2 источники конституционного права

Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами — «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).

Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками).

Система источников российского конституционного права обычно рассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного источника права. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

1) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме, который является высшим непосредственным выражением власти народа;

2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;

3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;

4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

5) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя status quo российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества:

6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений.

Указанные черты присущи также конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на территории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации. Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.

2. Законы. В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.

Конституция РФ предусматривает следующие виды законов, принимаемых федеральным Собранием — федеральным представительным органом государственной власти:

1) федеральный конституционный закон. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении (ст. 56), о принятии в Российскую Федерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65), об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66), о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ст. 70), о референдуме (ст. 84), о военном положении (ст. 87), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103), о Правительстве РФ (ст. 114), о судебной системе Российской Федерации (ст. 118), о Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст. 128), о Конституционном Собрании (ст. 135).

В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах».

Федеральные конституционные законы имеют приоритет перед федеральными законами и последние не должны им противоречить. Федеральные конституционные законы имеют усложненную процедуру принятия;

2) федеральный закон. Источниками конституционного права являются, например. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.;

3) закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. В форме такого закона в соответствии со ст. 135 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» вносятся поправки к гл. 3-8 Конституции РФ. Закон о поправке к Конституции РФ принимается по процедуре принятия федерального конституционного закона. Предмет регулирования такого закона ограничен только внесением поправки к Конституции.

Другим уровнем законов являются законы, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской федерации. Право принимать законы предоставлено им ст. 5 и 76 Конституции РФ. При этом законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным конституционным законам, а также федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия в этом случае действует федеральный закон. Если же противоречие происходит между федеральным законом и законом субъекта РФ по вопросам, не отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Федерации по предметам совместного ведения, то действует закон субъекта Федерации.

3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. Наиболее значительными из них являются Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г.

Аналогичной силой в рамках субъекта Федерации обладают акты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Порядок принятия таких актов устанавливается в региональных конституциях и уставах.

В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации, принятые высшим представительным органом еще РСФСР: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Декларации устанавливают общие принципы развития конституционно-правовых отношений, в них содержатся принципы и ориентиры конституционно-правового регулирования. Действующая Конституция РФ и законодательство не содержат упоминания о возможности принятия нормативно-правового акта в форме декларации. Такой акт не может быть принят федеральным Собранием в целом, так как Конституцией РФ не предусмотрены совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако очевидно, что возможно принятие деклараций в форме постановлений Государственной Думы или Совета Федерации.

4. Указы Президента РФ. К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

5. Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации», указами Президента РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».

6. Акты органов местного самоуправления. Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм. Юридическая сила. общеобязательность придается им так называемой «генеральной отсылкой», санкционированием со стороны государства * положений, содержащихся в актах органов местного самоуправления и законодательстве Российской Федерации.

7. Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.

Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:

1) Федеративный договорот 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;

2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 г.). Такие договоры конкретизируют предметы ведения субъекта Федерации по сравнению с Конституцией РФ, в которой закреплен принцип «остаточной компетенции», в соответствии с которым субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной масти вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ. Такие договоры в настоящее время имеют третью сторону в лице федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В качестве примера можно привести Договор об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 1995 г.;

4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию. Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Такой закон еще не принят, но очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения Федерации и соответствующего субъекта;

5) договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такие договоры могут быть заключены по широкому кругу вопросов. Возможность их заключения прямо не предусмотрена в Конституции РФ, однако п. «в» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, говоря о полномочиях Конституционного Суда, упоминает в качестве объектов конституционного контроля такие договоры.

8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры. Качество источника конституционного права для общепризнанных принципов и норм международного права и норм международных договоров распадается, как и для актов органов местного самоуправления, на две части. Фактическим источником («вместилищем») данных норм являются международно-правовые акты. Источником же юридической силы для общепризнанных принципов и норм является «генеральная отсылка» ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а для международных договоров таковым источником являются акты их ратификации со стороны Российской Федерации.

9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками конституционного права, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае — нормы, отменяющие действие других норм. Что касается актов Конституционного Суда, содержащих толкование Конституции РФ, то их признание в качестве источника права является спорным.

Особое внимание необходимо обратить на такой феномен, как естественное право, которое некоторые ученые также относят к источникам конституционного права. Под естественным правом понимается присущее человеку состояние свободы и определенные неотъемлемые права. * Конституция РФ близка к естественно-правовой теории, так как закрепляет в ст. 2, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, Конституция РФ признает, а не устанавливает права человека. Эти права предшествуют Конституции РФ и имеют приоритет перед другими нормами, содержащимися в ней. Решение вопроса, является или не является естественное право (наряду с позитивным правом) источником конституционного права, зависит от теоретических концепций, которых придерживается человек, изучающий конституционное право.

Система источников конституционного права

В теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном (юридическом) смыслах.

Под источником права в материальном смысле понимаются материальные факторы формирования права, т.е. условия жизни людей и общества, свойственные ему экономические, политические, социальные отношения, которые формируют само содержание права. Под источником права в юридическом смысле рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Внешними формами выражения правовых норм выступают: нормативные правовые акты, которые являются результатом нормотворческой деятельности различных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления; правовой обычай; юридический прецедент; нормативный договор.

Во многих странах мира источники права в юридическом смысле, в том числе конституционного, принято делить на две основные сферы — естественное право и позитивное право.

Естественное и позитивное право

В качестве естественного права выступают общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека, составляющие суть права. Они нашли отражение в разнообразных международно-правовых декларациях, конвенциях, пактах, а также в нормативных правовых актах современных государств (право на жизнь, на неприкосновенность жилища, на свободу слова, на частную собственность). Эти представления относятся к вечным ценностям и служат главным критерием демократизма любой системы права1В древности под названием естественное (naturale) право понимали божественное (divinum), основанное на ясно выраженной божественной воле. Современные постулаты пришли в право в XVII в. на смену принципам богоустановленности и равенства (перед Богом). Это была «революционная» подмена понятий, в которой место Творца попытались заместить творением. Творение, освободившееся от Творца, ввергло себя в ситуацию, гениально изображенную Ф.М. Достоевским: «Если Бога нет, то все дозволено». Как отмечают многие авторы, идее равноправия соответствует поклонение человеку с его страстями. грехами и похотями. Последствия такого поклонения известны..

Демократия нуждается в постоянном напоминании государству о существовании определенного минимума незыблемых прав человека (права на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.), которые никогда не могут быть принесены в жертву целесообразности. Естественное право должно оставаться основой правосознания граждан, законодателей, чиновников, судей, постоянно присутствовать в процессе применения позитивного права.

Важна роль естественного права и как гарантии против антидемократической активности определенных политических сил. Понятно, что в случае прихода к власти этих сил им не составит большого труда изменить Конституцию и реформировать позитивное право. И только естественное право, если оно признается источником конституционного права, может стать основой для осознания народом неправомерности подобного рода «реформ». Естественное право должно признаваться как высший императив для парламента, президентской, исполнительной и судебной ветвей власти, местного самоуправления.

Естественное право обусловило главные цели буржуазных революций, произошедших в Европе и Америке в XVII-XVIII вв., и было положено в основу концепции правового государства, до сих пор определяющей положение государства в развитых странах.

В наше время конституционное право повсеместно получило широкое развитие, и общечеловеческие идеалы приобрели ясную правовую оболочку. Поэтому ссылки на естественную свободу, справедливость, неотъемлемость ряда прав уже не столь важны, как гарантия или оправдание тех или иных поступков человека. В действующей Конституции РФ, например, четко закреплены все основные «естественные» права (на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.).

Отдавая приоритет позитивному праву, чисто нормативистской трактовке права, при всей важности соблюдения писаного права необходимо в интересах укрепления прав и свобод человека добиться торжества в жизни истины: если закон противоречит естественному праву, он ничтожен. Получая конституционно-правовое закрепление, естественное право как бы сближается с позитивным, получая от государства юридические гарантии.

Основной источник позитивного права — нормативный правовой акт — документ, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Для того чтобы быть источником права, нормативный акт должен отвечать следующим требованиям: выражать государственную волю народа; содержать юридические нормы; издаваться компетентным государственным органом (в пределах его полномочий и по соответствующей форме); быть документально оформленным (содержать соответствующие его форме реквизиты: наименование, государственную регистрацию и дату издания, подпись соответствующего должностного лица, печать и т.д.); обладать юридической силой, т.е. занимать место и выполнять определенную роль в системе источников в зависимости от положения и полномочий того органа, который издал данный акт.

Основные особенности источников позитивного права: общеобязательность, т.е. властность конституционно-правовых норм, которая обеспечивается охраной со стороны государства, а также формальная определенность, т.е. четкость в законодательном формулировании прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений.

Система источников конституционного права

Всю совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы конституционного права, можно объединить в определенную систему. Она представляет собой взаимосвязанную совокупность правовых актов, которые создаются и применяются на основе общих принципов и процедур.

В систему источников конституционного права Российской Федерации входят: Конституция РФ: федеральные конституционные законы: постановления Конституционного Суда РФ; международные договоры; федеральные законы; указы и распоряжения Президента РФ; акты палат Федерального Собрания; постановления и распоряжения Правительства РФ; договоры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации; конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга; договоры между субъектами Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации; иные нормативные акты субъектов Российской Федерации; уставы муниципальных образований; иные нормативные муниципальные правовые акты.

Источниками конституционного права также являются и ранее принятые нормативные акты бывшего СССР, РСФСР, РФ (с 25 декабря 1991 г. по 21 декабря 1993 г.), содержащие нормы конституционного права и не утратившие юридическую силу, продолжающие действовать в части, не противоречащей Конституции нашего государства. Вместе с тем источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те, которые содержат нормы конституционного права.

Характерная особенность источников конституционного права — их взаимосвязь, взаимозависимость и иерархия. Иерархия источников конституционного права обусловливает соподчиненность, при которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). Место конкретного источника в иерархии источников определяет его юридическая сила, а она обычно устанавливается конституцией страны. Далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения. Поэтому должен существовать жесткий порядок с целью предупреждения «войны» источников. Например, постановлением Правительства или даже законом нельзя расширять полномочия исполнительной власти (для этого требуется принять поправку к Конституции в соответствии с предусмотренной процедурой). Другой пример: Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются только федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70). Соблюдение порядка оформления правовых норм является важным условием конституционной законности.

Признание того или иного акта источником права влечет определенные правовые последствия: такой акт порождает для граждан соответствующие права и обязанности, следовательно, гражданин вправе требовать защиты своих прав в судебном порядке. Специфика форм, которые присущи нормам конституционного права, заключается не только в их содержании (поскольку конкретному содержанию, как правило, соответствует своя форма), но и в процедуре принятия соответствующих норм.

В общем плане все названные правовые акты можно разделить на три группы:

  1. законы;
  2. нормативные правовые акты органов исполнительной власти (подзаконные акты);
  3. международно-правовые акты.

Критериями их разграничения выступают: (1) субъект, принимающий данный акт, его правовой статус, функции и полномочия: (2) объем и характер регулируемых данным актом общественных отношений: (3) место данного акта в иерархии правовых актов и обусловленная этим его юридическая сила.

Таким образом, источники конституционного права представляют собой определенную систему.

Система источников конституционного права — это их определенная совокупность, характеризующаяся такими качествами, как взаимосвязь и взаимообусловленность (предусмотренность существования одних источников другими: конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками), а также иерархичность (подчинение одних источников другим, их непротиворечив, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками).

Система источников российского конституционного права обычно рассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного источника права. Следующей важной особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации.

При подготовке вопроса следует учесть, что основным правовым актом муниципального образования является Устав, который является актом высшей юридической силы в системе актов местного самоуправления. Все иные правовые акты муниципального образования не должны противоречить Уставу.

Источниками конституционного права на местном уровне являются также отдельные нормативные решения (постановления) представительного органа и главы местного самоуправления, утверждающие, в частности, положения об их структурных подразделениях; регламенты деятельности данных органов и т.д. В системе актов местного нормотворчества можно встретить такой вид правового акта, как договор (соглашение). Студентам рекомендуется изучить источники местного уровня на примере города Сочи.

В заключении необходимо сделать вывод о том, что конституционно-правовое регулирование осуществляется самостоятельно на каждом уровне, однако принципиальной основой является Конституция РФ. Конституционное право является единым и не подразделяется на системы права отдельных субъектов РФ и тем более, муниципальных образований.

Контрольные вопросы и задания

1. Выписать перечень вопросов, по которым Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов.

2. Какие из федеральных конституционных законов уже приняты?

3. Какова юридическая сила внутригосударственных договоров РФ?

4. Могут ли быть источниками конституционного права России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры? Приведите примеры общепризнанных принципов и норм международного права.

5. Дайте характеристику источников конституционного права.

6. Проведите сравнительный анализ федеральных конституционных и федеральных законов.

7. Проанализировать и дать характеристику Закона о поправках к Конституции РФ.

8. Могут ли выступать в качестве источников конституционного пра­ва России правовые обычаи? Какие мнения по этому вопросу высказы­ваются в научной литературе?

9. Охарактеризуйте правовой обычай как источник конституционного права. Каково его применение на современном этапе?

10. Дать сравнительную характеристику ратифицированных и денонсированных международных договоров РФ.

11. Каково соотношение правовых позиций и решений Конституционного суда РФ?

11. В научной и учебной литературе при характеристике Конституции используются термины «основной закон» и «высший закон». Какое значение имеют указанные терми­ны и как они соотносятся между собой. Содержатся ли они в тексте Конституции РФ?

12. В Конституции РФ (ч. 3 ст. 15) закреплено, что если международным до­говором РФ установлены иные правила, чем в законе, то применяются правила международного договора. Озна­чает ли это, что нормы, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет над нормами Конституции РФ? Какие точки зрения на этот счет существуют в научной литературе? Кто вправе устанавливать соответствие (несоответствие) законов международным договорам?

13. Составить таблицу, содержащую перечень вопросов, по которым предусмотрено принятие федеральных конституционных законов, какие из них уже приняты.

Тесты и задачи

1. Источником официального опубликования актов Президента РФ и Правительства РФ является: а) «Независимая газета»; б) «Парламентская газета»; в) «Российская газета»; г) газета «Коммерсант».

2. Опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, актов палат Федерального Собрания считается первая его публикация: а) в «Российской газете»; б) в журнале «Государство и право»; в) в виде отдельного издания; г) в любом печатном издании.

3. В настоящее время отсутствует федеральный конституционный закон: а) об Уполномоченном по правам человека; б) о Конституционном Собрании; в) о военном положении; г) о порядке принятия в РФ новых субъектов.

4. Датой принятия федерального конституционного закона считается день: а) его официального опубликования; б) принятия его Государственной Думой РФ в окончательной редакции; в) подписания его Президентом Российской Федерации; г) одобрения его обеими палатами Федерального Собрания РФ.

5. К числу источников конституционного права России относятся: а) Конституция РФ; б) уставы субъектов; в) конституции республик в составе РФ; г) постановления Пленума Верховного Суда РФ; д) постановления Конституционного Суда РФ; е) международные договоры РФ; ж) Коран.

6. Федеральные конституционные законы — это: а) законы о поправках к Конституции РФ; б) законы по вопросам, прямо перечисленным в Конституции; в) законы, требующие согласия определенного числа субъектов РФ; г) Президент имеет право «вето».

7. Закон о поправке к Конституции — это: а) установлен Конституцией РФ; б) федеральный конституционный закон; в) принимается по процедуре федеральных конституционных законов; г) требует согласия определенного числа республик в составе РФ; д) предусматривает дополнительные условия по сравнению с другими законами

8. Конституционные федеральные законы — это: а) законы, принимаемые по наиболее важным вопросам развития государства и общества; б) законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией; в) перечень этих законов определяется Государственной Думой.

9. Федеральные законы — это: а) все законы, принимаемые Государственной Думой РФ; б) законы, принимаемые по предметам ведения РФ; в) законы, принимаемые по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов; г) законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

10. Различие между законами и указами заключается в том, что: а) законы не ограничены в своем содержании, а содержание указов ограничено рамками компетенции Президента РФ; б) законом осуществляется первичное регулирование важнейших общественных отношений, а указом Президента развиваются, детализируются основные положения закона. 11. Распоряжения Президента РФ: а) нормативные; б) ненормативные. 12. Постановления палат Федерального Собрания РФ могут быть: а) нормативными; б) ненормативными.

13. Регламент Государственной Думы является: а) внутренним актом Государственной Думы; б) его предписания обязательны и для других государственных органов и должностных лиц.

14. Правовые акты законодательных органов и выс­шего должностного лица субъекта РФ могут быть обжалованы в судебном порядке: а) гражданами РФ; б) соответствующим прокурором; в) Президентом РФ; г) органами местного самоуправления.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Для источников права установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.

Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов.

В первой группе особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.

Конституция РФ по сравнению с другими источниками имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции России.

В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

Значение Конституции как основного источника отрасли определяется тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридически значимой форме устанавливаются цели, которые общество перед собой ставит, и принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституция РФ как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы РФ — федеральные законы. Закон — наиболее распространённая форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

Источниками выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это Указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов РФ относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти. Все они должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

4. Понятие конституции, ее сущность, содержание, функции и юридические

Свойства.

1. Понятие Конституции.

Конституция — это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства, т. е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа:

выступает в качестве основного закона государства;

обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);

выполняет роль основы всей правовой системы страны;

стабильна.

Иногда к свойствам (чертам) конституции относят и другие признаки – легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.

Содержание Конституций

Как правило, все конституционные акты сходны по своему содержанию. Они включают в себя следующие положения:

· Определение организации государственной власти, права и полномочия органов власти и ее отношения к гражданам.

· Обязанности и основные права граждан — гражданские свободы.

К ним относятся следующие гражданские права и обязанности:

· Право личной неприкосновенности, то есть контроль суда над арестами, обысками, тайна частной переписки.

· Свобода труда и передвижения, т. е. отмена полицейской паспортной системы.

· Свобода совести.

· Свобода слова и печати.

· Гражданское равенство — уничтожение сословных привилегий и вероисповедных ограничений.

· Свобода собраний и союзов.

· Право подавать петиции.

· Право граждан принимать участие в народном и местном областном представительстве, в контроле за деятельностью властей, в политической и общественной деятельности страны.

Функции Конституции РФ – это различные проявления её назначения, которые отражают роль основного закона в жизни граждан, политики и осуществлении задач государства.

1) Регулятивная – раскрывает юридические возможности Конституции, проявляется в упорядочении отношением между человеком, обществом и государством.

Регулятивная функция отражает основные направления правового воздействия Конституции на общественные отношения в целях обеспечения их оптимального функционирования.

2) Охранительная – это направление конституционно-правового воздействия нацеленное на охрану господствующих общественных отношений, их неприкосновенность и стабильность.

3) Учредительная – означает, что с помощью Конституции мы учреждаем систему КП.

4) Юридическая – т.е. Конституция – основной источник права.

5) Политическая – Конституция результат согласований интересов различных политических групп; Конституция создается для достижения определенных политических целей.

6) Системообразующая (интегративная) – Конституция обеспечивает сбалансированность содержащихся в ней предписаний в связи с другими правовыми нормами. Конституция формулирует важнейшие требования к содержанию и методам отдельных отраслей права.

7) Внешнеполитическая – Конституция выступает фундаментом внешнеполитической деятельности человека.

8) Идеологическая – проявляется в способности Конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путём распространения и утверждения политических и правовых идей, представлений, ценностей.

Юридические свойства Конституции РФ:

— Обладание высшей юридической силой.

— Особый порядок принятия.

— Закрепленность основополагающих для государства норм права.

— Обладание повышенным механизмом охраны.

— Особое юридическое содержание норм права.

Таким образом ,Конституция РФ – ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства

5. Виды (классификация) конституций

В науке конституционного права существует деление Конституций, по форме, на писанные и неписанные.

Писаные — Это единый, формализованный, принятый в особом процедурном порядке или утвержденный и изданный юридический акт.

Неписанные — такие конституции, которые представляют собой совокупность различных источников права. Например, Билль о правах, прецедентное право, конституционные принципы и конституционные обычаи, отдельные законы (так называемое статутное право) регулирующие конституционные отношения и т.д.

Неписанные конституции государства имеют Великобритания, Новая Зеландия, Израиль.

Конституции можно классифицировать и по времени их действия.

Постоянные — имеют неограниченный срок действия.

Временные — принимаются на определенное время.

По порядку изменения и дополнения Конституции делятся на гибкие и жесткие.

Конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство, относятся к гибким. Если изменения в Конституцию вносятся в более сложном порядке, чем в текущие законы, она считается жесткой. Жесткость Конституций обеспечиваются требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте . Принятием поправок на референдуме утверждением поправок субъектами федерации.

По форме политического режима Конституции могут быть демократическими и антидемократическими.

Антидемократические: авторитарные и тоталитарные.

Демократические — закрепляют демократические основы государства (разделения властей, свобода выбора вероисповедания, свобода слова и печати т.д.) не только закрепляют, но и реально гарантирует их реализацию.

Антидемократические являются противоположностью демократической Конституции. Вместе с этим следует различать тоталитарные и авторитарные конституции.

Тоталитарная — закрепляет наличие единой идеологии, контроль над политической, экономической, социальной сферой общества, бытом и культурой, политическое господство одной партии, возглавляемой вождем. Партии подчинено государство, печать, средства массовой информации и т.д.

Авторитарная Конституция промежуточная между демократической и тоталитарной. Она не закрепляет единую идеологию, управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме методами, государственная власть не достигает полного контроля над всеми сферами жизни.

⇐ Предыдущая1234

Добавить комментарий