Формы общественного сознания

Формы общественного сознания

Каждый человек индивидуален, его сознание отличается от мировосприятия окружающих. Если рассматривать разум всех людей, как единое целое, то образуется общественное сознание, которое, в свою очередь, подразделяется на формы.

Основные формы общественного сознания

В каждой нижеприведенной форме отображается действительность, но в сугубо специфической форме. Данное отражение реального мира зависит, в первую очередь, от цели такого воссоздания и от того, от чего опираются в описании, то есть, что является объектом.

Выделяют следующие формы:

  • философское;
  • экономическое;
  • религиозное;
  • политическое;
  • нравственное;
  • правовое;
  • научное сознание.

Мировоззренческая форма общественного сознания

Философия представляет собой мировоззрение, главная проблема которого состоит в поиске отношений личности и мира. Иными словами это совокупность мировоззренческих взглядов, как на окружающую действительность, так и на отношение каждого из нас к этой реальности.

В философии на первое место ставятся способы познания. Предпочтение отдается рациональному изучению мира. Благодаря этой науке вырабатываются целые системы учений о принципах бытия, о его фундаменте, основе, общих характеристиках, отношении к духовности, природе, социуму.

Экономическая форма общественного познания

Она включает в себя знания о материальном мире, хозяйственной деятельности. Они отображают главнейшие стороны производственного процесса, умение распределять материальные блага человечества. Эта форма общественного сознания имеет тонкую связь с противостоянием за идею, связана с правовым, моральным и политическим сознанием.

Главной составляющей экономической целесообразности любого предприятия есть рентабельность, умение повышать производственную эффективность, внедрять инновации.

Религия как форма общественного сознания

Эта форма основывается на вере в существование одного, нескольких неземных существ, параллельного мира, сверхъестественных явлений. Философия относит религию к категории духовной части жизни всего человечества. Она является неким способом общения.

Считается, что именно из религиозного сознания начала свое развитие культура всего человечества, которая со временем приобрела разнообразные формы общественного сознания.

Политическая форма общественного сознания

Она включает в себя объединение идей, чувств, традиций, систем, которые отражают первоначальные интересы социальных групп людей и отношение каждого из них к различным политическим организациям, институтам. Политическое сознание начинает свое зарождение в определенный период общественного развития. Оно появляется лишь тогда, когда зарождаются максимально развитые виды общественного труда.

Мораль как форма общественного сознания

Мораль или нравственность отражает в себе представления, оценки, поведенческие нормы каждой личности, общества. Она зарождается в момент общественной потребности к регулированию человеческого поведения в разных жизненных областях. Ее главной проблемой считается стабилизирование взаимоотношений человека и общества.

Правовая форма общественного сознания

Являет собой систему социальных норм, что охраняются государством. Ее главной составляющей есть правосознание, включающее в себя правовую оценку, идеологию. Правосознание выражает интересы социальных групп.

Наука как форма общественного сознания

Это упорядоченное отражение мира, что отображается в научном языке. В своих учениях наука опирается как на практическую, так и на фактическую проверку любых выдвинутых положений. Мир отражается в законах, теоретическом материале, категориях.

 

Статьи по теме:

Движущие силы психического развития

Эта статья расскажет о движущих силах психического развития личности, которые возможны благодаря, в первую очередь, удовлетворению врожденных потребностей и противоречиях, зарождающихся на этом фоне.

Эстетические чувства

Эстетические чувства дают нам возможность получать удовольствие от созерцания и понимания красоты природы, художественных объектов, прослушивания музыкальных произведений и пр. Именно о таких чувствах и расскажет наша статья.

Чувство собственности

Чувство собственности не самый лучший спутник в отношениях, так как это чувство, как и ревность, деструктивно по своей природе и доставляет немало неприятных моментов обоим партнерам.

Психологические процессы

Психологические процессы являются фундаментов развития и становления личности, потому что благодаря им человек познает окружающий мир, формирует мировоззрение и обретает личностные качества.

Общественное сознание

Формы политического режима – это

Цивилизационная сущность государства состоит в

· Подавлении эксплуатируемых;

· Регулировании общественных отношений в интересах всех социальных общностей;

· Охране частной собственности;

· Защите интересов господствующих классов.

Наиболее важные признаки нации как социальной общности – это общность:

§ Территории;

§ Психологического склада;

§ Религии;

§ Языка;

§ Политических взглядов;

§ Экономических связей;

§ Культуры.

Основные признаки выделения страт – это:

§ Социальный статус;

§ Уровень дохода;

§ Образование;

§ Положение в системе власти;

§ Отношение к средствам производства;

§ Профессия;

§ Культурный уровень;

§ Образ жизни;

§ Роль в организации труда;

§ Место в исторической системе производства.

Политическая сфера как подсистема общества включает такие элементы, как

§ Политические организации;

§ Нации;

§ Творческие союзы;

§ Сословия;

§ Племя;

§ Общественные организации;

§ Государство;

§ Партии;

§ Народ.

… составляет политическую сферу (политическую систему). К ней относятся государство и его органы, политические партии, общественные организации, политические организации.

Для научно-технической революции XX в. Как социального явления характерны такие особенности, как

§ Глобальный характер;

§ Научная революция опережает техническую;

§ Замена функций физического труда;

§ Использование достижений науки и техники в отдельных отраслях;

§ Совпадение революций в науке и технике;

§ Служебная роль науки по отношению к производству;

§ Замена функций интеллектуального труда;

§ Механизация производства;

§ Локальный характер;

§ Наука является ведущим фактором производительных сил;

§ Внедрение машин в производство.

Социальная мобильность – это

· Возможность свободного передвижения по территории государства;

· Переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса;

· Активные миграционные процессы в обществе.

Идеология как сфера общественного сознания – это

§ Отражение сущности общественных отношений;

§ Отражение повседневных условий жизни;

§ Чувства, настроения, иллюзии;

§ Поверхностное отражение реального бытия;

§ Система идей, концепций;

§ Выражение коренных интересов общности;

§ Следование традициям.

Идеология в отличие от общественной психологии — это система взглядов, идей, отражающая сущность общественных отношений, условий жизни людей и выражающая коренные интересы классов и других социальных общностей. Идеология представляет теоретическое сознание, которое разрабатывается специалистами, идеологами классов. В этом ее отличие от общественной психологии, которая формируется в основном стихийно. Выделяют прогрессивные, консервативные, реакционные идеологии в зависимости от того, какие интересы и какого класса они выражают.

Формы общественного сознания – это

§ Идеология;

§ Общественная психология;

§ Искусство;

§ Право;

§ Философия;

§ Мораль;

§ Культура;

§ Религия.

Разные типы духовной деятельности порождают и разные типы общественных отношений с соответствующими им формами общественного сознания: эстетической, религиозной, нравственной, научной, политической, правовой, философской.

Социальная сфера как подсистема общества включает такие элементы, как

§ Народ;

§ Классы;

§ Партии;

§ Государство;

§ Племя;

§ Нации;

§ Творческие союзы;

§ Род;

§ Страты;

§ Профессиональные союзы.

Социальная система обладает такими качествами, как

§ Наличие интегративного качества;

§ Слабая предсказуемость развития;

§ Сверхсложность;

§ Иерархический характер;

§ Иррациональность;

§ Самоуправляемость;

§ Устойчивость.

Формы политического режима – это

§ Монархия; // форма правления

§ Авторитаризм;

§ Демократия;

§ Диктатура;

§ Федерация; // форма государственного устройства

§ Республика; // форма правления

§ Конфедерация; // форма государственного устройства

§ Тоталитаризм.

Формы правления – это

§ Федерация; // форма государственного устройства

§ Тоталитаризм; // политический режим

§ Абсолютная монархия;

§ Президентская республика;

§ Авторитаризм; // есть определение и как политического режима и как формы правления, но т.к.

является ответом на другой вопрос, то скорее всего нужно исключить

§ Конфедерация; // форма государственного устройства

§ Диктатура; // политический режим

§ Демократия; // политический режим

§ Унитаризм. // форма государственного устройства



Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 522 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:



Поиск на сайте:





1. Сущность и основные черты морали

2. Основные категории этики

3. Мораль в современном обществе.

Мораль (нравственный) – форма общественного сознания, основа человеческого духовного бытия. Она представляет собой совокупность исторически сложившихся норм, правил, обычаев, традиций и принципов, регулирующих должное поведение. Через мораль, посредством морали человек проявляет себя как разумное сознательное свободное и отвественное существо. Мораль выражает определенные реальные отношения, сложившиеся между людьми. А также отношения людей к различным формам человеческих общностей, таких как семью, трудовой колеектив, нация, общество. Мораль обнаруживает себя в поступках, она обнаруживает себя в том, что мы делаем, как живем.

Важнейшими функциями морали является воспитание человека, регулирование отношений между людьми, поддержание общественных устоев. Мораль направлена на утверждение самоценности личности, на утверждение гармонии между личными и общественными интересами, на утверждение равенства всех людей в их стремлении к счастливой достойной жизни. Мораль выражает идеал человечности. Она выражает гуманистическую направленность общественного развития. Мораль рассматривается по отношению к человеку преимущественно как внешняя инстанция, как внешнее предприсание, направляющее поведение человека. Мораль требует достижения совместимости личных и общих интересов. Либо ориентации на общее благо и общественыне интересы. В морали можно выделить две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона отражает обусловленность морали объективными факторами, в числе их общественные отношения, идея блага, это может быть обусловлено верой в бога.

Эта объективная сторона морали обусловливает ответствиенгсть человека. Субъективная сторона морали – это нравственность, это нравственное сознание отдельных индивидов, оно отражет требования общественной морали к индивиду, меру их усвоения индивидом и реализуется в его поведении. Нравственность – это импирический уровень морали, нравственность человека неразрывно связана с моральным состоянием общества. Нравственные ценности не могут появиться сами по себе, их необходимо формулировать и воспитывать у населения. Если в обществе нет устойчивых моральных норм, закрепленных в общественном сознании, то они не могут появиться у отдельных индивидов. Нравственную личность нужно воспитывать главным образом примером. Т.о. нравственность проистекает из отвественности индивида не только перед обществом, но и перед самим собой.

Ницше: «Многие люди от рождения не имеют нравственного чувства, они невменяемы, их не перевоспитать и не переделать»

В середине 1 тыс. до н.э. в ряде регионов мира родился основной принцип нравственности «Золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе. С другой стороны, поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. В усеченной форме эти правила даны в заповедях, библии. Правило ориентировано на здорового нормального человека.

Религия связывает нравственность с богом и придает ей абсолютное бытийное значение. Если нравственность – это импирический уп=ровень морали, то теоретический уровень – этика – философская наука о морали, она исследует ее место в системе общественных наук и отношений, анализирует ее природную структуру, происхождение морали, главным в этике кант считал теоретическое обоснование должного поведения. Этика дает такое понимание бытия, которое говорит человеку, что он должен делать длятого, чтобы тсать человеком. Человеческое бытие может быть либо этически сориентированным либо не может быть вообще. В морали человек предстает как бытийная величина, своими этическими поступками человек творит бытие, творит социальную реальность. Т.о. онтология, т.е наука о бытии, уже в себе содержит этическое начало. В своих мыслях изначально содержится нравственная ориентация у человека. Мыслить – значит, выделять область нравственно значимого существования. Онтология этична, а этика онтологична. ММораль есть область таких поступков, которые человек сам задает себе, чтобы стать человеком. Чтобы обрести подлинное бытие. Человеческое бытие возникло в тот момент, когда первобытный человек впервые сказал себе НЕТ. Т.е поставил определенные границы, проявил способность подчинить стихию инстинктов голосу морали. Мораль накладывает внутренние органичения на человеческое своеволие. Человек создал мир моральных требований, которые являются основными общественными ценностями, они выражают то, что для человека свято и на основе чего, он совершает свой выбор. Нравственные нормы позволяют человеку выбирать достойный образ жизни, специфическими чертами морали являются:

1) моральная оценка поступков и побуждений к ним. Основой такой оценки ялвяются сложившиеся в обществе представления об основных моральных ценностях, таких как добро, зло, долг, справедливость и несправледливость, честь и бесчестье – основные этические категории.

2) в отличие от права принципы и нормы морали не зафиксированы в гос законадательстве их выполнение основано не на законе, они поддерживаются силой общественного мнения, силой массовых привычек, моральный контроль в обществе, призваны осуществлять семья, гос-во, коллектив, образовательные и культурные учреждения, СМИ и т.д.

Роль этих институтов существенно подорвана, в результате индекс нравственного состояния сегодня в два раза ниже, чем в 90-м. Важнейшая задача возрождение морального контроля.

3) в отличие он норм права моральные требования вырабатываются непосредственно массовым сознанием, в нравственном сознании принимают форму безличного долженствования. Неписанного закона, распространяющегося на всех людей. В морали скрыта общественная воля, принципы морали формируются как универсальный закон, распространяющийся на всех людей, они не допускают исключений и компромиссов, они притендуют на универсальность и абсолютность.

4) мораль прежде всего говорит не о том, что следует сделать, а о том, чего делать нельзя! это делает мораль вневременной субстанцией. Мораль – это внутренняя существующая в нас система, табу, запретов, которая роднит нас со всем прошлым человечества. Без этого связь времен, связь поколений была бы разорвана. Благодаря этой связи мы воспринимает драматургию Софокла, в этом единство челвоеческого рода.

Основные формы общественного сознания.

Мораль, нравственность, вся система табу, которая была в древнем обществе работает и сегодня и будет работать в будущем, иначе человечество вообще не сможет существовать. Руководство нравственными нормами не исключает нравственных коллизий, нравственных противоречий, эти нравственные противоречия могут возникать при столкновении нравственных норм и реальных жизненных ситуаций, а тракже при столкновении этих норм между собой, в этих условиях возникает нравственное страдание. Быть нравственным и не знать, что такое стадание – бессмыслица (экзистенцианолисты). В моральных нормах и принципах закрепляется вековой опыт людей, связанный с их совместной жизнедеятельностью, нормы морали складываются стихийно, они оттачиваются в практике общения людей. Они проходит через горнило естественного отбора и передаются преимущественно устно посредством воспитания и примера из поколения в поколение. Швейцер видел исток нравственности в кристаллизации исторического опыта человечества. Люди вырабатывали систему нравственных ценностей, которые позволяли им совместную жизнедеятельность, позволяли оценивать соытия, извлекать уроки и т.д.

В процессе исторического развития выработаны основные категории этики: добро и зло, долг, совесть, счастье, любовь и ненависть, стыд.

Исходными категориями являются добро и зло. Они являются наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добра люди выражают свои наиболее важные интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, все то, что способствует счастью людей. Гусейнов: Добро – это деятельность в пространстве, которое ограждено моральными запретами. Добро для верующих абсолютно, его отождествляют с божественном в челвоеке. Зло – то, что противоречит морали, что заслуживает осуждения, зло наиболее обобщенное и абстрактное выражение отрицательных моральных качеств человека. Зло отождествляется с человеконенавистничеством, вероломством и т.д Отождествляют с сатанинским в человеке. Добро и зло, божественное и дьявольское начало ведут в душе человека постоянную борьбу. Зло не в мире, писал Достоевский, а в душе человека, который выплескивает его в мир. Бог и дьявол борются, а арена этой борьбы – сердца людей.


⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 2457 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Правовое сознание имеет исторический характер, поскольку исторически-конкретным является и само законодательное право.

Но наряду с изменяющимися моментами в правосознании в нем сохраняется и устойчивая постоянная характеристика — это идея общества, основанная на конкретных правовых отношениях. Правосознание призвано поддерживать эту идею, регламентирующую отношения между классами, социальными группами, личностью и государством. В то же время специфика правосознания заключается в том, что оно не только отражает существующее право, но может и критически оценивать действующую юридическую систему, может выдвинуть свой нравственно-правовой идеал как символ справедливости.

2.3. Нравственное сознание

Нравственное сознание — одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали.

В основе нравственного сознания находится категория нравственности. Нравственность — это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность — это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности. В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.

Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. По «закону джунглей» эти противоречия могли разрешиться через утверждение сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения способа регулирования конфликтных ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель. Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения.

В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось. В первобытном обществе нравственность и закон были тождественными понятиями, а система наказания имела жесткий характер. С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами. Нравственные нормы, отраженные в категориях добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общества.

Понятие нравственности является диалектически изменчивым. Ф.Энгельс был прав в том, что «представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому».

Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества.

Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас прежде всего следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, вы- полнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.

Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин — этика. Этика (греч. , от — нрав, обычай, привычка) — это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали.

Основные формы общественного сознания

Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Термин «этика» был введен Аристотелем.

В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия — это моральные чувства, представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести.

Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного общества. Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости.

Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, оно оказывает на них влияние и прежде всего такая связь просматривается с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе.

Следует отметить то, что нравственные нормы не должны быть догматичными в том отношении, что мораль смогла бы оценить должным образом и нестандартные поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности. Нравственное сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.

2.4. Эстетическое сознание

Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Эстетическое сознание — это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира.

Творчество «по законам красоты» возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. В процессе трудовой и эстетической деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность.

С разделением труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности человека происходит окончательное формирование эстетического сознания. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.

Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения. Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Общественное сознание представляет собой отражение в духовной жизни людей общественного бытия, социальной реальности в целом. Особенностью общественного сознания является то, что оно не только отражает мир, но и творит его. Это говорит об относительной самостоятельности ОС по отношению к общественному бытию. В отдельных случаях ОС может опережать в своем развитии общественное бытие и определять направление его развития (*русская культура XIX в.: уровень развития которой значительно опережал уровень развития материально-производственной сферы; *Германия начала XIX в.).

Общественное сознание – это целостное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее разные уровни и формы.

Основные уровни общественного сознания.

1)Обыденное сознание отражает повседневную практическую деятельность людей, формируется как непосредственное отражение внешней стороны мира и не направлено на поиск истины. Обыденное сознание тесно связано с общественной психологией – совокупностью чувств, эмоций, настроений, переживаний, обычаев, традиций, характерных для данного общества.

Формы общественного сознания

Общественная психология складывается под влиянием конкретных условий и событий социальной жизни.

2)Теоретическое сознание – это систематизированное отражение бытия в виде идей, концепций, теорий.

Теоретическое сознание выражается в форме общественной идеологии – системы взглядов, отражающей степень познания мира обществом.

Общественная психология формируется стихийно, под воздействием жизненных обстоятельств, а общественная идеология – результат целенаправленной теоретической деятельности людей; психология – это эмоциональный, чувственный уровень общественного сознания, а идеология – рациональный.

Общественное сознание отражает бытие в различных формах.Это, во-первых, обусловлено сложностью окружающего мира как объекта познания, который не может быть достаточно полно отражен в одной форме, а во-вторых, свидетельствует о богатстве самого общественного сознания.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-05-12; просмотров: 825; Опубликованный материал нарушает авторские права?

| Защита персональных данных |


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:



Общественное сознание представляет собой отражение в духовной жизни людей общественного бытия, социальной реальности в целом. Особенностью общественного сознания является то, что оно не только отражает мир, но и творит его. Это говорит об относительной самостоятельности ОС по отношению к общественному бытию. В отдельных случаях ОС может опережать в своем развитии общественное бытие и определять направление его развития (*русская культура XIX в.: уровень развития которой значительно опережал уровень развития материально-производственной сферы; *Германия начала XIX в.).

Общественное сознание – это целостное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее разные уровни и формы.

Основные уровни общественного сознания.

1)Обыденное сознание отражает повседневную практическую деятельность людей, формируется как непосредственное отражение внешней стороны мира и не направлено на поиск истины. Обыденное сознание тесно связано с общественной психологией – совокупностью чувств, эмоций, настроений, переживаний, обычаев, традиций, характерных для данного общества. Общественная психология складывается под влиянием конкретных условий и событий социальной жизни.

2)Теоретическое сознание – это систематизированное отражение бытия в виде идей, концепций, теорий. Теоретическое сознание выражается в форме общественной идеологии – системы взглядов, отражающей степень познания мира обществом.

Общественная психология формируется стихийно, под воздействием жизненных обстоятельств, а общественная идеология – результат целенаправленной теоретической деятельности людей; психология – это эмоциональный, чувственный уровень общественного сознания, а идеология – рациональный.

Общественное сознание отражает бытие в различных формах.

Это, во-первых, обусловлено сложностью окружающего мира как объекта познания, который не может быть достаточно полно отражен в одной форме, а во-вторых, свидетельствует о богатстве самого общественного сознания.

Основные формы общественного сознания.

1)Мораль – ФОС, представляющая собой совокупность норм, правил, принципов поведения и направленная на регуляцию общественных отношений. Специфика морали как способа регуляции жизнедеятельности общества заключается в том, что соблюдение моральных норм носит несанкционированный, добровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля.

2)Религия – представления о мире, основанные на вере в сверхъестественное и проявляющиеся в виде иллюзий. Религия как ФОС проявляется в религиозной психологии, основанной на эмоциях, и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру. Объединяющим элементом этих уровней религиозного сознания служит вера.

3)Искусство как ФОС – это средство отражения мира в форме художественных образов. Искусство – не только ФОС, но и деятельность общества по производству художественных ценностей, и результаты этого производства – художественные образы. Специфическая функция искусства – эстетическая.

4)Наука – ФОС, отражающая действительность в рациональной форме, виде системы знаний о природе, обществе и человеческом мышлении.

5)Философия – ФОС, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направленная на постижение наиболее общих закономерностей бытия и на формирование целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

6)Политическое сознание представляет собой идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношения друг к другу и к политическим институтам общества.

7)Право – ФОС, совокупность взглядов, установок, убеждений, отражающих жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений и представляющих собой одну из важнейших форм регуляции взаимоотношений людей в обществе.

8)Экологическое сознание – совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающая процесс соотношения общества и природы и направленная на сохранение и совершенствование природной среды как важнейшего фактора жизнедеятельности общества.

Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности и отличаются по ряду признаков:

1)по объекту познания. Например, политическое сознание отражает отношения между государствами, нациями, социальными слоями по поводу власти, философия отражает всеобщие закономерности бытия, а наука – отдельные области природной и социальной действительности;

2)по формам отражения. Наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, законов, а искусство – в форме художественных образов;

3)по выполняемым функциям. Основной функцией науки является познавательная, искусства – эстетическая, мораль – воспитательную и регулятивную и т.д.

Добавить комментарий