247 ч 2 УК РФ

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к Ст. 247 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране жизни и здоровья человека.

2. Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и др. (см. коммент. к ст. 246).

3. Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов либо обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Опасные отходы — это отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, обладающие токсичностью, пожарной опасностью, высокой радиоактивностью, взрывоопасностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней.

Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций.

Под обращением экологически опасных веществ и отходов понимаются производство, транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция нормы бланкетная, в каждом случае необходимо установить, какие правила были нарушены, и сослаться на них при квалификации преступления.

Под производством запрещенных видов опасных отходов понимается создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.

Транспортировка — это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое (на наш взгляд, как любым видом транспорта, так и путем переноски человеком).

Хранение — это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения и последующего совершения с ними каких-либо действий.

Захоронение — закапывание в землю, помещение в могильник. Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определяет захоронение отходов как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.

Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в комментируемой статье, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК) означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

В п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 разъяснено, что применительно к ч. 1 ст. 247 УК существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде — в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. .
———————————
Определение существенного вреда противоречиво: таковым признается и заболевание, и гибель водных животных, и их массовая гибель и т.п. Представляется, что в отношении животных таковым можно считать только последний вариант.

4. Деяния, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, совершенные в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента их выполнения в указанных зонах.

5. Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. По смыслу закона речь идет как о существенном вреде здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить.

8. Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.

9. Квалифицирующим признаком состава в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи является совершение деяний, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, повлекшее:

— загрязнение окружающей среды, т.е. физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою;

— отравление окружающей среды — разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации;

— заражение окружающей среды — внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения);

— причинение вреда здоровью человека (см. коммент. к ст. 246);

— массовую гибель животных, т.е. гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыбы, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза.

Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Закона об охране окружающей среды, законодательством об этих зонах.

10. Преступления, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи (за исключением совершенных в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации), имеют материальный состав и считаются оконченными с момента наступления указанных последствий.

11. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Содержание умышленной вины при этом зависит от конструкции состава. В материальных составах при загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды, причинении вреда здоровью человека либо массовой гибели животных лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что они повлекут или могут повлечь предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи последствия, и желает их наступления (прямой умысел) или осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Совершая деяния в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав), лицо осознает общественную опасность этих деяний и то, что они совершаются именно в таких зонах, и желает их совершить (прямой умысел).

При неосторожной форме вины лицо, например, храня опасные вещества и отходы, не предвидит последствий, указанных в законе, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления таких последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

12. К особо квалифицирующим признакам ч. 3 комментируемой статьи относит деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Массовым следует считать заболевание многих людей, превышающее обычно регистрируемый уровень, в том числе и возникновение эпидемии (см. коммент. к ст. 248). Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется неосторожным отношением к смерти человека или массовому заболеванию людей. Однако сами деяния могут быть, как отмечено выше, либо умышленными, либо неосторожными. В случае умышленного их совершения содеянное приобретает признаки преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК) и в целом считается совершенным умышленно, а в случае неосторожного — в целом все преступление является неосторожным.

13. Предусмотренное комментируемой статьей нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов конкурирует со ст. ст. 8.2 и 8.3 КоАП.

Статья 247 УК подлежит применению только в том случае, если нарушение правил производства, транспортировки, хранения, применения указанных в ст. ст. 8.2, 8.3 КоАП химических веществ или отходов создало реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 комментируемой статьи), включая атмосферный воздух и животный мир, или повлекло загрязнение, отравление, заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо хотя и не повлекло указанных последствий, но совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 комментируемой статьи). Таким образом, в основу разграничения преступления и проступка положены такие признаки состава, как деяние, последствия (их характер и тяжесть) и место совершения деяния. Статьи 8.2 и 8.3 КоАП в отличие от комментируемой статьи не предусматривают ответственности за производство опасных веществ и отходов. В ч. 1 комментируемой статьи сказано о создании угрозы причинения окружающей среде существенного вреда, в соответствии с ч. 2 этой статьи такой вред должен быть причинен реально. Если деяние не повлекло никаких последствий либо только создало абстрактную возможность причинения вреда окружающей среде, речь должна идти об административном проступке (соответственно ст. ст. 8.2 либо 8.3 КоАП).

Комментируемая статья в части захоронения радиоактивных, бактериологических или химических веществ и отходов с нарушением установленных правил имеет сходство со ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП в отношении захоронения вредных веществ в водных объектах.

Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, окончено с момента создания реальной угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей среде. Для квалификации содеянного по ч. 2 этой статьи также требуется наступление преступных последствий или чтобы захоронение осуществлялось в зоне экологического бедствия либо чрезвычайной экологической ситуации, а для квалификации по ч. 3 данной статьи — смерти человека или массового заболевания людей.

Проступки, предусмотренные ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП, окончены с момента совершения предусмотренных в них действий (бездействия). Последствия не являются обязательным признаком состава проступка.

Различие между преступлением и проступком следует проводить также по видам захораниваемых отходов и веществ. Преступление образует захоронение запрещенных к производству опасных отходов, радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов, т.е. веществ, представляющих повышенную опасность.

В ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП имеются в виду иные отходы и материалы. Их захоронение на шельфе в принципе допускается, но с соблюдением установленных правил и в особом порядке.

Новая редакция Ст. 246 УК РФ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 246 УК РФ

1. Выделение экологических преступлений из числа хозяйственных (УК РФ РСФСР) и расположение их в отдельной главе УК РФ говорит о том, что экологические преступления имеют специфический видовой объект посягательства — экологическую безопасность общества. Наряду с ущербом экономике государства ими причиняется колоссальный вред экологическому равновесию, окружающей человека среде, ставятся под угрозу здоровье и жизнь человека (а иногда и многих людей). Выделение данных преступлений свидетельствует и о том, что законодатель обратил наконец внимание на важность изучения и применения норм, предусматривающих УО за преступные посягательства на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования природных ресурсов, что общество (государство) осознало всю серьезность угрозы экологической безопасности.

О серьезности угрозы экологической безопасности говорит и тот факт, что любой профессиональный (хозяйственный) риск не может считаться обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия (см. ч. 3 ст. 41).

2. Экологическая безопасность как звено не только общественной, но и государственной безопасности отражает состояние защищенности природы, ее поддержание включает мероприятия, направленные на охрану жизни (здоровья) живых существ, среды их обитания, гарантирующие сохранение генетического фонда, обеспечивающие рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

3. Рассматриваемое преступное деяние относится к категории преступлений средней тяжести. Его общественная опасность заключается в подрыве экологической безопасности России, существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, наступлении массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

4. Верховный Суд РФ трактует объект экологических правонарушений как триединое благо — стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал и право каждого человека на благоприятную окружающую среду (п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

4.1. Основным объектом преступного нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ является экологическая безопасность общества, урегулированная правилами охраны окружающей среды, обеспечивающими рациональное использование, охрану и воспроизводство объектов окружающей природной среды. В качестве факультативных объектов выступают сфера обитания человека, животных, здоровье человека, жизнеспособность животных.

5. Предмет посягательства отражен в собственной биологической структуре объектов природной среды.

5.1. Природная среда — это совокупность природных объектов и условий их существования в месте обитания человека. К объектам природы относятся: земля (почва), ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, другие естественные экосистемы.

6. Объективная сторона состава преступления выражается в форме как действия, так и бездействия, поскольку лицо может нарушить соответствующие правила их невыполнением, несоблюдением и ненадлежащим исполнением. Пассивное преступное поведение характерно для экологических преступлений, совершаемых теми лицами, которые не соблюдают свои служебные обязанности по выполнению правил экологической безопасности либо обеспечению их соблюдения при наличии реальной возможности для этого с учетом индивидуальных волевых и интеллектуальных качеств виновных лиц (например, невыполнение правил экологической безопасности лицом, на которое возложена эта обязанность в силу нормативно-правового предписания, или непринятие мер к ремонту, контролю, обеспечению надлежащей эксплуатации очистных сооружений, установок ответственным за это лицом). Активное преступное поведение возможно со стороны ответственных лиц, проектирующих, размещающих, строящих, вводящих в эксплуатацию и эксплуатирующих соответствующие объекты, в случае, когда виновные ненадлежаще выполняют правила экологической безопасности.

7. Диспозиция статьи является ссылочно-бланкетной, поскольку для определения преступности деяний и надлежащей их квалификации отсылает правоприменителя к иным законам и (или) подзаконным нормативным правовым актам (в том числе указанным в других статьях гл. 26), посредством которых раскрывается суть противоправного поведения субъекта.

<2> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; РГ. N 290. 2006.

<3> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; 1998. N 16. Ст. 1800; 2004. N 35. Ст. 3607, N 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2006. N 1. Ст. 10, N 50. Ст. 5279; РГ. N 290. 2006.

<4> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25, N 19. Ст. 1752; 2006. N 50. Ст. 5279.

7.2. В числе подзаконных нормативно-правовых актов, к которым отсылает диспозиция статьи, можно выделить, в частности, Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 <1>; Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 <2>; Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий) (РД-03-13-94), утв. Приказом Госатомнадзора России от 07.04.1994 N 41 <3>; Положение о порядке выдачи временных специальных разрешений Госатомнадзора России на проведение экспертизы проектных, других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов и производств (технологий) (РД-03-12-94), утв. Приказом Госатомнадзора России от 07.04.1994 N 40 <4>; Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008 <5>, и т.д.
———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4290.

<2> БНА. 2000. N 31.

<3> РВ. 1994. N 76.

<4> РВ. 1994. N 75.

<5> СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 135.

7.3. Диспозиция статьи отсылает и к специальным нормативам, к числу которых относятся: а) нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы; б) нормы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы; в) нормы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; г) нормы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения; д) предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве; е) другие предельно допустимые нормы вредного воздействия на природную среду.

8. Нарушение правил охраны окружающей среды может быть выявлено в какой-либо из пяти стадий производства работ: а) при проектировании; б) размещении; в) строительстве; г) вводе в эксплуатацию; д) эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и (или) иных объектов.

8.1. Проектирование объекта — начальная стадия строительства, включающая подготовку технических документов (чертежей, расчетов, макетов), снятие проб на местности, согласование условий строительства с другими ведомствами (их нормативными документами). Проектирование осуществляется на основе решения уполномоченных на это лиц.

8.2. Все проекты (в том числе правовых актов), программы и иная документация строительства, реконструкции, расширения и т.д. должны подвергаться обязательной государственной экологической экспертизе, целью которой является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий использования объекта экологической экспертизы. К объектам экологической экспертизы относятся проекты, технико-экономические обоснования видов хозяйственной деятельности, документация, подлежащая экологической экспертизе, и т.д. Следует иметь в виду, что помимо государственной может проводиться и общественная экологическая экспертиза, которая не является обязательной и заключение которой носит рекомендательный характер.

8.3. Помимо экологической экспертизы в стадии проектирования возможна процедура оценки воздействия на окружающую среду, целью которой является выявление и принятие необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (см. п. 2.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации).

8.4. Проекты строительства и нормы проектирования не могут утверждаться без положительного заключения органов санитарного надзора. В необходимых случаях данные органы в связи с эксплуатацией предприятий производят отбор проб для лабораторных санитарно-гигиенических исследований. При наличии достаточных оснований результаты исследования передаются в правоохранительные органы для возбуждения УД.

8.5. Размещение объекта — это фактическое распределение элементов объекта на местности с учетом ее особенностей и их установка.

8.6. Строительство объекта представляет собой фактическое возведение (преобразование) объекта на местности в условиях ландшафта, проведение к нему необходимых коммуникаций.

8.7. Ввод объекта в эксплуатацию означает принятие объекта в установленном законом порядке его использователем к непосредственному функционированию — целевому использованию.

8.8. При эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов также должны соблюдаться установленные запреты и правила (см., например, Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997).

9. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является наличие средств совершения преступления, к которым относятся промышленные, сельскохозяйственные, научные и иные объекты.

9.2. Сельскохозяйственный объект — сооружение, установка, комплекс, осуществляющие функции материального производства: возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных с целью получения продукции растениеводства и (или) животноводства.

9.3. Научный объект — сооружение, установка, комплекс, осуществляющие экспериментальные, испытательные и другие исследовательские функции.

9.4. Иной объект — прочие передвижные и стационарные устройства, имеющие то или иное хозяйственное значение.

10. По законодательной конструкции состав преступления является материальным. Преступление окончено (составом) в момент наступления хотя бы одного из следующих материальных последствий: а) существенного изменения радиоактивного фона; б) причинения вреда здоровью человека; в) массовой гибели животных; г) иных тяжких последствий.

10.1. Радиоактивный фон — это совокупность естественных излучений, которые приводят к образованию ионов и свободных электронов электрически нейтральных атомов и молекул. Значительным источником радиоактивного фона является космическое излучение. Естественный фон радиоактивного излучения также складывается из излучения в приземной атмосфере, воде, почве, продуктах жизнедеятельности человека и т.д. Увеличение радиоактивного фона ведет к разрушительным процессам среди живых организмов (мутациям, лучевым, онкологическим и иным тяжелым заболеваниям, развитие которых приводит к смерти).

10.2. Существенное изменение радиоактивного фона означает такое увеличение естественного излучения, активизирующего ионизацию электрически нейтральных атомов и молекул, которое хотя и не привело к мутации, болезни или гибели живого существа, но создало реальную угрозу наступления какого-либо из указанных последствий.

10.3. Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности — в легком, средней тяжести либо тяжком вреде здоровью, причиненном хотя бы одному человеку (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

10.4. Под массовой гибелью животных понимается уничтожение большого количества (стада, стаи, вида и т.п.) диких зверей, птиц, рыб, других водных животных, находящихся в состоянии естественной свободы.

10.5. Иные тяжкие последствия представляют собой существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат. Такое изменение окружающей среды может вызвать, например, прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций, вынужденное переселение больших групп людей, острый дефицит воды и продовольствия, деградацию земель, порчу значительного количества лесо- и сельскохозяйственной продукции, разрушение строений, конструкций, принесшее существенный материальный ущерб, значительное повреждение или массовую гибель других объектов окружающей природной среды, иной существенный имущественный ущерб (включая упущенную выгоду, проведение дорогостоящих восстановительных работ), другие негативные последствия, препятствующие сохранению и правомерному использованию окружающей среды (см. п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

11. Размер материального ущерба и объема возмещения экологического вреда в случае причинения окружающей природной среде значительного несанкционированного вреда определяется согласно п. 15, 16, 20 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14 по централизованно утвержденным методикам подсчета и установленным таксам; в соответствии с региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства; по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

12. Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, совершение иных действий, вызвавших экологическую катастрофу, повлекших необратимые вредные последствия для человека и окружающей его природной среды, в результате которых природой потеряны качества, являвшиеся ее содержанием и не подлежащие восстановлению искусственным путем, надлежит квалифицировать как преступление против мира и безопасности человечества (ст. 358).

13. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла, например, если виновный осознавал общественную опасность нарушения им правил охраны окружающей среды при эксплуатации промышленного объекта, предвидел возможность наступления в результате этого массовой гибели животных, не желал, но сознательно допускал наступление данного вреда либо относился к нему безразлично. Наряду с этим вполне вероятна вина и в форме неосторожности, например при нарушении правил охраны окружающей среды во время производства работ ответственным за соблюдение этих правил лицом, не предвидевшим возможности наступления материальных общественно опасных последствий в силу своей небрежности (пренебрежительного отношения к соблюдению должностных инструкций).

13.1. Деяния, предусмотренные коммент. статьей и совершенные с прямым умыслом, следует квалифицировать по совокупности с преступлениями против личности, собственности и т.д. в зависимости от волевой целенаправленности виновного лица.

14. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и наделенное дополнительным признаком — ответственностью за соблюдение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов.

15. Злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, повлекшие совершение экологического преступления, должны квалифицироваться по совокупности ст. 246 и 285 (ст. 201).

Другой комментарий к Ст. 246 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона состава преступления включает нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий и причинную связь между деянием и наступившими последствиями.

Преступление считается оконченным с момента наступления любого из указанных последствий.

2. Под существенным изменением радиоактивного фона следует понимать его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений.

3. Причинение вреда здоровью человека выражается в причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

4. Массовой следует признавать гибель животных на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раз.

5. Под иными тяжкими последствиями подразумеваются существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

6. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Отношение к причинению тяжкого вреда здоровью человека может быть у лица только неосторожное. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или вреда средней тяжести при наличии квалифицирующих признаков предполагает совокупность преступлений ст. ст. 246 и 111 УК РФ или соответственно ч. 2 ст. 112 УК РФ.

7. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды. При наличии в действиях лица признаков злоупотребления полномочиями требуется дополнительная квалификация по ст. ст. 285 или 201 УК РФ.

Дело № 1-11010 Приговор
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2010 года
Среднеахтубинский райсуд Волгоградской области в составе :
Председательствующего судьи : Овсиенко *.*.
С участием государственного обвинителя — Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Сегизекова *.*.
Защитника : Ермаковой *.*., представившей ордер Номер обезличен от Дата обезличена года, удостоверение Номер обезличен от Дата обезличена года.
Подсудимого : Черкасова *.*.
При секретаре : Лаптиевой *.*.
Рассмотрев в р.п. Средняя Ахтуба в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению :
ЧЕРКАСОВА *.*.,…,
В совершении преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ,
Установил:
Черкасов *.*. совершил нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании и строительстве иных объектов лицом, ответственным за соблюдение этих правил, что повлекло тяжкие последствия для окружающей среды, выразившиеся в существенном ухудшении ее качества и состояния её объектов, при следующих обстоятельствах.
Дата обезличена года начальником Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области был заключен договор аренды Номер обезличен о передаче во временное пользование ООО «Олимп» участка лесного фонда общей площадью 5,0 га. в…. Согласно приложения Номер обезличен названного договора, арендатор (ООО «Олимп») осуществляет использование названного земельного участка в рекреационных целях. Арендованный участок местности находится в защитных лесах лесного фонда, в пределах водоохраной зоны водного объекта, на особо охраняемой природной территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». Черкасов *.*. на основании агентского договора от Дата обезличена года, заключенного между ним и директором ООО «Олимп» М., принял на себя обязанности по освоению лесного участка, предоставленного ООО «Олимп» для осуществления рекреационной деятельности, организации отдыха граждан на указанном лесном участке площадью 5,0 га., расположенном по адресу:… (п. 1.1). Согласно п. Номер обезличен указанного договора, Черкасов *.*. был полномочен заключать от своего имени договоры, подписывать документы, а также осуществлять разработку документации и ее последующее согласование во всех контролирующих органах. В соответствии с п. Номер обезличен., обязанности Черкасова *.*., указанные в п. Номер обезличен данного договора, считаются выполненными после ввода в эксплуатацию и начала функционирования построенной туристической базы. Согласно п. Номер обезличен указанного договора, Черкасов *.*. был обязан действовать в рамках действующего законодательства, в том числе Лесного кодекса РФ, и других нормативных актов, регулирующих строительные правоотношения, при этом, Черкасов *.*. обязан исполнить данное ему поручение самостоятельно. В соответствии с доверенностью от Дата обезличена года, ООО «Олимп» в лице директора М. доверило совершать Черкасову *.*. от своего имени следующие действия: мероприятия по разработке технической документации по освоению указанного в агентском договоре земельного участка, заключение договоров на ведение строительных работ на указанном земельном участке. Согласно Уставу ООО «Олимп», утвержденному Решением Номер обезличен единственного участника общества от Дата обезличена года, целью деятельности Общества является получение прибыли (Номер обезличен.), Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами (п. Номер обезличен.). Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) — п. Номер обезличен. Таким образом, Черкасов *.*. обладал полномочиями по осуществлению действий в интересах юридического лица и являлся лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства при производстве работ, в том числе правил охраны окружающей среды. Черкасов *.*., получив, согласно указанного агентского договора от Дата обезличена года, полномочия и, приняв обязанности по производству работ, действуя умышленно, пользуясь имеющимися у него полномочиями, самовольно, без наличия каких-либо разрешений и согласований с органами управления лесным хозяйством, с привлечением по договорам аренды работников и техники ИП Д.., действуя умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, выразившихся в несоблюдении им норм действующего законодательства, регламентирующих порядок производства работ по строительству и правила охраны окружающей среды при осуществлении данного вида деятельности, предвидя наступление общественно опасных последствий, связанных с оказанием негативного воздействия на состояние окружающей среды, относясь к ним безразлично, руковод заинтересованностью, выразившейся в стремлении уменьшить объем и сократить сроки своей работы, связанной с выполнением требований действующего законодательства, в нарушение:
ст. 3, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33, ст. 34, ст. 37 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ с изменениями по состоянию на 14 марта 2009 года, согласно которого, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий и сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, устанавливающей принципы обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; устанавливающих необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, в том числе путем проведения экологической экспертизы соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды; устанавливающей возможность строительства строений, сооружений и иных объектов только по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, запрещающей строительство строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды, требующей при осуществлении строительства строений, сооружений и иных объектов принимать меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации ;
п. 1,2 ст. 41, ст. 42 п. 3, п. 1 ст. 88, п. 1,2 ст. 89, п.3 ст. 103 Лесного кодекса Российской Федерации от 04 декабря 2006 года № 200-ФЗ с изменениями по состоянию на 24 июля 2009 года, устанавливающих, что осуществление сплошных рубок на лесных участках допускается только при условиях воспроизводства лесов на указанных лесных участках работ, лицо, ответственное за производство работ составляет проект освоения лесов, который подлежит государственной экспертизе, запрещающих сплошные рубки лесных насаждений, а также изменение ландшафта местности при производстве работ. С 1 января 2008 года, в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации», устанавливается, что любая рубка здорового леса в пределах защитных лесов (бывших лесов первой группы) является незаконной ;
ч. 3 ст. 21 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ с изменениями по состоянию на 30 декабря 2008 года, согласно которому, на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических рекреационных качеств природных парков ;
п. 1,2,4,7 ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ с изменениями по состоянию на 24 июля 2009 года, согласно которому, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по : сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны : использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные федеральными законами ;
Приказа № 498 Федерального агентства лесного хозяйства города Москва от 19 декабря 2007 года «Об отнесении лесов к защитным эксплуатационным и резервным лесам», согласно которому, леса природных парков считаются лесами, расположенными на особо охраняемых природных территориях, при этом, на особо охраняемых природных территориях запрещены сплошные рубки лесных насаждений,
в Дата обезличена, более точная дата предварительным следствием не установлена, принял Решение о начале строительства туристической базы на территории государственного лесного фонда в…, при этом, при проектировании строительства им не были учтены нормативы допустимой антропогенной нагрузки, должным образом не были предусмотрены мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, способы размещения отходов и прочее, в связи с нарушениями, допущенными при проектировании, проект не получил положительного заключения. Несмотря на отсутствие проведения инженерных изысканий, без разработки и проверки в установленном порядке, прохождения государственной экологической экспертизы проекта освоения лесов, без предварительной оценки воздействия осуществляемого строительства на окружающую среду, в том числе на объекты животного мира, без получения разрешения на строительство, в нарушение установленных вышеперечисленными правовыми актами правил охраны окружающей среды, Черкасов *.*. в Дата обезличена, более точная дата предварительным следствием не установлена, приступил к производству работ на указанной территории, для чего привлек наемных рабочих, не осведомленных о незаконности его действий. В результате чего, являясь лицом, ответственным за соблюдение данных правил и законодательных требований, Черкасов *.*. осуществил в период времени с Дата обезличена, более точная дата предварительным следствием не установлена, по Дата обезличена года на лесном участке в…, с целью строительства объекта для отдыха и туризма, сплошную самовольную порубку сырорастущих деревьев, что привело к сокращению мощности корнеобитаемой толщи, и расстоя поверхности до меженного уровня грунтовых вод делает лесорастительные условия нелесопригодными для дуба и исключает воспроизводство леса на данном участке, незаконную выборочную рубку дубравы на площади 5 га., незаконную рубку сухостойных деревьев, при производстве работ допущено уничтожение молодняков естественного происхождения (возрастом до 10 лет) на общей площади 5 га., произведено самовольное снятие плодородного слоя почвы на площади 0,691 га. Осуществлённые Черкасовым *.*. рубки проведены не в соответствии с проектными, технологическими и разрешительными документами, без соблюдения требований к интенсивности и сезонности, порубочные остатки наличествуют в пределах 30-50-метровой полосы от уреза воды. Кроме того, Черкасов *.*., действуя в нарушение требований п. 1, 3 части 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, с изменениями по состоянию на 24 июня 2009 года, то есть без проведения мероприятий по сохранению почв и их плодородия, в том числе, без проведения работ, связанных с охраной земель, с целью строительства объекта для отдыха и туризма, нанес вред земельному участку в…, выразившийся в подготовке площадки не менее 60×60=3600 кв.м., освобождённой от лесной поросли и спланированного верхнего слоя лесной почвы, глубина которого составляет не менее 0,2 м. Также проведены земляные работы по перемещению грунта и фрагментарной планировке, рытью котлованов под домики и котлована для складирования порубочных остатков, по сдвижке корневых остатков поросли к краям площадки, проведены работы по устройству ленточных фундаментов, один их которых был подготовлен под заливку бетоном 9×9 м., в другом устраивались опалубки и вязались арматурные сетки 9,9×11,20 м., по третьему — осуществлялись земляные работы по устройству ленточных котлованов. Выемка плодородного слоя грунта из-под плановой проекции построек не осуществлялась, земляные работы по рытью котлованов производились неселективным способом, в отвалах поверхностный грунт перемешан с подстилающим минеральным грунтом. Осуществлены работы бульдозера по зачистке площадок и частичному выравниванию, в пониженные места для выравнивания завозился минеральный грунт из котлованов. Повсеместно на поверхности спланированной площадки плодородный грунт оказался перемешанным с подстилающим и с порубочными остатками. В накатанных участках дорог по площадке грунт переуплотнён. Площадь используемого участка составляет 2,0 га. В процессе снятия и перемещения плодородного слоя лесных почв произошло его перемешивание с растительными остатками и минеральным грунтом, что способствовало утрате плодородности поверхностного слоя грунта, существенно ухудшило качество объекта окружающей среды — почвы. Устранение указанных последствий для окружающей среды потребует длительного времени и больших материальных затрат. В денежном выражении сумма причиненного ущерба в результате проведения указанных незаконных работ составила:
незаконная рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста следующих сырорастущих деревьев : размер ущерба, причиненный незаконной рубкой деревьев, составляет 977149 (девятьсот семьдесят семь тысяч сто сорок девять) рублей ;
незаконная рубка сухостойных деревьев : размер ущерба, причиненный незаконной рубкой сухостойных деревьев, составляет : 18142 (восемнадцать тысяч сто сорок два) рубля ;
уничтожение молодняка естественного происхождения и подроста : размер ущерба, причинённый уничтожением молодняков, составляет: 217901 (двести семнадцать тысяч девятьсот один) рубль.
Всего ущерб от незаконной порубки составил 1 213 192 (один миллион двести тринадцать тысяч сто девяносто два рубля) ;
самовольное снятие, уничтожение или порча почв, нахождение транспортных средств и механизмов, кроме специального назначения, в защитных лесах вне отведенных мест, их движение вне существующих лесных дорог: размер ущерба, причиненный снятием и уничтожением почв, составляет 36 879 168 (тридцать шесть миллионов восемьсот семьдесят девять тысяч сто шестьдесят восемь) рублей.
Общий ущерб, причиненный в результате незаконных работ, в денежном выражении составил 38 092 360 рублей (тридцать восемь миллионов девяносто две тысячи триста шестьдесят рублей).
Гражданский иск по делу не заявлен.
Подсудимый Черкасов *.*. с предъявленным ему обвинением согласен в полном объеме и в момент ознакомления его с материалами уголовного дела в ходе предварительного следствия заявил ходатайство о постановлении Приговора без проведения судебного разбирательства.
В судебном заседании подсудимый Черкасов *.*. и его защитник Ермакова *.*. пояснили суду, что данное ходатайство было заявлено после разъяснения Черкасову *.*. последствий применения такого порядка, ходатайство Черкасова *.*. о постановлении Приговора без проведения судебного разбирательства поддержано, подсудимый Черкасов *.*. суду пояснил, что обвинение ему понятно, вину в содеянном он признает полностью, с обвинением согласен, в содеянном раскаивается.
В судебном заседании судом установлено, что подсудимый Черкасов *.*. заявил ходатайство о постановлении Приговора без проведения судебного разбирательства добровольно и после консультаций со своим защитником, осознает последствия постановления Приговора без проведения судебного разбирательства.
Государственный обвинитель Сегизеков *.*. не возражал против применения особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного статьями 314-317 УПК РФ, поскольку подсудимый согласен с предъявленным ему обвинением.
Суд приходит к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.
Действия подсудимого Черкасова *.*. следует квалифицировать по ст. 246 УК РФ, как нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, строительстве иных объектов, лицом, ответственными за соблюдение этих правил, повлекшее иные тяжкие последствия.
При назначении наказания суд, на основании ст. 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности содеянного подсудимым, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие его наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Подсудимым Черкасовым *.*. совершено преступление, относящееся к категории преступлений средней тяжести.
Как личность, подсудимый Черкасов *.*. по месту работы характеризуется положительно, на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере не состоит.
К смягчающим вину обстоятельствам суд относит отсутствие судимостей у подсудимого, полное признание им своей вины, раскаяние в содеянном, его активное способствование раскрытию и расследованию преступления, нахождение у него на иждивении несовершеннолетнего ребенка, то, что в настоящее время подсудимым предпринимаются меры к заглаживанию вреда, наличие у Черкасова *.*. таких заболеваний, как хронический пиелонефрит, гипертония, заболевания спины.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, судом не установлено.
Учитывая, что подсудимым совершено преступление средней тяжести, данные о его личности и обстоятельства дела, суд считает возможным назначить ему наказание с применением ст. 73 УК РФ. При этом, суд, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного не считает возможным освободить подсудимого от назначения ему дополнительного наказания, предусмотренного ст. 246 УК РФ, в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.
Руководствуясь ст.ст. 316-317, 307-309 УПК РФ, суд
Приговорил:
ЧЕРКАСОВА *.*. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 3 ( три) года с лишением права заниматься деятельностью, связанной со строительством, вводом в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, на срок 1 ( один) год.
В соответствии со ст. 73 УК РФ, меру наказания ему сч с испытательным сроком в 2 ( два) года.
Обязать осужденного Черкасова *.*. периодически, с 1-ое по 5-ое число каждого месяца, являться на регистрацию в Уголовно-исполнительную инспекцию по месту своего жительства, не менять без согласия УИИ места своего жительства.
Меру пресечения Черкасову *.*. — обязательство о явке — отменить по вступлению Приговора в законную силу.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через райсуд в течение 10 суток со дня его провозглашения. Приговор не может быть обжалован в кассационном порядке по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 379 УПК РФ.
Председательствующий судья (подпись) Овсиенко *.*.
Приговор изготовлен судьей в совещательной комнате на компьютере Дата обезличена года.
Председательствующий судья (подпись) Овсиенко *.*.
Копия верна:
Судья: Овсиенко *.*.
Секретарь: Сергеева *.*.

Новая редакция Ст. 247 УК РФ

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к Статье 247 УК РФ

1. Общественная опасность нарушения правил обращения экологически опасных веществ и (или) отходов заключается в подрыве экологической безопасности России, создании угрозы экологической безопасности общества, причинении существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, а равно смерти человека, наступлении массового заболевания людей.

Основной состав преступления содержится в ч. 1 коммент. статьи, описывает общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений средней тяжести. Квалифицированный состав (ч. 2) описывает деяния, относящиеся к преступлениям средней тяжести. Особо квалифицированный состав (ч. 3) описывает умышленные деяния, относящиеся к категории тяжких преступлений, и неосторожные деяния, относящиеся к категории преступлений средней тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, урегулированная правилами производства, транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения экологически опасных веществ и отходов, обеспечивающая охрану объектов окружающей природной среды. Преступное посягательство зачастую сопряжено с причинением вреда и факультативным объектам, коими могут быть среда обитания и жизнеспособность животного мира, растительности, других экосистем, их экологическое равновесие, жизнь и здоровье человека.

3. Предметом посягательства является собственная биологическая структура объектов природной среды. Подробнее см. п. 5.1 коммент. к ст. 246.

4. Объективная сторона составов преступления может выражаться в форме как действия, так и бездействия. Активное преступное поведение может быть осуществлено ответственным по службе лицом, допущенным к производству, транспортировке, хранению, захоронению, использованию, иному обращению с экологически опасными веществами и отходами либо отдавшим распоряжение на совершение данных действий. В этом случае виновное лицо ненадлежаще выполняет соответствующие правила либо вообще пренебрегает ими, например, вырабатывая запрещенные виды опасных отходов (отдавая на это распоряжение). При пассивном преступном поведении ответственное по службе лицо не выполняет возложенные на него обязанности по соблюдению правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, например, в процессе хранения химических веществ (отходов).

4.1. Должностные лица, не исполняющие свои служебные обязанности по контролю за соблюдением правил производства, транспортировки, хранения, захоронения, использования, иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ (отходов) либо по обеспечению их выполнения (соблюдения) при наличии реальной возможности для исполнения данных обязанностей (учитывая волевые и интеллектуальные качества виновных лиц), должны привлекаться к УО не по коммент. статье, а по соответствующей статье гл. 30, поскольку видовым объектом их преступного посягательства является не экологическая безопасность государства, а интересы государственной службы (службы в органах местного самоуправления). Здесь в первую очередь страдают общественные отношения, связанные с осуществлением должностным лицом своих контрольных функций, а не отношения по осуществлению правил экологической безопасности.

5. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ (отходов) будет признано таковым в том случае, если поведение виновного лица сопряжено со следующими видами деятельности: а) производством запрещенных видов опасных отходов; б) транспортировкой; в) хранением; г) захоронением; д) использованием; е) иным обращением радиоактивных, бактериологических, химических веществ и (или) отходов с нарушением установленных правил.

5.1. Производство — сфера хозяйственной деятельности по созданию продукции и связанных с ней элементов (полуфабрикатов, отходов, отбросов и т.д.).

5.2. Транспортировка — любые умышленные действия по перемещению радиоактивных, бактериологических, химических веществ и (или) отходов независимо от способа транспортировки (посредством трубопроводного, железнодорожного, автомобильного, гужевого, водного, воздушного транспорта) и места хранения перемещаемых веществ или отходов.

5.3. Под хранением следует понимать нахождение радиоактивных, бактериологических, химических веществ (отходов) во владении виновного: при нем, в помещении, хранилище, тайнике.

5.4. Захоронение — укладывание с целью естественного разрушения опасных для экологических систем либо потерявших потребительскую способность радиоактивных, бактериологических, химических веществ или отходов в специально отведенные для этого места.

5.5. Использование — действия по эксплуатации радиоактивных, бактериологических, химических веществ (отходов), связанные с извлечением пользователем выгоды.

5.6. Иное обращение — извлечение (в том числе разведка и добыча) и (или) хозяйственное применение (переработка) радиоактивных, бактериологических, химических веществ (отходов), содержащихся в отработанных промышленных и бытовых элементарных соединениях.

6. Обязательными признаками объективной стороны состава преступления являются средства его совершения, к которым относятся радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы.

6.1. О радиоактивных веществах см. в п. 3.2 коммент. к ст. 220.

6.2. Радиоактивные отходы — это продукты и зараженные материалы, образующиеся в процессе взаимодействия человеческой деятельности с радиоактивными веществами и ядерными материалами, не нашедшие дальнейшего применения в данном производстве и имеющие превышающий допустимые нормы уровень радиоактивного заражения. Радиоактивные отходы могут быть образованы в результате добычи и переработки радиоактивных руд, изготовления ядерного топлива, производства энергии на АЭС, изготовления ядерных материалов и других технологических процессов.

6.3. К жидким радиоактивным отходам относятся дезактивационные и биологические стоки, отработанные масла, кубовые остатки от упаривания малоактивных сточных вод. К твердым — стеклянный, бумажный, древесный, текстильный, резиновый и другой мусор, не подлежащие дальнейшему использованию инструменты, трупы лабораторных животных, а также спецодежда, зараженная радиоактивными веществами выше уровня активности III группы.

6.4. Бактериологические вещества — это синтезированные элементы, в основе которых лежат микроорганизмы, не обладающие настоящим ядром (кокки, стрептококки, бациллы).

6.5. Бактериологические отходы — использованные человеком соединения бактериологических веществ, утратившие свои потребительские свойства и не нашедшие дальнейшего применения.

6.6. Химические вещества — соединения элементов естественного и синтетического происхождения, составляющие основу органической и неорганической жизни материального мира, обладающие потребительскими свойствами в отношениях с людьми. Чрезвычайно опасными для людей, животных, растений, почвы являются такие химические соединения, как диоксины и диоксиноподобные токсиканты.

6.7. Химические отходы — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, образующихся в процессе производства химической продукции или ее потребления, утратившие свои потребительские свойства.

<2> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141; 2004. N 35. Ст. 3607.

<3> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4782; 2005. N 7. Ст. 560.

<4> СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1317; 1998. N 32. Ст. 3910; 2003. N 33. Ст. 3270.

<5> СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2353; 1997. N 8. Ст. 943, N 47. Ст. 5409; 2000. N 9. Ст. 1036; 2001. N 50. Ст. 4735; 2005. N 14. Ст. 1247, N 36. Ст. 3705; 2006. N 50. Ст. 5341.

<6> РГ. N 100. 2003.

8. В комментируемой статье нашли отражение формальный, формально-материальный и материальный составы преступления.

9. Формальный состав преступления раскрывается в ч. 1. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов окончено (составом) в момент осуществления хотя бы одного из указанных в п. 5 коммент. к статье деяний (с нарушением установленных правил) при условии возникновения угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей его среде.

Угроза предполагает реальное и действительное возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы существенный вред здоровью человека или окружающей среде, если бы не были прерваны своевременно принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда (какой-либо счастливой случайностью) (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

9.1. Угроза причинения существенного вреда здоровью человека выражается в реальной возможности заболевания, опасного для жизни либо соединенного со значительной стойкой утратой трудоспособности или с длительным расстройством здоровья хотя бы одного лица. Причиной возникновения такой угрозы может стать, например, превышение предельно допустимых норм при использовании источников ионизирующего излучения.

9.2. Угроза причинения существенного вреда окружающей среде — реальная опасность негативных изменений в состоянии окружающей среды, связанных с деятельностью человека: загрязнением, истощением, повреждением, разрушением экологических систем.

9.3. Существенный вред окружающей среде характеризуется возникновением заболеваний (эпизоотий) и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель; исчезновением микроорганизмов, обеспечивающих экологическое равновесие, возникновением природных катаклизмов, стихийных бедствий и т.д. (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

9.4. В некоторых случаях преступление может носить длящийся или продолжаемый характер, например при захоронении (хранении) радиоактивных, химических, бактериологических отходов с нарушением соответствующих правил, производстве запрещенных видов опасных отходов.

10. Формально-материальный состав преступления раскрывается в ч. 2 коммент. статьи. Преступление окончено (составом) в момент: а) начала производства запрещенных видов опасных отходов, транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ (отходов) с нарушением надлежащих правил в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав); б) наступления хотя бы одного из следующих материальных последствий — загрязнения, отравления, заражения окружающей среды, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных (материальный состав).

10.1. В формальной части состава преступления, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, обязательным признаком объективной стороны является место его совершения — зона экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации.

10.2. Зона экологического бедствия — это официально объявленная государством часть территории, на которой в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны (см. ст. 57 Закона об охране окружающей среды; Требования к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории Российской Федерации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия, утв. Приказом Минприроды России от 28.03.1996 N 113).

10.3. Зона чрезвычайной экологической ситуации — официально объявленная государством часть территории, на которой в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

10.4. В материальной части состава преступления, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, обязательным признаком объективной стороны является наступление материальных общественно опасных последствий (загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, вред здоровью человека либо массовая гибель животных) и необходимая причинно-следственная связь между совершенным деянием и наступившим последствием.

10.5. Загрязнение окружающей среды представляет собой внесение или возникновение в ней по каким-либо причинам новых, как правило, не характерных для нее физических, химических, биологических и других агентов, выводящих систему среды за рамки естественного фона. Это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

10.6. Отравление окружающей среды — это разновидность загрязнения (через внесение агентов), выводящая систему из состояния жизнеспособного функционирования, ведущая к ее деградации и гибели.

10.7. Заражение окружающей среды — разновидность загрязнения, выводящая систему за рамки естественного фона, несущая опасность передачи неблагоприятных последствий другим экологическим системам, в том числе человеку, через непосредственное соприкосновение.

10.8. О вреде здоровью человека см. в п. 10.3 коммент. к ст. 246.

10.9. О массовой гибели животных см. в п. 10.4 коммент. к ст. 246.

11. Материальный состав преступления раскрывается в ч. 3 коммент. статьи и признается таковым в связи с тем, что нарушение правил обращения экологически опасных веществ (отходов) будет признано оконченным (составом) преступлением в момент наступления какого-либо из следующих последствий — массового заболевания людей или смерти человека.

11.1. Массовое заболевание людей — возникновение болезней, связанных с радиоактивным облучением большого числа людей, инфекционных эпидемий, иных вирусных заболеваний, охвативших определенную часть населенной территории государства.

11.2. Смерть человека считается наступившей в момент необратимой гибели всех клеток его головного мозга.

12. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, например, в том случае, если виновное лицо сознательно нарушает правила производства, транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения экологически опасных веществ и отходов. Не меньшее, а, может быть, даже большее распространение в практической сфере деятельности имеет нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов по неосторожности, например, если виновное лицо преступно небрежно относится к своим служебным обязанностям, в результате чего указанное обращение соответствующих веществ (отходов) происходит с нарушением установленных правил и создает угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей его среде.

12.1. Часть 3 коммент. статьи содержит в себе непосредственное указание на то, что отношение виновного к смерти человека либо массовому заболеванию людей должно характеризоваться только неосторожностью.

12.2. Не исключается возможность совершения данного преступления с двумя формами вины (сложной виной) — если лицо умышленно нарушает правила транспортировки, хранения, утилизации экологически опасных веществ и (или) отходов (что образует преступление), но последствия (например, массовое заболевание людей) возникают вопреки его воле. Иными словами, виновный не предвидит наступления более значительного вреда или указанных в законе общественно опасных последствий (имея субъективную и объективную возможность их предвидения) либо самонадеянно, без достаточных к тому оснований рассчитывает, что они не наступят. В целом такое преступление считается совершенным умышленно (ст. 27).

13. Если отношение виновного к совершенному общественно опасному деянию и наступившим последствиям характеризуется прямым умыслом, то его деяние следует квалифицировать по совокупности коммент. статьи и соответствующей статьи, предусматривающей УО за посягательство на личность и (или) собственность.

14. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и наделенное дополнительным признаком — ответственностью за совершение операций с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и (или) отходами.

15. Должностные лица, на которые возлагается служебная обязанность по контролю за деятельностью лиц, обеспечивающих производство, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ (отходов), устранившиеся от выполнения этой обязанности, в случае наступления последствий, указанных в ч. 2, 3 ст. 247, должны нести УО по ст. 293.

Другой комментарий к Ст. 247 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Опасные вещества — это вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели. Опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

2. Объективная сторона преступления выражается в производстве, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении указанных веществ и отходов с нарушением установленных правил.

3. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний, создавших реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека (любой степени тяжести) либо окружающей среде.

4. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

5. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил обращения экологических опасных веществ и отходов.

6. Зонами экологического бедствия (ч. 2) признаются участки территории России, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации признаются участки территории России, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Добавить комментарий