2 признака феодального строя

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 49

  1. D) определение стратегии развития общества.
  2. Административно-правовой статус Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
  3. Аллогенные аномалии и пороки развития
  4. Альтернативы политического развития России после февраля и выхода из политического кризиса лета-осени 1917 г.
  5. Альтернативы развития России после Февральской революции.
  6. Анализ развития туризма в Кольско -Карельском туристском районе.
  7. Анализ развития туризма в Центральном туристском районе.
  8. Аномалии развития носа. Деформации наружного носа, принципы лечения.
  9. АПК России: структура и основные показатели развития.
  10. Асфиксия. Этиология, патогенез, стадии развития.

Безсинтезный путь развития феодальных отношений.

Наиболее активно феодальный синтез протекал там, где античное и варварское начала были достаточно уравновешены. Классическим примером такого варианта развития являются северо-восточная Галия, где феодализм утвердился рано (уже в 8-9 в.в.) и был относительно слабо отягощен дофеодальными пережитками в виде различных модификаций первобытнообщинного и рабовладельческого уклонов и их надстроенных проявлений. Степень активности феодального синтеза в том или ином регионе зависела от многих факторов:

1.Численное соотношение варваров и римлян, оказавшихся на одной территории (в сев.-вост. Галии соотношение 1:10). Наиболее успешно феодализм развивался именно здесь. Влияние германцев как господствовавшего этноса было намного больше их доли в населении.

2.Сам характер расселения варваров на территории империи (территории варваров, которые соприкасались с владениями римлян способствовали хозяйственному взаимодействованию и появлению общих дел и интересов).

3.Сравнительный культурный уровень пришедшего и местного населения. Провинции были освоены римлянами далеко не равномерно. Скорость процесса еще зависела от религиозных и правовых факторов. Природно-географические и внешнеполитические условия – тоже оказывали заметное влияние (почвы, ландшафт).

Слабосинтезный путь развития феодальных отношений.

Пример Византии. Поселение варваров на территории империи создало лишь предпосылки феодального синтеза (автоматически качественного скачка не произошло). Для того, чтобы произошло взаимодействие двух систем (позднеантичного и варварского обществ) потребовалось минимум полтора-два столетия. В первые же десятилетия феодализация проходила у каждого из двух народов по своему продолжая прежнюю линию развития, но уже в принципиально новых условиях. В начале эволюция к феодализму проявилась больше в римском обществе (с 4 в.) резкое ослабление государственного вмешательства привело к росту частной власти, продолжается трансформация социально-экономической структуры и права классической древности, изменяется статус раба (уже как обладатель имущества). Римское поместье превращается в феодальную вотчину. Еще больше испытывают влияние новой среды варвары – они знакомятся с римской агротехникой и организацией римских поместий, римским правом. Германская знать подражает римской.

14 января 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из фильмов и книг, посвященных эпохе Средневековья, мы помним доблестных рыцарей.

Они сражались на турнирах, ходили в военные походы, чтили даму сердца и проявляли благородство к нищим и больным.

Однако не все знают, что они относились к категории феодалов - господствующего класса Средневекового общества.

Сегодня мы узнаем, что это за люди, чем они жили и кому служили.

Феодализм — это…

Феодализм (от лат. Feufum) — это вид социально-правовых отношений в обществе, который характеризуется жесткой иерархией (это как?) и существованием системы подчинения зависимых крестьян феодалам.

Начал формироваться в V-VI вв н.э и просуществовал до Нового времени. В основе феодализма лежит особый способ производства, основанный на сочетании крупных феодальных владений (вотчин) и мелкого крестьянского индивидуального хозяйства.

Крестьяне испытывают внеэкономическое принуждение со стороны феодалов, которое выражается в ограничении их личной свободы (это как?) и присвоении производимого ими продукта в виде натурального или денежного оброка.

Еще одной формой феодальной зависимости выступала барщина, во время которой крестьяне обрабатывали господское поле, убирались в замке, чинили мосты и дороги, а также выполняли другую работу.

Кто такие феодалы

Феодал — это представитель господствующего слоя феодального общества, владелец земли с зависимыми крестьянами (феода).

После реформы Карла Мартелла, проведенной во Франкском государстве, феоды (бенефиции) стали выдаваться за службу у сеньора.

В средневековых государствах Западной Европы феодалы были выстроены в виде социальной иерархии, называвшейся феодальная лестница.

На ее вершине находился король, власть которого зачастую носила над подчиненными номинальный характер. Далее располагались:

  1. герцоги и графы;
  2. бароны;
  3. рыцари.

Феодал, занимавший более низкую ступень, назывался вассалом, а его непосредственный «начальник», дававший землю за службу, сеньором.

Вассальные отношения возникали только между соседями по феодальной лестнице, поэтому рыцари не подчинялись королю напрямую.

Во время раздробленности герцоги и графы обладали по отношению к королю большой вольностью, которая давала им право выступать судьями, чеканить собственную монету и облагать налогами подвластное население.

Сеньор по отношению к вассалам выступал не только как лицо, требующее выполнения служебных обязанностей, но и как защитник в случае военной угрозы.

Особую категорию составляли рыцари — военные феодалы, которые жили в замках, принимали участие в турнирах и ходили в военные походы.

Чтобы получить этот статус претендент (обязательно феодал) должен был пройти обряд посвящения. В разное время он включал вручение оружия, облачение в кольчугу и каску, а также удар ладонью по шее (colee).

У каждого рыцаря была своя прекрасная дама (нередко вымышленная), а их поведение регулировал «Кодекс рыцарской чести», требовавший проявление благородства, мужества и доблести.

Признаки феодализма

Отвечая на вопрос, что такое феодализм нужно знать основные признаки этого общественного строя.

К ним относится:

  1. господство натурального хозяйства (производство продуктов для собственного потребления);
  2. преобладание традиционной экономики;
  3. присутствие крупной земельной собственности (феоды, лены, вотчины);
  4. вассальные отношения - иерархическое соподчинение социальных групп;
  5. существование мелкого производства зависимых крестьян, отличавшегося низким уровнем развития агрокультуры;
  6. важная роль обычаев и традиций;
  7. ручное производство, неразвитость техники.

Подробнее о феодальной системе смотрите в этом видео:

Феодальная вотчина

В средневековых государствах феодальной вотчиной называлось крупное землевладение, принадлежавшее феодалу. Она представляла собой хозяйственный комплекс, который включал землю, хозпостройки, инвентарь, церковь, а также аппарат управления (администрация, судебный орган).

С развитием вотчин в руках крупных землевладельцев концентрировалась большая власть, которая включала судебные, налоговые, административные функции.

Со временем они получили юридическое оформление в качестве феодального иммунитета - особой привилегии, которая препятствовала вмешательству королевской администрации в дела вотчины.

Неизменным атрибутом вотчины был принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала, который вытекал из их зависимости по отношению к сеньорам.

Земли крестьян были разделены чересполосно и относились к категории тягловых (обложенных оброком и барщиной). Здесь преобладал принудительный севооборот, сопровождавшийся выпасом скота по пару и жнивью.

Феодальные междоусобицы

Между феодалами нередко вспыхивали внутренние вооруженные конфликты, которые назывались феодальными междоусобицами. Участниками столкновений были не только люди, причастные к конфликту, но и члены их семей.

Это приводило к затяжным, многолетним тяжбам, вовлекающим в оборот войны несколько поколений феодалов.

Причины усобиц часто были связаны с делением земли и хозяйственными спорами. Также они могли возникать из-за личных оскорблений и недопониманий. Фактором, вовлекавшим в междоусобицу, служила месть за обиженного и убитого родственника.

Независимо от причин, подобная борьба уносила жизни многих феодалов, поэтому власти старались ограничить или запретить усобицы. Вспомним «Русскую правду», разрешившую кровную месть только для близких родственников.

Вместо заключения

Феодализм господствовал в Западной Европе свыше тысячи лет. За это время он преодолел эволюционный путь от более прогрессивного общественного строя, сменившего рабовладение, до социального явления, из недр которого стали вызревать капиталистические отношения (это как?).

В эпоху позднего феодализма в Европе возникли абсолютные монархии (это как?), совершились Великие географические открытия, началось первоначальное накопление капитала, прошли первые буржуазные революции.

В общем, появились условия, способствовавшие переходу общества на капиталистическую стадию развития.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 35

Экономика средневековья связана с развитием феодализма.

Феодализм –это система принудительной (внеэкономической) эксплуатации экономически полусамостоятельного, но юридически зависимого крестьянина.

Феодализм представляет универсальную стадию, которую прошли почти все народы мира. Однако ее формирование происходило в разных условиях. К примеру, если в одних странах феодализм вырос на фундаменте пришедшего в разложение рабства, то в других (восток и север Европы) он пришел на смену первобытнообщинной системе; в странах Востока (Индии, Китае) ему предшествовала «азиатская» рабовладельческая система, постепенно трансформировавшаяся в феодальную.

Соответственно, различают два пути становления феодализма:

− синтезный – на основе остатков рабовладельческого уклада (например, превращение колонов в феодально зависимых крестьян);

− бессинтезный – при эволюции варварских хозяйств: на основе непосредственного внутреннего разложения общины и постепенного зарождения в ее недрах частной собственности.

Характерные черты феодальной экономики:

− господство крупной земельной собственности, находившейся в руках класса феодалов, и сочетание ее с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей, сохранявших в индивидуальной собственности основные орудия труда;

− своеобразный статус крестьян, которые не являлись собственниками земли, а были ее держателями на различных условиях вплоть до наследственного пользования;

− различные формы и степень внеэкономического принуждения крестьян;

− преобладание аграрного сектора над торговыми промышленным в условиях господства натурального хозяйства;

− низкий в целом уровень знаний и техники, ручное производство, что придавало особое значение индивидуальным производственным навыкам;

− господство натурального хозяйства.

Формы внеэкономического принуждения к труду в условиях феодализма – феодальная рента:

− рента работой – барщина;

− рента продуктами труда – оброк;

− денежная рента (денежный оброк).

Большое распространение в Западной Европе получила система прекариев, особенно на ранних стадиях развития феодализма. Эта система включала в себя право пользования землей, предоставляемое земельным собственником на более или менее длительный срок. Например, свободный крестьянин впадал в нужду или стремился защитить свое хозяйство от набегов кочевников и притеснений сильных соседей. Тогда он вступал под патронат к феодалу и «дарил» ему свою землю. Затем он получал ее назад как прекарий, но при условии выполнения различных повинностей в пользу феодала. Тем самым свободные крестьяне-общинники по собственной воле вовлекались в феодальную зависимость. Прекарные сделки широко использовались не только светскими феодалами, но и католической церковью, которая являлась крупным хозяйствующим субъектом.

Большую роль в закрепощении крестьян и присвоении крестьянских земель сыграло раннефеодальное государство. Короли щедро раздаривали своим приближенным земельные угодья. Первоначально земли раздавались в форме бенефиция (дословно – «благодеяния»), т.е. в пожизненное пользование на условиях военной или административной службы. Позже бенефиций превращался в феод (в Германии – лен), что означало возможность наследственного владения данными земельными угодьями при условии уплаты определенных взносов. Вместе с земельными пожалованиями крупные феодалы получали от короля иммунитет (неприкосновенность), т.е. право на бесконтрольную деятельность в пределах своих владений.

Своеобразие собственности феодала на землю проявлялось в том, что она не была абсолютной. Каждый крупный феодал предоставлял надел более мелкому феодалу (который становился его вассалом) лишь при условии несения военной службы. Лишь с течением времени условное землевладение превратилось в наследственное.

Условная схема феодальных отношений представлена на рисун- ке 2. Следует помнить, что для феодальных отношений действовало правило: «вассал моего вассала – не мой вассал», то есть вассалы подчинялись только тому феодалу, который предоставил ему землю, но не подчиняется «вышестоящим» феодалам.

Город: Талдыкорган

Школа: КГУ «Средняя школа-гимназия №16»

Класс: 7б

Учитель: Миназетдинова Л.Ш.- учитель истории

Предмет: Всемирная история, online-урок

Дата проведения: 11.01.2017г, 15.00; место проведения: областной центр информационных технологий

Тема Основные признаки и особенности феодального строя.

Цель урока: раскрыть важнейшие признаки и особенности характерные для раннефеодального общества.

Задачи:

-Выяснить, какую роль имеет земля в феодальном обществе

-Выяснить сущность натурального хозяйства и причины его господства; обратить внимание на заинтересованность крестьян в результатах своего труда

-Знать задачи и особенности государства в период феодальной раздробленности; выяснить причины феодальной раздробленности, показав связь между укреплением собственности феодалов на землю и переходом к ним функций государственной власти

— Способствовать уяснению учащимися особенностей вассально-сеньориальных отношений в европейских государствах.

-Формировать умение прослеживать причинно-следственные связи и выявлять признаки понятий

Результат обучения:

Учащиеся должны:
1. Знать термины: феод, вассал, сеньор, феодальное поместье, натуральное хозяйство, феодальная раздробленность, феодальные междоусобицы,

2. Понимать и уметь характеризовать:
— основные признаки феодального строя;
— натуральное хозяйство и причины его преобладания в раннем средневековье;
— причины и следствия феодальных междоусобиц;
3. Прийти к выводам:
признаками феодального строя являются:
— превращение земли в главный источник дохода и богатства; земля становится наследственной собственностью знати

— натуральный характер хозяйства

-феодальная раздробленность

-Феодальные междоусобицы

Ключевые идеи: Развитие мыслительной деятельности учащихся в парной работе, развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения развития феодального строя.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к теме, маркеры, ватманы, листы самоконтроля.

Тип урока: урок изучения нового материала. Методы: наглядный, словесный, частично – поисковый, приемы критического мышления.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Настрой на урок.

Работают в парах

3мин

Мозговой штурм.

С какими обществами мы с вами познакомились при изучении истории? (первобытное, рабовладельческое) А какое общество изучаем в 7 классе? (феодальное)

Чем отличаются эти два общества?

Какая тенденция прослеживается?

Что составляло основной источник жизни населения?

В чьих руках в основном была сосредоточена земля?

— Как видите, земля стала главным источником дохода и богатства Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке?

(предполагаемые ответы учащихся: что из себя представляет феодальное общество, основные признаки и особенности, как сосуществуют основные классы, какие между ними отношения.)

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

Приводят примеры, работают с таблицей

1мин

2.Обьявление темы и цели урока

Какова цель нашего урока?

Объявление темы урока.

Основные признаки и особенности феодального строя.

Самостоятельно формулируют цель урока

1 мин.

Оценивание по листам самоконтроля.

Виды работ

оценка

Индивидуальная работа

Работа в парах

Составление кластера

Составление проекта

«Лови ошибку»

Работа с карточкой (поставь в правильной последовательности )

Итоговая оценка

Объяснение работы на листке самоконтроля. Рекомендации по дальнейшей работе с листом самоконтроля в течение урока

Знакомство с листом самоконтроля

7мин

Изучение нового материала

Учащиеся работают в парах по признакам феодального строя:

1 Основные признаки феодального строя

2 Натуральное хозяйство

3.Феодальная раздробленность

Обращает внимание учащихся на то, что феодальная раздробленность имеет не только отрицательные последствия, но и положительно влияет на развитие хозяйственной и культурной жизни образовавшихся государств

Последствия раздробленности:

Положительные

Нейтральные
Отрицательные

подъем в хозяйстве;

успехи в развитии

местной культуры.

-слабость королевской власти;

-независимость феодалов;

-организация феодалов в виде феодальной лестницы.

-междоусобные

войны,

гибель людей;

-ослабление страны перед внешними врагами.

4.Феодальные междоусобицы

Работают в группе, делают флипчарты.

Работа с новыми терминами, после каждого флипчарта, записывают в тетрадь.

Показывает слайд с терминами. Проверяет, как они справились с заданием.

Запись в тетрадь

5мин

Феодальная иерархия

Одной из особенностей феодального строя было то, что феодалы по своему положению были крупные , средние и мелкие, каждый находился на ступени лестницы- феодальная иерархия.

Кто не входит в феодальную лестницу?

( крестьяне)

Почему ?

Переходя к рассмотрению феодальной лестницы, актуализировать знания учащихся, предложив им ответить на следующие вопросы:

  1. Как в условиях раздробленности можно было защищать свои территории и вести войны с другими государствами?

  2. Как более крупный феодал мог привлечь на свою сторону более мелких феодалов?

Феод – земля, дававшаяся за службу в фактически наследственное владение.

Сеньор – лицо, предоставляющее феод.

Вассал – лицо, получившее феод.

ОБЯЗАННОСТИ

сеньоров вассалов

— предоставить феод; — служба в войске;

— защитить от врагов; — участие в суде сеньора;

— покровительство. — охрана замка сеньора;

— выкуп сеньора из плена;

— помощь деньгами.

Презентация феодальная лестница

Почему же в условиях феодальной раздробленности сохранялась королевская власть?

Учащиеся работают с учебником стр50

Предполагаемые ответы учащихся: король был нужен крупным феодалам, чтобы организовать отпор при нападении внешних врагов, как верховный судья в их спорах за земли и других источниках дохода, а также, чтобы держать в подчинении зависимых крестьян)

8 мин

Вызов

Работа в парах

Перед учащимися ставится задача для составления своего проекта:

1.Докажите, какой строй был прогрессивнее феодальный или рабовладельческий?

2 . Докажите, что заниматься торговлей не было необходимости ? (техника с/х низкая, поэтому урожаи незначительные. Во всех поместьях производили одинаковую продукцию, поэтому нечем было торговать)

3 . Докажите, что усиление личной власти феодала привело к феодальной раздробленности.

Знакомит с заданием и правилами его выполнения.

Знакомятся с заданием и выполняют его.

Работа в парах

Защита работы

Проставляют себе оценку за работу в парах

3 мин

Осмысление:

— Сравнить труд рабов и труд вольных крестьян и определить, какой из них производительней.

-Где брали одежду, обувь, средства и орудия труда и продукты питания жители феодальных поместий в ранее средневековье?

Вывод: по сравнению с предыдущими первобытнообщинным и рабовладельческим строями феодальный строй представлял собой более прогрессивную ступень общественного развития.

Объяснение учителя.

Задает вопросы.

Делает выводы.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы.

Делают записи в тетрадях.

Делают вывод

3 мин

У. Теперь, я думаю, вы готовы и сможете определить признаки феодального строя и сделать вывод:

Основные признаки феодального строя

Составление кластера.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Делают записи в тетрадях.

Запись кластера в тетрадях

Делают вывод

5 мин

Закрепление.

Работа в парах. Вам предстоит объяснить друг другу ключевые понятия урока (мини зачет).

А сейчас поиграем игру «Лови ошибку».

1. Основные признаки феодального строя в странах Западной Европы сформировались в 10-11 вв. (9-10 вв)

2. Основным признаком феодального строя является превращение городов в главный источник дохода и богатства. (Земли)

3. «Феод» — это земельный надел, получаемый крестьянином за службу. (За военную службу «вассал»)

4. Реки, горы, озера крестьяне превратили в свои владения. (Феодалы)

5. Поместье – это хозяйство крестьянина. (Феодала)

6. Крестьяне имели в своей собственности землю, поэтому были независимыми. (Не имели, были зависимы от феодала)

7. Хозяйственные работы в поместье крестьяне выполняли орудиями труда феодала? (своими)

8. Феодальный строй был менее прогрессивным по сравнению с первобытнообщинным и рабовладельческим. (Более)

9. Междоусобицами называли столкновения, когда отряды крестьян часто нападали на владения крестьян. (Феодалов)

10. Во Франции среди феодалов существовало правило: «Вассал моего вассала – мой вассал». (нет)

Прослушивание ответов учащихся

Обсуждение в парах своих записей

Проставляют себе оценку за работу в парах

3 мин

Подведение итогов урока.

1. Что вы узнали на уроке?

2. Какой строй идёт за рабовладельческим?

3.В чем разница между феодальным и рабовладельческим строем?

4. Что такое феод? Кто такой феодал?

5. Какое хозяйство называют натуральным?

Работа с карточкой

2. Поставьте в правильной последовательности основные признаки феодального строя. Какие цифры основных признаков феодального строя указаны в неверной последовательности?

1. Собственность феодалов на землю. 2. Наделение крестьян землёй и наличие у них собственного хозяйства. 3. Эксплуатация зависимых крестьян феодалами. 4. Низкий уровень техники сельского хозяйства. 5. Власть феодалов над крестьянами. 6. Натуральное хозяйство.

Укажите правильность их последовательности (1,2,5,3,4,6)

Задаю вопросы

Проверка первичного восприятия и осознанности усвоения нового материала

Ответы на вопросы

2 мин

Оценивание по листам самопроверки

Ставят себе итоговую оценку

1 мин

Обратная связь. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Анализ и оценка успешности работы на уроке.

Самооценивание

1 мин

Домашнее задание

§ 6, Выяснить особенности жизни классов феодального общества (феодалов и зависимых крестьян)

Комментирование домашнего задания

Делают записи в дневнике

Добавить комментарий