Цель лекции: определение источников международного гуманитарного права, анализ системы межгосударственного сотрудничества в области прав человека.
План лекции
1. Понятие и источники международного гуманитарного права.
2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве.
3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека.
1. Понятие и источники международного гуманитарного права. Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гуманитарным вопросам (наука, культура, образование, обмен информацией, контакты между людьми) образуют отрасль международного гуманитарного права. Существует две основные подотрасли отрасли международного гуманитарного права: гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов.
Основными источниками международного гуманитарного права являются многочисленные многосторонние универсальные договоры — конвенции по правам человека, которые могут быть как обязательными, так и рекомендательными документами. Большинство из них создано в правовой среде, образующейся в рамках универсальной деятельности ООН.
Рекомендательный характер имеют резолюции международных организаций и, прежде всего — непосредственно резолюции ООН. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. и другие документы. Морально-политический авторитет многих из резолюций очень высок, и государства с ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридических обязательств. Так, например, довольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декларации прав человека превратились в международный обычай.
Другая часть документов в области прав человека — международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе — Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международные пакты о правах человека и т.д. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека.
Главные международно-правовые акты о правах человека (обязывающие и рекомендательные) делятся на три основные группы:
1. Универсальные документы в области прав человека:
- Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
- Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. с Факультативным Протоколом 1986 г.
- Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с Факультативными Протоколами 1976 и 1992 гг.
2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека:
- Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.).
- Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г.
- Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.
- Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов:
- Конвенция о статусе апатридов 1954 г.
- Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.
- Декларация прав ребенка 1959 г.
- Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
- Конвенция о правах ребенка 1989 г.
К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская конвенция прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950 г., Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием глав государств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби. Как правило, они носят более конкретный характер, чем универсальные конвенции. Так, например, Римская конвенция, касающаяся гражданских и политических прав, устанавливает больше оснований для ограничения прав человека, чем Международные пакты. Что касается американских конвенций, то они в общих чертах повторяют Римскую конвенцию.
2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве. В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признают в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.
Подавляющее количество прав человека носят универсальный международный характер, однако существуют права человека, которые связаны с национальным гражданством (например, политические).
В международно-правовых документах традиционно сохраняется классификация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:
1. Гражданские права:
- право на жизнь;
- право на неприкосновенность личности;
- свобода личности;
- свобода передвижения;
- равенство перед судом;
- право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;
- право на безопасность личности;
- право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
- право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;
- право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
- право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
- право на свободу совести, мысли и религии и другие.
2. Политические права:
- право на участие в управлении своей страной;
- право на равный доступ к государственной службе в своей стране;
- право на свободу убеждений и свободное выражение их;
- право на свободу мирных ассоциаций и собраний и другие.
3. Экономические права:
- право на владение имуществом;
- право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и другие.
4. Социальные права:
- право на труд и свободный выбор профессии;
- право на равную оплату за равный труд;
- право свободно создавать профессиональные союзы;
- право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование;
- право на вступление в брак и создание семьи;
- право на защиту материнства и детства;
- право на отдых и досуг;
- право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);
- право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам и другие.
5. Культурные права:
- право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;
- право на образование;
- право на участие в культурной жизни;
- право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие.
Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т.д.). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными.
Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права, так и носящих морально-политический характер.
3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Международные механизмы и процедуры в области прав человека можно разделить на две группы:
- консенсусные — основанные на общем согласии участников, преимущественно договорные;
- неконсенсусные — созданные на основе резолюций международных организаций, которые не предполагают единогласия.
Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами (комитеты, группы, и т.д.) и единоличными (специальные докладчики). Коллективные органы принимают свои решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая мнение соответствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, общие или конкретные). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном итоге все зависит от мандата, которым наделен данный орган.
Международные контрольные механизмы в области прав человека бывают универсальными и региональными.
Центральное место в этой области занимает ООН в совокупности своих органов и организаций. В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всестороннее рассмотрение проблем в области прав человека.
Главная роль в этом деле принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Как устанавливает ст.13 Устава ООН, ГА организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Большая часть вопросов по правам человека предварительно рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы), который готовит по ним проекты резолюций, принимаемые ГА в конце ее очередной сессии. Она создает также вспомогательные органы по тем или иным проблемам в области прав человека (например, Специальный комитет по деколонизации, Специальный комитет против апартеида и т.д.)
В рамках Секретариата ООН создан Центр ООН по правам человека (штаб-квартира — в Женеве). В его функции входит координирование деятельности специальных органов по защите прав человека в рамках всей системы ООН. Центр возглавляется заместителем Генерального секретаря ООН, который с 1993 г. получил официальный специальный статус Верховного Комиссара ООН по правам человека. Центр по правам человека — постоянно действующий орган, который в качестве одной из важнейших целей для себя поставил увеличение потока обмена информацией по проблемам прав человека.
Существует также ряд органов, юридически независимых от ООН и других международных организаций, которые созданы многосторонними конвенциями по правам человека с целью контроля за осуществлением участниками их положений.
- Комитет по правам человека создан на основании ст.28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Он рассматривает предоставляемые государствами-участниками Пакта доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в нем.
- Большую работу проводит Комитет по ликвидации расовой дискриминации, созданный на основании ст.8 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Государства-участники Конвенции представляют на рассмотрение Комитета доклады о принятых законодательных, судебных, административных и других мерах, с помощью которых реализуются положения конвенции.
- Комитет против пыток предусмотрен Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
- Комитет по правам ребенка предусмотрен Конвенцией о правах ребенка 1989 г.
Из региональных контрольных механизмов в области прав человека, прежде всего, необходимо отметить Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, созданный в соответствии с положениями Европейской конвенции прав и основных свобод человека 1950 г. (ст.19).
Контрольные вопросы и задания
- Назвать главные международно-правовые акты о правах человека.
- Охарактеризовать основные принципы международного гуманитарного права.
- Какие органы входят в систему межгосударственного сотрудничества в области прав человека?
Литература
Заседание Гаагской конференции 1907 г.
Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.
Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.
Содержание
- Правовой статус государств по отношению к конфликту
- Война и права человека
- Запрещенные средства и методы ведения войны
- Военная оккупация
- Ответственность за военные преступления
- См. также
- Примечания
- Ссылки
- Что такое международное гуманитарное право?
- История международного гуманитарного права.
- Источники международного гуманитарного права.
- Когда применяется международное гуманитарное право?
- Функции международного гуманитарного права.
- Действительно ли международное гуманитарное право выполняет свои функции?
- Что необходимо предпринять для реализации гуманитарного права?
- Больше информации по теме
Правовой статус государств по отношению к конфликту
Состояние войны. Объявление войны. Агрессия
Президент США Вудро Вильсон просит Конгресс поддержать объявление войны Германии. Первая мировая война, 1917 год.
Состояние войны влечет за собой определенные юридические последствия в соответствии с международными договорами. Состояние войны выражается не только в открытой вооруженной борьбе государств, но и в разрыве мирных отношений между ними (дипломатических, торговых и др.).
В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 г., состоянию войны обязательно должно предшествовать предупреждение в форме обоснованного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. О состоянии войны должны быть немедленно уведомлены нейтральные державы.
С принятием Устава ООН в 1945 году угроза силой или ее применение были запрещены за исключением случаев:
- Индивидуальной или коллективной самообороны.
- Применения по решению Совета Безопасности ООН.
Нормы международного права должны применяться и при военных действиях, фактически начатых без объявления войны.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 г. определяет следующие действия как акты агрессии:
- вторжение вооруженных сил на территорию другого государства, её аннексия или оккупация (даже временная);
- бомбардировка или применение другого оружия против территории другого государства;
- блокада портов или берегов другого государства;
- нападение на вооруженные силы другого государства;
- применение вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению с последним, в нарушение условий соглашения, а равно пребывание их на территории другого государства по истечении срока соглашения;
- предоставление государством своей территории для осуществления агрессии третьим государством в отношении другого государства;
- засылка вооруженных банд, групп, наемников и т. п. от имени государства, которые осуществляют акты вооруженной борьбы против другого государства, по серьёзности сопоставимые с предыдущими пунктами.
При наступлении состояния войны государство отвечает за то, чтобы граждане неприятельского государства, пользующиеся иммунитетом, в кратчайшие сроки покинули его территорию. К гражданам неприятельского государства, не обладающим иммунитетом, могут быть приняты меры ограничения свободы передвижения, вплоть до интернирования.
Нейтралитет
Нейтралитет — правовой статус государства, при котором оно воздерживается от действий, способных вовлечь его в международный военный конфликт.
Права и обязанности держав, являющихся нейтральными по отношению к конфликту, определяются V Гаагской конвенцией 1907 г.
Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи. Запрещается проводить вербовку на территории нейтрального государства. Последнее, со своей стороны, обязано не допускать нарушения её нейтралитета со стороны воюющих государств.
В случае, если на территории нейтрального государства появляются войска воюющих сторон, оно обязано их интернировать на территории, находящейся как можно дальше от театра войны. При этом оно имеет право отпустить офицеров под честное слово не покидать нейтральной территории. В случае, если на территории нейтрального государства окажутся военнопленные, бежавшие из мест содержания, оно обязано их освободить.
Постоянно-нейтральные государства
Данные государства не размещают на своей территории военных баз других государств, при этом они не лишены права на самооборону. В прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (1813—1919), Люксембургу (1867—1944), в настоящее время постоянно-нейтральными государствами являются Мальта, Туркменистан, Лаос, Камбоджа, Австрия, Швейцария. Данное положение ни в коей мере не лишает государство суверенитета. В случае возникновения военного конфликта постоянно-нейтральные государства не должны допускать использование своей территории, водного и воздушного пространства, для целей военного принуждения одного государства другим. Правовой статус постоянно-нейтрального государства устанавливается и международно-правовыми актами, и внутренним законодательством страны. Внутреннее законодательство стран в основном преобладает над международным законодательством, однако международное признание данного правового положения является определяющим.
Война и права человека
Немецкие солдаты, взятые в плен британскими войсками. 1944 год.
Участники конфликта
В международном гуманитарном праве проводится разграничение между комбатантами (сражающимися) и нонкомбатантами (несражающимися).
Личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил и непосредственно принимающих участие в боевых столкновениях, автоматически являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами.
Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне её, даже если эта территория оккупирована, являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами, если отвечают нижеследующим условиям:
- имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
- имеют определённый и явственно видимый издали отличительный знак,
- открыто носят оружие,
- соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
К комбатантам относятся:
- личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооруженных сил;
- партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведенным выше;
- население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками;
- вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).
Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил.
Комбатанты, попавшие во власть неприятеля, имеют право на статус военнопленного. Военные корреспонденты и другие лица, исполняющие служебные обязанности, могут не являться комбатантами, но могут иметь право на статус военнопленного. При этом право применять оружие закреплено только за комбатантами. Если гражданские лица принимают участие в военных действиях, они теряют свой статус и полагающуюся защиту.
Наёмники
Наёмники — лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, не являющиеся гражданами ни одной из сторон конфликта, не проживающие постоянно на их территории и не являющиеся лицами, направленными для исполнения служебных обязанностей, не могут претендовать на статус комбатанта и военнопленного. В ряде стран наёмничество признаётся преступлением и подлежит уголовному преследованию. Следует проводить различие между наёмниками и добровольцами: последние участвуют в конфликте по идейным соображениям и являются комбатантами.
Согласно Первому Дополнительному Протоколу к Женевским Конвенциям наёмники не получают статуса комбатанта и военнопленного, но тем не менее с ними необходимо обращаться гуманно согласно ст. 3 общей для всех Женевских Конвенций.
Военнопленные
Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией (принята в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.).
Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства, а также некомбатанты, входящие в состав вооружённых формирований. Нарушение данным лицом международных норм ведения военных действий не является основанием для лишения его этого статуса, за исключением случаев шпионажа. Тем не менее, за совершение международных преступлений (но не за участие в боевых действиях) военнопленный может быть подвергнут уголовному преследованию.
Необходимо заметить, что наёмники и шпионы вообще не имеют права на статус комбатанта, а значит, и военнопленного.
Статус шпиона и разведчика
В соответствии с нормами международного гуманитарного права, любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом, то есть его могут подвергнуть уголовному преследованию.
В отличие от шпиона, разведчик, то есть лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил. Таким образом, в случае пленения разведчик имеет право на статус военнопленного.
Лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое не проживает на территории, оккупированной противной стороной, и которое занимается шпионажем на этой территории, не утрачивает свое право на статус военнопленного, и с ним не могут обращаться как со шпионом, за исключением тех случаев, когда оно захвачено до того, как оно вновь присоединилось к вооруженным силам, к которым оно принадлежит.
Соответственно, с точки зрения международного права, разведчиками могут считаться только фронтовые разведчики, носящие форменную одежду своих вооруженных сил. Все агентурные разведчики являются, по определению, шпионами.
Журналисты
Международное гуманитарное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны.
В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов:
- военные корреспонденты (ст. 4.A (4) III Женевской конвенции 1949 г.) и
- журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов (ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.)
Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:
- являться представителями СМИ;
- иметь аккредитацию в вооруженных силах;
- сопровождать военные формирования;
- не являться членами военных формирований.
В этой же статье указывается, что военные корреспонденты при попадании в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные.
Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённого конфликта, не получают аккредитации в вооруженных силах, хотя могут сопровождать военные формирования, — по крайней мере, прямого запрета на подобное сопровождение нет. Такие журналисты обладают статусом гражданского лица и, как следствие, пользуются защитой от нападения, если только они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданского лица. Следует заметить, что норма ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. отсылочная и раскрывается в статьях, в которых говорится о защите гражданского населения.
Защита журналистов подразумевает не только необходимость предпринимать те или иные действия, но и обязательство не прибегать к определенного рода действиям по отношению к ним. Так, гражданские лица в соответствии со ст. 51 (2) I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. (в том числе журналисты) не должны являться объектом нападения, в соответствии со ст. 52 Протокола гражданские лица имеют право на то, чтобы к их собственности относились с уважением, если она не имеет военного характера.
Гражданское население и гражданские объекты
Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г.
В соответствии с этими документами запрещается:
- делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов;
- наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;
- использовать голод среди мирного населения как средство войны;
- наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения;
- наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины, дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооруженным силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);
В то же время, наличие гражданского населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.
В протоколе также указано, что при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или, в крайнем случае, свести их к минимуму.
Запрещенные средства и методы ведения войны
Экспансивная пуля, использование которой в вооружённых конфликтах запрещено
Законы и обычаи войны
IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.
Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:
- использовать яды или отравленное оружие;
- убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;
- отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;
- использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;
- употреблять не по назначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определенные в Женевской конвенции;
- уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;
- наносить удары по незащищённым городам, селениям и зданиям;
- объявлять приостановленными или лишенными силы права или требования подданных неприятельской державы.
Кроме того, запрещается использовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если они состояли на военной службе в этом государстве до начала войны.
Во время осады или бомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадали здания, предназначенные для нужд религии, искусства, науки, благотворительности, а также госпитали, памятники истории и места сбора раненых и больных, если только эти здания не используются в военных целях.
Грабеж и мародёрство запрещены.
Запрещённое оружие и боеприпасы
В Петербургской декларации 1868 г. зафиксирована следующая идея: поскольку целью войны является ослабление противника путем выведения из строя как можно большего числа людей, то применение оружия, причиняющего бессмысленные страдания человеку, выведенному из строя, или делающего его смерть неизбежной, противоречит принципам гуманизма.
Эта идея послужила основанием для запрета некоторых видов оружия и боеприпасов.
Вид оружия или боеприпасов | Статус | По договору | Примечания |
---|---|---|---|
Разрывные боеприпасы массой до 400 г. | запрещены | Петербургская декларация 1868 г. | Данный запрет имеет целью исключить использование разрывных пуль как боеприпасов, причиняющих излишние страдания. |
Пули, легко расширяющиеся или сплющивающиеся в теле человека | запрещены | III декларация к Гаагским конвенциям 1899 г. | К этим пулям относятся пули с надрезами или полостями, например, дум-дум, благодаря чему они расширяются при входе в тело человека, принося дополнительные повреждения. Кроме того, такие пули гораздо быстрее останавливаются и, таким образом, позволяют использовать всю кинетическую энергию пули для разрушения. |
Химическое и биологическое оружие | запрещены | Конвенция о химическом оружии 1993 г., Конвенция о биологическом оружии 1972 г., Женевский протокол 1925 г., II декларация к Гаагским конвенциям 1899 г. | Ранние договоры запрещали только использование химического и биологического оружия. Договоры 1972 и 1993 гг. запрещают как применение, так и производство соответствующих видов оружия. Существующие запасы химического и биологического оружия должны быть в соответствии с этими договорами уничтожены в оговоренные сроки. |
Оружие, порождающее осколки, невидимые в рентгеновских лучах | запрещено | I протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений 1980 г. | К таким осколкам относятся небольшие кусочки пластмассы, дерева и стекла. |
Противопехотные мины и мины-ловушки | запрещены или ограничены | Конвенция о запрете противопехотных мин (Оттава, 1997), II протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений 1980 г. | Оттавская конвенция вводит полный запрет на производство, использование и накопление противопехотных мин. Однако многие государства (включая Россию, США и КНР) до сих пор не подписали её. II протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений не запрещает использование противопехотных мин, но накладывает на него ограничения:
|
Зажигательное оружие и боеприпасы | ограничены | III протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений 1980 г. | Ограничения касаются только того оружия, зажигательный эффект которого является основным. На его применение накладываются следующие ограничения:
|
Ослепляющее лазерное оружие | ограничено | IV протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений 1980 г. | Запрещено использование лазеров, специально созданных для перманентного ослепления. При этом не запрещено применение других лазеров, даже если они могут привести к постоянной слепоте, если они не были специально созданы для этой цели. |
Необходимо заметить, что, вопреки распространенному мнению, кассетные бомбы, боеприпасы объёмного взрыва (термобарические боеприпасы) и боеприпасы, содержащие обеднённый уран, прямо не запрещены действующими международными договорами. В то же время, некоторые из них можно отнести к оружию неизбирательного действия, применение которого ограничено I протоколом к Женевским конвенциям 1949 г. 30 мая 2008 года в Дублине была принята Конвенция о запрете кассетных бомб. 1 августа 2010 года она вступила в силу, однако к ней не присоединились такие государства, как США, Китай, Россия.
Военная оккупация
Немецкие оккупационные войска в Париже, 1940-й год.
Территория государства считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Вопросы, связанные с оккупацией, регулируются Гаагским положением 1907 года, IV Женевской конвенцией 1949 года и некоторыми положениями Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, принятого в 1977 году.
С переходом фактической власти на территории к оккупационной администрации последняя обязана сделать всё от неё зависящее для восстановления общественного порядка и спокойствия. Законы, прежде установленные на данной территории, должны сохранять свою силу, если только обратное не продиктовано крайней необходимостью. Должны уважаться права семьи, отдельных лиц и частная собственность.
Оккупирующая держава не имеет права переселять часть своего населения на территорию, которую она оккупирует.
Запрещено принуждать население оккупированной территории к выдаче информации об армии воюющей стороны и о её способах обороны. Запрещено принуждать население присягать на верность неприятельской державе. Запрещено наказывать лиц за деяния, которых они не совершали (коллективные наказания).
Грабёж безусловно воспрещен. Если неприятельское государство собирает на территории установленные законной властью налоги, оно должно руководствоваться существующими правилами налогообложения и нести расходы в размерах, соответствующих размеру расходов законного правительства на данной территории. Контрибуция может быть взимаема только на основе распоряжения начальствующего командира, при этом плательщикам контрибуции должна выдаваться расписка.
Армия, занимающая ту или иную область, имеет право завладеть деньгами, фондами, долговыми требованиями и другими активами, принадлежащими непосредственно вражескому государству, которые могут быть использованы в военных целях. В то же время собственность общин, религиозных, художественных, образовательных, научных и благотворительных учреждений приравнивается к частной, даже если последние принадлежат государству-врагу. Захват, повреждение или уничтожение подобных учреждений, а равно уничтожение исторических, культурных и научных ценностей, запрещаются и должны преследоваться.
Ответственность за военные преступления
Нюрнбергский процесс над высокопоставленными военными преступниками нацистской Германии.
Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления и преступления против человечности, но также и командная ответственность. Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 года утверждает, что командир несет ответственность за нарушения конвенций подчинёнными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.
Нюрнбергский и Токийский процессы
После Второй мировой войны были проведены Нюрнбергский и Токийский процессы, имевшие целью наказание военных преступников нацистской Германии и милитаристской Японии .
Нюрнбергский процесс был организован державами-победительницами — СССР, США, Великобританией и Францией. В Токийском процессе, кроме вышеперечисленных, принимали участие также Австралия, Канада, Китай, Индия, Нидерланды, Новая Зеландия и Филиппины.
Таким образом, эти процессы были судами победителей над побеждёнными, на что указывают противники их легитимности.
Международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии
Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде были учреждены Советом Безопасности ООН для наказания лиц, совершавших геноцид в Руанде и преступления в ходе вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии соответственно. Важной особенностью Международного трибунала по бывшей Югославии является то, что он рассматривает дела о преступлениях, совершенных всеми сторонами вооруженных конфликтов в бывшей Югославии.
Международный уголовный суд
Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 году было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция. В 2002 году договор о его создании вступил в силу, однако многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его. Более того, США заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (зачастую такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).
См. также
- Гаагские конвенции и декларации 1899 и 1907
- Женевские конвенции
- Международный Комитет Красного Креста
- Военное преступление
- Нюрнбергский процесс
- Международный трибунал по бывшей Югославии
Примечания
- III Гаагская конвенция 1907 г., ст. 1.
- III Гаагская конвенция 1907 г., ст. 2.
- Устав ООН
- Определение агрессии. Утверждено резолюцией 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года.
- V Гаагская конвенция 1907 г.
- Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям
- Статья о комбатантах в БСЭ.
- См, например: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954. (с послед. изм. и доп.) — ст. 359.
- IV Гаагская конвенция 1907 г.
- 1 2 III Женевская конвенция 1949 г.
- I Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г.
- IV Гаагская конвенция 1907 г., ст. 22
- Справка: Конвенция о запрете кассетных боеприпасов
- Оккупация территории: правовые вопросы http://www.icrc.org/web/rus/siterus0.nsf/htmlall/section_ihl_occupied_territory
- Что говорит закон о создании поселений на оккупированной территории?
Ссылки
- Сборник документов по гуманитарному праву
- Центр международного сотрудничества Красного Креста — документы по гуманитарному праву
- Международное военное право
- Законы и обычаи войны в БСЭ
- Женевские конвенции и Дополнительные протоколы
- Exploring Humanitarian Law Virtual Campus — Teaching material on Humanitarian Law
- Обзор заблуждений о стрелковом оружии. История стрелкового оружия. О запрете экспансивных пуль
- Нормы международного гуманитарного права
Международное право | |||||
---|---|---|---|---|---|
Общие положения |
История • Субъекты • Источники (Договор • Обычай • Прецедент • Общие принципы права • Доктрина) • Принципы • Нормы • Jus cogens • Erga omnes • Кодификация • Имплементация |
||||
Правосубъектность | |||||
Территория |
|
||||
Население |
|
||||
Отрасли |
Международных организаций • Прав человека • Дипломатическое • Консульское • Международных договоров • Морское • Воздушное • Космическое • Охраны окружающей среды • Экономическое • Мирное разрешение международных споров • Международной безопасности • Гуманитарное • Международной ответственности • Уголовное |
Фидуциарный договор • Свободы • Групповые права • Естественные и юридические права • Негативные и позитивные права • Суверенитет • Универсальность • Универсальная юрисдикция
и политические
Право на смерть (англ.) • Право на личную неприкосновенность • Свобода • Свобода передвижения • Свобода от рабства • Личность • Морфологическая свобода • Право на оружие • Равенство перед законом • Право на лечение • Свобода от произвольного ареста и задержания • Свобода от пыток и жестокого обращения • Право на судебную защиту • Право на юридическую помощь • Презумпция невиновности • Политическое убежище • Подданство • Свобода от изгнания • Неприкосновенность частной жизни • Свобода совести • Свобода вероисповедания • Свобода слова (свобода информации) • Свобода собраний • Свобода ассоциаций • Право на протест • Право голоса • Брачный союз • Семейная жизнь • Права меньшинств (англ.) • Право на жизнь • Политическая свобода
Планирование семьи • Сексуальное здоровье • Искусственный аборт • Свобода от насильственного обрезания женских половых органов
Гражданское население • Комбатант • Свобода от геноцида · Плен
Международное право прав человека • Международные институты и организации по правам человека
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО — система принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права, возникающие в связи с международными вооруженными конфликтами и вооруженными конфликтами немеждународного характера.
С древних времён существовали законы и обычаи войны. Они свидетельствовали о необходимости соблюдать даже во время войны некие правила, ограничивавшие либо запрещавшие определённые средства и методы ведения войны (например, запрещалось во время войны отравлять колодцы, убивать военнопленных).
Современное гуманитарное право начало формироваться в XIX веке с принятием Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны 1864 года. В 1868 году принята Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль, в 1880 году — Оксфордское руководство по законам сухопутной войны. В 1899 году и 1907 годук состоялись Гаагские мирные конференции, которые одобрили около 20 конвенций. В 1913 году принято Оксфордское руководство по морской войне, в 1925 году — Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и др. подобных газов и бактериологических средств, в 1929 году — первая Женевская конвенция о военнопленных. В 1949 году на Дипломатической конференции кодифицировано «Право Женевы». В 1954 году принята Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В 1980 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию ООН о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, в 1993 году одобрена Парижская конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, в 1997 году принята Оттавская конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, в 2008 году — Конвенция по кассетным боеприпасам.
В 1993-1994 годах учреждены международные уголовные трибуналы по бывшей Югославии (в Гааге) и по Руанде (в Аруше), а в 1998 году одобрен Статут Международного уголовного суда.
Международное гуманитарное право — одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Все его документы согласованы друг с другом. Наряду с международными договорами действуют обычные нормы (обычное международное гуманитарное право). По данным Международного комитета Красного Креста, в период вооруженных конфликтов действует 161 обычай.
Нормы международного гуманитарного права начинают применяться, как только возникает вооруженный конфликт, как только первое (покровительствуемое) лицо пострадало из-за конфликта, как только оккупирована часть территории, произошло первое нападение и т. п. Международное гуманитарное право регулирует применение соответствующих методов и средств ведения военных действий, определяет правовой статус участников вооруженных конфликтов.
Основная часть норм международного гуманитарного права касается защиты жертв вооруженных конфликтов (порядок защиты военнопленных, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также гражданского населения, в т. ч. лиц, нуждающихся в специальной защите, — женщин, детей, инвалидов и др.). Поэтому специальными принципами международного гуманитарного права являются: проведение различия между гражданскими лицами и комбатантами, между гражданскими и военными объектами (закреплён в Протоколе I к Женевским конвенциям 1949 года); гуманность (впервые признан в решении Нюрнбергского трибунала и означает запрет убийства, пыток и жестокого обращения в отношении лиц, находящихся во власти стороны конфликта или оказавшихся во власти неприятеля); запрещение причинения излишних страданий (отражён в т. н. оговорке Мартенса, которая предписывает, что в случаях, не предусмотренных договорами и обычными нормами, «гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания» (Протокол I к Женевским конвенциям 1949 года); независимость jus in bello (гуманитарные нормы, которые следует соблюдать при ведении войны) от jus ad bellum (нормы о законности использования силы); соразмерность (запрещение нанесения ущерба здоровью или имуществу, не вызываемого военной необходимостью, учитывая все меры предосторожности).
При любых обстоятельствах уважением и защитой пользуются медицинский персонал, священнослужители, медицинские и религиозные объекты. Воюющие стороны должны направлять свои действия только против военных объектов, при любых вооруженных конфликтах должна осуществляться защита культурных ценностей и защита природной среды от обширного, долговременного и серьёзного ущерба, причинение которого тем самым может нанести ущерб здоровью или выживанию населения.
Международное гуманитарное право не применяется к ситуации насилия или напряжённости внутри страны. Во II Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям 1949 года отмечается, что «Протокол не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряжённости, таким как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами». Контроль за выполнением норм международного гуманитарного права осуществляют государства — участники конвенций и Международный комитет Красного Креста.
Основным субъектом ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права является государство. Оно должно полностью возместить причинённый ущерб. Отдельные лица несут уголовную ответственность за военные преступления по национальному законодательству; по международному праву — на основании решений Международного уголовного суда или международных уголовных трибуналов.
Исторические источники:
Ведение военных действий: Сб. Гаагских конвенций и иных международных документов. 4-е изд. М., 2004;
Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и дополнительные протоколы к ним. 4-е изд. М., 2005.
Что такое международное гуманитарное право?
Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов. Оно защищает лиц, которые не участвуют или прекратили свое участие в военных действиях, и ограничивает средства и методы ведения военных действий. Международное гуманитарное право известно также как право войны или право вооруженных конфликтов.
Международное гуманитарное право является частью международного права, представляющего собой совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право, основанное на общепризнанных принципах, содержится как в соглашениях между государствами – договорах или конвенциях, так и в исторически сложившийся нормах обычного права и практики поведения государств (правового обычая), которые рассматриваются как юридически обязательные правила поведения.
Международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. Оно не определяет правомерность использования силы государствами в том или ином случае, что регулируется другими, не менее важными, отраслями международного права, а также Уставом Организации Объединенных Наций.
История международного гуманитарного права.
История международного гуманитарного права уходит глубоко корнями в устои древних цивилизаций и религиозные традиции народов – военные действия во все времена велись с соблюдением определенных обычаев и принципов.
Универсальная кодификация международного гуманитарного права началась в девятнадцатом веке. С тех пор государства согласовали ряд практических правил, основанных на горьком опыте современных войн. Соблюдение этих правил позволяет найти тонкий баланс между гуманитарными заботами и военными нуждами государств.
С ростом международного сообщества, все большее число государств принимают участие в развитии данных правил. В настоящее время международное гуманитарное право представляет собой свод правовых норм универсального характера.
Источники международного гуманитарного права.
Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года. Почти каждое государство в мире согласились принять на себя обязательства по их соблюдению. Конвенции были развиты и дополнены двумя последующими соглашениями: Дополнительными Протоколами 1977 года, касающимися защиты жертв вооруженных конфликтов.
Существуют и другие договоры, запрещающие использование конкретных видов оружия и способов ведения военных действий и защищающие определенные категории населения и имущества. К этим соглашениям относятся:
- Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и два протокола к ней от 1954 года и 1999 года;
- Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия 1972 года;
- Конвенция об обычном оружии 1980 года и пять протоколов к ней;
- Конвенция о запрещении химического оружия 1993 года;
- Оттавская конвенция о запрещении противопехотных минах 1997 года;
- Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах;
- Дублинская конвенция о запрете кассетных бомб 2008 года.
Многие положения международного гуманитарного права в настоящее время содержатся составе международного обычного права – общих норм, в соответствии с которыми ведутся все отношения между государствами.
Когда применяется международное гуманитарное право?
Нормы международного гуманитарного права применяются только в период вооруженных конфликтов; они не регулируют вопросы, касающиеся внутригосударственных противоречий или преступлений, таких как отдельные акты насилия. Данные нормы вступают в действие при наступлении состояния войны и распространяются в равной степени на все стороны конфликта, вне зависимости от того, кто начал боевые действия.
Нормами международного гуманитарного права проводится разграничение между международными и немеждународными вооруженными конфликтами. Международные вооруженные конфликты — это конфликты в которых участвует по крайней мере два государства. Они регулируются широким диапазоном правил, в том числе изложенных в четырех Женевских Конвенциях и Дополнительном протоколе I.
Вооруженные конфликты немеждународного характера ведутся на территории только одного государства официальными регулярными вооруженными силами, противостоящими группам вооруженных диссидентов, либо между вооруженными группировками, воюющими друг против друга. К внутренним вооруженным конфликтам применяется менее широкий набор правовых положений, закрепленных в статье 3, общей для четырех Женевских Конвенций, и Дополнительном протоколе II.
Важно понимать различие между международным гуманитарным правом и правами человека. Хотя некоторые из их положений схожи, это две самостоятельные отрасли права, разработанные независимо и содержащиеся в разных договорах. В частности, нормы прав человека, в отличие от норм международного гуманитарного права, применяются в мирное время, а некоторые из его положений могут приостановить свое действие в периоды вооруженных конфликтов.
Функции международного гуманитарного права.
Приоритетными направлениями международного гуманитарного права являются две важнейшие задачи:
- защищать лиц, не принимающих участие, или прекративших свое участие в боевых действиях;
- ограничивать способы ведения войны – в частности, запрещение отдельных видов оружия и методов ведения боя.
Что означает «защищать»?
Международное гуманитарное право защищает некомбатантов, например, гражданское население или военно-медицинский и военно-религиозный персонал, журналистов. Оно также защищает тех, кто по каким-либо причинам перестает принимать участие в сражениях, таких как раненых, потерпевших кораблекрушение, больных военнослужащих и военнопленных.
Эти лица имеют право на уважительное отношение к их жизни, их физическому и психическому состоянию. Они получают определенные гарантии по защите жизни и гуманному обращению при любых обстоятельствах, без каких-либо исключений.
Конкретнее: запрещено убивать или калечить врага, который готов сдаться в плен или не в состоянии оказывать сопротивление; больные и раненые должны быть эвакуированы, получить первую помощь и уход от той из воюющих сторон, под чьей властью в данный момент они находятся. Медицинский персонал, расходные материалы, госпитали и машины скорой помощи не должны подвергаться нападению.
Существуют подробные правила регулирующие условия содержания под стражей военнопленных и дозволенные способы обращения с гражданскими лицами, находящимися под властью неприятеля. Они включают в себя обязанность предоставления продовольствия, жилья и медицинского обслуживания, а также право на обмен сообщениями с членами семьи.
Устанавливается ряд четко узнаваемых эмблем, которые могут быть использованы для идентификации защищаемых людей, мест и объектов. Важнейшие из них – красный крест, красный полумесяц и отличительные знаки обозначающие культурную ценность и средство гражданской обороны.
Какие ограничения на оружие и методы ведения боя существуют?
Международное гуманитарное право запрещает все средства и методы ведения боя, которые:
- не делают различия между теми, кто принимает непосредственное участие в боевых действиях и теми, кто не принимает такого участия, например, гражданского персонала, оказывающего помощь по эвакуации местного населения и защите гражданских объектов;
- причиняют чрезмерные повреждения или излишние страдания;
- ведут к серьезному и долговременному ущербу для окружающей среды.
Гуманитарным правом поэтому вводится запрет на использование многих типов оружия, включая разрывные пули, химическое и биологическое оружие, ослепляющее лазерное оружие и противопехотные мины.
Действительно ли международное гуманитарное право выполняет свои функции?
К сожалению, существует бесчисленное количество примеров нарушения международного гуманитарного права. Все чаще жертвами войны становятся гражданские лица. Однако, остается неоспоримым тот факт, что международное гуманитарное право внесло существенный вклад дело защиты гражданского населения, заключенных, больных и раненых, и в ограничение применения оружия неизбирательного действия.
С учетом того, что в настоящее время существует достаточное количество различных причин для крайней нетерпимости и агрессивного поведения, реализация норм данного свода правил всякий раз сопровождается большими трудностями и проблемами. Все больше приходит понимание, что актуальность вопроса об их эффективном соблюдении обострилась как никогда.
Что необходимо предпринять для реализации гуманитарного права?
Необходимо принять определенные меры для обеспечения соблюдения международного гуманитарного права. Государства должны взять на себя обязательства по обучению утвержденным правилам своих вооруженных сил, а также всех слоев населения. Требуется предупреждать преднамеренное совершение противоправных действий или наказывать виновных, если нарушения все-таки имели место.
В частности, государства должны предусмотреть соответствующие законы для наказания за наиболее тяжкие нарушения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, которые следует рассматривать как военные преступления.
На международном уровне принимаются особые меры: создаются трибуналы, рассматривающие дела, связанные с преступлениями в период военных конфликтов. В соответствии с Римским статутом 1998 года был создан Международный Уголовный суд, обладающий правом судебного преследования, в том числе, военных преступлений.
Каждый человек, правительства государства и различные организации, должны предпринимать посильное участие в таком важном и нужном деле, как соблюдение и развитие норм международного гуманитарного права.
Tags:Международное гуманитарное право