1 понятие финансов

Понятие финансов, их особенности, функции.

Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач.

Финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов и доходов государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.
Признаки финансов:

— распределительный характер отношений

-односторонний характер движения денежных средств

-создание денежных фондов государства

Принципы финансов:

— единство законодательной и нормативно-правовой базы, единство денежной, кредитной и налоговых систем, унификация форм финансовой документации и отчетности

-принцип сбалансированности

-целевая направленность финансов

-диверсификация источников финансирования и направления вложения средств

Финансы выступают всегда в денежной форме, однако денежные отношения не исчерпываются финансами, они находятся в различных плоскостях. Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда и др., носящих главным образом эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

Сущность финансов как экономической категории раскрывается не в их количественной стороне, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при их функционировании (т. е. в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, которые в свою очередь обусловлены процессом распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и части национального дохода страны).


Функции финансов:

1) распределительная — способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2) контрольная — заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране;

3) регулирующая функция — эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

4) стабилизационная функция — обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.

Функциях выражают сущность финансов и их социально-экономическую роль. При посредстве финансов происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики, регионами, формами собственности, социальными группами), а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Финансы как экономическая и правовая категории.

В качестве экономической категории финансы рассматриваются как совокупность экономических отношений, образующихся в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов. Финансы как целостная экономическая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

В правом смысле слова финансы — это общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, урегулированные нормами права. Финансы как правовая категория могут рассматриваться в двух аспектах:

а) в широком (межотраслевом);

б) в узком (финансово-правовом).

В первом значении финансы (или отдельные их аспекты, стороны) востребованы многими отраслями права и имеют общеотраслевое значение. Например, понятие цены, стоимости, дохода и т. д. — это отношения, регулирующиеся и гражданским, и финансовым, и административным, и трудовым правом, и иными его отраслями. Во втором случае речь идет о публичном значении финансов, исключительно о денежных фондах государства и территориальных громад. В этой ситуации общеотраслевые понятия, категории приобретают специально-отраслевой характер и значение, выражают специфические, однородные финансово-правовые отношения. Общеотраслевые категории дохода, стоимости, цены приобретают финансово-правовое значение.

Определение финансов

Термин «финансы» в переводе с латинского означает «денежный платеж». Через движение финансовых средств выражается одна из хозяйственных функций общества, которая заключается в обслуживании обменных отношений между людьми, а также для других экономических зада, встающих перед субъектами. Экономическая система опирается на производственный процесс, который всегда сопровождается встречным потоком денежных средств.

Замечание 1

Под финансами подразумеваются денежные экономические отношения, возникающие при распределении и накоплении денежных средств государством, хозяйствующими субъектами, домашними хозяйствами в целях производственного расширения, удовлетворения социальных нужд, а также для распределения общественного продукта и удовлетворения потребностей населения. Основными признаками финансов можно назвать стремление к распределению, однонаправленное движение денежных потоков, создание государственных фондов.

Для того, чтобы финансовая сфера отношений в стране оптимально функционировала необходимо соблюдать такие принципы, как единство регулирующей и законодательной базы, сбалансированность, целевую направленность и диверсификацию источников денежных средств.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Понятие финансов 440 руб.
  • Реферат Понятие финансов 280 руб.
  • Контрольная работа Понятие финансов 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Среди функций финансов можно выделить:

  1. Главная из них – это распределение средств между отраслями народного хозяйства. Это способствует оптимизации производственной деятельности. На макроэкономическом уровне происходит распределение общественного продукта и национального дохода.
  2. Функция контроля заключается в том, что через организацию денежных потоков государство может контролировать их работу и правильность их использования. Через финансы можно воздействовать на производство и распределение социальных благ.
  3. Функция регулирования позволяет государству вмешиваться в хозяйственные процессы внутри национальной экономики. Для этих целей используется планирование и регулирование фондового рынка.
  4. Функция стабилизации дает возможность уравновесить положение населения и субъектов хозяйствования в существующих условиях.

Таким образом, через финансы государство может воздействовать на макроэкономические показатели, контролировать объемы выпуска и спроса, оптимизировать внутренние процессы в экономике страны.

Понятие финансовых ресурсов

Любой субъект в рамках экономических отношений стремится к максимизации собственных доходов. При планировании будущей деятельности экономические агенты, прежде всего, проводят оценку имеющихся финансовых средств и их потенциал. На макроэкономическом уровне данная процедура приобретает целевой и программный характер. Именно здесь говорится о «финансовых ресурсах», которые возникают в процессе распределения и накопления денежных средств с дальнейшим их целевым применением. Они могут применяться для достижения конкретных целей в социальной, экономической, политической, культурной и других сфера жизни страны.

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются накопленные средства, которые используются для определенных запланированных целей. При этом финансовые ресурсы обслуживают все направления хозяйственной деятельности, начиная с этапа их возникновения и распределения и до непосредственного применения в той или иной сфере деятельности. Финансы напрямую зависят от доходов, которые проходят три стадии:

  • На первом этапе доходы образуются от выручки в ходе реализации продукции или услуг. Обычно здесь выделяют часть средств обеспечение беспрерывности производства. Доход формируется вследствие расширения производства.
  • На втором этапе происходит распределение доходов. Полученные от реализации средства направляются в инвестиции в следующий производственный цикл, на личное или конечное потребление, а также для выплаты обязательных налогов и сборов в пользу государства.
  • На последнем этапе осуществляется реализация самих доходов, часть из них может уходить в сбережения.

Всегда существует относительное равновесие между существующими этапами распределения доходов. Оно представлено равенством между общим доходом от реализации и суммой сбережений и конечных доходов.

Замечание 2

На распределение финансов в системе влияют не только доходы, но и существующие цены. Чем сильнее колебание цен, например, в период инфляции, тем сильнее колеблются доходы в денежных средствах.

Принцип распределения финансов в экономической системе

Главная функция финансов заключается в распределении денежных средств внутри подсистем национальной хозяйственной структуры. При этом финансы формируются разрозненно действующими субъектами. Для того, чтобы привлечь крупных инвесторов, необходимо эти средства объединить. Для этого в финансовой системе существуют посредники, непосредственно взаимодействующие с финансами, а также осуществляющие свою хозяйственную деятельность за счет их управления и распределения. К таким посредникам относят:

  • банки;
  • фонды инвестиционные и паевые;
  • различные компании, осуществляющие инвестиции;
  • сберегательные ассоциации и другие.

Основная их функция заключается в накоплении денежных средств за счет размещения сбережений субъектов на собственных счетах, за это они выплачивают экономическим агентам процент за пользование средствами. Доход финансовых компаний формируется за счет разницы между процентом, который выплачивается за предоставленный ресурс, и процентом, получаемым существующим ресурсам. Владельцы денег так же могут вкладываться в фондовые инструменты и пользоваться услугами профессиональных посредников, таких как, брокеры и дилеры.

В настоящее время финансовый рынок достиг того развития, когда субъект может выбрать наиболее подходящие методы размещения собственных средств, составить инвестиционный портфель с инструментами различной степени ликвидности. Разнообразие услуг в сфере финансов не только привлекает новых клиентов, но также дает возможность оптимизировать деятельность экономических агентов.

Таким образом, распределение финансов является одной из важнейших сфер деятельности на уровне национальной хозяйственной системы. Успешность функционирования данной подсистемы влияет на стабильность экономики страны и потенциала ее роста.

Понятие и функции финансов

История человечества — это история развития экономических процессов. В ходе эволюции человечество прошло долгий и сложный путь от простого товарообмена к товарно-денежным отношениям. Но на любом этапе развития государство уделяло самое пристальное внимание формированию собственных доходов, образующих специальные денежные фонды. Казна государства являлась свидетельством его могущества, показателем его экономического развития. Приходя к власти, любой правитель (царь, император и др.) в первую очередь вызывал к себе казначея, чтобы справиться о состоянии государственной казны, в зависимости от которого строилась дальнейшая деятельность государства.

С XVIII в. в экономической литературе появился термин «финансы», который вначале обозначал все денежные средства государства. Однако в настоящее время понятие финансов несколько расширилось. Финансы (от лат. — наличность, доход) — это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования. Сами финансы не могут существовать отдельно от отношений, способствующих их формированию, поэтому в их понятие включается и специально созданная государством система. Она обеспечивает постоянный и планомерный процесс создания, распределения и использования финансов. По своему материальному содержанию финансы представляют собой фонды денежных средств.

Роль финансов в государстве определяется их ключевым положением: во-первых, они связаны с общественными экономическими отношениями и являются их регулятором; во-вторых, они влияют на финансовую политику государства. История государств показывает, что ошибки, допущенные в отношении финансов, могут привести к тяжелым экономическим и политическим последствиям. Финансовые кризисы самые труднопреодолимые и охватывают все сферы государственной и общественной жизни, а в некоторых случаях выходят за рамки государства и влияют на мировой рынок («Великая депрессия» США 1930-х гг., финансовый кризис Японии 1970-х гг., энергетический кризис в Европе 1980-х гг., кризис СССР 1990-х гг., финансовый кризис в России 1998 г.).

Финансы — это в первую очередь денежные средства, что оп-ределяет их роль в экономическом развитии государства. Обладая достаточными финансовыми ресурсами, можно успешно решать самые сложные задачи в любых направлениях — экономике, социальной сфере и т.д. В то же время, создавая систему их формирования, распределения и использования, государство тем самым охраняет свои финансы. С древних времен за совершение таких преступлений, как казнокрадство, изготовление фальшивых монет, применялось суровое наказание, поскольку эти действия наносили серьезный ущерб государству. Известен факт, когда в ходе военных действий в годы Первой мировой войны кайзеровская Германия осуществила изготовление и распространение фальшивых фунтов стерлингов на территории Великобритании, нанеся тем самым серьезный удар по экономической системе государства, его финансам.

Как видно из определения, финансы подразделяются на два основных вида: государственные и частные (финансы предприятий). Они имеют существенные различия, но и взаимосвязаны между собой. Так, французский юрист Поль Мари Годме писал: «Ни в коем случае не следует забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики… Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и дей-ствиями публичной власти».

Отличие государственных финансов от частных можно свести к следующему:

  1. государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогообложения в отличие от частных лиц;
  2. государственные финансы тесно связаны с денежной системой, которая управляется государством и не зависит от воли частного лица, распоряжающегося своими финансами;
  3. государственные финансы ориентированы на обеспечение общественных интересов, а частные — на получение прибыли;
  4. размеры государственных финансов намного больше частных;
  5. государство посредством принудительных действий может изъять частные финансы в свою собственность (национализация, конфискация и т.п.).

В то же время установлена неразрывная взаимосвязь между государственными и частными финансами. Состояние и объем частных финансов оказывают влияние на уровень доходов государства, а в некоторых случаях государственные финансы практически целиком зависят от частных. Однако в истории были и страны, финансы которых состояли только из государственных (например, СССР), в настоящее время такое положение существует лишь в нескольких странах (КНДР, Куба). Так или иначе государственные финансы обладают приоритетом перед частными, поскольку именно посредством государственных доходов можно воздействовать на экономическую конъюнктуру рынка.

Финансы осуществляют четыре основные функции:

  • распределительную;
  • контрольную;
  • стимулирующую;
  • информационную.

Посредством финансов распределяются валовой общественный продукт и национальный доход, что позволяет государству обеспечить постоянное и эффективное развитие всех отраслей экономики. Одновременно финансы служат инструментом регулирования рыночных отношений. Определяя основные направления де-нежных потоков, государство обеспечивает свое функционирование и выполнение различных задач. Распределительная функция финансов проявляется и в виде планирования доходов и расходов государства, предприятий.

С помощью финансов обеспечивается контроль производства и распределения материальных благ. Контрольная функция финансов позволяет регулировать рыночные процессы, в частности во-просы соотношения спроса и предложения, ценообразования, наличия отдельных товаров на рынке (при их нехватке — восстановить соответствующий баланс). В то же время посредством государственных финансов обеспечивается и контроль доходов частных предприятий, граждан.

Финансы являются средством стимулирования развития государства и общества. Вкладывая денежные средства в приоритетные направления, государство обеспечивает получение дополнительных доходов, которые затем могут быть использованы для осуществления других экономических программ. Стимулирующая функция особенно ярко проявляется в сфере налогообложения, когда государство путем изъятия части прибыли (доходов) либо ограничивает процесс расширения производства, либо путем предоставления определенных льгот стимулирует развитие хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и организаций.

Финансы выполняют и информационную функцию. Так, состояние финансов дает возможность определить финансовое положение предприятий и даже целых отраслей. Проявление же негативных явлений в различных сферах, как правило, вызвано недостаточным финансированием или другими проблемами, что побуждает государство анализировать данную информацию и принимать соответствующие меры. Информация о доходах и расходах предприятий и организаций также позволяет определить основные направления государственной бюджетной и налоговой политики.

Финансовая система

Финансы составляют целостную, определенную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы охватывают своим воздействием многообразные потребности общества, всю экономику и социальную сферу страны. Под финансовой системой понимают:

  • совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
  • совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Каждое государство имеет свою финансовую систему, характеризующуюся определенными признаками, а именно:

  • все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
  • в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно появление новых институтов или прекращение действующих);
  • объем каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства;
  • взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними. При этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное;
  • в финансовой системе должен поддерживаться определенный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.

Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

  • государственные финансы;
  • местные финансы;
  • финансы хозяйствующих субъектов;
  • фонды страхования;
  • кредит (государственный и банковский).

В более широком смысле финансовую систему государства можно определить как основанную на экономико-правовых отношениях совокупность бюджетной системы, системы финансов предприятий, страховой и кредитной системы.

Финансовая система — это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего государственного организма. Каждый институт финансовой системы подразделяется на пединституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в структуру государственных финансов входят бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды. Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги. Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет как финансы коммерческих предприятий и организаций, так и финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций. В сфере страхования действуют такие пединституты, как личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование, а также такой элемент, как инвестирование части страхового фонда. Институт кредитования представляет государственный кредит и отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств кредитными организациями. При этом пединститут финансовой системы — государственный кредит — включает в себя такие элементы, как внутренние и внешние займы, образующие государственный долг. Государственный кредит применяется в первую очередь при дефиците бюджета. Банковский кредит — многосторонняя деятельность специально созданных организаций, которые, привлекая средства юридических и физических лиц для создания соответствующих фондов, перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам.

Как совокупность государственных органов финансовая система Российской Федерации представляет собой специальную группу финансовых органов и кредитных организаций. Во главе финансовых органов стоит Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий единую государственную денежно- кредитную политику.

Таким образом, финансовая система государства — это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.

Понятие и особенности финансовой деятельности

Финансы и финансовая деятельность тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что сами финансы не могут образовываться без финансовой деятельности, а финансовая деятельность в первую очередь направлена на формирование денежных фондов.

Финансовая деятельность государства — это деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функциони-рование государства на каждом этапе его развития. Финансовая деятельность как особый вид государственной деятельности прежде всего направлена на создание, распределение и использование фондов денежных средств, находящихся на праве собственности у государства.

Финансовая деятельность — это обязательно плановая деятельность, поскольку постоянное изыскание государством дополнительных средств для пополнения доходов с одновременной корректировкой расходов может дать положительный результат только при четком планировании. Например, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже начинают планировать финансовую деятельность на следующий год. Конечной целью финансового планирования является достижение баланса по каждому денежному фонду.

Все денежные фонды в государстве делятся на централизованные и децентрализованные. К централизованным денежным фондам относятся фонды денежных средств, формирующиеся в бюджетной системе государства. Они создаются на определенной тер-ритории (например, республики, области, района и т.д.) и используются на нужды данной территории. Основными централизованными фондами являются: бюджет государства, бюджеты субъектов и местные бюджеты. Децентрализованные фонды — это денежные фонды предприятий и организаций всех форм собственности, которые образуются за счет собственных ресурсов, заемных средств и используются на производственные и иные цели. Формирование децентрализованных фондов осуществляется только после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Централизованные и децентрализованные фонды, несмотря на то что создаются отдельно друг от друга, тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что централизованные фонды получают из децентрализованных денежные средства, а в определенных случаях осуществляют и обратный процесс финансирования отдельных предприятий. В то же время приоритет централизованных фондов вызван тем, что государство регламентирует условия их формирования и осуществляет контроль создания, распределения и использования этих фондов.

Финансовой деятельности свойственны организационно-правовые особенности:

  • финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной — в пределах имеющихся у них полномочий;
  • финансовая деятельность носит межотраслевой характер, т.е. охватывает все сферы экономики. Так, осуществление финансовой деятельности в какой-либо одной отрасли экономики практически невозможно, поскольку она тесно связана с другими отраслями (например, финансируя сельское хозяйство, государство вынуждено направлять денежные средства и на развитие машиностроения, химической промышленности и др.);
  • финансовая деятельность является предметом ведения как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Предметом ведения Российской Федерации являются установление основ бюджетной, налоговой, кредитной, валютной политики, а также федеральные банки и денежная эмиссия. В предмет ведения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления входят принятие и исполнение собственных бюджетов, создание региональных и местных вне-бюджетных фондов и др. В то же время финансовая деятельность в определенных направлениях является предметом совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности в сфере финансирования определенных видов расходов.

Финансовая деятельность государства напрямую зависит от целого ряда факторов. К таким факторам следует отнести:

  • задачи государства на определенном этапе. Государство может ставить на конкретный период задачи по развитию и совершенствованию различных сфер деятельности (тяжелой индустрии, науки, образования и т.п.) и в соответствии с ними осуществлять финансовую деятельность;
  • состояние экономики, которое позволяет осуществить финансовую деятельность в той или иной степени и успешно решить поставленные задачи. Одновременно и финансовая деятельность может ускорять или сдерживать экономическое развитие;
  • объем финансовых ресурсов. Государство основывает свою финансовую деятельность на реальных возможностях и реальных ресурсах, находящихся в его распоряжении, а также на привлеченных средствах;
  • уровень собираемости налогов. Так как налоги формируют значительную часть доходов бюджета, государство в своей финансовой деятельности исходит из объемов налоговых поступлений. В то же время снижение уровня налоговых поступлений за счет предоставления льгот или кредитов (в первую очередь для расширения производства, его реконструкции, технического перевооружения) также влияет на масштабы финансовой деятельности;
  • внешнеэкономический фактор. В значительной степени его влияние сказывается на внешнеэкономической деятельности, однако и внутри государства этот фактор может повлиять на экономические процессы и финансовую деятельность. Так, в Российской Федерации такой внешнеэкономический фактор, как цена на нефть на мировом рынке, имеет исключительное значение для формирования доходов бюджета.

Существуют и другие факторы, влияющие на финансовую дея-тельность государства.

Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность

Финансовую деятельность осуществляют практически все органы государства, однако среди них можно выделить две основные группы органов:

  • органы общей компетенции;
  • органы специальной компетенции.

К первой группе относятся высшие законодательные и исполнительные органы, которые наряду со своими общими функциями руководят всеми финансами, денежно-кредитной системой, осуществляют валютное и таможенное регулирование (ст. 71, 75 Конституции РФ).

Законодательные органы в лице Федерального Собрания, представительных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и осуществляют контроль за их исполнением (ст. 153 Бюджетного кодекса РФ).

Исполнительные органы в лице Правительства Российской Фе-дерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления осуществляют разработку проектов бюджетов и обеспечивают их исполнение, а также решают другие финансовые вопросы (ст. 114 Конституции РФ).

В финансовой деятельности принимает участие и Президент Российской Федерации. Он издает указы по финансовым вопросам, выступает с Бюджетным посланием, распоряжается резервным фондом, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете (ст. 82, 170, 209 Бюджетного кодекса РФ).

Вторую группу государственных органов, осуществляющих фи-нансовую деятельность, составляют государственные органы, для которых финансовая деятельность является основной. Они специально созданы для проведения финансовой деятельности и финансового контроля в государстве.

Органы специальной компетенции возглавляет Министерство финансов Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации образованы республиканские министерства финансов или финансовые управления. В органах местного самоуправления финансовую деятельность осуществляют финансовые отделы или объединенные бухгалтерии.

Основная роль в сфере финансовой деятельности Российской Федерации отводится Министерству финансов Российской Федерации. Министерство финансов обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Рос-сийской Федерации и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

  • вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
  • на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:
    • порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;
    • порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
    • порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;
    • формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
    • акты, устанавливающие максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;
    • порядок и условия включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;
    • форма требования об уплате таможенных платежей;
    • отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;
    • условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг;
    • порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
    • порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;
    • акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
    • формы и сроки представления отчетности о лотереях;
    • требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщиков и др.;
  • осуществляет:
    • составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
    • открытие в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета;
    • ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
    • организацию распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;
    • выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
    • управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;
    • ведение переговоров и подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;
    • сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;
    • организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами госу-дарственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации имеет право:

  • запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
  • учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб;
  • привлекать для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
  • учреждать печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов и официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства и подведомственных ему федеральных служб.

Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр финансов Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы. Министр финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномо-чий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Он издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства — приказы ненормативного характера.

В сфере банковской деятельности (одной из разновидностей финансовой деятельности) главным органом специальной компетенции является Центральный банк Российской Федерации {Банк России). Совместно с Правительством Российской Федерации он определяет политику государства в области денежного обращения, руководит кредитной системой, монопольно осуществляет эмиссию денег. На Центральный банк Российской Федерации возложены и контрольные функции деятельности коммерческих банков, в том числе их лицензирование. Через специально со-зданный расчетно-кассовый центр (РКЦ) Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль всех расчетов коммерческих банков.

В системе органов специальной компетенции следует выделить группу органов, занимающихся контролем в сфере финансовой дея-тельности государства. К таким органам относятся:

  • Счетная палата Российской Федерации, образованная для усиления контроля со стороны Федерального Собрания Российской Федерации за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;
  • входящие в структуру Министерства финансов Российской Федерации:
    • Федеральная налоговая служба, в функции которой входит осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в со-ответствующий бюджет налогов и сборов, а также за соблюдением валютного законодательства;
    • Федеральная служба страхового надзора, осуществляющая контроль и надзор за соблюдением страхового законодательства субъектами страхового дела, в том числе проведение проверок их деятельности на местах;
    • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, в полномочия которой входит контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
    • Федеральная служба по финансовому мониторингу, образованная в целях осуществления контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения этого законодательства;
    • Федеральное казначейство, имеющее статус федеральной службы, в полномочия которой входит обеспечение эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, осуществление контроля за накоплением и использованием бюджетных и внебюджетных фондов, а также за состоянием государственной казны и всеми государственными денежными накоплениями;
  • другие министерства и федеральные службы, на которые возложены отдельные полномочия по контролю в сфере финансовой деятельности (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам).

Следует отметить, что в связи с изменениями экономических задач и финансовой политики государства система органов специальной компетенции часто реформируется.

Понятие «финансы». Финансовая система Российской Федерации

Термин «финансы» происходит от лат. finare (finire) — окончание, урегулирование спора (обычно денежного). От него происходит понятие «financia» — обязательная уплата денег или денежный платеж вообще. С XVII в. термин «финансы» получает международное признание и применяется для наименования всех отношений, связанных с доходами и расходами государства (неправильно применять этот термин к частным имущественным, в том числе денежным, отношениям, поскольку с финансами, как минимум, обязательно связано участие государства, как одной из сторон правоотношений).

В экономической литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах — как совокупность:

  • экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

В правовой литературе понятие «финансы» обычно рассматривается как общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, связанных с общественно-государственными интересами, и урегулированные нормами права. Но главным образом термин «финансы» употребляется тогда, когда речь заходит о доходах, расходах и долгах государства и иного государственного образования (например, субъекта РФ). В таких случаях используются понятия «государственные финансы», «финансы страны», «денежное хозяйство» и т.д. В целом понятие «финансы» трактуется в широком и узком смыслах: в первом случае речь идет о государственно-правовых отношениях, во втором — о денежных средствах.

Основное интегрированное понятие можно сформулировать так: финансы — это регулируемое государством денежное хозяйство страны и возникающие на его основе посредством денежного обращения финансовые отношения, в рамках которых создаются и расходуются различные фонды денежных средств, необходимые для обеспечения публичных (общественных) интересов.

Основные признаки понятия «финансы»:

  • денежное хозяйство регулируется и контролируется государством;
  • объективируется исключительно в денежных средствах;
  • движение финансов обеспечивается денежным обращением;
  • формируются денежные фонды, необходимые для поддержания и развития финансово-экономической основы государственного суверенитета, реализации государственных функций;
  • обеспечиваются наиболее важные публичные (общественные) интересы, которые не могут быть обеспечены посредством частных денежных фондов.

Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных институтов (бюджет, налоги, кредит, страхование и др.) и совокупность соответствующих государственных органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.

Под финансовой системой понимается совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих публичных денежных фондов, а также система государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Финансовую систему России составляют следующие элементы:

  • бюджеты всех уровней;
  • федеральные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования), внебюджетные фонды субъектов РФ и муниципальных образований;
  • налоги и сборы;
  • страховое дело;
  • кредиты;
  • банковская система;
  • валютные отношения;
  • органы финансовой власти (ФС РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Центральный банк Российской Федерации, другие органы публичной власти субъектов РФ и муниципальных образований);
  • федеральные органы финансового управления и контроля (Минфин РФ, Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Росфинмониторинг, Росфиннадзор, ФСФР, ФНС, Центральный банк Российской Федерации1Центральный банк Российской Федерации (Банк России) имеет особый статус, позволяющий ему по-разному участвовать во властных и управленческих отношениях.), органы финансового управления и контроля субъектов РФ и муниципальных образований.

Центральное место в финансовой системе занимают публичные финансы, к которым, если иметь в виду Россию, относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований2Поскольку государственная и муниципальная власть относятся к разновидностям единой публичной власти (в соответствии с Конституцией России государственная власть осуществляется на уровне Федерации и на уровне субъектов Федерации, а муниципальная власть — на уровне муниципальных образований) и имея в виду достаточно устойчивые традиции в отечественном правоведении, в дальнейшем в понятие «государство» и производные от него термины включаем все публично-территориальные образования (Россия, субъекты РФ, муниципальные образования), если не оговариваем иное. В этом контексте понятие «государственная власть» тождественно понятию «публичная власть». Равным образом это касается органов государственной (публичной) власти и управления..

Государственные (публичные) финансы — это те денежные средства, которыми распоряжаются органы государственной власти и местные органы. Сюда относятся денежные средства федерального, региональных и муниципальных (местных) бюджетов, государственных внебюджетных фондов, денежные средства государственных и муниципальных предприятии и учреждений.

Государственные (публичные) финансы подразделяются на централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно обусловлены.

К централизованным государственным финансам относятся денежные средства, поступающие в прямое распоряжение органов государственной власти.

Эти денежные средства аккумулируются в бюджетах всех уровней и используются для удовлетворения общих нужд территориальных образований: поселения, района, города, области (края), государства в целом. Общими нуждами являются охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.

К децентрализованным государственным финансам относятся финансы государственных (муниципальных) унитарных предприятий и учреждений, создаваемых государством (например, ГУП «Олимпстрой», ГУП «Почта России», МУП «Трамвайно-троллейбусное управление» и т.д.). Эти финансы не находятся в прямом распоряжении органов власти — ими непосредственно распоряжаются сами государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, но они делают это исключительно в интересах всего общества.

Что касается частных денежных средств (фондов), то их оборот осуществляется на основе прежде всего ГК РФ. Нормы ГК РФ, как будет показано, активно используются и при обороте государственных финансов, однако принципиально важно то, что в последнем случае главенствующими являются нормы иных законов (БК РФ, НК РФ, законодательство о Центральном банке РФ и т.д.), а ГК РФ, как правило, используется в качестве механизма реализации оборота государственных финансов.

3.5 (70%) 150 vote

Слово «финансы» слышал каждый. Многие уверены, что это понятие означает просто деньги и всё. Но суть этого слова несколько глубже, чем деньги. В этой статье мы поговорим про функции финансов, рынки, услуги и инвестиции.

Оглавление
1. Что такое финансы простыми словами
2. Функции финансов

3. Финансовые рынки и услуги
4. Финансовые инвестиции

Что такое финансы простыми словами

Финансы (от лат. «financia» — наличность, доход) — это совокупность материальных ресурсов. Финансы могут принадлежать физическому лицу, бизнесу, государству. На бытовом уровне для каждого из нас финансы означают «денежные средства».

Есть множество и других определений. Например:

  • Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования различных денежных фондов.
  • Финансы – это деньги в движении.

Глагол «финансировать» означает «снабжать деньгами».

В науке существует дисциплина «финансы», которая изучает деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Управление финансами банка изучается в рамках науки банковское дело. Финансовые рынки изучает наука финансовая экономика.

Финансовые ресурсы – это все возможные доступные средства, которые имеются в распоряжении для выделения денег.

Финансы можно разделить на условно на два вида:

  1. Государственные/муниципальные;
  2. Личные/семейные;

Функции финансов

У финансов есть целый ряд важных функций, без которых никакая экономика бы не смогла работать.

  1. Распределительная. Деньги распределяются в разные отрасли и сектора, чтобы все работали и создавали блага.
  2. Контрольная. Контролировать процессы и развитие экономики.
  3. Стабилизирующая. Поддержание стабильности в стране и жизни каждого человека.
  4. Регулирующая. Наведение порядка в обществе.
  5. Стимулирующая. За хороший труд, идеи и прочее — как известно хорошо платят.
  6. Инвестиционная. Финансирование развивающихся и необходимых проектов.

Ключевой орган управления финансами – «Министерство финансов». В его задачи входит:

  1. Составление бюджета страны.
  2. Перераспределение средств между различными отраслями.
  3. Федеральный бюджет.
  4. Составление методологий для бухгалтерского учета, аудита и отчетности в пределах РФ.
  5. Разработка законов связанных с финансированием.

Финансовые рынки и услуги

В обществе принято разделять следующие финансовые услуги:

  1. Банковские услуги;
  2. Инвестиционно-банковские услуги;
  3. Страховые услуги;
  4. Лизинговые услуги;
  5. Факторинговые услуги;

Дадим ещё определения, без которых обзор финансов был бы не полным.

Финансовый рынок — условное обозначение места для проведения торговли финансовыми активами, чаще всего имеется ввиду биржа. Существуют следующие рынки:

  • Денежный рынок — процесс получения денег в кредит или наоборот открытие вклада. Другими словами, это рынок денег и обязательств.
  • Рынок ценных бумаг или фондовый рынок — торговля самыми популярными и ликвидными бумагами: акции, облигации, фьючерсы, опционы (нельзя назвать ценной бумагой, но его приобретение напрямую связано с поставкой реальных акций).
  • Рынок облигаций.
  • Валютный рынок.
  • Производный рынок.
  • Рынок страхования.
  • Товарный рынок.
  • Сырьевой рынок.
  • Фьючерсный рынок.

Финансовые инвестиции

Экономика страны не сможет должным образом функционировать без денежных потоков, вливаний. Финансы это средства для достижения блага. В этой главе мы рассмотрим варианты для инвестирования частного лица. Более подробно вопрос инвестиций рассмотрен в отдельной статьях:

  • Во что вложить деньги;
  • Инвестиции в ценные бумаги — подробное руководство;

Современный мир предлагает множество возможностей инвесторам для инвестирования. Есть гарантированные варианты с небольшим доходом и отсутствием риска. Есть более рискованные варианты, где можно как заработать, так и потерять. Инвестор в зависимости от целей и склада ума выбирает самостоятельно подходящий для него рынок. Например, стало модно копить на пенсию, создать пассивный доход и жить на дивиденды.

Большинство составляют инвестиционные портфели, как один из самых логичных и здравых подходов к инвестированию. С одной стороны мы стремимся получать доход, который превзойдет инфляцию, но при этом не принимая большие риски. За счёт включения нескольких активов в портфель создаётся диверсификация риска (снижение риска отдельных компаний).

Итак, для частного лица хорошим вложениями являются:

1 Акции компании. Традиционно акции считаются самыми прибыльным инструментом. Благодаря росту стоимости и дохода от дивидендов, можно рассчитывать на достаточно стабильные результаты в долгосрочном выражении. Например, можно посмотреть на график фондового индекса ММВБ. За всё время он растёт несмотря на сложности в экономике после санкций.

2 Облигации. Самый надёжный и стабильный источник заработка. Риски практически отсутствуют. А если мы говорим про ОФЗ, то можно назвать их самым надёжным источником сохранения денег для граждан. Не выплата купона по ОФЗ равносильна дефолту.

Приобрести акции и облигации можно на бирже ММВБ. Для выхода на биржу необходимо открыть счёт у брокерской компании. Рекомендую всем следующих брокеров (сам работаю с ними):

  • Финам
  • БКС Брокер

Это лучшие брокеры для торговли на ММВБ, которые оказывают услуги большей половине всех трейдеров в России. У них самые низкие комиссии на торговлю, есть офисы по всей России, крупный сервис поддержки клиентов. Здесь можно покупать американские акции, следовать стратегиям профессионалов и прочее.

Рекомендую обратить внимание на следующие статьи, которые детально объясняют как выйти на биржу:

  • Как купить акции физическому лицу
  • Как купить облигации физическому лицу
  • Как зарабатывать деньги на акциях
  • Как начать торговать на фондовой бирже новичку

3 ПИФы. Если нету времени разбираться в торговле самостоятельно, то можно инвестировать деньги в готовый паевый инвестиционный фонд (сокращённо ПИФ). Под руководством управляющего ПИФ управляет деньгами вкладчиков. Это рискованно и не так прибыльно, как описано в рекламе.

Главный недостаток ПИФов — они берут комиссию за управление независимо от дохода. Плюс к тому же, статистика показывает, что 95% фондов проигрывает обычному инвестированию в фондовые индексы.

С 2014 года у российских инвесторов появились отличные возможности вложиться в ETF фонды, которые представляют из себя индексный фонд. Стоит такой биржевой фонд 1000-7000 рублей, что вполне доступно для рядовых инвесторов. У ETF есть комиссии, но она значительно ниже ПИФов и составляет до 0,9%. У некоторых комиссия ещё ниже (вплоть до 0,35%). В будущем комиссии будут снижаться ещё больше. Например, американские фонды ETF берует комиссию ниже 0,15%.

4 Банковский вклад. Вариант с тем, чтобы отнести деньги в банк знаком каждому. Особо сказать про банковские вклады нечего. С одной стороны это надёжный доход, но с другой — слишком маленькая прибыль. Ещё из минусов можно отметить то, что большие суммы класть в банк не имеет смысла, т.к. застрахованной суммой является лишь 1,4 млн рублей. Невозможно снять деньги в любой момент времени без потери процентов. Это накладывает не самые удобные условия в случае срочной надобности финансов.

Мы рассмотрели самые ликвидные варианты. Осталось выделить ещё варианты, которые отличаются надёжностью, но имеют сложность с продажей.

5 Бизнес и недвижимость. Инвестиции в недвижимость всегда считались самыми надёжными. Безусловно, так и есть. Однако продать объект порой бывает крайне сложно, особенно по средней цене рынка в периоды кризиса. При этом владелцы имеют низкую рентабельность. При сдаче в аренду доход будет на уровне 5-7% без учёта того, что объект периодически будет требовать каких-то еще расходов на ремонт, замену и поверку счётчиков и прочие расходы.

Рентабельность бизнеса обычно выше, но за это приходится расплачиваться большим риском. Заранее предсказать успех невозможно. Покупка готового бизнеса будет стоить дорого.

  • Инвестиции в недвижимость
  • Малый бизнес
  • Что такое шоурум

Смотрите также видео «что такое финансы, деньги, инвестиции»:

Добавить комментарий