Что такое крестовые походы история 6 класс

§17. «Крестовые походы»

1)Перед вами сообщения о взятии Константинополя, написанные современниками событий. Какие точки зрения они выражают? Подумайте, какое сооружение один из авторов (документ 2) называет Великой церковью. Кого он именует варварами?

*1…Всякий брал себе дом, какой ему было угодно, и таких домов было достаточно [для всех]. Таким образом, войско пилигримов и венецианцев разместилось по квартирам, и все радовались чести и победе, которой удостоил их бог; ибо те, кто находился [ранее] в бедности, [теперь] пребывали в богатстве и в роскоши. Так отпраздновали они в этом торжестве и в этой радости, ниспосланной богом, вербное воскресенье и великую пасху. Им следовало, конечно, всемерно восхвалять нашего господа бога: ведь их всего-навсего было не более двадцати тысяч вооруженных людей, а с божьей помощью они одолели четыреста тысяч человек или даже более, и притом в самом могущественном городе, отлично защищенном, городе великом и укрепленном со всех сторон.

 *2…Бесстыдно бросились они грабить, начав с лошадей не только имущество горожан, но и то, что посвящено богу. Тому же, что нечестиво творили они в Великой Церкви, трудно поверить. Алтарный престол, сложенный из драгоценных материалов, сплавленных огнем и слившихся друг с другом в вершину многоцветной красоты, необыкновенный и вызывавший удивление у всех народов, был разбит и разделен на части грабителями, равным образом и все церковные сокровища, несметные количеством и бесконечно прекрасные. Когда же им понадобилось, словно добычу, вывезти пресвятые сосуды и церковную утварь, непревзойденного искусства и изящества, созданные из редких материалов, а также чистейшее серебро, покрытое позолотой, которым была выложена решетка алтаря, амвон и врата и которое было вплавлено во многие другие украшения, в святая святых храма они ввели мулов и оседланный вьючный скот, но так как некоторые животные скользили и не могли стоять на ногах на до блеска отполированных камнях, латиняне закалывали их мечами, так что божественный пол был осквернен не только пометом, но и кровью зверей.

*3…Во всех отношениях трудно и почти невозможно было смягчить мольбами или как-то расположить к себе этих варваров, настолько они были раздражительны, прямо-таки изрыгая желчную ненависть при всяком неугодном им слове. Все могло разжечь их гнев, заслужить невежественную насмешку. Того же, кто хоть в чем-то возражал им или отказывал им в их желаниях, били за дерзость, а частенько обнажали против него и меч…

 

  • Ответ: Первое сообщение написано участником крестового похода, второе сообщение — византийцем. Первое сообщение исключительно в хвалебных тонах превозносит достижение крестоносцев. Во втором сообщении мы видим более реальную оценку происходивших событий — осквернение храмов, грабежи, разбой, насилие над побежденными. Великой церковью современник называет храм Святой Софии.

 

2) Выберите правильный ответ.

*1.Вдохновителями и организаторами религиозных походов в Святую землю были: а) европейские государи; б) ганзейские купцы; в) церковь во главе с папой римским; г) ломбардские банкиры.

*2.Призыв к Крестовым походам прозвучал: а) в Клермоне; б) в Риме; в) в Кёльне; г) в Равенне.

*3.Основная сила войск крестоносцев: а) средние и крупные светские феодалы; б) купцы Генуи и Венеции; в) крестьяне; г) рыцари.

*4.Во время Первого Крестового Похода противниками крестоносцев были: а) Ромеи; б) турки-сельджуки; в)монголы; г) египтяне.

*5.Сеньором правителей государств крестоносцев был: а) граф Эдесский; б) князь Антиохийский; в) король Иерусалимский; г) граф Триполитанский.

 

  • Ответ:

    1 — В 

    2 — А

    3 — Г

    4 — Б

    5 – В

 

3) Расставьте события в хронологическом порядке.

1)Падение латинской империи.

2)Взятие Иерусалима мусульманами во главе в Салах-ад-Дином

3)Крестовый поход бедноты.

4)Падение Акры.

5)Третий Крестовый поход.

6)Призыв к Крестовым походам.

7)Захват крестоносцами Константинополя и основание Латинской империи

8)Осада и взятие крестоносцами Иерусалима.

9)Крестовый поход детей.

 

  • Ответ:

     

 

4) Заполните контурную карту «Первый Крестовый поход».

*Обозначьте стрелками путь участников Первого Крестового похода.

*Обведите границы владений крестоносцев после Первого Крестового похода.

*Обозначьте границы Священной Римской империи, Англии, Франции, Византийской империи.

*Подпишите названия: Англия, Германия, Франция, Италия, Бургундия, Польша, Чехия, Венгрия, Сербия, Хорватия, Византийская империя, владения турок-сельджуков, арабские государства.

 

  • Ответ:

     

 

5) Заполните контурную карту «Государства крестоносцев в XI-XII веках»

*Отметьте границы и раскрасьте различными цветами государства крестоносцев.

*Обозначьте на карте цифрами и подпишите их названия

 

  • Ответ: Эдесса

    Антиохия

    Триполь

    Иерусалим

 

6) Заполните контурную карту «Четвёртый Крестовый поход»

 

1.Закрасьте различными цветами: а) владения крестоносцев после Третьего Крестового похода; б) территории, захваченные крестоносцами во время Четвёртого Крестового похода; в) государства, возникшие после распада Византийской империи.

2.Отметьте стрелками путь участников Четвёртого Крестового похода.

3.Подпишите название города, захваченного крестоносцами в 1204 году.

 

  • Ответ:

     

 

Теперь вы это знаете

1) Разгадайте кроссворд.

По горизонтали. 3. Покаяние священнику в своих грехах. 6. Церковное «расследование» в борьбе с еретиками. 8. Город, из которого прозвучал призыв к Крестовым походам. 9. Монашеская организация, созданная с определенными целями. 11. Группы средневекового общества, различавшиеся своими правами и обязанностями. 14. Город в Палестине — местонахождение христианских святынь. 15. Последняя крепость крестоносцев на Востоке. 19. Участники религиозных походов на Восток. 20. Европейское имя правителя сильного мусульманского государства, начавшего в конце XII века борьбу с крестоносцами. 21. Налог в пользу церкви. 22. Рыцари храмовники.

По вертикали. 1. Столица христианского государства, захваченная в 1204 году крестоносцами. 2. Монахи ордена, главной целью которого была борьба с еретиками. 4. противники церкви, считавшие главным источником веры тексты Священного Писания. 5. Центр еретического движения в южной Франции. 7. Грамота об отпущении грехов. 10. Рыцари-монахи ордена, заботившегося о паломниках и больных. 12. Непререкаемые истины христианства. 13. Монахи нищенствующего ордена, возникшего первым из таких орденов. 16. Замок на севере Италии, где произошло примирение двух могущественных противников. 17. Запрет папы римского на проведение богослужений и религиозных обрядов на какой-либо территории. 18. Прозвание императора Священной Римской империи, участника Третьего Крестового похода.

 

  • Ответ:

     

 

2) Выберите правильный ответ.

 

  • Ответ:

    1 – Б

    2 – В

    3 – А

    4 – Б

    5 – Б

Перейти к оглавлению

§ 14. Крестовые походы

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ — ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ

Крестовые походы представляли собой военные экспедиции, предпринимавшиеся западно-европейцами в целях по преимуществу религиозных; хотя немаловажную роль часто играли и политические соображения. Первая, непосредственная, или открыто заявленная цель походов заключалась в том, чтобы освободить от мусульман Святую Землю (и особенно Святые места в Иерусалиме). Впрочем, следует отметить, что в средние века термин «Крестовый поход» часто использовался для обозначения любых военных экспедиций против нехристиан, например, язычников (как немецкая экспансия на восток, в славянские земли), мусульман (как реконкиста в Испании) или еретиков (как альбигойские войны).

Христос ведет крестоносное воинство.

Миниатюра XIII в.

В действительности же силы, вызвавшие к жизни Крестовые походы, были приведены в действие победой турок-сельджуков над Византией при Манцикерте и взятием ими в том же году Иерусалима у более терпимых каирских халифов из династии Фатимидов (1071 г.). Вслед за тем мусульмане-сельджуки захватили практически всю Анатолию. Христианские паломники, следовавшие в Иерусалим к Святым местам, стали подвергаться преследованиям, что всколыхнуло едва ли не весь христианский мир. После нескольких тщетных призывов византийских базилевсов к папам и западноевропейским монархам о помощи папа римский Урбан II произнес на Клермонском соборе (1095 г.) зажигательную речь, призывая к действию. Это исторгло у его слушателей спонтанные выкрики: «Такова Божья воля!» — слова, ставшие впоследствии девизом крестоносцев.

Главную военную силу крестоносных отрядов составляли рыцари. Основное средство производства в эпоху феодализма — земля — оказалась на Западе к XI столетию поделенной между светской и духовной знатью. Превращение же пожизненного бенефиция в наследственный феод привело к установлению определенного порядка наследования земли феодалами. Теперь она стала переходить от отца только к старшему сыну (право старшинства, или майорат). В результате этого в Западной Европе образовался многочисленный слой рыцарей, не имевших феодов и жаждавших как захвата и грабежа новых территорий, так и закрепощения живущих на них крестьян. Кроме крупных и мелких феодалов, в Крестовых походах приняли участие также и представители купеческой верхушки многих городов. Особенно большую роль сыграли купцы итальянских городов Генуи и Венеции, стремившиеся к захвату территорий в Передней Азии, к ликвидации торгового соперничества Византии и к укреплению своей роли посредников между Востоком и Западом.

Самую активную роль в Крестовых походах играла римско-католическая церковь, являвшаяся крупнейшим феодальным собственником и заинтересованная в военно-колонизационном движении в силу тех же причин, что и остальные крупные феодалы.

Но у церкви имелись еще и свои особые интересы. Ко времени Первого Крестового похода западная и восточная церкви окончательно отделились друг от друга. С этого момента стремление западной церкви подчинить себе восточную составляло один из главных пунктов в программе папства, желавшего поставить власть римского папы выше всякой иной светской и духовной власти. Удачными походами на Восток католическая церковь рассчитывала также увеличить количество епархий (церковных областей, обязанных уплачивать ей десятину) и повысить таким путем свои доходы Кроме того, уходившие в поход лица зачастую жертвовали свои сбережения церкви или отдавали под ее покровительство свое имущество. Богатства церкви в результате этого непрерывно росли.

Шлем. Сирия.

Конец XII—XIII вв.

В конце XI века духовенство начало усиленную проповедь походов на Восток и захвата Сирии и Палестины. Церковь призывала верующих к завоеванию Иерусалима (бывшего в руках у мусульман), где, согласно христианским легендам, находилась гробница Иисуса Христа. Церковь выдвинула во время Крестовых походов официальный лозунг: «Освобождение гроба Господня». Кроме того европейцы имели преувеличенное представление о легкости завоевания стран Восточного Средиземноморья, раздробленных на ряд феодальных владений — сельджукские эмираты, непрерывно враждовавшие друг с другом. В тяжелом положении в это время находилась Византия, которую со всех сторон окружали враги, захватывавшие ее владения(тюрки-сельджуки, печенеги и сицилийские норманны). Она была вынуждена обращаться к Западу за помощью. Главное же, в Европе существовало издавна сложившееся убеждение относительно «сказочных» богатств Востока, стоявшего по своей материальной и духовной культуре в то время значительно выше Запада.

Многочисленные богомольцы (паломники), отправлявшиеся в Иерусалим на поклонение «гробу Господню», и купцы, торговавшие со странами Передней Азии, бывая в городах Византии, Сирии и Палестины, неизменно удивлялись красоте и изяществу зданий и храмов, изобилию богатых лавок и рынков и всевозможных невиданных на Западе товаров. Возвращаясь на родину, купцы и паломники приносили с собой рассказы не только о пальмах Иерихона, о водах Иордана и о «гробе Господнем», но и восторженные отзывы о богатствах Востока. Так в Западной Европе складывалось мнение о заморских странах, полных изобилия, которые не только выгодно, но и нетрудно завоевать.

comments powered by HyperComments

Характер крестовых походов.  — Последствия крестовых походов.

Характер крестовых походов. Крестовые походы были военными экспедициями христиан, организованными папой, главой всего католического мира; всякий крестоносец был вооруженным паломником, которому церковь в награду за это паломничество прощала все заслуженные им церков ные наказания. Паломники собирались большими ополчени ями вокруг короля, могущественного сеньора юш даже пап ского легата, но они не были подчинены никакойдисциплине, они свободно переходили из одного ополчения в другое или даже совсем покидали экспедицию, когда считали свой обет исполненным. Таким образом, крестоносная армия представ ляла собой не что иное, как совокупность отрядов, избрав ших один и тот же путь. Они продвигались в беспорядке и медленно, верхом на тяжелых конях, обремененные обозом, множеством слуг и мародеров, вынужденные перед каждым сражением надевать тяжелую кольчугу.

Они тратили целые месяцы на прохождение Византии ской империи и на войны с турецкими всадниками Малой Азии. В степях и пустынях, где не было воды или где нельзя было добыть съестных припасов, люди и лошади падали от голода, жажды и усталости. На стоянках недостаток ухода, лишения и посты, сменяемые часто излишествами в у пот реблении пищи и напитков, порождали заразы, истребляв шие крестоносцев тысячами. Лишь ничтожная часть палом ников достигала Сирии. Таким образом, на пути в св. землю, особенно в XII в., погибло огромное количество людей. В конце концов, крестоносцы отказались от этой пагубной сухопутной дороги; в ХШ в. все шли уже морским путем; итальянские суда в течение нескольких месяцев перевози ли их в св. землю, где и начиналась настоящая война. Эта перемена пути коренным образом изменила сам характер крестовых походов.
Рыцарь XIII в. и одежде крестоносца. По миниатюре из рукописи XIII в. Лондон. Британский музей.
  В сражениях с мусульманами крестоносцы при равном числе обычно одерживали верх: на своих крупных конях и в непроницаемых доспехах они образовывали плотные бата льоны, которых сарацины на своих малорослых конях и во оруженные луками и саблями не могли прорвать. Правда, победы крестоносцев не имели прочных результатов;побе дители возвращались в Европу мусульмане вновь стано вились господами страны.

Эти армии, время от времени появлявшиеся в св, земле, могли завоевать ее, но они небыли в силах удерживать ее за собой. Но вместе с крестоносцами, отправлявшимися в св. землю только для того, чтобы поклониться св. местам, сюда являлись и рыцари, стремившиеся приобрести деньги, и купцы, искавшие наживы; для них-то и было важно сохра нить за собой страну. Им крестовые походы обязаны всем своим успехом, так как они воспользовались минутной си лой, какую представляли массы паломников, для прочных завоеваний. Они руководили военными действиями, строи ли осадные машины, брали города и укреплялись в них, что бы быть в состояния дать отпор неприятелю, когда он вер нется. Самми крестоносцы были совершенно неспособны, вести войны в отдаленных странах; пышные экспедиции, .предводимые государями, все до Одной кончались самым плачевным образом. Единственные; крестоносные армии, ко торые добились действительного успеха (первый крестовый поход, приведший к завоеванию Сирии,и четвертый,резуль татом которого было завоевание Греческой империи), были руководимы -одна итальянскими норманнами, другая — венецианцами. Энтузиазм и храбрость крестоносцев пред ставляли собой слепую силу, которая нуждалась в руковод стве опытных людей. Таким образом, крестоносцы были лишь орудиями; истинными же основателями христианских государств были искатели приключений и купцы, которые, подобно эмигрантам нашего времени, отправлялись на Во сток, чтобы прочно осесть там.

Эти эмигранты никогда не были настолько многочислен- ны, чтобы заселить страну; они представляли собой воен ный лагерь среди туземцев. В каждом из христианских кня жеств господствующий класс до конца состоял из нескольких тысяч французских рыцарей и итальянских купцов. Эти кня жества никогда не могли достигнуть прочности европейс ких государств, заключавших в себе целую нацию. Они по ходили на те государства, какие основывали арабские или турецкие вожди, где население оставалось индифферентным к тому, кто управляет им, и где государство сливалось с армией и погибало вместе с ней. Эти княжества просуще ствовали около двух веков, то есть дольше, чем многие из восточных государств. Лишь могучая эмиграция могла бы дать им силу удержаться в борьбе с мусульманской Азией и Византией; но средневековая Европа не могла питать такой эмиграции.

В течение полувека христианским государствам прихо дилось воевать лишь с мелкими князьями Сирии и с мое- сульским Атабеком; египетские мусульмане жили в мире с ними. Это было время их расцвета. Но когда место Каир ского халифата, разрушенного Саладином, заняло военное государство мамелюков, христиане, теснимые со стороны Египта, не могли долго противостоял», как доказывают по беды Саладина. Если остатки их государств держались еще целое столетие, то лишь потому, что султаны не делали попыток разрушить их. Как для мусульман, так и для хрис тиан, эта война была, без сомнения, священной, которая часто прерывалась перемириями в несколько лет.

Крестовые походы на Восток

Не следу ет также думать, будто все христианские князья сплотились против всех мусульманских князей. Политические интере сы обычно превозмогали религиозную ненависть. Беспре рывно шли войны христиан против христиан, мусульман против мусульман. Нередко даже какой-нибудь христианс кий князь заключал союз с мусульманским вождем против другого христианского князя.

В христианском лагере никогда не господствовало пол ное согласие. Религиозный энтузиазм, объединявший крес тоносцев, не заглушал в них, ни торгового соперничества, ни расовой ненависти; между князьями различных госу дарств, между французами, немцами и англичанами, между генуэзскими и венецианскими купцами, между тамплиера ми и госпитальерами шли вечные пререкания, не раз при водившие к вооруженным стычкам. В 1256г в Сен-Жан д’Акре вспыхнула воина между венецианцами и генуэзцами из-за монастыря, построенного на холме» который разделял их кварталы. Госпитальеры, каталонцы» анконцы и пизанцы стали на сторону генуэзцев; тамплиеры, тевтонские рыца ри, провансальцы, Иерусалимский патриарх и король Кип ра поддерживали Венецию. Генуэзцы разрушили башню пизанцев, венецианцы сожгли генуэзские корабли н взяли штурмом их квартал. Эта война продолжалась два года.

Те же вечные ссоры между крестоносцами, приходивши ми из Европы, и сирийскими франками. Живя среди сара- цин, франки переняли их обычаи, бани, развевающиеся одеж ды; они организовали у себя легкую кавалерию, вооружен ную по-турецки, и принимали на службу мусульманских солдат (туркополы); они были склонны относиться к мусуль манским князьям как к соседям и не нападать на них без причины. Западные рыцари, приносившие с собой из Евро пы закоренелую ненависть против неверных, хотели бы всех их истребить и возмущались этой терпимостью. Лишь толь ко они высаживались на берег, они бросались на мусульман скую территорию, в жажде битв и грабежей, часто вопреки советам туземных христиан, лучше знакомых с характером восточной войны. Западные писатели средних веков смот рят на христиан св. земли, как на предателей, и приписыва ют им вину за гибель сирийских государств. Справедливы ли эти обвинения? Без сомнения эти франкские авантюрис ты, быстро обогатившись и живя в роскоши среди развра щенного населения, должны были заразится многими из их пороков, особенно те, которые родились в Сирии (их на зывали poulains); но не европейским крестоносцам было сбрить их. Они сами, благодаря своей близорукости и от сутствию дисциплины, сделали больше вреда, чем сирийс кие христиане — своей изнеженностью.

Последствия крестовых походов. Прямым результатом крестовых походов, если оставить в стороне гибель миллионов людей, было основание_на Востоке, за счет мусульман и Византийской империи, нескольких, католич ких государств, занятых французскими рыцарями и итальянскими купцами европейцы, никогда не достигавшие большого числа, были вытеснены, и единственными следами их пребывания на Востоке остались развалины их замков в портах и горах Греции и Сирии. Но в течение двух веков своего господства на Востоке они установили правильные сношения между христианами Европы и мусульманcкими государствами.

Для перевозки паломников в св. землю города средизем ного побережья организовали транспортные флоты; кони; которых всегда везли с собой крестоносцы, перевозились на судах, где трюм открывался сбоку. Для защиты против пиратов употребляли корабли, оснащенные по-военному, и отправляли сразу целый флот. Существовало два рейса: один — весной (большой рейс) для паломников, которые шли в св. землю на Пасху, другой — летом. Перевозка паломников давала большие доходы; поэтому сильные города удержала ее за собой; можно было отъезжать лишь из определенных портов: в Италии — из Венеции, Пизы и Генуи, во Франции — из Марселя. Тамплиеры получили привилегию отправлять в каждый рейс по одному кораблю.

Морем или сущей миллионы христиан отправлялись из Европы на Восток; крестовый поход был для них как бы образовательным путешествием.

Они выходили из своих замков или местечек более невежественные, чем наши кре стьяне, и внезапно видели перед собой большие города, новые страны и неизвестные обычаи. Все это будило их ум и обогащало его новыми идеями. Они знакомились с народами Востока и перенимали у них некоторые искусст ва и обычаи.

Кроме того, они получали более правильное представле ние о мусульманах. Первые крестоносцы считали их дикаря ми и идолопоклонниками, Магомета — кумиром, а позже ере тиком. В XIII в. христиане уже знали сущность ислама и признавали мусульманскую культуру выше своей собственной.

Однако трудно сказать с точностью, чем обязана Европа крестовым походам. Христиане Запада в течение средних веков переняли у арабов и греков множество изобретений и обычаев. Когда видишь в Европе какой-нибудь восточный обычай, невольно приходит на ум, что он был занесен сюда крестоносцами; но крестовые походы представляют собой не единственный путь, которым он мог перейти сюда. Вос точная культура господствовала по всему африканскому побережью и в Южной Испании; христиане находились в регулярных тортовых сношениях с египетскими, тунисски ми и испанскими мусульманами и византийскими греками.

В общем нам хорошо известно, что заимствовали христиа не у Востока; но относительно отдельных предметов или . обычаев мы редко знаем, перешли ли они в Европу через Испанию, Сицилию, Византийскую империю или крестонос цев. Приписывать влиянию крестовых походов все восточ ные обычаи, господствовавшие в Европе в средние века, значит преувеличивать их влияние или подводить под это все сношения христиан с мусульманами.

Несомненно, что средневековая Европа многое усвоила от мусульманских народов, но невозможно с точностью oп ределитъ роль крестовых походов в этом влиянии Востока на Европу. Единственное, что можно приписать им с уве ренностью, это — перенесение на Запад тех обычаев, кото рые возникли в самой Сирии; из оружия заимствованы ap балет, копье с перевязью, барабан и труба; из растений кунжут, абрикосы (по-итальянски damasco), шарлот (из Ас калона) и арбуз. На Востоке христиане, которые до тех все брились, начали впервые носить бороды. Возможно так же, что ветряная мельница появилась в Европе из Сирии.

Чтобы узнавать друг друга среди огромной толпы вои нов, рыцари должны были иметь какие-нибудь отличитель ные знаки; уже и раньше вошло в обычай изображать какой нибудь орнамент на щите. Во время крестовых походов эта украшения становятся фамильными знаками, которые затем уже не меняются. Так возникла система гербов. Она сложи лась на Востоке, как доказывают употребительные в ней восточные слова: gueules (красили) — арабское слово (от gul, розовый); azwr (синий) — персидское, sinople (зеленый) греческое; золотая монета называлась безантом (визан тайская золотая монета), геральдическим крестом служил греческий крест.

Крестовым походам приписывали и многие другие следствия: освобождение крестьян от крепостной зависимо ста, усиление королевской власти, преобразование феодаль него строя, развитие эпической поэзии, обогащение Италии даже упадок благочестия и ослабление папской власти одним словом, почт» все перемены, происшедшие в запад- ных государствах между XI и ХIII вв. Крестовые походы без сомнения, имели глубокое влияние на общий- ход разви тия христианских государств, но каждое из этих явлений имело более действительные и несомненные причины, ко торые следует искать в истории самих государств Запада.

«ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ» — Под редакцией Э. ЛАВИССА и А. РАМБО

http://gelfrad.narod.ru/Library/ECW/G6/ecw_g6_pt6.html

Естественно, рождение и развитие Ислама на Востоке не могли пройти незамеченными Римской церковью. С чем ассоциировался Восток у католического духовенства? Это в первую очередь несметные богатства. Нищая, вечно голодная Европа, прикрывши свои алчные побуждения именем Иисуса Христа, пошла грабительскими походами на Святую землю.

Цель и причины Крестовых походов

Официальной целью первых Крестовых походов было освобождение Гроба Господнего от «неверных» мусульман, которые, как тогда считалось, кощунствуют над святыней. Католическая церковь смогла профессионально внушить участникам Крестовых походов, что их героизм будет вознагражден Богом прощением всех их земных грехов.

Первый Крестовый поход датируется 1096 г. Основной характеристикой его является то, что участники похода были разных социальных классов: от феодалов до крестьян.

§17. «Крестовые походы»

Участие в Первом Крестовом походе принимали представители Европы и, уже православной на то время Византии. Несмотря на внутреннюю разобщенность, участникам Крестового похода удалось, путем страшных кровопролитий захватить Иерусалим. 

За два столетия католической церкви удалось организовать восемь Крестовых походов, большинство из них было направленно не только на Восток, но и на территории Прибалтики.

Последствия Крестовых походов

Крестовые походы имели огромные последствия для Европы. Крестоносцы переняли и принесли в Европу с Восточных стран традицию жестоких казней, которые будут в дальнейшем неоднократно применятся в инквизиционных процессах. Завершение Крестовых походов стало в какой–то степени началом падения в Европе средневековых устоев. Участники Крестовых походов восхищались Восточной культурой, ведь раньше они считали арабов варварами, но та глубина искусства и традиций, которая была присуща Востоку, изменила их мировоззрение. После возвращения домой, они начнут активно распространять арабскую культуру по странам Европы.

Дорогостоящие Крестовые походы фактически разорили Европу. Но открытие новых торговых путей, значительно улучшили ситуацию. Византийская империя, которая помогала Римской церкви в Первом Крестовом походе, в итоге, спровоцировала свое падение: после того, как ее полностью разграбили османы в 1204 году, она уже не смогла достичь бывшего могущества и полностью пала спустя два столетия. После падения Империи, Италия стала единоличным монополистом в торговле Средземноморского региона.

Два века жесточайших конфликтов между католической церковью и мусульманами принесли огромное количество страданий и смертей обоим сторонам. Естественно, алчные желания только пошатнули положение Католической церкви в обществе: верующие увидели ее бескомпромиссность в вопросах связанных с властью и деньгами. В сознание населения Европы начали зарождаться первые несогласия с ее идеологией, что станет основой для создания реформаторских церквей в будущем.

Еще в начале XX века Ватикан принес официальные извинения перед мусульманским миром за Крестовые походы.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Католическая церковь: путь к вершине могущества, становление церкви
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspКатолическая церковь в борьбе с еретиками

Причины крестовых походов:

Þ Завоевания турок-сельджуков;

Þ Религиозные мотивы;

Þ Экономические стимулы.

НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ:

Þ Первые крестоносцы;

Þ 1-й крестовый поход (1096–1099);

Þ Иерусалимское королевство;

Þ Население;

Þ Прибрежные города;

Þ Духовно-рыцарские ордена.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ:

Þ 2-й крестовый поход (1147–1149);

Þ 3-й крестовый поход (1187–1192);

Þ 4-й крестовый поход (1202–1204);

Þ Крестовый поход детей (1212);

Þ 5-й крестовый поход (1217–1221);

Þ 6-й крестовый поход (1228–1229);

Þ 7-й крестовый поход (1248–1250);

Þ 8-й крестовый поход (1270).

ИТОГИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ:

Þ Византийская империя;

Þ Торговля;

Þ Феодализм и церковь;

Þ Культура.

ЛИТЕРАТУРА.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ(1095–1291) — ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами.

Крестоносцы нашивали на одежду красные нагрудные кресты; при возвращении из похода знаки креста нашивались на спину.Благодаря легендам крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги. Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуют преувеличениями сверх всякой меры. Кроме того, в них упускается из виду тот «малозначительный» исторический факт, что, несмотря на проявленные крестоносцами доблесть и геройство, а также воззвания и посулы римских пап и уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали бесспорными властителями Палестины.

Причины крестовых походов .

Начало крестовым походам было положено папами, которые номинально считались предводителями всех предприятий такого рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия (а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело.

Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в подвластные арабам области, где их вначале использовали как наемников. Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран, а в 1055 Багдад.

Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведя наступление главным образом на Византийскую империю. Решающее поражение византийцев при Манцикерте в 1071 позволило сельджукам выйти к берегам Эгейского моря, покорить Сирию и Палестину и в 1078 (указывают и другие даты) взять Иерусалим.

Угроза со стороны мусульман заставила византийского императора обратиться за помощью к западным христианам. Падение Иерусалима чрезвычайно обеспокоило христианский мир.

Завоевания турков-сельджуков совпали по времени с общим религиозным возрождением в Западной Европе в X-XI вв., которые было во многом инициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии, основанного в 910 герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым.

Что такое Крестовые походы история 6 класс Срочно!!!!!

Благодаря усилиям ряда настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви и духовному преображению христианского мира, аббатство стало весьма влиятельной силой в духовной жизни Европы.

Одновременно в XIв. возросло число паломничеств в Святую Землю. «Неверного турку» изображали как осквернителя святынь, варвара-язычника, чье присутствие на Святой Земле нетерпимо для Бога и человека. Кроме того, сельджуки создали непосредственную угрозу христианской Византийской империи.

Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж – все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья.

Крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев.

По чисто экономическим мотивам в крестовых походах были заинтересованы европейские города. На протяжении нескольких веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов крестовые походы означали лишь перенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточное.

НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095г. папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви и клиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к огромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысяч представителеей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против неверных мусульман, с тем, чтобы освободить Святую Землю. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому, сложившему в нем голову – место в раю. Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы – все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается.

Ответом на речь явились крики слушателей: «Deus vult!» («Бог того хочет!»). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну.

Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар де Пюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкой похода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка, донесли слова папы и до крестьян. Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный пыл, что их не могли удержать ни хозяева, ни местные священники, они тысячами срывались с места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни малейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности, что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, так и о хлебе насущном. Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникам святого дела.

Однако местные жители встречали их прохладно или вовсе презрительно, и тогда западные крестьяне принялись за грабежи. Во многих местах между византийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие сражения. Те же, кому удалось добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил их вне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.

1-й крестовый поход (1096–1099). Сам 1-й крестовый поход начался в 1096. В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, они прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали самостоятельно.

Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду и фураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократно завязывали стычки с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг нее 30-тысячного войска, требовавшего крова и пищи, создавало сложности для императора и жителей Константинополя. Между горожанами и крестоносцами то и дело вспыхивали ожесточенные конфликты; одновременно обострялись разногласия между императором и военачальниками крестоносцев.

Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мере продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские проводники намеренно заманивают их в засады. Армия оказалась совершенно не готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться, прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев обнаружил святыню – копье, которым римский воин пронзил бок распятого Христа. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в немалой степени способствовало их дальнейшим победам. Ожесточенная война длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся немногим больше месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу.


Министерство образования науки и культуры Кыргызской Республики.

Международный Университет Кыргызстана

Курсовая работа

Тема: Значение крестовых походов в истории средних веков.

Выполнил:

Проверил:

Бишкек-2009 г

План

Ведение.

1. Причины и возникновения крестовых походов.

2. Первый крестовый поход.

3. Образование Иерусалимского государства

4. Духовно – рыцарские ордена и награды.

5. Второй и третий крестовый походы.

6. Четвертый поход. Завоевание Византии крестоносцами.

7. Последние крестовые походы.

Заключение.

Введение

Под именем крестовых походов имеют ввиду длительные военно-колонизационные экспедиции европейских феодалов происходившие с конца XI и до конца XIII в. Внешне экспедиции носили религиозный характер «креста против полумесяца», т.е. христианства против ислама, Целью походов официально считалось освобождение Палестины от неверных и возвращение христианам гроба Господня, который по верованию христиан находился в Иерусалиме. В действительности это были завоевательные походы, в которых европейские феодалы грабили восточные города, завоевывали целые королевства, приобретали себе новых плательщиков феодальной ренты. Но в крестовых походах кроме феодалов также принимали участие крестьяне и другие классы общества.

Крестовые походы кратко: причины, ход и последствия

Постараемся разобраться в конкретных причинах крестоносного движения.

Причины крестовых походов заключаются частью в переменах, происшедших во второй половине XI в. на ближнем Востоке.

На Востоке в XI в. создалась ситуация, весьма благоприятная для нападения на него крестоносцев. Могущественный когда-то Багдадский халифат окончательно распался в 1055 г. Другое крупное восточное государство – Византия при Комнинах также переживала тяжелое время. С севера на Византийскую империю нападали печенеги, вторгавшиеся на Балканский полуостров. С запада Византии угрожали сицилийские норманны. Но особенное опасными были турки – сельджуки, которые захватили большую часть Малой Азии и одно время имели своей столицей город Никею, по соседству с Константинополем. Новый император Византии Алексей Комнин 80-90-х годах XI в. не сколько раз обращался к папе и германскому императору с просьбой о помощи против турок, хотя единая ранее христианская церковь с 1054 года уже окончательно разделилась на две враждующие части – восточную (православную) и западную (католическую), но Алексей Комнин в политических целях готов был даже пойти на воссоединение церквей под главенством папы. Таким образом, две крупнейшие державы Востока – арабский халифат и Византийская империя – не казались крестоносцам сколько-нибудь серьезным препятствием.

Большое значение в крестоносном движении конца XI – начала XII в. имел крестьянский вопрос. В надежде на освобождение от крепостной зависимости, ликвидации долгов и получением земли на Востоке так представляли крестьяне и таким же представлением побуждали десятки тысяч людей подниматься со своих мест и идти в далекие страны, где многих из них ждала верная гибель. Среди крестьян вели пропаганду многочисленные монахи и другие бродячие проповедники, призывавшие крестьян принять участие в походах на Восток как в «божьем деле». Однако, крестьяне хотя и не сразу, разобрались в конце концов в положении дела. Если первые два похода на Восток включали в себя множество крестьян, то уже начиная с третьего похода крестьяне перестали в них участвовать. Все последующие крестовые походы были организованы феодалами.

Весьма активное участие в крестовых походах принимали итальянские города, особенно два из них: Генуя и Венеция. Их флот перевозил крестоносцев на Восток и снабжал продовольствием. Они же участвовали в дележе завоеванных территорий, стараясь в первую очередь захватить в свое владение восточные порты и рынки. Но все же города были не главной движущей силой крестовых походов. Католическая церковь, придавшая крестовым походам на Восток значение «священных войн» естественно стремилась использовать их в своих интересах. К этому времени папство достигло наибольшего могущества. Папство крестовые походы сулили много реальных выгод, во-первых политическое руководство в раздробленной феодальной Европе, сбор громадных пожертвований на долю крестоносного движения, миссионерскую деятельность среди мусульман Востока, которых католическое духовенство мечтало также обратить в католицизм. Вот почему папа УрбанII осенью 1095г. собрал в г. Клермонте, в южной Франции, многолюдный церковный собор на котором он выступил с речью, содержавшей призыв от правиться на Восток на борьбу с неверными. Главными призывами УрбанII были – возвращение христианам «гроба Господне» и освобождение «святой земли» – Палестины. Папа обещал участникам крестового похода отпущение грехов, но также говорил и о богатой добычи, ожидавшей крестоносцев на Востоке. На соборе присутствовали тысячи рыцарей, частью французских, частью из других стран. Этот факт многочисленного собрания феодалов наглядно доказывает, что еще до выступления папы среди рыцарства велась широкая пропаганда и часть его успела уже заинтересоваться планом крестового похода в Палестину и на Восток. Выступление папы должно было лишь организационно и идеологически оформить давно уже начатую экспедицию.

1. Первый крестовый поход

Начало крестовых походов относится к 1096г. Весной 1096г. в поход тронулись крестьянские массы Северной и Восточной Франции, частью Западной Германии. Во главе нафанатизированных крестьян встали монах Петр Амьенский и один малоимущий рыцарь Вальтер, по прозвищу Голяк. Толпы собравшихся крестьян были, естественно плохо организованы. В частности проходя через рейнские города, крестоносцы произвели там погромы (в Кельне, Майнце и др. городах). Грабежи продолжались и далее – в Венгрии и Болгарии, через которые они проходили. Когда толпы крестоносцев прибыли в Константинополь император опасаясь беспорядком и насилий с их стороны поспешил отправить их на малоазиатский берег. Здесь ополченцы вскоре встретились с турецким войском и были в большей своей части перебиты. Таким образом, крестьянский поход на Восток закончился полной неудачей.

Осенью 10 96г. в поход отправились рыцари, главным образом французские и итальянские, частью западногерманские. Этот поход возглавил Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии, отправившийся на Восток со своими двумя братьями – Болдуином и Евстафием. Во главе северофранцузских феодалов стояли Роберт, граф Нормандский и Роберт, граф Фландрский, южно-французские феодалы своим вождем имели Тулузского графства Раймунда. Вместе с ним шел также епископ Адмар, один из южно-французских епископов, назначенный папой в качестве представителя церкви. Южно-итальянские феодалы возглавлялись Боэмундом, герцогом Тарентским, которого сопровождал его племянник граф Танкред.

Рыцари также шли на Восток через Константинополь, но разными путями. Некоторые шли той же дорогой, по Рейну-Дунаю, которые проходили крестьянские отряды под руководством Петра Амьенского. Другие отряды шли через серверную Италию и далее по Балканскому полуострову вдоль берега Адриатического моря. Третьи, пройдя через всю Италию потом на судах на Балканский полуостров и отсюда уже к Константинополю. Всего в первом походе участвовал около 30-40 тысяч рыцарей, но при них было много оруженосцев, прислуги, всяких торговцев, оставшиеся в живых крестьяне–крестоносцы первого крестового ополчения также примкнули к рыцарям.

Собравшись в Константинополе окончательно только весной 1097г. феодалы-крестоносцы долгое время упорствовали, отказываясь принести присягу византийскому императору. Им очень не хотелось давать императору обещания передать Византии земли, которые они отвоюют на Востоке у турок. На конец присяга была все же дана, хотя в тайне рыцари и не думали ее выполнять.

Лишь после этого летом 1097г. рыцарское ополчение переправилось в Малую Азию. Здесь в битве при Дорилее крестоносцы разбили турок, после чего они пошли дальше на юго-восток по направлению к Палестине. Дорога к гористой местности при нестерпимой жаре была для них чрезвычайно тяжелой. Многие из участников по дороге умерли. Поход мог бы кончится полной катастрофой, если бы крестоносцам не удалось найти союзников на границе Северной Сирии. Этими союзниками оказались армяне. Так называемая Малая Армения была заинтересована в их помощи, так как её отношения и с Византией и с турками были крайне враждебными. Один из европейских феодалов – Болдуин вскоре стал князем Эдессы, другой армянской колонии, расположенной на границе Сирии и Месопотамии. Захват крестоносцами Эдессы, имел важные стратегические последствия, так как Эдесса с севера прикрывала Сирию и Палестину от нападения турок. Летом 1098 г. крестоносцы захватили столицу Востока – Антиохию, князем которой стал Боэмунд Тарентский. Третьему крупному феодалу – Раймунду Тулузскому досталась область Триполи (к югу от Антиохии), Наконец, летом 1099г. крестоносцы достигли Иерусалима. 15 июня 1099г. Иерусалим был взят ими штурмом. крестоносцы жестоко разграбили город и зверски перебили большую часть его населения не щадя ни мусульман, ни христиан. В итоге своих завоеваний крестоносцы овладели всем восточным побережьем Средиземного моря, т.е. бывшей Финикией, Сирией и Палестиной. В их руках были города Иерусалим, Антиохия, Триполи, Эдесса, Тир, Сидон, Акра. Владения крестоносцев протянулись с севера на юг узкой полоской длиной в 1200 км.

2. Иерусалимское королевство

На захваченной территории крестоносцы образовали свое государство.

Это государство получило название Иерусалимского королевства. Королем его сначала был избран Готфрид Бульонский, но окончательно оформилось Иерусалимское королевство при его преемнике Болдуине (1100-1118). Эдесское княжество Болдуин уступил другому феодалу Болдуину Буржскому.


Добавить комментарий