Понятие и характерные черты механизма государства.
Механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.
В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точна зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно занимающихся управленческой деятельностью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, учреждения уголовно-исполнительной системы и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.
Можно выделить три наиболее значительные концепции относительно понятия «механизм государства»:
1) Это концепция широкого и узкого толкования механизма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат государственной власти, а в широком – как политическую систему общества;
2) Вторая концепция – традиционная, рассматривающая МГ только как аппарат государственной власти.
3) Третья концепция – расширительная, характеризующая МГ как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.
Характерные черты механизма государства:
— он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;
— целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;
— его основным элементом выступают государственные органы;
— он является той организационной и материальной силой (рычагом) с помощью которого государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов.
Структура государственного механизма выражается в делении его на части в зависимости от разделения единой государственной власти на отдельные ветви. В разных государствах действуют неодинаковые принципы разделения властей. В России в соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Структура государственного механизма включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных функций.
Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, службы, губернаторы, администрации субъектов федерации и т.п.);
2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиции и т.п.);
3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);
4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечение прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);
5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лиц, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов:
1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;
2) принцип разделения властей;
3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата;
4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны;
5) принцип обеспечения в обществе законности и правопорядка;
6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов;
7) принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.
Государственный механизм – система государственных органов и иных организаций, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Структура государственного механизма:
государственный аппарат – совокупность государственнs[ органов, наделенныхвластными полномочиями для реализации государственной власти;
государственные учреждения и государственные предприятия. Не имеют властных полномочий, но их деятельность непосредственно направлена на реализацию функций государства.
Государственные учреждения – это некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность по выполнению функций государства в различных сферах. Например, организации образования, здравоохранения, библиотеки. Государственные предприятия– это коммерческие организации, их деятельность тесно связана с осуществлением функций государства. Напр. монетные дворы, аффинажные заводы и т. п.
Структура государственного механизма определяется правовыми формами деятельности государства:
правотворчество,
управление,
охрана права.
Соответственно различаются и три вида государственных органов:
законодательные,
исполнительные,
судебные.
Особенности структуры гос. механизма в России:
1. Строгое разграничение гос. и муниципальных органов, гарантируется относительная независимость органов местного самоуправления от государства.
2. Принцип разделения властей проводится не в полном объеме. Президент стоит как бы над системой разделения властей, символизируя единство нации и координируя деятельность всех ветвей власти, является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Имеетогромные полномочия в сфере исполнительной власти, практически руководит работой Правительства и его главы. Президент имеет огромные полномочия, от президентской республики он взял полномочия в сфере исполнительной власти, от парламентарной – право роспуска Госдумы. Кроме того Президент разбил страну на «округа», назначив своих «полномочных представителей».
3. Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Верхняя палата формируется из «представителей» от законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации. Нижняя палата избирается населением при смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе.
4. Исполнительная власть осуществляется Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (которые могут иметь свои территориальные органы) и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
5. Судебная власть осуществляется федеральными судами и мировыми судьями.
6. Прокуратура – система независимых правоохранительных органов во главе с генеральным прокурором. Осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законов, уголовное преследование и обвинение по уголовным делам в суде.
Государственный орган — понятие, признаки, виды
Государственный орган — это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д. Итак, государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
Основные признаки государственных органов:
а) создаются и функционируют в соответствии и на основе норм права;
б) относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства по признаку их специализации;
в) функциональное взаимодействие друг с другом в процессе реализации каждым своих полномочий, обязанностей.
Среди государственных органов различают:
а) единоначальные;
б) коллегиальные;
в) органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.
Система государственных органов образует так называемый государственный аппарат.
Государственный аппарат — это часть механизма государства в лице системы его государственных органов.
Государственные предприятия, учреждения, организации — это организованные группы лиц, предназначением которых является выполнение работ, оказание услуг населению или государству в целом, его отдельным органам, должностным лицам.
Государственные предприятия создаются для хозяйственной деятельности в государственном секторе экономики (например, космическая связь, производство взрывчатых веществ и др.).
Государственные учреждения оказывают услуги, например, в сфере образования, медицинского обслуживания и т. д.
Государственные организации выполняют работы, оказывают услуги, например, в сфере строительства, перевозок и т. д.
Госуда́рственное учрежде́ние — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления. Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием. Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным.
Государственный аппарат
Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.
Основные принципы государственного аппарата:
конституционность, законность любых действий и инициатив;
оптимальность структуры, численности и распределения функций органов государстве! и юго аппарата;
ответственность государственного аппарата за результаты собственной работы;
политическая лояльность, деидеологизация функционирования государственных учреждений и их сотрудников;
профессионализм, компетентность должностных лиц.
В систему государственного аппарата входят следующие элементы:
органы законодательной власти (прежде всего парламент, законодательные органы субъектов федерации);
органы исполнительной власти (правительство, исполнительные органы власти субъектов федерации);
система судебных органов;
система надзорных и других контролирующих органов.
В государственный аппарат, помимо лиц, принимающих политические решения, входят административные образования (депар- тамснты, управления, комитеты, отделы и т. п.), осуществляющие квалифицированную подготовку решения.
Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.
В соответствии с принципом разделения властейсуществуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах.
В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службывыделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники милиции, ФСБ и т. д.).
В зависимости от характера осуществляемых функцийслужащие могут быть руководителями, специалистами, техническими исполнителями.
В зависимости от обладания полномочиями государственно-властного характерасуществуют представители власти, должностные лица, технические исполнители.
3) ограничения, связанные с государственной службой.
Государственный служащий Российской Федерации как субъект административного права обладает, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены Конституцией и иными нормативными актами. В то же время гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, и связано это с особенностями правового положения этих субъектов административного права.
Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.
Служебные права и обязанности государственного служащего можно подразделить на две группы: общие и специальные (должностные)
Общие права и обязанности государственных служащих не зависят от конкретных полномочий по государственной должности.
14 Средства и методы (формы) осуществления государственной власти.
Средства осуществления власти — это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Наконец, методы осуществления власти — это те приемы, которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных. Традиционно государственная власть использует два основных метода — метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека. Он предлагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, с безусловным навязыванием ему государственной воли.
Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.
Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение.
Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям — так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения — государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, — в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается. Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд.
Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
15Законодательная ветвь власти: понятие, функции
Понятие: Законодательная власть — это:
1)полномочия издавать общеобязательные нормативно-правовые акты, принадлежащие народу, либо делегированные народом своим представителям в парламенте;
2)носитель народного суверенитета, выражение воли народа, интересов народа;
3)система органов государства, имеющих право принимать законы. В современном государстве законодательная власть, как правило, носит представительный характер. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве: законодательная власть является первой среди равных.
Функции законодательной власти:
1)законодательная функция;
2) представительская функция связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;
3)учредительная функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т. п.;
4)функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству. В демократическом государстве высшим представительным и законодательным органом является парламент — собрание представителей народа — депутатов, которые на пленарном заседании обсуждают и принимают решения, прежде всего законы. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат (одна из них представляет народ, а другая — субъекты федерации), которые, в принципе, обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США — Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет). Иногда, наряду с палатами, особый чин в парламенте составляет глава государства (исторически — в Речи Посполитой, в современном мире — в Великобритании, Индии). Двухпалатная парламентская система имеет место в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).
Однопалатные парламенты существуют, главным образом, в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов. Парламент и каждая палата на весь срок полномочий образуют комиссии (комитеты). Их разновидности: постоянные, временные, смешанные, специальные. Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача — выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 19
Механизм государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.
В юридической науке понятия «механизм государства» и «го
сударственный аппарат» обычно употребляются как синонимы,
хотя существует точка зрения, согласно которой под государствен
ным аппаратом понимается система органов, непосредственно за
нимающихся управленческой деятельностью и наделенных для
этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государ
ства» включаются также «материальные придатки» государствен
ного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительно-тру
довые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный
аппарат осуществляет свою деятельность.
«■.’ Характерные черты механизма государства: 4 , ^..-,
J • он представляет собой систему, т.е. упорядоченную qobi
ность государственных органов;
of • целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;^7 ^ • его основным элементом выступают государственные органы;
^ • он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, я подсистем/Под структурой механизма государства понимают егод^.внутреннее»строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы,которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
n*h
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
§ 2. Понятие и признаки органов государства
Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации— это такие подразделения
механизма государства (его «материальные придатки»), которые
призваны осуществлять охранительную деятельность данного го
сударства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция,
налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения— это такие подразделения ме
ханизма государства, которые властными полномочиями (за ис
ключением их администраций) не обладают, а осуществляют непо
средственную практическую деятельность по выполнению функ
ций государства в социальной, культурной, воспитательно-образо
вательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница,
почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа,
театр и т.д.);
4) государственные предприятия— это такие подразделения
механизма государства, которые тоже властными полномочиями
(за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют-
хозяйственно-экономическую деятельность, производят продук
цию либо обеспечивают производство, выполняют различные ра
боты и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения по
требностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о ка
зенных заводах, фабриках и пр.);
5) государственных служащих(чиновников), специально зани
мающихся управлением. Государственные служащие различают
ся по своему правовому положению в механизме государства. В за
висимости от полномочий они могут подразделяться на следующие
виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредст
венным исполнением полномочий государственного органа (депу
таты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица,
занимающие должности для непосредственного обеспечения пол
номочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты,
советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые
государственными органами для исполнения и обеспечения полно
мочий этих органов (референты, специалисты, руководители
структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладаю
щие распорядительными полномочиями (врачи в государствен-
ных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства,а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях Духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.
§ 2. Понятие и признаки органов государства
Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, то есть явления, обладающего определенными инт’ег-ративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.
Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «здания» механизма государства выступает государственный орган.
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
i 3. Классификация государственных органов
w Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства:
1) представляет собой самостоятельный элемент механизма го
сударства, выступая неотъемлемой частью единого государствен
ного организма, занимая в нем свое специфическое место;
2) действует от имени государства и по его поручению;
3) образован и действует на основе нормативно-правовых доку
ментов (Конституции, законов и подзаконных актов);
4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, ис
пользуя для этого соответствующие формы и методы;
5) наделен в этой связи властными полномочиями (комплексом
прав и обязанностей), в том числе возможностью применения в
случае необходимости мер принуждения;
6) состоит из государственных служащих и соответствующих
подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.),
скреплённых единством целей, ради достижения которых образо
ваны;
7) имеет соответствующую материальную базу (здание, транс
порт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в
банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для
осуществления его компетенции* Компетенция (круг ведения) —
это совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав
и обязанностей), предоставленных конкретному органу или долж
ностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенно
го круга государственных или общественно-значимых задач и осу
ществления соответствующих функций;
8) осуществляют свою компетенцию тремя способами:
• путем принятия нормативных актов (предписаний общего
характера);
• путем принятия правоприменительных актов (предписаний
индивидуального характера);
• путем конкретно-организационной деятельности;
9) в процессе реализации имущественных прав выступает в ка
честве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязатель
ствам вверены ему имуществом, а также от своего имени приобре
тать и осуществлять имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
10) осуществляет свою деятельность на определенной террито
рии (имеет территориальный масштаб деятельности).
§ 3. Классификация государственных органов
Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
• по порядку образования органы государства классифициру
ются на органы, избираемые непосредственно народом (Пре
зидент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные ор
ганы субъектов Федерации) и органы, формируемые други
ми государственными органами (Правительство РФ, Консти
туционный Суд РФ и пр.);
• по форме реализации государственной деятельности — наза-
конодательные (представительные), исполнительно-распо
рядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. За
конодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратов
ская областная дума, Пензенское представительное собрание
и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю
и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие
«представительные органы» и «законодательныеорганы» не
совпадают по объему. Соотношение между ними такое — вся
кий законодательный орган является одновременно предста
вительным, но не всякий представительный орган может вы
ступать в качестве законодательного, например, созванное
конституционное совещание может быть признано предста
вительным органом, но не законодательным); исполнитель
но-распорядительные органы (Правительство РФ, министер
ства, ведомства, государственные комитеты, администрации
краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию
принятых законов и подзаконных актов; судебные органы
(конституционные, суды общей юрисдикции, военные, ар
битражные суды) призваны осуществлять правосудие, рас
сматривать имущественные споры физических и юридичес
ких лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и граж
данина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, орга
ны горного и промышленного надзора, органы надзора по
ядерной и радиационной безопасности);
• по принципу разделения властей — на законодательные (Фе
деральное Собрание РФ, состоящее из Государственной
Думы и Совета Федерации; республиканские и областные за
конодательные структуры), исполнительные (Правительст
во РФ, министерства, ведомства, государственные комитеты
РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и
судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитраж-
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
ный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ);
по иерархии — на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президент Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутренних дел Дагестана и т.д.) местныё(губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.);
по характеру подчиненности — на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного 9> («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государственные банки и т.д.); по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения); по способу принятия решений — на коллегиальные (Государственная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.);
по правовым формам деятельности — на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управление юстиции Пензенской области) и правоохранительные (органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.); по характеру компетенции — на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведомства, государственные комитеты и пр.) и т.п.
§ 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы — это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
§ 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 79
Такими принципами могут выступать:
1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина,
который предполагает соответствующие обязанности государст
венных служащих признавать, соблюдать и защищать их (это вы
текает из ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положение, со
гласно которому «человек, его права и свободы являются высшей
ценностью»);
2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего,
в широком участии fpa^flaH в формировании и организации дея
тельности государственных органов, в учете в политике государст
ва разнообразных интересов большинства населения (этот прин
цип нашел свое воплощение в ст. 3 Конституции РФ «1. Носителем
суверенитета и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осу
ществляет свою власть непосредственно, а также через органы го
сударственной власти и органы местного самоуправления. 3. Выс
шим непосредственным выражением власти народа являются ре
ферендум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать
власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение
властных полномочий преследуется по федеральному закону»);
3) принцип разделения властей (на законодательную, исполни
тельную и судебную), который создает механизмы, минимизирую
щие произвол со стороны властных органов и должностных лиц
(согласно ст. 10 Конституции РФ «государственная власть в Рос
сийской Федерации осуществляется на основе разделения на зако
нодательную, исполнительную и судебную. Органы законодатель
ной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»);
4) принцип законности, который означает обязательность со
блюдения всеми органами государства и государственными служа
щими Конституции, законов и подзаконных актов (согласно ч. 2
ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и долж
ностные лица, равно как и органы местного самоуправления,
граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституция и
законы России);
5) принцип гласности, который обеспечивает информирован
ность общественности о практической деятельности конкретных
государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса
функционирования чиновников (этот принцип нашел свое вопло
щение в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, где установлено, что «каждый
имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию любым законным способом. Пере
чень сведений, составляющих государственную тайну, определя
ется федеральным законом»);
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
§ 5. Органы государства и органы местного самоуправления
i i i | ||||||
По правовым формам деятельности | правотворческие | правопри-| менительные | правоохранительные | |||
i | i | |||||
По характеру компетенции | общей компетенции | специальной 1 компетенции | ||||
i | i i | |||||
По порядку осуществления компетенции | коллегиальные | единоначаль-ные |
ф
Iси
Ф
О.
1 1 | |
п | |
о | |
о | ф |
а. | V |
с | о |
s | |
ш | |
га | ш |
ьны | |
си | с; |
с | ш |
ш
ф | ||||||
papxt* | X л § | ктов | рацж | |||
Поие | феде | орган | I о | Феде |
л | .а | |||||
§ | Ф | ф 3 | ||||
СО | X | |||||
X | о | |||||
О | с; | |||||
X | п | |||||
зако | ные | I исп | ф X | о |
С» | |||
X | п | О. | ■я |
т | о | X | |
л | 1_ | л | |
с | о | с; | |
О | 0) | СО О. | ф 1- |
6) принцип федерализма, который выражает единство системы
государственной власти, разграничение предметов ведения между
Российской Федерацией и субъектами Федерации (согласно ч. 3
ст. 11 Конституции РФ, разграничение предметов ведения и пол
номочий между органами государственной власти Российской Фе
дерации и органами государственной власти ее субъектов осущест
вляется настоящей Конституцией, федеративным и иными догово
рами о разграничении предметов ведения и полномочий; согласно
же ч. 2 ст. 77 Конституции, в пределах ведения Российской Феде
рации и полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее
субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую
систему исполнительной власти в Российской Федерации);
7) принцип профессионализма, который создает благоприят
ные условия для использования наиболее квалифицированных ра
ботников в деятельности государственного аппарата, гарантирует
высокий уровень решения основных вопросов государственной
жизни в интересах населения страны.
8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, кото
рый обеспечивает разумное соотношение демократических и бюро
кратических начал государственного аппарата;
9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который
выражает оптимальное соотношение децентрализации и центра
лизации в государственном управлении;
10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы
государства занимают в государственном аппарате разные уровни
(одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов
обязательны для нижестоящих).
Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и совершенству.
§ 5. Органы государства и органы местного самоуправления
Для того, чтобы полнее изучить государственный аппарат, необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления, которые, согласно Конституции РФ (ст. 3, 12, 130— 133) и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., к системе государственных органов уже не относятся.
6 — 549
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
Рекомендуемые законодательство и литература
Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, с учетом интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения в решении местных проблем.
С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом некоторыми государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Население реализует право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами:
• их структура и компетенция определяется населением само
стоятельно;
• они обладают полномочиями на решение вопросов местного
значения;
• в пределах своей компетенции издают правовые акты;
• являются юридическими лицами;
• не входят в систему органов государственной власти.
При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным.
К числу выборных органов местного самоуправления относятся представительные и исполнительные органы.
Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, количество которых определяется уставом муниципального образования.
В компетенцию представительного органа местного самоуправления входит: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, установления местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительные органы обладают правом законодательной инициативы в законо-
дательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
В структуре органов местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования — выборного должностного лица. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава и обладает собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципального образования.
Претворением в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граждан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответствии с уставом муниципального образования и законами субъектов Российской Федерации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое механизм государства?
2. Какова структура механизма государства?
3. Назовите признаки органа государства.
4. Является ли президент органом государства?
5. Какова роль основных принципов организации государственного аппарата в
совершенствовании его деятельности?
6. В чем специфика таких принципов организации и деятельности государст
венного аппарата, как демократизм и гласность?
7. Как соотносятся между собой органы государства и органы местного самоуп
равления?
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. // Российская газета.
1999. 1 и 3 июля.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. // Российская газета. 2000. 5 янв.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 39. Ст. 4464.
Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 25 июня 1998 г. // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
Байтин М.И. Механизм современного российского государства // Правоведение. 1996. № 3.
Кашаншш Т.В., Кашанин А.В. Основы Российского права. М., 1996.
Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 1992.
Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. С. 141—142.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 8.
Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правящий класс // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 6.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 22.
Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 3, 4.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 6.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 7.
Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. Разд. II. Гл. 3.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
Щербакова Н.В., Егорова Е.С. Местное самоуправление в России: теория и практика. Ярославль, 1996.
ГЛАВА 6
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Любое государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями, свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства. В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество. Это воздействие имеет двоякий характер: непосредственно реализуется государственная власть, допускающая возможность принуждения; власть берет на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг (медицины, образования, культуры, местного самоуправления, правоохранительной деятельности и т.д.).
Механизм государства – это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования – выполнении этим аппаратом функций государства.
В широком смысле механизм государства рассматривается с точки зрения характеристики деятельности трех его составных частей: государственного аппарата, государственных учреждений, государственных (и не только) предприятий.
В узком смысле механизм государства отождествляют с аппаратом государства, который представляет собой систему органов государства, создаваемых в установленном законом порядке для решения конкретных задач и наделенных для этого властными полномочиями.
В Российской Федерации государственный аппарат отражает федеративное устройство государства. Он представляет собой сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае – это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; во втором – это органы власти национально-государственных, национально-административных и административно-территориальных образований. Более подробно все это изучается в рамках курсов конституционного и административного права.
Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные ветви власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся:
· Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103);
· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п.
«е» ч. 1 ст. 103);
· Центральный банк Российской Федерации (п. «г» ч. 1 ст. 103);
· прокуратура Российской Федерации (п. «з» ч. 1 ст. 102, ст. 129);
· Центризбирком Российской Федерации.
Подобные органы государственной власти имеются и в других государствах.
Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства России, состав Конституционного Суда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).
Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий «классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).
Важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней. Особенно остро эта проблема стоит в государствах с федеративным устройством, находящихся на стадии формирования.
Неоднозначность толкования взаимосвязи статей 71 и 72 Конституции РФ, регулирующих предметы исключительного ведения России и предметы совместного ведения России и входящих в ее состав субъектов Федерации, привела к тому, что в большинстве заключенных совместных договоров перечень предметов совместного ведения вышел за рамки, обозначенные Конституцией страны. Например, в договоре с Татарстаном появилось 17 новых совместных сфер взаимодействия; в договоре с Северной Осетией – 14; в договорах с Башкортостаном и Республикой Саха (Якутия) – по 11; в договорах с Кабардино-Балкарией и Свердловской областью – по 8 и т.д.
В интересах эффективного исполнения государством своих функций необходимо сохранить функцию надзора за законностью процесса нормотворчества на всех уровнях органов государственной власти за органами прокуратуры.
На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, социальным составом населения государства, размерами его территорий, географическим положением и другими факторами.
Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Из них основными органами государственной власти, например, Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.