1 административно правовой статус граждан российской федерации

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации

Административно-правовой статус граждан РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», другими федеральными законами, иными правовыми актами.

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса личности. Многие права и обязанности граждан РФ в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности, соответствуя общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, администрацией предприятий, учреждений, а также организации системы управления государством, в первую очередь следует назвать следующие.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);

Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ);

Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда (ст. 25 Конституции РФ);

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ);

Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ);

Право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ);

Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);

Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ);

Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ);

Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Эти и некоторые другие права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления, во многом определяют характер административно- правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права. Указанные права нашли свое развитие и детализацию в ряде законов и подзаконных актов, регулирующих административно-правовую сферу и устанавливающих административно-правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления.

Граждане РФ, имея права, должны также выполнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности. Среди конституционных, имеющих существенное значение для организации процесса государственного управления, следует указать такие обязанности, как: защищать Отечество, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства РФ. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства — двойное гражданство (ст. 62 Конституции РФ). При этом гражданин РФ, имеющий иное гражданство (гражданство или подданство иностранного государства), рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ. Наличие у гражданина РФ двойного гражданства не умаляет также его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Гражданам РФ, находящимся за пределами России, предоставляются защита и покровительство РФ. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми своими правами, защищать их права и охраняемые законом интересы.

Гражданство РФ приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство РФ; в результате восстановления в гражданстве РФ; по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

  • оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);
  • один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
  • один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином (при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства);
  • оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства (при условии что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство).

Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если они:

проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. При этом срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Кроме того, срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в Россию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

имеют законный источник средств к существованию; обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства (отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин);

владеют русским языком (порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

Однако срок проживания на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ сокращается с пяти лет до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; предоставление лицу политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Россией, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения указанных условий.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ без соблюдения указанных выше условий и без представления вида на жительство.

Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрен также ряд оснований, когда иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения перечисленных выше условий.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ в соответствии с рассмотренным выше общим порядком. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ, поданные лицами, которые:

  • выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
  • в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы Российской Федерации;
  • использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
  • состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации);
  • имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
  • преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
  • осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из гражданства РФ либо по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке. Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

При этом выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ:

  • имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
  • привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
  • не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации». Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства.

Ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий на территории РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий за пределами России, может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.

Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ. Если один из родителей, приобретающий гражданство РФ, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.

Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ, их ребенок сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Административное право — это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти. Функционирование данных норм обеспечивается государством.

Таким образом, административное право — это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

Система административного права состоит из административного права внутреннего (деятельность госорганов) и внешнего (отношения между органами госвласти и гражданами); это целостная система тесно связанных между собой отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. В целом отрасль создает специфический — административно-правовой — режим регулирования, строящийся на обязывании как способе правового регулирования.

Система административного права как отрасли права включает в себя:

— общую часть — нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;

— особенную часть — состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.

В общую часть входят пять групп подотраслей — регулирующих:

1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) законность деятельности исполнительной власти;

5) принуждение по административному праву.

Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы — регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

3) ее социально-культурную деятельность;

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Административное право — одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений; это самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг административного права группируются финансовое, земельное, экологическое право, то есть оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве РФ»;

ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иност. граждан в РФ»;

ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»;

ФЗ от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах»;

ФЗ от 19.02.1993 «О беженцах»;

Правовой статус гражданина – совокупность прав и обязанностей.

Административно-правовой статус гражданина (АПС) – это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Особенности АПС гражданина:

  • носит сложный комплексный характер, «пропитан» нормами КП, ГП, ФП и других отраслей права;

  • содержит либо только права (право гражданина на обращение в разные инстанции с жалобами), либо только обязанности (соблюдать ПДД), либо права и обязанности (право обжаловать постановление по делу об админ. правонарушении и обязанность уплатить наложенный на него штраф);

  • Элементы административно-правового статуса граждан:

  • принципы административно-правового статуса граждан;

  • гражданство;

  • административная правосубъектность;

  • права и обязанности граждан в сфере гос. управления;

  • административная ответственность граждан;

  • юр. гарантии административно-правового статуса граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

  1. общий АПС граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими НПА;

  2. родовой (специальный) АПС – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т.д.);

  3. индивидуальный АПС – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере гос. управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

АПС граждан РФ – часть общего правового статуса, установленного КРФ, законом «О гражданстве» и другими НПА.

АПС граждан – комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами АдП, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами гос. и МСУ).

Правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности. Ее элементы:

Административная правоспособность – способность гражданина иметь опред. права, предусмотренные нормами АдП, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере гос. управления.

Административная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами АдП, и нести ответственность в соответствии с админ.-правовыми нормами.

Виды Административной дееспособности:

а) полная – с 18 лет;

б) ограниченная – с 16 лет;

в) частичная – с 7 лет.

На админ. дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие) – могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Согласно Статье 2.8. КоАП не подлежит АО физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить им вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

АПС гражданина включает в себя 4 элемента:

  1. правовой статус личности – «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»,

  2. статус гражданина РФ – вытекает из факта гражданства,

  3. социальный элемент АПС – Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

  4. особый статус – обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересов для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей (охота, права).

АПС иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовое положение иностр. гражд. регламентируется КРФ, м/н договорами, Правилами пребывания иностр. гражд. в России.

Согласно КРФ (ч. 3 ст. 62) иностр. гражд. и лица б/гражд. пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражд. РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или м/н договорами.

Находящиеся на территории РФ иностр. гражд. и лица б/гражд. подлежат АО на общих основаниях с гражд. РФ. Вопросы об ответственности за админ. правонарушения, совершенные на территории РФ иностр. гражданами, которые согласно действующим законам и м/н договорам пользуются иммунитетом от админ. юрисдикции РФ разрешаются дипломатическим путем.

Законодательство различает иностр. граждан:

  • постоянно проживающих на территории РФ – иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданное ОВД;

  • временно пребывающих на территории РФ – иностранные граждане, находящиеся на территории РФ на иных законных основаниях;

  • проезжающих через территорию РФ транзитом.

Особенности правосубъектности лиц, находящихся на территории РФ и не являющихся ее гражданами:

  • ин. граждане и лица б/гражд. не могут быть гос. служащими, занимать некоторые должности, работать в ОВД;

  • ин. граждане и лица б/гражд. не допускаются к деятельности, связанной с гос. тайной.

  • на ин. гражд. и лиц б/гражд. не распространяется воинская обязанность;

  • за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только ин. гражд. и лица б/гражд.

  • только к иностр. гражданам и лицам б/гражд. применяется такое административное наказание, как выдворение;

  • ин. граждане и лица б/гражд. проживают и осуществляют свою деятельность на основании спец. документов.

  • для ин. гражд. могут быть установлены ограничения в передвижения и выборе места жительства;

  • по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом ОВД. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание;

  • при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из России может быть не разрешен.

Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражаю­щаяся в совокупности взаимных прав и обязан­ностей. Физические лица, находящиеся в такой правовой связи, являются гражданами РФ.

Правовой статус гражданина РФ представляет совокупность прав, свобод, их гарантий и обязан­ностей гражданина. Его основу составляют: Кон­ституция РФ; Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»; Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу пере­движения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, на­рушающих права и свободы граждан»; Федераль­ный закон «О воинской обязанности и военной службе»; Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»; Федеральный закон «О за­щите прав потребителей»; Федеральный закон «О ветеранах» и др.

Гражданин РФ не может быть лишен граждан­ства Российской Федерации или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пре­делы Российской Федерации или выдан иностран­ному государству. Проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Таким гражданам предоставляется защита и покрови­тельство Российской Федерации.

Гражданин РФ может иметь двойное граждан­ство, т. е. быть одновременно гражданином дру­гого государства. Гражданин РФ, имеющий так­же иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных между­народным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение граждани­ном РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федера­ции.

Гражданство Российской Федерации приобрета­ется:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем или упрощенном порядке;

в) в результате восстановле­ния в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям.

Гражданство Российской Федерации прекраща­ется: а) вследствие выхода из гражданства Россий­ской Федерации; б) по иным основаниям (напри­мер, выбор иного гражданства при изменении Го­сударственной границы РФ).

Среди основных прав граждан РФ, являющих­ся составной частью их административно-правово­го статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органа­ми государственной власти, местного самоуправле­ния, общественными объединениями, администра­цией предприятий, учреждений, с точки зрения организации системы управления государством в первую очередь следует назвать такие.

1. Право на свободу и личную неприкосновен­ность. Арест, заключение под стражу и содержа­ние под стражей допускаются только по судебно­му решению. До судебного решения лицо не мо­жет быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ).

2. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ).

3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании решения суда (ст. 25 Консти­туции РФ).

4. Право на неприкосновенность частной жиз­ни, личную и семейную тайну, защиту своей чес­ти и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сооб­щений допускается только на основе судебного ре­шения (ст. 23 Конституции РФ).

5. Право на передвижение. Каждый, кто закон­но находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, при­чем граждане Российской Федерации могут бес­препятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ).

6. Право участвовать в управлении государ­ством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местно­
го самоуправления, а также участвовать в рефе­рендуме. Граждане РФ имеют равный доступ к го­сударственной службе (ст. 32 Конституции РФ).

7. Право обращаться лично, а также направ­лять индивидуальные и коллективные обращении в государственные органы и органы местного са­моуправления (ст. 33 Конституции РФ).

8. Право на объединение, включая право созда­вать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).

9. Право проводить собрания, митинги, демон­страции, шествия и пикетирование (ст. 31 Кон­ституции РФ).

10. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или без­действием органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Эти и некоторые другие права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществ­лении государственного управления, во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъек­тами административного права. Указанные права нашли свое развитие и детализацию в ряде зако­нов и подзаконных актов, регулирующих админи­стративно-правовую сферу и определяющих адми­нистративно-правовой статус органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

Граждане РФ, имея права, должны также вы­полнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности. Среди конституционных, имеющих существенное значение для организации процесса государственного управления, следует указать такие обязанности, как: защищать Отече­ство, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

В систему административного права входит большое число различных норм, содержащихся в законах и других правовых актах, которые уста­навливают обязанности граждан в конкретных сферах деятельности. Такие нормы определяют многие правила поведения граждан и направлены на: защиту установленного порядка управления; охрану общественного порядка; защиту прав дру­гих граждан; охрану окружающей природной сре­ды, памятников истории и культуры; предотвра­щение правонарушений на транспорте, в области дорожного, коммунального хозяйства и др. Соблюдение и исполнение всех этих норм является важ­нейшей обязанностью граждан как субъектов ад­министративного права.

Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, кото­рую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность личнос­ти — это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способ­ность иметь права и обязанности административ­но-правового характера. Основные права и свобо­ды человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приоб­ретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенно­го уровня умственного, физического и психиче­ского развития личности, наличия у нее необхо­димых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать отчет о послед­ствиях своих действий и др. Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного воз­раста.

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в це­лях защиты основ конституционного строя, нрав­ственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Например, правом на медицинскую помощь, на жилище, на образо­вание и т. д. обладают все лица, закон не огова­ривает возрастных или иных критериев возникно­вения этих прав. А право быть избранным депу­татом Государственной Думы Федерального Собрания возникает только у граждан РФ по дос­тижении ими 21 года. Достаточно жесткие требо­вания, причем и возрастного плана, предъявляют­ся к лицам, претендующим на должности судей. Так, если судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юриди­ческое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, то судьей вышесто­ящего суда имеет право стать лишь гражданин, достигший 30 лет, Верховного Суда РФ — 35 лет и имеющий юридический стаж не менее десяти лет, а Конституционного Суда РФ — 40 лет и имеющий соответствующий стаж не менее 15 лет. И наобо­рот, право занимать государственные должности государственной службы прекращается для боль­шинства государственных служащих в 60 лет, а в 65 лет с учетом предусмотренного законом воз­можного продления службы — окончательно.

Право на службу в органах внутренних дел кро­ме общих требований, предъявляемых к государ­ственным служащим, определяется полом, физи­ческими качествами, отвечающими особым требо­ваниям, и другими обстоятельствами, которые закреплены в нормах. Положения о службе в орга­нах внутренних дел Российской Федерации. Суще­ствуют еще немало людей, административная пра­воспособность которых отличается от правоспособ­ности основной массы граждан РФ.

Такими гражданами, в частности, являются субъекты административной опеки или жители территорий с особым административно-право­вым режимом.

Субъекты административной опеки — это лица, которые в силу своей слабой социальной защи­щенности нуждаются в специальной помощи го­сударства. Опека состоит в содействии при орга­низации их труда и условий жизни, предоставле­нии различных льгот и привилегий, выдаче различных компенсаций и дополнительных денеж­ных сумм, оказании необходимых медицинских и иных услуг и др. К субъектам административной опеки следует отнести: безработных; инвалидов; вынужденных переселенцев; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; инвалидов и участников Великой Отечественной войны, дру­гих боевых действий; ветеранов труда и военной службы; представителей некоторых иных катего­рий граждан. Такие граждане обладают больши­ми правами, чем иные лица, их административ­но-правовой статус устанавливается не только об­щим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления.

Наоборот, для граждан — жителей территорий с особым административно-правовым режимом (в пограничных зонах, закрытых городах, заповед­ных зонах, на территориях, где введено чрезвы­чайное положение, и т. д.) могут быть ограниче­ны права и свободы граждан, на них возложены дополнительные обязанности. Чаще всего они свя­заны с особыми правилами въезда, выезда и пре­бывания на данной территории. А в условиях чрез­вычайного положения допускается запрещение про­ведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, ограничение движения транспорт­ных средств и введение комендантского часа, ограничение свободы печати и других средств мас­совой информации, запрещение забастовок и др.

Таким образом, будучи в принципе равной, в реальности административная правоспособность для различных людей неодинакова. Однако Кон­ституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в админис­тративно-правовой сфере, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, мес­та жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.

Административная правоспособность служит основой административной дееспособности лично­сти, которая является условием реализации пра­воспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных администра­тивно-правовых отношениях. Административная дееспособность — это способность лица своими лич­ными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность со­гласно этим нормам.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), но отдельные права в административно-правовой сфере граждане могут осуществлять в более ран­нем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование, с 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений. Естественно, что те права, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, реализуются ими с момента их получения.

На основе административной правоспособности лица, обладающие соответствующей администра­тивной дееспособностью, осуществляют субъектив­ные права и обязанности, вступая при этом в кон­кретные административные правоотношения.

Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1714;

Добавить комментарий