессе приобретения товарно-мате-риальных ценностей, реализации продукции и услуг;

предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

государством и гражданами при внесении ими налогов, обязательных и добровольных платежей;

предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при построении платежей и получении ресурсов;

отдельными звеньями бюджетной системы;

органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

фондами предприятий.

В общей совокупности финансовых отношений выделяются три общие группы:

финансы предприятий, организаций, учреждений;

страхование;

государственные финансы.

Каждая из указанных групп обладает своей структурой в соответствии с составом и назначением денежных фондов, они вместе образуют финансовую систему государства.

При этом каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система РФ представлена на рисунке 40.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансы предприятий различных форм собственности как звено финансовой системы, составляют основу финансов и формируют преобладающую часть финансовых ресурсов.

49. Финансы: понятия и функции

От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.

Рис. 40. Финансовая система РФ

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.

Государственная финансовая система в странах с рыночной экономикой включает в себя четыре звена:

государственный бюджет;

местные финансы;

специальные внебюджетные фонды;

финансы государственных корпораций.

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система.

Следующее звено финансовой системы – местные (региональные) финансы. Они включают финансы предприятий, принадлежащих местным муниципалитетам, местные бюджеты и автономные местные фонды, где основное значение принадлежит местным бюджетам.

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды, средства которых традиционно используются на выплату различных пенсий и пособий. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Исключение составляет США, где фонд национального страхования объединен с федеральным бюджетом.

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. Финансовая политика включает в себя: бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику. В свою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т. е. выполняет вспомогательную роль.

В соответствии с финансовой политикой определяется объем распределения и перераспределения национального дохода через финансовую систему и ее отдельные составляющие. Степень перераспределения, в свою очередь, зависит от роли государства в финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений как источников производственного инвестирования и научно-технического прогресса.


⇐ Предыдущая69707172737475767778Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1729 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Для студентов ускоренной формы обучения

Уч. год

Омск -2010

Внимание!

Курс лекций в предыдущих редакциях устарел.

2. Все сложные, дискуссионные и новые вопросы излагаются на аудиторных лекциях

Если материал в данных лекциях и аудиторных лекциях не совпадает в связи с частыми изменениями в законодательстве, за основу брать аудиторные лекции.

Тема 1. Финансы как особая форма экономических отношений.

Вопросы:

1. понятие финансов;

2. функции финансов;

3. взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями;

4. основы использования финансов в общественном производстве;

Вопрос 1. Понятие финансов.

Финансы – экономические отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием целевых денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода (НД) и национального богатства (НБ).

История возникновения финансов.

Условиями появления финансов являются:

1. развитие денежных отношений;

2. появление и развитие института государства.

Иными словами, финансы появляются тогда, когда население стало платить налоги в денежной форме. Задатки финансовых отношений появились в древности. Однако, самостоятельную роль финансы приобрели в 16 в. (15-17вв.).

Термин «финансы» происходит от двух латинских слов:

· finis – наступление срока платежа по долгу

· finanсia – денежный доход, платеж.

Термин «финансы» был впервые введен в научный оборот во Франции в 1577 г. В 1577 г. экономист Боден написал 6 книг о республике, одну из которых назвал – «Финансы – нервы государства».

В 15–18 вв. специальной теории финансов не существовало. Финансы рассматривались в составе проблем «политической экономии». Т.е. финансы еще не были самостоятельной наукой.

Самостоятельной наукой финансы стали в середине 19 в. Это была наука о доходах и расходах государства.

В первой трети 20 в. стала формироваться отрасль финансовой науки, которая на сегодняшний день называется «финансы предприятий» (в России) или «финансы корпораций» (на Западе).

Подходы к рассмотрению финансов.

Финансы необходимо рассматривать с 3х точек зрения:

ü с экономической, как объективную экономическую категорию отношений в обществе

Характеристика финансов с этой точки зрения:

1. финансы – денежные отношения, т.е. финансы – это всегда деньги, а деньги – не всегда финансы;

2. финансы возникают на стадии распределения;

3. финансы дают о себе знать однонаправленным движением денежных средств, т.е. финансы двигаются только в одну сторону;

4. это движение носит безэквивалентный безвозмездный характер;

5. целевой фондовый характер, т.е. в результате движения денежных средств либо образуются, либо используются уже созданные денежные фонды;

6. финансы носят императивный характер, т.е. правила формирования финансов в обществе и их использование определяет государство;

7. финансы реализуются через финансовую политику. Финансовые решения не всегда принимаются исходя из экономической целесообразности, а иногда – из политической целесообразности.

Источник финансов — ВВП, НД и частично НБ.

ü с правовой точки зрения

С правовой точки зрения финансы имеют правовую форму либо закона, либо нормативного акта соответствующих органов власти. Например, правовая форма государственного бюджета – федеральный закон «О федеральном бюджете»; закон Омской области «Об областном бюджете Омской области», решение Городского совета «О бюджете г. Омска».

Юристы рассматривают финансовые отношения уже, чем экономисты.

Финансы возникают в воспроизводственном процессе

Одним из субъектов финансовых правоотношений всегда является государство или его органы. При этом финансовые правоотношения не возникают:

· между гражданами;

· между юридическими лицами, основанными на частной собственности;

· между гражданами и юридическими лицами, основанными на частной собственности.

ü с материальной точки зрения

С материальной точки зрения финансы всегда имеют количественную оценку. Например, федеральный бюджет 2002 г. по расходам должен составлять 1 трлн. 947 млрд. руб., а по доходам – 2 трлн. 126 млрд. руб.

Вопрос 2. Функции финансов.

В РФ существует две основные финансовые школы:

· Московская (Родионова, Дробозина, Ковалев);

· Санкт-Петербургская (Романовский, Сабанти, Врублевская).

Московская школа считает, что финансы выполняют следующие функции:

1. распределительная, т.е. финансы сами ничего не создают, а только распределяют и перераспределяют то, что было создано на стадии производства;

2. контрольная, так как финансы – это целевой денежный фонд, то за их образованием и исполнением нужен контроль;

+ дополнительные функции:

3. регулирующая (выравнивание экономических пропорций);

4. стимулирующая;

5. стабилизирующая.

Санкт-Петербургская выделяет следующие функции:

· распределительная и перераспределительная;

· образование денежных фондов;

· использование денежных фондов.

Контрольная функция с точки зрения Санкт-Петербургской школы – это не функция финансов, а функция государства, которую исполняют финансы. Тоже самое относится к регулирующей и стимулирующей функциям.

Существуют дискуссионные точки зрения относительно фазы общественного воспроизводства, на которой возникают финансы.

Есть 3 концепции:

1. распределительная – финансы ограничены стадией распределения;

2. воспроизводственная – финансы могут возникать не только на стадии распределения, но и на других стадиях общественного воспроизводства;

3. согласительная – финансы государства возникают на стадии распределения, а финансы предприятий могут возникать на всех стадиях воспроизводства.

Согласительная концепция иллюстрирует деление финансов на государственные общественные финансы и финансы предприятий.

Вопрос 3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.

Деньги и финансы.

Деньги возникли на стадии обмена и являются всеобщим эквивалентом.

У денег и финансов единая денежная форма.

Функции денег и функции финансов различны, в то же самое время деньги могут обращаться в финансы (из стадии обмена в стадию распределения), а финансы – всегда имеют денежную форму.

Кредит и финансы.

Кредит – это форма движения ссудного капитала, или это экономические отношения, возникшие между кредитором и заемщиком по поводу средств, отданных в ссуду.

В теории и практике используются термины: кредит, ссуда и заем.

Кредит предполагает перераспределение временно высвободившихся денежных средств, т.е. кредит всегда является категорией перераспределения, которое происходит на основе принципов:

· срочности (на определенный срок);

· возвратности (должен быть возвращен);

· платности (не безвозмездно и предоставляется за ссудный процент);

· обеспеченности.

Кредит выполняет следующие функции:

1.

перераспределение;

2. замещение действующих денег кредитными операциями;

3. экономия издержек обращения через ускорение оборачиваемости капитала;

4. ускорение концентрации капитала;

5.

обслуживание товарооборота;

6. ускоряет НТП.

Кредит и финансы:

· кредит может существовать в товарной и денежной форме, а финансы – только в денежной;

· финансы возникают на стадии распределения (включая первичное распределение и перераспределение), кредит – на стадии перераспределения;

· финансы – однонаправленное движение денежных средств, а кредит – движение от кредитора к заемщику и обратно;

· финансы – безвозмездные отношения, а кредит – возмездные, платные отношения, но существуют беспроцентные кредиты и безвозмездные ссуды;

· финансы носят целевой характер и кредит носит целевой характер, хотя бы для заемщика;

· кредит не всегда жестко регламентируется государством (императивность присуща только государственному кредиту) – кредит не регламентирован на микроуровне;

· кредит на микро уровне не связан с финансовой политикой.

Вопрос 4. Основы исполнения финансов в общественном производстве.

На практике категория финансов проявляется в понятии финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы – это доходы и накопления в денежной форме, которые находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, населения и предназначенные для образования целевых денежных фондов, которые используются для нужд государства, инвестиционных целей, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей.

Таким образом, финансовые ресурсы – материальный носитель финансовых отношений.

Следовательно, деятельность по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов и контроль за ними на макро- и микро уровнях называется финансовой деятельностью.

Например, на макро уровне финансовые ресурсы ( для государства) — это:

· налоги;

· внешние и внутренние кредиты, займы, ссуды;

· доходы от приватизации.

на микро уровне основные виды финансовых ресурсов (для предприятия) – это:

· прибыль;

· выручка;

· доходы от продажи ценных бумаг;

· субвенции, субсидии, дотации;

· кредиты, полученные от кредитных организаций или других предприятий.

Также к финансовым ресурсам относятся:

· средства страхования (на микро- и макро уровне);

· денежные доходы и сбережения населения (на микро- и макро уровне).

Финансовые ресурсы распределяются и перераспределяются. Существует несколько методов их распределения и перераспределения. К основным методам относят:

1. финансовый (бюджетный) метод – здесь распределение происходит однонаправленным целенаправленным безвозмездным движением денежных средств;

2. кредитный;

3. при помощи рынка ценных бумаг;

4. страховой – предполагает, что перераспределение осуществляется путем уплаты страховых взносов, которые возвращаются в ином объеме при наступлении страхового случая.

Финансовые ресурсы можно получить безвозмездно, либо путем обмена, т.е. финансовые ресурсы могут выступать объектом купли-продажи.

Сфера, где покупаются и продаются финансовые ресурсы, называется финансовым рынком.

Виды финансовых рынков:

· кредитный рынок;

· валютный рынок;

· рынок ценных бумаг (РЦБ).

· страховой рынок – рынок страховых услуг;

· рынок драгоценных металлов;

· (ГДР).


12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 790 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.007 с)…

ПЕРВИЧНЫЕ ДОХОДЫ

доходы, возникающие в сфере производства, являющиеся первичным источником доходов в сфере обращения.

Оцените определение:

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

ДОХОДЫ ПЕРВИЧНЫЕ

доходы факторов производства – доходы, полученные в результате распределения произведенного в обществе продукта между владельцами факторов производства (заработная плата, процент, рента и прибыль).

Оцените определение:

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

ДОХОДЫ ПЕРВИЧНЫЕ

согласно марксистской политической экономии доходы, возникающие в сфере материального производства, которые затем перераспределяются, образуя вторичные доходы организаций и лиц, не участвующих в материальном производстве.

Оцените определение:

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

Доход Первичный

доход, получаемый непосредственными производителями: работниками, предпринимателями за участие в создании общественного продукта. Д. п.

получается в сфере материального производства на стадии первичного распределения национального дохода.

Оцените определение:

Источник: Бизнес-словарь

Первичный доход

доход, получаемый институциональными единицами в результате первичного распределения национального дохода в порядке вознаграждения за прямое участие в производстве товаров и оказании услуг или за предоставление во временное пользование земли, финансовых и других непроизведенных активов; первичные доходы включают оплату труда, доходы от собственности, прибыль, смешанный доход, налог на производство и импорт.

Оцените определение:

Источник: Экономико-статистический словарь-справочник

ДОХОД ПЕРВИЧНЫЙ

доход, полученный в процессе производства его участниками. В балансе народного хозяйства (БНХ) Д.п. учитывался только в сфере материального производства. Сумма таких доходов по всем отраслям этой сферы равнялась величине произведенного национального дохода. В БНХ к Д.п. относились заработная плата и прибыль, полученные на предприятиях; налог на добавленную стоимость и акцизы, входящие в выручку от реализации продукции; налоги на производство; платежи по социальному страхованию и социальному обеспечению, включаемые в себестоимость продукции; штрафы, уплачиваемые предприятиями в бюджет; пошлины на импортную продукцию; доходы от личного подсобного хозяйства. В системе национальных счетов (СНС) в составе Д.п. учитываются аналогичные доходы, создаваемые институциональными единицами всех отраслей экономики.

Оцените определение:

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

Финансы и кредит / Финансовое право / 1.2      Функции финансов

Основными функциями, присущими категории «финансы» являются распределительная и контрольная (рис. 1.2). Они осуществляются финансами одновременно. Объясняется это тем, что каждая финансовая операция состоит из распределения общественного продукта и национального дохода и контроля за их распределением и перераспределением.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении национального дохода, которое заключается в создании первичных доходов и перераспределении их для создания вторичных доходов. Сумма первичных доходов равна национальному доходу.

Основные доходы получаются двумя группами участников материального производства, которые собственно и создают национальный доход:

· наемными работниками, служащими, индивидуальными предпринимателями, фермерами;

· производственными и торговыми предприятиями.

Кроме собственно перераспределения дохода распределительная функция финансов должна оказывать положительное влияние на сбалансированность и эффективность производства. Финансы – это инструмент, посредством которого государство влияет на экономику страны, стимулирует ее развитие. В процессе распределения финансов происходит дальнейшее перераспределение национального дохода и формирование вто

ричных доходов в производственной и, особенно, непроизводственной сферах. Вторичные доходы формируются при перераспределении средств между:

· производственной и непроизводственной сферами хозяйства;

· различными отраслями материального производства;

· регионами страны;

· формами собственности;

· социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспределения национального дохода заключается в обеспечении социальных потребностей населения, стимулировании экономики, организации работы государственных органов и т.д.

Контрольная функция означает участие финансов в процессе контроля за соблюдением установленных правил финансовой деятельности, целесообразности финансовых расходов, своевременности осуществляемых операций.

Финансовый контроль затрагивает все сферы жизнедеятельности страны. Он обеспечивает законность финансовой и хозяйственной деятельности и призван предупреждать экономические преступления. Финансовому контролю уделяется огромное значение в любой стране с демократической экономикой, поскольку это зачастую единственная возможность контроля экономических процессов, и выявления преступлений и правонарушений против собственности и в сфере экономической деятельности.

Конкретизируя задачи финансового контроля необходимо отметить, что он призван обеспечить соблюдение законодательства по финансовым вопросам, своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется различными субъектами самостоятельно или совместно, во взаимодействии с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы – государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процесс воспроизводства.

Государство влияет на экономику комплексно.

Этот процесс включает в себя финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальные мероприятия, политику налоговую, валютную и таможенную. Стимулирование определенных отраслей промышленности, регионов страны позволяет влиять на ее экономику и социальную ситуацию. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность, имеющую значительные преференции на внутреннем рынке за счет налоговых льгот и завышенных таможенных пошлин на импортные автомобили. Другим примером могут являться дотации некоторым субъектам Федерации в крупных размерах для выравнивания социальной ситуации в стране и снятия социальной напряженности.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Стабилизационная функция призвана обеспечить всех участников экономических процессов одинаковыми условиями, а всех граждан страны равными возможностями в разных регионах государства. Стабилизация экономики посредством финансов применяется в Российской Федерации не в полной мере. Регулирующая функция финансов преобладает в развитых странах с рыночной экономикой. Преобладание в экономике распределительной и контрольной функций больше характерно для командно-административной экономики. Применение стабилизационных и регулирующих механизмов позволяет плавно влиять на ситуацию в стране и не допускать дисбаланса между регионами страны и отраслями промышленности. Особое значение имеет фактор стабильности финансового законодательства, необходимый для осуществления долговременной инвестиционной политики.

Все рассмотренные функции финансов реализуются через различные финансовые механизмы. Основными из них являются совокупность организационных форм финан

совых отношений в экономике страны, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Добавить комментарий