1 цели охраны земель

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Комментарий к Ст. 12 ЗК РФ

1. В данной статье охрана земель рассматривается как общегосударственная задача, поскольку земельные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9 Конституции Российской Федерации). Кроме хозяйственных целей, при использовании земель учитывается их экологическое состояние и необходимость его поддержания для благоприятного проживания людей.

Земля, являясь неотъемлемой составной частью всей экологической системы нашей планеты, неразрывно связана с другими ее частями: водами, лесами, животным и растительным миром, полезными ископаемыми и иными ценностями недр земли. Без земли практически невозможно использование других природных ресурсов, при этом бесхозяйственность по отношению к ней немедленно или в недалеком будущем будет наносить вред всей окружающей природной среде. Происходит не только разрушение отдельных участков земли, их эрозия, засоление, заболачивание, химическое и радиоактивное загрязнение, но и экологическое ухудшение всего природного комплекса.

Охране подлежат все категории земель, как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного использования. Но приоритета в этом плане заслуживают земли сельскохозяйственного назначения и земли особо охраняемых территорий (заповедников, национальных парков, заказников и др.). Режим использования и охраны особо охраняемых земель определен ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В целях усиления охраны сельскохозяйственных угодий издан Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 22 августа 2004 г.) .
———————————
СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607.

Статья 8 данного Закона предписывает, чтобы производство сельскохозяйственной продукции осуществлялось способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду, чтобы соблюдались стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Работы по охране земель и почв должны, как правило, проводить их правообладатели: собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы — за свой счет. В случаях причинения вреда земле и почвам другими субъектами он возмещается за счет причинителей вреда. В необходимых случаях на помощь пользователям земли приходит государство, выделяя средства из бюджета, ибо не всегда возможно осуществить правоохранные меры только за счет субъектов права на землю, особенно когда требуются крупные затраты средств и труда.

Для обеспечения охраны земель, независимо от того, к какой категории они относятся, разрабатываются и применяются различные мероприятия и технологии. Это и предотвращение деградации земель (т.е. потери полезных качеств почвы), и недопущение загрязнения, захламления территорий при различных видах строительства и других негативных (вредных) воздействиях при хозяйственной деятельности. При этом, как предусмотрено п. 2 ст. 12 ЗК, эффективность охраны земель (почв) предполагает как предупреждение названных вредных явлений, так и активные действия по их устранению, что должно обеспечивать улучшение и восстановление земель (почв).

Охрана земель — система правовых, организацион-

ных, экономических и других мероприятий, направленных

на их рациональное использование, предотвращение

необоснованных изъятий земель из сельскохозяйствен-

ного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на

восстановление продуктивности земель, в том числе зе-

мель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение

плодородия почв.

Охрана земель осуществляется на основе комплекс-

ного подхода к угодьям как сложным природным

образованиям с учетом их законных и региональных

особенностей.

Правовое регулирование отношений, возникаю-

щих при охране земель, проведении природоохранных

и землевосстановительных мероприятий, осуществля-

ется земельным, экологическим, природно-ресурсным

законодательством, законодательством о сельском

хозяйстве.

Цели охраны земель:

1) предотвратить последствия вредных негативных

воздействий на них;

2)обеспечить улучшение и восстановление земель.

Регулирование охраны земли выстраивается в со-

ответствии с общими принципами земельного зако-

нодательства, закрепленными ЗК РФ, такими как:

1) учет значения земли как основы жизни и деятель-

ности человека, согласно которому регулирование

отношений по использованию и охране земли осу-

ществляется исходя из представлений о земле как

о природном объекте, охраняемом в качестве важ-

нейшей составной части природы;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента

окружающей среды и средства производства в сель-

ском хозяйстве и лесном хозяйстве

Согласно положениям ЗК РФ земля подлежит охра-

не как главный природный объект — основа сущест-

вования общества и всей экосистемы. Чтобы под-

держать основные качества земли, разработаны

и применяются различные мероприятия. Они связа-

ны с мелиорацией, рекультивацией земель, охраной

земли, в том числе от засорения или загрязнения,

осуществлением иных действий. Требования по

охране земель, порядок выполнения мероприятий по

предупреждению нарушения или деградации земли

составляют основу норм, регулирующих отношения

данного круга.

Мероприятия по выявлению нарушенных земель, по

их восстановлению и охране проводятся органами

исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органами

местного самоуправления.

Содержание охраны земель. Собственники, вла-

дельцы, пользователи и арендаторы земель обязаны

выполнять экологические требования по охране зе-

мель. ЗК РФ содержит широкий круг обязанностей,

которые возлагаются на лиц, использующих земель-

ные участки, к ним, в частности, относятся:

1) сохранение почв и их плодородия;

2) защита земель от водной и ветровой эрозии, под-

топления, заболачивания и др.;

3) защита сельскохозяйственных угодий и других зе-

мель от заражения бактериально-поразитически-

ми и карантинными вредителями и болезнями рас-

тений, зарастания сорными растениями, иных видов

ухудшения состояния земель;

4) ликвидация последствий загрязнения и захламле-

ния земель;

5) сохранение достигнутого уровня мелиорации;

б)рекультивация нарушенных земель, восстановле-

ние плодородия почв, своевременное вовлечение

земель в оборот.

1. Правовая охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивных земель, в том числе лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Одним из основных принципов земельного права в соответствии со ст. 1 ЗК РФ является приоритет охраны земли (почв) как компонента окружающей природной среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей природной среде.

Правовое регулирование охраны земель в Земельном кодексе РФ осуществляется нормами главы 2, что лишний раз демонстрирует повышенное внимание к данной деятельности со стороны государства.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональных и региональных особенностей. Цели охраны земель подразделяются на:

1) превентивные, направленные на предотвращение деградации, загрязнения и захламления, нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;

2) восстановительные, призванные обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности;

3) побудительные, способствующие стимулированию использования земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственным (операционным) базисом хозяйственной и иных видов деятельности.

Цели охраны земель, с одной стороны, направлены на предотвращение негативного воздействия на земельные участки, с другой — на обязательное оперативное устранение последствий негативного воздействия в случае, когда такое воздействие было произведено.

2. Содержание охраны земель определяется ст. 13 ЗК РФ. В соответствии с ней в целях охраны земель собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земель, обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления производственными и бытовыми отходами, загрязнения, в том числе биогенного, и других процессов, ведущих к деградации земель;

3) защите от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению их плодородия, своевременному вовлечению земель в хозяйственный оборот;

7) сохранению и использованию плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Заключение Минэкономразвития России от 01.08.2013 «По итогам экспертизы приказа Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»

При этом подобная судебная практика идет вразрез с положениями земельного законодательства, которым предусмотрено обязательное восстановление земель юридическими лицами, допустившими их загрязнение. Так, в пунктах 1, 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации указано на то, что юридические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются:

<Письмо> Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757» (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации»)

<1> П. 1 ч. 2 ст. 12 ЗК РФ.

<2> П. 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ.

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет <1>.

Приказ Роснедвижимости от 07.04.2005 N П/0060 (ред. от 25.12.2006) «О порядке получения сведений по проведению производственного земельного контроля»

Во исполнение статей 12, 13 и части 2 статьи 73 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.04 N 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости», Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 «О государственном земельном контроле» в целях получения данных об осуществлении производственного земельного контроля в Российской Федерации собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке приказываю:

Добавить комментарий