Что такое ниокр в экономике

.

Аббревиатура «НИОКР» расшифровывается как научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Ниокр – это полный цикл исследований. Он начинается с постановки задачи, включает научные изыскания, новые конструкторские решения и изготовление опытного экземпляра или малой серии образцов.

Решающим фактором для удержаний позиций на рынке высокотехнологичных продуктов и успешной конкурентоспособности является постоянное обновление продукции и, параллельно, модернизации производства. Это качественный переход от трудоёмких технологий к наукоёмким. Где инвестиции вкладываются не в ручной труд, а в научные исследования практического назначения.

Как это работает на практике

  1. Задачей НИОКР является создание новых принципов изготовления продукции, а также разработка технологий для её производства.

    Что такое НИОКР в менеджменте и что такое Research and Development

    В отличие от фундаментальных исследований, НИОКР имеют чётко обозначенную цель и финансируются не за счёт государственного бюджета, а непосредственно заинтересованной стороной. Заказ НИОКР включает в себя заключение договора, в котором оговаривается техническое задание и финансовая сторона проекта. В ходе таких исследований, происходят открытия неизвестных ранее свойств материалов и их соединений, которые находят немедленное воплощение в готовой продукции и определяют новое направление развития технического прогресса. Отметим, что заказчик в этом случае является владельцем результатов исследований.

  2. Выполнение НИОКР состоит из нескольких этапов и связано с определёнными рисками, так как важнейшую роль в успешной работе играет творческая составляющая. Существует вероятность получить отрицательный результат. В этом случае, заказчик решает прекратить финансирование, или продолжать исследования. НИОКР осуществляются по примерной схеме:
    1. изучение существующих образцов, исследования, теоретические изыскания;
    2. практические исследования, выбор материалов и элементов, эксперименты;
    3. разработка структур, схем, принципов работы;
    4. разработка внешнего вида, эскизы, создание прототипа;
    5. согласование технических и визуальных характеристик с заказчиком;
    6. испытания опытного образца;
    7. составление технической документации.
  3. Инвентаризация, или учёт НИОКР осуществляется в рамках действующих нормативных документов. На практике это выглядит так: ПБУ 17/02 (Учёт расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам) регламентирует учёт всех расходов на НИОКР. Этот документ адресован заказчикам исследований, либо организациям, выполняющим разработки своими силами, без привлечения третьих сторон. Применяется ПБУ 17/02, если в процессе разработок получен результат, не подпадающий под правовую охрану по закону РФ. Расходы на НИОКР отражают в бухучёте, как капиталовложения во внеоборотные активы организации. Результаты НИОКР являются единицей нематериальных активов и учитываются обособленно по каждой теме в соответствии с фактическими расходами.

Из вышесказанного понятно, что НИОКР являются рискованной, но необходимой статьёй капиталовложений. Они стали ключом к успешному ведению бизнеса за рубежом, в то время как российская промышленность только начинает перенимать этот опыт. Руководители предприятий, которые смотрят в перспективу, не ограничиваясь сегодняшним днём, имеют возможность подняться до лидирующих позиций в своей отрасли.

Поскольку организация НИОКР предполагает собой совершенно новые разработки, являющиеся нематериальной ценностью, вопрос авторского права, интеллектуальной собственности и др. решает договор на проведение разработок в рамках Федерального закона о науке от 23.08.96 № 127-ФЗ.

Возникли вопросы? Обращайтесь к нам.

Экспертиза проектов

Проводим независимые экспертизы инвестиционных проектов строительства или модернизации горно-металлургических предприятий, цементных и химических заводов

Технологический аудит

Технологический и технический аудит горно-металлургических, химических, нефтеперерабатывающих и цементных производств.

Промышленные и полупромышленные испытания

НОРД Инжиниринг выполняет работы по сопровождению полупромышленных и промышленных испытаний с целью подтверждения технологических показателей и оптимизации разработанных технологий

Разработка проектной документации

НОРД Инжиниринг совместно с партнером осуществляет разработку проектной документации горно-металлургических и химических производств.

Подбор и поставка оборудования

НОРД Инжиниринг осуществляет подбор и поставку оборудования для горно-металлургической и химической промышленностей, а также для аналитических исследований любого характера.

Шеф-монтаж, ввод в эксплуатацию

НОРД Инжиниринг предоставляет услуги по шеф-монтажу и пуско-наладке оборудования при реализации проектов строительства предприятий.

Готовые решения

НОРД Инжиниринг имеет собственные технологические решения и ноу-хау для переработки минерального и техногенного сырья современными, экологичными и безотходными методами.

Исторические этапы развития НИОКР.

Важнейшим этапом инновационного процесса являются НИОКР. Исторически выделяют четыре поколения НИОКР и управления ими:

К первому поколению НИОКР (управление лабораториями) принято относить научно-исследовательскую деятельность, управление которой осуществлялось самими учеными – исследователями. Научно-исследовательские лаборатории к началу 20 века стали появляться во многих корпорациях, в том числе в 1950 г. – в Дженерал Электрик, в 1911 г. – в Бел Телефоун, в 1913 г. – в Кодак. Многие разработки ученых имели уже тогда не только научные, но и коммерческие результаты, например, работы компании Дю Понт по созданию в 1929г.

НИОКР — Научно-Исследовательские и Опытно-Конструкторские Работы

нейлона.

Второе поколение НИОКР (1950 – 1970 гг., корпоративное управление инновационными проектами) характерно тем, что корпоративные менеджеры осознают необходимость управления научно-исследовательской деятельностью. Компании сосредотачивают свое внимание на тех проектах, которые служат целям их бизнеса.

Третье поколение НИОКР (1970 – 1990 гг., формирование корпоративного портфеля инноваций) характерно тем, что научно-исследовательские проекты начали отбирать на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности и жизненного цикла нового продукта, т.е. на основе концепции стратегического планирования. Новые продукты предлагаются на рынок уже на основе маркетинговых исследований, удовлетворяются только те потребности покупателей, которые очевидны, но «скрытые» нужды остаются неудовлетворенными.

Четвертое поколение НИОКР (с 1990 г. – по настоящее время) предполагает совместное участие в разработке новой продукции как производителей, так и покупателей, что решает проблему «скрытых» нужд. При этом реализуется процесс взаимного обучения, в котором потребности рассматриваются и решаются в свете технологически осуществимых концепций. Такой подход к НИОКР – это тенденция, обусловленная переходом к инновационной экономике.

1. Новые правила признания расходов на НИОКР

С 2012 г. применяется новая редакция НК РФ.

Расходами на НИОКР признаются затраты на создание новой или усовершенствование производимой продукции (работ, услуг), применяемых технологий, методов организации производства и управления ( НК РФ). В НК РФ теперь содержится перечень расходов, относимых к расходам на НИОКР (ранее подобного перечня не было). В него включены:

— амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения НИОКР, за полные календарные месяцы такого использования ( НК РФ). Причем организации, применяющие нелинейный метод амортизации, по указанным объектам должны формировать отдельную подгруппу в составе амортизационной группы ( НК РФ);

— оплата труда работников, участвующих в НИОКР ( НК РФ). При этом учитывается лишь часть выплат, предусмотренных НК РФ, а именно: суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам или сдельным расценкам , начисления стимулирующего или компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда , взносы работодателей по договорам обязательного страхования, на накопительную часть трудовой пенсии работников, а также по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников , выплаты в пользу работников, не состоящих в штате организации (кроме предпринимателей), за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера . Если работники, участвующие в выполнении НИОКР, привлекаются также к осуществлению иной деятельности, оплата их труда учитывается пропорционально времени, в течение которого они выполняли научные исследования ( НК РФ);

— материальные расходы, связанные с НИОКР ( НК РФ). Из перечня материальных расходов, содержащегося в НК РФ, к таким затратам на НИОКР относятся только указанные в — и указанной статьи, в частности расходы на приобретение сырья и материалов, инструментов, инвентаря, лабораторного оборудования и спецодежды, а также топлива, воды, энергии всех видов;

— другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР, но не более 75 процентов от суммы оплаты труда работников, занятых в таких НИОКР ( НК РФ);

— стоимость работ по договорам на НИОКР — для заказчика таких исследований или разработок ( НК РФ);

— отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в силу Федерального от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» ( НК РФ). Сумма таких отчислений не должна превышать 1,5 процента доходов от реализации, определяемых в соответствии со НК РФ, и включается в расходы того отчетного (налогового) периода, в котором они были произведены ( НК РФ). Если отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности превышают ограничение, предусмотренное НК РФ, то сверхнормативные суммы при определении базы по налогу на прибыль не учитываются ( НК РФ).

Указанные в — НК РФ расходы на НИОКР с 2012 г. уменьшают налогооблагаемую прибыль того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ) и (или) сторонами подписан акт сдачи-приемки ( НК РФ). Причем порядок признания данных расходов не ставится в зависимость от полученного результата. Напомним, что до 1 января 2012 г. по вопросу о порядке признания расходов на НИОКР, давших положительный результат, у контролирующих органов не было единого мнения (подробнее см. Новые документы для бухгалтера. от 14.04.2010). Кроме того, разногласия возникали и из-за содержащегося в НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.) условия об использовании результатов НИОКР в производстве или реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг (подробнее см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль). Теперь споров по данным вопросам возникать не будет.

Следует отметить, что иные расходы, непосредственно связанные с НИОКР ( НК РФ), при превышении 75 процентов суммы затрат на оплату труда работников, участвующих в НИОКР, также можно учесть в периоде завершения разработок. Это предусмотрено НК РФ. В данной норме не указано, что такие сверхнормативные расходы признаются независимо от результата исследований или разработок. Однако Минфин России разъяснил, что указанные расходы также учитываются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих НИОКР ( от 13.12.2011 N 03-03-06/1/820).

Особенности ведения налогового учета расходов на НИОКР установлены в НК РФ.

Порядок признания расходов на НИОКР, начатых до 1 января 2012 г.

В НК РФ переходные положения о включении в расходы закреплены только в отношении исследований из установленного Правительством РФ (Постановление от 24.12.2008 N 988), затраты по которым признаются с применением коэффициента 1,5 в особом порядке.

НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)

По иным расходам на НИОКР переходные положения не установлены.

В связи с этим Минфин России в от 17.08.2011 N 03-03-06/1/495 разъяснил, что затраты на научные исследования (начатые и завершенные до 1 января 2012 г.), которые остались неучтенными на 1 января 2012 г., необходимо признавать в ранее действовавшем порядке, то есть учитывать равномерно в течение года. Единовременно включить в расходы оставшуюся часть затрат нельзя. Однако затраты на НИОКР, начатые до 1 января 2012 г., но завершенные после этой даты, могут учитываться по новым правилам в периоде их завершения. Это возможно при условии, что налоговый учет данных расходов налогоплательщик ведет также по новым правилам. Аналогичный вывод содержится в Минфина России от 28.05.2012 N 03-03-06/1/282.


Ответ:В условиях перехода к рынку меняется подход к финансированию НТП. Главной отличительной чертой его являются множественность источников и программно-целевая ориентация.

Вы точно человек?

Фундаментальные исследования некоммерческого характера в основном финансируются из бюджета. Государственные средства должны выделяться при широком участии экспертов и использоваться строго по прямому назначению в соответствии со сметой. Наряду с бюджетными средствами для финансирования фундаментальных исследований используются представляемые на конкурсной основе гранты (субсидии) научным коллективам и отдельным ученым.

В финансировании прикладных исследований применяются госзаказы и долевое государственное финансирование. Госзаказ может иметь форму целевого контракта с исключительным правом государства на использование полученных результатов или форму конкурсного контракта с распределением права собственности на результаты между ним и исполнителем. Долевое государственное финансирование может применяться при создании консорциумов или привлечении на конкурсной основе исполнителей, обязанных профинансировать не менее половины вложений в проект.

Финансирование внедренческих работ может осуществляться в форме государственных заказов и льготных кредитов.

государство вносит основной вклад в финансирование фундаментальных исследований, которые осуществляются в университетах, научных лабораториях и научно-исследовательских центрах, а также в частных промышленных компаниях. по мере увеличения возможностей для коммерческого использования результатов НИОКР доля государственного финансирования сокращается. Исключение составляют выполняемые по заказу государства военно-прикладные разработки, биомедицинские исследования и работы в приоритетных для страны направлениях научно-технического прогресса. Само соотношение государственных финансовых средств и собственных затрат компаний не является стабильным и постоянно меняется под влиянием складывающихся объективных экономических условий государственной научно-технической, инновационной и промышленной политики.

Однако частный сектор не снижает масштабов финансирования науки, так как экономия на последней опасна для компаний.

Победителем на рынке является сильнейший или тот, кто выпускает более современную продукцию.

Специфика контрактной формы финансирования НИОКР заключается в том, что контракт (договор между руководителем государственного ведомства и представителем подрядчика на выполнение и поставку продукции и услуг) предусматривает окончательные финансовые расчеты заказчика с подрядчиком лишь по завершении работ.

Субсидии, в отличие от контрактов, не являются платой за результаты исследований. Это безвозмездная государственная ссуда, которая покрывает фактически или заранее оговоренные издержки при проведении исследований по согласованной с государственными органами тематике.

Основные преимущества контрактной формы финансирования НИОКР (особенно прикладной научной деятельности) заключаются в следующем:

· подчиняет сферу НИОКР коммерческим целям и настраивает ее на нужды конкретных потребителей;

· облегчает задачу интеграции науки с производством и создания на этой основе гибких научно-производственных комплексов;

· облегчает задачу стимулирования государством научно-технического прогресса и повышения эффективности НИОКР в частном секторе.

Контрактная форма финансирования не стимулирует фундаментальные исследования. Поэтому управление наукой по принципу контрактного финансирования должно сочетаться с чисто административным управлением, основанном на государственных дотациях. Как правило, преобладают две формы предоставления средств: институционально-административная (преимущественно дотационная) – для финансирования научных организаций, и индивидуальная – для предоставления безвозмездных субсидий (грандов) небольшим исследовательским коллективам и отдельным ученым, работающим над самостоятельными проектами, как правило, на конкурсной основе. Практика предоставления субсидий конкретным ученым хорошо отработана в зарубежных странах и в последнее время получает развитие в нашей стране.

Таким образом, контрактная система, лежащая в основе программно-целевого управления НИОКР, не может полностью заменить институционально-дотационную форму финансирования, лежащую в основе административно-организационного управления. Ведь административно-организационное руководство НИОКР по существу формирует базис для программно-целевого управления. Без первого не может существовать второго. Поэтому речь может идти только о каком-то рациональном или оптимальном сочетании этих двух форм управления НИОКР. Более того, особое положение занимают фундаментальные науки. Их развитие происходит только при тех или иных формах бюджетного финансирования.


⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 436 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Минобороны собирается закупить у железногорской космической фирмы ИСС дополнительно четыре спутника связи «Меридиан» на 14 млрд рублей. Об этом сообщил «Коммерсантъ», сославшись на источники в ракетно-космической отрасли и ведомстве Сергея Шойгу.

Как сообщает издание, этот шаг для военных стал вынужденным. Сейчас на орбите уже работают четыре «Меридиана», они выполняют целый ряд как гражданских, так и военных задач, обеспечивают связь северных районов Сибири и Дальнего Востока, а также морских судов и самолетов ледовой разведки в районе Северного морского пути с береговыми наземными станциями. Запуск последнего «Меридиана» состоялся в 2014-м, и на этом проект должен был кануть в прошлое. Существующую группировку заменили бы спутники связи нового поколения — по информации «Коммерсанта», речь идет о системе «Сфера». Первый аппарат «Сфера-В» планировалось вывести на орбиту уже в 2018 году.

Однако, как стало известно все тому же «Ъ», из-за каких-то технических сложностей старт перенесли как минимум на три года. Он состоится не раньше 2021-го. В чем именно заключаются технические сложности, издание не уточняет. Неофициальный ответ появился на просторах сети спустя сутки после сообщения «Коммерсанта». На одном из спутникостроительных форумов пользователь Tassman написал: «Поставки электронной компонентной базы для «Сферы» планировалось начать только во второй половине 2015 года, но сделать этого банально не успели — пошли санкции, запреты и т.д. Пока суд да дело, разговоры-разговоры, в итоге обещали импортозаместить импортозаместимое только к 2019 году.

Что такое НИР, ОКР, НИОКР

Два года уйдет на сборку первого аппарата. Следом наземные испытания, запуск, летно-конструкторские испытания, и если все срастется, то в 2021 году выведут спутник на орбиту».

В связи с вынужденной задержкой военным пришлось снова обратиться к проекту «Меридиан», иначе к 2021 году они рисковали остаться вообще без единого аппарата на высокоэллиптических орбитах, поскольку старые давно отработали бы свой срок. «Это непременно сказалось бы на возможностях всей системы, допустить такой катастрофы мы не могли», — цитирует «Ъ» свой источник в Минобороны. Говорят, вопрос о возвращении к старому проекту поднимался во время одного из закрытых совещаний под руководством Владимира Путина, и президент согласился выделить на «Меридианы» около 14 млрд рублей. Еще не менее 8 млрд уйдет на средства выведения — ракеты-носители типа «Союз-2.1» и разгонные блоки «Фрегат».

Резерв из четырех «Меридианов» планируется использовать только до того момента, как в строй будет введена «Сфера». Несколько источников подтвердили корреспонденту «Коммерсанта», что вариант с закупкой дополнительных спутников — решение временное. Мол, военным необходимы аппараты, способные обеспечивать связь практически на всей территории Арктики, а «Меридианы» с этой задачей в полной мере не справятся.
В любом случае железногорским спутникостроителям жаловаться не приходится: для них четверка «Меридианов» — это еще один гарантированный заказ на несколько лет вперед. Что же касается «Сферы», то из статьи «Ъ» так и не ясно, кто занимается ее разработкой.

Видимо, тоже решетневцы. Во всяком случае, на международной выставке цифровых и телекоммуникационных технологий CeBIT-2013 гендиректор ИСС Николай Тестоедов заявил агентству «Интерфакс-АВН»: «На смену спутникам «Меридиан» придут космические аппараты нового поколения, для этого будет открыта опытно-конструкторская работа». Это подтверждается и некоторыми документами, найденными «ГиГ» в свободном доступе в сети. Например, в годовом отчете красноярского «НПП Радиосвязь» за 2013 год говорится, что по договору с АО «ИСС» на ОКР «Сфера» компанией выполнена разработка эскизно-технического проекта по созданию земных средств связи космической системы 14К044 («Сфера»), в течение года также согласовывались технические задания, оформлялись договоры для проведения разработки конструкторской документации и изготовления опытных образцов семейства станций космической системы «Сфера». Больше никаких упоминаний нового проекта найти не удалось, в том числе и на сайте ИСС — видимо, все военные заказы скрыты завесой гостайны.

Однако секретный военный проект еще год назад засветился на американском портале NASA Space Flight. Любители и профессионалы космического дела делятся там последними новостями, обсуждают спутники и ракеты, последние исследования и достижения космонавтики. Для всех интересующихся российским сегментом отрасли есть даже специальный раздел «Решетневские спутники». На страничке длинным списком перечислены все космические аппараты, когда-либо разрабатываемые и выпускаемые железногорцами. Естественно, новая «Сфера» там никак не упоминается. Но один из пользователей поинтересовался в комментариях (по-английски, конечно же): «А что это за система 14К044 Sfera («Сфера»)?» И приложил в качестве источника ссылку на тот самый годовой отчет красноярской «Радиосвязи»… Тогда любопытствующему американцу никто не смог ответить, но теперь, после публикации в «Коммерсанте», о назначении системы «Сфера» узнал весь мир.

Но от шпионских сайтов вернемся в Железногорск. С разработкой и изготовлением спутника связи нового поколения, исходя из сказанного ранее, ИСС пока задерживается, пусть и по объективным причинам. Получить вместо нагоняя или судебного иска новый заказ на морально устаревшие «Меридианы» — неплохой вариант. Хотя Николай Тестоедов не устает повторять в интервью федеральным СМИ об устойчивом положении предприятия и пакете заказов на десятилетия вперед, меридиановая история ИСС только на руку. Все-таки стабильность предприятию приносят именно госзаказы.

Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА

[официально]
Дмитрий МАТРОНИЦКИЙ, заместитель генерального директора ИСС, начальник управления по экономике и финансам:
— Информацию о возможном заказе «Меридианов» лучше пусть комментирует министерство обороны, на которое как раз ссылается «Коммерсант». Что касается ИСС, у предприятия все хорошо: и ранее разработанные спутники производятся, и новые разрабатываются. И на ИСС в суд подают, и мы тоже в суды обращаемся с исками на контрагентов. Нормальная хозяйственная деятельность в правовом государстве. Деятельность у предприятия, конечно же, инженерно сложная — не сигареты выпускаем или патроны! ОКР делаем — инженерных, экономических и календарных рисков много. Решетневская фирма, если у меня правильная информация, за все 56 лет только в одном или двух ОКР с заказчиками не достигла нужных результатов, да и то в 90-х. Все! При этом более 1200 КА, созданных в ИСС, бороздят космос или уже отработали.

Добавить комментарий