Что изучает экономика организации

.

Введение

Дисциплина «Экономика организации (предприятия)» является базовой дисциплиной для студентов экономических специальностей, в частности, включена в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО второго поколения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Экономика организации — наука, изучающая пути наилучшего использования экономических ресурсов (природные ресурсы, трудовые ресурсы и капитал) организациями, имеющими лишь ограниченные запасы этих ресурсов, и достижения наибольшего удовлетворения спроса общества на товары и услуги. Современный специалист должен уметь ориентироваться не только в экономике самого предприятия, но и определять влияние внешних и внутренних факторов на его развитие, поэтому целью дисциплины является овладение системой понятий, закономерностей, взаимосвязей и показателей экономических процессов функционирования предприятий.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть теоретическими основами и практическими навыками по формированию и эффективному использованию основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов, определению производственной мощности и формированию производственной программы, организации оптимального процесса производства, планированию расходов и себестоимости продукции, распределению прибыли, повышению конкурентоспособности предприятия.

При изучении дисциплины обеспечивается преемственность и тесная связь с такими учебными дисциплинами, как экономическая теория, бухгалтерский учёт, статистика, экономический анализ, маркетинг, финансы предприятий, ценообразование и др. Логическим окончанием дисциплины «Экономика организаций» является выполнение курсовой работы и сдача экзамена.

В пособии учтена специфика аграрного вуза. Учебное пособие содержит учебно-методические и практические материалы для овладения приемами и навыками экономических расчетов как при аудиторном обучении (на лекциях и практических занятиях), так и при самостоятельной работе, что позволяет использовать учебное пособие студентам дневной и заочной формы обучения.

1 Цели и задачи дисциплины «Экономика организации (предприятия)», ее содержание

Роль и место знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной — образовательной программы по специальности.

Цель дисциплины «Экономика организаций» – дать студентам системное, целостное представление о базовых принципах, закономерностях, механизме функционирования предприятия, обеспечить соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности экономиста в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Задачи дисциплины – изучение практики формирования использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов экономики различных форм собственности, рациональной организации производственного процесса, производственной мощности, формирования расходов и себестоимости продукции, путей повышения эффективности производства и взаимодействия с финансово-кредитной и страховой системой.

Краткое содержание дисциплины представлено в 4 основных темах.

Тема 1.

Предприятие, фирма, отрасли национальной экономики в условиях рынка

1.1 Экономика организаций и рыночный процесс

Экономика организаций как подсистема экономической науки. Общие основы и принципы функционирования рыночной экономики. Структурная перестройка экономики. Виды конкуренции. Проблемы создания конкурентной среды в экономике. Свобода конкуренции и антимонопольное законодательство. Структура национальной экономики. Понятие агропромышленного комплекса (АПК). АПК в Удмуртии.

1.2 Предприятие и предпринимательство в условиях рыночной экономики

Предпринимательство и бизнес. Субъекты предпринимательства. Статус и права предпринимателя. Объединения предпринимателей. Хозяйственный риск: сущность, итоги, показатели риска. Предприятие – как главный субъект микро экономики. Классификация предприятий по формам собственности, отраслевому признаку, типам производства, размерам. Виды предприятий в различных отраслях. Организационно-правовые формы предприятий. Объединения предприятий: концерны, консорциумы, ассоциации, международные объединения. Государственные предприятия: особенности их функционирования в рыночных условиях. Арендные предприятия. МП. СП. Фирмы. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде. Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве. Риски предприятия. Виды предпринимательства.

1.3. Организация производства на предприятии. Производственная и организационная структура предприятия. Типы производства. Организация производственного процесса. Концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование, диверсификация, унификация. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета

Тема 2. Ресурсный потенциал предприятия

2.1 Основные средства

Сущность, назначение и состав основных средств. Классификация и структура производственных основных средств. Оценка основных средств, износ и амортизация. Показатели эффективности использования основных средств (фондоотдача, фондоемкость). Фондовооруженность. Показатели интенсивного и экстенсивного использования оборудования. Пути повышения эффективности использования основных средств в условиях рыночной экономики.

2.2 Оборотные средства

Понятие, состав, структура, классификация. Показатели оборачиваемости. Пути повышения эффективности оборачиваемости оборотных средств.

2.3 Земля как специфический ресурс предприятий АПК. Цена земли и принципы ее определения. Классификация земельных ресурсов

2.4 Аренда, лизинг, нематериальные активы

Аренда в хозяйственной практике. Опыт стран с развитой рыночной экономикой по аренде ОС. Лизинг, хайринг, рентинг. Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов.

2.5 Капитальные вложения, инвестиции и их эффективность

Проблемы обновления материально-технической базы предприятий в новых условиях. Структура, источники финансирования и показатели эффективности капитальных вложений, методика расчета. Дисконтирование.

2.6 Трудовые ресурсы и производительность труда

Профессионально-квалификационный состав и структура кадров предприятия. Движение кадров и показатели их оборота Виды численности работающих, ее расчет. Бюджет времени предприятия и работника (баланс рабочего времени).

Методы измерения и оценки производительности. Факторы и резервы роста производительности труда. Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов на предприятии, участке, рабочем месте в рыночных условиях.

2.7 Формы и системы оплаты труда

Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Мотивация в новых условиях. Тарифная система оплаты труда. Рекомендации и пути использования ЕТС в бюджетных и коммерческих организациях. «Бестарифные варианты» организации заработной платы. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Основные элементы и принципы механизма организации премирования. Особенности выбора показателей премирования в условиях рынка. Зарубежный опыт организации оплаты и мотивации труда.

Тема 3. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность — основные показатели деятельности предприятия

3.1 Издержки производства

Издержки производства и реализации продукции (себестоимость). Себестоимость работ и услуг. Классификация затрат и себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Виды себестоимости продукции. Методы калькулирования. Зарубежный опыт определения издержек производства — «директ-костинг». Факторы и пути снижения себестоимости.

3.2 Ценообразование

Экономическое содержание, функции цен. Виды цен и их структура. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая эластичность. Методы определения цен. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

3.3 Прибыль и рентабельность

Прибыль предприятия — основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии. Рентабельность – показатель эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности.

Тема 4. Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

4.1 Методы расчета основных показателей работы предприятия (фирмы)

Показатели предприятия по производству продукции: натуральные и стоимостные. Валовая, товарная, реализованная продукция, специфика расчета в сельском хозяйстве и других отраслях экономики. Производственная мощность предприятия и производственная программа, порядок ее расчета в различных видах производства.

Содержание

Book: Шпаргалка по экономике предприятия

Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности, срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Смета затрат на производство.

4.2 Экономические показатели деятельности посреднических организаций

Объемные показатели, характеризующие деятельность посреднических организаций, их составные части. Организация рационального товародвижения. Понятие товарных (сбытовых) запасов посреднических организаций, их характеристика. Объективная необходимость создания запасов. Издержки обращения посреднических организаций. Доходы, рентабельность и прибыль посреднических организаций.

4.3 Менеджмент и маркетинг на предприятии

Основные понятия менеджмента. Сущность и виды управленческих решений, управленческая структура. Маркетинг на предприятиях различных форм хозяйствования. Конкурентоспособность продукции, продвижение товара на внешний и внутренний рынок.


Экономика организаций (предприятий). Автор: Вахрушева Н.И., редактор: Масленникова

Дайте определение понятия «экономика». Определите предмет изучения дисциплины «экономика организации». Проанализируйте цели изучения и структуру данного курса.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дайте определение понятия «экономика организации». Определите объект изучения дисциплины «экономика организации». Проанализируйте задачи данного курса и его взаимосвязь с другими дисциплинами.

Экономика организации —это наука, изучающая и раскрывающая социально-экономический и административно-хозяйственный механизм процесса создания необходимых людям материально-вещественных благ.

За пределами организации циркулирует лишь разнообразная информация о количестве, качестве и пропорциях производимой и потребляемой разнообразной продукции: пищи, одежды, жилищ, средств транспорта, связи, науки, медицины и др.

«Экономика организации» является одной из основных прикладных дисциплин, обеспечивающих экономическую подготовку современных специалистов для различных отраслей и сфер деятельности.

Целью дисциплины является изучение теории и практики хозяйственной деятельности предприятий, их взаимодействия с другими участниками экономического процесса. При этом понятие «предприятие» рассматривается с экономической точки зрения и применяется в значении «субъект хозяйство­вания».

Объекты экономики организации — производственная деятельность предприятия, механизмы формирования и использования основных факторов производства и экономических ресурсов предприятия. Предприятие — это не только имущественный комплекс, но и организованный определенным образом коллектив.

В соответствии с обозначенной целью предметом экономики организации является научное познание хозяйственной деятельности предприятия, понимаемой как принятие решений об использовании ограниченных ресурсов в соответствии с поставленными целями.

Основные объекты изучения дисциплины:

1.производственная структура предприятия, 2.типы промышленного производства, 3.организация производственного цикла, 4.организация процесса управления предприятием, 5.выбор хозяйственной стратегии, 6.разработка плана производства и реализации продукции, 7.формирование, использование капиталов и накопления доходов предприятия, 8.материально-техническое обеспечение производства, поставки сырья и материалов, формирование запасов и рациональное их использование, 9.техническая подготовка производства и создание необходимой производственной инфраструктуры,

10.формирование издержек производства, 11.калькуляция себестоимости продукции,

12.ценовая политика предприятия, 13.финансовые ресурсы предприятии, 14.эффективность хозяйственной деятельности, 15.инновационная деятельность предприятия, 16.качество продукции, 17.инвестиционная политика предприятия,

18.экологические проблемы, 19.подбор кадров, организация труда, система оплаты труда и стимулирование повышения производительности труда, 20.внешнеэкономическая деятельность предприятия.

В экономических исследованиях используются методы статистического наблюдения и сравнительного анализа. Эти методы дают возможность накапливать и сопоставлять частные и обобщающие экономические показатели, анализировать динамику предприятия, сравнивать результаты его деятельности с показателями других хозяйствующих субъектов с целью выявления наилучших результатов.

Основными задачами дисциплины выступают изучение:

· функций и целей предприятия как первичного звена национальной экономики

· современных методов хозяйствования предприятий

· процессов функционирования предприятий

· ресурсов и факторов производства, методов оценки эффективности их использования

· формирования и оценки результатов деятельности предприятий

· факторов развития предприятия

Экономика организации ( предприятия) тесно связана с микроэкономикой и макроэкономикой, но не тождественна им. Отличие от микроэкономики состоит в том, что микроэкономический анализ изучает влияния рынка на отдельное предприятие и в действительности не является исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. В рамках микроэкономического анализа рассматриваются обе стороны рынка: спрос и предложение. С позиций экономики предприятия спрос рассматривается как заданная извне величина.

 

Дайте определение понятия «экономика». Определите предмет изучения дисциплины «экономика организации». Проанализируйте цели изучения и структуру данного курса.

 

Экономика — это такая наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

Экономика — это хозяйственный комплекс, включающий отрасли в виды производства и непроизводительной сферы. Производство, потребление и распределение экономического продукта происходит в различных границах и масштабах.

Экономика — это научная дисциплина, изучающая способы и методы хозяйствования, удовлетворяющие потребности людей путём создания необходимых жизненных благ.

 

Предметом изучения является экономический механизм функционирования предприятия, формирование и использование его ресурсного потенциала с целью оптимизации результатов экономической деятельности.

Процесс изучения включает в себя шесть составных компонентов:

1.изучение ключевых слов из экономики предприятия с учетом международных стандартов,

2.изучение основных принципов организации и эффективности ведения хозяйства на уровне предприятия,

3.получение необходимых практических навыков управления предприятием в конкурентной среде,

4.тренинг из управления современным предприятием с помощью ситуационных упражнений,

5.формирование умений эффективного использования ресурсного и производственно-хозяйственного потенциала,

6.прививание умения творческого поиска направлений и резервов совершенствования развития управления предприятием на основе инвестиционно-инновационной модели развития.

 

Цель изучения дисциплины: получить знания по обоснованию принятия эффективных управленческих решений, целостное представление об экономике организации, выработать системное экономическое мышление, научиться решать комплексные экономические задачи, овладеть и применять современные методы экономического анализа, сформировать навыки проведения экономических расчетов и использовать их для обоснования принятия управленческих решений.

 

Дайте определение понятия «промышленность».

Изложите значение материального производства в современных экономических условиях. Охарактеризуйте роль промышленности в национальной экономике Беларуси.

Промышленность —важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества. Отраслевая структура промышленности — состав и долевое соотношение различных отраслей и видов производства, входящих в неё, а также динамика изменения этих долей.

Промышленность— совокупность предприятий , занятых производством орудий труда , добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве — производством потребительских товаров.

 

Материальное производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей.

Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Можно сказать, что технико-технологическое развитие общества происходило и происходит за счёт количественного и качественного роста потребностей человека.

Материальное производство создает и преобразует экономический продукт в его материально-вещественной форме, а также вещественное богатство. В рамках материального производства существует своя инфраструктура. Инфраструктура — совокупность видов хозяйств, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Производственная инфраструктура непосредственно обслуживает материальное производство.

 

Оно включает отрасли по производству материальных благ и услуг:

— промышленность;

— сельское хозяйство;

— строительство;

— коммунальное хозяйство;

— бытовое обслуживание.

 

 

Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:

• создает материальную базу существования общества;

• способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

• непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

• влияет на политические процессы;

• влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

 

Промышленность является ведущей отраслью экономики по следующим причинам:

— развитие промышленности, особенно таких отраслей, как электроэнергетика, машиностроение и химическая, является основой для ускорения научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве;

— промышленность, особенно машиностроение, является фундаментом всей экономики, основой для расширенного воспроизводства и экономического развития всех отраслей национальной экономики;

— обороноспособность государства в значительной мере определяется уровнем развития промышленности;

— от развития легкой и пищевой промышленности зависит обеспеченность граждан страны товарами народного потребления.

 

Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу родственных предприятий и производственных объединений. Возникновение все новых и новых отраслей промышленности — это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда. В отраслевой структуре промышленности отражается уровень индустриального развития страны, ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике в целом.

Промышленность Беларуси является наиболее крупной отраслью народного хозяйства, оказывающей существенное влияние на динамику всех показателей национальной экономики.

В республике функционирует свыше 15 тыс. промышленных предприятий и производств, на которых сосредоточено 26% от общей численности занятого в экономике населения и более 30% основных средств. В промышленности создается 26-28% национального ВВП. Последнее обстоятельство определяет значительный вклад промышленности в формирование бюджета и внебюджетных фондов. Около 90% всего объема экспорта приходится на продукцию промышленности, которая определяет место республики в международном разделении труда и обеспечивает большую часть валютных поступлений.

Таким образом, промышленность является ведущей отраслью национальной экономики Республики Беларусь, ее основой, фундаментом.

 

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Экономическое содержание и виды затрат и расходов предприятия

Деятельность предприятия вызывает множество расходов, различающихся по экономическому содержанию, целевому назначению, источникам возмещения. Но прежде всего необходимо уяснить сущность понятий, в ряде случаев взаимозаменяемых (используемых как синонимы): «издержки», «затраты», «расходы». Следует уточнить, что существуют различия в трактовке данных терминов в экономических расчетах, бухгалтерском учете, управленческом учете, налогообложении. Поэтому в каждой конкретной ситуации следует руководствоваться определениями, приведенными в соответствующих нормативных документах, в том числе в отраслевых положениях, стандартах по бухгалтерскому учету, Налоговом кодексе, Гражданском кодексе, письмах Министерства финансов и т.д.

Понятие «издержки» связано с затратами собственных ресурсов предприятия, а концепция их исчисления — с рыночной оценкой стоимости ресурсов.

Различают бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки включают в себя только явные затраты Неявными издержками являются альтернативная стоимость услугтруда, альтернативная стоимость применения других ресурсов — земли, капитала. Экономические издержки состоят из явных затрат (бухгалтерские издержки) и стоимости неявных расходов. Между тем понятия «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как идентичные.

Затраты характеризуют в денежном выражении фактический объем ресурсов, использованных в определенных целях, независимо от источника финансирования, имеющий отношение к данному отчетному периоду. По существу, затраты — это явные издержки предприятия, которые приводят в конечном итоге к получению будущих экономических выгод.

Термин «расходы» в большей степени имеет отношение к бухгалтерскому учету затрат в целях налогообложения, поскольку не все затраты признаются расходами, а только те из них, которые: а) не указаны в ст. 270 НК РФ; б) документально подтверждены; в) направлены на получение дохода; г) экономически оправданы Термин «расходы» имеет отношение и к расходам, относящимся к будущим периодам, которые капитализируются и отражаются в активе баланса.

Таким образом, в самом общем виде различия трактовок понятий «издержки», «затраты», «расходы» можно отобразить так, как показано на рис. 5.1.


Рис. 5.1. Различия в трактовках понятий «издержки», «затраты», «расходы»

В зависимости от направлений деятельности предприятия можно выделить следующие виды затрат:

  • затраты, связанные с текущей (основной) деятельностью предприятия, т.е.

    Основные проблемы и вопросы предмета экономика организации

    затраты на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг;

  • затраты, связанные с инвестиционной деятельностью предприятия, т.е. затраты капитального характера (на воспроизводство основного и увеличение оборотного капитала);
  • затраты, связанные с финансовой деятельностью предприятия, т.е. затраты, связанные с его эмиссионной деятельностью, по аренде основных средств, связанные с обслуживанием кредитов (займов).

В бухгалтерском учете расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Все расходы в зависимости от характера, условий осуществления и направления деятельности предприятия подразделяются:

  • на расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются:

  • расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг;
  • расходы, осуществление которых связано с деятельностью по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (если это является предметом деятельности организации);
  • расходы, осуществление которых связано с деятельностью по предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (в организациях, предметом деятельности которых являются данные операции);
  • расходы, осуществление которых связано с деятельностью по участию в уставных капиталах других организаций (в организациях, предметом деятельности которых является данная деятельность);
  • расходы организаций по возмещению стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим экономическим элементам: а) материальные затраты; б) затраты на оплату труда; в) отчисления на социальные нужды; г) амортизация; д) прочие затраты.

На базе расходов по обычным видам деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг для целей формирования финансового результата от обычных видов деятельности.

Прочими расходами являются:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, если эти операции не являются для предприятия предметом основной деятельности;
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если это не является предметом деятельности организации;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, если эти операции не являются для предприятия предметом основной деятельности;
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение причиненных организацией убытков;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;
  • суммы уценки активов (за исключением внеоборотных активов);
  • прочие расходы.

Расходы будущих периодов — это расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. К таким расходам могут быть отнесены:

  • расходы, связанные с горно-подготовительными работами;
  • расходы на освоение новых производств, установок и агрегатов;
  • расходы на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
  • расходы, связанные с неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств;
  • расходы, связанные с приобретением лицензий, уплатой процентов по займам, платежами по добровольному страхованию, рекламой товаров и т.п.

Предмет и объект исследования, функции экономики

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Слово «экономика» является сложным словом греческого происхождения. Первая его часть – oiko – означает дом, вторая часть – nomos – управление, закон. Буквальное значение слова – управление домом. Поскольку для древних греков слово дом имело более широкое чем сейчас для нас значение, и прежде всего, хозяйственное значение, то экономика – это управление хозяйством или наука об управлении хозяйством.

В настоящем термин «экономика» имеет три смысловых значения.

Во-первых,экономика – это хозяйственная система, обеспечи­вающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых,экономика – это совокупность экономических (производственных) отношениймежду людьми, складываю­щихся в процессе производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ и услуг.

В-третьих,экономика – это наука о выборе наиболее эф­фективных (рациональных) способов удовлетворения безгра­ничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

В англоязычной литературе данные значения закреплены за разными терминами.

Первый – «economy» – означает хозяйство, тогда как второй – «economics» – экономическую науку, а точнее ее фундаментальную часть (теоретическую экономику). Поскольку прямое употребление слова «economics» некорректно в отечественной науке закрепился термин «экономическая теория».

Экономика – это наука, изучающая то, как люди совершают выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут быть использованы ими альтернативно для производства различных товаров и услуг с их последующим распределением и потреблением.

 

Экономическая наука изучает все формы поведения человека в его борьбе против редкости материальных благ. Управление редкими ресурсами не сводится только лишь к обмену, оно также включает в себя и использование мер общественного или личного принуждения, осуществляемого обычно государством. Кроме того, нельзя забывать о дарении, т.е. о безвозмездной передаче продуктов или денег. Во время использования редких ресурсов экономические субъекты стремятся не только удовлетворить свои потребности, но и изменить свои собственные пристрастия, тем самым влияя на свое поведение, в том числе и экономическое.

Экономическая наука изучает отношения между установками человеческой деятельности и используемые при этом средства. Однако сама наука является нейтральной по отношению к этим установкам. Следует отметить, что эти установки многообразны и многочисленны по своим мотивациям. Экономическая наука не объясняет и не оценивает их, она лишь показывает их суть и то, каким образом цели подчиняют себе экономическую деятельность.

Итак, при изучении экономической науки необходимо четко различать:

сферу исследования– экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность и происходят позитивные или негативные экономические процессы;

объект исследования – экономические процессы и явления, происходящие в той или иной экономической среде;

субъект исследования – экономические агенты;

предмет исследования – жизнедеятельность экономических агентов, а также их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

Экономика как наука выполняет ряд функций: методологическую, научно-познава­тельную, критическую и практическую функции.

Методологическая функция.Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод.

Экономика предприятия

Экономическая наука в методоло­гическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предви­деть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функцияэкономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы произ­водства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общест­ва невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функ­ция экономики позволяет открыть законы, по которым разви­вается человеческое общество.

Критическая функциясостоит в том, чтобы дать объектив­ную критическую или позитивную оценку экономическим яв­лениям и процессам различных форм хозяйствования. В реаль­ной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функ­циясостоит в том, что на основании позитивной оценки эконо­мических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйст­вующему субъекту в своих конкретных делах руководствовать­ся ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой госу­дарства, она разрабатывает социально-экономические прог­раммы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

Исходя из всего вышесказанного, можно четко определить цель экономической науки, которая заключается в решении проблемы по удовлетворению безграничных человеческих потребностей при ограниченных ресурсах. Цель позволяет определить и основной круг решаемых наукой задач, к которым можно отнести следующие:

описание существующих во времени и пространстве методов управления редкими ресурсами;

систематизация полученных результатов и накопление опыта;

разработка концепций, поиск причин и следствия экономических явлений;

раскрытие общих устойчивых связей, устанавливающихся во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов;

определение направлений экономической политики, которая должна быть гармонично связана с политическими и социальными целями;

разработка правил оптимального использования экономических ресурсов и способов достижения общественного благосостояния.

Важно подчеркнуть тот факт, что основной задачейэкономической науки является не просто описание экономических явлений и процессов или разработка концепций, а выявление взаимосвязей и взаимообусловленностей системы экономических явлений, процессов и законов.

 


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-11-03; просмотров: 472 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:



Поиск на сайте:





Определение предмета курса «Экономика предприятия» и других экономических наук. Факторы развития производства. Изучение уровня и масштабов развития экономики. Изучение задач курса и метод науки: расчетно-конструктивный, монографический, планирования.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Предмет, метод и задачи курса «Экономика предприятия»

1. ПРЕДМЕТ КУРСА «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

До настоящего времени нет общепринятого толкования понятия «экономика предприятия».

Французский филосов, физик, математик, физиолог 17 века Рене Декарт говорил: «Определяйте значения слов, и Вы избавите свет от половины заблуждений».

Последуем совету Декарта и дадим определение понятию «экономика» и «предприятие». наука экономика конструктивный

«Экономика» — слово греческого происхождения, оно означает: «oikos» — дом, домашнее хозяйство; «nomos» — закон, искусство вести. Отсюда слово «экономика» означает законы хозяйствования или искусство разумного и расчетливого ведения хозяйства.

Слово «предприятие» происходит от слова предпринимать что-либо, вести дело.

Предприятия не только производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создают рабочие места, то есть обеспечивают занятость населения. Выплачивая федеральные и местные налоги, предприятия участвуют в содержании государственных органов и поддержании социальных программ (образование и здравоохранение, культура и просвещение и т.д.)

Каждое предприятие самостоятельно принимает решение:

— сколько и как производить товаров;

— какие ресурсы и в каком объеме необходимы для данного производства;

— где и как реализовать произведенную продукции с наибольшей выгодой;

— как распределить полученный доход.

Интересами предприятия являются обеспечение достаточно приемлемого уровня жизни для своих работников, а так же стабильное развитие производственной базы предприятия.

Степень удовлетворения этих интересов зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия. А это не только получение прибыли, но и объем применяемых производственных фондов, и содержание социальной сферы.

Таким образом, экономика предприятия — это совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных факторов (детские сады, профилактории и т.д.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, прибыли, полученной в результате реализации продукции и оказания различных услуг.

Факторами развития производства являются:

1. Факторы ресурсного обеспечения — производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила и т.д.)

2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.)

3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).

То есть уровень и масштабы развития экономики предприятия зависят от:

— ресурсного обеспечения;

— количества и качества выпускаемой продукции;

— дохода и прибыли, полученного от реализации продукции;

— управления и организации производства.

Нет и нельзя найти единого рецепта на все случаи жизни и ответа на вопрос: как правильно хозяйствовать? Но вместе с тем мировая практика работы процветающих предприятий выработала некоторые общие подходы по реализации эффективной хозяйственной деятельности.

В конечном итоге функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дисциплина «Экономика предприятия» исследует проблемы эффективного использования ресурсов на предприятии, то есть предметом изучения данной дисциплины является деятельность предприятия.

2. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Данный курс «Экономика предприятия» тесно связан с другими экономическими дисциплинами, в частности, с микро- и макроэкономикой, но не тождественен им.

Так, микроэкономика изучает не отдельное предприятие, а влияние рынка на него. Микроэкономика не занимается исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. Микроэкономический анализ рассматривает обе стороны рынка: предложение и спрос, и в то же время с позиций экономики предприятия рассматривает спрос как заданную величину.

Макроэкономика изучает образование цен на производственные факторы, производство и распределение национального дохода и т.д. Для экономики предприятия это важно учитывать, так как любые перемены в национальной экономике, изменение доходов населения и структуры потребностей, демографические сдвиги, технический прогресс ведут к изменению ситуации на предприятии. И наоборот, объекты изучения экономики предприятия, например издержки производства, являются для макроэкономики данными: которые следует учитывать в исследованиях.

Таким образом, «Экономика предприятия» представляет собой самостоятельную экономическую дисциплину, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

Функционирование предприятия зависит от:

1. Экономической ситуации в стране. Это:

— доходы и покупательная способность населения;

— уровень безработицы и занятости;

— степень экономической свободы предпринимателей;

— возможности инвестирования;

— доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

2. Политической ситуации. Это:

— цели и задачи, находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в каких либо отраслях или регионах.

3. Правовой базы. Это:

— система законов и нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия;

— степень разработанности правовой базы предпринимательства, от которой зависит стабильность и устойчивость предприятия.

4. Географического положения:

— климатические и сезонные условия;

— доступность сырья, энергоресурсов;

— наличие транспортной сети (автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей).

Все эти географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия.

5. Экологической обстановки, которая отражает состояние окружающей среды. Степень экологических рисков, разработанность системы контрмер воздействия на предприятия, загрязняющих окружающую среду — все это принимается во внимание при выборе предприятием технологии производства, используемого сырья или вида производимой продукции.

6. Институциональной среды, которая характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения. К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие профессиональные различные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства и др.

Таким образом, предприятие в своей деятельности занимается не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психологическими и т.д. То есть необходимо знание социальных наук и специальных экономических дисциплин для осуществления деятельности предприятия. Курс «Экономика предприятия» тесно связан с такими дисциплинами, как «Экономика предпринимательства», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет», «Анализ хозяйственной деятельности», «Финансы», «Статистика».

3. ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

Основными задачами курса «Экономика предприятия» являются рассмотрение и изучение:

— организационной и производственной структура предприятия;

— организации процесса управления на предприятии;

— хозяйственной стратегии, плана производства и реализации продукции;

— формирования капитала и накопления прибыли предприятия;

— материально-технического обеспечения производства;

— технической подготовка производства;

— формирования издержек производства, калькуляции себестоимости продукции, ценовой политика предприятия.

— Финансовых ресурсов предприятия, эффективности хозяйственной деятельности, оценки риска в предпринимательстве;

— Инновационной деятельности предприятия, качества продукции, инвестиционной политика предприятия, экологических проблем;

— Подбора кадров, организации труда, системы оплаты труда и стимулирования повышения производительности труда;

— Внешнеэкономической деятельности предприятия.

4.

МЕТОД НАУКИ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

Способы познания окружающей действительности составляют метод науки.

Для анализа экономического материала используют различные методы экономических исследований.

1. Абстрактно-логический.

Факты или явления рассматриваются с той или иной стороны, интересующей исследователя. От остальных свойств явления исследователь абстрагируется (то есть отвлекается). Рассматривает лишь одно свойство. Например, нужно выяснить перспективы развития малых предприятий. Для этого рассматриваются предприятия только по одному, но существенному признаку — наличие производственного оборудования. Далее следует вывод о перспективах развития по количеству имеющегося оборудования на предприятиях.

2. Статистико-экономические методы: статистическое наблюдение, группировки, индексы, корреляционно-регрессионный анализ.

3. Монографический метод.

Дает возможность углубленно изучать опыт успешно хозяйствующих предприятий для его распространения и применения в своей деятельности.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИКА

Это изучение публикаций, статей, монографий.

4. Экспериментальный метод.

Применяется при изучении эффективности использования новой техники, технологии, рациональной организации производственных процессов и т.д. при помощи эксперимента.

5. Метод планирования и прогнозирования лежат в основе разработки хозяйственных стратегий предприятия, применяется при принятии предпринимательских решений.

6. Расчетно-конструктивный метод.

Используется в перспективном планировании и прогнозировании развития предприятия. На основе нормативов определяется какой-то технологический процесс, его конечный результат с точки зрения экономики. Примером использования расчетно-конструктивного метода является технико-экономическое обоснование любого проекта.

Например, принимается решение о применении нового оборудования по производству какого-либо товара. Для этого рассчитываются капитальные вложения, срок их окупаемости, себестоимость, трудоемкость производства и сравнивается с базовым вариантом. Только после этого применяется новое оборудование.

7.

Экономико-математический метод с применением ПЭВМ. Например, оптимальная структура производства. В качестве критерия оптимальности выбирают максимум прибыли и минимум затрат.

8. Графический метод — графики и диаграммы, показывающие наглядно в динамике тенденцию какого-либо явления (объем производства товара, трудоемкость, себестоимость и т.д.)

9. Метод сравнительного анализа.

Состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов. Предприниматель должен сопоставлять затраты своего предприятия с затратами конкурента, сравнивать различные альтернативные варианты своей деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Развитие экономики строительной отрасли

    Общая характеристика курса «Экономика строительства». Роль и значение экономической науки. Предмет экономики строительства. Экономика России в цифрах и фактах. Статистика ипотечного кредитования. Дорожное строительство. Направления развития отрасли.

    курсовая работа [218,0 K], добавлен 23.12.2015

  • Экономическая теория

    Экономика — предмет, метод и содержание курса, методы исследования. Структура национальной экономики: сферы, отрасли, сектора экономики. Межотраслевые комплексы, сущность основных производственных фондов. Состав, структура, методы учета и оценки.

    шпаргалка [148,7 K], добавлен 09.11.2008

  • Экономика организации (предприятия)

    Основные этапы, цели и задачи изучения дисциплины «Экономика предприятия», ее разделы и темы. Примеры и методика пошагового решения типовых задач, предлагаемых в процессе изучения курса, тестовые задания. Правила оформления и содержание курсовых работ.

    методичка [42,8 K], добавлен 04.02.2010

  • Зарождение и развитие экономики. Систематизация экономических наук

    История зарождения и развития экономики как науки, «исторический метод» Рошера. Доиндустриальная, феодальная, индустриальная и постиндустриальная экономика. Становление и эволюция промышленного капитализма. Возникновение регулируемого капитализма.

    реферат [33,7 K], добавлен 25.09.2014

  • Экономика недвижимости и ее значение

    Инновационные технологии, используемые в преподавании курса экономики недвижимости, требования к уровню освоения дисциплины, ее объем и содержание. Методические рекомендации по изучению теоретического курса, подготовке к семинарам и практическим работам.

    методичка [62,6 K], добавлен 01.04.2009

  • Экономика Белоруссии

    Планы развития экономики государства, оценка их эффективности, основные макроэкономические показатели. Оценка уровня инфляции и борьба с ней. Динамика курса белорусского рубля. Темпы роста ВВП и внешний долг. Занятость населения и торговые партнеры.

    презентация [1,1 M], добавлен 03.02.2014

  • Экономическое значение валютного курса

    Понятие и формы валютного курса, факторы, его определяющие, роль в развитии экономики. Специфика российской политики валютного курса. Обзор состояния внутреннего рынка. Спрос физических лиц на наличную иностранную валюту. Пропорции обмена денежных единиц.

    курсовая работа [1,2 M], добавлен 08.04.2014

  • Валютный курс и его роль в экономике

    Теоретические основы формирования валютного курса. Сущность валютного курса как экономической категории. Факторы, влияющие на формирование валютного курса. Режим валютного курса, его эволюция в России. Методы государственного валютного регулирования.

    курсовая работа [1,3 M], добавлен 06.12.2010

  • Цены и ценообразование

    Предмет и задачи изучения курса «Экономика предприятия», его информационная база. Экономическая сущность себестоимости, ее виды. Понятие и методы распределения прибыли. Классификация цен и правила ценообразования, порядок его реализации в строительстве.

    курс лекций [500,8 K], добавлен 06.12.2009

  • Анализ экономических задач предприятия

    Определение главных задач предприятия и характеристика методов анализа на примере предприятия. Анализ выполнения плана объемных показателей предприятия в разрезе ритмичности производства при ухудшении анализируемых показателей. Метод элиминирования.

    контрольная работа [121,8 K], добавлен 28.01.2009

Добавить комментарий