1 форма правления

Политико-правовой режим.

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства – внутреннее строение государства, способ его территориально-политического деления, который обуславливает определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Существуют три основных разновидности форм государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство – государство, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, конституция, законодательство и судебная система. Население унитарного государства имеет единое гражданство.

Федерация– это союзное государство, субъекты (части) которого обладают определенным (самоограниченным) государственным суверенитетом. В федеративном государстве существуют как общефедеральные органы власти, так и высшие государственные органы субъектов федерации (республик, штатов, земель, кантонов); действует как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов федерации, соответствующее федеральному; граждане субъектов федерации являются одновременно гражданами всей страны (США, Россия, Бразилия, Индия и др.).

Конфедерация – союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических или военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых органов власти и управления, единого бюджета, единого гражданства. Для координации совместных действий члены конфедерации создают объединенные органы, которые действуют лишь в строго определенных сферах в зависимости от целей создания конфедерации.

Создание конфедерации основано на добровольном согласии всех ее членов, а выход из конфедерации возможен на основе одностороннего волеизъявления.

Разновидностями конфедерации являются:

-межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

-содружества – объединения государств, которые обрели суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости друг от друга (СНГ);

-сообщества государств – переходная форма государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Целью сообщества чаще всего является подъем экономического потенциала путем таможенных, визовых и других экономических барьеров.

Политический режим является наиболее динамичной составной частью формы государства. Всякие изменения, происходящие в социально-политической и экономической сферах государства данного типа, прежде всего, отражаются на режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму государственного устройства.

В зависимости от того, какие методы осуществления политической власти насаждаются и практикуются в государстве, различают несколько видов политических режимов. Большинство авторов предлагают следующую их классификацию: все режимы делятся на демократические и антидемократические. В свою очередь, антидемократические режимы подразделяются на фашистский, тоталитарный и авторитарный.

Демократический режим характеризуется следующими признаками:

— выборнось и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчестность перед избирателями;

— гласность;

— разделение властей;

— отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии;

— наличие свободно формируемых политических партий, отражающих социальнную дифференциацию гражданского общества;

— существование оппозиции;

— налаичие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод;

— господство закона.

Признаками антидемократического режима являютя:

— отсутствие выборов либо формирование органов власти путем псевдовыборов;

— усиление роли исполнительно-распорядительных органов и отсутствие разделения властей;

— отсутствие политического плюрализма, запрещение оппозиционных партий;

— существование единой государственной идеологии;

— отсутствие демократических прав и свобод;

— господство беззакония и террора.

Фашистский режим представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму антидемократического режима. Его основой является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов «низшей” расы. Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких масс населения; непререкаемая власть вождя; абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной; опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.

Тоталитарный режим во многом схож с фашистским. Ему также свойственна социальная демагогия, провозглашающая права, свободы и процветание, сочетающаяся с массовыми репрессиями. В тоталитарном государстве также насаждаюися вождизм, культ личности, господствуют одна идеология и одна партия, происходит сращивание государственного и партийного аппарата. Страна представляет собой казарму с жестким режимом и унифициорованной формой поведения граждан.

Авторитарный режим несколько «мягче” двух предыдущих. Он является как бы промежуточным режимом между демократическим и антидемократическим, переходным от одного к другому. Авторитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего государства. Однако государственная власть не имеет тоталитарного характера и полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. Нет единой обязательной для всех идеологии, одной господствующей партии, отсутствует массовый террор. Авторитарный режим появляется тогда, когда власти намерены приступить к реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху” (напремер, переход в Испании от фашизма к демократии, перестройка в СССР происходили в условиях авторитарных режимов).

В соответствии с многочисленной классификацией политические режимы подразделяютя на :

— деспотический, предполагающий практически неограниченную власть правителя и его обожествление;

— тиранический, основанный на власти тирана и безраздельном господстве произвола, насилия, бесправия;

— тоталитарный;

— фашистский;

— авторитарный;

— либерально-демократический, предполагающий осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;

— собственно демократический, провозглашающий и гарантирующий народовластие, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.

Цель изучения темы:ознакомиться с понятим формы государства, изучить виды форм государственного правления, устройства и режима, выяснить их признаки и отличия друг от друга, научиться по этим признакам определять форму конкретного государства и находить качественные различия между государствами.

Форма государства— это способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства представляет собой государственно-правовую конструкцию, состоящую из трех элементов:

— формы правления;

— формы государственного устройства;

— формы государственного режима.

Форма правления— это организация, порядок образования и взаимодействия высших органов государственной власти (парламента, главы государства и правительства). В зависимости от порядка замещения поста главы государства различают две разновидности формы правления — монархию и республику.

Монархия— это такая форма правления, при которой главой государства является лицо, получающее и передающее свой пост и титул, как правило, по наследству и пожизненно.

В настоящее время в мире существует около 30 монархий. Их разновидности определяются характером взаимоотношений монарха с иными высшими органами власти — парламентом и правительством:

1) абсолютная монархия (Оман, Катар, Саудовская Аравия). В руках монарха сосредоточена вся полнота власти, все иные органы власти формируются монархом и действуют под его руководством. В чистом виде сейчас таких монархий нет: в большинстве случаев они хотя бы формально имеют конституцию;

2) дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга). Власть делится между парламентом и монархом. Парламент принимает законы, но у монарха есть право абсолютного вето (отклонения законопроекта). Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответственность только перед ним;

3)парламентарная монархия (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к законопроектам (например, в Японии), либо фактически не применяет вето (например, в Великобритании). Главная отличительная черта парламентарной монархии — формирование правительства парламентом и ответственность правительства перед ним.

Ряд монархий занимает промежуточное положение между дуалистическими и парламентарными (Иордания, Марокко, Непал).

Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется представительными органами, избираемыми народом на определенный срок.

Большинство современных государств — республики. В зависимости от характера взаимоотношений между президентом, парламентом и правительством принято делить республики на такие разновидности:

1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается прямыми общенародными выборами (исключение составляют США, где президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним;

2) парламентарная республика (Венгрия, Германия, Индия, Италия). Президент избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан: парламентом или особым собранием, формируемым исключительно для выборов президента. Президент не является главой правительства и не свободен в его формировании. Фактически, главу и состав кабинета определяет парламент, точнее, партия, победившая на парламентских выборах и имеющая большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом;

3) смешанная (президентско-парламентарная) республика (Беларусь, Перу, Россия, Украина, Франция). Эта разновидность республики соединяет черты парламентарной и президентской республик. Выборы президента
производятся всенародным голосованием (как в президентской республике), но президент не возглавляет правительство (как в парламентарной республике). Правительство назначается президентом, но назначение премьер-министра требует согласия парламента. Правительство несет ответственность перед президентом, но и парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку правительства. Для смешанной республики характерно выведение поста президента за триаду законодательной, исполнительной и судебной власти: президент имеет самостоятельный статус.

Форма государственного устройства— это способ территориально-политического устройства государства, порядок взаимоотношений между государством и его отдельными частями. По форме государственного устройства все государства делятся на простые (унитарные) и сложные.

Простое (унитарное) государство — это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний).

Федерация — представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств (субъектов федерации) в единое союзное государство.

Конфедерация — это временный союз государств, созданный для достижения конкретной цели (например, завоевание независимости). В данном случае государства объединяют лишь отдельные направления своей деятельности (например, оборону, внешнюю политику, внешнюю торговлю). Развитие конфедерации подчинено «железному историческому закону»: она либо распадается на отдельные государства (Объединенная Арабская Республика 1958-1961 гг., распавшаяся на Египет и Сирию), либо эволюционирует в федерацию (США).

Форма государственного режима —это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Существует множество классификаций государственных режимов, из которых наиболее распространенная —
деление государств на демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные).

Характер государственного режима определяется не только правовыми нормами, но и существующей в стране политической системой, уровнем политической и правовой культуры населения. Однако определяющим фактором служит характер государственной власти.

Различают следующие разновидности форм государственного режима:

1) демократический режим, для которого характерны: реальность политических прав и свобод граждан; политический и идеологический плюрализм; формирование органов власти путем свободных всеобщих выборов; разделение властей; деятельность и власти, и оппозиции в строго конституционных рамках.

Такая разновидность государственного режима типична для государств Западной, Северной и Центральной Европы, Северной Америки. Отдельные параметры демократического режима достигнуты постсоциалистическими
странами;

2) антидемократический режим, который делится на авторитарный и тоталитарный.

2.1Характерными признаками авторитарного режимаявляются: ограничение объема политических прав и свобод; ограниченный политический и идеологический плюрализм (например, дозволено существование только двух партий); фактическое, а порой и формальное отсутствие разделения властей; недемократический характер выборов (отсутствие у избирателей реальной возможности выбора).

Авторитарный режим характерен для ряда развивающихся стран (Индонезия, Малайзия, Тайланд), хотя отдельные его элементы могут проявляться и в традиционно демократических государствах.

2.2 Тоталитарный режим. Его характерными чертами являются: принципиальный отказ от идеи естественных прав человека; приоритет государства в системе социальных ценностей; однопартийная политическая система и запрет на существование оппозиции; наличие общеобязательной государственной идеологии; формальность и декоративный характер выборов; принципиальное отвержение разделения властей.

Тоталитарный режим возможен как в высокоразвитом, так и в слаборазвитом обществе и государстве (нацистская Германия, фашистская Италия, СССР и страны «социалистического лагеря», некоторые современные африканские и азиатские государства).

Понятие «гражданское общество» отличается от понятия «общество». Общество как свойственный только человеку механизм общения и коллективной деятельности, возникло задолго до появления государства. Гражданское общество — это качественное состояние общества, сложившееся в ряде государств (прежде всего — западноевропейских) в Новое время. В досовременных государствах существовали только отдельные элементы гражданского общества (например, подчиненность государственных органов обществу в Древних Афинах, развитое частное право в Древнем Риме).

Гражданское общество— это сообщество свободных индивидов, негосударственных объединений граждан и сфера отношений между ними, независимая от государственного вмешательства. В широком смысле слова гражданское общество включает в себя все, до чего «не доходят руки» государства.

У гражданского общества, как сложного явления, есть своя структура, которую составляют:

1) свободные, равноправные, самостоятельные индивиды. В личностном отношении член гражданского общества — это свободный человек, обладающий чувством личного достоинства. В экономическом плане его самостоятельность проявляется в том, что он выступает одновременно как собственник и труженик. Он обладает средствами, необходимыми для нормального существования, и готов взять на себя риск ведения своего дела, ответственность за себя и свою семью. Политический аспект свободы индивида заключается в его независимости от государства и возможности участвовать в управлении государственными делами;

2) негосударственные объединения граждан (семья, церковь, партии, профсоюзы, клубы, движения). В гражданском обществе каждый имеет возможность удовлетворить извечную тягу человека к общению — по возрастным, интеллектуальным, экономическим, спортивным, религиозным, политическим интересам;

3) общественные отношения между индивидами и их объединениями, развивающиеся на основе равенства и самоуправления. Отношения в среде гражданского общества чрезвычайно многообразны: хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые, политические. Характерно, что здесь преобладают не вертикальные (по подчиненности), а горизонтальные (равнопартнерские и конкурентные) связи. В эту сферу деятельности людей государства вмешивается лишь тогда, когда обществу или отдельным людям грозит опасность, когда общество не может самостоятельно справиться с какой-то проблемой.

Таким образом, гражданское общество — это главным образом социально-экономическая и личная сфера жизнедеятельности людей, свободная от государственного вмешательства.

Гражданскому обществу соответствует тип государства, который именуют правовым. В этом смысле правовое государство — это система органов и институтов, которые гарантируют и защищают нормальное функционирование гражданского общества. Контроль гражданского общества над государством осуществляется при помощи политических партий (особенно оппозиционных), средств массовой информации, свободных демократических выборов.

Правовое государство— это такое государство, в котором наиболее полно обеспечены права и свободы личности, а государственная власть основана на праве, связана правом и осуществляется в правовых формах.

Основные признаки правового государства:

1) широкий спектр прав и свобод личности, гарантированных и обеспечиваемых государством, равенство граждан перед законом, доступность правовой защиты для каждого гражданина, ограничение вмешательства государства
в сферу частной инициативы;

2) верховенство правового закона в системе нормативно-правовых актов. Правовым является только такой закон, который содержит равную для всех меру свободы и справедливости. Иначе говоря, это справедливый и гуманный закон, перед которым все равны;

3) демократический, легальный способ формирования власти. Органы власти правового государства, как правило, формируются путем выборов, а назначения на государственные должности осуществляются с соблюдением законной процедуры. Свободные всеобщие выборы — важнейшее средство контроля общества над государственной властью. В правовом государстве невозможны государственные перевороты, закулисные сделки о формировании органов власти;

4) разделение властей. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная) формируется и действует в относительной независимости друг от друга. Разделение властей означает также наличие строго очерченного круга полномочий и границ деятельности для каждой из ветвей власти;

5) связанность власти правом. Власть правового государства действует по принципу «разрешено только то, что прямо дозволено законом». Правовое государство выступает в качестве такого типа государства, власть которого основана на праве, ограничивается с помощью права и осуществляется в правовых формах;

6) высокий уровень общей и правовой культуры граждан. Только в таком случае возможно сознательное, компетентное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, уважение к закону, правам и свободам сограждан;

7) взаимная ответственность государства и личности. Ответственность личности перед государством существует при любом типе государства. Но только в правовом государстве возможна ответственность государственной власти перед личностью в случае нарушения государством прав, свобод и законных интересов личности. Она реализуется при помощи подачи иска к государству и его органам, обращения в суд, в том числе и в международные судебные органы.

8) высокое положение суда в обществе и государстве. Суд должен быть арбитром во взаимоотношениях между гражданами и государством. Деятельность суда должна основываться на таких принципах, как коллегиальность, презумпция невиновности, состязательность, равенство сторон, обжалование принятых решений и др.

Вопросы для проверки и закрепления знаний:

— Назовите определение понятия «форма государства»;

— Перечислите элементы, образующие понятие «форма государства»;

— Назовите определение понятия «форма правления» и существующие виды форм правления;

— Укажите признаки, по которым формы правления можно отличить одну от другой;

— Назовите подвиды каждой из форм правления и признаки, по которым они различаются;

— Назовите определение понятия «форма государственного устройства»;

— Перечислите известные Вам виды форм государственного устройства;

— Укажите отличительные признаки разных форм государственного устройства;

— Назовите определение понятия «форма государственного режима»;

— Перечислите известные Вам формы государственного режима;

— Укажите признаки, по которым можно отличить один режим от другого;

— Назовите определение понятий «правовое государство» и «гражданское общество».

3.5.2 Понятие и элементы формы государства

Тип государства тесно связан с понятием формы государства. Форма государства определяет особенности его внутренней организации, его строение и всегда имеет самую непосредственную связь с государственной властью.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, характеризующих организацию государственной власти, ее устройство, а также приемы и методы ее осуществления.

Форма государства характеризуется: во-первых, порядком образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношением друг с другом и с населением; во-вторых, способом территориального устройства государства, соотношением между центральной и местной властью; втретьих, приемами и методами осуществления государственной власти.

Таким образом, форма государства включает в себя три элемента: форму государственного правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. Все три стороны формы государства составляют органическое единство.

Форма государства не является раз и навсегда установленной. Она изменяется под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов и во многом зависит от типа государства. Но четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти (например, буржуазное государство может быть как монархией, так и республикой), а с другой – государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму (например, республика характерна и для рабовладельческих государств, и для буржуазных). Кроме того, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, сословно-представительная монархия – принадлежность только феодального государства в определенный период его развития, парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства. Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, то есть в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе.

Своеобразие конкретной формы государства определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Таким образом, конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства, а также зависит от уровня его экономического развития, соотношения классовых, социальных сил, характера взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями, территориальных размеров и национального состава населения, а также культурных и исторических традиций.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет содержание.

3.5.3 Форма государственного правления

Форма правления – это порядок формирования и организации высших органов государственной власти. Данную сторону формы государства определяют: во-первых, структура и полномочия высших органов государственной власти; во-вторых, порядок их образования и взаимоотношений между собой; в-третьих, степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства.

Термин «монархия» – греческого происхождения, означает «единовластие». Для монархии характерен единоличный глава государства, который приобретает власть по наследству и пожизненно пользуется ею, представляет государство по своему усмотрению и не несет юридической ответственности перед населением. Монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные.

В абсолютных монархиях вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха, отсутствуют как представительные учреждения, ограничивающие ее, так и Конституция, народ не участвует в управлении государством и, следовательно, отсутствует контроль за верховной властью со стороны общества.

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена как законодательно, так и выборным органом – парламентом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают парламентарную и дуалистическую монархии.

В современных парламентарных монархиях (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды, Испания, Япония и др.) власть монарха законодательно ограничена практически во всех сферах деятельности и фактически символична. Законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, и несет ответственность перед ним. Лидер партии становится главой правительства. Указы монарха не имеют юридической силы без подписи главы правительства или соответствующего министра. В тоже время личность монарха неприкосновенна, он не несет никакой ответственности, за его действия отвечает кабинет министров.

Сохранение в настоящее время этой разновидности монархии, олицетворяющей единство нации, обусловлено верностью традициям и особенностями национального мышления.

Дуалистическая монархия является промежуточной формой между абсолютной и парламентарной. В руках монарха сосредоточено больше полномочий в сфере государственной власти. Власть носит двойственный характер, она фактически и юридически разделена между монархом и парламентом. Управление страной осуществляет монарх, формирующий путем назначения верхнюю палату парламента, а также правительство, которое несет ответственность перед монархом. Кроме того, монарху принадлежит значительная часть власти законодательной, что выражается в праве неограниченного роспуска парламента, издания указов, подменяющих собой законы, праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Источником власти в республике является народ, который избирает высшие представительные органы государства. Юридическими признаками республики являются выборность власти, ее срочность, зависимость от избирателей и ответственность перед ними.

Современные республики подразделяются на парламентские, президентские и смешанные.

В парламентских республиках (Италия, Германия, Индия, Турция, Израиль и др.) верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и формирует органы исполнительной власти. Правительство несет ответственность перед парламентом, которое может выразить ему недоверие, и тогда правительство уходит в отставку. Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности. В парламентских республиках может быть предусмотрена также должность президента, который не ответствен за действия правительства и не возглавляет его. Он избирается не народом, а парламентом или специально созданной коллегией. Функции президента носят формальный характер, большей реальной властью обладает глава правительства – премьер-министр, избираемый парламентом.

В парламентских республиках в государственном управлении реально воплощаются демократические начала, так как отсутствует единоначальный орган, обладающий широкой компетенцией. Но при многопартийной системе сложно осуществлять целенаправленную политику, поэтому часты правительственные кризисы.

Президентская республика (США, Мексика, Бразилия, Аргентина, Сирия, Филиппины и др.) характеризуется тем, что избранный населением глава государства одновременно является главой правительства и наделен реальными властными полномочиями. Президент по своему усмотрению формирует правительство, которое несет ответственность перед ним, а не перед парламентом. Президент может самостоятельно смещать членов правительства, имеет право отлагательного вето на законы, принимаемые в парламенте, право назначения референдума, введения чрезвычайного положения, является главнокомандующим вооруженных сил. Таким образом, полномочия главы государства в президентской республике более широкие, чем в парламентской. Государством фактически управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, так как в ее руках находится исполнительная власть.

При президентской республике высока эффективность государственного руководства обществом, более прочно положение правительства, обеспечивается большая степень политической стабильности. Но обширные полномочия президента могут привести к чрезмерной централизации власти и злоупотреблению ею.

Смешанная республика (Франция, Россия и др.) характеризуется сочетанием основных черт парламентской и президентской республик, отсутствием прямой юридической связи между президентом и правительством. Президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента. Но он, будучи главой государства, отделен от руководства исполнительной властью, которое возлагается на главу правительства. При этом повышается самостоятельность правительства. В формировании правительства участвует как президент, так и парламент, поэтому правительство имеет двойную ответственность – и перед парламентом, и перед президентом. В то же время в Конституции закрепляется возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом.

3.5.4 Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, выражающая характер взаимоотношений между составными частями государства и центральной властью.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутреннее устройство государства; каковы правовое положение этих частей и взаимоотношения их органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По структуре различаются унитарные и федеративные государства. Унитарное государство – это единое государство, простое по составу, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственности. Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют единую систему права и государственных органов. Компетенция высших органов не ограничена компетенцией местных органов.

Унитарные государства бывают простыми и сложными . Если простое состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир и др.), то сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай и др.). В случае создания унитарного государства в стране с многонациональным составом населения возможно преобразование отдельных административных единиц в автономии. Автономия – это право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств. Права у органов административной автономии несколько шире, чем у органов обычных административнотерриториальных единиц, но границы самостоятельности автономий устанавливают высшие органы государства.

Унитарные государства могут быть централизованными , в которых существует вертикальная система назначенных органов управления сверху донизу (Швеция, Дания, Турция и др.), децентрализованными (Италия, Испания, Япония и др.), в административно-территориальных единицах которых имеются только выборные органы местного самоуправления, и относительно децентрализованными (Франция, Сенегал и др.), в которых за местными избираемыми органами осуществляется административный контроль чиновником, назначаемым из центра.

Федерация – сложное, союзное государство, части которого обладают признаками государственности.

Федеративное государство может быть как многонациональным, так и мононациональным. В основе различия между унитарным и федеративным государствами лежит форма деления территорий и система организации органов государственной власти. Национальный состав населения также оказывает определенное влияние на форму государственного устройства. В настоящее время насчитывается около 20 федераций. При этом в зависимости от принципа формирования различают:

– административные федерации (США, ФРГ, Австрия, Австралия, Мексика, Бразилия, и др.), в основу деления территории которых положены объективные критерии: сложившиеся хозяйственно-политические связи, исторические традиции, плотность населения;

– национальные федерации (СССР, Эфиопия, Бельгия и др.), в основу деления территории которых положен субъективный фактор – национальный состав населения.

– национально-территориальные, в основу построения которых положена совокупность этих факторов (Россия).

Основное отличие между административно-территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

В федерации наличествует два уровня высших государственных органов, две системы законодательства – федерации и субъектов федерации. Парламент состоит из двух палат: верхняя отражает интересы субъектов федерации, нижняя избирается всем населением федерации. Суверенитет федерации в целом и субъекта федерации взаимно ограничивают друг друга, отношения между ними строятся на основе принципа «трех сфер полномочий». В соответствии с этим принципом существуют исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации и субъектов федерации, а также полномочия субъектов федерации.

Федерации, состоящие из обладающих одинаковыми полномочиями субъектов, называют симметричными. В случае различия правового статуса составных частей – это асимметричная федерация.

В основу нынешнего федеративного устройства России положен национально-территориальный и территориальный принципы. В составе Российской Федерации 89 субъектов, из них тридцать два субъекта образованы по национально-территориальному принципу и пятьдесят семь – по территориальному. Российская Федерация является асимметричной. Она имеет в своем составе три вида субъектов: государство, государственно-территориальные образования и национально-государственные образования.

Существуют также различные виды объединений государств.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических, социальных или военных задач. Конфедерация создается на добровольной договорной основе и в отличие от федерации единого государства не образует. Государства, объединившиеся в конфедерацию, не утрачивают своего суверенитета и имеют право свободного выхода из нее. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, бюджет, самостоятельно осуществлять власть на своей территории. Союзные органы создаются только по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и имеют лишь координирующие свойства. Конфедерации являются непрочными государственными образованиями и носят временный характер. В последующем они распадаются, или преобразуются в федеративное государство.

В последнее время формы межгосударственных объединений стали разнообразнее. По степени изменения элементов государств и способам выполнения их общих дел выделяются следующие виды межгосударственных объединений: содружество наций (Британское содружество); сообщества (Европейский Союз, объединения России с другими государствами); содружество независимых государств (СНГ); конфедерации (Сенегамбия, в прошлом США и Швейцария); универсальные объединения государств (ООН); институциональные межгосударственные объединения (Межпарламентский Союз); функционально-целевые объединения государств (Совет Европы, МОТ, ЮНЕСКО).

3.5.5 Государственный режим

Государственный режим – это совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Именно государственный режим позволяет определить истинное лицо государства, его связь с государствообразующим народом, отражает степень развития демократии в стране. Государственный режим определяется соотношением политических сил и зависит от того, какими методами осуществляется государственная власть. О виде государственного режима свидетельствуют следующие факторы: способ и порядок формирования органов государственной власти; порядок распределения компетенции между различными государственными органами и характер их взаимоотношений; степень реализованности и гарантированности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении государственных дел; степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

Государственные режимы в зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования делятся на демократические и антидемократические.

Демократический режим – это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов личности.

Признаки демократического режима:

– участие населения в осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии;

– выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

– преобладание методов убеждения, компромисса;

– господство закона во всех сферах общественной жизни;

– политический и идеологический плюрализм;

– разделение властей;

– закрепление и обеспечение прав человека и гражданина;

– наличие гражданского общества.

Уровень развития демократии может быть различным. Он зависит от степени представительства всех слоев населения в выборном органе власти и возможности народа непосредственно влиять на принятие решений органами государственной власти.

Разновидностью демократического режима является режим либеральный. Он формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. При этом создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, и не всегда действует правовой режим.

Антидемократический режим – это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства.

Для антидемократического режима характерно ограничение прав и свобод граждан; отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением государственной власти; сосредоточение власти в руках одного органа или одного лица (группы лиц); командно-административные, диктаторские методы осуществления государственной власти; отсутствие или ограничение деятельности оппозиционных партий; господство одной официальной идеологии, одной политической партии; ограничение сферы гражданского общества.

В зависимости от степени ограничения демократии антидемократические режимы подразделяются на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни, полным подчинением граждан государственной власти и господствующей идеологии. Власть находится в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от власти и управления. Личность как таковая в деятельности органов государства игнорируется, государство активно вмешивается в ее частную жизнь.

Авторитарный режим отличается от тоталитарного наличием ограниченных элементов демократизма и законности. Он основан на личной или классовой диктатуре. Власть сконцентрирована в руках одного человека или одного органа и не контролируется народом. При этом проявляется культ личности и подавление инакомыслящих. Представительные органы сохраняются, но выборы являются формальностью, поскольку деятельность политической оппозиции практически прекращена. Конституционные права граждан открыто нарушаются.

На разных исторических этапах формировались различные государственные режимы. Так, периоду рабовладения были присущи деспотический, тиранический, аристократический, олигархический режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, клерикально-феодальный, режим «феодальной демократии», «просвещенного абсолютизма», милитаристско-полицейский. При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, корпоративный, диктаторский, клерикальнофундаменталистский. В социалистических государствах существовали режимы народно-демократический, авторитарный, тоталитарный, режим диктатуры пролетариата. В настоящее время также существуют различные виды государственных режимов: от военно-диктаторского, авторитарного, до либеральнодемократического и демократического.

Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социальнополитической среде. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства, определяет ее роль в государственно-правовом механизме, социально-политическую значимость, а также указывает на ее известную организационную законченность. Он выступает в качестве важнейшей составной части формы государства и позволяет раскрыть сущность государства.

Добавить комментарий