3 источники налогового права

Налоговое законодательство России после 1992 г. претерпело существенное качественное обновление. Фактически с принятием Налогового кодекса начинается второй этап развития современной налоговой системы. Налоговый кодекс призван регулировать экономический, правовой и организационный порядок функционирования налоговой системы, раскрывает основные принципы российского налогового права, т.е. правовую концепцию налоговых отношений в России. По своей структуре Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей — общей и особенной.
Первая часть Кодекса раскрывает понятие законодательства о налогах и сборах, определяет систему налогов и сборов в Российской Федерации, устанавливает правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов и их ответственность, содержит общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подробно регулирует порядок налоговой отчетности и налогового контроля, а также порядок обжалования актов налоговых органов. Первая часть Налогового кодекса выступила тем федеральным законом, который устанавливает «общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации).
Общая часть Кодекса представляет собой комплексный нормативный акт, который содержит не только материальные, но и процессуальные нормы (например, глава «Налоговый контроль»).
Вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов.
Именно особенная часть Налогового кодекса устраняет существовавшую ранее многочисленную группу законов и подзаконных актов, касающихся отдельных видов налогов. В настоящее время во второй части регулируются такие налоги, как налог на добавленную стоимость (глава 21), акцизы (глава 22), налог на доходы физических лиц (глава 23), единый социальный налог (глава 24), налог на прибыль организаций (глава 25), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 251), налог на добычу полезных ископаемых (глава 26), транспортный налог (глава 28), налог на игорный бизнес (глава 29), налог на имущество организаций (глава 30). Устанавливаются и некоторые виды специальных налоговых режимов, таких как система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Следует заметить, что не все налоги и сборы, действующие на данный момент, урегулированы Налоговым кодексом, что предполагает продолжение процесса совершенствования законодательства. Кодекс содержит множество новых понятий, терминов и институтов.
Налоговый кодекс Российской Федерации — это федеральный закон с высокой степенью систематизации, т.е. кодификационный законодательный акт. В то же время Налоговый кодекс после принятия 31 июля 1998 г. продолжает формироваться, возникают новые экономические отношения, соответственно меняются и взгляды на те или иные вопросы. Это позволяет сделать вывод о том, что и в дальнейшем Налоговый кодекс ожидают многочисленные изменения и дополнения. Однако главное условие таких «совершенствований» и «доводок» — не допустить устранения из Кодекса основных достижений налогового права.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные виды источников налогового права.
2. Каково влияние норм международного права на налоговое законодательство Российской Федерации?
3. Какое значение для налогового права имеют решения Конституционного Суда Российской Федерации?
4 Что включает в себя налоговое законодательство?
5. Раскройте порядок вступления в силу актов налогового законодатель
6. Дайте определение действия актов налогового законодательства впространстве и по кругу лиц.
7. Какие нормативные акты признаются не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации?
8 С какими отраслями права взаимодействуют нормы налогового права/ 9. Раскройте структуру Налогового кодекса Российской Федерации.

Подзаконные нормативные правовые акты – это акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции.
Подзаконные нормативные правовые акты, как правило, либо конкретизируют существующие
нормы законов, либо устанавливают новые. Главное условие – чтобы подзаконные акты соответствовали законам и не противоречили им.
В соответствии с положениями ст. 3 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления и органы
государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах
случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Следует учитывать, что поскольку после принятия Конституции РФ подзаконные акты не
включаются в объем понятия «законодательство”, ст. 4 НК РФ также не включает подзаконные
нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах.
Подзаконные акты служат средством реализации законодательных норм и, так же как законы, классифицируются в строгом иерархическом порядке:

  • акты Президента РФ (принимаются в форме указов и распоряжений и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам);
  • акты Правительства РФ (принимаются в форме постановлений и распоряжений и не должны
    противоречить Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента РФ);
  • акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) (издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ).

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации, так же как подзаконные акты Российской
Федерации, имеют свою иерархическую структуру и распространяют свое действие на всех лиц и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ,
исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не должны изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, делятся на две группы:

1. Акты органов общей компетенции:
а) указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и законодательству о налогах и сборах, занимают главенствующее положение над другими подзаконными актами. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ могут приниматься по любому вопросу, входящему в его компетенцию, в том числе по вопросам, составляющим предмет налогового права.
Наряду с актами федеральных законодательных органов указы Президента РФ являются актами первоначального правотворчества, так как содержат нормы права и посвящены общим вопросам. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Начиная с 1991 г. президентами РФ принято большое количество указов по вопросам налогообложения. Со вступлением в действие части первой НК РФ принятые до ее введения указы по вопросам налогообложения, противоречащие НК РФ, в соответствии с Указом Президента РФ от 3 августа 1999 г. N 977 «О приведении актов Президента Российской Федерации в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации” были признаны утратившими силу. В настоящее время действуют, например, Указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. N 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам” и ряд других;
б) постановления Правительства РФ. Главной функцией Правительства РФ в сфере
налогообложения является проведение в Российской Федерации единой финансовой налоговой
политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов.
В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях Правительство РФ вправе
издавать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Правительство РФ вправе издавать акты, в которых могут устанавливаться:

  • ставки федеральных налогов в случаях, указанных в НК РФ, в порядке и в пределах,
    определенных НК РФ (п. 1 ст. 53 НК РФ);
  • порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64 НК РФ);
  • порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ);
  • порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 НК РФ).
    К постановлениям Правительства РФ в области налогообложения относятся:
  • Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382 «О перечнях сезонных отраслей и
    видов деятельности, применяемых для целей налогообложения”;
  • Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”;
  • Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 259 «О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации” (вместе с «Правилами подготовки материалов для установления особых условий списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации”) и ряд других;

в) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления.
2. Акты органов специальной компетенции. К актам органов специальной компетенции
относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с
налогообложением и сборами, органов специальной компетенции, издание которых прямо
предусмотрено НК РФ.
Президент России Дмитрий Медведев 17 сентября 2011 г. представил в Госдуму РФ законопроект
N 602755-5, вносящий поправки в ст. 140 («Поводы и основания для возбуждения уголовного дела”) и ст. 241 («Гласность”) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ). Поправки касаются экономических преступлений и сформулированы по итогам встречи президента с судьями 26 июля 2011 г.
Документ призван окончательно закрыть возможность инициации дел об уклонении от уплаты
налогов кем-либо, кроме Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее – ФНС РФ).
Закон не будет иметь обратной силы, что не позволит пересмотреть несколько тысяч налоговых дел, до 2009 г. возбуждавшихся вне налоговой службы. Законопроекты ограничивают также гласность приговоров по экономическим делам – определением или постановлением суда приговоры по таким делам можно будет оглашать без мотивировочной части.
Акты органов специальной компетенции издаются:
1. Федеральной налоговой службой РФ (например, Приказ ФНС РФ от 4 марта 2010 г. N
ММ-7-6/96@ «О внесении изменений в Приказ МНС России от 10.12.2002 г. N БГ-3-32/705@ «Об
организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской
отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи”; Приказ ФНС РФ от 12
декабря 2006 г. N САЭ-3-13/848@ «О проведении опытной эксплуатации унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи” (вместе с Временным регламентом обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и ряд других).
В соответствии с положениями НК РФ ведомственными нормативными правовыми актами ФНС РФ
утверждаются:

  • форма требования об уплате налога (предусмотрено п. 5 ст. 69 НК РФ);
  • форма налоговых уведомлений (ст. 52 НК РФ);
  • формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено
    законодательством о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 НК РФ);
  • особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и особенности учета
    иностранных организаций (п. 1 ст. 83, п. 1 ст. 84 НК РФ);
  • форма заявления и свидетельства о постановке налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст. 84 НК РФ);
  • формы извещения и специальной декларации, предусмотренные процедурой контроля за
    расходами физических лиц (ст. ст. 86.1, 86.3 НК РФ);
  • форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении
    выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ);
  • форма и требования к составлению акта налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ);
  • форма акта, составленного должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов,
    свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, и требование к его составлению (п. 3 ст. 101.1 НК РФ).

2. Министерством финансов РФ (например, Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н «Об
утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы” (вместе с
Положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без
районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу, Положением об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации) и др.).
В конце декабря 2010 г. было принято решение о поэтапном снижении ставок пошлин на темные и
светлые нефтепродукты. Так, в 2011 г. пошлины на темные нефтепродукты выросли с 40 до 46,7% от пошлин на сырую нефть, на светлые – 64%. В 2013 г. они должны выровняться на уровне 60% от
нефтяной пошлины.
Ранее Минфин выступал с инициативой повысить экспортные пошлины на нефтепродукты до 85 –
90% от пошлин на нефть с тем, чтобы выйти на равную доходность от поставок нефти и нефтепродуктов
3. Федеральной таможенной службой РФ.
4. Государственными внебюджетными фондами.

Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.
Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины — но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, — то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права.
Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.
Система налогового права, впрочем, как и любого другого, — это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.
К Общей части налогового права относятся: нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации; принципы формирования налогового законодательства; правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения; основные черты правового положения участников налоговых отношений.
Особенная часть содержит: нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей; круг плательщиков по каждому налогу; объекты налогообложения; налоговую базу; порядок исчисления и уплаты.
Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.

Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.
Конституция РФ закрепляет обязанность уплаты каждым лицом законно установленных налогов и сборов, а также предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57). Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Конституция РФ создает правовые предпосылки для дальнейшего налогово-правового регулирования, определяемого конституционными и правовыми основами государства.
Налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования – федеральный, региональный и местный. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах включают решения и иные акты представительных органов местного самоуправления, принимаемые в соответствии с НК.
Налоговый кодекс – важнейший источник налогового права, обладает внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений.
Подзаконные нормативные акты. Налоговые реформы направлены на ограничение и постепенное вытеснение ведомственного нормотворчества из сферы налогообложения. Федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти в предусмотренных налоговым законодательством случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять налоговое законодательство. Налоговые и таможенные органы согласно п. 2 ст. 4 НК не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Международные договоры включают налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и международные договоры о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные актами налогового законодательства, то применяются правила и нормы международных договоров (ст. 7 НК).
Судебный прецедент представляет собой правило поведения (правоположение), сформулированное в судебном решении по конкретному делу и имеющее общеобязательное значение для широкого круга лиц, включая другие суды. Прецедент служит эталоном (моделью, критерием) при рассмотрении судами аналогичных дел. В России, несмотря на безусловный приоритет нормативно-правового акта, прецедентное право де-факто имеет место. В период становления налогового права огромное значение имеет судебная практика высших судебных инстанций, особенно Конституционного Суда РФ.

Конституция РФ как источник налогового права

В правовой системе РФ, как и любого го­сударства, особое место занимает Конституция РФ. Высшая юридическая сила Конституции РФ в иерархии источников налогового права обусловлена свойствами Основного закона, отличающими его от актов текущего законодательства.

В состав элементов юридических свойств Конституции РФ входят:

  • верховенство в системе законодательных актов государ­ства;
  • нормативность, прямое действие на всей территории РФ;
  • особый порядок принятия и изменения;
  • обеспеченность конституционным контролем.

Названные при­знаки позволяют рассматривать Конституцию РФ как главный источник налогового права и основу нормативно-юридического ре­гулирования общественных отношений по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а так­же относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Конституционные нормы могут непосредственно регулировать отношения налоговой сферы, но чаще всего это регулирование осуществляется посредством развития конституционных основ в текущем налоговом законодательстве.

Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового права — обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57).

Конституционные основы налоговой деятельности подразде­ляются на политические, экономические и организационные тре­бования.

Политико-правовые основы налоговой деятельности закрепля­ются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федера­лизма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами налоговой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, рав­ноправие субъектов РФ и т.п., т.е. общие неизменные начала конституционного строя, закрепленные в главе 1 Основного закона.

Экономико-правовые основы налоговых отношений основаны на принципе единства экономического пространства (ст. 8), за­крепленном в главе 1 Конституции РФ, регулирующей основы конституционного строя, и на принципе запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл. 3 «Федера­тивное устройство». Подобный «двойной» фундамент свидетель­ствует об огромной значимости экономических основ налоговой деятельности государства, ибо эти постулаты законодатель рас­сматривает одновременно в качестве правовой базы и гарантии федеративного устройства России. Единство экономического про­странства является одним из принципиальнейших условий су­ществования федеративного государства.

Организационно-правовые основы налоговых отношений, опре­деляющие организационную структуру власти и местного само­управления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъекта­ми, а также разграничения компетенции между органами власти общефедерального, субфедерального и муниципального уровня (ст. 12, 71-73, 130-132).

В рассматриваемую группу целесообразно включить и нормы Конституции РФ, определяющие основные начала деятельности государственных органов в налоговой сфере:

  • ч. 3 ст. 104, уста­навливающая обязательность заключения Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты;
  • ст. 106, устанавливающая обязательность рассмот­рения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сбо­ров.

Законы по вопросам федеральных налогов и сборов прини­маются в порядке осуществления особой процедуры, установ­ленной законодательными нормами.

Направляющее воздействие Конституции РФ на налоговые отношения осуществляется принципами-законоположениями (т.е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею) и принципами-нормами (т.е. нормами, не требующими принятия специальных законов). Последняя группа принципов обладает четко выраженным регулятивным потенциалом.

Конституция РФ содержит концентрированное норматив­ное выражение правовых начал налоговых отношений. Основ­ной закон не может и не должен стремиться к всеохватываю­щему детальному регулированию, поскольку его сущность вы­ражается главным образом в стабильности и долгосрочности.

Добавить комментарий