Экономические районы россии

Экономические районы Российской Федерации

Для целей долгосрочного прогнозирования развития экономики выделяют в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов.

(1) Северный экономический район

Самый большой по территорииэк.район в Европейской части России.

Мурманская обл.

Республика Карелия

Вологодская обл.

Архангельская область (с ненецким АО)

Республика Коми

(2) Северо-западный эк.район

г. Санкт-Петербург

Ленинградская обл.

Новгородская обл.

Псковская обл.

(3) Центральный экономический район

В его составе больше всего областей.

г. Москва

Московская обл.

Тверская обл.

Ярославская обл.

Костромская обл.

Ивановская обл.

Владимировская обл.

Рязанская обл.

Тульская обл.

Орловская обл.

Брянская обл.

Калужская обл.

Смоленская обл.

(4) Центрально-черноземный экономический район

Самый маленький по территории.

Белгородская обл.

Воронежская обл.

Тамбовская обл.

Липецкая обл.

Курская обл.

(5) Волго-Вятский экономический район

Единственный эк.район, который не имеет внешних границ.

Нижегородская обл.

Кировская обл.

Республика Марий-эл

Чувашская обл.

Мордовия

(6) Поволжский экономический район

Астраханская обл.

Республика Калмыкия

Волгоградская обл.

Саратовская обл.

Самарская обл.

Ульяновская обл.

Пензенская обл.

Республика Татарстан

(7) Северо-кавказский экономический район

В его составе больше всего республик.

Дагестанская респ.

Чеченская респ.

Ингушская респ.

Северная Осетия-Алания респ.

Кабардино-Балкария респ.

Карачаево-Черкесия респ.

Адыгея респ.

Краснодарский край

Ставропольский край

Ростовская обл.

(8) Уральский экономический район

Находится на стыке европейской и азиатской части страны

Башкортостан респ.

Удмуртия респ.

Пермский край

Свердловская обл.

Челябинская обл.

Курганская обл.

Оренбургская обл.

(9) Западно-сибирский экономический район

Алтай респ.

Алтайский край

Кемеровская обл.

Новосибирская обл.

Омская обл.

Томская обл.

Тюменская обл. (с Ханты-мансийским (Югра) и Ямало-Ненецким АО

(10) Восточно-сибирский экономический район

Красноярский край

Иркутская обл.

Забайкальский край

Бурятия респ.

Тыва респ.

Хакасия респ.

(11) Дальневосточный экономический район

Самый большой по территории.

Саха (Якутия) респ.

Амурская обл.

Еврейская авт.обл.

Хабаровский край

Приморский край

Сахалинская обл.

Камчатский край

Магаданская обл.

Чукотский Автономный округ

Примечание: Калининградская обл не входит ни в один экономический район. Это эксплавная территория РФ.

Резервы устойчивого развития экономических районов России

Рассмотрим потенциал устойчивости развития применительно к разным экономическим районам и зоне Севера.

Перспективы устойчивости экономики регионов, входящих в Северный экономический район РФ, заключаются в имеющихся возможностях наращивать добычу ценнейших природных ресурсов, развивать топливно-энергетический комплекс. Потенциал такой территории определяется минерально-сырьевой базой, динамикой цен на внешних рынках, ситуацией и платежеспособностью регионов-потребителей, экологической безопасностью геолого-разведочных и эксплуатационных работ и др.

Перспективы устойчивости экономики областей Северо-Западного экономического района связаны с реализацией их особого геополитического положения, развитием инфраструктуры, транспорта и связи, осуществлением конверсии мощностей ВПК, перестройкой структуры лесоперерабатывающего комплекса, увеличением доли изделий высокой готовности в общем объеме производимой продукции.

Текущие и перспективные проблемы устойчивости регионов Центрального экономического района специфические. Здесь нет возможности наращивать генерирующие мощности, затруднен сбыт продукции отраслей специализации на внешних и внутренних рынках. Стагнация обрабатывающей промышленности, затянувшаяся сверх меры, сохранилась и в начале XXI столетия.

Устойчивость экономики здесь во многом обусловлена наличием столицы, привлекательной для инвесторов. Стабилизацию производства в ней специалисты обусловливают поддержкой предприятий посредством предоставления налоговых и кредитных льгот и других мер; созданием условий для получения работающими достаточных доходов; надежностью инфраструктурных систем города; комплексным решением транспортных проблем; переключением финансовых ресурсов на стимулирование секторов экономики, гарантирующих надежную отдачу от затрат и формирующих благоприятные условия для иностранных инвесторов, и др.

В Волго-Вятском экономическом районе отсутствуют высокоэффективные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы, поэтому устойчивость экономики можно обеспечить посредством:

относительного сокращения потребления топлива и энергии;

стабилизации и развития агропромышленного производства и улучшения социально-экономических условий жизни на селе;

развития предприятий путем их технологического перевооружения и реконструкции;

повышения конкурентоспособности продукции.

В Центрально-Черноземном экономическом районе имеются уникальные запасы железных руд, создан мощный промышленный потенциал, развитый агропромышленный комплекс. Поэтому потенциал улучшения социально-экономической обстановки здесь включает реструктуризацию оборонных отраслей и гражданского машиностроения; стабилизацию горно-металлургического комплекса и предприятий химической промышленности; устойчивое энергоснабжение района, в том числе посредством развития атомной энергетики; укрепление агропромышленного комплекса; улучшение условий жизни населения, обеспечение его экологической безопасности и др.

Поволжский экономический район является крупным регионом, с промышленной и сельскохозяйственной специализацией. Переход к устойчивому экономическому росту здесь возможен за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов, развития экспорта (предприятиями химической и нефтехимической промышленности), наращивания мощностей машиностроения, а также конверсии предприятий ВПК.

Гарантами оживления экономики являются развитие сырьевой базы нефтяной промышленности, доразведка и ввод в эксплуатацию новых месторождений, сокращение потерь попутного газа и др.

Северный Кавказ играет важную роль в экономике страны, обеспечивает защиту ее стратегических интересов. Здесь имеются уникальные природные ресурсы и благоприятные климатические условия. Рекомендуется реструктуризация экономики региона со снижением доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехимии, а также развитием производства оборудования для аграрного сектора, мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности, стройиндустрии.

Уральский экономический район отличается значительным промышленным и научным потенциалом, наличием высококвалифицированных кадров, достаточных природных ресурсов. Однако большинство субъектов Федерации, входящих в этот экономический район, являются дотационными.

Износ производственных фондов достиг критического уровня. Потенциал устойчивости экономики региона определяется прежде всего перспективами модернизации производственных комплексов, конверсией предприятий ВПК, осуществлением крупных инвестиционных проектов. В перспективе рационально также осуществлять производство электроэнергии темпами, превосходящими среднероссийские, доведя ее до 15, 5% всей электроэнергии, производимой в стране.

На Западно-Сибирский экономический район приходится большая часть добычи нефти, более 90% природного газа. Нефтегазовый комплекс Западной Сибири и Кузбасса в значительной степени гарантирует энергетическую безопасность Российской Федерации и обеспечивает большую часть валютных поступлений.

Повышение устойчивости, темпов и качества развития региона, согласно оценкам специалистов, обусловлено:

обеспечением топливно-энергетического комплекса (ТЭК) высокоэффективным оборудованием, в том числе посредством развития партнерства предприятий ВПК, машиностроения, структур нефтяной и газовой промышленности;

внедрением технологий глубокой переработки топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов;

вводом мощностей по добыче и производству железной и свинцовой руды;

стабилизацией производства электроэнергии и покрытием ее дефицита посредством перегона из Восточной Сибири;

развитием машиностроительного комплекса темпами, превышающими средние по РФ;

усилением специализации региона по выпуску прогрессивных полимерных материалов.

Восточно-Сибирский экономический район обладает уникальными месторождениями цветных металлов — никеля, меди, молибдена, кобальта, свинца, цинка, железных руд, угля, в том числе коксующегося, и др. Здесь производится 17% всей вырабатываемой в стране электроэнергии, 74% алюминия и т.д.

В силу ряда причин регионы Восточной Сибири не могут ориентироваться на крупные инвестиции извне. Проблемы наращивания потенциала устойчивости функционирования экономики предстоит разрешать с учетом того, что, по прогнозам, в ближайшие несколько лет в хозяйственном комплексе усилятся диспропорции — степень изношенности основных фондов и увеличится отставание региона от среднероссийского уровня по основным показателям социальной сферы.

Дальневосточный экономический район продолжительное время находится в глубоком кризисе. Попытки реконструировать его хозяйство, переориентировать экономику с учетом постиндустриального типа развития стран «Тихоокеанского кольца» успехом не увенчались. Принимавшиеся неоднократно ранее программы не выполнялись. Экономическая устойчивость этого региона возможна, если удастся провести комплекс неотложных мер по существенному улучшению ситуации: обеспечение региона топливно- энергетическими ресурсами, регулированием энергетических и транспортных тарифов, снятие проблемы неплатежей, оптимизация межбюджетньтх отношений и т.п.


География 9 класс

краткое содержание других презентаций

«История Санкт-Петербурга» — С ростом промышленности возникли радикальные движения. Невы ещё не было. 10—7,5 тысяч лет назад. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения города. Около Ниена начиналась Выборгская дорога — единственная сухопутная связь с метрополией. В нынешнем виде Нева сформировалась около 2,5 тыс. лет назад. Колыбель революции. Основание. Временное правительство было свергнуто Октябрьской революцией и началась Гражданская война.

«География Санкт-Петербурга» — Водный транспорт. Железнодорожный транспорт. Климат. Транспорт. Санкт-Петербург. Воздушный транспорт. Территориальное деление Санкт-Петербурга. Географическое положение. Автомобильный транспорт. Флаг. Население. Экономика.

«Изумрудный город Новосибирск» — Условия возникновения. Архитектурный облик Новосибирска. Сложные инженерно-технические объекты. Деловой дом. Академгородок с высоты птичьего полёта. Период развития Новосибирской архитектуры. Герб Новосибирска. Собор во имя Александра Невского. Экономика. Дворец труда. Попытки решения жилищной проблемы. Стоквартирный дом. Наука. Перспективы развития. Академгородок. Дом Ленина. Спортивный комплекс «Динамо».

«Пяльма» — Бесценные богатства. Изучение литературных источников. Историко-культурный потенциал Пудожского района. Главное условие праздника. Опыт сохранения этой деревни. История Пудожского края.

Экономические районы России (стр. 1 из 2)

Деревенский музей. Красивые люди. Любование старинной часовней. Старая добрая Пяльма. Дома Поташевых. Община «Пяльма». Старая часовня. Главная пядь земли. Местный староста. Ильин день в Пяльме. Память о малой Родине.

«Заповедники Татарстана» — Заказник. Памятники природы – это особо охраняемые объекты природы. Дата основания Казанского университета. 50,7% площади Куйбышевского водохранилища.

Климат территории, на которой находится заповедник. Казанский зооботанический сад. Ботанический сад Казанского государственного университета. Заповедник площадью 8 тыс. га расположен на востоке республики Татарстан. Волжско-камский заповедник. Заповедные зоны республики Татарстан.

«Интегрированный урок математики и географии» — Систематизация и обобщение знаний. Подготовка к Олимпиаде. Интегрированный урок алгебры и географии. Решение задач практической направленности. Витязевский лиман. Строительство транспортной развязки. Сочи. Среднее арифметическое. Цветочные часы. Примеры рекреационных ресурсов. Решите задачи. Классификация природных ресурсов.

Всего в теме «География 9 класс» 106 презентаций

5klass.net>География 9 класс>Структура населения России> Слайд 7

работы по экономическому районированию велись специальной его подкомиссией под руководством Г. М. Кржижановского и И. Г. Александрова, многие руководящие указания по этому вопросу были даны В. И. Лениным. В 1921 Госплан разработал проект разделения страны на 21 Э. р. Проект был уточнён комиссией ВЦИК под председательством М. И. Калинина. «В основу районирования, ≈ отмечалось в тезисах комиссии ВЦИК, ≈ должен быть положен экономический принцип. В виде района должна быть выделена своеобразная, по возможности экономически законченная территория страны, которая благодаря комбинациям природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени и населения с его подготовкой для производственной деятельности представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства» («Экономическое районирование России», 1922, с. 55).

Основное влияние на формирование Э. р. оказывает их специализация в системе обществ. территориального разделения труда. Основные контуры границ районов в наибольшей мере определяются ареалом специализированных отраслей и важнейших вспомогательных производств, связанных с ними производственной кооперацией, ≈ поставками сырья, материалов, узлов и деталей.

Экономическое районирование России

Среди других районообразующих факторов: природные условия (крупные месторождения полезных ископаемых, гидроресурсы, естественное плодородие почвы, климатические условия и т.д.), трудовые ресурсы (плотность населения, накопленный трудовой опыт, этнический состав населения, его концентрация в крупных городах), технико-экономические условия (уровень развития производительных сил, производственная и социальная инфраструктура, прогрессивные формы общественной организации производства ≈ концентрация, специализация, комбинирование), территориальное политико-административное устройство страны (в силу большой организующей роли социалистического государства в хозяйственном строительстве). Материально-технической основой формирования Э. р. служат территориально-производственные комплексы .

Рациональная территориальная организация хозяйства в условиях СССР, с его обширными пространствами, разнообразными природными условиями и богатыми ресурсами, с возросшими масштабами и сложностью социалистического хозяйства, вызывает практической необходимость как крупного, так и дробного экономического районирования. Практическое использование получила трёхчленная таксономия Э. р.: крупные (макрорайоны) ≈ административные (мезорайоны) ≈ низовые Э. р. (микрорайоны). Крупные Э. р.: а) союзные республики, б) их группы и в) группы автономных республик, краев и областей РСФСР и УССР. По крупным Э. р. устанавливаются народно-хозяйственные территориальные пропорции и определяются основные направления в сдвигах размещения производительных сил по всему народному хозяйству. Административные Э. р., составляющие основу территориального устройства страны, ≈автономные республики, края и области, а также союзные республики, не имеющие областного деления, ≈ главные звенья территориального планирования и руководства народным хозяйством. Низовые Э. р. ≈ низовые административные районы, представляющие собой первичные территориальные звенья в таксономии экономического районирования.

Быстрое развитие производительных сил страны, наращивание экономического потенциала восточных и северных районов, формирование и развитие новых территориально-производственных комплексов и осуществление крупных комплексных территориальных программ определяют необходимость периодического пересмотра сетки Э. р. СССР, приведения её в соответствие с задачами совершенствования управления и планирования народного хозяйства в целях ускорения темпов и повышения эффективности общественного производства. Сетка Э. р. неоднократно пересматривалась, изменялось количество, уточнялся состав отдельных крупных районов. 1-й пятилетний план (1929≈3

был составлен по 24 районам, 2 и (1933≈37) по 32 районам и зоне Севера, 3-й (1938≈42) по 9 районам и 10 союзным республикам, одновременно области и края были сгруппированы в 13 основных Э. р., по которым и производилось планирование развития народного хозяйства в территориальном разрезе. В 1963 утверждена таксономическая сетка, уточнённая в 1966, включающая 18 крупных Э.

р. и Молдавскую ССР, в том числе: 10 крупных Э. р. в РСФСР ≈ Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центральночернозёмный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный; 3 ≈ в Украинской ССР ≈ Донецко-Приднепровский, Юго-Западный и Южный; 5 ≈ на территории остальных союзных республик ≈ Прибалтийский (Литовская ССР, Латвийская ССР и Эстонская ССР), Закавказский (Грузинская ССР, Азербайджанская ССР и Армянская ССР), Среднеазиатский (Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР и Туркменская ССР), Казахстанский (Казахская ССР) и Белорусский (БССР).

Для целей долгосрочного прогнозирования размещения производительных сил (на 15≈20 лет) применяется экономико-географическое зонирование ≈ выделение экономико-географических зон (укрупнённых районов). Так, при разработке «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976≈1990 годы» было выделено 7 зон: Центр и Север Европейской части СССР (включает Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Белорусский и Прибалтийский крупные Э. р.), Юг Европейской части СССР (Центральночернозёмный, Северо-Кавказский, Донецко-Приднепровский, Юго-Западный, Южный, Закавказский крупные Э. р. и Молдавская ССР), Урало-Поволжье, Сибирь, Дальний Восток, Казахстан и Средняя Азия.

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1974; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977; Экономическое районирование России. Доклад Госплана III сессии ВЦИК, М., 1922; Александров И. Г., Основы хозяйственного районирования СССР, М.≈ Л., 1924; Вопросы экономического районирования СССР. Сб. материалов и статей, под ред. Г. М. Кржижановского, М., 1957; Теоретические вопросы экономического районирования, М., 1962; Алампиев П. М., Экономическое районирование СССР, кн. 1≈2, М., 1959≈63; Географические проблемы развития крупных экономических районов СССР, М., 1964; Колотиевский А. М., Вопросы теории и методики экономического районирования, Рига, 1967; Четыркин В. М., Проблемные вопросы экономического районирования, Таш., 1967; Кистанов В. В., Комплексное развитие и специализация экономических районов СССР, М., 1968; Граник Г. И., Экономические проблемы развития и размещения производительных сил Европейского Севера СССР, М., 1971; Белоусов И.

И., Основы учения об экономическом районировании. (Размещение и районирование производительных сил), М., 1976.

Г. И. Граник.

Список экономических районов и субъектов РФ

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Экономические районы и субъекты РФ  
 
Северный район  
Архангельская область  
Ненецкий АО  
Вологодская обл.*4  
Мурманская обл.*4  
Республика Карелия  
Республика Коми*4  
Северо-Западный район  
Санкт-Петербург  
Ленинградская обл.*4  
Новгородская область  
Псковская область*4  
Калининградская область  
Центральный район  
Брянская область*4  
Владимирская обл.*4  
Ивановская область  
Тверская область*4  
Калужская область*4  
Костромская обл.*4  
Москва  
Московская область*4  
Орловская обл.*4  
Рязанская область*4  
Смоленская область  
Тульская область*4  
Ярославская область  
Волго-Вятский район  
Нижегородская обл.*4  
Кировская область*4  
Респ.

Марий-Эл*4

 
Респ. Мордовия*4  
Респ. Чувашия*4  
Центрально-Черноземный район  
Белгородская область  
Воронежская обл.*4  
Курская область*4  
Липецкая область*4  
Тамбовская область  
Поволжский район  
Астраханская область  
Волгоградская обл*4  
Самарская область  
Пензенская обл.*4  
Саратовская обл.*4  
Ульяновская область*4  
Калмыкия Хальмг-Тангч  
Респ. Татарстан  
Северо-Кавказский район  
Краснодарский кр.*4  
Респ. Адыгея*4  
Ставропольский кр.*4  
Р. Карачаево-Черкес.  
Ростовская область*4  
Респ. Дагестан*4  
Респ Каб.-Балк.*4  
Респ.

Экономические районы России, карта экономических районов России

Северная Осет.*4

 
Республика Ингушетия  
Уральский район  
Курганская область  
Оренбургская обл.*4  
Пермская область*4  
Коми-Пермяцкий АО  
Свердловская обл.*4  
Челябинская обл.*4  
Респ. Башкортостан  
Респ. Удмуртия*4  
Западно-Сибирский район  
Алтайский край8;  
Республика Алтай  
Кемеровская обл.*4  
Новосибирская обл.  
Омская область*4  
Томская область*4  
Тюменская обл.*4  
Ханты-Мансийский АО  
Ямало-Ненецкий АО  
Восточно-Сибирский район  
Красноярский край  
Республика Хакасия  
Таймырский АО  
Эвенский АО  
Иркутская область*4  
Усть-Орд. Бурят АО*4  
Читинская область*4  
Агинск Бурятск АО*4  
Респ. Бурятия*4  
Республика Тыва  
Дальневосточный район  
Приморский край*4  
Хабаровский край  
Еврейская авт.обл.*4  
Амурская область*4  
Камчатская область  
Корякский АО  
Магаданская область  
Чукотский АО*4  
Сахалинская обл.*4  
Республика Саха  

Таблица 9

Коэффициенты (Кг) для расчета ущерба в зависимости от глубины загрязнения земель
Глубина загрязнения земель, см Кг
0 — 20 1,0
0 — 50 1,3
0 — 100 1,5
0 — 150 1,7
0 — > 150 2,0

Таблица 10

Оценка степени загрязнения земель химическими веществами по суммарному показателю загрязнения Zс
Значение показателя Zc Степень загрязнения земель Коэффициенты (Кз)
<2 Допустимая
2 — 8 Слабая 0,3
8 — 32 Средняя 0,6
32 — 64 Сильная 1,0
>64 Очень сильная 2,0

Таблица 11

Фоновое содержание валовых форм тяжелых металлов и мышьяка в почвах (мг/кг)
Почвы Zn Cd Pb Hg Cu Co Ni As
Дерново-подзолистые песчаные и супесчаные 0,05 0,05 1,5
Дерново-подзолистые суглинистые и глинистые 0,12 0,10 2,2
Серые лесные 0,20 0,15 2,6
Черноземы 0,24 0,20 5,6
Каштановые 0,16 0,15 5,2

Таблица 12

Плата* за захламление земель несанкционированными свалками отходов
Виды отходов Единица измерения Нормативы платы за размещение отходов (руб.)
Нетоксичные отходы:
— добывающей промышленности т 2,5
— перерабатывающей промышленности м3
— бытовые м3
Токсичные отходы:
— 1 класс токсичности — чрезвычайно опасные т
— 2 класс токсичности — высоко опасные т
— 3 класс токсичности — умеренно опасные т
— 4 класс токсичности — малоопасные т
  • Нормативы платы в ценах на 1 января 1993 года.

Таблица 13


⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 161 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Содержание

Введение

1.Экономическое районирование на разных этапах развития России. Сущность экономического районирования

2.Значение экономического районирования для России в условиях рыночной экономики

3.Принципы экономического районирования. Типы и системы экономических районов

4.Понятие комплексного развития региона на примере Центрального федерального округа

5.Перспективы повышения экономической самостоятельности регионов

Заключение

Список литературы

Приложение «Федеральные округа РФ»

Введение

Административное устройство Российской Федерации включает 21 республику, 7 краев, 48 областей, 1 автономную область – Еврейскую – в составе Хабаровского края 7 автономных округов.

Россия, занимающая третью часть континента Евразия, — самая обширная по территории, многочисленная и многонациональная по населению страна СНГ, а по площади не имеет равных в мире. Она – и самая мощная по экономическому потенциалу и емкости рынка среди стран СНГ. Богаты и разнообразны ее природные ресурсы. [Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2007] Это разнообразие и привело к необходимости экономического районирования.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

[«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), статья 5, части 1]

1. Экономическое районирование на разных этапах развития России. Сущность экономического районирования

Наиболее ранними работами в области районирования страны били труды Х.А. Чеботарева «Географическое методическое описание Российской империи» (1776 г.), который выделял северные, южные, восточные и западные губернии Российской империи, взяв в основу этого деления их географическое положение. К концу XVIII в. Относится также работа С.И. Плещеева «Обозрение Российской империи…» (1786 г.), содержащая описание трех полос России – северной, средней и полуденной. В XIX в. Процесс районирования России продолжался, что вызывалось потребностями нарождающегося капитализма. Процесс сопровождался и развитием теории экономического районирования. К наиболее ценным трудам этого периода следует отнести работы К.И. Арсеньева, который в «Обозрении физического состояния России» (1818 г.) и «Карте промышленности Европейской России» (1842 г.) делил Россию на 10 пространств. В основу районирования он положил как природные, так и экономические признаки. Однако в условиях царской России все эти опыты районирования имели лишь познавательное, а не практическое значение. Экономическое районирование являлось основой рационального, наиболее эффективного размещения еще в дореволюционный период, и первые опыты дореволюционного районирования послужили научной основой, научной базой, подходами к современному экономическому районированию.

Сразу же после революции в России правительство стало уделять большое внимание экономическому районированию страны. По плану, принятому в декабре 1920 г., для выполнения работ по электрификации были выделены 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. В 1921 г. были разработаны основные принципы экономического районирования страны. Эти принципы заключались в следующем: экономическим районом должна считаться экономически законченная территория страны, которая, благодаря комбинациям природных особенностей, культурных накоплений прошлого, и населения с его подготовкой для производственной деятельности, представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства. В 1938 – 1940 гг. была разработана новая сетка экономических районов СССР, которая отражала успехи развития народного хозяйства каждой из союзных республик, а также экономических районов и СССР в целом. По новой схеме, утвержденной правительством, территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В 1963 г. на основе строгого учета природных и экономических особенностей районов территория страны была разделена на 18 крупных экономических районов.

В настоящее время в связи с изменившимися условиями назрела необходимость пересмотра научной концепции и существующей системы экономического районирования. Действовавшая до 2000 г. сетка экономических районов была не достаточно приспособлена для решения разнохарактерных задач развития рыночных отношений, укрепления федерализма, создания общероссийского рынка совершенствования управления. Несоответствие экономического районирования реалиям периода экономических рыночных реформ особенно резко проявилось к концу 1990-х годов. Тенденция к изменению экономического районирования появилась при создании межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, по которым осуществлялась подготовка комплексных программ социально-экономического развития. На базе семи ассоциаций экономического взаимодействия в 2000 г. и было внесено радикальное изменение в экономическое районирование России. Были учреждены семь федеральных округов в соответствии с указами Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849 и «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» от 21 июня 2000 г. № 1149. Главной целью этих изменений в экономическом районировании является укрепление государственности, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации субъектов Федерации, процесс которой особенно интенсивно шел в начале 1990-х годов, что привело к резкому снижению авторитета центрального руководства.

Укрупнение районов, создание семи федеральных округов с непосредственным их подчинением президенту позволило скорректировать возникшие негативные процессы. Образование федеральных округов предусматривает построение эффективной вертикали государственной власти и позволяет создать действенную систему управления территориальным развитием. В каждом федеральном округе президентом назначается полномочный представитель, который формирует свой аппарат управления округом и в целях решения возложенных на него задач выполняет определенные функции.

В плане социально-экономического развития и размещения производительных сил перед федеральными округами стоит задача укрепления взаимосвязей между субъектами Федерации данного округа, создание в округе такой социально-экономической системы, которая бы обеспечивала по возможности потребности населения в пределах округа, укрепляла рыночную специализацию округа, обеспечивала комплексное развитие, создавала развитую производственную и социальную инфраструктуру и укрепляла экономические связи с другими округами РФ и с зарубежными странами. Федеральные округа выделялись в соответствии с принципами общности территории, общности и достаточности природно-ресурсного потенциала, достаточности самообеспечения, специализацией хозяйства. [Экономическая география России: учебник для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007]

2. Значение экономического районирования для России в условиях рыночной экономики

Экономическое районирование служит важным научным инструментом территориального управления. В современных условия выделения федеральных округов диктуется необходимостью укрепления вертикали власти. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е.

2. Экономические районы России и их состав

кооперацией производств.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Из-за огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определяются подходы к особому развитию каждого отдельного региона России. [Экономическая география России: учебник для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007]

Экономическое районирование в практическом преломлении необходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития социально-экономических территориальных образований, применительно к которым реализуется региональная политика государства.

Огромные различия российских регионов по всем условиям развития и федеральное устройство страны обрекают на неудачу унифицированные подходы к проведению реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции.

Суть регионализации – учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформы в коммунальном секторе): разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития. [Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2007]

3. Принципы экономического районирования. Типы и системы экономических районов

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным в развитии территориального разделения труда. Основные принципы районирования сводятся к следующим трем.


Территориальный состав России

 

1. Субъекты Российской Федерации

Субъект Российской Федерации — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации. Каждый субъект федерации, имеет свою

исполнительную (губернатора или главу),
законодательную (региональные парламенты)
и судебную (конституционный суд субъекта)

ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации. Согласно Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из:

  • республик,
  • краев,
  • областей,
  • городов федерального значения,
  • автономной области,
  • автономных округов.

 

Перечень республик РФ
  1. Республика Адыгея (Майкоп)
  2. Республика Алтай (Горно-Алтайск)
  3. Республика Башкортостан (Уфа)
  4. Республика Бурятия (Улан-Удэ)
  5. Республика Дагестан (Махачкала)
  6. Республика Ингушетия (Магас)
  7. Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик)
  8. Республика Калмыкия (Элиста)
  9. Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск)
  10. Республика Карелия (Петрозаводск)
  11. Республика Коми (Сыктывкар)
  12. Республика Марий Эл (Йошкар-Ола)
  13. Республика Мордовия (Саранск)
  14. Республика Саха (Якутия) (Якутск)
  15. Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ)
  16. Республика Татарстан (Казань)
  17. Республика Тыва (Кызыл)
  18. Удмуртская Республика (Ижевск)
  19. Республика Хакасия (Абакан)
  20. Чеченская Республика (Грозный)
  21. Чувашская Республика (Чебоксары)
  22. Республика Крым (Симферополь)

Перечень областей РФ
  1. Амурская область
  2. Архангельская область
  3. Астраханская область
  4. Белгородская область
  5. Брянская область
  6. Челябинская область
  7. Воронежская область
  8. Иркутская область
  9. Ивановская область
  10. Калининградская область
  11. Калужская область
  12. Кемеровская область
  13. Кировская область
  14. Костромская область
  15. Курганская область
  16. Курская область
  17. Ленинградская область
  18. Липецкая область
  19. Магаданская область
  20. Московская область
  21. Мурманская область
  22. Нижегородская область
  23. Новгородская область
  1. Новосибирская область
  2. Омская область
  3. Оренбургская область
  4. Орловская область
  5. Пензенская область
  6. Псковская область
  7. Ростовская область
  8. Рязанская область
  9. Сахалинская область
  10. Самарская область
  11. Саратовская область
  12. Смоленская область
  13. Свердловская область
  14. Тамбовская область
  15. Томская область
  16. Тверская область
  17. Тульская область
  18. Тюменская область
  19. Ульяновская область
  20. Владимирская область
  21. Волгоградская область
  22. Вологодская область
  23. Ярославская область
Перечень краёв РФ
  1. Алтайский край (Барнаул)
  2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)
  3. Хабаровский край (Хабаровск)
  4. Краснодарский край (Краснодар)
  5. Красноярский край (Красноярск)
  6. Пермский край (Пермь)
  7. Приморский край (Владивосток)
  8. Ставропольский край (Ставрополь)
  9. Забайкальский край (Чита)

Перечень городов федерального значения РФ
  1. Москва
  2. Санкт-Петербург
  3. Севастополь

Перечень автономных областей РФ
  1. Еврейская автономная область (Биробиджан)
Перечень автономных округов РФ
  1. Ненецкий автономный округ (Нарьян-Мар)
  2. Ханты-Мансийский автономный округ (Ханты-Мансийск)
  3. Чукотский автономный округ (Анадырь)
  4. Ямало-Ненецкий автономный округ (Салехард)
 

 

 


2.

Федеральные округаФедеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В. В.

Географические и экономические районы России: описание, характеристики

Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Федеральные округа были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

 

Карта федеральных округов Российской Федерации

 

Название
федерального округа

Административный
центр

Субъекты РФ

1 Центральный Москва Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Курская область
Липецкая область
Московская область
Орловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область

Город Москва

 
2 Южный Ростов-на-Дону Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Краснодарский край
Астраханская область
Волгоградская область
Ростовская область
 
3 Северо-Западный Санкт-Петербург Республика Карелия
Республика Коми
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Ленинградская область
Мурманская область
Новгородская область
Псковская область
Ненецкий автономный округ

Город Санкт-Петербург

 
4 Дальневосточный Хабаровск Республика Саха (Якутия)
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Магаданская область
Сахалинская область
Еврейская автономная область
Чукотский автономный округ
 
5 Сибирский Новосибирск Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Тыва
Республика Хакасия
Алтайский край
Забайкальский край
Красноярский край
Иркутская область
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область
 
6 Уральский Екатеринбург Курганская область
Свердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Ханты-Мансийский автономный округ
    — Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ
 
7 Приволжский Нижний Новгород Республика Башкортостан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Ульяновская область
Самарская область
Саратовская область
Пермский край
 
8 Северо-Кавказский Пятигорск Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Северная Осетия
Чеченская Республика
Ставропольский край
 
9 Крымский Симферополь Республика Крым Город Севастополь

 

 


3. Время в России

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исчислении времени“» от 01.07.2014 года,
с 26 октября 2014 года московское время «соответствует третьему часовому поясу в национальной шкале времени Российской Федерации UTC (SU)+3».
Законом установлено 11 часовых зон, соответствующих по международной нумерации часовым поясам со 2-го (UTC+2) по 12-й (UTC+12) включительно. Границы часовых зон проходят по границам субъектов Российской Федерации, каждый субъект входит в одну часовую зону, за исключением Якутии (3 часовые зоны) и Сахалинской области (2 часовые зоны).

 

11 часовых зон Российской Федерации

 

     Калининградское время MSK–1 (UTC+2)
Московское время MSK     (UTC+3)
Самарское время MSK+1 (UTC+4)
Екатеринбургское время MSK+2 (UTC+5)
Омское время MSK+3 (UTC+6)
Красноярское время MSK+4 (UTC+7)
Иркутское время MSK+5 (UTC+8)
Якутское время MSK+6 (UTC+9)
Владивостокское время MSK+7 (UTC+10)
Среднеколымское время MSK+8 (UTC+11)
Камчатское время MSK+9 (UTC+12)
  • MSK — Московское время.
  • UTC (Coordinated Universal Time) — Всемирное координированное время.
    UTC было введено (1970 г.) вместо устаревшего среднего времени по Гринвичу (GMT).

 

 

 


 

 

 

Добавить комментарий