1 предмет уголовно исполнительного права

Понятие уголовно-исполнительного права

Обеспечивая правопорядок в стране, органы государственной власти вынуждены применять по отношению к отдельным гражданам меры принудительного характера, в том числе и уголовные наказания.

После определения состава преступления, осуждения виновного лица и вынесения ему приговора необходимо установить порядок и условия отбывания гражданином назначенного ему судом наказания. Эту задачу выполняет самостоятельная отрасль российской правовой системы.

Понятие уголовно-исполнительного права употребляется в трех значениях:

  1. как научная дисциплина;
  2. как учебная дисциплина;
  3. как отрасль права.

Определение 1

Уголовно-исполнительное право как наука – это область знаний, в которой изучаются закономерности борьбы с преступностью при помощи уголовных наказаний и иных мер принудительного характера.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная учебная дисциплина – это преподаваемый в образовательных учреждениях курс, построенный на систематизированном отражении данной сферы законодательства.

Уголовно-исполнительное право как отрасль права – это совокупность норм и правил, установленных государством и регулирующих исполнение и отбывание уголовных наказаний, иных мер принудительного характера, назначенных судом за совершение преступления.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Уголовно-исполнительное право 460 руб.
  • Реферат Уголовно-исполнительное право 240 руб.
  • Контрольная работа Уголовно-исполнительное право 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Пенитенциарная система Российской Федерации нацелена на исправление лиц, отбывающих наказание, и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными гражданами.

Исправление осужденных – сложная психолого-педагогическая и социально-правовая задача. Часть 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определяет ее как процесс формирования у лиц, отбывающих наказание, уважительного отношения к людям, труду, нормам, правилам и традициям общества, а также стимулирование правомерного поведения осужденных.

В целом, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации решает следующие задачи:

  1. регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказания;
  2. определение средств исправления осужденных;
  3. охрана прав, свобод и законных интересов лиц, отбывающих уголовное наказание;
  4. помощь в социальной адаптации гражданам, освободившимся из мест заключения.


Рисунок 1. Уголовно-исполнительное право. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Уголовно-исполнительное законодательство

Согласно статье 71 Конституции РФ, уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, является исключительной компетенцией высших органов власти нашей страны.

К источникам уголовно-исполнительного права относятся:

  1. международно-правовые акты в сфере обращения с заключенными, к которым присоединилась Российская Федерация;
  2. Конституция РФ;
  3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ;
  4. федеральные законы;
  5. указы Президента РФ;
  6. постановления Правительства РФ,
  7. нормативные акты профильных министерств и ведомств;
  8. нормативные акты субъектов Федерации.

С принятием Уголовно-исполнительного кодекса РФ в 1996 году система данной отрасли законодательства принципиально изменилась. Кодекс стал основным нормативным актом, регламентирующим исполнение всех видов уголовных наказаний.

В новый УИК РФ законодатели включили в качестве основания освобождения от наказания амнистию и помилование. При издании актов амнистии в каждом конкретном случае принимается соответствующее постановление Государственной Думы, предусматривающее процедуру ее применения. Статья 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предполагает участие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и осуществление контроля за ними на основании и в порядке, предусмотренных законодательством.

Кроме УИК РФ данную сферу общественных отношений регулируют федеральные законы: «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 1993 года; «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» от 1998 года; «О внесении изменений в статьи 184 и 185 УИК РФ» 1997 года и ряд других.

Еще одним источником уголовно-исполнительного права являются указы Президента и нормативные акты Правительства России. В пределах своей компетенции данную сферу общественных правоотношений вправе регламентировать профильные ведомства и органы государственной власти субъектов Федерации.

Определение 2

Под уголовно-исполнительным законодательством в широком смысле понимается система нормативных актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного характера.

Уголовно-исполнительное право в российской правовой системе

Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано со многими отраслями российской правовой системы. В первую очередь, с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку они объединены общей задачей, направленной на борьбу с преступностью и охрану наиболее значимых общественных отношений.

Нормы вышеперечисленных отраслей права с различных позиций регулируют процесс определения лиц, виновных в преступлении, назначения им уголовного наказания и его отбывания.

Пример 1

Например, уголовное право устанавливает содержание наказания, как явления, и основные признаки преступления. Данная отрасль регулирует отношения, связанные с назначением и освобождением граждан от наказания. В свою очередь, уголовно-процессуальное право устанавливает порядок, в соответствии с которым выносится приговор суда.

Связь уголовно-исполнительного и административного права касается порядка деятельности исправительных учреждений, определения обязанностей и прав их персонала, а также порядка прохождения службы в органах исполнения наказания.

Нормы гражданского и семейного права учитываются при утверждении права осужденных владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, заключать различные сделки. Связь с трудовым правом следует рассматривать в аспекте привлечения заключенных к исправительным работам, обеспечения им надлежащих производственных условий и оплаты. Данная сфера деятельности полностью регулируется трудовым законодательством, за исключением положений, связанных с ограничениями, предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством.

Часто уголовно-исполнительное право пересекается с конституционным правом. Так, при отбывании тюремного заключения неизменными остаются следующие конституционные права осужденных:

  1. равенство перед законом и судом;
  2. охрана здоровья и медицинская помощь;
  3. безопасные условия труда;
  4. защита достоинства личности;
  5. свобода от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.

18. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Основная цель уголовно-исполнительного законодательства – исправление осужденных . Впервые данное понятие закреплено в УИК РФ (ч. 1 ст. 9).

Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к ним предусмотренных УИК профилактических мер (охрана и надзор за осужденными, применение мер поощрения и взыскания и т. д.), а также проведения с ними воспитательной работы.

Цели уголовно-исполнительного законодательства осуществляются путем постановки и реализации определенных задач: регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказания; определение средств исправления осужденных; охрану их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания выражается в предмете правовой регламентации порядка и условий применения наказания.

Задача определения средств исправления осужденных закреплена в ч. 2 ст. 9 УИК. В ней определены основные средства исправления осужденных: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Механизм реализации этих средств описан в Особенной части УИК.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных заключается в детальной регламентации общего правового статуса осужденных, их специального статуса к различным видам наказаний и правового механизма обеспечения его реализации.

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации заключается в предупреждении рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания. Она реализуется путем оказания помощи осужденным, освобожденным от отбывания наказания (глава 22 УИК).

Уголовно-исполнительное законодательство определяет систему задач данной отрасли, их взаимосвязь между собою и взаимозависимость. Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и нормах УИК и других нормативных правовых актах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Как отрасль права уголовно-исполнительное право представля­ет собой совокупность юридических норм, регулирующих общест­венные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбы­вания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового харак­тера, исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пре­сечения, а также оказания на осужденных, испытывания осужден­ными исправительного, предупредительного и ресоциального воз­действия.

Отличительной чертой уголовно-исполнительного права явля­ется наличие собственного предмета и метода. В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, созда­ющихся для регулирования определенного вида общественных от­ношений. Указанное положение в полной мере относится и к уголовно-исполнительному праву. В систему норм уголовно-исполнительно­го права входят Уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

Предмет уголовно-исполнительного права

Предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права — это общественные отношения, регулируемые данной отраслью. К пред­мету уголовно-исполнительного права наряду с общими положения­ми и принципами исполнения наказаний, согласно ч. 2 ст. 2 УИК, от­носится регулирование

    • применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ;
    • порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных;
    • порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания;
    • порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объеди­нений, а также граждан в исправлении осужденных;
    • порядка осво­бождения от наказания и оказания помощи освобождаемым лицам.

Таким образом, в предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права входят общественные отношения в процессе:

    1. исполнения, отбывания уголовных наказаний;
    2. исполнения, отбывания иных мер уголовно-правового харак­тера;
    3. исправительного воздействия;
    4. ресоциального воздействия;
    5. предупредительного воздействия;
    6. исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресе­чения.

Иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные УК РФ

В уголовном праве ряд авторов к мерам уголовно-правового ха­рактера относят принудительные меры воспитательного воздейст­вия для несовершеннолетних (ст. 90-92 УК РФ), принудительные меры медицинского характера (ст. 97-104 УК РФ), условное осуж­дение, условно-досрочное освобождение, замену наказания.

Согласно другой позиции под мерами уголовно-правового ха­рактера в уголовно-исполнительном праве понимаются

    1. принуди­тельные меры воспитательного воздействия на несовершеннолет­них;
    2. принудительные меры медицинского характера;
    3. условное осуждение;
    4. отсрочка отбывания наказания беременным женщи­нам и женщинам, имеющим малолетних детей.

УИК РФ не регламентирует порядок исполнения принудитель­ных мер воспитательного характера для несовершеннолетних.

Порядок исполнения и отбывания таких мер уголовно-правово­го характера, как принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; условно-до­срочное освобождение от наказания, замена неотбытой части на­казания более мягким видом наказания, помилование и амнистия регламентируется ст. 18, 175-178, 183, 187-190 УИК РФ.

Ряд авторов считают, что общественные отношения, возникающие в процессе контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания, являются предметом регулирования не уголовно-исполнительного, а иных отраслей законодательства. Так, Ю.М. Ткачевский полагает, что контроль за условно-досрочно освобожденными находится в сфере административных правоотношений.

По мнению других авторов, в рамках существующей системы российского права общественные отношения в сфере осуществле­ния контроля за условно-досрочно освобожденными должны вхо­дить в предмет уголовно-исполнительного права, однако в пер­спективе возможно их включение в предмет регулирования новой отрасли законодательства о профилактике преступлений.

Профессор В.А. Уткин считает, что отношения, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожден­ных от наказания, строго говоря, не являются уголовно-исполни­тельными и представляют собой предмет формирующегося в Рос­сии социального законодательства.

Однако отношения материального характера, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожденных от наказания, а также контроля за осужденными, отбывающими наказания, и иные меры уголовно-правового харак­тера, скорей всего, логично отнести к предмету криминопенологии, основанной профессором О.В. Старковым. Отдельные же про­цедурные аспекты могут быть предметом уголовно-исполнитель­ного права.

Порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных

В юридической литературе указывается, что в предмет регулирова­ния уголовно-исполнительного права входят общественные отноше­ния, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний .

Однако, как справедливо отмечает А.А. Рябинин, общественные от­ношения регулируются именно в процессе, а не по поводу исполне­ния наказаний, ибо вся управленческая деятельность по поводу ис­полнения наказания есть деятельность административно-правовая и регулируется она нормами административного права.

Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания

Такой элемент предмета регулирования уголовно-исполнитель­ного права, как порядок деятельности учреждений и органов, ис­полняющих наказания, не следует понимать расширительно, т.е. включать в него отношения, регулируемые административным, трудовым и иными отраслями права.

В связи с этим заслуживает внимания утверждение В.Б. Малинина о том, что «уголовно-исполнительное право как самостоя­тельная отрасль права есть система установленных органами госу­дарственной власти юридических норм, регулирующих обществен­ные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний».

Следует отметить, что в предмет регулирования уголовно-ис­полнительного права входят общественные отношения, направ­ленные на реализацию соответствующих материальных норм уго­ловного права в соответствии с приговором (определением, поста­новлением) суда. В сущности, указанные общественные отноше­ния являются процедурными.

В предмет регулирования уголовно-исполнительного права вхо­дят общественные отношения в процессе оказания и испытывания некарательного (не входящих в содержание наказания) предупре­дительного воздействия субъектами исполнения, отбывания уго­ловных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, ис­правительного и ресоциального воздействия. Исправительное (исправление, пере­воспитание) и предупредительное воздействие — это различные процессы (понятия), соответственно и меры воспитательного и преду­предительного характера различны. Правильней не объединять, а различать воспитательные и предупредительные меры, воспита­тельное и предупредительное воздействие. Вместе с тем, как вос­питательные, так и предупредительные меры не относятся к мерам возмездия и применяются не «за», а «в связи» с совершенным нару­шением, преступлением.

В предмет уголовно-исполнительного права (процесса) входят и общественные отношения, направленные на реализацию соответ­ствующих процессуальных норм уголовного процесса, в частности общественные отношения, возникающие в процессе исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения.

Метод уголовно-исполнительного права

Под методом правового регулирования в теории права традици­онно понимается система юридических средств и способов воздей­ствия на общественные отношения.

В.Б. Малинин указывает на пять методов уголовно-исполни­тельного права:

    1. императивный — по способу правового регулирования;
    2. запрещающий — по способу воздействия на поведение лю­дей;
    3. карательный — по характеру воздействия;
    4. метод санкций — по способу реализации;
    5. метод власти и подчинения — по характеру связей между участниками правоотношений.

Наиболее правильное мнение — правовое регулирование общественных отноше­ний в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:

    • императивного (метода вла­стного приказа),
    • диспозитивного метода,
    • метода поощрения,
    • метода взы­скания (наказания).

В содержание императивного метода входит использование при­казов, требований, распоряжений, обеспеченных возможностью применения правового принуждения.

Сущность диспозитивного метода заключается в предоставлении осужденному, до известных пределов, права выбора варианта сво­их действий в предусмотренных законом случаях. Применение данного метода обеспечивает удовлетворение законных интересов осужденных, создает благоприятные условия для реализации пре­доставленных им прав.

Метод поощрения заключается в создании максимально благо­приятных условий для сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Так, нормы уголовно-испол­нительного права предусматривают целый ряд конкретных форм реализации метода поощрения (стимулирования) социально одоб­ряемого поведения лиц, отбывающих наказание, начиная с объявления благодарности, предоставления разовых льгот, отмены отдельных правоограничений, перевода на улучшенные условия отбывания наказания и т.д.

Метод взыскания (наказания) заключается в создании макси­мально неблагоприятных условий в связи с нарушением осужден­ным порядка, условий отбывания наказания и (или) меры уголов­но-правового характера и (или) испытывания исправительного воздействия в целях сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Нормы уголовно-исполни­тельного права предусматривают целый ряд конкретных форм взы­сканий.

Уголовно-исполнительное право — это самостоятельная отрасль российской правовой системы, которая представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер воздействия к осужденным.

Самостоятельность данной отрасли права определяется наличием собственных предмета и метода, а также обособленной системы норм.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного характера.

Что касается уголовно-исполнительного законодательства, то оно регулирует сам процесс исполнения всех наказаний и иных мер уголовно-правового характера, к которым относятся:

  • 1. условное осуждение;
  • 2. конфискация имущества;
  • 3. принудительные меры воспитательного воздействия;
  • 4. принудительные меры медицинского характера.

Сердцевиной предмета уголовно-исполнительного права являются отношения между осужденным и государством в лице уполномоченных им учреждений, органов и должностных лиц.

Природа уголовно-исполнительного права, связанная с принуждением осужденных лиц, сама по себе предполагает императивный (властно-приказной) метод регулирования общественных отношений. Однако он не является единственным и всеобъемлющим. Поэтому правильнее было бы дифференцировать возможности императивности и диспозитивности в различных сферах уголовно-исполнительной деятельности.

Например, диспозитивный (согласовательный) метод может использоваться при изменении конкретных обстоятельств прохождения испытательного срока в случае условного осуждения виновного лица.

Добавить комментарий