1810 государственный совет

Государственный совет — в 1906-1917 годах высшее на ряду с Государственной думой, законодательное (верхняя палата первого российского парламента), а до этого с 1810 по 1906 годы — высшее законосовещательное учреждение Российской империи.

Преобразован 1(13) января 1810 года из Непременного совета (существовал с 1801 года) в соответствии с «Планом государственных преобразований» М.М. Сперанского для централизации законодательной практики и унификации юридических норм.
Законодательной инициативой Государственный совет не обладал — внесение законопроектов в Государственный совет определялось волей царя. Обсуждённые в департаментах Государственного совета законопроекты выносились на его общее собрание и после утверждения императором получали силу закона.
С 1824 года прекратилась практика утверждения мнения большинства: император мог утвердить и мнение меньшинства или отвергнуть оба мнения, приняв собственное решение (закреплено в 1842 года в «Учреждении Государственного совета»). В 1880-е годы часть функций Государственного совета перешла в Комитет министров.
В ведении Государственного совета находились все вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения прежних узаконений и принятия новых, общие распоряжения к исполнению существующих законов. Государственный совет рассматривал ежегодные отчёты министерств (до 1827 года), сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 года государственную роспись доходов и расходов), годовые отчёты Госбанка (с 1894 года). Государственный совет также рассматривал также сметы и штаты государственных учреждений, отдельные вопросы, требовавшие утверждения верховной власти.
Первоначально в состав Государственного совета входило 35 человек, к 1890 году — 60, назначаемых (как и председатель Государственного совета) императором из числа высших сановников. К 1905 году Государственный совет насчитывал 90 человек. Министры являлись членами Государственного совета по должности. В случае присутствия царя председательство переходило к нему. Фактически членство в Государственном совете было пожизненным. Члены Государственного совета делились на присутствовавших только на общем собрании и присутствовавших в департаментах. В 1812—1865 годах председатель Государственного совета являлся одновременно председателем Комитета министров.
Государственный совет состоял из 4 департаментов: Департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегосударственного значения; Департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; Департамента государственной экономии, занимавшегося вопросами, касающихся финансов, промышленности, торговли, наук и пр.; Военного департамента, существовавшего до 1854 года.
В феврале — апреле 1817 года существовал Временный департамент для рассмотрения ряда проектов, положений и уставов; в 1832-1862 годах — Департамент Царства Польского (в 1866-1871 годах Комитет по делам Царства Польского), с января 1901 года действовал Департамент промышленности, наук и торговли.

Перед рассмотрением в Государственном совете все дела поступали в Государственную канцелярию, во главе которой стоял государственный секретарь, имевший ранг министра. Задача Государственной канцелярии — делопроизводство и подготовительные работы к заседаниям Государственного совета. В ведении Государственной канцелярии также находились Государственный архив и Государственная типография.
После обсуждения дел в соответствующих департаментах канцелярии наиболее важные из них передавались в Общее собрание Государственного совета (некоторые дела поступали сразу в Общее собрание). Заседания департаментов и общих собраний Государственного совета были не публичны, на них не допускались также и представители печати.
Кроме того, в составе Государственного совета были: Комиссия составления законов (в 1826 году преобразована во Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии); Кодификационный отдел (1882-1893 годы); Комиссия прошений (1810-1835 годы); Особое присутствие для предварительное рассмотрения жалоб на определения депутатов Сената (1884-1917 годы); Особое присутствие о военной повинности (1874-1881 годы); Главный комитет об устройстве сельского состояния (1861-1882 годы) и др.

В 1906 году с созданием Государственной думы Государственный совет был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой, получив право законодательной инициативы (исключая вопросы изменения Основных законов).

После реорганизации Государственный совет включал: 1-й департамент — рассмотрение дел по административным, гражданским и судебным вопросам; 2-й департамент — по отчётам финансово-кредитных учреждений и дел о строительстве железных дорог, об отводе и продаже участков казённых земель; Государственную канцелярию; Финансовую комиссию (1907-1917 годы) для предварительного рассмотрения проектов государственной росписи доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов; Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев (1905 -1917 годы).
Делопроизводство Государственного совета по-прежнему было возложено на Государственную канцелярию и Государственного секретаря. Издание Свода законов и Полного Собрания законов также было оставлено в ведении Государственной канцелярии.
Государственный совет состоял из равного числа назначаемых императором членов и выборных членов. Министры присутствовали на его заседаниях по должности, но голосовать имели право, только являясь членами Государственного совета. Члены Государственного совета по Высочайшему назначению увольнялись исключительно по их личной просьбе.
Члены Государственного совета по выборам избирались: от губернских земских собраний — по 1 человеку (из числа лиц, владевших утроенным земельным или имущественным цензом для выборов в Государственную думу, за исключением лиц, прослуживших 2-й срок предводителями дворянства; избирались на 3 года); от губернских и областных дворянских обществ — в 18 человек (от каждой губернии по 2 выборщика на общее собрание, избиравшее членов Государственного совета); от российской православной церкви — 6 человек (избирались Синодом по представлению епархиальных архиереев); от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ — 12 человек; от Петербургской АН и университетов — 6 человек (АН и каждый университет избирали 3 выборщиков из числа ординарных академиков или профессоров, которые на общем собрании избирали членов Государственного совета); финляндский сейм избирал 2 человека. В 1914 году Государственный совет состоял из 188 человек.
Члены Государственного совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях. В отличие от порядка избрания в Государственную думу, от выборов в Государственный совет не устранялись воинские чины, состоявшие на действительной государственной службе. При обсуждении и принятии законов законодательным составом признана 1/3 Государственного совета.
После Февральской революции 1917 году Государственный совет фактически перестал существовать. 6 октября 1917 года был издан декрет Временного Правительства о роспуске Государственной думы и утрате полномочий членами Государственного совета. Так как предстояло созвать Учредительное Собрание, которое должно было разработать и принять Конституцию России (республиканского, парламентско-президентского типа).
24 декабря 1917 года Государственный совет был окончательно упразднен.

Литература:

Ссылки по теме

Манифест «Образование Государственного совета» (1 января 1810 г.)

У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный совет. Малый герб Российской империи (1883—1917 гг.)

Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи в 1810—1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в 1906—1917 годах.

Государственный совет в 1810—1906 годах

О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».

Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812—1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров, среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с 1865 по 1905 год председателями Госсовета были великие князья (до 1881 года — Константин Николаевич, потом — Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году — 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802—1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.

Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:

  • новых законов или законодательных предположений, равно как и изменений в уже принятых законах;
  • вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;
  • вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
  • ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. — государственной росписи доходов и расходов);
  • отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);
  • чрезвычайных финансовых мер и пр.

Государственный совет состоял из общего собрания, Государственной канцелярии, департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нём действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.

Все дела поступали в Госсовет только через Государственную канцелярию на имя возглавлявшего её государственного секретаря. После определения, принадлежит ли данное дело ведению Госсовета, государственный секретарь распределял его в соответствующее отделение канцелярии, которое готовило его к слушанию в соответствующем департаменте Госсовета. Срочные дела по повелению императора могли сразу передаваться в общее собрание Госсовета, но обычно дело сначала проходило соответствующий департамент, а потом уже попадало в общее собрание. Согласно манифесту 1 января 1810 года через Государственный совет должны были проходить все принимаемые законы, но на деле это правило соблюдалось не всегда. Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета, если оно более отвечало его взглядам. Например, Александр I из 242 дел, по которым голоса в Совете разделились, утвердил мнение большинства лишь в 159 случаях (65,7 %), причем несколько раз поддержал мнение всего лишь одного члена Госсовета.

Согласно указу от 5 (17) апреля 1812 года Госсовет на время отсутствия императора подчинял себе министерства, а указ 29 августа (10 сентября) 1801 года, определял, что в случае продолжительного отсутствия императора в столице решения большинства общего собрания Госсовета принимают силу закона. В 1832 году полномочия Совета были несколько сокращены: министры перестали передавать ему ежегодные отчеты о своей деятельности.

15 (27) апреля 1842 года был принят новый документ, определяющий деятельность Совета, заменивший собой манифест 1810 г.: «Учреждение Государственного совета», разработанное комитетом под председательством князя И. В. Васильчикова. Новое положение несколько ограничило сферу деятельности Госсовета, обозначив ряд направлений законодательной деятельности, не подлежащих рассмотрению на его заседаниях, но одновременно и расширило её за счет административных дел и вопросов судопроизводства.

Департаменты Государственного совета до 1906 года

Парадная, праздничная и обыкновенная форменная одежда членов Государственного совета, утвержденная императором 8 марта 1856 года (РГИА)

Департамент законов (1810—1906). Рассматривал законопроекты в области административно-территориального устройства, судопроизводства, налогообложения, существенных реформ государственного аппарата, проекты положений и штатов отдельных государственных учреждений, промышленных, финансовых и торговых обществ, общественных организаций.

Председатели: граф П. В. Завадовский (1810—1812), граф В. П. Кочубей (1812), светлейший князь П. В. Лопухин (1812—1819), князь Я. И. Лобанов-Ростовский (1819—1825), В. А. Пашков (1825—1832), граф И. В. Васильчиков (1832—1838), граф М. М. Сперанский (1833—1839), Д. В. Дашков (1839), граф Д. Н. Блудов (1840—1861), князь П. П. Гагарин (1862—1864), М. А. Корф (1864—1871), князь С. Н. Урусов (1871—1882), Е. П. Старицкий (1883), барон А. П. Николаи (1884—1889), граф Д. М. Сольский (1889—1892), М. Н. Островский (1893—1899), Э. В. Фриш (1900—1905).

Департамент гражданских и духовных дел (1810—1906). Рассматривал юридические вопросы и дела духовного управления: формы и порядок судопроизводства; толкование и применение в судебной практике отдельных статей гражданского и уголовного законодательства; возведение в дворянство и лишение такового, дела о присвоении княжеских, графских и баронских титулов; дела о наследственных, земельных и прочих имущественных спорах, об отчуждении недвижимого имущества на государственные нужды или его передаче из государственной собственности в частные руки; об учреждении новых епархий и приходов православных и иных вероисповеданий. Также в департаменте рассматривались дела, вызвавшие разногласия при решении их в Сенате или между Сенатом и отдельными министерствами.

Председатели: светлейший князь П. В. Лопухин (1810—1816), граф В. П. Кочубей (1816—1819), В. С. Попов (1819—1822), граф Н. С. Мордвинов (1822—1838), С. С. Кушников (1839), принц П. Г Ольденбургский (1842—1881), Д. Н. Замятнин (1881), В. П. Титов (1882—1883), Н. И. Стояновский (1884—1897), Э. В. Фриш (1897—1899), Н. Н. Селифонтов (1899), Н. Н. Герард (1902—1905).

Департамент государственной экономии (1810—1906). Занимался вопросами финансов, торговли, промышленности и народного просвещения. Рассматривал законопроекты, связанные с развитием экономики, государственных доходов и расходов, финансовые сметы министерств и главных управлений, отчеты государственных банков, вопросы налогообложения, предоставления привилегий отдельным акционерным обществам, дела по открытиям и изобретениям.

Председатели: Н. С. Мордвинов (1810—1812), светлейший князь П. В. Лопухин (1812—1816), Н. С. Мордвинов (1816—1818), граф Н. Н. Головин (1818—1821), князь А. Б. Куракин (1821—1829), граф Ю. П. Литта (1830—1839), граф В. В. Левашов (1839—1848), граф А. Д. Гурьев (1848—1861), П. Ф. Брок (1862—1863), К. В. Чевкин (1863—1873), А. А. Абаза (1874—1880), граф Э. Т. Баранов (1881—1884), А. А. Абаза (1884—1892), граф Д. М. Сольский (1893—1905)

Департамент военных дел (1810—1854). Рассматривал вопросы военного законодательства; комплектования и вооружения армии; создания центральных и местных учреждений военного ведомства; средствах для обеспечения его хозяйственных нужд; сословных и служебных правах и привилегиях лиц, причисленных к военному ведомству, их судебной и административной ответственности. Фактически перестал действовать в 1854 году, но его председатель назначался до 1858 года, а члены до 1859.

Председатели: граф А. А. Аракчеев (1810—1812), светлейший князь П. В. Лопухин (1812—1816), граф А. А. Аракчеев (1816—1826), граф П. А. Толстой (1827—1834), И. Л. Шаховской (1848—1858).

Временный департамент (1817). Был образован для рассмотрения и подготовки законопроектов в финансовой области: об учреждении Государственного коммерческого банка, Совета государственных кредитных установлений, а также введении питейного сбора и пр.

Департамент дел Царства Польского (1832—1862). Образован после упразднения конституционной автономии Царства Польского для рассмотрения общих вопросов политики в отношении польских земель, разработки соответствующих законопроектов, а также росписи доходов и расходов Царства Польского.

Председатели: князь И. Ф. Паскевич (1832—1856), князь М. Д. Горчаков (1856—1861).

Департамент промышленности, наук и торговли (1900—1906). Рассматривал законопроекты и бюджетные ассигнования в области развития промышленности и торговли, а также просвещения; дела об утверждении уставов акционерных обществ и железных дорог; выдаче привилегий на открытия и изобретения.

Председатель: Н. М. Чихачев (1900—1905).

Комиссии и другие органы Государственного совета до 1906 года

Комиссия составления законов (1810—1826). Образована в 1796 году для осуществления кодификации законодательства. С образованием Госсовета вошла в его состав. Упразднена в связи с созданием II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, взявшего на себя указанные функции. В 1882 году II Отделение было вновь передано Государственному совету, образовав Кодификационный отдел (1882—1893), упраздненный после передачи вопросов кодификации законодательства Государственной канцелярии.

Комиссия по принятию прошений (1810—1835). Была создана для принятия жалоб, связанных с деятельностью органов власти, а также прошений, связанных с назначением различного рода пособий. После 1835 года выведена из состава Госсовета и подчинена непосредственно императору. Существовала до 1884 года, после чего была преобразована в особую Канцелярию по принятию прошений, упразднённую в 1917 году.

Особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения департаментов Сената (1884—1917). В его задачу входило рассмотрение жалоб на решения департаментов Сената и определение возможности передачи соответствующих дел на рассмотрение общего собрания Госсовета.

Государственный совет в 1906—1917 годах

Первое торжественное заседание реформированного Государственного совета в зале Дворянского собрания, 27 апреля 1906.Заседание Государственного совета в Мариинском дворце. 1908. (РГИА)

Манифест 20 февраля 1906 года и новая редакция Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 учреждали Государственный совет как законодательный орган — верхнюю палату первого российского парламента, наряду с нижней палатой — Государственной думой.

Половина членов Государственного совета назначалась императором, другая половина — избиралась. Члены по выборам пользовались депутатской неприкосновенностью, в то время как члены по назначению оставались в первую очередь должностными лицами. Назначенные члены определялись в Госсовет по докладу председателя Совета Министров бессрочно. Списки назначенных часто превышали количество мест, поэтому 1 января каждого года 98 человек из списков определяли «на один год к присутствию» в общее собрание Государственного Совета. Общее число членов Госсовета по назначению не могло превышать число членов по выборам, их состав пересматривался ежегодно 1 января. Не попавшие «на один год к присутствию» из списка назначенных в Госсовет оставались на государственной службе, получали жалование членов Совета, но прав и обязанностей в общем собрании Госсовета не имели. Всего в первом составе Государственного совета было 196 членов (98 назначенных и 98 выбранных).

Избрание проводилось по 5 разрядам (куриям): от православного духовенства — 6 человек; от дворянских обществ — 18 человек; от губернских земских собраний — по одному от каждого; от академии наук и университетов — 6 человек; от совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ — 12 человек; кроме того 2 человека избирались от Финляндского сейма. Выборы были как прямыми (от губернских земских собраний) так и двухступенчатыми. Срок избрания членов по выборам составлял 9 лет. Каждые 3 года проводилась ротация, в результате которой выбывала 1/3 членов Совета по этим разрядам в очередном порядке. Это не касалось членов, избранных от земств, которые переизбирались каждые три года в полном составе. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Председатель Государственного совета и его заместитель ежегодно назначались императором из числа членов Совета по назначению.

Статья 106-я Основных государственных законов определяла, что «Государственный совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами»; в реальности у Думы были определённые полномочия, которыми не обладал Совет. В случае прекращения или перерыва в деятельности Государственного совета и Государственной думы законопроект мог быть обсужден в Совете министров и утвержден императором в форме высочайшего указа, немедленно вступающего в силу. Но в большинстве случаев действовала обычная процедура: законопроект проходил через Думу и поступал в Госсовет. Здесь он обсуждался в соответствующей комиссии и департаменте, а затем — в общем собрании Совета.

Структура Государственного совета после 1906 года существенно изменилась. В нём помимо общего собрания и Государственной канцелярии осталось только два департамента (вместо четырёх), увеличилось число постоянно действующих комиссий. Заседания общего собрания Госсовета теперь стали публичными, на них могли присутствовать публика и представители прессы.

В Госсовете появились и свои политические группировки, объединявшие как выборных, так и назначенных членов: в 1906 г. образовались «Группа Правых, «Группа Центра и «Группа Левых»; в 1910 г. — «Кружок внепартийного объединения», в 1911 г. — «Группа Правого Центра».

В ходе Февральской революции 25 февраля 1917 года император Николай II издал указы о «перерыве в занятиях» Государственного совета и Государственной думы с планируемым сроком возобновления их деятельности не позднее апреля 1917. Однако свою деятельность Государственный совет так и не возобновил. Его общие собрания больше не собирались. В мае 1917 года Временным правительством были упразднены должности членов Государственного совета по назначению. В декабре 1917 года Государственный совет был упразднен декретом Совета народных комиссаров.

Департаменты Государственного совета в 1906—1917 годах

Первый департамент сосредоточил в своих руках главным образом правовые вопросы. Он принимал решения по вопросам, которые вызвали разногласия в Сенате, между Сенатом и Министерством юстиции, Военным советом или Адмиралтейств-советом. Рассматривал дела, касающиеся ответственности за преступления, совершенные членами Государственного совета и Государственной думы, министрами и другими высшими чиновниками (занимавшими должности 1-3 классов по Табели о рангах), а также дела об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и др.

Председатель: А. А. Сабуров (1906—1916).

Второй департамент был специализирован на вопросах, связанных с финансами и экономикой. Он рассматривал годовые отчеты Министерства финансов, Государственного банка, Государственного дворянского земельного банка, Крестьянского поземельного банка, государственных сберегательных касс, дела связанные с частными железными дорогами, продажей частным лицам казенных земель и др.

Председатели: Ф. Г. Тернер (1906), Н. П. Петров (1906—1917).

Политические группировки в составе Государственного совета в 1906—1917 годах

Группа Правых — организовалась в мае 1906 г. Костяк состава образовался из членов Госсовета по назначению. Численность группы постоянно возрастала: 1906 г — 56 членов, 1907 г. — 59 членов, 1908 г. — 66 членов, 1910 — 77 членов, 1915 — 70 членов, в феврале 1917 г. — 71 член. Внутри группы её участники делились на крайнее и умеренное течения. Крайнее крыло группы настаивало на том, что «…историческая задача России, русского правительства… состоит в том, чтобы обрусить все нерусское и оправославить все неправославное». Они считали недопустимым положение, при котором верховная власть «не регулирует жизни», а «является органом управляемым жизнью и подчиненным её течениям». Умеренное крыло группы, соглашаясь с монархизмом, тем не менее, возражало против «торжества все нивелирующей, все в своих руках централизующей бюрократии». В разные годы группу возглавляли: С. С. Гончаров (крайний; 1906—1908), П. Н. Дурново (крайний; 1908—1911 и 1911—1915), П. П. Кобылинский (крайний; 1911), А. А. Бобринский (умеренный; 1915—1916), И. Г. Щегловитов (умеренный; 1916), А. Ф. Трепов (умеренный; 1917)

Группа Правого Центра — официально организовавшаяся как самостоятельная группа в 1911 г., отколовшийся от «Группы Центра» «Кружок нейтгардтцев» названный по имени его вдохновителя. Поэтому эта группа отличалась наилучшей внутренней дисциплиной. Позднее к группе присоединились также некоторые депутаты из умеренного крыла «Группы Правых». Костяк группы состоял из выборных членов Госсовета. Солидаризируясь то с «Группой Центра», то с «Группой Правых» до 1915 г. именно эта группа оказывала главное влияние на исход голосования Госсовета. Несмотря на исход из неё членов, поддержавших идеи Прогрессивного блока, члены «Группы Правого Центра» отклонили предложение о коалиции «Группы Правых» против Прогрессивного блока. Численность группы отличалась постоянством — 20 депутатов. Глава группы: А. Б. Нейдгардт (1911—1917)

Кружок внепартийного объединения — образован в декабре 1910 г. беспартийными членами по назначению, некоторыми членами умеренно-правого крыла «Группы Правых» и «Группы Центра», отпавшими от своих групп. Численность: 1911 г. — 16 членов, 1912 г. — 12 членов, 1913 г. — 12 членов, в феврале 1917 г. — 18 членов. До 1915 г. — не имела общей идеологии, после группа солидаризировалась «Группой Центра», поддерживающей Прогрессивный блок. Главы группы: барон Ю. А. Икскуль фон Гильденбандт (1910—1911), князь Б. А. Васильчиков (1911—1917), граф В. Н. Коковцов (1917)

Группа Центра — образовалась в мае 1906 г. членом А. С. Ермолаевым из умеренно-либеральных членов Госсовета по назначению. Члены группы были достаточно разнородны по своим политическим воззрениям, формально объединяясь общей консервативно-либеральной платформой, близкой октябристской. Первоначально являясь крупнейшей группой Госсовета по численности состава(в 1906 г. — 100 членов), ввиду идейной разношерстности членов в 1907-12 гг. численно сокращалась и структурно дробилась (в 1910 г. — 87 членов; в 1911 — 63 членов; в феврале 1917 г. — 50 членов). С 1906-07 г. внутри группы возникли несколько подгрупп, голосовавших отдельно от группы по ряду проблем. В мае 1906 г. идейно выделилась подгруппа «Польское коло» (14 членов). В 1907 г. внутри «Гр. Центра» выделились ещё 2 подгруппы: «Кружок нейдгардтцев» (с 1911 г. — «Группа Правого Центра») (15-20 членов; в основном выборные от земств и поместные дворяне-остзейцы). Наиболее дисциплинированная и самостоятельная подгруппа из всех. Глава — А. Б. Нейдгардт. Объединял членов центра со смещением вправо в отношении голосования по национальным и религиозным вопросам. «Основная подгруппа» (в основном все назначенцы, часть выборных от земств, дворянства, землевладельцев) включала в себя оставшихся членов «Группы Центра». В 1909-12 гг. из основной подгруппы выделялась ещё «Торгово-промышленная подгруппа», объединявшая промышленников и финансистов голосовавших исходя из собственных и корпоративных интересов. В 1915-17 гг. — примкнула и возглавила в Госсовете Прогрессивный блок, тем самым став фактической оппозицией. Именное их позиция определяла голосования в тот период. Главы группы: А. С. Ермолаев (1906—1907), князь П. Н. Трубецкой (1907—1911), А. А. Сабуров (1912—1913), В. В. Меллер-Закомельский (1913—1917)

Группа Левых — образовалась в апреле-мае 1906 г. только из выборных депутатов-сторонников кадетской партии, но впоследствии отражала настроения околопрогрессистского толка (при этом сохранив в костяке руководства кадетов). Состояла только из выборных депутатов. Численность: 1906 — 13 членов; 1907 — 13 членов; 1908 — 16 членов, 1910 — 11 членов; 1911 — 6 членов; в феврале 1917 −19 членов. В 1915 г. группа примкнула к Прогрессивному блоку. Главы группы: Д. И. Багалей (1906), Д. Д. Гримм (1907—1917)..

Председатели Государственного Совета

В 1810—1906 годах

  1. Граф Николай Петрович Румянцев (1810—1812)
  2. Князь Николай Иванович Салтыков (1812—1816)
  3. Светлейший князь Пётр Васильевич Лопухин (1816—1827)
  4. Князь Виктор Павлович Кочубей (1827—1834)
  5. Граф Николай Николаевич Новосильцев (1834—1838)
  6. Князь Илларион Васильевич Васильчиков (1838—1847)
  7. Граф Василий Васильевич Левашов (1847—1848)
  8. Светлейший князь Александр Иванович Чернышёв (1848—1856)
  9. Князь Алексей Фёдорович Орлов (1856—1861)
  10. Граф Дмитрий Николаевич Блудов (1862—1864)
  11. Князь Павел Павлович Гагарин (1864—1865)
  12. Великий князь Константин Николаевич (1865—1881)
  13. Великий князь Михаил Николаевич (1881—1905)
  14. Граф Дмитрий Мартынович Сольский (1905—1906)

В 1906—1917 годах

  1. Эдуард Васильевич Фриш (1906—1907)
  2. Михаил Григорьевич Акимов (1907—1914)
  3. Сергей Сергеевич Манухин (1914)
  4. Иван Яковлевич Голубев (1915)
  5. Анатолий Николаевич Куломзин (1915—1916)
  6. Иван Григорьевич Щегловитов (1917)

Помещения Государственного совета

Государственный совет как высший законосовещательный орган Российской империи долгое время располагался непосредственно в Зимнем дворце — в здании Большого Эрмитажа, где до сих пор сохранила своё название Советская лестница. Его заседания проходили в зале на первом этаже. После взрыва в Зимнем дворце 5 (17) февраля 1880 года при неудачном покушении на императора Александра II, государственный секретарь Е. А. Перетц писал специальную записку об обеспечении безопасности помещений Госсовета или его переводе в другое здание.

В 1885 году Государственный совет был перемещен в Мариинский дворец, где и находился вплоть до 1917 года. После преобразования Госсовета в 1906 году и значительного увеличения числа его членов, помещения Мариинского дворца были перестроены, в частности, расширен зал заседаний. Работы были закончены к 15 (28) октября 1908 года, а до той поры обновленный Совет заседал в помещении Петербургского Дворянского собрания, специально снимаемом для этой цели.

См. также

Государственный совет Российской империи на Викискладе

  • Государственная канцелярия
  • Общий хронологический список членов Государственного совета Российской империи с 30 марта 1801 г. по 1917 г.

Примечания

  1. Мальцева И. В. Учреждение Государственного совета 1842 года
  2. Горылев А. И. Некоторые вопросы становления представительной демократии в России. // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Право». 1998. № 1.
  3. Демин В. А. Государственный Совет Российской Империи в начале XX в.: механизм формирования и функционирования // «Отечественная история», 2006, № 6. С.75-85.
  4. Михайловский М. Г. Государственный совет Российской империи. Государственные секретари. Е. А. Перетц. // Вестник Совета Федерации. 2008. № 2. — С. 30.
  5. Михайловский М. Г. Государственный совет Российской империи. Государственные секретари. Ю. А. Икскуль фон Гильденбандт. // Вестник Совета Федерации. 2008. № 6-7. — С. 111.

Источники и литература

  • Манифест «Образование Государственного совета» 1 января 1810 г. // Российское законодательство X—XX вв. Т.6: Законодательство первой половины XIX века. — М., 1988. — С. 61-78.
  • «Учреждение Государственного совета» 15 апреля 1842 г.
  • «Учреждение Государственного совета» 1886 г.
  • «Учреждение Государственного совета» 30 марта 1901 г.
  • Манифест «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы» 20 февраля 1906 г.
  • Указ «О переустройстве учреждения Государственного совета» от 20 февраля 1906 г.
  • Свод основных государственных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г. (Глава 10 «О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий»)

Литература

Парламенты России

Российская империя (1721—1917)

Государственная дума • Государственный совет

Российская республика (1917)

Временный совет • Учредительное собрание

РСФСР/СССР

Учредительное собрание • ВЦИК/ЦИК СССР • Верховный Совет РСФСР/СССР

РСФСР/Российская федерация

Верховный Совет РФ • Федеральное Собрание (Государственная дума • Совет Федерации)

Учреждение государственного совета 1 января 1810 года (функции, состав)

Создание министерств и реформа Сената 8 сентября 1802 года не принесли желаемого результата. Слабость государственного аппарата перед лицом внешнего и внутреннего врага заставляла верхушку дворянства, в том числе самого императора, искать новые средства его усовершенствования.

В этих условиях Александр I приближает к себе молодого, но уже опытного реформатора М. М. Сперанского, чтобы с его помощью осуществить прогрессивные преобразования, которые, по мнению царя, должны были успокоить и народ, и дворянство. В 1809 году Сперанским была подготовлена программа либеральных преобразований всей системы государственных органов. Она изложена в его работе «Введение к уложению государственных законов».

Наиболее прогрессивным и поэтому неосуществленным элементом планировавшейся Сперанским системы государственных органов должны были стать представительные органы — местные думы и Государственная дума. Последнюю предлагалось создать для обсуждения законопроектов и контроля за деятельностью министров. Ей предоставлялось право абсолютного вето на все вносимые проекты законов. Это был заметный шаг в сторону конституционной монархии, если учесть, что право избирать и быть избранным получали все собственники недвижимого имущества.

Как утверждал Сперанский, в его проекте вершину всей государственной организации составляла не Государственная дума, а Государственный совет, который должен был представлять собой «сословие, в коем все части законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти». Госсовет предстает во «Введении» в качестве универсального, многофункционального, но совещательного органа. Члены госсовета должны были назначаться императором, который являлся его председателем. Напоминая предшествующие ему совещательные органы при царе в главных чертах, госсовет вследствие изменения роли в системе самодержавия имел много нового. Иной стала его структура — теперь наряду с общим собранием создавались департаменты Совета. Новое устройство получила и его канцелярия.

Вопреки логике записки «О необходимости учреждения Госсовета» и самому смыслу этой реформы проект «Образования госсовета» не обсуждался ни в Сенате, ни Непременном совете, ни в каком-либо другом органе.

Торжественной церемонией открытия 1 января 1810 года начало свою работу общее собрание Госсовета. На первом заседании выступил с речью, написанной Сперанским, Александр I. Он заявил, что всегда желал, чтобы благосостояние империи утвердилось в законе, а закон был недвижен на постановлениях, а потому с начала года кладет твердое основание одному из важнейших органов — госсовету.

«Коренные законы» госсовета, изложенные Сперанским еще во «Введении к уложению госзаконов», вошли в «Образование» с незначительными изменениями. «Образование» пополнилось только одной новой статьей, запрещавшей министрам быть председателями департаментов госсовета.

В «Образовании госсовета» было немало недостатков и противоречий, которые лишь частично могли быть устранены при реализации всего плана преобразований Сперанского, однако не только Госдума не была создана, на даже одобренная императором реформа Сената не проводилась, и поэтому организация Совета, которая должна была по мысли создателя, упорядочить работу госаппарата и установить режим законности, на практике привела не к разделению, а напротив, к смешению функций высших государственных органов. Вместе с тем, как правильно заметил А. В. Предтеченский, при абсолютной неприкосновенности прав самодержавной власти сводилось на нет значение госсовета как органа, устанавливающего порядок в деле законодательства. Госсовет, как и предшествующие ему советы при императоре, продолжал оставаться универсальным совещательным органом, в котором также постепенно возобладали не законодательные, а судебные и исполнительные дела.

«Образование Государственного Совета» по структуре представляет собой двуединый акт, состоящий из Манифеста и собственно «Образования». В первом раскрываются причины, вызвавшие создание Госсовета, закрепляются основные законы, определяющие компетенцию и состав госсовета, провозглашаются его первоочередные задачи. «Образование» состоит из двух отделений, которые по содержанию и по форме существенно отличаются одно от другого. Текст первого отделения, названного «Коренные законы госсовета», разделяется цифрами на 16 частей. Второе отделение состоит из 144 параграфов, объединенных в 8 разделов.

Некоторые разделы, помимо параграфов, имеют и другие структурные подразделения.

По этому документу госсовет разделялся на 4 департамента: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. В департамент законов входит все то, что по существу составляет предмет закона. Законодательная комиссия должна будет вносить на рассмотрение этого департамента все законопроекты.

В департамент военных дел входили предметы ведения военного и морского министерств.

В департамент гражданских и духовных дел «Образование» включало дела юстиции, духовного управления и полиции.

А к департаменту гос экономии относились предметы общей промышленности, наук, торговли, финансов, казначейства и счетов.

Возглавлял госсовет его председатель. Он подписывал все документы, открывал и закрывал собрания, назначал на рассмотрение госсовета дела. При работе госсовета должен был охранять порядок и единство предмета рассмотрения.

В департаментах так же были председатели. Они возглавляли департаменты, открывали и закрывали заседания департаментов, назначали на рассмотрение дела и т.п. (то же самое, что и у председателей госсовета).

Государственный секретарь управлял канцелярией. Под его ответственностью находилась точность сведений, предлагаемых совету и надлежащая ясность их изложения, а также изготовление всех исполнительных бумаг по журналам Совета, как в общем его собрании, так и по департаментам.

При каждом департаменте совета находился один статс-секретарь и несколько помощников. Их обязанность состояла в собрании дополнительных сведений, нужных для слушания дел.

К компетенции госсовета относились:

  • изменение или отмена действующих законов
  • дача разъяснений по текущему законодательству
  • внутренняя политика
  • гос бюджет
  • налоги??
  • отчеты министерств в управлении принадлежащих к ним частей

Все дела, подлежащие рассмотрению госсоветом, сначала поступали в департаменты. Их могли направлять туда от министров. В них, путем голосования, отбирались дела, которые было необходимо рассмотреть госсовету. Затем дела передавались непосредственно на рассмотрение госсовета.

Дата добавления: 29.03.2001

Российская империя, Российский исторический словник, Термины

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, высший правительственный орган, уполномоченный рассматривать вопросы, разрешаемые непосредственно верховной властью царя. Государственный Совет в России носил преимущественно законосовещательный характер. Первые советы (Боярская дума, Верховный тайный совет, Кабинет и др.) ведали всеми делами, подлежащими личному рассмотрению государя, причем степень власти этих советов оставалась неопределенной: одни дела Боярская дума рассматривала самостоятельно, решения по другим требовали утверждения государя. При Петре I средоточием всей правительственной власти, притом на правах не совещательного органа, а самостоятельного учреждения, явился правительствующий Сенат. Мало схожи с Государственным Советом были и другие учреждения, возникавшие в течение XVIII в. как органы верховного управления наряду с Сенатом или фактически заменявшие последний, — Верховный тайный совет, Кабинет, Елизаветинская конференция при Высочайшем дворе, Совет при Высочайшем дворе Петра III, «Совет при высочайшем присутствии на время войны для обсуждения военных дел» Екатерины II (1769). При Александре I, с организацией министерств как верховного органа исполнительной власти и превращением Сената в учреждение преимущественно судебное, для дел законодательных уже в 1801 (30 марта) был образован постоянный Непременный Совет; в наказе этому Совету (15 апр. 1801) сказано, что поручаемое ему дело «относится только к части законодательной».

В 1810 Непременный Совет, уже раньше получивший название государственного, был реорганизован согласно составленному гр. М. М. Сперанским «Образованию». Государственный Совет был призван «учреждать постепенно образ правления на твердых и переменяемых основаниях закона». «Все законы, уставы в первообразных их начертаниях предлагаются или рассматриваются в Государственном Совете и потом действием верховной власти поступают к предназначенному им совершению». Действие верховной власти, т. е. санкция императора, выражалось формулой: «Вняв мнению Государственного Совета, постановляем или утверждаем» и т. д. В этой формуле некоторые исследователи (Градовский) усматривали некое как бы ограничение верховной власти, обязанной якобы принимать или отвергать мнение большинства Государственного Совета; этот взгляд находит подтверждение и в том, что в журнал заседания должно было вноситься только мнение большинства, а особые мнения отдельных членов Совета прилагались (в подлиннике) к журналу. В действительности, однако, такого ограничивающего верховную власть характера Государственный Совет не носил. Формула «Вняв мнению Государственного Совета» означала: «Выслушав мнение Государственного Совета», не более того.

После образования Государственного Совета, в создании которого принимал участие масон М. М. Сперанский, «вольные каменщики» пытались с его помощью ограничить власть царя. Для этого по плану Сперанского предполагалось учреждение особого законодательного органа, Государственной думы. Кроме четырех департаментов, председателями которых не могли быть министры, и общего собрания членов всех департаментов, при Государственном Совете состояли: Комиссия составления законов, Комиссия прошений и Государственная канцелярия. Первая в 1826 была преобразована во Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в 1882 Второе отделение вошло в состав Государственного Совета под названием кодификационного отдела, замененного в 1894 Отделением Свода законов государственной канцелярии; Комиссия прошений в 1835 стала самостоятельным органом, а в 1842 последовало новое учреждение Государственного Совета, отменившее, между прочим, формулу «Вняв мнению Государственного Совета» и послужившее основой деятельности Государственного Совета вплоть до н. XX в.

Главнейшими функциями Государственного Совета были следующие. 1. Дела законодательные, в области которых Государственный Совет принципиально был признан единственным совещательным органом, так что никакой закон, изменение или толкование закона не могли быть утверждены без предварительного обсуждения в Государственном Совете. У этого правила был ряд исключений: а) дополнения и изъяснения законов, которыми устанавливался порядок его исполнения, могли быть излагаемы по словесным Высочайшим повелениям без обсуждения в Государственном Совете; б) дополнения и изъяснения законов, касающиеся исключительно военного или морского ведомства, представлялись государю от Военного совета или Адмиралтейств-совета; в) наконец, по собственному усмотрению государя дела в особых случаях могли быть представлены министрами прямо Его Величеству (Высочайшее повеление от 23 янв. 1851). 2. Высшие административные вопросы, в частности общие распоряжения, издаваемые при успешном исполнении существующих законов; чрезвычайные меры, предпринимаемые в исключительных обстоятельствах, напр. перевод местности на военное положение вследствие беспорядков; важнейшие дела внешней политики (объявление войны и заключение мира) и др. Эти дела подлежали рассмотрению в Государственном Совете, поскольку они не были предоставлены непосредственному докладу министров и не подлежали рассмотрению в Совете, Комитете министров или в Сенате. 3. Финансовые дела, требующие Высочайшего утверждения. Сюда относились государственная роспись доходов и расходов и сметы министерств и главных управлений, испрошение сверхсметных ассигнований, отчуждение государственных доходов или имуществ в частные руки, все вообще штаты государственных установлений, даже издаваемые временно, в виде опыта, чрезвычайные финансовые меры, сметы расходов земских повинностей в губерниях, где нет земских учреждений, разрешение по ходатайствам городских дум не предусмотренных законом сборов и налогов и увеличение сборов сверх законной нормы и др. 4. Частные законы: дела об учреждении акционерных компаний, когда для них испрашивались особые преимущества или привилегии, дела об экспроприации частного имущества на государственные нужды, об утверждении почетных достоинств: княжеского, графского и баронского. 5. Судебные дела: а) дела об ответственности за нарушение долга службы членов Государственного Совета, министров и главноуправляющих отдельными частями, генерал-губернаторов и главноначальствующих гражданской частью на Кавказе и о предании суду за преступления должностных лиц первых трех классов; б) дела из общих собраний Сената, когда не набиралось требуемое законом большинство (две трети) голосов или при несогласии министра юстиции с решением собрания, а также если требовалось изменение или дополнение закона; дела по искам частных лиц против учреждений, подведомственных Адмиралтейств-совету в случае несогласия последнего с Сенатом, а также при несогласии общего собрания с Военным советом. С учреждением в 1884 Комиссии прошений при Государственном Совете было образовано особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения (не кассационных) департаментов Сената, которое только решало вопрос о переносе дела в общее собрание Сената.

Состав и организация Государственного Совета. Члены Государственного Совета назначались Высочайшей властью, министры были членами Совета ex officio; звание члена Государственного Совета было совместимо с другими званиями в порядке судебном и исполнительном, так что члены Государственного Совета могли быть министрами, сенаторами и др. На основании судебных уставов не допускалось, однако, совмещение звания члена Государственного Совета с судебными должностями. Члены Совета назначались для участия либо только в общем собрании, либо также в одном из департаментов. Государственный Совет состоял из общего собрания и департаментов, рассматривавших весьма немногие менее важные дела самостоятельно, а более важные в качестве первой инстанции, подготовившей дело к слушанию в общем собрании. Члены департаментов (не менее трех в каждом департаменте) назначались каждые полгода. Департаментов было пять: 1) Департамент законов (для предварительного рассмотрения законопроектов, имевших общее значение); 2) Департамент дел военных (для дел военного и морского ведомства); этот департамент фактически не существовал вследствие сосредоточения соответственных дел в Военном и Адмиралтейств-совете, и в этот департамент даже не назначались члены; 3) Департамент гражданских и духовных дел (для дел юстиции, до издания судебных уставов 20 нояб. 1864 весьма многочисленных), управления духовного и полиции; 4) Департамент экономии (область вопросов общей промышленности, науки, торговли, финансов, земских повинностей, казны и счетов); 5) ввиду «обширности задач по распространению просвещения в народе и по обеспечению производительности народного труда в его главнейших отраслях» был образован Департамент промышленности, наук и торговли (законом от 21 янв. 1900), к которому отошли все дела по народному просвещению, промышленности добывающей и обрабатывающей и торговле. Компетенция отдельных департаментов не являлась, однако, исключительной, и в случае обременения одного из департаментов дела его могли быть перенесены председателем в другой департамент.

Общее собрание Государственного Совета состояло из членов всех департаментов, членов, не присутствовавших в департаментах, и министров; председателем Государственного Совета и его общего собрания считался государь; в тех случаях, если государь не председательствовал лично, назначался председатель из членов Государственного Совета. Делопроизводством Государственного Совета заведовала Государственная канцелярия под управлением государственного секретаря, его помощника, статс-секретарей с помощниками и других чинов; статс-секретари стояли во главе отделений, число которых соответствовало числу департаментов; кроме того, существовали отделения свода законов, дел государственного секретаря и архив. Все дела поступали через государственного секретаря, следившего за непринятием дел, не подлежавших рассмотрению Совета; по принятым делам он собирал нужные справки и дополнения; к докладу дела подготавливались в отделениях канцелярии.

Во время доклада (чтения) дел в общих собраниях запрещалось делать замечания, и только после прочтения доклада и необходимых разъяснений председателей департаментов или государственного секретаря начинались прения по порядку статей или вопросов, подлежавших обсуждению. Члены пользовались свободой мнения, но совет был обязан «со всей точностью вникать в силу вопросов, не удаляясь от существа их и не предаваясь влечению мыслей посторонних и неопределенных, основывать свои заключения на суждениях положительных». В журнал вносились мнения большинства и меньшинства; в случае представления кем-либо из членов Государственного Совета особого мнения, которое должно было излагаться письменно, дело могло быть подвергнуто вторичному обсуждению. На утверждение государя дела представлялись в виде меморий с кратким и ясным изложением дела. Письменно утверждались все законопроекты общего значения, финансовые дела, мнения Государственного Совета по росписи доходов и расходов и экспроприации частного имущества; по прочим делам мнения Государственного Совета утверждались словесно и объяснялись председателем Государственного Совета как Высочайшие повеления.

В 1906 с созданием Государственной думы Государственный Совет был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой, получив законодательную инициативу (исключая вопросы изменения Основных законов). Государственный Совет состоял из равного числа назначаемых императором членов и выборных членов. Министры присутствовали на заседаниях Государственного Совета (по должности), но голосовать имели право, только являясь членами Государственного Совета. Члены Государственного Совета по Высочайшему назначению увольнялись исключительно по их личной просьбе. Члены Государственного Совета по выборам избирались: от губернских земских собраний — по 1 чел. (из числа лиц, владевших утроенным земельным или имущественным цензом для выборов в Государственную думу, за исключением лиц, прослуживших 2-й срок предводителями дворянства; избирались на 3 года); от губернских и областных дворянских обществ — 18 чел. (от каждой губернии по 2 выборщика на общее собрание, избиравшее членов Государственного Совета); от Русской Православной Церкви — 6 чел. (избирались Синодом по представлению епархиальных архиереев); от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ — 12 чел.; от Петербургской Академии наук и университетов — 6 чел. (Академия наук и каждый университет избирали 3 выборщиков из числа ординарных академиков или профессоров, которые на общем собрании избирали членов Государственного Совета); финляндский сейм избирал 2 чел. В 1914 Государственный Совет состоял из 188 членов. Члены Государственного Совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась одна треть состава. В Государственный Совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в среднем учебном заведении. В отличие от порядка избрания в Государственную думу, от выборов в Государственный Совет не устранялись воинские чины, состоявшие на действительной государственной службе. При обсуждении и принятии законов законодательным составом была признана одна треть Государственного Совета.

Председатель Департамента промышленности, наук и торговли — Н. М. Чихачев (1900—05).

Председатель 1-го департамента — А. А. Сабуров (1906—16).

Председатели 2-го департамента: Ф. Г. Тернер (1906), Н. П. Петров (1906—17).

Председатели Особого присутствия по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев: С. С. Гончаров (1905—11), А. Н. Щербачев (1911—17).

УДК 342.531:93(470 + 571)»1810/1917″

Верхогляд Александр Сергеевич

Verkhoglyad Alexander Sergeyevich

аспирант кафедры государственного и международного права

Кубанского государственного аграрного университета

PhD student,

State and International Law Department, Kuban State Agrarian University

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА КАК ПАЛАТЫ ВЫСШЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1810-1917 ГГ.)

Аннотация:

Статья посвящена анализу места и роли Государственного совета в государственном механизме Российской империи. В работе рассматриваются особенности преобразования государственного законосовещательного органа в верхнюю палату первого российского парламента.

Ключевые слова:

Государственный совет, правовой статус, полномочия, выборные члены, избирательные цензы.

State Council, legal status, powers, elected members, electoral census.

Государственный совет периода Российской империи является показательным примером эволюции на протяжении столетия государственного законосовещательного органа, ставшего верхней палатой высшего законодательного органа государства. В период своего функционирования с 1810 по 1917 г. Государственный совет неоднократно реорганизовывался, что приводило к изменениям полномочий и порядка деятельности данного органа, а в 1906 г. — его главной функции, принципов и порядка формирования.

Создание Государственного совета 1 января 1810 г. император Александр I рассматривал как существенное преобразование порядка управления в России, что очевидно из его выступления перед членами Государственного совета: «Не частными исправлениями, не подробностями многосложными и преходящими стоят и процветают государства» . Манифест Александра I, сопровождавший образование Государственного совета, определяя роль этого органа в системе государственной власти, подчеркивал его публичный характер: «Но законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть тверды. В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении Нашем на престол, наименовав его государственным, Мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям» . Этими словами император указывал на существенное расширение совещательных полномочий Госсовета, в которых предусматривалась представительская функция.

Автор первого специального исследования «История образования Государственного совета в России» помощник статс-секретаря Госсовета П.Н. Даневский констатировал фундаментальное отличие данного органа, созданного в ходе реформ Александра I, от ранее действовавших подобных структур: «При обозрении дел Государственного Совета с 1810 г., нельзя не заметить, что с сего времени Совет, перестав быть военным кабинетом, каким он был в царствование императрицы Екатерины II, и цензурным комитетом, в который он обратился на исходе минувшего столетия, сделался высшим государственным установлением по части законодательства, суда и государственной экономии» . Таким образом, учреждение и функционирование Государственного совета придали законодательной деятельности в Российской империи ограниченно публичный характер.

Нормативный акт, регламентирующий деятельность Государственного Совета, — «Образование Государственного Совета», был подготовлен М.М. Сперанским по поручению Александра I и одобрен в ходе неофициального согласования с ближайшими советниками императора. «Образование» содержало определение главной функции, полномочия, структуру, порядок деятельности рассматриваемого органа.

Государственный совет создавался как законосовещательный государственный орган, координирующий всю законодательную деятельность Российской империи и выполняющий сове-

щательную функцию при императоре, что определяло порядок его формирования и статус членов. Как отмечает автор фундаментального труда о Госсовете профессор Демидовского юридического лицея В.Г. Щеглов, в системе управления Российской империей Государственный совет являлся высшим правительственным, преимущественно законосовещательным учреждением. К полномочиям Госсовета относилось обязательное рассмотрение проектов всех нормативных документов, подлежащих утверждению монархом: «Все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете, а потом действием Державной власти поступают к предназначенному их совершению» . Полномочия Госсовета определялись достаточно конкретно, что можно рассматривать в качестве важного его отличия от ранее действовавших совещательных органов: рассмотрение проектов нормативных актов; рассмотрение поправок к действующим нормативным актам; толкование нормативных актов; выработка мер для эффективного исполнения действующих нормативных актов; выработка мер для чрезвычайных ситуаций; объявление войны и заключение мира в случаях, когда требуется коллегиальное обсуждение данных вопросов; рассмотрение сметы приходов и расходов, новых затрат в течение года и разработка чрезвычайных финансовых мер; рассмотрение проектов решений о передаче государственных имуществ или средств частным лицам; рассмотрение проектов компенсаций частным лицам за отчуждаемое государством имущество; рассмотрение отчетов всех министерств. Госсовет давал заключения по гражданским и уголовным делам, которые затем утверждались монархом. Из приведенного перечня очевидно, что Государственный совет при его создании выполнял функции законосовещательного органа при монархе, в том числе в части государственного бюджета, а также ограниченную функцию судебной инстанции и ограниченную контрольную функцию по отношению к исполнительной власти — министерствам. Законосовещательный, а не законодательный характер Госсовета определялся тем, что одобренные им проекты решений в обязательном порядке утверждались императором.

Государственный совет, как и парламенты ряда европейских стран, рассматривал отчеты министров. Контрольная функция была весьма ограниченной — в «Образовании» подчеркивалось, что министры не обязаны присутствовать в Госсовете при рассмотрении вопросов их министерств. Функции Совета определяли принципы его формирования и структуру.

Основой порядка формирования Госсовета, установленной при его создании, было единоличное назначение его членов монархом: в состав данного государственного органа входили только лица, назначенные императором. При этом министры, также назначенные им, были членами Госсовета по должности . Специальной процедуры отбора кандидатов для включения в состав Государственного совета нормативными актами установлено не было. Как констатировал в своем диссертационном исследовании А.Ю. Деев, состав Совета пополнялся главным образом в результате удовлетворения ходатайств высших должностных лиц перед императором о той или иной кандидатуре . Единоличное назначение императором членов Госсовета имело определенную цель — обеспечить участие в деятельности Совета представителей сословия дворян, выступавшего опорой российской монархии.

Председательствовал в Госсовете император; в случае его отсутствия место председателя занимал один из членов Госсовета, ежегодно назначаемый императором. При формировании Госсовета его членами были назначены 35 человек, в дальнейшем Александр I ввел в его состав еще 41 человека. Члены Госсовета занимали государственные должности не ниже третьего класса и в своем подавляющем большинстве были потомственными дворянами. Единственным исключением в Госсовете того периода был автор проекта нормативного акта о данном государственном органе М.М. Сперанский (сын священника). Примерно каждый третий член Совета имел придворное звание, что характеризовало состав органа не с точки зрения сословной принадлежности, а в аспекте отношения его членов к государственной службе.

Статус Государственного совета в системе органов государственной власти Российской империи в 1810-1906 гг. трансформировался незначительно. Положение дел радикально изменилось с 20 февраля 1906 г. подписанием Манифеста «Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотре учреждения Государственной Думы», провозглашавшего принципы формирования, организации деятельности Госсовета и его взаимодействия с Государственной думой. Подписанное императором 24 апреля 1906 г. «Учреждение Государственного Совета» детализировало полномочия, порядок формирования и статус членов Госсовета. Десятая глава «О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий» «Свода основных государственных законов Российской империи» от 23 апреля 1906 г. систематизировала нормы, посвященные порядку формирования и деятельности как Государственного совета, так и Государственной думы. Этими нормативными актами Государственный совет наделялся полномочиями, которые соответствовали традиционно сложившимся к тому времени функциям верхних палат национальных парламентов.

В соответствии со «Сводом основных государственных законов Российской империи», Госсовет формировался по смешанной схеме: из членов, назначаемых императором и избираемых населением. При этом количество членов, «призываемых императором к участию в деятельности Совета из числа назначенных им», не должно было превышать общего количества избранных членов Госсовета. Верхняя палата высшего законодательного органа государства состояла из 196 членов: 98 назначенных и 98 избранных. Избирали членов Госсовета с 1906 г. от православной церкви, губернских земских собраний, дворянских обществ, Императорской Академии наук, императорских российских университетов, Совета торговли и мануфактур (включая московское отделение, местные комитеты, биржевые комитеты и купеческие управы). Для организации выборов членов Государственного совета были использованы такие основания, как сословное (избрание представителями дворянского и духовного сословий) и корпоративное (избрание членами корпораций по виду деятельности — учеными, преподавателями университетов, предпринимателями сферы торговли и производства).

«Учреждение» установило ряд общих цензов для реализации пассивного избирательного права при выборах членов Госсовета: возрастной (право быть избранными получили лица, достигшие 40 лет), образовательный (было необходимо наличие хотя бы среднего образования), подданства (не могли избираться лица, являвшиеся иностранными подданными). Для членов Госсовета, которые избирались от Академии наук и университетов, дополнительно был установлен служебный ценз. Членами академической группы могли стать только ординарные академики Императорской Академии наук либо ординарные профессора одного из императорских университетов. По мнению В.А. Демина, представительство «науки было введено по образцу некоторых западных верхних палат (например, Палаты господ Пруссии)» . Такой ценз являлся причиной частых коллизий служебных обязанностей членов Государственного совета, избранных от Академии наук и университетов, с их обязанностями академиков и профессоров.

Выбор законодателем сословно-корпоративных групп, от которых избирались члены Государственного совета, определялся несколькими соображениями. Одним из них было создание политического противовеса всесословной и основанной на принципе широкого народного представительства нижней палате — Государственной думе. Выборные члены Госсовета должны были представлять наиболее высокодоходные и высокообразованные социальные группы, что объединяло их с членами Госсовета по назначению. Введение выборного представительства от профессиональных групп было необходимо для эффективной деятельности верхней палаты первого российского парламента. Подобная идея формирования Государственного совета была призвана сделать данный государственный орган противовесом Государственной думе и не допустить регулярных непосредственных конфликтов монарха с Думой. Эта мысль была высказана С.Ю. Витте: «Для того, чтобы вывести Россию из переживаемого ею кошмара, нельзя ставить Государственную Думу наряду с Государем. Между ними должен быть поставлен Государственный Совет в обновленном составе. Совет должен быть второй палатой и являться необходимым противовесом Думе, умеряя ее» .

В мировой практике назначаемая монархом верхняя палата парламента не является редкостью. Однако в России в исследуемый период существовала потребность сделать Госсовет противовесом Госдуме не только по правовому статусу, но и в восприятии общественного мнения. Это определило решение о введении порядка, предусматривающего избрание половины членов данного государственного органа. Таким образом проявился новый принцип формирования Госсовета — обеспечение политико-правового механизма сдерживания Государственной думы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт формирования Государственного совета от корпоративных групп был забыт после революции 1917 г. В настоящее время рецепция такого опыта возможна при формировании Общественной палаты РФ. Поскольку ее деятельность имеет консультативный характер, наличие в ее составе представителей корпоративных групп будет способствовать росту авторитета данного органа.

Таким образом, в 1906-1917 гг. Государственный совет осуществлял полномочия законодательного органа — верхней палаты парламента, имевшей в соответствии с Основными законами Российской империи равные права с нижней палатой — Государственной думой.

Ссылки:

1. Книга высочайших постановлений Государственного совета за 1810 г. Ч. 1.

2. Журнал Общих собраний Государственного совета (1810-1820 гг.).

3. Даневский П.Н. История образования Государственного совета в России. СПб., 1859.

4. Щеглов В.Г. Государственный совет России. Т. 1. Ярославль, 1892.

5. Полное собрание законов Российской империи. Т. XXXI. № 24064. П. 29. Ст. VI.

6. Деев А.Ю. Государственный совет Российской империи, 1894-1905 гг. : дис. … канд. полит. наук. М., 2002. С. 292.

7. Демин В.А. Верхняя палата Российской империи. 1906-1917. Киев, 2006.

8. Царскосельские совещания: протоколы секретного совещания // Былое. Пг., 1917. № 3 (25).

1. The book of the highest resolutions of the State Council for 1810 1810, Part 1.

2. The Journal of General Meetings of the Council of State (1810-1820).

3. Danevsky, PN 1859, The history of the formation of the State Council in Russia, St. Petersburg.

Добавить комментарий