Форма мышления отражающая существенные свойства объектов это

  1. Логические формы мышления. Понятие, суждение и умозаключение. Этапы мышления как процессы решения задач. Творческое мышление, индивидуальные особенности мышления. Понятие интеллекта (см. в психодиагностике).

Формальные структуры мыслей называются фор­мами мышления. Различаются три формы мышления -понятие, суждение и умозаключение.

Понятие — форма мышления, в которой отража­ются общие и притом существенные свойства од-неродной группы предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много раз­личных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные.

Чем более существенные признаки предметов от­ражены в понятии, тем эффективнее организуется дея­тельность человека.

Понятие существует в виде значения слова, обо­значается словом. Каждое слово обобщает. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительно­сти кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном ви­де. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны: понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Восприятие и представление всегда есть отраже­ние конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вооб­ще, собаки вообще, даже человека вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишен­ного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

Понятие — более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление.

Суждение • определенное знание о предмете, ут­верждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения проис­ходит как формирование мысли а предложении. Суж­дение — такое предложение, а котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Связь вещей от­ражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предме­тов и их свойств различаются следующие виды сужде­ния: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление — значит уметь вы­сказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем.

В суждении выражаются не только знания о предме­те, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания.

Психологическими аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.

Рассуждение — это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловли­вают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исхо­дя из посылок оно раскрывает систему суждений, сле­дующую из них.

Умозаключение — такая форма мышления, в про­цессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое сужав-Мышление развивается и процессе постоянных пе­реходов от общего к единичному и от единичного — к общему, т.е. на основе взаимосвязи индукции и де­дукции.

Дедукция — отражение общей связанности явлений.

Индуктивное умозаключение • это вероятностное умозаключение: по отдельным признакам некоторых явлений дается суждение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных осно­ваний — часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.

Итак, в мышлении моделируются объективные су­щественные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.

Креативность (творческое мышление) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Продукт креативной деятельности является:

1)новым и адекватным по отношению к своей задаче, 2)данная задача не может быть решена по заранее известному алгоритму.

По мнению Торренса, креативность включает в себя:

повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем,действия по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, действия по проверке, изменению и опровержению гипотез, действия по формулированию результата решения.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Существуют три трактовки понятия интеллекта:

  1. Биологическая трактовка: «способность созна­тельно приспосабливаться к новой ситуации».

  2. Педагогическая трактовка: «способность к обу­чению, обучаемость».

  3. Структурный подход (А.Бине): интеллект как «способность адаптации средств к цели». Интеллект — это совокупность тех или иных способностей.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект — это глобаль­ная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоя­тельствами» (Векслер), т. е. интеллект рассматрива­ется как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Анализ — мыслительная операция разделения предметов и явлений на части.

Синтез — мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое

Сравнение — мыслительная операция сопоставления предметов и явлений между собой, нахождения сходства и различий между ними.

Обобщение — мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам.

Абстракция (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и одновременном отвлечении от несущественных.

Конкретизация — мыслительная операция, противоположная абстракции.

Виды мышления

1. по опоре на восприятие. Наглядно действенное мышление(практические действия);наглядно-образное-предполагает решение задач путем зрительного изучения ситуации;образное – решение задач путем оперирования образами, представленными в памяти или воображении;словесно-логическое-решение задач в словесной форме.2. в зависимости от направленности. Практическое-решение конкретных задач; теоретическое-направлен на познание и нахождения закономерностей.3. по характеру результатов. Репродуктивное-воспроизводство уже известного способа решения(копирование);творческое-нахождение собственного решения.

Мышление и речь.

Речь — это процесс общения с помощью языка.

Взаимосвязь мышления и речи

Мышление человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Формы мышления.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Понятие обозначается словом.

Суждение – форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов и явлений. Суждения разнообразны (общие и частные, истинные и ложные).

Умозаключение— форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно — условие (посылка), а другое — заключение (следствие). Например: «Если идет снег, значит, холодно».

Индивидуальные и возрастные особенности мышления:

Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый вопрос илипроблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характермышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов,явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решениязадачи.Инертность мышления — качество мышления, проявляющееся в склонности кшаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системыдействий к другой.Темп развития мыслительных процессов — минимальное число упражнений,необходимых для обобщения принципа решения.Экономичность мышления — число логических ходов (рассуждений), посредствомкоторых усваивается новая закономерность.Широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областяхзнания и практики.Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений,предвидеть последствия.Последовательность мышления — умение соблюдать строгий логический порядок врассмотрении того или иного вопроса.Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять строгуюоценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные ислабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.Устойчивость мышления — качество мышления, проявляющееся в ориентации насовокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известныезакономерности.

МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.

Качества ума

Широта ума выражается в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики. У гениев человечества это качество выражено в высокой степени.Глубина ума характеризуется умением вникать в сущность вопроса, в суть дела, вскрывать причины явлений, не только ближайшие, но и отдаленные, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, предвидеть далеко идущие следствия явлений, событий.Самостоятельность ума выражается в умении самому увидеть вопрос, требующий решения, и самому найти ответ на него. Самостоятельный ум не ищет готовых решений, не стремится опереться на чужие мысли и положения.

Самокритичность — характерная особенность критического ума. Критический ум — дисциплинированный ум. Он умеет широко пользоваться воображением, опираясь на него в созидании нового, и вместе с тем умеет сдерживать работу фантазии там, где она начинает вести по ложному пути, к несбыточным проектам, к нереальным планам.

Самостоятельность и критичность ума — необходимые предпосылки творческой, новаторской деятельности человека.

Гибкость ума заключается в умении изменить намеченное решение или способ решения, если они оказались неправильными, найти новые пути исследования, подойти с новой точки зрения к предмету размышления. Человек гибкого ума свободен от предвзятых предположений, от шаблонных приемов решения задач


Читайте также:


Логические формы мышления

Операции логического характера, составляющие структуру мышления, отличают его от остальных процессов, ежесекундно происходящих в человеческом мозге.

Логические формы мышления в психологии

К основным формам логического мышления относятся:

  • умозаключения;
  • суждения;
  • понятия.

1. Благодаря первой форме индивидуум способен, основываясь всего на некоторых суждениях, сделать вывод. В свою очередь, умозаключение подразделяется на:

  • индуктивное (являет собой вывод, основанный на логике, с помощью размышления от одного к целому, общему. Яркий пример – физические законы, потому как многие ученые изучают явления посредством небольшого количества экспериментов);
  • по аналогии (применяют тогда, когда есть суждения о признаках конкретного объекта с помощью поиска схожих свойств с остальными.

    Форма мышления отражающая существенные свойства объектов

    К примеру, «деревянная парта» и «деревянный табурет» имеют более чем один общий признак. Благодаря аналогии формируются научные предположения);

  • дедуктивное (рассуждения от целого к единственному. Примером служит особенность умозаключений Шерлока Холмса).

2. Суждение отражает связь событий, явлений и предметов. Оно выражается в утвердительной или отрицательной форме и в таком случае рассуждение выступает как основная форма логического мышления. Бывает:

  • истинным (обозначает реальность – «снег белый»);
  • ложным (идет в противовес реальным фактам: «яблоко – растение»).

3. Понятию свойственно отражать признаки, взаимосвязь объектов, событий. Выражается с помощью слов или словогрупп. Делятся на:

  • конкретные (этот вид формы логического мышления описывает один, ряд предметов и это описание касается лишь отдельно взятого объекта);
  • абстрактные (затрагивает всеобщее описание отдельного свойства).

 

Статьи по теме:

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление помогает нам еще в детстве , когда формируется восприятие окружающего мира и длится всю оставшуюся жизнь, но в зависимости от способностей, у всех по разному.

Психология тела

Психология тела представляет собой набор внешних проявлений эмоций, которые меняются в зависимости от внутреннего состояния человеческой психики.

Психоанализ в психологии

В этой статье мы подробно расскажем о психоанализе в психологии, основоположником которого является легендарный ученый Зигмунд Фрейд и о его роли в психических процессах.

Психологическая структура личности

Психология личности имеет структуру, зависящую от тех личностных качеств, которыми обладает каждый человек. Более подробно о психологической структуре личности расскажет эта статья.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение — мыслительная операции, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения илиотрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Логика и эмоции в процессе мышления

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.

Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Основные формы мышления

Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения илиотрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Характеристика операций мышления

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов. Мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами. Эта ориентировка может быть связана с (1) непосредственными действиями с предметами, (2) их зрительным изучением или (3) словесным описанием — таким образом определяется вид мышления.

Виды и процессы мышления. Развитие мышления в персоногенезе.

Отсюда и мыслительные операции могут осуществляться на уровне (1) наглядно — действенного, (2) наглядно-образного и (3) словесно — логического мышления.

Исследователи выделяют следующие основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация и систематизация.

Сравнение – это мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами. Основанием для сравнения бывают, как правило, существенные признаки сравниваемых объектов. Сравнение является часто первичной элементарной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – прежде всего анализом и синтезом.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части или характеристики. Осуществляется анализ путем выделения в объекте существенных свойств, признаков, связей, отношений.

Синтез — мысленное объединение отдельных существенных признаков, свойств, связей в единое целое. Эта операция противоположна анализу.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к более конкретному понятию. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое из элементов, которые выделяет анализ.

В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в точности и четкости – в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых – в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез более или менее уравновешивают друг друга.

Но анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Развитие операций анализа и синтеза создает необходимые предпосылки для последующего формирования операций сравнения, абстрагирования и обобщения.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других, несущественных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, или наоборот, выделить только форму.

Обобщение (или генерализация) – это получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества (например, все круглые предметы из ряда разнообразных, или все красные фигуры из разноцветных).

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков.

Можно сказать, что если дано некоторое множество объектов, то классификация решает тройственную задачу: а) упорядочить это множество; б) сделать его хорошо обозримым; в) облегчить доступ в памяти к любому виду предметов данного множества.

Систематизация как мыслительная операция представляет собой расположение объектов, имеющих общие свойства, в определенном порядке. В начале 70-х гг. в психологии преобладала тенденция к отождествлению операции систематизации и классификации. Однако в исследованиях более позднего периода наблюдается отход от такой трактовки. Справедливо указывается, что мыслительная деятельность систематизации протекает и самостоятельно и вместе с мыслительным процессом классификации. Главное различие между этими двумя процессами — в их конечном результате. Конечный результат классификации — установление принадлежности единичного объекта или явления к определенному роду, закону или правилу, а систематизации — образование некоторой целой группы объектов или явлений.

В современной психологии классификация и систематизация рассматриваются как взаимосвязанные мыслительные операции, мыслительные действия и логические структуры.

Как видно из изложенного, общим элементом всех мыслительных операций являются существенные признаки. Поэтому и процесс формирования мыслительных операций должен начинаться с выработки умения выделять существенные признаки изучаемых явлений, процессов, объектов. Именно умение выделять главное, существенное — важнейшее качество человеческого ума.

Таким образом, мышление осуществляется совокупностью различных операций. Осуществляя мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, абстракцию, обобщение — человек приобретает новые знания. Использование языковых средств позволяет выйти за пределы чувственного познания, овладеть системами понятий. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить данные своего сенсорного опыта, устанавливать причинно-следственные зависимости между явлениями, делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.

Логические операции мышления – Это умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем – истинные.

Основные логические операции мышления:

сравнение

анализ

синтез

абстрагирование

обобщение

конкретизация

Сравнение –это логическая операция, в результате которой два или несколько

разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и

различное имеется в них.

Итогом сравненияявляется выделение общего и различного.

Например:

Ребенку поставлена задача на нахождение общего и различного во внешнем виде трех фруктов.

Решать эту задачу ребенок будет

— в наглядно-образном плане,

— применяя логическую операцию сравнения.

Анализ –это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит.

Иногда выясняются связи, существующие между частями или элементами,

для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект.

Например:

— Химический анализ с целью определить, из атомов каких простых веществ

состоит молекула воды.

В данном случае – водород и кислород.

Анализ может осуществляться и в уме путем сравнения различных понятий по их объему и содержанию.

Например:

— Учащийся решает задачу сравнения между собой понятий «квадрат» и «треугольник».

Для этого ему понадобится разложить геометрические фигуры на элементы,

из которых они состоят: отрезки прямых линий и углы.

Синтез –это логическая операция объединения частей или элементов в

некоторое сложное целое.

Как и в случае с анализом, это иногда делается для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, какими особенными свойствами оно отличается от элементов, из которых состоит.

Например:

— При проведении химического опыта по соединению водорода и кислорода с целью получения воды.

В мышлении человека редко случается так, чтобы оно включало в себя только одну логическую операцию.

Чаще всего логические операции присутствуют комплексно и могут сопровождать друг друга.

Например:

— Если специалист-химик изучает химический состав воды и ставит перед собой задачу определить свойства, то он обращается к использованию всех 3-х логических операций мышления: анализа, синтеза и сравнения.

Абстрагирование –это логическая операция, в результате которой

выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или

нескольких разных объектов, причем такое свойство которое в

действительности как отдельное и независимое от существующих объектов

не существует.

Например:

— Мы можем выделять и отдельно изучать свойства многих физических объектов:

Как форма, величина или цвет.

Понятно, что форма, величина или цвет в природе не существует вне объектов.

Тем не менее в математике и в физике они выделяются путем операции абстрагирования, изучаются и рассматриваются самостоятельно, вне тех объектов, которым они реально присущи.

Обобщение –это логическая операция, в результате которой некоторое

частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких

объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный

конкретный, а обобщенный характер.

Например:

— Математик, изучивший общие свойства нескольких треугольников, может

утверждать, что такие же свойства присущи и всем другим треугольникам.

Это и будет логическая операция обобщения.

— или выйдя на улицу, мы ощущаем тепло или холод, то справедливо

предполагаем, что на расстоянии несколько сот метров тоже будет холодно

или тепло.

В этом случае мы также пользуемся для своих выводов логической операцией мышления.

Конкретизация –это логическая операция, противоположная обобщению.

Она заключается в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим предметам.

Например:

Мы знаем, что растения впитывают воду, и обнаружив новое растение, можем предполагать, что и оно впитывает воду.

Участвуя в целостном процессе мышления, логические операции

взаимно дополняют друг другаи преобразуют информацию,


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 586 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Добавить комментарий