Что такое эмпирия в социологии

В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблей. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в раде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. нашего столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследовании.

Чикагская школа эмпирической социологии представляла собой существование в первой половине XX столетия специфическое подразделение университета с довольно рано сложившимися традициями исследовательской деятельности и огромным влиянием на деятельность социологов всей страны, а затем и всего мира.

Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашего столетия как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логики развития. Хотя се роль в становления социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась прежде всего потребностями общества.

Эмпирическая социология — это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов.

Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США. На процесс «прагматизацаи» социологии оказало влияние превращение прагматизма в национальную философию США. Прагматизм в самом широкой смысле слова был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Восприняв некоторые идеи Г.Спенсера, американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию не между биологическими и социальными явлениями и процессами.

В 40 — 50-е гг. эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т.Парсовом и его последователями. Но и сам структурный функционализм рождался вполне эмпирически ориентированной социологии, учитывавшей важную роль и значение теории в эмпирических исследованиях. С появлением структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем. Но при этом сохраняется внимание к точке зрения субъекта действия, хотя она утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане «принцип понимания» вытесняется «принципом объяснения». Но чем тщательнее разрабатывался понятийный аппарат в «теории социального действия» Т.Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурного функционализма, которую начал в конце 40-х гг. Р.Мертон и которая продолжается и в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, которых добились социологи самых различных школ и направлений.

Характерными чертами эмпирической социологии являются:

1) отождествление научной социологии с эмпирической социология;

2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;

3) увлечение математическими методами анализа данных, приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.

Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви — академическую и прикладную.

Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологи» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.

Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70-80-е тт. произошло резкое увеличение объема прикладных исследований.

Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом.

Структурный функционализм

К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты, они добивались только частных обобщений частных явлении или их классов, увеличивая численность «дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее сознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.

За решение этой задачи взялся один из ведущих преподавателей социологического факультета Гарвардского университета США Толкотт Парсонс (1902-0979), который в 1937 г. опубликовал свою первую книгу «Структура социального действии».

Структурный функционализм — один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социологического взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи.

В том или ином виде функциональный подход существовал во всех социологических концепциях, где общество рассматривалось системным образом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществом и организмом. Соответственно в обществе изыскивались подобия органов, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Такие идея были в у Платона и Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Руссо. Вычленение собственно социологии как науки шло с XIX в. параллельно превращению биологии в особую науку. Это привело к более широким аналогиям с функционально расчлененным организмом и первым социологическим формулировкам понятия функции. Так, Спенсер в «Основаниях социологии» доказывает, что общество есть организм, наличие в нем структурной дифференциации говорит о «правильном понимании» функций как «несходных частей» политического тела и живого тела. Дюркгейм дает уже более тонкие и содержательные определения: «Слово функция употребляется в двух довольно различных значениях. То оно означает систему жизненных движений — отвлекаясь от их последствий то выражает отношение соответствия, существующее между этими движениями и известными потребностями организма. Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности оно соответствует».

Т.Парсонс, оценивая результаты развития эмпирической социологии в США в 20-30-с гг., отмечал, что не могли удачно завершаться попытки построить «исчерпывающие эмпирические обобщения», как в еще более ранние попытки установить значение различных «факторов» в определении социальных явлений. Он подчеркивал, по факторные теории (например, теория общественных формаций К.Маркса) лишь задерживали развитие теории социальной системы, так как, по его мнению, игнорировали фундаментальный принцип любой науки изучение фактов только специфических для нее явления.

Цель теоретической деятельности Т.Парсонса — усидеть внимание к пренебрегаемым ранее «социальным элементам» социальной системы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться «адекватного» описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы «на все относящиеся к делу научно важные вопросы». А важность этих вопросов определяется логической структурой обобщеаной концептуальной схемы.

Ценности (образцы) Т.Парсонс рассматривал как главные элементы особого механизма связи между социальными и культурными системами, а нормы — как социальные явления, регулирующие конкретные социальные процессы и отношения.

Согласно основным положениям структурно-функциональной теории социальных систем, общество социальная система, достигшая по отношению к окружающей Среде наивысшего уровня самодостаточности. Эта точки зрения Т.Парсонса на общество как социальную систему полностью расходится с общепринятым в 50-с гг. взглядом на общество как на совокупность конкретных индивидов и сближается с воззрением К.Маркса на общество как на сумму связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Но, в отличие от К.Маркса, члены общества рассматриваются Парсонсом как часть окружения данной социальной системы, внутренних условий ее функционирования. Т.Парсонс обратил пристальное внимание на главные аспекты тенденции к классовому конфликту в западном типе социальной системы: индивидуальность выбора занятий и некоторое равенство возможностей; определенная противоположность между властью и подчиненными: развитие различных культур в рамках дифференцированной социальной структуры; зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в профессиональной структуре, неосуществимость на практике абсолютного равенства возможностей. Учитывая их, можно создавать условия для предотвращения перерастания латентных конфликтов в классовое противоборство.


ЭМПИРИЗМ социологический — методологический принцип социального познания, формировавшийся одновременно с обоснованием социологии как самостоятельной науки (позитивной науки об об-ве по образцу любой естеств. науки). Идеалы научности, объективности знания Э. (с.) унаследовал от филос. Э. Ф. Бэкона, Милля. Главные из них — достоверные факты и индукция — в социологии со временем свелись к конкретным, количественным данным, собираемым из социальной эмпирической действительности научными процедурами (наблюдениями, переписями, опросами и т. д.), и их статистико-математической обработке. Первоначально Э. (с.) был тесно связан с попытками преодоления стиля теоретизирования, характерного для «социальной философии» и «критического журнализма», ущербность к-рых усматривалась в том, что они отягощены моралью, идеологией и, следовательно, лишены объективности.

Содержание

Социология XX в.: эмпирия и теория

В Э. (с.) научность отождествлялась с позицией ценностной нейтральности. Однако развитие социологии в 20 в. (Эмпирическая социология. Прикладная социология) показало, что неукоснительное следование Э. (очищение социологии от теории и нравственности) сводит научные функции социологии к социальной инженерии.

Функция добывания знаний низводится при этом к комбинационным, техническим операциям с количественными, опытно — верифицируемыми данными, к внутрипрофессиональным заботам о совершенствовании технико-методического обеспечения этих операций.

Похожие главы из других работ:

Общество как предмет социологического анализа

2. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы

Уровни анализа. Макросоциология. Социологи исследуют общество на двух уровнях: макро- и микроуровне. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени…

Объект и предмет социологии

4. Структура (уровни) социологического знания

В организационной структуре социологии выделяют три относительно самостоятельных уровня. 1. Фундаментальный, общесоциологический уровень. Он представлен общесоциологическими теориями…

Объект и предмет социологии как науки

2. Структура социологического знания и его уровни

Итак, социология в силу масштабности и глубины своего предмета стала развиваться сразу по многим направлениям, которые быстро переросли в новое качество и превратились либо в самостоятельные научные дисциплины…

Основы социологии знания как отрасли социологической науки

1.2 Знания как объект социологического исследования

Процесс образования считается составной частью социализации. В социологии социализация рассматривается как процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений…

Предмет и методы социологии

1.2 Структура социологического знания

Знания, на протяжении истории накопленное людьми о закономерностях развития окружающей их реальности — как природной, так и социальной, — можно разделить на четыре блока: — Знание здравого смысла; — Мифологическое; — Идеологическое; — Научное…

Предмет и объект социологии, ее специфика и связь с другими науками об обществе. Структура, уровни, задачи и функции социологического знания

2. Структура, уровни, задачи и функции социологического знания

социология наука общество Непосредственный объект социологии — это социальное в процессе его развития, преобразования, использования, управления на разных уровнях общественной системы…

Семья как социальный институт

Уровни социологического знания

Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном…

Современное представление о предмете и структуре социологического знания

1. Уровни социологического познания

Система научного познания марксистской социологии обладает сложной структурой, отражающей различные типы и уровни исследования социальной действительности…

Современное представление о предмете и структуре социологического знания

3. Теоретический и эмпирический уровни социологического познания

В социологии выделяются не только уровни анализа социальных явлений и процессов, но также типы исследовательской деятельности теоретической и прикладной. В эмпирическом социологическом исследовании социолог имеет дело с отдельными фактами…

Состояние современной социологии

1. Развитие социологического знания: XX век и современность

Социология как наука, ее место в системе наук об обществе

1.3 Структура социологического знания

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную многоуровневую структуру.

Эмпирическая социология

Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном…

Структура социологической науки

Раздел 2. Уровни социологического знания

Система научного познания социологии обладает сложной структурой, отражающей различные типы и уровни исследования социальной действительности…

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий в социологии

1.1 Структура социологического знания

В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и мыслить здание социологической науки состоящим из пяти этажей. Верхний этаж — это научная картина мира (философские предпосылки)…

Типы научности в социологии. Структура социологического знания

1.2 Иерархия социологического знания

Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки…

Уровни социологического знания. Социальные конфликты в РФ

1. Основные уровни социологического знания

Каждая отрасль науки выполняет определенные задачи, исследует различные проблемы. Для этого определяются соответствующие направления исследований и анализа социальной реальности…

§ 3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ .

§ 3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой, космогонией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Вместе с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов).

Эмпирическая социология.

Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.

По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Резко возросший уровень эмпирических исследований требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. В практической деятельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических построений, а с другой — в появлении таких направлений получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий.

Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания — теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном (186). Как видно из рис. 2, теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.

По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня — это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений» (186, с. 39). Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д.

Используя в целом идеи и терминологию, заимствованную из фундаментальных социологических теорий, теории среднего уровня тем не менее формируют систему специфических понятий и определений, используемых только в данной области социологических исследований.

Теории среднего уровня, таким образом, относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый «сырой» материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть роль мостика между «высокой» теорией и эмпирическими данными в результате исследования конкретных явлений и процессов.

Социологи полагают, что выделение теорий среднего уровня создает целый ряд неоспоримых удобств и преимуществ, главные из которых:

возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследований конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого и излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий;

осуществление тесного взаимодействия с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня, отражающих практические проблемы жизни общества;

демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических областей знания (186, с. 40)

Появление и развитие теорий среднего уровня были с удовлетворением встречены социологами. В настоящее время эти теории прочно вошли в научную практику. Одновременно они породили достаточно узкую специализацию социологов, например появление социологов, которые работают только в области социологии семьи или социологии образования, собирают эмпирические данные, обобщают их и делают теоретические выводы и модели только в пределах этих областей социологического знания. Вместе с тем с введением в научную практику теорий среднего уровня повысилась эффективность деятельности социологов, занимающихся фундаментальными исследованиями, так как они стали получать богатые теоретические разработки в отдельных областях социологии и обобщать их, не обращаясь постоянно прямо к эмпирическим данным.

Все теории среднего уровня можно условно можно разделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества — от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы). В каждой из выделенных нами групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения и, наконец, соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. В результате этой деятельности социологи, занимающиеся теориями среднего уровня, находятся в тесном контакте с социологами, занимающимися фундаментальными исследованиями, поставляя ценные теоретические материалы, которые можно рассматривать как составную часть фундаментальных разработок.

Однако, в настоящее время использование данных теорий среднего уровня для развития общесоциологических теорий связано с определенными трудностями, так как социологи, занимающиеся исследованием разных сторон жизни общества, используют различные научные подходы к изучению стоящих перед ними проблем (одни используют концепции, относящиеся к области теории конфликтов, другие — к области социального обмена, и т.д.). Это говорит о том, что фундаментальная социология еще не решила своих проблем и не выработала единого, синтезированного подхода к изучению общества.

.

Назад

Социология Эмпирическая социология и прикладные исследования

Структура социологического знания

В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня:

· уровень фундаментальных исследований (приращение научного знания путем построения теорий);

· уровень прикладных исследований (изучение актуальных проблем на основе фундаментальных знаний);

· социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний.

Во всœех исследованиях социология выступает как научная система, т.к.

Что такое Эмпиризм? Значение слова Эмпиризм в социологическом словаре

основной целью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его фрагментах.

Прикладная социология — это наука, которая: проводит конкретные социологические исследования; разрабатывает теоретические вопросы, категории, методику исследований; изучает, открывает, формулирует законы функционирования конкретных процессов, институтов, соц. структур, организаций и их компонентов.

Прикладная социология исследует не общие социологические проблемы, а специфические, к примеру, в прикладных исследованиях не строиться общая социологическая теория семьи, а может исследоваться специфические проблемы молодой семьи. Вместе с тем, осуществляется сбор оперативной информации по тем или иным вопросам текущей жизни (политики, экономики, культуры и т.д.). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, прикладная социология представляет собой сложную систему знания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах его оформления. Прикладная социология — это область практических применений научных знаний социологии. Ее основная функция — научное обеспечение решения задач социологии на практике (разрешение проблем в различных сферах общественной жизни.

Необходимо подчеркнуть одну важную особенность прикладных социологических исследований, которая имеет принципиальное значение для понимания механизма перехода от теории к практике. Как известно, практическая деятельность имеет дело с отдельным, а научное познание направлено на обнаружение общего. По этой причине предпосылкой практического применения научных знаний является исследование отдельных объектов. Значит, без такого обнаружения общего на уровне теории, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ учитывает специфику его существования в отдельном, нет возможности конкретизации социологической теории, а следовательно, нет и возможности применять на практике научные знания. К тому же сама практика представляет собой единство общего, особенного и единичного. Отсюда важное условие осуществления прикладного социологического исследования, заключающееся в получении конкретных знаний о конкретном объекте практической деятельности, в переводе знаний-описаний в знания-предписания для обеспечения определœенной практически заданной цели.

Различают 3 уровня решаемых прикладной социологией задач:

· Глобальный уровень — подготовка, анализ и осуществление социальных программ в области социальной политики всœего общества;

· Второй уровень — разработка социальных показателœей как критериев, и анализ тенденций социальных процессов на уровне регионов;

· Третий уровень — решение практических социальных проблем на уровне отдельных кол­лективов.

Читайте также

  • — Эмпирическая социология и прикладные исследования

    Структура социологического знания В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня: · уровень фундаментальных исследований (приращение научного знания путем построения теорий); · уровень прикладных исследований (изучение… [читать подробенее]

  • — Эмпирическая социология и прикладные исследования

    Структура социологического знания В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня: · уровень фундаментальных исследований (приращение научного знания путем построения теорий); · уровень прикладных исследований (изучение… [читать подробенее]

  • Структура социологического знания. Теоретический и эмпирический уровни

    Социологическую науку можно дифференцировать на несколько частей: это теоретическая социология, теории среднего уровня, прикладная социология и социальная инженерия.

    Теоретическая социология представляет собой фундаментальную, методологическую основу данной дисциплины. В рамках теоретической социологии изучаются предмет и объект, рассматриваются основные социологические подходы, теории и концепции, определяются основные социологические понятия, характеризуются персоналии.

    Теории среднего уровня рассматривают структурные компоненты социологии и представляют собой отраслевую социологию: социологию труда, социологию управления, социологию политики, социологию семьи, социологию религии и т. д.

    В рамках прикладной социологии изучается техника и методика проведения социологических исследований, а также проводятся сами исследования. Основная задача прикладной социологии — предложить методику исследования актуальных проблем, имеющих практическую значимость, а также изучить эти проблемы.

    Социоинженерия – сравнительно молодая отрасль социологии. Она включает в себя социальную диагностику и социальные технологии.

    Социальная диагностика предполагает выявление проблемы, ее зондаж, анализ с использованием определенных процедур.

    Социальные технологии – некие алгоритмы решения типовых задач, проблем. Она дает возможность многократно использовать отработанный, стандартный алгоритм.

    Например: социальные технологии могут применяться при подборе и расстановке кадров, аттестации.

    Можно выделить следующие свойства, достоинства и особенности социологии как науки:

    1. Социология – наука, обобщающая и координирующая, вмещающая в себя всю совокупность областей, рассматриваемых специальными социальными науками: политологией, экономической теорией, этнографией и т.п.

    Для социологии характерно осмысление общества как целостного, проявляющееся в:

    а) изучении общественной системы

    б) анализе всех частей социальных процессов и явлений с т.з. включения их в общественное целое

    в) изучении и выявлении всеобщих социальных свойств, связей, институтов, общностей.

    Социология как бы содержит в себе определённую всеобщность в отличие от других социальных наук.

    2. Социология стремится к постижению общественных явлений как реальности, т.е. изучает конкретные связи, взаимодействия, институты, интересы людей, вовлеченных в социальные процессы.

    Достижение конкретных знаний о социологических явлениях стало возможным благодаря широкому использованию социологии наряду с теоретическими методами и т.н. социологических (практических) методов, применяемых в конкретных социологических исследованиях (опрос, наблюдение, свободной интервью, контент-анализ и др.).

    Как и многие науки, социология развивается в 2 основных направлениях: теоретическом и эмпирическом.

    Теоретическое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития, функционирования общества, места в нем человеческой личности.

    На этом уровне осуществляется взаимосвязь социологии с философией, историей, политологией, психологией, антропологией и др. науками.

    Концепции, выдвигаемые социологией на теоретическом уровне, не отличаются высокой степенью абстракции.

    Уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории – общесоциологическими (макросоциологическими).

    Эмпирическое направление социологии – сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.

    Этот уровень социологического знания называют микросоциологическим.

    В современных условиях все большую роль стала играть теория среднего уровня, формирующаяся на основе социологического анализа конкретных групп фактов в отдельной области знаний.

    Теории среднего уровня относительно самостоятельны и одновременно тесно связаны как с эмпирическими исследованиями, так и с общесоциологическими теориями.

    Промежуточное положение позволяет теориям среднего уровня сыграть роль мостика между «высокой» теорией и эмпирическими данными.

    Сегодня насчитывается более 30 специальных социологических теорий. Некоторые из них теоретические, другие – прикладные, третьи – теоретико-прикладные.

    Теории среднего уровня можно разделить на 3 группы:

    1. Теории социальных институтов (социология семьи, армии, политики, труда и др.)

    2. Теории социальных общностей (социология малых групп, организаций, классов, толпы)

    3. Теории специальных социальных процессов (социология конфликтов, урбанизации, процессов коммуникации и т.д.).

    В процессе изучения общественных отношений огромное значение имеют социологические законы – относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народностями, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, социальной организацией и личностью, городом и деревней.

    Основные компоненты знания: знание и средства его получения (в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности — ученые и научные коллективы, а только средства и результаты их деятельности). Социологическое знание включает в себя методологическое знание и знание о предмете.

    Методологическое знание включает:

    1) мировоззренческие и методологические принципы;

    2) учение о предмете социологии;

    3) знание о методах, их разработке и применении;     

    4) учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях;

    5) знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

    Знание о предмете — это типология, гипотезы и теории, статистические данные.

    В социологии применяются такие методы, как наблюдение, опрос и общенаучные (статистические).

    Методы в социологии включают в себя принципы организации познавательной деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность приемов и способов действия, Последовательность приемов и способов действий называется процедурой, являющейся неотъемлемой частью любого метода.       

    Методика — это реализация метода в целом и его процедуры.

    Понятие эмпирической социологии

    Методический инструментарий и методика могут быть оригинальными, применимыми только в одном исследовании, или стандартными, применимыми во многих исследованиях.

    Методика включает в себя технику. Это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства.

    Уровни и функции знания. Социологические исследования бывают теоретическими и эмпирическими.

    В научном познании проблема соотношения теоретического и эмпирического включает в себя два аспекта: функциональный и генетический.

    Функциональный касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса, а генетический касается формирования теоретического аппарата, в том числе научной теории, перехода от эмпирической стадии науки к теоретической ее стадии.

    Исследования бывают методологическими (знание о знании) и неметодологическими (знание о предмете). Методологические исследования относятся к любому уровню знания, а также проводятся в рамках фундаментальной и прикладной социологии.

    Различают социологические и социальные исследования. Социологические исследования посвящены изучению закономерностей функционирования различных социальных общностей. Социальные исследования предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия людей: экономических, политических, демографических и др. Эти исследования являются комплексными, проводятся на стыке наук, т.е. это социально-экономические, социально-политические, социально-психологические исследования.

    

    Добавить комментарий