2 классификация функций государства

Функции государства –это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социаль­ное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущи­ми ему методами.

Признаки функций:

  1. Имеют комплексный, синтезирующий ха­рактер.

Со­держание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

  1. Тесно связаны с целями и задачами государства

После распада СССР – демократическая реформа, пресечение парада суверенитетов.

Задачи:

— формирование новой власти;

— создание нормативной базы;

— разработка конституции.

  1. Напрямую зависят от социальной сущности государства

от того, каким образом и в чьи интересах осуществляется управление.

Общесоциальное – служит всему обществу, объединяет его, разрешает противоречия, выступает средством достижения общего согласия и компромисса. Основывается на общечеловеческой природе государства, ориентирует на демократические методы управления, подчеркивает ценности государства для общества вцелом.

Классовое – сущность государства есть выражение воли господствующего класса, является аппаратом насилия и принуждения, однако оно делает и общие дела – оборона, общественный порядок.

  1. Осуществляются в присущих им формах и методах

Формы деятельности:

  • законодательная (правотворческая),

  • исполнительно-распорядительная

  • правоохранительная деятельность государства.

Методы осуществления функций: императивный, диспозитивный.

  1. Не могут быть отождествлены с функциями гос. органов

Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.

Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей, несколько органов участвуют в одной функции (экономическая: бюджет разрабатывает Правительство, утверждает Дума, исполняет Правительство).

.Классификация функций государства.

  1. По сфере действия (государственной деятельности) – внутренние, внешние.

Внутренние функции — в пределах собственной территории, содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.

Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного критерия те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере, они приобретают специфические черты, что обуславливает необходимость различения внутренних и внешних функций. К собственно внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее его внешнего проявления – независимости в международной сфере.

  1. По продолжительности – постоянные, временные;

Постоянные функции не ограничены во времени и осуществляются в течение всего периода существования. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его развития, в них наиболее ярко выражается государственная сущность и, как правило, они предопределяют само существование государства как целостной системы. В этом смысле постоянные функции, как правило, являются основными (например, обеспечение правопорядка, оборона государства забота государства о сохранении сообщества члены которого данное государство образуют, международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета. и др.).

Временные функции Возникают на определенном историческом этапе, их значение определяется конкретным историческим моментом в зависимости от возникшей временной необходимости. По длительности своего существования эти функции могут быть самыми различными (долгосрочными или краткосрочными), но их наличие не характеризует государство как самостоятельный социальный феномен (в этом смысле они соответствуют понятию неосновных функций) и при отсутствии соответствующих обстоятельств у государства отпадает и необходимость в осуществлении этих функций. При этом само государство как целостная система продолжает функционировать (например, ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, «восстановление мирной жизни» после войны и пр.).

  1. По социальной значимости – основные, производные;

Основныефункции – это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период. Их связывают с выполнением главных государственных задач. Относятся к государственной деятельности в целом, выполняются всеми или многими государственными органами. Объектом данных функций, выступает социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, социальная структура, политическая, духовная).

Неосновные (производные) функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятель­ности в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т.п.

Такая классификация представляется весьма неудачной при понимании функции государства как основного направления его деятельности.

  1. По содержанию государственной деятельности – политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т.п.

В теории государства и права устоялось мнение о том, что основная классификация функций государства основана на деление их по направлению деятельности государства (сфере распространения) на внешние и внутренние. Однако в настоящее время, деление функций на внешние и внутренние уже не удовлетворяет догме государства и права, т.к. вполне очевидно, что внутренние и внешние функции любого государства – в сферах политики, экономики, культуры, экологии – взаимосвязаны (например, развитие экономики внутри страны зависит от импорта современного оборудования и технологий, которые можно приобрести у более технологически развитых государств в результате экспорта сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, металлов и других ресурсов, добываемых национальной экономикой). Тем более учитывая политическую, экономическую, культурную интеграцию современных государств (Европейский Союз, Британское Содружество, Содружество Независимых Государств, Всемирная Торговая Организация, Таможенный Союз России, Беларуси, Казахстана и т.п.) данное деление утрачивает смысл. Поэтому при более детальном рассмотрении функций государства многие авторы выделяют различные основания для классификации и большое количество конкретных функций современного государства.

Приведем основные подходы к классификации функций государства, встречающиеся в современной учебной и научной литературе по теории государства и права.

Так, например, В. М. Корельский указывает на выполнение государством таких функций, как: экономическая; социальная; обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка; экологическая; стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий; информационная; обороны страны; интеграции в мировую экономику, взаимовыгодного экономического сотрудничества; обеспечения мира; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка71.

По мнению Л. А. Морозовой государство осуществляет такие функции, как: экономическая; политическая; социальная; идеологическая; экологическая72.

М. И. Байтин указывает на выполнение государством таких функций, как: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; экологическая; налогообложения и взимания налогов; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка; обороны страны; обеспечения мира и поддержания мирового порядка; сотрудничества и укрепления связей с другими странами СНГ; интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем73.

В. В. Оксамытный рассматривает выполнение государством таких функций, как: политическая; экономическая; социальная; фискальная; правозащитная; правоохранительная; идеологическая; экологическая; защиты государственного суверенитета; сотрудничества с другими государствами; сотрудничества с международными организациями; сотрудничества в решении общемировых проблем74.

А. В. Клименко, В. В. Румынина выделяют такие функции государства, как: охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства; легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидуумов; политическая (обеспечение народовластия и государственного суверенитета); экономическая (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.); социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.); экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей); идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.); защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.); взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.)75

С учетом многостороннего подхода к видам функций государства и плюрализма существующих мнений ученых, представляется возможным предложить классификацию функций государства, исходя из следующих оснований.

В зависимости от философского понимания сущности государства как социальной системы:

  • адаптивная,

  • целедостигающая,

  • интерактивная,

  • функция регулирования скрытых напряжений76;

С учетом структура государства:

  • общегосударственная,

  • отраслевая,

  • межотраслевая,

  • отдельных органов,

  • должностных лиц;

По направлению деятельности государства (направленность):

  • внутренние,

  • внешние;

С учетом особенности политического властвования (разделения властей):

— законодательная,

  • исполнительная,

  • судебная;

По продолжительность их реализации (осуществления):

  • постоянные (например, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана жизни, здоровья, собственности своих граждан)

  • временные (строительство крупных промышленных, медицинских, культурных, спортивных, транспортных и иных объектов, которые затем передаются в собственность муниципалитетам или общественным организациям);

В зависимости от их значимости:

  • основные (оборона страны, экономическая: налогообложение, денежная эмиссия, экспорт и импорт энергоресурсов, систем вооружений, научных технологий и т.д.),

  • неосновные (поддержка крупных коммерческих банков в период финансового кризиса, адресная социально-экономическая помощь конкретным гражданам – вручение президентом или премьер-министром многодетной семье Ивановых ордера на новую квартиру, студенту Петрову свидетельства на право получения президентской стипендии, рабочему Сидорову автомобиля «Лада-Калина» за отличную работу и т.п.);

По сферам общественной жизни (потребности общества):

  • оборона страны;

  • поддержание мира и международной безопасности;

  • международная кооперация и экономическое сотрудничество (например, сотрудничество России с другими государствами в сфере космоса, атомной энергетики, строительства газопроводов «Северный поток», «Южный поток» и т.п.);

  • экономическая (В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ: «В ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки»77);

  • политическая (обеспечение народовластия, политического плюрализма, многопартийности и государственного суверенитета политическими средствами и методами);

  • идеологическая (пропаганда определенных идей, ценностей, воспитание в духе официальной идеологии и т. д.);

  • воспитательная (деятельность государства по правовому просвещению и воспитанию своих граждан в духе уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, социальной справедливости; формированию высокой правовой культуры и правосознания);

  • социальная (содействие развитию культуры, науки и образования, создание систем социальной защиты населения, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения);

  • правоохранительная (охраны прав и свобод граждан, включая охрану правопорядка, борьбу с преступностью и поддержание режима законности);

  • экологическая (деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а так же деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц),

  • информационная (например. Ю. Г. Просвирин рассматривает информационную функцию российского государства как «… основное направление его деятельности по развитию информационной сферы России, которое охватывает всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех ее видах — экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п.»78).

· постоянные — осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая

· временные — прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение

в зависимости от принципа разделения властей –

· на законодательные (правотворческие)

· исполнительные (управленческие)

· судебные;

В зависимости от значения

· основные (например, функция охраны общественного порядка)

· неосновные(например, функция рассмотрения споров)

в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются:

· внутренние

· внешние .

Функции права: понятие и классификация.

Функции права — это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

· экономическая (право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

· политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

· воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

· коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет

· регулятивную (развитие общественных отношений)

· охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие- либо препятствия.

Специфика охранительной функции состоит в следующем:

во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; в-третьих, она является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его политической сущности (Т.Н. Радько).

Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций — наказаний и процедуры их реализации.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга — каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей. Таким образом, право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.

правовой государство властный

Функции государства — это основные направления деятельности государства по реализации задач, стоящих перед ним.

Процесс функционирования государства предполагает определенное воздействие его на отдельные институты и элементы, общественные отношения и человека. Посредством этого воздействия государство исполняет свои функции.

Исполнение своих функций государством, предполагает определенные изменения в общественных отношениях и институтах. Может происходить стабилизация общества, либерализация экономики и т.д. Соответственно значение функций государства заключается в возможности, посредством их возможностей, влиять на все процессы, происходящие в государстве и обществе.

Функции государства имеют следующие признаки.

Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни. Главная обязанность государства — поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал не только сохранение целостности, процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей.

Это — исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства, производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития.

Это — устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность государства в наиболее важных сферах социальной действительности.

Они выполняются скоординированными действиями всех органов государства, всем государственным механизмом.

Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;

по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;

по продолжительности действия: постоянные и временные;

по степени общности: основные и неосновные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.

Функции государства классифицируются по различным критериям:

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

охранительные;

регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества — основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

Виды функций государства по времени действия — постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения — ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) — внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности). В связи с этим подробнее рассмотрим внутренние и внешние функции государства на примере Российской Федерации.

Формы осуществления функций государства — это внешние проявления функций государства, а также, деятельность государственных органов и должностных лиц, посредством которых реализуются функции государства.

Можно выделить правовые и организационные формы осуществления функций государства.

Правовая форма есть деятельность по реализации функций государства, путем правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Организационная форма предполагает реализацию функций государства путем управленческой, хозяйственной, идеологической деятельности.

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государственной власти реализуют функции государства.

Исследователями выявляются такие методы осуществления функций государства:

метод регулирования нормативными правовыми актами;

метод принуждения;

метод компромисса;

метод рекомендации;

метод контроля и надзора;

метод пропагандистского влияния на общество.

Изучение эволюции функций государства, практическое использование научных знаний в этой области предполагает прежде всего упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория государства в этой области.

Для этого, как отмечалось выше в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно. Эффективно используется метод классификации и при изучении функций государства. </h4>

Классификационные критерии, т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.

Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям:

ь По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение — их исчезновением;

ь По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние — деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства;

ь По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере;

ь Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и не основные. Конечно, такое деление весьма условно, т. к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными.

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этой принципа. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной, — но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях. Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти —средств массовой информации Она — эта функция — имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Классификация функций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функция государства, а функция осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т.д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти.

Функции же государства — это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.

Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, т. е. определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).

Добавить комментарий