17 денежная система России

Денежная система Российской Федерации

Денежная единица России и денежное обращение

Денежная система Российской Федерации — это форма организация денежного обращения, закрепленная национальным законодательством. Она состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоя­тельностью, также входит в денежную систему страны.

Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Виды денег — банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России. Они являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, по вкладам и для перевода на всей территории Российской Федерации. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

После проведения деноминации (укрупнения масштаба цен) с 1 января 1998 года в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100 и 500 руб., а также монеты достоинством 1, 2, 5 руб. и 1, 5, 10 и 50 коп.

За Центральным банком РФ закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам направляется в Правительство РФ в порядке предварительного информирования. Коммерческие банки также участвуют в эмиссионном процессе. Они выпускают безналичные деньги в процессе кредитования, а при погашении ссуды происходит изъятие денег из оборота.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены правовые основы функционирования денежной системы РФ, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения. В России, как и во всех странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного.

При имеющем место колебании значений удельного веса наличных денег в общем объеме денежной массы доля их постепенно снижается. Доля наличных денег в экономически развитых странах еще меньше (10-20%), однако их присутствие необходимо, поскольку они обслуживают розничную торговлю, получение и расход большей части денежных доходов населения. Организацию налично-денежного обращения осуществляет Центральный банк РФ, это одна из его основных функций. Она включает:

  • прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  • определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

По методологии расчета, принятой в 1998 году, в состав денежной массы не включают­ся данные по кредитным организациям с отозванной лицензией. Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, хранящихся в банках. Не включаются депозиты в иностранной валюте.

Центральный банк РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и пр.

Кассовое обслуживание — одна из важнейших функций банков. Банк является начальным и конечным пунктом движения денег, обеспечивающих товарообмен. Наличные деньги попадают в сферу обращения из банка в форме выплаты заработной платы или других расчетов наличными и возвращаются в банк в виде выручки. Сфера денежного обращения подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства, основные аспекты которых закреплены законодательно («Порядок ведения кассовых операций»). Согласно этому Порядку банковская система является не только организатором налично-денежного обращения, но и контролером данного процесса.

Зачисление денежной выручки на счета в банке и выдача наличных средств на различные цели определяются как кассовые операции, которые по балансовому результату и по назна­чению делятся на приходные и расходные. Каждому предприятию определяется предельная величина наличных средств в кассе — лимит остатка кассы и норма расходования наличных денег из выручки. Эти кассовые нормативы позволяют рационально организовать денежное обращение, исключить встречные перевозки денег я обеспечить своевременные расчеты наличными. Одновременно с нормативами банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в банк данного предприятия.

Основным принципом организации денежного оборота является целевое использование наличных денежных средств. Структура приходных и расходных кассовых операций фиксируется в банковской ведомости «Учет кассовых операций», которая ведется всеми банками независимо от объема кассовых операций. Центральным банком РФ установлена пятидневная отчетность по этой ведомости, что позволяет ему определить эмиссионный результат и выработать эмиссионную политику на перспективу.

Расчеты между коммерческими, кооперативными банками и другими кредитными учреждениями производятся расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) Центрального банка РФ, организованными в местах нахождения учреждений банков. Имеются и межрайонные РКЦ. Для осуществления расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет на соответствующем балансовом счете.

Центральный банк РФ и его территориальные управления через РКЦ осуществляют эмиссионно-кассовое обслуживание и эмиссионно-кассовые операции. В РКЦ имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды. Характерной особенностью формирования кассовых ресурсов РКЦ является возможность привлечения денежных средств из денежных хранилищ (резервных фондов), что, по сути, представляет собой не просто возврат денег в обращение за счет собранной накануне выручки, а привлечение дополнительных денежных ресурсов — эмиссию. Если кассовых поступлений недостаточно, банк может пополнить кассовые ресурсы, получат наличные деньги в РКЦ по денежному чеку. Если же кассовые поступления банка превышают его расход и лимит остатка кассы, определенный РКЦ, то излишки возвращаются в РКЦ. Недостатки ресурсов РКЦ пополняются только за счет перечисления средств из резервных фондов РКЦ по специальному разрешению Центрального банка РФ. Такой порядок распоряжения резервными фондами является частью централизованного регулирования денежного оборота.

Безналичный денежный оборот. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, а в экономически развитых странах — до 90%. Безналичный платежный оборот осуществляется в вице записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчётов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.

На Центральных банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности установления правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации:

  1. Соблюдение правового режима осуществления расчетов и платежей. В Российской Федерации он сложился к середине 1990-х гг. Он включает соответствующие нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты.
  2. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя (поставщика) и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.
  3. Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений как необходимого условия своевременного выполнения долговых обязательств.
  4. Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа — чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов — платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.
  5. Соблюдение срочности платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплати счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками.
  6. Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.

Выбор тех или иных форм безналичных расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения: с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами страхового и пенсионного фонда, при налоговых и иных платежах.

Недостаточно распространена аккредитивная форма расчетов, ее удельный вес невелик. Согласно законам Российской Федерации при расчетах как физическими, так и юридически­ми лицами могут применяться чеки, но не допускаются расчеты чеками между физическими лицами.

Относительно новыми для России являются расчеты платежными требованиями-поручениями. В СССР особенно широко применялись и существуют сейчас расчеты путем зачета взаимных требований. В настоящее время эти расчеты могут осуществляться через клиринговые палаты (центры).

До 1992 года широко использовалась акцептная форма расчетов. Однако она имеет существенный недостаток, поскольку не гарантирует поставщику получение оплаты. В 1992 году было введено Положение о безналичных расчетах, согласно которому расчеты платежными требованиями были отменены. Вместе с тем эти платежные документы могут быть использованы с согласия сторон.

Правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ. Исходя из законодательства общий срок безналичных расчетов не должен превышать пяти операционных дней в пределах Российской Федерации и двух операционных дней в пределах ее субъекта.

Указанием Центрального банка от 3 декабря 1997 года № 51-У «О введении новых форматов расчетных документов» установлено, что платежные требования, платежные требования-поручения, заявления на аккредитив, инкассовые поручения (распоряжения), применяемые при безналичных расчетах в Российской Федерации начиная с января 1998 года должны оформляться на бланках Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-98 (класс «Унифицированная система банковской документации»). За нарушение правил расчетных операций банки, предприятия, учреждения, организации и граждане несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Особенности денежного обращения

Кризисное состояние экономики, высокие темпы инфляции и проведение монетарной политики привели к расстройству денежной системы России.

Инфляционные процессы возникли в российской экономике еще в послевоенный период в связи с резким падением эффективности производства. Попытки реформирования экономики заканчивались очередным повышением цен и обесценением рубля. Внутренний государственный долг превысил всю денежную массу. Государство не располагало товарной массой для обеспечения выпущенной в оборот денежной массы. Начало 1993 года Россия встретила в условиях жестких инфляционных процессов.

Отказ от государственного регулирования цен в январе 1992 года вместо ожидаемого равновесия привел к гиперинфляции — среднемесячные темпы прироста потребительских цен составили 31,2%.

Многофакторный характер инфляции обусловил наличие двух ее видов: инфляции спроса и инфляции издержек.

Одним на основных направлений денежно-кредитной политики в этот период были сужение эмиссии, ограничение предложения денег и подавление платежеспособного спроса массового потребителя, что привело к нарастанию дефицита денежной массы. Темпы инфляции были подавлены: в 1997 году они составляли менее 1% в месяц. Снизились темпы прироста денежной массы. Все это сопровождалось рядом негативных явлений, а именно:

1. Расстройством функции обращения национальной валюты: расширились процессы эмиссии псевдоплатежных средств (псевдоденег), происходила долларизация денежного обращения и сбережений. Наполнение хозяйственного оборота платежно-расчетными суррогатами — платежными сертификатами, вексельными обязательствами, налоговыми освобождениями и т.п. носило стихийный характер, что снижало роль Центрального банка РФ в регулировании денежного обращения в стране. Кроме того, ЦБ РФ в этих условиях терял эмиссионный доход, который переходил в распоряжение различных коммерческих структур. Вместе с тем замещение рублевой массы иностранной валютой означал, что этот доход достается также эмиссионным центрам соответствующих стран.

Происходила утечка российской валюты с традиционных рынков СНГ, кредитные отношения с которыми значительно сократились и к 1997 году составили лишь 0,5 в общем объеме кредитных ресурсов стран СНГ. В итоге снизился спрос на национальную валюту России, что обострило проблему введения конвертируемости рубля.

2. Расстройством платежно-расчетной системы в процессе проведения реформ, а также заменой старой системы, рассчитанной на обслуживание потребностей централизованной плановой экономики, на новую.

К началу 1997 года массовые неплатежи составили более 170% годового ВВП. В структуре суммарной просроченной задолженности, доля которой равна половине суммарной задолженности по обязательствам, 96,6% приходится на кредиторскую задолженность поставщикам, бюджету и т.д., а 4,4% — по кредитам банков и займам.

Значительное влияние на расстройство платежно-расчетной системы оказывали бартерные сделки, в результате которых бюджет страны недополучает десятки триллионов рублей доходов. К этому следует добавить внебанковский оборот, основу которого составляла так называемая «теневая экономика». Все это приводило к нарастанию потребности в денежных средствах организованного оборота.

Уровень официальной монетаризации ВВП в России в 1997 году оценивался лишь в 12-13% при нормальном соотношении – 20-25%, а в экономически развитых странах – 60-80%. Это ограничивало возможности платежной базы России для расчетов с бюджетом по налогам.

3. Расстройством функции национальной валюты как средства сбережения, обусловленное тем, что преобладающая часть денежной массы (как наличной, так и безналичной) представляли собой средства текущего оборота, а функцию сбережений долгосрочного характера выполнял доллар. Только за 1996 год доля денежных доходов населения, используемых на приобретение валюты, выросла с 13,5% в январе до 20% в декабре, в то время как накопления во вкладах и ценных бумагах снизились за этот период с 7% до 3,3%. Лишь за 1995 — 1996 гг. прирост наличной иностранной валюты у физических лиц составил более 25 млрд. долл.

Правительство и ЦБ РФ неоднократно предпринимали меры по ограничению сферы обращения иностранной валюты в стране, однако они принесли ожидаемые результаты только с началом 2000-х годов, когда в стране, на фоне растущих цен на энергоносители, начался стабильный экономический рост.

Меры, проводимые правительством, позволили значительно сократить «теневой сектор», свести к минимуму бартерные сделки, уменьшить объем наличной иностранной валюты в экономике. Однако проблемы остаются – это и высокая инфляция и по-прежнему высокая доля наличных денег в обращении, а также использование доллара, как средства сбережения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный строительный университет» Институт Информационно-экономических систем Кафедра «Финансы и кредит» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Финансы» Тема: «Денежная система России на современном этапе» Выполнил студент ИИЭС, 3 курс, гр. ФК-333 Заярная Екатерина Александровна Намётышева Наталья Александровна Руководитель работы доцент, к.э.н. Медюха Екатерина Валерьевна К защите Работа защищена с оценкой Ростов-на-Дону,2015 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РФ 1.1 Понятие и виды денежных систем РФ 1.2. Элементы денежных систем 1.3 Исторический аспект становления денежной системы 2. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 2.1 Денежная система современной России 2.2 Текущие проблемы денежной системы России 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Денежная система – это организация денежного обращения в стране. Так сложилось исторически и закреплено национальным законодательством . Этот раздел играет важнейшую роль для экономической науки. Хорошо работающая денежная система может способствовать как полному использованию мощностей, так и полной занятости. Но в тоже время способствует тому, что плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике. Это может повлиять на распределение ресурсов. И т.д. Деньги — это строго определённая экономическая категория с чёткой выраженной сущностью и функциями. Деньги являются особым товаром, служащим всеобщим эквивалентом. Финансы — это определённые экономические отношения, возникающие в момент движения денег. То есть тогда, когда происходит их передача или перечисление наличными или безналичным путём. И т.д. Следовательно , финансы — это экономическая категория , характеризующая денежные отношения, возникшие между участниками экономических отношений , по поводу планомерного формирования, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. И т.д. Целью работы является составление единого, общего представления о денежной системе. А так же выявление текущих проблем и перспектив дальнейшего развития денежной системы России. И т.д. 1. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РФ

Федеральный закон «О деньгах и денежной системе Российской Федерации»

Данный закон развивает положения закона «О трансформации денежной системы Российской Федерации» и описывает институцию счетных денег.

Статья 1. Термины и определения

Деньги – законодательно конституированное универсальное средство платежа.

Денежный документ – информация о деньгах. Денежный документ может иметь юридически значимый характер или может не иметь такового. Денежные документы сравнительно свободно создаются и уничтожаются.

Правовые последствия действий с деньгами и денежными документами различны.

Юридическая значимость – правовое свойство документа, предполагающее презумпцию его истинности. Ложность его должна доказываться.

Юридическая ничтожность – правовое свойство документа, истинность или ложность которого априори не устанавливается. Истинность его должна доказываться.

Статья 2. Денежные системы

Денежная система представляет собою единую в масштабах страны информационно-управляющая систему движения и использования особого информационного объекта – денег, с помощью которых осуществляются многообразные задачи учета и управления обществом, экономическими субъектами и физическими лицами.

В Российской Федерации допускаются к функционированию две денежные системы – национальная и нерезидентная (валютная).

В национальной денежной системе используется единственный вид денежной информации – национальные деньги.

В валютной денежной системе могут использоваться несколько видов денежной информации – нерезидентных денег (валют).

Национальная денежная система является замкнутой внутри территории страны и не имеет выхода за ее пределы.

Данное положение может быть изменено лишь в рамках межгосударственных соглашений с иными странами об использовании российской национальной валюты в финансовом общении между Россией и этими странами или в рамках использования российских денег во внутреннем денежном обороте этих стран.

Валютная денежная система является разомкнутой и имеет связь с денежными системами других стран.

Принципы функционирование обеих денежных систем по основным техническим, технологическим и правовым характеристикам одинаковы.

Данный закон описывает функционирование национальной денежной системы. Отличия в функционировании валютной денежной системы от национальной описываются в соответствующем законе о валютной денежной системе.

Статья 3. Деньги

Деньги (счетные деньги) представляют собою особый информационный объект, распространяющийся в денежной системе и имеющий представление в виде целого числа.

Наименьшей единицей национальных денег является копейка (сотая доля рубля).

Денежная информация в денежных документах может быть представлена и в иных форматах – в рублях, тысячах рублей, в формате нецелого десятичного числа и т.д.

Деньги могут быть представлены положительными числами или нулем. Деньги не могут быть представлены отрицательными значениями.

Денежная информация в денежных документах может быть представлена и отрицательными числовыми значениями.

Статья 4. Физическое представление денег

Деньги имеют физическое представление в виде цифровых записей на электронных носителях информации и цифровых электро-, радио- или оптосигналов в процессе их пересылки.

Любые записи денежной информации на бумажном носителе могут иметь статус денежного документа.

Статья 5. Хранение денег

Деньги хранятся в виде электронных записей в специальных компьютерных информационных массивах – банковских счетах – в специальных лицензированных государством учреждениях – банках.

Ни в каком ином месте или учреждении деньги храниться или содержаться даже на самый кратчайший срок не могут.

Хранение денег является непрерывным до момента совершения с ними денежных операций.

Статья 6. Операции над деньгами

Существует следующие типы операций над деньгами:

– перемещение всей денежной суммы или ее части с одного счета на один или несколько других счетов в том же самом или иных банках. При этом величина уменьшения числового денежного значения на исходном счете должна равняться сумме увеличения всех числовых денежных значений конечных счетов, участвующих в операции. Эта операция может быть осуществлена по инициативе любого денежного лица;

– увеличение денежной суммы на счете (эмиссия денег). Такая операция может осуществляться исключительно банком;

– уменьшение денежной суммы на счете (ремиссия денег). Такая операция может осуществляться исключительно банком.

Статья 7. Перемещение денег

Технология работы с деньгами должна предусматривать неисчезновение денег и непоявление новых денег при их перемещении даже на короткие промежутки времени.

Перемещение денег внутри банка осуществляется путем изменения денежных значений внутри одного компьютера или разных компьютеров через локальную компьютерную банковскую сеть. Использование переноса данных с одного компьютера на другой с помощью переносных запоминающих устройств, например, магнитных дискет, не допускается.

Межбанковское перемещение денег осуществляется с помощью систем передачи компьютерных данных по каналам электрической, радио или оптической связи и процесс их передачи должен осуществляться исключительно программными средствами управления без участия человека.

Межбанковское перемещение денег осуществляется посылкой запроса на осуществление перемещение денег, посылаемой передающей стороной, и уведомлением принимающей стороны о приеме запроса и принятию его к исполнению.

В случае положительного ответа окончательное исполнение операции межбанковского перемещения денег путем изменения банковских счетов и иных банковских реквизитов на приемной и передающей сторонах осуществляется синхронно через установленное время, превышающее контрольное время получения уведомления: на передающей стороне после получения подтверждения о приеме команды на ее исполнение, на приемной стороне после приема команды на перемещение, отправки уведомления о получении и согласии на исполнение операции и неполучения повторного запроса на перемещение.

В случае если приемная сторона отказывается исполнить операцию перемещения, она посылает об этом извещение, на которое передающая сторона дает в свою очередь уведомление о получении. В этом случае операция перемещения денег не производится.

После завершения операции межбанковского перемещения и ее электронной регистрации на передающей стороне, вся правовая ответственность за дальнейшее движение денег переходит на принимающую сторону.

С целью недопущения выхода денег за пределы банковской системы во время операции межбанковского перемещения денег физический канал связи или выделенная средствами разделения каналов его часть, по которым осуществляется межбанковская операция, должны находиться в распоряжении (собственности, аренде и т.п., постоянной или на время осуществления операции) одного из банков, осуществляющих операцию, и считается частью этого банка, который и несет правовую ответственность за передачу, например, за технические сбои, искажения, нарушения конфиденциальности, подключение третьих лиц и т.п.

Статья 8. Электронные регистраторы и электронная регистрация

Электронный регистратор представляет собою техническое устройство записи информации на электронный носитель, допускающее последовательный доступ на запись и произвольный доступ на чтение. Изменение отдельной записи в электронном регистраторе невозможно по причинам технического и конструктивного характера.

Запись в электронном регистраторе информации называется электронной регистрацией информации.

Зарегистрированная на электронном регистраторе запись имеет статус юридически значимого документа.

Статья 9. Электронная регистрация денежных операций

Все денежные операция внутри банка подвергаются сплошной электронной регистрации.

Электронной регистрации подвергаются все межбанковские денежные операции на обеих сторонах канала связи.

Электронно-регистрационная запись денежной операции включает в себя метку даты и времени ее совершения. Массив записей электронной регистрации должен содержать метки, свидетельствующие о непрерывном по времени характере его работы.

Денежная операция не считается завершенной до осуществления ее электронной регистрации.

Электронно-регистрационная запись денежной операции имеет статус юридически значимого денежного документа.

Незарегистрированная денежная операция является юридически ничтожной.

Массив данных электронной регистрации является массивом юридически значимых первичных документов, на базе которого осуществляются все документальные и статистические обработки и отчеты.

Искажение и уничтожение данных электронной регистрации, исключение банковских операций из электронной регистрации, а также, попытка таких действий составляют предмет преступления, предусмотренный статьями 158, 159, 186, 272, 274, 292 и 325 Уголовного Кодекса РФ в зависимости от цели и условий их совершения.

Формат электронно-регистрационной записи денежной операции устанавливается Техническим Банковским Комитетом при Правительстве Российской Федерации единым для всех банков.

Статья 10. Банковский счет

Банковский счет состоит из постоянной и переменной записей.

Постоянная запись содержит идентификаторы счета и его владельца, данные о распорядителях счета, а также может содержать иные поля.

Переменная запись банковского счета содержит денежную сумму, которой имеет право тем или иным способом распоряжаться владелец банковского счета, которая и составляет собственно деньги.

Переменная запись банковского счета может содержать и другие поля, такие как величина кредита, данного банком владельцу счета, проценты под которые дан кредит, дата его представления, дата его погашения, суммы частичного погашения и их даты, величина кредитной линии, выделенной банком владельцу счета и т.п., которые имеют правовой документально-денежный или документальный характер.

Форматы записей банковского счета устанавливаются Техническим Банковским Комитетом при Правительстве Российской Федерации едиными для всех банков.

Статья 11. Виды банковских счетов

В денежной системе Российской Федерации вводятся следующие виды банковских счетов:

1. Расчетный банковский счет. Деньгами на этом счете владелец счета имеет право полного распоряжения в пределах общего регулирования таковых прав. Правами распоряжения деньгами на этом счете банк не обладает.

2. Срочный банковский счет. Срочный банковский счет открывается только на время действия соответствующего договора между банком и владельцем счета. Правами распоряжения деньгами на этом счете обладает банк. При открытии этого счета деньги на него поступают с расчетного счета владельца счета, а при закрытии переводятся на тот же самый счет.

3. Сберегательный счет. Сберегательный счет является пополняемой разновидностью срочного счета.

4. Приходный банковский счет. На этот счет могут поступать средства с любых иных счетов за исключением других счетов владельца счета. Владелец счета обладает ограниченным правом распоряжения деньгами на этом счете, заключающееся лишь в праве перечисления денег с этого счета на собственный расчетный счет.

5. Расходный банковский счет. Деньги на этот счет могут поступать только с расчетного счета его владельца, деньги с этого счета могут пересылаться на счета иных лиц, а также на расчетный счет владельца счета.

Кроме счетов общего пользования в банках могут находиться и специализированные банковские счета, служащие для обеспечения функционирования денежной системы и имеющие особый статус:

1. Внутренний счет банка, представляющий собою расчетный счет банка в собственном банке.

2. Лоро-счет. Лоро-счет есть счет в банке другого банка (лоро-банка). Владелец лоро-счета (лоро-банк) не имеет права распоряжения деньгами на этом счете. Лоро-счет изменяется автоматически в процессе межбанковских перемещений денег.

Данный список типов банковских счетов является исчерпывающим.

Иные способы вложения и использования денег могут предоставляться только финансовыми (небанковскими) учреждениями.

Статья 12. Права владения и распоряжения банковским счетом

По отношению к банковскому счету имеют место правовые отношения владения.

Владельцем банковского счета может быть юридическое и физическое лицо.

Граждане России имеют неотъемлемое право на владение банковским счетом в банках Российской Федерации.

Нерезиденты имеют право на открытие банковского счета в соответствии с законом. По отношению к нерезидентам государство имеет право ограничивать права владения банковским счетом в банках Российской Федерации или вообще не представлять его в случае, если это не отвечает интересам Российской Федерации.

Право владения состоит в праве открывать банковский счет, закрывать его, а также распоряжаться денежными средствами на нем.

Право владения банковским счетом неотчуждаемо и непередаваемо.

Финансовое лицо имеет право иметь один расчетный счет и неограниченное количество счетов другого типа. Исключения составляют:

– особые финансовые лица, имеющие право на открытие более одного расчетного счета ввиду особенностей своей финансовой деятельности. Перечень особых финансовых лиц утверждается Центральным банком Российской Федерации.

– банк может иметь расчетный счет в собственном банке, счет лоро в своем ностро-банке и счет овердрафта в своих лоро-банках, если у него они есть. Никаких иных денежных счетов банк не может иметь.

Статья 13. Права владения и распоряжения деньгами

Правовые отношения владельца счета с деньгами на счете являются отношениями распоряжения.

Правом собственности на все деньги Российской Федерации обладает народ России, т.е. они являются общенародной собственностью.

Право распоряжения сводится исключительно к праву перечисления их на другой счет.

Распоряжение деньгами осуществляется исключительно физическими лицами.

Владелец счета может предоставить право распоряжения деньгами на счете другими лицам, одному или нескольким.

Отказ владельца счета от своего права распоряжаться деньгами на счете не имеет правовой силы.

Статья 14. Банковские субсчета

Банк может самостоятельно создавать и вести субсчета на счетах своих клиентов лишь связанные с банковской деятельностью.

Банк может вести субсчета, связанные с собственной деятельностью клиентов, лишь по поручению последних.

Статья 15. Денежные права несовершеннолетних

Возраст денежного совершеннолетия в Российской Федерации установлен в двенадцать лет. Право открытия счета и распоряжения деньгами на счете предоставляется физическим лицам после достижения двенадцатилетнего возраста.

Лица моложе двенадцати лет являются денежно несовершеннолетними и их денежные права носят ограниченный характер.

Денежно несовершеннолетние не имеют права на открытие банковского счета. Расчетный банковский счет несовершеннолетним могут открыть только их родители или опекуны. Срочный счет на денежно несовершеннолетнего может быть открыт третьими лицами без согласия родителей несовершеннолетнего.

Самостоятельно распоряжаться деньгами на собственном расчетном счете денежно несовершеннолетние могут только с согласия родителей или опекунов. Это согласие может быть оговорено определенными условиями, например, по величине разовых сумм, по суммам на месяц и т.п.

Статья 16. Ограничение прав распоряжения деньгами

Ограничение права распоряжения деньгами может быть накладываться по суду лишь на лиц с установленной гражданской недееспособностью.

Статья 17. Эмиссия и ремиссия денег

Эмиссию (создание новых денег) и ремиссию (уничтожение денег) могут осуществлять только банки.

Эмиссия денег делится на простую и кредитную эмиссию.

Статья 18. Простая эмиссия

Простую эмиссию, т.е. есть создание новых денег без обязательств их уничтожения, может осуществляться исключительно Центральным банком Российской Федерации.

Простая эмиссия может быть плановой и внеплановой.

Размеры и сроки плановой эмиссии устанавливаются в бюджете.

Решение о внеплановой эмиссии принимается Государственной Думой Федерального Собрания и подтверждается Советом Федерации.

Центральный банк Российской Федерации имеет право вето на это решение. Вето Центрального банка может быть преодолено двумя третями голосов Государственной Думы и Федерального Собрания.

Статья 19. Кредитная эмиссия

Кредитная эмиссия, т.е. есть создание денег на срок с обязательством их последующей ремиссии, может осуществляться любыми банками кроме Центрального банка Российской Федерации.

Кредитная эмиссия может осуществляться в виде кредита и кредитной линии.

Кредит есть разовое создание денег с зачислением их на расчетный счет кредитополучателя.

Кредитная линия есть предоставленное банком право на безусловное получение кредита в объеме, не превышающем размера кредитной линии, по мере возникновения у клиента потребности в деньгах.

Кредиты и кредитные линии могут предоставляться банками исключительно клиентам банка, имеющим в них расчетные счета.

Все клиенты банка имеют право на получение кредита.

В рамках реализации кредитного права всем клиентам, имеющим в банке расчетный счет, предоставляется автоматическая кредитная линия, величина которой определяется банком единообразным образом на основании среднего значения расчетного счета за определенный срок.

Выделенные кредиты и кредитные линии предоставляются банком своим клиентам по индивидуальным соглашениям.

Банковские кредиты являются беззалоговыми. Срок предоставления выделенного банковского кредита не может превышать одного года.

Кредит выдается путем зачисления банком на расчетный счет кредитополучателя денежной суммы (эмиссия денег).

Кредит возвращается путем перечисления денег со счета кредитополучателя на специальный субсчет внутреннего банковского счета, который затем обнуляется (ремиссия денег).

Статья 20. Невозврат кредитов

В банковской системе Российской Федерации существование просроченных кредитов не допускается.

Не возвращенный в срок кредит погашается из средств внутреннего банковского счета, а сама кредитная задолженность переводится в заем, оформляемый векселем должника банку как хозяйствующему субъекту общей юрисдикции.

Закрытие счета должника или введение внешнего управления по нему допускается только в рамках общей процедуры банкротства.

Статья 21. Страхование вкладов

Страхование вкладов включает в себя:

– внутреннее страхование в банке;

– внешнее страхование – страхование самого банка.

Предметом внутреннего страхования являются кредиты (депозиты не требуют страхования).

Банк осуществляет страхование кредитов от невозврата из средств на внутреннем банковском счете. В случае невозврата кредит погашается с этого счета.

Кредитный ресурс, т.е. предельное значение суммы кредитов, которые может выдать банк, определяется размером денежных средств, которыми распоряжается банк, равным сумме величины внутреннего банковского счета и срочных и сберегательных банковских счетов, и установленным нормативом кредитования, составляющим величину, большую единицы.

Предельное значение кредита на одно лицо не может превышать установленную долю от внутреннего банковского счета.

Нормативы кредитной безопасности банков устанавливаются Центральным банком.

Резервные требования в банковской системе Российской Федерации отменяются.

Внешнее страхование банка включает в себя:

– предоставление банку автоматической кредитной линии при овердрафте от ностро-банка;

– автоматическое страхование депозитов при банкротстве банка со стороны ностро-банка.

При банкротстве банка все права на взыскание соответствующих убытков страхователя предоставляются ностро-банку, в том числе и права на взыскание кредитов, данных банком.

Статья 22. Управление банковским счетом

Управление банковским счетом должно предусматривать непосредственное введение распорядителем счета управляющих данных в систему управления счетами в банке.

Предусматриваются следующие способы управления банковским счетом.

1. Непосредственное управление банковским счетом в режиме платежного поручения из помещения банка.

2. Удаленное управление банковским счетом в режиме платежного поручения через телефон, радиоканал или сеть Интернет.

3. Управление денежным счетом в режиме платежного требования с помощью единой общегосударственной электронно-чековой карты.

4. Управление банковским счетом в режиме платежного требования, выставляемого на банк плательщика.

5. Управление денежным счетом в режиме аккредитива.

Управление банковским счетом третьими лицами путем выставления платежных требований не на банк плательщика допускается только через единую общегосударственную электронно-чековую карту. Управление банковским счетом с выставлением платежного требования на банк плательщика допускается государственными органами, которым такое право предоставлено по закону.

В процессе осуществления денежной транзакции ведется протокол пересылки с указанием банка, через который проходит денежная транзакция, времени поступления денежной транзакции в банк, времени выхода денежной транзакции из банка.

Время нахождения денег в банке в процессе осуществления денежной транзакции нормировано. При превышении его, если это не связано с установленными законом форс-мажорными обстоятельствами, банк автоматически штрафуется согласно установленным нормативам, причем штрафные санкции включаются в счет пересылки и поступают в пользу получателя платежа из собственных средств банка, осуществившего задержку.

Наложение штрафных санкций за задержку пересылки сверх установленного времени устанавливаются исключительно при пересылке в режиме платежного поручения, при пересылке в режиме платежного требования штрафные санкции не накладываются.

Статья 23. Коммуникационные расходы и налогообложение перемещения денег

Коммуникационные расходы, которые несут банки при совершении денежных транзакций, относятся на счет получателя платежа при транзакции платежного поручения и на счет плательщика при транзакции платежного требования.

Коммуникационные расходы накладывают банки, несущие затраты по содержанию линии денежной коммуникации, и включают их в пересылаемый счет. Нормативы оплаты за коммуникацию денег определяются Центральным банком в зависимости от протяженности физической линии и от территориальных условий ее размещения.

Местные и территориальные органы власти имеют право осуществлять налогообложение вывоза и ввоза денег. Одновременное налогообложение ввоза денег и вывоза товаров, в счет платежа, за которые происходит ввоз денег, и вывоза денег и ввоза товаров, в счет платежа за которые осуществляется вывоз денег, не допускается. Исключение допускается лишь для товаров, имеющих федеральный или местный акцизный характер налогообложения.

Налоговые платежи накладываются соответствующими банками совместно с коммуникационными платежами и в дальнейшем разделяются ими, причем налоговая часть этих платежей переводится в соответствующие бюджеты.

Статья 24. Банковский учет

Банк ведет денежный учет в реальном масштабе времени.

По каждому банковскому счету после каждой денежной операции рассчитываются:

– деньги на счете, которыми имеет право распоряжаться владелец счета;

– кредит счета, равный величине кредита, выданного владельцу счета;

– депозит счета, равный разности денег на счете и кредита. Депозит счета может быть как положительной, так и отрицательной величиной.

– кроме того, с установленной периодичностью рассчитываются начисленные проценты на кредит и депозит.

Банк ведет непрерывно в реальном масштабе времени денежный (технологический) баланс.

Пассив технологического баланса представляет полную сумму всех денежных средств на счетах банка, сгруппированную по пассивным счетам учета. В качестве таких счетов учета могут быть использованы:

– внутренний счет банка;

– деньги на срочных и сберегательных счетах;

– деньги на счете овердрафта:

– деньги на лоро-счетах;

– деньги на расчетных счетах

– деньги на текущих счетах и т.д.

Отдельные счета могут подразделяться на субсчета – счета второго порядка, которые могут, в свою очередь, подразделяться на субсубсчета – счета третьего порядка и т.д.

Актив баланса составляют счета учета, состоящие из двух главных счетов:

– депозит банка, равный сумме депозитов всех банковских счетов. Депозит банка равен величине ностро-счета банка;

– кредит банка, равный сумме всех кредитов банковских счетов.

Полный план счетов технологического баланса банка и правила его ведения устанавливаются Центральным банком РФ.

Баланс рассчитывается при осуществлении любой банковской операции, а также подсчитывается сальдо пассива и актива с целью контроля правильности осуществления банковских операций.

В соответствии с общими положениями о бухгалтерском учете хозяйствующих субъектов, периодически составляется бухгалтерский баланс банка, в состав которого из технологического денежного баланса переносится в качестве активного счета денежная сумма с внутреннего банковского счета на момент составления бухгалтерского баланса.

Статья 25. Общегосударственный денежный учет

Общегосударственный учет общего количества денег в стране Центральный банк осуществляет ежедневно.

С этой целью он собирает данные всех банков о величине их счета . Сумма банковского счета Центрального банка и сумма счетов всех банков и составляет полную сумму денег в стране. Для контроля правильности осуществления кредитной деятельности банками одновременно собирается также общая сумма денежных средств, находящихся в распоряжении банков (внутренние банковские счета и полная сумма денег на срочных и сберегательных счетах).

Центральный банк имеет право требовать от банков представления и других данных, необходимых для составления общих отчетов о денежной системе страны.

Статья 26. Процентные ставки

Банк выплачивает проценты своим клиентам на положительное значение по депозитам расчетных счетов. Проценты не выплачиваются:

– по внутреннему счету банка;

– по счетам клиентов, которые имеют регистрацию в качестве финансового (небанковского) учреждения.

Проценты на депозит по лоро-счетам, счетам овердрафта и текущим счетам выплачиваются на общих основаниях.

Банк выплачивает клиентам проценты по срочным и сберегательным счетам. Процентные ставки по срочным и сберегательным счетам должны превышать размер процентов на депозит.

Клиенты уплачивает банку проценты на отрицательное значение депозита расчетного счета. Процентные ставки на положительное и отрицательное значение депозита одинаковы.

Клиенты выплачивают проценты по кредиту. Процентные ставки по кредиту состоят из двух частей. Первая часть есть федеральная кредитная ставка, основанием которой является частное использование общественного достояния – денег. Выплаты по этой ставке идут в бюджет. Распределение этих средств между федеральным бюджетом и местными бюджетами определяется соответствующим законом. Вторая часть процентной ставки по кредиту есть собственно банковская кредитная ставка, средства по ней поступают в доход банка.

Федеральная кредитная ставка устанавливается в рамках бюджетного процесса на год и не может быть в течение этого года изменена.

Клиенты выплачивают банку проценты по кредитной линии.

Процентные платежи рассчитываются ежедневно на фиксированный момент времени, и соответствующие суммы вносится на забалансовые счета. Зачисление этих средств на счет клиента или списание со счета осуществляется в начале года, следующего за годом начисления процентов.

Расчет за кредиты и кредитные линии производятся в соответствии с кредитным соглашением.

За автоматическую кредитную линию, предоставляемую всем клиентам, плата не взимается.

В банках Российской Федерации полная сумма процентных выплат по кредитам не может превышать суммы самого кредита.

Центральный банк процентов по депозитам не выплачивает.

Статья 27. Управление денежной массой

Управление общей денежной массой осуществляется путем:

1. Эмиссии денег, благодаря которой увеличивается депозитная составляющая денежной системы;

2. Изменения федеральной кредитной ставки, благодаря чему изменяется стоимость кредита, что может изменить потребность в них;

3. Изменения нормы кредитования, что приводит к изменению кредитных ресурсов банков.

Управление денежной массой по п.1 и 2 осуществляется в рамках бюджетного процесса, управление по п.3 осуществляет Центральный банк РФ.

Статья 28. Центральный банк Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации является однофилиальным банковским учреждением.

Центральный банк выполняет банковские функции и функции контроля и управления денежной системой страны.

Как банковское учреждение Центральный банк является расчетно-эмиссионным банком.

Центральный банк не обладает кредитными функциями.

Центральный банк не имеет права покупать ценные бумаги.

Статья 29. Технический банковский Комитет

Разработка технических стандартов в области денежных технологий осуществляет Технический банковский Комитет при Правительстве Российской Федерации.

Статья 30. Очистка банковской системы

С целью очистки банковской системы Российской Федерации от брошенных и выморочных счетов осуществляется инвентаризация банковских счетов во всех банках Российской Федерации.

В течение одного года после вступления данного закона в действие все банковские счета, по которым не произойдет движения денежных средств или владелец счета не подтвердит свое существование, ликвидируются, а денежные средства с них направляются в доход федерального бюджета.

Претензии по списанным денежным средствам принимаются в течение двух лет. По окончании этого срока никакие претензии по списанным средствам не принимаются.

Формирование устойчивых отношений по поводу купли-продажи валюты и их юридическое закрепление исторически привели к формированию национальных, а затем и мировой валютных систем.

Национальная валютная система — это форма организации валютных отношений страны, определяемая ее валютным законодательством. Особенности НВС определяются степенью развития и специфики экономики, а также внешнеэкономических связей той или иной страны.

НВС включает след. осн составляющие:

— национальную ден. единицу (нац. валюту);

— состав официальных золотовалютных резервов;

— паритет нац. валюты и механизм формирования валютного курса;

— условия обратимости нац. валюты;

— наличие или отсутствие валютных ограничений;

— порядок осуществления меджунар. расчетов стран;

— режим национального валютного рынка и рынка золота;

— национальные органы, обслуживающие и регламентирующие валютные отношения страны.

Весьма важна для хар-ки системы степень конвертируемости валюты, т.е. степень свободы ее обмена на иностранную (свободно конвертируемые, частично и неконвертируемые (подробнее см предыдущий билет). В настоящее время лишь валюты ведущих промышленно развитых стран — полностью конвертируемые, в большинстве стран — те или иные ограничения. Россия уже достигла конвертируемости рубля по текущим операциям. Полная же конвертируемость рубля возможна лишь при глубокой структурной перестройке экономики страны. Национальная валюта обменивается на иностранную валюту другой страны по паритету — определенному соотношению, устанавливаемому в законодательном порядке. Для функционирования валютной системы важен режим валютного курса. 2 полярных режима: фиксированный ( иногда, колебания в узких рамках… по-моему, российский рубль находится в определенном коридоре) и свободно плавающий (складывается под влиянием спроса и предложения).

Национальная валютная система России представляет собой госу­дарственно-правовую форму организации и регулирования ее ва­лютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы стра­ны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. В конце 90-х годов российский институциональный валютный механизм по основным пара­метрам практически приблизился к критериям, присущим странам Запада.

Национальная валютная система России образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в международные финансовые механизмы и вступила в июне 1992 г. в МВФ. Признание устава Фонда налагает на нее определенные обязательства, касающиеся устройства ее валютной системы. Рассмотрим основные элементы современной валютной системы России.

1. Основой валютной системы является национальная денеж­ная единица — российский рубль, введенный в обращение в 1993г. и заменивший рубль СССР.

2. С начала осуществления экономических реформ Россия фак­тически ввела внутреннюю, т.е. только для резидентов (юридичес­ких и физических лиц данной страны), конвертируемость рубля по текущим операциям платежного баланса. При этом по финан­совым операциям резидентов были установлены валютные огра­ничения.

3. Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте и валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса.

4. Элементом валютной системы России является регулирова­ние международной валютной ликвидности, т.е. в первую очередь официальных золото-валютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля.

5. Что касается следующего элемента валютной системы — международных кредитных средств обращения, то наша страна давно руководствуется унифицированными международными нормами, ко­торые регламентируют использование, в частности, векселей и чеков.

6. Регламентация международных расчетов России также осу­ществляется в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

8. В России формируется внутренний рынок золота, драгоцен­ных металлов и драгоценных камней.

9. В России сложился правовой и институциональный меха­низм регламентации деятельности национальных органов управ­ления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования. Это регулирование осуществляется по трем главным направлениям.

Основные направления валютного регулирования и валютного контроля в РФ:

Таможенно – банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций;

Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным товарам;

Осуществление валютного контроля при бартерных операциях;

Осуществление валютного контроля в неторговом обороте.

Валютный курс- соотношение между 2 валютами (цена одной валюты, выраженная в ден единицах другой страны), которое устанавливается в законодательном порядке или складывается на рынке под влиянием спроса и предложения.

В теории выделяют 5 систем валютных курсов:

1. свободное (чистое) плавание; вал курс складывается под влиянием спроса и предложения на валюту.

2. управляемое плавание; спрос и предложение также оказывают влияние. Но здесь весьма заметна регулирующая сила центральных банков стран, а также разного рода конъюнктурные колебания.

фиксированные курсы; Системой фиксированных курсов была Бреттонвудская валютная система (1944 — нач 70-х).

3. целевые зоны; предст собой разновидность системы фиксированных курсов. Примером является фиксация российского рубля к доллару США в коридоре, установленном ЦБ РФ.

4. смешанная система валютных курсов. — является современная международная вал система.

Двумя альтернативными режимами установления валютного курса

1. фиксированный

2. плавающий.

В процессе эволюции мировой денежной системы произошел переход от фиксированных к плавающим курсам. В настоящее время каждая страна самостоятельно выбирает режим установления обменных курсов. По этому признаку Международный валютный фонд относит валюты к одной из следующих трех категорий:

1) привязанные к одной или ряду валют;

2) с ограниченной гибкостью;

3) повышенной гибкости.

В России используют несколько видов валютных курсов рубля:

  • официальный курс Банка России. С мая 1996 г. Банк России отказался от привязки официального курса рубля к фиксингу ММВБ. Официальный курс стал определяться на ежедневной основе, исходя из спроса и предложения валюты на межбанковском и биржевом валютных рынках. В условиях финансового кризиса он стал определяться в ходе двухсекционных торгов иностранной валютой на ММВБ;
  • биржевой курс — курс рубля на биржах;
  • курс коммерческих банков (коммерческие банки, имеющие лицензию Банка России на проведение валютных операций, самостоятельно производят котировку иностранных валют в рублях). Банки устанавливают курсы покупки и курсы продажи, по которым осуществляют обмен иностранных валют на рубли и обратно. Отдельно устанавливаются курсы для наличных и безналичных расчетов;
  • аукционный курс — это курс рубля на валютных аукционах;
  • курс черного рынка;
  • кросс-курсы — котировка двух иностранных валют, ни одна из которых не является национальной валютой участника сделки, или соотношение двух валют, которое вытекает из их курса по отношению к какой-либо третьей валюте. Например, по курсу Банка России на 22.01.2000 г. 1 долл. = 28,44 руб., 1 нем. марка = 14,79 руб. Одна нем. марка = 14,79/28,44 = 0,5200 долл.

В ходе финансового кризиса Центральный банк РФ начал устанавливать официальный курс по-новому. С октября 1998 г. все валютные биржи страны стали проводить две сессии: утром — специальную торговую сессию, на которой валюту могли продавать лишь экспортеры и уполномоченные банки; в этой сессии принимал участие и Центральный банк; днем — обычную торговую сессию, по результатам которой и определялся официальный курс.

По существу устанавливались два валютных курса: один — для экспортеров и импортеров, второй — для всех остальных. Центральный банк отстранил от участия в торгах ряд крупных коммерческих банков, которые дестабилизировали положение на валютном рынке.

В 2000 году политика валютного курса Банка России проводится с использованием режима плавающего обменного курса рубля к иностранным валютам. Банк России не устанавливал каких-либо конкретных параметров изменения валютного курса ни в целом за год, ни в отдельные его периоды. Основным инструментом сглаживания чрезмерных колебаний валютного курса рубля являлись интервенции на внутреннем валютном рынке. Одной из важных целей политики Банка России было накопление золотовалютных резервов и поддержание их на уровне, обеспечивающем доверие к проводимой денежно-кредитной политике и стабильность российской валютно-финансовой системы.

Основным законодательным актом в области валютных отношений Российской Федерации является Закон «О валютном контроле и валютном регулировании», а также другие законы и подзаконные акты.

Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

Центральные банки осуществляют валютную политику по поддержанию рыночного курса национальных денежных единиц. Их роль сводится главным образом к тому, чтобы не допускать резких колебаний курсов национальных денег, держать их в тех или иных границах. ЦБ регламентируют деятельность коммерческих банков по ведению валютных операций, принимают меры против излишней спекуляции на валютных рынках. Государство через центральный банк определяет нормы продажи и купли валют, регулирует займы в иностранной валюте и осуществляет другие виды вмешательства в валютные операции банков.

Реформа привела к унификации денежного обращения в стране, так как вводила единую для всего государства монетную систему на основе двух наиболее употреблявшихся в стране денежных единиц: деньги новгородской и деньги московской.

«Новгородкой» называлась копейка, или «денга копейная», с 1535 года чеканившаяся из серебра весом 0,68 грамма. Свое название она получила по изображенному на монете всаднику с копьем, в котором усматривали изображение московского великого князя. Считается, что такой символ мог быть взят из Новгорода, где был почитаем святой Георгий Победоносец, к тому времени изображавшийся обычно на коне. На обороте монеты помещалась надпись «Осподарь всея Руси», а с 1538 года – «Князь Великий Иван всея Руси», так как монеты чеканились от имени малолетнего Ивана IV.

Половине копейки соответствовала «московка» – серебряная деньга весом 0,34 грамма на которой был изображен всадник с саблей, представлявший собой геральдический символ, известный еще по монетам Ивана III.

Четверти копейки и половине деньги была равна серебряная полушка весом 0,17 грамма, на которой изображалась летящая птица и помещалась надпись вязью: «Государь».

Полная система соотношения русских денежных единиц была зафиксирована в Торговой книге (1570-е годы): 1 рубль=2 полтины=10 гривен=100 новгородок=200 денег=400 полушек. В качестве счетного определения, не подтвержденного особым номиналом, применялся 1 алтын=3 новгородки=6 денег=12 полушек.

Чеканка монет представляла собой сочетание элементов золотоордынского и русского денежного дела. Примитивная техника чеканки из проволоки при помощи двух чеканов ручным способом, заимствованная у татар, и лаконичное оформление монетного поля значительно облегчали процесс изготовления, что позволяло чеканить большое количество монет за короткое время.

Реформа проводилась в несколько этапов. В феврале 1535 года от имени Ивана Васильевича был принят указ о замене старых денег новыми. 20 марта 1535 года денежная реформа началась. Новгородскому и Псковскому монетным дворам предписывалось чеканить «новгородки» по новым правилам. Необходимо было следить, чтобы в серебро не подмешивались недрагоценные металлы, т. е. чтобы деньги изначально не портили. Одновременно по всей стране было запрещено обращение поддельных и резаных денег, чтобы «людям был невелик убыток от испорченных денег». Для надзора за чеканкой монет на Новгородском монетном дворе была создана комиссия во главе с московским купцом-предпринимателем Курюковым. Завершилась реформа в апреле-августе 1538 года распространением ее основных положений в Москве. Было запрещено хождение в Москве начеканенных ранее «московок», или «мечевок», на которых Великий князь изображался с мечом на коне, они заменялись копейками. Монеты, выпущенные во времена Ивана III и Василия III, подлежали обмену.

Денежная реформа Глинской завершила политическое объединение русских земель и во многом способствовала их более интенсивному развитию.

В результате реформы была создана единая система денежного обращения Русского государства, на протяжении последующих веков претерпевавшая различные изменения, но в целом сохранявшая единство и устойчивость.

Денежная система достигла нового качественного экономического и технического уровня, что имело большое значение для активизации русской внешней торговли, прежде всего с европейскими странами.

Введение государственной монополии на чеканку монеты позволило Русскому государству получать дополнительный доход, использовавшийся для погашения экстренных расходов, в частности, строительства крепостей в 1530-е годах и финансирования многочисленных военных операций во второй половине XVI века.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Добавить комментарий