Процесс товародвижения

Товародвижение — это планирование, осуществление и контроль физического перемещения товаров от мест их производства к местам использования. Товародвижение — потенциальное орудие создания спроса. За счет совершенствования системы товародвижения мож­но улучшить обслуживание или снизить цены, привлекая тем са­мым дополнительных клиентов. Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, складирова­нию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, полу­чению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Нормальный уровень затрат на организацию товародвижения — до 15% объема продаж для фирм-производителей и до 25% для промежуточных продавцов.

Цели товародвижения.Эти цели устанавливаются на основе ком­промисса между требованием минимума издержек и созданием си­стемы, обеспечивающей максимальный сервис для клиентов. Мак­симальный сервис для клиентов подразумевает поддержание боль­ших товарно-материальных запасов, безупречную систему транс­портировки и наличие множества складов, что способствует росту издержек распределения. Предприятие должно найти соответству­ющий компромисс и сформулировать цели, которыми можно ру­ководствоваться при планировании. Например, корпорация «Кока-кола» в системе товародвижения формулирует главную цель так: «приблизить кока-колу на расстояние вытянутой руки от вашего желания». Разработав комплекс целей товародвижения, можно при­ступить к формированию такой системы товародвижения, которая обеспечит достижение этих целей. Надо решать следующие основ­ные вопросы: 1) как следует работать с заказчиками, обрабатывать заказы; 2) где хранить, складировать товарно-материальные запа­сы; 3) какой должен быть минимальный размер товарно-матери­альных запасов; 4) каким образом следует отгружать и. транспорти­ровать товары?

Обработка заказов.Товародвижение начинается с получения за­каза от клиента. Отдел заказов готовит счета-фактуры и рассылает их разным подразделениям предприятия. Изделия, которых нет в наличии, записываются в задолженность. Отгружаемые изделия сопровождаются отгрузочной и платежной документацией. Копии отгрузочных и платежных документов направляются различным подразделениям предприятия. Для ускорения цикла «заказ — от­грузка — оформление счета» используются компьютеры и компью­терные сети. Компьютер выдает документы на отгрузку, оформляет счет заказчику, вносит коррективы в учетные данные товарных за­пасов, оформляет заказ на изготовление продукции для пополне­ния запасов, извещает торгового представителя о том, что его за­каз выполнен. Все это занимает от нескольких секунд до несколь­ких минут.

Складирование.Организация хранения необходима, потому что циклы производства и потребления не совпадают друг с другом. Наиболее яркий пример — сельскохозяйственные продукты, кото­рые производятся в сезон, хотя спрос на них постоянный. Органи­зация складского хранения помогает устранить эти противоречия. Предприятие может либо иметь собственные склады, либо арендо­вать место в складских организациях. Эти коммерческие склады хра нят товар и оказывают платные услуги по его осмотру, упаковке, отгрузке и оформлению счетов-фактур. Предприятия пользуются складами длительного хранения и транзитными складами. На скла­дах длительного хранения товар находится в течение продолжитель­ного времени. Транзитные склады получают товары с различных предприятий и от разных поставщиков и стараются в короткий срок отгрузить их в места назначения. Современные склады оборудованы автоматизированными системами грузообработки, которые управ­ляются компьютерами.

Поддержание товарно-материальных запасов.Решение об уровне товарно-материальных запасов имеет важное значение в сфере то­вародвижения, влияя на удовлетворенность потребителей. С одной стороны, фирма заинтересована в том, чтобы располагать запаса­ми товара, достаточными для немедленного выполнения всех зака­зов клиентов. С другой стороны, поддерживать большой запас мо­жет оказаться нерентабельно. Необходимо знать, в достаточной ли мере возрастут сбыт и доходы, чтобы оправдать увеличение объема товарных запасов.

Транспортировка.От выбора перевозчика зависит уровень цен, своевременность доставки и состояние товаров в момент прибытия к местам назначения. При отгрузке товаров предприятие может вы­бирать тот или иной вид транспорта или их комбинацию. Железно­дорожный транспорт — самый крупный грузоперевозчик в стране. Железные дороги — наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок навалом повагонных партий грузов (каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции) на дальние рас­стояния. Возможна эффективная перевозка отдельных видов других товаров. Стоимость перевозки по воде громоздких нескоропортя­щихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти и металлических руд очень мала. Но водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погодных усло­вий. Автомобильный транспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. В городах автотранспорт осуществляет основную мас­су грузовых перевозок. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок, по­зволяет использовать различные варианты маршрута и графика дви­жения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до две­ри», избавляя от необходимости лишних перевозок.

Трубопроводный транспорт — средство транспортировки газа, нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их проис­хождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефте­проводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Это, наряду с воздушным, наиболее совре­менный вид транспорта. Воздушный транспорт приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок наиболее высокие, транспортировка по воздуху предпочтительна в тех случа­ях, когда основное значение имеет скорость или расстояния очень велики. Часто использование авиационного транспорта позволяет снизить уровень товарных запасов, уменьшить число складов, со­кратить издержки на упаковку.

Выбор вида транспорта.Этот выбор осуществляется с учетом комплекса факторов. Так, если отправитель заинтересован в сроч­ной перевозке, то он останавливает выбор на воздушном или автомобильном транспорте. Если его цель — минимальные издер­жки, то делается выбор между водным и трубопроводным транспор­том. Благодаря контейнеризации отправители все чаще прибегают к одновременному использованию двух или более видов транс­порта. Контейнеризация — это загрузка товара в ящики или трей­леры, которые легко перегрузить с одного вида транспорта на другой. Любой смешанный вид транспортировки обеспечивает от­правителю определенные выгоды. С течением времени издержки разных видов транспорта меняются, и необходимо пересматривать схемы транспортировки.

Структура управления товародвижением фирмы.Решения о скла­дировании, поддержании товарно-материальных запасов и транс­портировке требуют тщательной координации. Предприятия учреж­дают в своей структуре функциональные подразделения по товаро­движению, а также постоянные комитеты, в состав которых входят управляющие, ответственные за разные аспекты деятельности по организации товародвижения. Такой комитет на регулярных заседа­ниях разрабатывает основные установки по повышению эффектив­ности системы распределения в целом.


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

ТОВАРОДВИЖЕНИЕ

Организация снабжения.

 

В крупных фирмах, на предприятиях общественного питания независимо от вида собственности создаются отделы снабжения, на небольших предприятиях назначается работник, ответственный за организацию снабжения. Отдел снабжения, как правило, работает самостоятельно, выполняя свои определенные функции. При логи­стическом подходе к работе предприятия служба снабжения явля­ется элементом микрологистической системы, обеспечивающей прохождение материального потока в цепи снабжение — производ­ство—сбыт.

Логистика — это планирование, организация и контролирова­ние всех видов деятельности по перемещению материального пото­ка от пункта закупки сырья до пункта конечного потребителя. Обес­печение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом.

Для обеспечения предприятия продовольственными продукта­ми необходимо решить следующие задачи:

— что закупить;

— сколько закупить;

— у кого закупить;

— на каких условиях закупить.

Кроме того, необходимо:

— заключить договор;

— проконтролировать исполнение договора;

— организовать доставку;

— организовать складирование и хранение.

На предприятиях общественного питания должен формировать­ся список потенциальных поставщиков, который постоянно обнов­ляется и дополняется.

Составленный перечень поставщиков анализируется на основании специальных критериев. Зачастую при выборе поставщиков ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

— удаленность поставщика от потребителя;

— сроки выполнения заказов;

— организация управления качеством у поставщика;

— финансовое положение поставщика, его кредитоспособность
и др.

 

Товародвижение — транспортировка товаров от места их производства до места потребления.

Основные принципы товародвижения:

— оптимальная звенность товародвижения;

— эффективность использования транспортных средств;

-эффективность использования торгово-технологического оборудования;

— сокращение количества операций с товаром.

Количество операций с товаром зависит от схемы товародви­жения

(рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Технологический процесс товародвижения

 

 


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1688; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Товародвижение и дистрибьюция.

Основой маркетинга является управление движением товара от производителя до потребителя. Этот процесс имеет экономическое содержание: переход товара от одного владельца к другому, переход прав собственности, обмен товара на деньги. Но при этом происходит и физическое перемещение товара — от места производства к месту потребления. Оба этих процесса взаимосвязаны и воплощаются в маркетинговом явлении — товародвижении.

Товародвижение — перемещение товаров в экономическом и географическом пространстве: передача прав собственности на товар от одного владельца к другому и транспортировка товара от места его создания или места хранения к месту конечного потребления.

Исторически сложилось положение, при котором производитель обособлен от потребителя и, как правило, удален от него территориально. По ряду причин, которые будут рассмотрены далее, в процессе оптовой продажи товара (поставки) между производителем и конечным потребителем появляются посреднические звенья. Условия транспортировки товара, в частности смена вида транспорта, смена направлений и т.п., часто требуют проведения операций по разгрузке и загрузке товара и временного размещения товара в складских помещениях (складирования). Продажа товара производителем (сбыт) начинается с его отпуска со склада (отгрузка). Рассмотрим обе формы товародвижения на схеме (рис. 6.1).

Отгрузка — начальный момент товародвижения операция по передаче товара для транспортировки, которая ставит продавца и покупателя в положение грузоотправителя и грузополучателя.

Движение товара в экономическом пространстве воплощается в форме поставки.

Поставка — оптовая продажа товара, обмен крупных партий товара на деньги и доставка товара покупателю в условленное место и в согласованный срок.

Поставка осуществляется на основе заключенной сделки, оформленной договором (контрактом). Владелец товара (производитель или оптовое торгово-сбытовое предприятие) берет на себя обязательство доставить товар в определенном количестве и ассортименте в условленное место и в согласованные сроки. Покупатель обязуется принять товар и оплатить его по получении (или с предоплатой).

 

 

 
 

 

 

 

Рис. 6.1. Схема товародвижения

 

В процессе транспортировки товар рассматривается как груз со своими физическими характеристиками: вес, объем, форма, тара.

Товародвижение

В процессе перемещения товар получает дополнительное свойство — траспортабельность, т.е. степень годности и удобства для перевозки. Физическое перемещение товара может совпадать, а может и не совпадать с экономическим движением (куплей-продажей) во времени и в пространстве. Например, товар может быть несколько раз перепродан (в частности, на бирже), но при этом может оставаться на прифабричном складе. И наоборот, товар может быть перемещен владельцем в другой регион в расчете на последующую продажу.

Как уже отмечалось, экономическое движение товара начинается со сбыта. Он имеет целью возмещение расходов по созданию товара, его хранению, транспортировке и продаже (поставке), а также обеспечение прибыли. Сбыт как элемент товародвижения включает: поиск покупателя (клиента), которым может быть и потребитель и торговый посредник; операции по продвижению товара (реклама и т.д.); подготовку и совершение сделки (составление и подпись контракта); аккумуляцию товаров, т.е. накапливание партии товара, годной по размеру и ассортименту для транспортировки; отгрузку товара.

Известны три типа сбыта товара по принципу выбора клиентов. В табл. 6.1 приведены признаки и критерии выбора клиентов для каждого из типов сбыта.

 

Таблица 6.1


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 124; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Исследование основных звеньев технологической цепи товародвижения на отраслевом рынке. Изучение особенностей транзитной и складской форм товародвижения. Установление рациональности товародвижения. Расчет складского оборота. Выбор формы движения товаров.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные формы товародвижения на отраслевом рынке

Не менее важным условием рациональной организации товародвижения является применение экономически целесообразных форм движения товаров. Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

В практике организации товародвижения находят применение две его формы:

§ транзитная;

§ складская.

Транзитная форма товародвижения

Транзитная форма заключается в отгрузке или завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий, минуя торговые склады. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

Многие продовольственные товары (хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты, молочные продукты, пиво, безалкогольные напитки) завозятся в торговую сеть транзитом.

Транзитным порядком поступают на крупные торговые предприятия и отдельные непродовольственные товары (швейные и трикотажные изделия, ткани, обувь, телевизоры, холодильники, мебель) главным образом от местных предприятий промышленности.

На развитие транзитной формы движения товаров благоприятным образом влияют появление в районах потребления новых предприятий легкой и пищевой промышленности, укрупнение торговых предприятий, внедрение прямых связей розничной торговли с производством, развитие автомобильных и контейнерных перевозок и другие факторы.

Складская форма товародвижения

И, тем не менее, для перемещения многих товаров наиболее рациональной является складская форма товародвижения. Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары в целях их подсортировки следуют через складские звенья.

Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения.

Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному обороту.

Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, — все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.

Под звеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины.

Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения.

Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

Двухзвенное товародвижение пока еще достаточно широко распространено при снабжении торговой сети небольших городов или сельских населенных пунктов.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения — показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина.

Коэффициент звенности определяется как отношение валового (суммы складского и розничного) оборота к розничному за минусом единицы:

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный — в магазины. Исключение единицы связано с тем, что в обороте не учитывается прохождение ими кладовых магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

Выбор формы движения товаров обусловливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению.

С учетом форм и звенности формируются каналы товародвижения, выбор которых определяет рациональный и кратчайший путь движения товаров.

Под каналом товародвижения понимаются звенья (организации и лица), через которые проходит товар при движении (или перепродаже) от производителя к потребителю.

Каналы товародвижения выполняют различные функции. Они обеспечивают информацию о характеристиках и нуждах потребителей, существующих и новых товарах, устанавливают контакты с потенциальными покупателями, влияют на решения по ценообразованию, изыскивают и используют финансовые средства но покрытию затрат на продвижение товаров.

Различают прямые и косвенные каналы.

Прямые каналы товародвижения предполагают перемещение товаров и услуг непосредственно от производителя к потребителю, минуя независимых посредников, т.е. прямо в магазины. Такая система позволяет контролировать весь процесс, обеспечивает тесный контакт с потребителем, а следовательно, более полную информацию о его вкусах и привычках, но требует разветвленной системы управления и больших затрат.

Косвенные каналы товародвижения связаны с использованием независимых посредников, к которым товар перемешается от производителя, и которые затем реализуют его потребителям. На нижеследующей схеме приведены наиболее часто встречающиеся варианты каналов товародвижения.

товародвижение транзитный складской рынок

Рис. 1. Возможные варианты товародвижения

Они могут быть простыми, основанными на устном договоре между производителем и местным розничным магазином, и сложными, базирующимися на контрактных соглашениях, в которых оговариваются ценовая политика, условия продажи, размер комиссионных, структура услуг и ответственность, продолжительность и условия прекращения контракта и т.п.

Преимущества этой системы связаны с подробными знаниями о рынке.

Посредники (оптовые базы, склады) берут на себя функции хранения товаров, снижают риск из-за отсутствия товаров в продаже.

Каналы товародвижения характеризуются длиной и шириной. Длина канала товародвижения определяется числом независимых посредников, последовательно осуществляющих продвижение товара. Чаще всего встречаются одноуровневые (один посредник — розничное звено), двухуровневые (два посредника — оптовое и розничное звенья), трехуровневые (три посредника — крупный оптовик, мелкий оптовик, розничное звено) каналы.

Ширина канала товародвижения характеризуется числом независимых участников на каждом уровне.

Производитель может придерживаться трех возможных подходов к решению вопроса о числе посредников.

При интенсивном распределении стремится обеспечить наличие запасов своих товаров у возможно большего числа предприятий. Такой подход обеспечивает максимально широкое распространение товара и удобство для покупателей.

Распределение на правах исключительности (эксклюзивное) означает намеренное резкое ограничение числа посредников на каждом уровне канала и их исключительные права на продажу товаров фирмы.

Избирательное (селективное) распределение и сбыт — нечто среднее между указанными выше подходами. Производитель использует среднее число оптовых и розничных посредников, что даст ему возможность сочетать престижный образ товара с хорошим объемом продаж и контролем над движением товаров.

Выбор канала зависит от:

характеристик товара (на каком рынке продается, какое поведение типично для его покупателей, какие услуги требуются при его продаже и т.п.);

масштабов производства продукции, от ее конкурентоспособности, текущей и перспективной политики фирмы, устойчивости ее положения в отрасли;

характеристик самих каналов сбыта (величина торговых расходов, степень охвата торговой сети, предполагаемый объем и зона сбыта, финансовое положение и технический уровень торгового посредника).

Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Поэтому современный процесс товародвижения должен основываться на соответствующей подготовке товаров к продаже путем их фасовки, упаковки и комплектования необходимого ассортимента. Эти операции целесообразно осуществлять в производстве или оптовых базах, чтобы максимально освободить магазины от несвойственных им функций.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Товародвижение и товароснабжение

    Понятие и принципы товароснабжения, виды транспорта. Формы товародвижения и факторы, влияющие на их выбор (производственные, социальные, торговые). Преимущества и экономическая оправданность применения транзитной и складской форм товародвижения.

    презентация [333,6 K], добавлен 24.05.2016

  • Коммерческая деятельность по выбору партнеров и каналов продвижения товаров на рынке (на примере РУПП «Могилевхлебпром»)

    Сущность, каналы и коммерческие функции процесса товародвижения. Показатели экономической эффективности и оценка финансового состояния. Распределение обязанностей по обеспечению процессов товародвижения. Характеристика поставщиков и форм товародвижения.

    курсовая работа [55,8 K], добавлен 14.10.2013

  • Анализ товародвижения предприятия

    Товар и товародвижения в маркетинге. Функции и виды каналов товародвижения, их планирование. Факторы, влияющие на выбор каналов сбыта. Анализ товародвижения и показателей деятельности ООО «АРТИС Т», разработка мероприятий по повышению его эффективности.

    курсовая работа [188,2 K], добавлен 30.04.2009

  • Товародвижение в маркетинге

    Товар в системе маркетинга. Товародвижение в маркетинге. Роль маркетинга в организации товародвижения. Сущность овародвижения. Цели товародвижения. Система товародвижения. Функции каналов товародвижения. Стратегия развития каналов товародвижения.

    курсовая работа [73,5 K], добавлен 07.06.2008

  • Аукционы. Процесс товародвижения

    Аукционная форма торговли, ее отношение к категории посреднических операций, способствующих обращению товаров. Организация и техника аукционной торговли, виды аукционов. Факторы звенности товародвижения.

    Организация товародвижения

    Процессы товародвижения и товароснабжения.

    контрольная работа [55,8 K], добавлен 18.09.2013

  • Каналы товародвижения

    Организация эффективной системы товародвижения. Выбор каналов распределения товаров и методы сбыта. Характеристика оптовой и розничной торговли. Маркетинговое исследование рынка чая, оценка конкурентоспособности и предпочтений потребителей чая «Липтон».

    курсовая работа [214,7 K], добавлен 06.06.2011

  • Разработка системы управления каналами товародвижения

    Сущность сбытовой политики предприятия, классификация и уровни основных каналов товародвижения. Анализ использования каналов товародвижения на оптовом предприятии и рекомендации по повышению эффективности управления деятельностью на ООО «ЭлСиЛайн».

    курсовая работа [704,6 K], добавлен 17.04.2012

  • Рационализация товародвижения. Система управления запасами

    Первоначальная схема товародвижения спиртных напитков. Срок окупаемости капиталовложений, необходимых для реализации новой улучшенной схемы товародвижения. Расчет параметров системы управления запасами. Методика оценки и последующего выбора поставщика.

    контрольная работа [2,0 M], добавлен 01.10.2012

  • Формирование эффективной системы товародвижения на примере ООО «Nike»

    Система товародвижения на предприятии. Планирование и организация системы товародвижения. Анализ состояния маркетинговой среды компании «Nike». Сегментация рынка и выбор целевого сегмента. Решения по распределению и сбыту продукции, политика компании.

    курсовая работа [104,8 K], добавлен 04.06.2013

  • Система товародвижения в маркетинге. Стимулирование сбыта

    Товародвижение как непрерывное движение товаров от производства до потребителя. Роль маркетинга в организации товародвижения и стимулирования сбыта в маркетинге. Цели и методы стимулирования сбыта. Стратегия формирования и развития каналов товародвижения.

    контрольная работа [50,1 K], добавлен 15.01.2011

31. Содержание и элементы управления товародвижения

32. Планирование системы товародвижения

33 организации, анализ и контроль движения товаров

31 Содержание и элементы управления товародвижения

Термин»управление товародвижения»масс несколько толкований.

В широком смысле он может толковаться как общее руководство физическим перемещением товаров. В узком, как планирование и реальное ежедневное руко вництво движением готовых изделий, работ или услуг есть управление товародвижения — это деятельность по планированию, претворение в жизнь и контролю за физическим перемещением готовых изделий от производителя к употребил ачив и с выгодой для себодою для себе.

Уровень управления товародвижения влияет на его плановость, ритмичность и оперативность. Квалифицированный анализ информации о ходе реализации товаров, объемы и структуру их запасов позволяет получить потр рибни данные об этапе торговли, более обоснованно разрабатывать заказ на производство и поставку товаров, оперативно регулировать товарные потоки.

Операции, выкапываются в процессе товародвижения, имеют полный количественное измерение, что позволяет широко применять в управлении и планировании математические методы с использованием. ЭВМ. Для этого следует орг ганизуваты четкую систему информационной связи между поставщиками, складами, оптовыми и розничными торговыми предприятиями, транспортными предприятиями на основе унификации форм документов и системы сбора информацииї.

Основы управления процессами товародвижения закладываются при разработке технологических карт, которые являются графиками, которые объединяют важнейшие элементы товароснабжения (см. разд 6)

В такой карте указываются день доставки товаров, номер автомобиля, часы и объемы завоза товаров, другие нормативные данные, на основе которых можно проверить выполнение графика с точностью до 15-20 мин. В. Отклонение от графика на отдельных маршрутах дает возможность установить причины и внести соответствующие коррективы (см. разд 5, 6 6).

Важным условием повышения эффективности товародвижения является создание информационно-диспетчерских служб (ИСС) в розничных торговых предприятиях и на оптовых базах, основными задачами которых являются:

1) оперативный контроль за обеспеченностью магазинов товарами, особенно повседневного спроса в достаточном ассортименте;

2) организация ритмичного завоза товаров по договорам, заказам и графиками;

3) повышение ответственности работников магазинов, оптовых предприятий за организацию товароснабжения торговой сети

Для выполнения этих задач. ИСС ежедневно собирают оперативную информацию о наличии товаров в продаже, выявляют причины отсутствия в продаже отдельных товаров, употребляют срочных мер по их завезут зення, принимают заказы па завоза товаров и осуществляют контроль за их выполнением, организуют доставку товаров в магазины, следят за поступлением грузов на товарные станции и за их разгрузка аженням и вывозом, по выделению автотранспорта и его использованием тощ.

ИСС позволяют улучшить организацию торговли, более рационально использовать имеющиеся товарные ресурсы, принимать меры для завоза товаров, недостающих эффективнее использовать рабочее время пр рацивникив торговли.

Эффективное управление товародвижения предполагает учет всех его элементов: планирование, организация, анализ и контроль

32 Планирование системы товародвижения

Планирование товародвижения содержит

1) определение целей;

2) планирование оптимальных хозяйственных связей;

3) выбор каналов и системы товародвижения;

4) разработка стратегии по каналов товародвижения;

5) выбор стратегии управления товарными запасами;

6) составление сметы расходов;

7) планирование прибыли

Конкретный перечень целей предприятия предопределяется проблемами, которые стоят перед этим предприятием, и может быть отличным как на разных предприятиях, так и в разные периоды времени на одном предприятии и. Правильное установление конкретных целей позволит направить усилия всех работников предприятия на их достижениея.

Целями управления товародвижения является организация движения физических потоков товаров, своевременно направления их в нужное место в нужное время, максимальное удовлетворение потребностей и запросов посредников и конечных х потребителей (высокого уровня обслуживания), достижения намеченных показателей объема продаж и прибыли.

Следующим элементом планирования товародвижения является планирование оптимальных хозяйственных связей. Значимость этого элемента существенно усиливается теперь, когда развитие свободной купли-продажи товаров создает усло ови для самостоятельного выбора производителя (поставщика) товаров. Сейчас реальный выбор поставщика, правда, ограничен дефицитом многих товаров и монопольным положением некоторых производителей. Однако, выбирает аючы поставщика товаров, работники торгового предприятия должны исходить из результатов соответствующих маркетинговых исследованийнь:

1) изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений;

2) изучение требований потребителей к ассортименту и качеству товаров;

3) изучение мотивации покупок;

4) изучение реакции рынка на повой товар;

5) изучение потребительских характеристик товаров и конкурентоспособности товаров разных производителей

В результате появится возможность определить, какие товары нужны потребителям, кто из имеющихся производителей сможет обеспечить поставки таких товаров. Только после получения ответов на эти вопросы можно а выбирать поставщика, учитывая необходимость минимизации затрат па транспортировку товарев.

Не менее важными с точки зрения эффективности товародвижения есть такие элементы, как выбор формы, системы и каналов товародвижения, а также разработка маркетинговой стратеги по каналов, что является наиболее важным м маркетинговым решениям предприятия. Решения, принимает предприятие для проведения маркетинговых каналов (см. разд 2), определяют уровень рентабельности и могут в течение длительного времени влиять на основные нап рямкы деятельности предприятия.

Более подробно о выборе каналов товародвижения и разработка маркетинговой стратегии изложены в разд 8 и 9, а выбор системы товародвижения связан с выбором каналов и формы товародвиженияоруху.

Выбор формы товародвижения предусматривает принятие решения о необходимости использования одного из двух ее видов

1. Складские форма товародвижения обеспечивает хранение товаров и осуществляет все необходимые операции по подбору ассортимента товаров для розничной торговой сети: распаковка, проверку качества, комплектув ния небольших партий товаров в широком ассортименте, в отдельных случаях па складах осуществляются также операции по фасовке продовольственных товаров, подготовки товаров к продаже и др.. Склады должны возм ивисть отправлять в магазины товары увеличенными или наоборот уменьшенными партиями, в пидсортованому ассортименте (в том числе заключая в одну единицу транспортной тары — контейнера, тары-оборудования — по несколько единиц или блоков товаров различных наименованийь).

Складская форма позволяет сконцентрировать товарные запасы па складах розничной торговли, обеспечить в розничной торговле ипиршы и ассортимент товаров и бесперебойную торговлю ими с меньшими текущими с запасами; вместе с тем товароснабжения розничной торговой сети с торговых складов обусловливает необходимость осуществления дополнительного комплекса складских операций, повторного выполнения загрузочного о-разгрузочных работ, что приводит к росту издержек обращения предприятий торговли. Поэтому работники торговых предприятий должны определять целесообразность выбора транзитной или складской формы това ропостачання на основе учета конкретных условий деятельности предприятия, экономических последствий принятого решения и потребностей и запросов населения относительно ассортимента товаров в предприятиях розничной то ргивли. Например, за складской формы товароснабжения есть возможность сформировать в магазинах широкий ассортимент товаров, что способствует большему удовлетворению спроса населения и наращиванию объемов розничного товарооборотгу.

2. Транзитные форма товародвижения характерна, как правило, для крупных специализированных и универсальных магазинов. Она обусловливает ускорение обращения товаров, уменьшение повторных перевозок и количества загрузки жевательной-разгрузочных и складских операций, уменьшения потребности в складских помещениях и сокращение расходов на их содержание, снижение уровня потерь товаров (через бой, порчи товаров и тары) ее с астосуванню способствует укрупнению торговых предприятий и развитие контейнерных и пакетных перевозок товаров время транзитная форма приводит к нарушениям полноты и комплектности ассортимента товаре в, относительного увеличения размеров и замедление оборачиваемости товарных запасов в магазинах и усложняет управление ими. Использование транзитной формы товароснабжения сдерживается также рассредоточенность и раздробленность розничной торговой сетиережі.

Итак, с точки зрения скорости доставки и наименьших затрат па перевозки более рациональной формой товародвижения является транзитная. Завоз товаров на склад (склады) замедляет скорость товарного обращения, увеличивает являются затраты на хранение и другие складские операции. Если нет необходимости в завозе товаров па промежуточные склады, обусловлены особенностями товарного ассортимента, условиями товароснабжения, размерами па ртий снабжения и др., то следует применять транзитную форму товародвиженияуху.

При выборе форм товародвижения анализируют два показателя — скорость доставки и издержки обращения. Эти показатели тесно взаимосвязаны. Выигрыш на скорости доставки товаров иногда сопровождается ростом вы итрат оборота вследствие того, что партия товара, завезена без подсортировки, будет долго продаваться в магазине, появятся дополнительные расходы на хранение товаров, увеличится размер их потерь и т.д.. Итак почти исчезнет экономия от скорости доставки товара. Только на основе всестороннего анализа этих показателей вместе в звеньях оптовой и розничной торговли можно оптимально решить вопрос выбора форм товародвиженияруху.

Условия целесообразности применения транзитной и складской форм товародвижения товаропроизводителями приведены в табл 31

Таблица 31.

Условия целесообразности применения форм товародвижения

Параметры

Трапзитпа форма товародвижения

Складская форма товародвижения

Товары

Простого ассортимента, которые не требуют дополнительного подсортировки, фасовки и т.д. и требуют высокоспециализированного сервиса

Сложного ассортимента2, требующих комплектования, подсортировки, формирование широкого и глубокого ассортимента

Объемы поставок

Достаточные для покрытия расходов на прямой сбыт и заполнения одной единицы транспортной тары

Большие партии товаров от различных специализированных производственных предприятий

Сроки реализации

Ограниченные (молочные продукты, колбасные изделия, хлеб и т.д.)

Удлиненные (минеральная вода, соки и т.д.)

Производство и потребление товаров

Сезонное

сезоном

Источники

товароснабжения

Местные

Иногородние

Розничные торговцы

Немногочисленные и сосредоточены на ограниченной территории

Небольшие магазины и мелкорозничные торговцы, разветвленная сеть

Оптовые торговцы

Обладают достаточной сетью складов и помещений для хранения товаров

Не имеют собственных складов и помещений для хранения товаров

Цены на товары

Колеблющиеся и требуют немедленного согласования с розничным торговцем

отношении постоянные

Элементом системы планирования товародвижения является также выбор стратегии управления запасами (см. разд 6)

Следующий элемент планирования — составление сметы затрат, который предусматривает все виды расходов на управление товародвижения. Расходы также целесообразно планировать и учитывать по элементам товародвижения, а в числе ини них — по элементам затрат. Конкретный перечень элементов затрат будет определяться теми целями и задачами, которые стоят перед предприятием в области управления товародвижения в определенный пеод.

Последний элемент планирования — разработка плана прибыли. Сегодня на первом плане необходимость в создании такой системы формирования доходов и прибыли, по только дала бы возможность рассчитаться с налогами, но и обеспечила бы оптимальное функционирование самих предприв.

__________

1. Использование транзитной формы товародвижения для товаров сложного ассортимента целесообразно в случае их производства в районах потребления (при этом товары завозятся автомобильным транспортом без лишних работ т по перевалке грузов) или для завоза в розничную торговую сеть товаров, требующих значительных затрат труда при погрузочно-разгрузочных работ (например, мебель, пофасована плод оовочева продукция и др.).

2. Использование складской формы товародвижения для товаров простого ассортимента рекомендуется при недостаточности объемов розничного товарооборота отдельных магазинов для получения товаров непосредственно от их х производителей в количествах, и к соответствуют минимальным нормам отгрузки. По этой же причине складская форма часто с наиболее приемлемой и при поставке небольших несисицализованих магазинов товарами сложного ассортименту.

Серьезной проблемой, которая требует решения в рамках планирования товародвижения, является мотивация и оценка деятельности работников, занятых в товароруси. Мотивация масс обеспечить высокую заинтересованность работник ков в достижении поставленных целей и выполнении планов в целом, а эффективное управление персоналом предполагает необходимость систематической оценки результатов труда каждого работника, его вклада в дос гнутые результаты, для чего на предприятии следует наладить соответствующий учетак.

Товародвижение — это деятельность, обеспечивающая доставку товара потребителю в оговоренных договором параметрах по объёму поставки, количеству и качеству.

Основными этапами процесса товародвижения являются˸

— оформление заказов в соответствии с договорами,

— складирование продукции,

— поддержание необходимого уровня запасов,

— упаковка и транспортировка товаров.

1.Оформление заказов предполагает деятельность по двум направлениям˸

— подготовка документации для подразделений предприятия на отгрузку товара (требования, накладные и др.);

— оформление платежных документов, включая проверку суммы договора платежеспособности потребителя и т.д.

2. Организация складирования должна быть нацелена на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках на хранение товара. Оптимальное решение этой задачи должна быть реализовано с использованием теории очередей, позволяющей получить математическое обоснование количества складов.

Снижению издержек способствует также автоматизация складов.

3. Поддержание необходимого уровня запасов обеспечивает вовремяе и неограниченное удовлетворение спроса на товар.

С этой точки зрения запасы должны быть максимальны, что резко увеличивает издержки, поэтому необходим математический аппарат, позволяющий оптимизировать запасы. В этих целях используется теория управления запасами, система максимум-минимум. В практике хозяйствования нашей страны достаточно эффективно применяется формула Уилсона, которая позволяет определить наиболее экономичный размер партии товара (П)˸

где А — среднесуточный объём реализации (отгрузки) товара, ед. в сутки;

В — стоимость доставки партии товара потребителю, руб.;

С — стоимость единицы товара, руб.;

Д — затраты на хранение товара в сутки в расчете на 1 рубль ᴇᴦο стоимости.

4. Упаковка товара может производиться в производственных подразделениях предприятия или на складах. В любом случае упаковка определяется видом товара, размером заказа, характеристиками используемого транспорта и другими факторами.

5. Транспортировка товаров должна обеспечить оптимальные сроки доставки, минимальные транспортные расходы, сохранность товара. В зависимости от интересов производителя и потребителя предпочтение отдается тому или иному критерию, и выбирается соответствующий вид транспорта. Выбор вида транспорта может осуществляться как на базе математических методов, например, решением транспортной задачи, так и с использованием оценок, разработанных специалистами США (таблица 10.1).

Таблица 10.1 Оценка видов транспорта по критериям крупных отправителей

Вид транспорта Скорость (время) доставки Частота отправок в сутки Надеж ность (соблюде­ние гра­фика) Перево­зочная способ­ность Доступ­ность (число обслужи­ваемых геогра­фических точек) Стои­мость за тонно-километр
Железнодорожный
Водный
Автомобильный
Трубопроводный
Воздушный

Добавить комментарий