2 виды финансового контроля

Финансовый контроль можно разделить на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — это способ реализации финансовой политики государства, который способствует созданию условий для финансовой стабилизации. Он включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль осуществляется специально уполномоченными органами (см. раздел 2.2) не реже одного раза в год.

Действующим законодательством предусмотрены различные виды мероприятий, проводимых в рамках государственного контроля. К ним, в частности, можно отнести:

· ревизии и проверки, проводимые Счетной палатой Российской Федерации;

· налоговые проверки, проводимые налоговыми органами;

· таможенные ревизии, проводимые таможенными органами;

· ревизии и документальные проверки, проводимые контрольно-ревизионными органами и органами федерального казначейства, Министерства финансов РФ;

· ревизии и документальные проверки, проводимые органами внутренних дел и т.д.

К негосударственному финансовому контролю относятся:

· внутрихозяйственный контроль, проводимый самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий, который подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический;

· аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа).

Сроки осуществления финансового контроля.

Предварительный контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении проекта бюджета, утверждении финансовых планов и т. д.

Текущий контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Можно выделить различные виды финансового контроля в зависимости от основания классификации:

1) по субъектам, осуществляющим контроль:

а) государственный (на уровне Российской Федерации и ее субъектов):

— надведомственный, или внешний (осуществляется органами государственной власти, не входящими в структуру контролируемого субъекта);

— парламентский (осуществляется законодательными (представительными) органами власти);

— внутриведомственный, или внутренний (осуществляется структурным подразделением контролируемого субъекта);

б) муниципальный (осуществляется органами местного самоуправления):

в) общественный (осуществляется гражданами или их объединениями, общественными организациями);

г) внутрихозяйственный, или внутрифирменный (осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов).

д) независимый (осуществляется специализированными негосударственными организациями);

2) по содержанию (по объекту контроля):

а) бюджетный (контроль за формированием доходов и осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществлением государственных и муниципальных заимствований, представлением государственных и муниципальных кредитов, использованием государственного имущества);

б) налоговый (контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах);

в) валютный (контроль за соблюдением валютных ограничений);

г) таможенный (контроль за соблюдением декларантами, перевозчиками, таможенными брокерами таможенного законодательства в части уплаты таможенных платежей);

д) банковский (контроль за соблюдением кредитными организациями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации);

е) страховой надзор.

3) в зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на:

а) предварительный (Осуществление данного вида контроля предшествует осуществлению подконтрольных операций);

б) текущий (В рамках этого контроля финансовые операции проверяются при их осуществлении. К примеру, контроль Федерального казначейства за исполнением федерального бюджета).;

в) последующий (При последующем финансовом контроле контрольные мероприятия проводятся по итогам финансовой деятельности. К примеру, проверка Счетной палатой РФ отчета об исполнении федерального бюджета).

4) в зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений соответственно правовым нормам различают:

а) обязательный

б) инициативный

Н.И. Химичева называет следующие виды финансового контроля:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

б) Президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) финансово-кредитных органов;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

е) общественный;

ж) аудиторский.

Государственный финансовый контроль (по мнению Гутцайт Е.М.) — структурный элемент единой системы финансового контроля, представляющий собой подсистему взаимосвязанных единством поставленных для решения задач и используемых методов контрольных мероприятий, осуществляемых различными по своему правовому статусу государственными органами (как общей, так и специальной компетенции) и их подразделениями, наделенными при этом исполнительной властью. Основной целью данного вида контроля является максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.

Муниципальный финансовый контроль — осуществляется органами местного самоуправления, которые в силу ст. 12 Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти. В своей деятельности органы местного самоуправления руководствуются ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Общественный финансовый контроль.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, основанным на положении Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (ст. 24 Конституции РФ). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный) осуществляется главным образом в форме ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ) предусмотрено обязательное ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами. Данный вид контроля осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Основными задачами являются выявление случаев хищения, недостач денежных средств и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины.

Независимый (негосударственный) финансовый контроль – это контроль за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций, учреждений, осуществляемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Если государственный финансовый контроль — приоритет публичных интересов, то негосударственный аудиторский финансовый контроль — приоритет частных интересов хозяйствующих субъектов. Принципы, присущие как государственному финансовому контролю, так и негосударственному – это независимость, законность, объективность, эффективность, оперативность, гласность.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Аудиторский контроль (аудит) представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором). Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основное понятия финансового контроля

Замечание 1

В любом государстве, где происходят товарно-денежные отношения, необходим финансовый контроль деятельности субъектов. Основным условием удачного функционирования характерным для рыночной экономики, являются системы соблюдения прав, обязательств и, безусловно, ответственности всех участников хозяйственной деятельности.

Финансовый контроль обобщает своим воздействием отношения, которые возникают в сфере бюджетной политики государства, то есть в момент распределения и использования определенной суммы денежных средств.

Финансовый контроль это совокупность действий, которые используются ведомственными органами, с целью контроля над выполнением поставленных задач, и соблюдение правовых норм в процессе движение финансов.

Основной целью финансового контроля является в своевременном получении всей необходимой информации о ходе и движении процесса управления финансами, а так же о выявлении нарушений, которые требуют принятия ответных решений.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды финансового контроля 480 руб.
  • Реферат Виды финансового контроля 240 руб.
  • Контрольная работа Виды финансового контроля 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основные элементы финансового контроля

Финансовый контроль состоит из:

  • контроля над выполнением федерального бюджета;
  • местных бюджетов городов Российской Федерации;
  • бюджетов внебюджетных фондов;
  • контроля над внешним и внутренним долгом;
  • контролем государственных резервов.

В сфере финансового контроля сконцентрировано внимание всех ветвей государственной власти и государственного контроля, предприятия независимо от форм собственности, население которое является непосредственными участниками финансовых отношений. Необходимо отметить, что государственные органы являются субъектами и объектами финансового контроля.

Финансовый контроль не имеет временных границ, он происходит постоянно. Этапы финансового контроля можно представить следующим образом (рис.1)

Основными задачами финансового контроля являются:

  • проверка всех финансовых обязательств перед государством;
  • законность распределения финансовых ресурсов;
  • целевое назначение государственных средств;
  • правильность выполнения финансовых операций.

Основные виды финансового контроля

Государственный контроль может осуществляться только органами государственной власти. Местные советы применяют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении местных бюджетов. Государственный контроль за распределением денежных средств осуществляют финансовые и налоговые органы, Центральный Банк РФ.

Ведомственный контроль за распределение средств осуществляют министерства, специально созданные ведомства, входящие в систему управления. Вышестоящие органы обязаны проводить документальный контроль в своих структурных подразделах.

Внутрихозяйственный контроль за распределение денежных средств осуществляется работниками финансовых служб и бухгалтерий. Основной задачей данных ведомств, является наблюдение за состоянием финансовой деятельности.

Независимый финансовый контроль – это вид контроля, который проводиться аудиторами.

Общественный контроль в наше время осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии.

Финансовый контроль можно рассмотреть еще и по таким видам, а именно: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль позволяет предупредить о нарушении Законов, нецелесообразного использования денежных средств, выявить резервы. Такой вид контроля осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, планов.

Текущий контроль применяется в процессе совершения финансово – хозяйственных операций. Любой руководитель, директор, прежде чем поставить свою роспись на финансовых документах, должен убедиться в законности предполагаемых платежей и расчетов.

Последующий контроль происходит после совершения операций, то есть после того, как поступили денежные средства, потраченные денежные средства материальные ценности. Такой вид контроля позволяет убедиться в законности совершенных операций.

Замечание 2

Проверки и ревизии, которые проводятся на предприятии, являются самыми эффективными методами финансового контроля.

Независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами. Он обеспечивает наличие достоверной информации, тем самым позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Аудит рассматривается в качестве специфического вида контроля, наделенного следующими характеристиками:

  • цель – проверка соответствия финансовой отчетности требованиям принципов бухгалтерского учета;
  • результат – мнение о финансовых отчетах объекта аудита;
  • исполнители – внешние аудиторы (сотрудники независимых аудиторских фирм);
  • пользователи результатов – внешние по отношению контроль объекту аудита контрагенты и сам объект аудита.

Аудит должен обеспечивать также разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности субъекта с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

Все работы аудитора, выходящие за рамки аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваются не как аудит, а как сопутствующие аудиту услуги, которые разделяются на услуги, совместимые с проведением у экономического объекта обязательной аудиторской проверки, и услуги не совместимые.

Сопутствующие аудиту услуги разделяются на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.

На практике аудиторские организации оказывают множество дополнительных, сопутствующих аудиту услуг (аудиторские услуги и консультации в области бизнеса, аудиторские услуги в области профессионального обучения, специальные услуги).

При аудите бухгалтерской отчетности необходимо удостовериться в правильности составления баланса, отчета о прибылях и убытках и других финансовых документов. Проверке подлежат все значительные операции и сделки, крупные сделки и операции, зарегистрированные в конце квартала или финансового года, основные финансовые показатели, коэффициенты и контрольные цифры, отличающиеся от исчисленных в среднем за последние пять лет, неудовлетворительная ситуация с оборотными средствами, выявленные факты, свидетельствующие о необоснованной необходимости резко поднять доходы для удержания цен на акции, причины и характер судебных исков контроль организации, особенно в связи с претензиями акционеров.

Аудитор использует различные методы финансового контроля: обследование, наблюдение, документальную и фактическую проверку, ревизию. Особое значение приобретает экономический анализ, как действенный метод оценки информации.

Виды аудита:

  • по отношению к требованиям законодательства – аудит инициативный и обязательный;
  • по объектам аудита – аудит банковский, страховых компаний, бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов, общий, государственный;
  • по предметам аудита – аудит финансовой отчетности, налоговый аудит, ценовой аудит, аудит хозяйственной деятельности и специальный аудит;
  • по времени осуществления – первоначальный, периодический и оперативный;
  • по характеру проверки – подтверждающий аудит, аудит, базирующийся на риске, системно ориентированный;
  • по назначению – аудит на соответствие требованиям, операционный (управленческий, производственный) аудит.

Добавить комментарий