Формула профессий

Тема раздела

Класс: 8.

Дата:

Тема раздела: Современное производство и профессиональное образование

Тема урока: Основы профессионального самоопределения

Цели урока:

1. Дать определения понятий «профессия», «должность», «специальность»; познакомить с классификацией профессий по предмету, цели, орудиям и условиям труда.

2. Развивать умение определять формулу профессий.

3. Способствовать формированию выявления склонностей к определенному типу профессий Материально – техническое оснащение урока:


  1. Материально – техническая база:

  2. Дидактическое обеспечение:

  • учебник – 9, п.36;

  • дополнительная литература: Бобровская А.Н – стр. 114-136; Чернов С.В. Азбука трудоустройства – п. 1.2; 1.3.

  • рабочая тетрадь

Объект труда: формула профессии

Методы обучения: частично-поисковый

Тип урока: комбинированный
^


  1. Организационный момент

  • приветствие;

  • контроль посещаемости;

  • заполнение учителем классного журнала;

  • проверка рабочей одежды и готовности к занятию;

  • настрой учащихся на работу;

  • доведение до учащихся плана урока.


  1. Повторение пройденного материала


    1. Какую роль играет выбор профессии в жизни человека?

    2. Кто может оказывать влияние на выбор профессии?

    3. Перечислите возможные ошибки при выборе профессии.

    4. Назовите правила выбора профессии.

    5. Если у вас возникли затруднения с выбором профессии, к кому вы об­ратитесь в первую очередь? Почему?

    6. Какие новые профессии появи­лись за последние годы?

    7. Дайте краткую характеристику двум привле­кательным, на ваш взгляд, профессиям и опишите необходимые для них профессиональные качества.


  1. ^

Формула профессии

Прежде всего, нам необходимо научиться различать понятия «про­фессия» и «специальность».

Профессия — род трудовой деятельности, тре­бующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков).

Специальность — более узкая область приложения физиче­ских и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Профессия объединяет группу родственных специальностей. На­пример, профессия учителя включает специальности: учитель истории, учи­тель математики, учитель химии и т. д.

Должность – служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.

Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация, или, другими словами, клас­сификация.

Классификация профессий – объединение различных или сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А. Кли­мов. Основными признаками этой классификации являются предмет, цель, орудия и условия труда.

Классификация профессий

По предмету труда (типы профессий)

Человек — техника

Человек — человек

Человек — природа

Человек – знаковая система

Человек – художественный образ

Предмет труда: обслуживание техники, ее ремонт, установка и наладка; управление транспортными средствами; производство и обработка металлов; сборка и монтаж оборудования; добыча и обработка горных пород

Воспитание, обучение, информирование людей; бытовое, торговое, медицинское обслуживание

Исследование, изучение и использование природных ресурсов; лечение животных и уход за ними

Устная и письменная речь, работа с документами, использование цифр и формул, схем, графиков, чертежей. диаграмм

Изобразительное искусство, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность

Умение легко вступать в контакт с людьми; умение сдерживать эмоции; умение убеждать людей; способность помнить, держать в уме информацию о многих людях; умение слушать и слышать, учитывать мнение другого человека

Развитое воображение; хорошая зрительная память; наблюдательность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы

Хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания; хорошие переключаемость и распределение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками, усидчивость, терпение

Художественные способности; наблюдательность, зрительная память; развитые эстетические чувства; творческое воображение; аналитическое нестандартное мышление

Точное зрительное, слуховое, вибрационное восприятие; хорошая координация движений; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность

^

По целям труда (классы профессий)

^ – профессии, связанные с познавательным трудом. Цель труда: распознать, различить, выявить, найти, оценить, проверить, определить.

^ — профессии, связанные с поиском наи­лучшего варианта решения сложной практической задачи. Цель труда: изобрести, спроектировать, создать что-то новое, сконструировать.

^ – профессии, связанные с воздействием на предмет труда с целью изменения или сохранения его свойств. Цель труда: обработать, переместить, организовать, собрать, преобразовать.

Ч-П: физиолог, агроном, зоотехник, вет.врач, эколог, приемщик сельхозпродук­ции, сортировщик овощей и плодов, сортировщик яиц, приемщик молока и т. д.

Инженер-теплотехник, реставратор, телеграфист, библиограф, бухгалтер, архивариус, фотолаборант, диспетчер, воспитатель, адвокат, нотариус, паркетчик, токарь, столяр, сборщик часов, слесарь, пчеловод, чертежник, портной, преподаватель, водитель, живописец, художник-оформитель

Модельер, закройщик, конструктор, дизайнер, селекционер, программист, писатель, ученый, художник-оформитель

Ч-Т: инженер-электрик, инже­нер-строитель, контролер сварочных работ, контролер минералов и пород, осмотр­щик вагонов, обходчик железнодорожных путей и т. д.

Ч-Ч: учитель, врач, вахтер, сторож, санитарный врач, следователь, журналист, инспектор рыбоохраны

Ч-З: чертежник, сортировщик почтовых отправлений, корректор и др.

Ч-Х: писатель, актер, художник, му­зыкант, контролер музыкальных инструментов, литературный критик, антиквар и т. д.

^

По орудиям труда (отделы профессий)

Профессии ручного труда (Р)

Профессии с функциональными орудиями труда (Ф)

Профессии машинно-ручного труда (механизированного) (М)

Профессии автоматизированного труда (А)

Хирург, резчик по камню, столяр, слесарь, ювелир, музыкант, монтажник радиоаппаратуры, пчеловод, штукатур, пианист, скульптор

Токарь, шофер, машинист электровоза, машинист крана, оператор связи

Печатник, сталевар, ткачиха

Певец, учитель, актер, дирижер, режиссер, балерина, дегустатор вин

По условиям труда (группы профессий)

Открытый воздух (О)

Бытовой микроклимат (Б)

Необычные условия (Н)

Повышенная моральная ответственность (М)

Секретарь-машинистка, бухгалтер, экономист, сборщик радиоаппаратуры, учитель, чертежник

Агроном, лесник, геолог, пастух, чабан, виноградарь строитель, пожарник, полевод

Актер, маляр, шахтер, летчик, водолаз, каскадер, космонавт, артист цирка

Учитель, инспектор милиции, директор, актер, врач, писатель, юрист, судья, продавец

Для более четкого и наглядного представления классификацию про­фессий можно изобразить схематически, в виде четырех ярусов в восходя­щем порядке.

Классификационные признаки профессий

Нижний ярус: профессии по предмету труда — типы профессий (Ч-П — человек — природа, Ч-Т — человек — техника, Ч-Ч — человек — человек, Ч-Х — человек — художественный образ, Ч-З — человек — знаковая система).

Второй ярус: профессии по целям труда — классы про­фессий (Г — гностический, П — преобразующий, И — изыскательский).

Третий ярус: профессии по орудиям труда — отде­лы профессий (Р — ручные, М — машинно-ручные, А — автоматизиро­ванные, Ф — функциональные).

Верхний ярус: профессии по условиям труда — группы профессий (Б — бытовой микроклимат, О — на открытом воз­духе, Н — необычные условия, М — моральная ответственность).

Опираясь на схему, можно составить формулу любой профес­сии, состоящую из четырех букв, где первая указывает тип, вторая — класс,
третья — отдел, а четвертая — группу профессии. Формулу профессии учителя, например, можно записать как ЧПФМ,где Ч — предмет труда, в данном случае это человек; П — цель труда учителя является преобразующей; Ф — использует в работе органы тела (речь, голос, мимика и др.); М — профессия учителя налагает повышенную моральную ответственность.


  1. Закрепление знаний учащихся


    1. Дайте определение профессии и специальности. В чем их отличие? Приведите примеры.

    2. Назовите три специальности, относящиеся к одной профес­сии.

    3. К какой профессии относятся следующие специальности: педиатр, стоматолог, терапевт, хирург?

    4. Перечислите специальности, которые относятся к профес­сии строитель.

    5. Врач — это профессия или специальность?

    6. Как правильно составить формулу профессии?

    7. Какие профессионально важные качества нужны человеку для работы по профессии типа «человек — человек»?

    8. Что представляет собой классификация профессий по Е.А. Климову?


  1. Физкультминутка


    1. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.

    2. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.

    3. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.


  1. Практическая работа «Формула профессии»


    1. Вводный инструктаж

    2. Самостоятельная работа учащихся

    3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):


      1. Формирование новых умений: проверка организованности начала работы учащихся;

      2. Усвоение новых знаний: проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации (УТД);

      3. Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению задания;

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

  • рациональное использование учебного времени учащимися.

      1. Заключительный инструктаж:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

  • разбор типичных ошибок учащимися;

  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

  • повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

7. Подведение итогов урока учителем


  • сообщение учителя о достижении целей урока;

  • объективная оценка результатов учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;

  • сообщение о теме следующего урока;

  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

^
9. Уборка рабочих мест

Практическая работа


  1. Заполните таблицу


Профессия

Формула профессии

Токарь


Пианист


Инженер


Врач


Программист ЭВМ


Агроном


  1. Определите формулу своей будущей профессии.

  2. Ответьте на вопросы кроссворда.

1, Промышленная профессия, связанная с использованием ручного тру­да.

2. Профессия, связанная с использованием машин с ручным управле­нием.

3, Профессия, связанная с использованием функциональных средств труда, требующая высокой квалификации,

4. Профессия, связан­ная с использованием автоматов, полуавтоматов, робототехнических комплексов, распространенная в промышленности.

5. Профессия типа «человек — художественный образ», связанная с использованием особо точного ручного труда.


  1. Найдите ошибки в таблице:

  1. Напишите формулы следующих современных профессий: экономист, программист, эколог, дизайнер, журналист.

Похожие:

Разработка раздела программы по французскому языку «Восприятие и понимание письменного текста»
Календарно тематическое планирование раздела «Сказка» кружка французского языка
Тема раздела
Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале XX века – среднеразвитая аграрно-индустриальная страна
Тема раздела, урока
Дать определение мифа и мифологии, познакомить с мифами Древней Греции, дать понятие боги, люди герои
Программа для базового уровня ( системно-информационная концепция)
Целью этого раздела является формирование основ системного мышления, развитие творческого потенциала. Достаточно большая часть этого…
Программа для базового уровня ( системно-информационная концепция)
Целью этого раздела является формирование основ системного мышления, развитие творческого потенциала. Достаточно большая часть этого…
Тема раздела
А. Разговор с другом о профессии, которую хотели бы приобрести, о способностях и любимых предметах в школе, которые являются важными…
«Построение учебного модуля. Технологическая карта конструирования…
«Построение учебного модуля. Технологическая карта конструирования темы или раздела»
Наименование раздела программы Тема урока Кол-во часов Тип урока
Вводный инструктаж по тб на уроках. Ознакомление с курсом обж, его целями, задачами. Здоровье, основные определения и понятия. Факторы,…
Урока Тема раздела, урока
Основные проблемы страны. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Причины и сущность заговора. Основные направления внутренней политики…
Проблемная тема по развитию речи: «ознакомление детей с сезонными изменениями в природе»
Большое внимание уделяется изучению раздела «Сезонные изменения в природе». Основные формы и методы обучения включают систематические…

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Школьные материалы


dopoln.ru

Еще в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В. Н. Татищев классифицировал все «науки» (виды труда) по критерию «добра и зла для человека»:

1) «нужные» науки (экономика, медицина, право);

2) «полезные» науки (риторика, грам­матика, «мафематика»-арифметика, «землемерие», механика, астрономия);

3) «щегольские, или увеселяющие» (поэзия, танцевание, живопись, «вольтежирование»-гарцевание на лошади), слу­жащие больше для получения положения в обществе, чем для дела;

4) «любительские, или тщетные» (астрология, физиогно­мика, алхимия);

5) «вредительные» науки (колдовство, ворожба).

Вероятно, такой критерий классификации профессиональ­ной деятельности актуален и для оценки различных направлений самой современной психологии.

 

В 20-е гг. XX столетия С. П. Струмилин предложил классифици­ровать профессии по степени самостоятельности человека в труде: 1) автоматический рефлекторный труд (например, вертелыцик ручки веялки, ручной мельницы и т.д.);

2) полуавтоматический привычный труд (например, труд машинистки, телеграфиста);

3) шаблонно-исполнительский труд — по указке (например, ра­бота на станке, работа тапера, конторщика, счетовода);

4) само­стоятельный труд в пределах задания (например, работа инжене­ра, учителя, врача, журналиста);

5) свободный творческий труд (например, работа в области искусства, работа ученого, органи­затора хозяйства, политического деятеля).

 

В современной России наиболее известна типология профес­сий, предложенная Е. А. Климовым, где в качестве критерия вы­ступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.

Все профессии соотносятся с пятью основными группами:

1) чело­век—природа;

2) человек—техника;

3) человек—человек;

4) че­ловек—знаковые системы;

5) человек—художественный образ.

 

Литовский автор Л. А. Иовайша разделял все профессии по пре­имущественным профессиональным ценностям: ценности общения; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность; материаль­ная (экономическая) активность.

 

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и попу­лярна типология Дж. Голланда (иногда пишут — Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды.

Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

1) реалисти­ческий тип (техника, мужские профессии);

2) интеллекту­альный тип;

3) социальный;

4) конвенционный (знако­вые системы, требующие структурированности);

5) пред­принимательский;

6) артистический.

Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспе­чивает более полноценную реализацию работника в своем труде.

 

При сравнении различных типологий становится заметно, что в основе этих типологий лежит не только позиция автора, но и та культурно-историческая среда, то общество, которое и определяет часто наличие разных типов людей, реализующих себя в конкретной трудовой и общественной деятельности. Например, у Э. Шпрангера выделен религиозный человек, но уже в более современных типологиях такой тип отсутствует. Другой пример: в традиционной для эпохи СССР типологии Е. А. Климова отсутствует предпринимательский тип, хотя в типологии Дж. Голланда такой тип  имеется.

 

Сама «формула профессий» рассматривается как основа построения «Схемы анализа профессий». В традиционной «формуле профессий» выделяются следующие обобщенные характеристики позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности:

1) типы профессий выделяются по предмету труда: природа — П; техника — Т; человек — Ч; знаковые системы — 3; художественный образ — X;

2) классы профессий — по целям труда: гностические — Г; преобразовательные — П; изыскательные — И;

3) отделы профессий — по средствам труда: ручные — Р; механические — М; автоматические — А; функциональные, т. е. возможности и функции организма, а также —  теоретические средства — Ф;

4) группы профессий — по условиям труда: бытовой микроклимат— Б; открытый воздух — О; необычные — Н; моральная ответственность — М; экстремальные условия — Э.

Например, с помощью «формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию «повар»: предмет труда — природа (П) и художественный образ (X), цели труда — преобразователь­ные (П) и изыскательные (И), средства труда — ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда — необычные (Н).

 

К сожалению, при практическом использовании «формулы профессий» в традиционном варианте иногда возникают недо­разумения. Например, при анализе профессии «токарь» ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» — ответ «техника» его не устраивает, так как сообразительный ученик тут же воз­ражает: «У токаря техника — это средство труда, а что является предметом, из «формулы» непонятно…». Или, например, про­фессия «водитель автобуса». Из приведенной «формулы» неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель «преобразует» транспортное средство в пространстве — значит выз­вать у них в лучшем случае улыбку. Таким образом, возникает необходимость несколько видоизменить и расширить предложен­ный Е. А.

Презентация по технологии 9 класс. Формула профессий

Климовым вариант «формулы».

 

Таким образом, типологии профессиональной деятельности и соответственно пространства самоопределения во многом зависят от культурно-исторической среды.

Возникает интересный вопрос: на какие типологии опираться профконсультанту в условиях нестабильности общей социально-экономической (и духовной) ситуации, например в условиях России «переходного периода»?

Сложность вопроса в том, что ранее разработанные типологии отечественных авторов уже во многом не соответствуют данной ситуации, а построение новых типологий может су­щественно отстать от самого процесса изменений в стране. Известные зарубежные типологии тем более часто не учитывают спе­цифику нашей страны. В этих условиях возможным выходом является либо построение какой-то «универсальной» типологии, применимой для разных стран, народов и эпох, либо попытки все-таки осознать, что происходит в стране под названием Рос­сийская Федерация, тем более что «переходный период» к «свет­лой жизни» (или к «свету в конце тоннеля») сильно затянулся.

Автор статьи Юрьева Наталья

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова,  Психология труда и человеческого достоинства,  Москва, 2001
  2. Е.А. Степанов,  Управление персоналом. Персонал в системе защиты информации, Москва, 2002.
  3. Е.А.

    Климов, Памятка профконсультанту, Москва, 1999

  4. Е.А. Климов, Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, Москва, 1997
  5. Н. Н. Захаров, Профессиональная ориентация школьников, Москва, 1988.

Вернуться к содержанию раздела

 
 

1. Нижний ярус объединяет профессии по предмету труда — типы
профессий (Ч-П — человек — природа, Ч-Т — человек — техника,
Ч-Ч — человек — человек, 4-Х — человек — художественный образ,
Ч-З — человек — знаковая система).

2. Второй ярус группирует профессии по целям труда — классы про­фессий (Г — гностический, П — преобразующий, И — изыскательский).

3. Третий ярус классифицирует профессии по орудиям труда — отде­лы профессий (Р — ручные, М — машинно-ручные, А — автоматизированные, Ф — функциональные).

4. Верхний ярус схемы объединяет профессии по условиям труда —
группы профессий (Б — бытовой микроклимат, О — на открытом воздухе, Н — необычные условия, М — моральная ответственность).
Опираясь на схему 22, можно составить формулу любой профессии, состоящую из четырех букв, где первая указывает тип, вторая — класс,
третья — отдел, а четвертая — группу профессии.

Формулу профессии учителя, например, можно записать как ЧПФМ,

где Ч — предмет труда, в данном случае это человек;

П — цель труда учителя является преобразующей;

Ф— использует в работе органы тела (речь, голос, мимика и др.);

М — профессия учителя налагает повышенную моральную ответственность.

 

Схема 23. Интегрированная схема профессий по основным признакам

 

 

 

Практическая работа

1. Заполните таблицу:

Профессия Формула профессии
Токарь
Пианист
Инженер
Врач
Программист ПЭВМ
Агроном

 

2. Определите формулу своей будущей профессии.

3. Заполните клетки кроссворда, обозначив глаголом в инфинитиве цели
различных классов профессий: 1) изыскательских; 2) гностических;
3) преобразующих.

 

 
 

 

       
   

 

4.

Презентация по технологии 9 класс. Формула профессий

Ответьте на вопросы кроссворда.

 

 

1. Промышленная профессия, связанная с использованием ручного тру­да.

2. Профессия, связанная с использованием машин с ручным управле­нием.

3. Профессия, связанная с использованием функциональных средств труда, требующая высокой квалификации.

4. Профессия, связан­ная с использованием автоматов, полуавтоматов, робототехнических комплексов, распространенная в промышленности.

5. Профессия типа «человек — художественный образ», связанная с использованием особо точного ручного труда.

 

5. Найдите ошибки в таблице:

Профессия Специальность
Токарь Тракторист Столяр Пианист Монтажник Инженер Ветеринарный врач Продавец Сборщик полупроводниковых приборов Парикмахер Хирург Преподаватель, литературный критик Водитель автомобиля Летчик-испытатель Судья Швея Учитель математики Врач Проводник вагонов международного сообщения  

 

6. Напишите формулы следующих современных профессий: экономист,
программист, эколог, дизайнер, журналист.

 

Опорные понятия:Предмет труда • Цель труда • Орудие труда • Формула профессии.

 

Вопросы.

1. Дайте определение профессии и специальности. В чем их отличие?

Приведите примеры.

2. Как правильно составить формулу профессии?

3. Какие профессионально важные качества нужны человеку для работы по профессии типа «человек — человек»?

4. В чем недостатки классифи­кации профессий по отраслям экономики?

5. Что представляет собой классификация профессий по Е.А. Климову?

Чем она удобна?

 

 

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒



Классификация профессий по Е.А. Климову

Правильное составление и использование профессиограмм предполагает определенные знания пользователей в области классификации существующих профессий. Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е.А. Климовым. Эта классификация включает в себя четыре яруса, в соответствии с четырьмя признаками трудовой деятельности.

Типы профессий(первый ярус их психологической классификации) выделяются на основании сочетания признаков предметной области и особенностей субъекта труда. Их пять.

1. «Человек – живая природа» (П). Сюда отнесены и профессии, предметные области которых связаны с растительными и животными организмами и условиями их существования, с техникой, основанной на биологических, сельскохозяйственных науках: агроном, растениевод, лесовод, фитопатолог («айболит» для растений), ветеринар, зоотехник, животновод, микробиолог и т.п.

2. «Человек – техника и неживая природа» (Т). Работники имеют дело с неживыми (абиотическими) предметами, системами (природными и техническими). Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, инженер-конструктор, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания и т.д.

3. «Человек – человек и социальные системы» (Ч). Предметом распознания, обслуживания, преобразования здесь являются люди, их сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например: продавец продовольственных товаров, организатор производства, менеджер по персоналу, врач, учитель и т.д.

4. «Человек – знаковая система» (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы, таблицы – это предметные миры, которые занимают представителей этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед и пр.

5. «Человек – художественный образ» (X). Явления, факты художественного отображения, оформления действительности – то, что занимает представителей этого типа профессий. Сюда относятся профессии: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер, живописец и т.п.

Классы профессий(второй ярус их психологической классификации).

В пределах каждого типа можно выделить классы по признаку целей труда, определяемых в ответ на вопрос «Что делать?

» (операционально). В данном случае речь идет не просто о внешне заданных целях, а об образах желаемого будущего, принятых субъектами труда. Все разнообразие целей можно, стремясь к минимуму классов профессий, сгруппировать в три блока по признаку преобладания следующих целей: а) распознать, оценить нечто известное, б) преобразовать нечто в объекте труда, в) изыскать, придумать нечто неизвестное.

1.

ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ

Гностические профессии (Г) (от греч. gnosis – знание, познание).

Примеры в типе «Человек – природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая. В типе «Человек – техника»: пирометрист, контролер готовой продукции, мастер-диагност сельскохозяйственной техники. В типе «Человек – человек»: инспектор, дознаватель, следователь. В типе «Человек – знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор. В типе «Человек – художественный образ» функции распознания, оценки выполняют многие работники (критики, искусствоведы и т.д.).

2. Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «Человек – природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод. В типе «Человек – техника»: слесарь-ремонтник, оператор прокатного стана. В типе «Человек – человек»: педагог-тренер, экскурсовод, руководитель организации. В типе «Человек – знаковая система»: оператор клавишного пульта управления, бухгалтер, чертежник-картограф, редактор издательства. В типе «Человек – художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И). Примеры в типе «Человек – природа»: летчик-наблюдатель рыбного или лесного хозяйства, биолог-исследователь. В типе «Человек – техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал в швейном деле, инженер-конструктор. В типе «Человек – человек»: воспитатель, организатор производства. В типе «Человек – знак»: программист, математик. В типе «Человек – художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

Отделы профессий(третий ярус их психологической классификации). В этом ярусе множество профессий подразделяется по признаку средств труда. В данном контексте средством труда считается любая целостность, которую человек преднамеренно использует для реализации образов желаемого будущего (целей деятельности). Средствами труда могут быть в этом смысле не только вещественные предметы, инструменты, системы (токарный станок, молоток, вычислительная машина), но и мысленные схемы решения задач, выразительные средства поведения, речи. Например, для актера на театральной сцене основным средством труда является его талант, способность вчувствоваться в мир переживаний его героя, передать с помощью мимики, движения, голоса то, что хотел сказать автор пьесы.

Что касается собственно внутренних, психологических средств деятельности, то они есть у представителя любой профессии и существенно определяют мастерство в деле. А в некоторых случаях они являются преобладающими, основными. Чем меньшим количеством внешних вещественных средств снабжен, окружен работник, тем более высокие требования могут предъявляться к функциональным, внутренним средствам его труда. Часто причина неуспеха в профессиональном образовании (включая и самообразование), в работе коренится как раз в недооценке именно этих средств деятельности.

Климов выделяет четыре отдела профессий, опираясь на разные типы средств труда, используемых в работе.

1. Профессии ручного труда (Р). В профессиях данного отдела, очевидно, используются сила и мастерство рук профессионала, инструменты и орудия, такие как малярная кисть, хирургический скальпель, отвертка, используются как продолжение руки. В классе гностических профессий это могут быть лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант и т.д. В классе преобразующих профессий примерами могут быть ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф. В классе изыскательских профессий ручные средства труда могут быть только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичные профессии для этого отдела: машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А). К этому отделу также относятся преимущественно преобразовательские профессии: оператор инкубационных цехов, оператор станков с числовым программным управлением, оператор магнитной записи. Но с развитием науки и техники, становится автоматизированным и труд диспетчера различных систем, и врача диагноста, профессий, которые относят к разряду гностических.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Средства труда этого отдела профессий сложно назвать орудиями, скорее, это – определенные свойства и способности человека, необходимые для конкретного вида деятельности. Климов выделяет внешние и внутренние функциональные средства труда.

К внешним он относит: выразительные средства поведения, речи (применяются в профессиях типов Ч и X – в работе учителя, актера, диктора, руководителя); организм человека, его подсистемы, органы (в работе артистов балета, спортивных педагогов-тренеров, певцов, цирковых акробатов); организационные системы, специально подготовленные группы людей, подчиненные ответственному руководителю (хор, оркестр, экипаж, экспедиция, подразделение государственной службы и пр.).

Внутренними Климов считает средства, входящие в сознание, память исполнителя: закрепленные в речи (созданные в общественном и/или личном опыте) правила, стратегические и тактические планы поведения, действий, несловесные (невербальные) психические образования (мысленные образцы продуктов, процессов, условий работы, стереотипы успешного поведения, эмоционального реагирования, образцы мимики и т.п.).

Группы профессий(четвертый ярус психологической классификации).

В данном ярусе представлены группы профессий по признакам условий труда. Представление об условиях труда вытекает, в частности, из понимания структуры среды. Среду можно определить, как множество предметных физико- химических, биологических, гигиенических обстоятельств. Они важны, и соответствующая тематика основательно разработана и представлена в публикациях, включая и подробнейшие справочники по вопросам гигиены, охраны труда.

Но, кроме того, есть и другие обстоятельства, факторы условий среды, пусть

«не бьющие в глаза», но не менее важные для обеспечения физического и душевного благополучия работающих людей. Речь идет об организационных культурах, организационных режимах, об информационных потоках, о распределении ответственностей, о стиле деловых взаимоотношений и подобном. Как отмечает Климов, соответствующая область вопросов пока еще недостаточно разработана, а имеющиеся научные результаты не всегда широко внедрены в практику и не всегда имеют правовую поддержку. Он предлагает выделить четыре группы профессий, видов труда.

1. Труд в условиях обычного («бытового») микроклимата (Б). Это так называемые «комнатные» профессии: лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ и пр.

2. Труд с длительным пребыванием на открытом воздухе с возможными резкими перепадами температуры и влажности (О). К данной группе профессий относятся: агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор ГИБДД и т.д.

3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, в цехах с неизбежными вредностями, на высоте, в полете, а также в условиях угроз и опасностей общественного толка (Н). Наиболее яркие представители этой группы профессий: антенщик-мачтовик, водолаз, космонавт, пожарный.

4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое (умственное, нравственное) развитие людей, за большие материальные и духовные ценности (М). Например, воспитатель детского сада, учитель, следователь.


Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» -знание)

 Примеры:
    в типе «человек — природа» — контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;
    в типе «человек — техника» — пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;
    в типе «человек — человек» — судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;
    в типе «человек — знаковая система» — корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;
    в типе «человек — художественный образ» — искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П)

Примеры:
    в типе «человек — природа» — мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;
    в типе «человек — техника» — слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;
    в типе «человек — человек» — учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;
    в типе «человек — знаковая система» — чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;
    в типе «человек — художественный образ» — цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И)

Примеры:
    в типе «человек — природа» — летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;
    в типе «человек — техника» — раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;
    в типе «человек — человек» — воспитатель, организатор производства, организатор торговли;
    в типе «человек — знаковая система» — программист, математик;
    в типе «человек — художественный образ» — художник по проектированию интерьера, композитор.

    Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременновыявлять свои профессиональные интересы и склонности:

Тип профессии по предмету труда Гностические (распознать, определить) Преобразующие (обработать, обслужить) Изыскательские (изобрести, придумать)
Человек — природа Ботаник Ветеринар Биоинженер
Человек — техника Наладчик станков с ЧПУ Водитель, слесарь Изобретатель, Инженер
Человек — знаковая система Графолог Архивариус, библиотекарь Программист
Человек — художественный образ Литературный критик Актёр Художник, дизайнер
Человек — человек Психолог Учитель, врач Режиссёр


По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р)

Примеры:
    в классе гностических профессий — лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;
    в классе преобразующих профессий — ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец;
    в классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М)

    Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А)

    Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)

    Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

1.

17. Составление формулы профессии, анализ профессий

Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

    Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Добавить комментарий