Эмпиризм и рационализм

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания. Задача науки заключается в том, чтобы разобрать соответствующие процедуры, позволяющие «извлечь» эту истину, заключающуюся в вещах и процессах реальности, и донести ее в неискаженном виде до человека. Наиболее авторитетными представителями английского эмпиризма были Ф. Бэкон и Т. Гоббс.В 18 веке английская буржуазия достигла своих целей, практически закрепив свое экономическое господство. Это господство требовало политического оформления, закрепления консервативных тенденций и стабилизационных настроений. Традиционно носителем этих настроений и тенденций являлась религия, и поэтому обращение к ней стало естественным шагом буржуазной идеологии. В философии это проявилось в распространении идеалистической философии. Она сыграла положительную роль в развитии эмпиризма, ибо все наработанное в эмпирической и деистической философии

требовало проверки и обоснования через своеобразную «провокацию»

идеалистическими аргументами. С т.очки зрения эмпиризма душачеловека представляет собой «чистую доску», воздействуя на которую, природарисует свой правдивый портрет. Бoльшая часть идей, имеющихся в сознании человека, порождена именно чувственным восприятием. Человеческий разум не принимает никакого участия в возникновении идей, он способен лишь исказить их, поэтому для достижения адекватного знания следует сначала очистить разум от «идолов» или «призраков» (Бэкон), вносящих искажения в чувственное восприятиемира.
Представители эмпиризма резко отделяли разум от чувственного восприятия, полагая, что в процессе познания они действуют независимо друг от друга.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) –

совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и

поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок

вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания.

Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость –

логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и

его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из

понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в

виде задатков, предрасположений ума.

Для рационализма разум – высший судия. Разум – критерий истины. Все

должно быть подвергнуто критике и оценке разума: и религия, и

законодательство, и сам разум. И только то имеет право на существование,

что «может устоять перед свободным и открытым испытанием».

Рационализм появляется как реакция на схоластический способ мышления, с

его готовыми истинами и непререкаемыми «авторитетами». Рационализм делает

ставку на человека, на его разум. Логика его проста и понятна. Человек

существо разумное. Мир, окружающий его, тоже разумен, следовательно,

разумный человек, познав разумный мир, может построить разумную жизнь.

14. Ф. Бэкон о материи и движении. Учение о причинах заблуждений в процессе познания. Великий реформатор и медицина.

Фрэнсис Бэкон( 1561 —1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году.

Френсис Бэкон считал, что материя первична и является основой мира, наделена многими свойствами. Движение присуще самой материи. Френсис Бэкон выделяет 19 видов и форм движения. Пространство — протяженность материальных объектов. Время есть мера скорости материальных частиц. Бэкон рассматривает материю как причину всех многообразных явлений в окружающем нас мире. К этому выводу он приходит на основе представления о неразрывной связи материи и дви­жения как самого важного и неотъемлемого ее свойства. Движение, по Ф. Бэкону, — не просто перемещение в пространстве, а „стремление», „жизненный дух», „напряжение». В этом проявляется диалектическая тенденция в подходе английского философа к материальному миру. Бэкон исходит из того, что материя деятельна, многообразна и движение составляет ее важнейшее свойство. Качественный характер элементов материи заключается в определенном роде их деятельности или движения. Движение— это первое и самое важное из прирожденных свойств материи. Материя многокачественна и находится в разных формах движения. Таких форм движения Бэкон насчитывает. «Первичные формы материи суть живые, индивидуализирующие, внутренне присущие ей, создающие специфические различия сущностные силы». Вещи состоят из простых свойств, далее неделимых, их количество конечно. При исследовании материи, каждой сложной субстанции, говорит Бэкон, сначала надо определить эти изначальные, далее неразложимые свойства, или «натуры», тела. Например, исследуемое тело может быть твердым, проницаемым, тяжелым, легким, ковким, красным и т.д. Затем необходимо отыскать «форму»— существенную основу этих свойств.

Бэкон сформулировал понятие материи как совокупности частиц, природа по Бэкону – совокупность тел с многообразными качествами. Не согласен с античными понятиями пустоты. Пространство – есть место,занимаемое материей,а время – объективная мера скорости материальных тел. Т.е внутреннее свойство материи . Таое понятие материи развивалось всеми последующими материалистами 17-18вв. Материя обладает движением ,которое является как бы активной внутренней силой, «напряжением» материи. Она обладает «первичными формами» ( формой тепла,света и тд). Он различает 19 видов двжения. Бэкон ,а вслед за ним Гоббс и Локк считали движение и покой равноправными свойствами материи Признавая движение,все материалисты 17 – 18 вв отрицали развитие материи,оставаясь метафизиками .

Научное познание

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» (лат. Scientia potentia est) Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью. Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад. В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент. Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.

Учение о причинах заблуждений в процессе познания

Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами», лат. Idola ) . Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра

«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».

«Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».

«Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».

«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».

Великий реформатор и медицина.

В своем сочинении «О достоинстве и силе наук» (De dignitate et augmentate scientiarum) Бэкон предусмотрительно поставил перед медициной ряд основных задач. Так, считая недостаточной существующую описательную анатомию, он отмечал: «Надо бы в анатомических исследованиях тщательно наблюдать за следами болезней и результатами их, за поражениями и повреждениями, которые они вызывают во внутренних частях. Между тем этим пренебрегают». Если говорить современным языком, он ставил задачу разработки патологической анатомии. Бэкон считал необходимым в процессе лечения болезней «тщательно записывать все происходящее с больным», и объединять истории болезни некоторых больных в «медицинские описания, которые надо подробно составлять и обсуждать», то есть, иными словами, создавать клинические советчики. Причины отсутствия прогресса в терапии Бэкон видел в том, что врачи признавали многие болезни инкурабельным, не желали пополнять арсенал лечебных средств, изыскивать их. Он возлагал большие надежды на химию, что, по его мнению, должна дать человечеству ценные лечебные средства, считал перспективными методы лечения с помощью диететикы, лечение минеральными водами и гимнастикой. Возмущаясь проведением операций, болезненных для больного, он требовал разработки и внедрения эффективного обезболивания. В этих требованиях Бэкона, по сути, можно видеть продуманную программу научной работы в медицине на несколько веков вперед вплоть до нашего времени.

Медицина не может быть предметом бесплодных умствований, основанных на вымысле и фантазии. Она должна опираться на данные естествознания, а для этого в нее должен быть внесен эксперимент. Опыт — вот насущная необходимость медицины! И опыт на живом организме — вивисекция. У человека и животных есть общие принципы строения и функционирования организма, и поэтому, несмотря на различия между человеком и животными, результаты вивисецирования животных можно с известными оговорками перенести на человека.

Только хорошо подготовленные теоретически и связанные с практикой медики могут быть настоящими врачами. Только практика и эксперимент могут создать правильную теорию, пусть даже процесс создания ее идет не столь быстро. Что толку от скорых заключений, если они неверны?! Ведь даже «хромой, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге; даже больше, — чем быстрее бежит рысак, раз сбившийся с пути, тем дальше оставит его за собой хромой». Врач должен изучить различия в строении органов у отдельных лиц, так как от этих различий часто зависит течение болезней.

Бэкон говорит о трех задачах медицины, вполне современно звучащих и в наши дни. Медицина должна: во-первых, сохранять здоровье; во-вторых, излечивать болезни; в-третьих, продлевать жизнь человека. Изучать болезни нужно у постели больного, вести запись течения заболевания, иначе говоря — «историю болезни»; на основании такого собранного и обработанного материала нужно составить книгу по диагностике и терапии отдельных болезненных форм.


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 12397 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Эмпирическая философия Томаса Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) — величайший и последовательный материалист Нового времени, представивший своеобразные аргументы в защиту эмпирической философии, в которых доказывал, что реальность природы, существующая принципу каузальности, т.е. необходимости причинно-следственных связей, является основой мира, человека и его нравственного бытия.

Гоббс считает, что объектом философии может быть веяное тело, которое имеет возникновение и определенные свойства, так что его можно сравнить с другими телами, т.е. «сложить и разложить» в уме. То, что не возникло и не имеет свойств, что не дано в опыте, не является предметом философии, поскольку она занимается лишь познанием свойств из причины и причины из свойств. Философия исключает учение о природе и свойствах Бога как вечного, нерожденного и непостижимого — словом все, что не есть тело или свойство тел. «Все наши понятия лишь понятия о конечном». Настоящая же цель философии — «приносить пользу и давать преимущество человеку». У нее сугубо утилитарная функция.

Так как, по Гоббсу, существует два рода тел, естественные, сотворенные природой, и искусственные, созданные волей человека, то соответственно есть философия природы, которая состоит из онтологии, учения об отношениях и физики, а также философия государства. Но впереди всех, как «свет разума», состоит логика, предмет которой составляют знаки мыслей, имена, или слова, так как «без них нельзя приобрести никакого знания и от одного правильного употребления их зависит правильность нашего мышления и умозаключений». «Всякое мышление сводится к операциям сложения и вычитания, ибо счисление не ограничивается только числами».

Как и Декарт, Гоббс мыслит мир, а вместе и мышление как его часть, механически, внешне, как сцепление множества тел, имеющих каждое определенное качество. Поэтому-то философия, как и математика, есть наука доказательная, основанная на «геометрической» достоверности, с последовательным применением эмпирического и индуктивного метода.

Эмпиризм и рационализм в философии

Однако, в отличие от рационалиста Декарта, Гоббс отказывается признавать разум началом, сущностно отличным от природы, и дает своеобразное эмпирическое истолкование сущности мышления (разума). Оно объясняется им не просто как чисто внешняя, механическая операция «счисления» (согласно положенной Гоббсом в основу своих взглядов математической интуиции), но как нечто «ощущающее», «чувствующее», то, в чем происходит «движение внутренних частей». Сознание есть «ощущение». Оно состоит из «образов» тел и само есть нечто психофизическое. «Под ощущением, или чувственным восприятием, — говорит Гоббс, — обыкновенно разумеют суждение об объектах с помощью образов, именно посредством сравнения и различения их». Интересно, что сами образы тел возникают, согласно философу, в результате воздействия мельчайших частиц, исходящих от того или иного тела на органы чувств (зрение, слух и др.), от которых, в свою очередь, они уже в виде специфического нервного импульса достигают сердца и мозга. Далее, полагает Гоббс, от последних это «движение частиц» силой противодействия направляется обратно, к внешним телам. Этот процесс и «формирует» определенные представления или образы (мысли). Гоббс распространяет свой крайний эмпиризм даже на пояснение такой, казалось бы, «идеальной», способности, как разум. И делает он это оригинально, отвечая на основные вопросы философии, эмпирически (опытно) конструируя связь «души» и «тела», механистически и детерминистически объясняя целостность мира, правда, натурализируя знание и саму истину.

Дата опубликования: 2014-04-09 09:14:08

956

Понравилась статья? Поделись с друзьями…

Другое направление в критике дуализма Декарта связано с философией английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679). Он начисто отверг душу как особую сущность. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем. Соответственно и все психические явления подчиняются этим глобальным законам. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления (в виде их ослабленного следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.
Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Об ассоциации как факторе, объясняющем, почему данный психический образ оставляет у человека именно такой, а не другой след, было известно со времен Платона и Аристотеля. Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюбленного, говорил Платон. Это пример ассоциации по смежности: оба объекта воспринимались некогда одновременно, а затем появление одного влекло за собой образ другого. Аристотель добавил два других вида ассоциаций-сходство и контраст. Но для Гоббса, детерминиста галилеевской закалки, в устройстве человека действовал только один закон — механического сцепления психических элементов по смежности.
Декарт, Спиноза и Лейбниц принимали ассоциации за один из основных психических феноменов, однако считали их низшей формой познания в сравнении с высшими, к которым относили мышление и волю. Гоббс Я первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. Ему безостаточно подчинены как абстрактное рациональное познание, так и произвольное действие.

6 Эмпиризм и рационализм в философии 17 в. Ф. Бэкон и Р. Декарт

Произвольность-это иллюзия, которая порождена незнанием причин поступка (такого же мнения придерживался Спиноза); так, волчок, запущенный в ход ударом кнута, также мог бы считать свои движения самопроизвольными.
У Гоббса механический детерминизм получил применительно к объяснению психики предельно завершенное выражение. Весьма важной для будущей психологии стала и беспощадная критика Гоббсом версии Декарта о «врожденных идеях», которыми человеческая душа наделена до всякого опыта и независимо от него.
До Гоббса в психологических учениях царили идеи рационализма (от лат. «рацион-разум): основой познания и присущего людям cqoco6a поведения считался разум, как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т. е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм (от лат. «эмпирио»-опыт), основные положения которого стали основой эмпирической психологии.
В разработке этого направления видная роль принадлежала соотечественнику Гоббса Джону Локку (1632-1704). Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всего состава человеческого сознания. В самом же опыте Локк выделил два источника: ощущение и рефлексию. Наряду с идеями, которые «доставляют» органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как «внутренним восприятием деятельности нашего ума». И те, и другие предстают перед судом сознания. «Сознание есть восприятие того, что происходит ,у человека в его собственном уме». Это определение стало краеугольным камнем интроспективной психологии.
Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются «внутреннему взору» наблюдающего за ними субъекта. Из этого, наиболее отчетливо и популярно разъясненного Локком, постулата и возникло понимание предмета психологии. Отныне на его место стали претендовать явления сознания, порождаемые внешним опытом, который исходит от органов чувств, и внутренним, накапливаемым собственным разумом индивида. Элементами этого опыта, «нитями», из которых соткано сознание, считались идеи, которыми правят законы ассоциации.

Cенсуализм и эмпиризм Джона Локка

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 22Следующая ⇒

В 1690 году издан «Опыт о человеческом разумении». Писал урывками в течение 20 лет. При жизни трижды переиздавался. Когда Лейбниц пишет полемическое произведение, направленное против этой книги — «Новые опыты о человеческом разумении», то он называет Локка «знаменитый Локк». Книга Ньютона переиздана только через 30 лет. У Локка за 14 лет три издания. Знаменит.

Социальная философия. 1690 — два трактата о государственном правлении.

1693 — «Некоторые мысли о воспитании», Локк зарекомендовал себя как теоретик педагогики.

Одна из заметных особенностей Локка как философа — полная концентрация внимания на гносеологии.

Гносеологическая функция становится главной функцией философии. До Локка никто из философов чистой гносеологией не занимался. У Локка нет никакой онтологии:

1) проблема субъект-объектных отношений

2) проблема источника знания.

Отношение познающего субъекта к объекту; проблема источника знания — на первой странице. Все остальное сознательно оставляет в стороне.

Даже в проблематике источника знания осознанная рефлексивная позиция. Разум — объект внимания самого разума. Вводит термин «рефлексия», придает ему важное значение. Подчеркивает трудность такой позиции: глаз сам себя не видит; так и разум, приспособленный, чтобы осмысливать действительность.

 

Локк закладывает основы просветительской философии: разум начинает не признавать над собой никакой власти, кроме власти разума. Разум — верховный судья в решении всех вопросов. Это — главный принцип просветительской традиции. Понятие Просвещения связывают обычно с Францией, но основные идеи этой просветительской традиции были заложены в Англии Ньютоном и Локком, с его принципом, что разум — верховный судья в решении всех вопросов. Механистическая картина мира.

Проблема источника и происхождения человеческих знаний ставится Локком с первой главы его работы. Проблема актуальная и для Декарта — есть врожденные знания. Декарт опирается на религиозную традицию, утверждая, что Бог вложил их в душу.

Локк один из первых дал резкий ответ позиции Декарта. Имел дело не только с Декартом, но и кембриджскими платониками.

Локк начал свои «Опыты» с обстоятельной критики врожденных идей. Он подходит к этому вопросу как эмпирик. Какие идеи могут притязать на статус врожденных? Логические законы, тождества типа «что есть, то есть» и закон недопущения противоречий: невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была. При каких эмпирических условиях мы могли бы убедиться, что такие принципы — врожденные? 1) Если бы эти принципы признавались всеми без исключения. 2) Эти принципы должны действовать автоматически.

Но гигантскому большинству людей эти принципы неизвестны. Это факт.

У кого мы могли бы наблюдать существование и действие этих принципов, если бы они были врожденными? У тех, у кого менее всего сознание замутнено опытом, у младенцев, дикарей и идиотов. Но на практике ничего подобного: с младенцами понятно, весь этнографический материал свидетельствует о том, что у дикарей никакого представления о логике, у идиотов — тем более. Таких представлений как раз нет. С точки зрения этих эмпирических фактов не можем признать, что есть врожденные знания.

Локк пытается исследовать этические принципы на предмет их врожденности. Нет этического принципа, который бы признавался всеми людьми. Существуют разные традиции. Даже идея Бога не может быть признана врожденной из-за наличия атеистов. Ни о какой врожденности знаний речи идти не может. Это предварительное соображение.

Если бы не было другого способа объяснить источник наших знаний, они могли бы сгодиться.

Но есть другой способ, и он более убедителен. Надо отбросить теорию врожденных идей как в корне ложную.

«Нет ничего в уме, чего бы прежде не было в ощущениях» — главный принцип сенсуализма.

Душа — tabula rasa (аристотелевское понятие), а заполняет эту доску письменами опыт. Индивид рождается без каких-либо знаний.

Существуют две разновидности опыта — внешний, результат воздействия на наши органы чувств объектов, и внутренний, это внутренние чувства, рефлексия.

Свое собственное состояние — внутреннее состояние ума. Деятельность ума отличается сложностью — это и мышление, и сомнение, и вера, и желания, и т.д.

Сенсуалистическая традиция до Локка — достаточно древняя, устойчивая (Демокрит, Эпикур, номиналисты). Локк опирается на английскую традицию (Роджер и Фрэнсис Бэконы, Гоббс).

Локк наиболее отчетливо выставляет эту традицию, предлагая рафинированный принцип сенсуализма. Исходный источник знания — ощущения. Ум только комбинирует тот материал, который получил благодаря внешнему опыту. Внешний опыт — главный и первоначальный источник знаний. Ум проводит большую и самостоятельную работу.

Что является основой самой способности ума к такой работе? Задатки, способность ума к восприятию внешнего опыта и его обработке. Эти задатки, способности врождены.

Внешний и внутренний опыт составляет основу абсолютно всех знаний. Локк использует слово «идея», понимая под идеей все, что является объектом внимания нашего ума. Он переосмысливает платоновское понятие (вне ума). Кроме идей, в уме ничего нет. Чисто гносеологическое значение.

Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени.

У Платона это онтологическое понятие.

Намечается тенденция субъективизма: все наше знание субъективно.

Локк различает степени субъективности нашего знания, вводя вместе с Робертом Бойлем различение первичных и вторичных качеств (оно восходит к Демокриту; также Галилей и Гоббс). Терминологию предложил Локк.

Первичные качества принадлежат самим вещам, они объективны. Так же как Галилей и Гоббс, имеет в виду только механические свойства тел — протяженность, форма, движение, покой, число и плотность. Все, кроме плотности, Галилей и Гоббс считали объективными. Плотность введена в число объективных качеств не без влияния кембриджских платоников: есть осязаемость, отсутствие проницаемости.

Все остальные свойства — вторичные, они субъективны гораздо в большей степени, чем первичные, не принадлежат объектам. Не вторичных качеств в самих телах. Они существуют только в субъекте. Основания для существования в субъекте этих качеств объективны — это первичные качества мельчайших тел, из которых составлены объекты. Это не обман чувств, а продукт воздействия объектов с первичными качествами.

Мир детерминирован, это позиция материалистическая. Сочетается с эмпирицизмом, а эмпирицизм противоречит рационализму по проблеме источника знаний. Представители эмпирицизма полагают, что познание начинается с ощущений, а рационалисты считают, что объективные свойства вещей только умопостигаемы.

Основания различения первичных и вторичных качеств (Демокрит, Аристотель): первичные качества постигаются несколькими ощущениями (два органа чувств), вторичные — только одним. Протяженность постигается и зрением, и осязанием. Первичные качества — механические свойства, и только механические. Механистическая картина мира

Основные идеи Джона Локка

Локк вводит различие идей на простые и сложные. Фундамент всего содержания нашего знания — простые идеи, продукт внешнего и внутреннего опыта (протяженность, покой, движение, все первичные качества). Они имеют свои модусы: движение — ходить, ползать, летать. Простые идеи рефлексии — мышление и хотение (сила — разум и воля, соответственно). Определяются через гносеологию. Модусы простых идей рефлексии — суждение, вера.

За эти границы опыта мышление не может выйти. Разум оказывается за границами пассивным, только рецептивным.

Активная способность — когда комбинирует простые идеи в сложные.

Способы комбинирования:

 сравнение

 сопоставление

 абстрагирование

 соединение.

Три разновидности сложных идей — модусы, субстанции, отношения.

Сложные идеи модусов — такие сочетания или комбинации идей, содержание которых мыслится как не существующее самостоятельно — как действия субстанций. Самые важные идеи модусов — идеи пространства, времени и числа.

Идея пространства формируется внешним опытом. Сопоставление с позицией Ньютона — Ньютон различает абсолютное и относительное пространство. Локк отбрасывает понятие абсолютного пространства: абсолютное пространство чисто умопостигаемая сущность, в опыте не дано, пустое понятие. Дано только относительное пространство. Онтологическая проблема решается исходя из гносеологических предпосылок.

Время — сложная идея. Источник — внутренний опыт. Локк не признает абсолютного времени, только относительное время, которое дано нам в опыте.

Отрицание объективности времени. Основа понятия времени — внутренний опыт. Время существует благодаря внутренней духовной жизни. Время субъективизировано.

Сложные идеи субстанций предполагают самостоятельное существование объектов. Здесь Локк примыкает к Аристотелю — понятие первой сущности, субстрата. Если есть нечто, как самостоятельная сущность, у него есть субстрат.

Существуют простые субстанции (аристотелевский подход) — человек, камень; и собирательные — семья, народ (состоят из множества отдельных объектов).

Локк рассматривает понятие субстанции с гносеологических позиций — он сводит ее к набору свойств, которыми обладает какой-то объект, причем этот набор обладает целостностью (яблоко, например, зеленое, круглое, кислое). Если простая субстанция — это целостный объект, обладающий свойствами и у нее есть субстрат, то мы должны ввести понятие субстанции как носителя свойств. Локк замечает, что с чисто эмпиристической точки зрения мы никогда не воспринимаем субстанцию, только свойства. Непосредственно в опыте субстанция не дана — «неопределенное предположение неизвестно чего».

Вопрос о существовании субстанции — вопрос веры, а не знания.

Сложные идеи отношения — результат сравнения простых идей. Идея отца и идея сына — нет отца, нет и сына, и наоборот.

Общество и государство Локк

Человек мыслится как единичное эгоистическое существо. Отсюда следуют представления об обществе и государстве.

Различает естественное и гражданское состояние человека. Естественное состояние — когда человек руководствуется эгоистическими интересами. Государство — продукт общественного договора.

Вступает в полемику с Робертом Дилмером, который в 1680 году выпустил книгу «Патриарх, или Власть королей». Власть — от Бога. В 1690 году Локк издает два трактата о государственном правлении.

В свободном, естественном состоянии люди свободны, равны и независимы. Главное содержание жизнедеятельности — борьба за самосохранение.

Этот круг идей знаком по Гоббсу и Спинозе. Локк добавляет очень высокую оценку собственности и труда. Собственность неотделима от труда, вместе они составляют основу человеческой культуры. Труд создает стоимость. Государство не может отчуждать от человека все права — неотчуждаемы права собственности и свободы, для этого люди создали государство.

По Гоббсу, государство может буквально все. Локк более мягко подходит к проблеме. Идея разделения властей. Разделение властей — условие соблюдения прав человека.

Должны существовать три власти, независимые друг от друга. Это

 законодательная власть (парламент)

 исполнительная власть (суд и армия)

 федеративная власть (внешняя политика государства, государство выступает как представитель всего общества в отношениях с другими государствами).

Локк — один из основоположников либерализма.

Решение проблемы соотношения государства и церкви. Ни государство в жизнь церкви не вмешивается, ни наоборот. Концепция веротерпимости, исключая атеистов.

Неприятие атеизма. Локк пересаливает в том смысле, что слишком часто заверяет читателя в том, что он верующий.

Может быть, это не очень так. Идея Бога — неврожденная идея, Бог в опыте не дан.

Суть сенсуалистической позиции в теории познания подводит к выводу, что наличие определенной идеи в нашем уме — не гарантия истинности этой идеи (Локк). Все знания из опыта. Решить этот вопрос исходя из гносеологии Локка невозможно. Дальше углубляет эти сомнения Юм, а французские материалисты прямо отвергли Бога. Может быть, Локк чувствовал, что его философская позиция ведет к атеизму.

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Читайте также:


ЭМПИРИЗМ (от греч . empeiria — опыт)- направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в 17-18 вв. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк- представители материалистического эмпиризма. Для него характерно признание того, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир.

Дж. Беркли, Д. Юм- представители идеалистического эмпиризма. Он ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм). Продолжая тему развития эмпиризма, нельзя не упомянуть представителя английской философской линии данного направления — Джона Локка (1632- 1704) Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Р. Бойля. Основное произведение — «Опыт о человеческом разумении»(1689), где он разработал эмпирическую теорию познания. Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Теория Локка гласила: 1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске; 3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах. Локк подверг критике учение Декарта о «врожденных» идеях. Ощущения, получаемые человеком от окружающей его среды, по мнению Локка, — первое и решающее основание всего познания. Локк подразделяет опыт на два вида: опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Источник первого — объективный материальный мир, воздействующий на наши органы чувств и вызывающий ощущения. Внутренний же опыт через рефлексию обращен на наблюдение своих собственных наблюдений. Локк подразделяет все идеи (представления) на простые и сложные. Простые идеи, по Локку, образуются непосредственно из ощущений и рефлексии. Простые идеи пассивны, они как бы навязываются нам извне. Сложные же идеи требуют активности ума. Эта деятельность сводится к комбинированию простых представлений. Таким путем, по Локку, образуются даже самые сложные, абстрактные идеи. Локк был одним из первых философов, рассмотревших чувственные восприятия, вызванные внешним миром, как исходный момент всей психической жизни. Это одно из основных положений материалистической теории познания. Таким образом, Локк положил начало эмпирической психологии, в которой первостепенное значение придавалось самонаблюдению (интроспекции).

Д.Юм(1711-1776). Теория познания Юма сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Дж.Беркли в духе агностицизма и феноменалитизма. Первичными восприятиями Юм считал впечатления внешнего опыта(ощущения) , вторичными- впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Считая проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, Юм заменил её проблемой зависимости простых идей ( т.е. чувств, образов) от внешних впечатлений. Человек по Юму,- существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки.

Итак, основные черты эмпиризма философии Нового времени заключаются в следующем: исключительная значимость и необходимость наблюдений и опыта в обнаружении истины; путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент; исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений.
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат . rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм — один из философских источников идеологии Просвещения. Бенедикт Спиноза (1631 — 1677)Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде — «Этике». Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. Отсюда принцип познаваемости мира и глубокий вывод: порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. И те, и другие только следствия божественной сущности: любить то, что не знает начала и не имеет конца- значит любить Бога. Человек может лишь постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, свои желания и поступки. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, т.е. чем активнее субъект. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являются верно познанные общие формы и законы мира. Понимать вещь — значит видеть за ее индивидуальностью универсальный элемент. Разум стремится постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствий. Эта гармония постижима, когда разум, не довольствуясь непосредственными наблюдениями, исходит из всей совокупности впечатлений. Истинная мысль отличается от ложной в первую очередь тем, что познает вещь через ее первопричину; а форма истинной мысли должна быть заключена в самой этой мысли, не иметь причины в качестве объекта, быть познаваемой через себя, зависеть от «самой мощи и природы разума». Второй критерий истинной мысли — ясность, отчетливость и простота. Правила, выдвигаемые для вещей сотворенных, связаны с обычным причинным ее объяснением, как способом, которым эта вещь может быть произведена. Истина, согласно Спинозе, должна быть ясна через саму себя. Высшей познавательной ценностью обладает в представлении Спинозы рациональная интуиция. Кроме основных положений формальной логики и математики, по его гносеологической концепции, самая очевидная интуиция — понятие субстанции. Вслед за Декартом Спиноза рассматривает интуицию как доказательство ее самой, то есть как критерий истинности. Спиноза считает, что последняя цель, которую мы ищем, и самое предпочтительное, что нам известно, есть истинное познание, в котором человек соединяется с богом, «постижение бога — высшая добродетель души». Рационалистическая теория познания Спинозы различает три рода познания Познание первого рода – мнение или воображение- имеет своим источником или беспорядочный опыт (чувственное познание отдельных вещей), или воспоминание о том, что мы слышали от других людей. Познание второго рода- разум, рациональное познание- возникает из общих понятий о свойствах вещей. Познание третьего рода- интуитивное познание сущности вещей; лишь этим путём, полагал Спиноза, мы познаём субстанцию ;интуицию, которую Спиноза вслед за Декартом понимал как способность интеллекта, он считал наивысшим родом познания и критерием истины.Можно сказать, что познавательный процесс в собственном смысле слова в философии Б.Спинозы является инструментом освобождения деятельности человека от влияния аффектов. Задача познания — подчинение аффектов разуму.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) В учении о познании стоит на позициях идеалистического рационализма и возможности объединения сильных сторон эмпирического и рационального методов познания. Признает наличие врожденных способностей к мышлению, отвергая декартовское утверждение о существовании в разуме врожденных идей. Источником знаний считает разум, в нём заключены врождённые идеи, которые не всегда отчётливо осознаются нами. Чтобы их понять, необходимо умственное усилие. Лейбниц развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики. Лейбниц не отвергает чувственного познания или роли опыта.

Эмпиризм и рационализм — основные методологические направления в философии Нового времени

Он принимает тезис «ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства», но он дополняет его следующим положением — «кроме самого разума», т. е. врожденных способностей к мышлению и образованию понятий или идей.Чувственное познание постигает лишь случайное и эмпирическое, выступает как определенная низшая ступень рационального, которое раскрывает действительное, необходимое и существенное в мире. Лейбниц выдвинул учение о двух истинах: истинах факта и истинах необходимых. Истины факта — это истины в результате чувственного, эмпирического познания. Они имеют дело лишь с единичными конкретными вещами, основываются на опыте и не доказываются посредством логических выводов, поэтому не исключают и возможности противоположных истин. Здесь действует лишь причинная связь явлений, связывающая одни явления с другими. Для этого рода истин действует закон достаточного основания, посредством которого мы заключаем о существовании одного факта относительно другого. Метафизические же (вечные) истины обнаруживаются посредством разума, для их признания не требуется оправдания в опыте. Их истинность утверждается лишь наличием положения, которое не противоречит им. К истинам разума принадлежат, согласно Лейбницу, все основные положения математики и логики.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒



Эмпиризм Ф.

Эмпиризм и рационализм

Бэкона

Обычно родоначальником современного научного мышления считается Фрэнсис Бэкон (1561–1626), хотя Галилео Галилей, физик, философ, математик, астроном, проложил пути к созданию современного естествознания.

Среди произведений Бэкона выделяется одно большое — «О достоинстве и приумножении наук», которому Бэкон посвятил большую часть своей жизни. Главное же его произведение называется «Новый органон» (понятно, что само заглавие предполагает противопоставление того метода, который создает Бэкон , старому, аристотелевскому, который, как мы помним, излагался в логических работах Аристотеля, совокупно называемых «Органоном»).

Основная направленность мыслей Бэкона состояла в развитии естествознания и вообще наук. К этому времени наука развивается достаточно бурно: известен порох, изобретено книгопечатание, создан компас. Эти открытия Бэкон считал главными и призывал всех к тому, чтобы не останавливаться на достигнутом и стремиться к новым изобретениям.

Бэкон развивает экспериментальное естествознание, указывая на то, что именно эксперимент, опыт должны быть идеалом науки. Любая наука, которая будет строиться на каких-то измышлениях, гипотезах, пустых построениях разума, обречена на неудачу. Наука может быть истинной только тогда, когда опирается на опыт, именно опыт есть, по Бэкону , и источник знания, и критерий истины, и единственное содержание науки. Такая концепция называется эмпиризмом .

В работе «О достоинстве и приумножении наук» Бэкон указывает, что человечество накопило слишком много лишних знаний. Особенно преуспело в этом Средневековье. Бэкон делит всю историю человечества на три этапа: молодость, зрелость и старость. Молодостью являлась античность, а старостью — время Бэкона, время подведения итогов и создания серьезных научных систем.

Главным исходным пунктом для Ф .Бэкона является природа. «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие» (афоризм, который в краткой форме звучит так: «Знание — сила»).

-Поэзию Ф.Бэкон считает наукой, которая дает исходные факты для экспериментальной психологии, которой поэзия предоставляет переживания, эмоции.

-Материальные причины есть предмет исследования физики, а формальные причины — предмет исследования метафизики.

-Прикладную физику Бэкон называет механикой, а прикладную метафизику — магией.

-Бэкон доказывает несправедливость методов философии и раскрывает причины того, почему не была создана истинная экспериментальная наука. Одна из основных причин — в том, что не был найден истинный метод философии.

-Истина науки и истина религии не связаны; они не отрицают одна другую, но и не обосновывают друг друга, а развиваются параллельно. А смешение наук, в частности философии и религии, приводит к созданию суеверной философии, или еретической религии.

Рационализм Р.Декарта

Рене Декарт (1596-1650) — основатель философии Нового времени или, как его еще называют, отец современной (modern) философии. С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее — хорошо, правильно применять его. Разработал свой метод. В нем четыре правила.

Первое правило — правило очевидности. » Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признавал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению». Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция.

Второе правило — это правило анализа: «Делить каждую из рассматриваемых … трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить». Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного», анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.

Третье правило — правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу». Синтез восстанавливает исчезнувшую в аналитических расчленениях целостность предмета, делая прозрачными его содержательные связи и зависимости.

Правило четвертое — правило контроля, которое Декарт определяет так: «Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

Очерченные таким образом правила метода Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины , составляющие фундамент здания всей науки. С помощью сомнения он ищет несомненное. И находит его в истине «я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum). Сомнение — акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Существование моего сомнения доказывает реальность или существование моего мышления, а через это и меня самого.

Истинность исходного принципа cogito гарантирована существованием Бога — существа совершенного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, и они ложны. Напротив, все ясные идеи идут от Бога, и потому они объективно-истинны.

Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒



Добавить комментарий