1924 конституция СССР

Конституция СССР 1924

Конституция СССР 1924 года была утверждена Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.

История принятия

В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции, которая и была принята Вторым съездом Советов в январе 1924 года

Структура Конституции 1924 года

Конституция СССР состояла из двух разделов:

  • Декларация об образовании СССР
  • Договор об образовании СССР.

Декларация об образовании СССР

В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства.

Договор об образовании СССР

Договор включал 11 глав:

  • I. О предметах ведения верховных органов власти СССР
  • II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
  • III. О Съезде советов СССР
  • IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР
  • V. О Президиуме ЦИК СССР
  • VI. О Совете народных комиссаров СССР
  • VII. О Верховном суде СССР
  • VIII. О народных комиссариатах СССР
  • IX. Об Объединенном Государственном политическом управлении
  • X. О союзных республиках
  • XI. О гербе, флаге и столице СССР

Основные положения Конституции 1924 года

По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

  • внешние сношения и торговля,
  • решение вопросов о войне и мире,
  • организация и руководство вооруженными силами,
  • общее руководство и планирование экономики и бюджета,
  • разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры — «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

Идеи мировой революции

«Декларация об образовании СССР» не просто декларировала существование Союза. Она задавала ему цель, будучи пронизана царившим в её время чаяньем мировой революции. Цитаты из Декларации:

  • «со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма»
  • «Новое Советское государство открыто всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем», оно является «решительным шагом на пути объединения трудящихся всех стран в «Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Когда стала ясна невозможность быстрого свершения Революции в странах Европы, Конституция была пересмотрена Сталиным в сторону меньшей агрессивности к капиталистическим державам, см. Конституция СССР 1936.

См. также

  • Конституция СССР
  • Конституция СССР 1936 года
  • Конституция СССР 1977 года
  • Конституция России

Примечания

  1. приводятся по книге Юрий Жуков, Иной Сталин

Конституция СССР 1924 года • Конституция СССР 1936 года • Конституция СССР 1977 года

Причины образования СССР:необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления, разрушенного войнами, народного хозяйства и осуществления нэпа;

объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства. Предпосылки образования СССР: На территории, где к 1922 г. была установлена власть Советов, этнический состав, несмотря на изменение границ, оставался очень пестрым. Здесь проживало 185 наций и народностей (по переписи населения 1926 г.). Правда, многие из них представляли либо «рассеянные» национальные общности, либо недостаточно определившиеся этнические образования, либо специфические ответвления других этносов. Для объединения этих народов в единое государство, бесспорно, существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского руководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый «снизу».

С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к ней новых территорий, что бы ни говорили сегодня представители национальных движений, их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Были факторы и препятствующие объединению: русификаторская политика старого режима, ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. Соотношение центростремительных и центробежных тенденций, которые сегодня с новой силой борются на территории бывшего СССР, определяется совокупностью многих обстоятельств. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку — необходимость совместного выживания созданных политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения. Образование СССР.30 декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд Советов Союза СССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Почетным председателем съезда был единодушно избран В.И. Ленин, который по болезни не мог присутствовать на нем. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.

Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношения высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза.

В Договоре предусматривались широкие права СССР. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе и внешнеэкономические, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, и некоторые другие. В Договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение его могут производиться исключительно Съездом Советов Союза, т.е. верховным органом государства. Никаких указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования Договора в тексте не содержалось.

Образование СССР увенчало развитие федеративных отношений независимых советских республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьской социалистической революции. Оно знаменовало, что существовавшее, довольно несовершенное по форме, федеративное объединение республик теперь превращалось в единое могучее союзное государство.

Конституция СССР 1924 года:В декабре 1922 г. Первый съезд советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Общесоюзная конституция была утверждена Вторым съездом советов СССР в январе 1924 г. и включила Декларацию обобразовании СССР и Договор об образовании СССР. Разработка конституции началась еще в январе 1923 г., после того как I съезд Советов Союза ССР сформировал ЦИК СССР, который поручил своему Президиуму разработать акты конституционного характера. Были сформированы 6 комиссий (комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР; бюджетную комиссию; комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ; комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР; комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах; комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий). В период подготовки проекта Конституции СССР шли оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносились предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активно участвовала в разработке проекта Конституции СССР правящая Коммунистическая партия. Вопросы проекта Конституции СССР были предметом обсуждения февральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП(б), который избрал комиссию по подготовке Конституции. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б),проходивший 17-25 апреля 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы высшие органы Союза ССР были построены таким образом, чтобы они отражали не только общие нужды и потребности всех национальностей Союза, но и специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Поэтому съезд отметил необходимость создания в системе высших органов СССР специального органа представительства национальностей на началах равенства. Съезд подчеркнул, что при построении центральных органов Союза необходимо обеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальное участие в них представителей республик. После XII съезда Коммунистической партии разработка проекта Конституции вступила в завершающую стадию. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик. Важное значение в выявлении и согласовании мнений представителей республик имело проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание с ответственными работниками национальных республик и областей. Совещание высказалось за создания второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещание дало и название двум будущим палатам ЦИК СССР – Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение за каждой из них права законодательной инициативы. Отмечалось необходимость создания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, с обеспечением представительства национальностей.

Разработка проекта Конституции СССР близилась к концу. 26-27 июня 1923 г. проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). специальные сессии ЦИК РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, проходившие в конце июня – начала июля, обсудили и утвердили проект Конституции СССР. А 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и в соответствии с полномочиями, данными ЦИК СССР еще I съездом СССР, приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. утвержденный 6 июля 1923 г. ЦИК СССР проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершалась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР. Вторым пунктом в работе съезда стал вопрос об утверждении Конституции СССР. Доклад по этому вопросу сделал А.С. Енукидзе. Делегат II съезда Советов СССР Гринько Г.Ф. внес предложение «…так как текст Конституции вырабатывался в целом ряде многочисленных собраний и комиссий, при участии всех республик и областей – прений по докладу тов. Енукидзе не открывать». 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции Союза ССР и немедленно ввел ее в действие.

За союзной республикой сохранилось право выхода из Союза (на деле это право — фиктивное). Съезд советов СССР, избирался от городских советов (1 депутат от 25000 избирателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 125000 избирателей. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распределительный орган — Совет народных комиссаров СССР. Конституция 1924 г. имела союзный, а не республиканский характер. Эта конституция не касалась основ государственного строя и институтов власти, избирательного права. Основной закон СССР 1924 г. содержал основы создания союзного государства и не отменял действия республиканских конституций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

Конституция состояла из двух разделов:

I. Декларация об образовании СССР.

II. Договор об образовании СССР (содержал 72 статьи).

Декларация — содержала принципы объединения в союзное государство: добровольность, равноправие, суверенность и право свободного выхода из СССР. Здесь находились те политические моменты, которые урегулировали нужные власти положения. Большого юридического значения эта часть не имела

Договор состоял из 11 глав:

1. О предметах ведения верховных органов власти СССР.

2. О суверенных правах союзных республик и едином союзном государстве (Отмечалось, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой (а она фактически охватывала руководство всеми сторонами жизни и деятельности). К числу прав республик относилось право на выход из Союза и невозможность без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось единое гражданство Союза ССР).

3. О съездах Советов СССР (порядок формирования и властные функции съезда Советов СССР. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.).

4. О ЦИК СССР (определяла полномочия Центрального Исполнительного Комитета СССР. Он состоял из двух палат — Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет формировался съездом из представителей союзных республик (пропорционально населению каждой из них) общим составом всей палаты 414 членов. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), а также автономных областей (по 1 от каждой). Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного голосования). ЦИК избрал четырех председателей по числу союзных республик).

5. О Президиуме ЦИК СССР (полномочия Президиума ЦИК, объявленного «высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти» СССР. Он имел право отменять или приостанавливать решения правительства и всех других органов власти в стране, издавать любые собственные решения и указания).

6. О СНК СССР (состав и полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося «исполнительным и распорядительным органом» ЦИК. СНК состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов. На местах действия СНК могли лишь опротестовываться через Президиум ЦИК, но не приостанавливаться).

7. О Верховном Суде СССР (полномочия и порядок формирования Верховного Суда СССР. К компетенции Верховного Суда относились не только «дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений», но и рассмотрение, и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по представлению прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками).

8. О Народных комиссариатах СССР (состав и полномочия общесоюзных и объединенных народных комиссариатов.).

9. Об ОГПУ (посвящена работе Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), созданного «в целях объединения революционных, усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом» при СНК. Надзор за его действиями должен был осуществлять прокурор Верховного Суда).

10. О союзных республиках (раскрывала структуру органов власти союзных республик, не подчеркивая ограниченности их фактических прав. Почти все они должны были, «подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществлять в своей деятельности директивы соответствующих народных комиссариатов» и советских органов СССР).

11. О гербе, флаге, столице СССР.

Конституция разграничивала компетенцию СССР и союзных республик — России, Украины, Закавказья и Белоруссии.

Ст. 1-2 содержали исчерпывающий перечень прав Союза, а ст. 3 ограничивала суверенитет союзных республик лишь в пределах, указанных в Конституции и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. На СССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик. Согласно Конституции в исключительную компетенцию Союза входили следующие вопросы:

* союзные отношения: прием в Союз новых республик, разрешение спорных вопросов, возникавших внешние сношения и внешняя торговля;

* объявление войны и мира, организация и руководство Вооруженными Силами;

* установление основ народнохозяйственного плана, определение отраслей союзного значения;

* руководство транспортом и связью;

* утверждение единого государственного бюджета и единой денежно-кредитной системы;

* установление общих начал землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, законов о труде;

* установление основных начал социальной политики — здравоохранения, образования;

* между республиками и др.

Система высших союзных органов власти в основных своих чертах дублировала систему государственного управления по Конституции РСФСР 1918 г. и также отвергала принцип разделения властей.

Высшим органом власти СССР являлся съезд Советов СССР, а в период между съездами — ЦИК СССР, состоявший из 2-х палат — Союзного Совета и Совета национальностей (по 5 чел. от союзных и автономных республик). Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом являлся Президиум ЦИК. Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК и отраслевых наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Постановления съездов Советов союзных республик он мог только приостанавливать.

За СНК СССР были закреплены функции высшего исполнительно-распорядительного органа, который образовывался ЦИК СССР в составе председателя, его заместителей и 10 наркомов.

Отраслевое управление осуществляли наркоматы.

Общесоюзных наркоматов было 5:

* иностранных дел;

* военных и морских дел;

* внешней торговли;

* путей сообщения;

* почт и телеграфов.

5 наркоматов имели статус объединенных (с наркоматами РСФСР):

* ВСНХ;

* продовольствия;

* труда;

* финансов;

* рабоче-крестьянской инспекции;

Общесоюзные наркоматы осуществляли управление через специальных уполномоченных, объединенные через одноименных наркоматов СССР и РСФСР. Все остальные отрасли государственного управления входили в компетенцию союзных республик. К ним относились наркоматы:

* внутренних дел;

* юстиции;

* земледелия;

* просвещения;

* здравоохранения;

* социального обеспечения и др.

После принятия Конституции СССР в соответствии с ее положениями были скорректированы конституции союзных республик. Сохранялось классовое понятие избирательного права. Данная конституция – типичная конституция власти, в ней не урегулированы вопросы из сферы прав и свобод граждан, не затрагивается сфера избирательного права, большое внимание уделяется механизму организации власти в СССР, реализации принципа федерализма, определению статуса субъектов государства.

Основополагающие принципы советской Конституции были определены и сформулированы В.И. Лениным еще в 1918 году, под руководством которого проходила разработка первой Конституции РСФСР.
В декабре 1922 года I съезд Советов СССР оформил добровольное объединение четырех суверенных советских республик в одно союзное многонациональное социалистическое государство, утвердив Декларацию и Договор об образовании государства – Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская СФСР (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из них уже имела свою конституцию, съезд принял решение о разработке общесоюзной.
Для подготовки будущей Конституции было образовано шесть комиссий. Проект текста был разослан ЦИК в республики для рассмотрения и утверждения. После активной работы и оживленных споров, летом 1923 года проект Конституции был одобрен Пленумом ЦК РКП(б) и ЦИК СССР.
В окончательной редакции Конституция была единогласно утверждена II Всероссийским съездом Советов 31 января 1924 года. Она стала первой Конституцией СССР и вошла в историю как Конституция СССР 1924 года – первый основной закон СССР.
Она состояла из двух разделов: Декларации и Договора об образовании СССР. В Декларации об образовании СССР были сформулированы принципы объединения республик (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства (здесь были изложены сугубо политические, но не юридические аспекты).
Договор об образовании СССР включал 11 глав (72 статьи): О предметах ведения верховных органов власти СССР; О суверенных правах союзных республик и о едином союзном гражданстве; О порядке формирования и властных функциях Съезда советов СССР (высшего органа власти в стране); О полномочиях ЦИК и Президиума ЦИК СССР (высшего законодательного, исполнительного и распорядительного органа власти); О составе и полномочиях народных комиссаров СССР и их Совете; О порядке формирования и полномочиях Верховного суда СССР; Об Объединенном Государственном политическом управлении (ОГПУ); О структуре органов власти в союзных республиках; О гербе, флаге и столице СССР.
Главный смысл этой первой союзной Конституции СССР, в отличии от Конституции РСФСР 1918 года, – закрепление и окончательное юридическое оформление образования СССР и разделение прав СССР и союзных республик. Также она дала исчерпывающий перечень предметов ведения Союза, к которым были отнесены: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства.
Также уникальной чертой Конституции 1924 года стало законодательное закрепление в качестве цели существования СССР добровольное объединение республик, их равноправие, суверенитет, право вступления в Союз и выхода из него. Хотя построение органов власти и управления производилось с учетом многонационального характера СССР, все же основные функции высшей власти передавались в ведение Центра – в Москву.
Следующая Конституция СССР была создана уже при Сталине в 1936 году.

Добавить комментарий