3 принципа налогообложения

Принципы налогообложения

Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения .

Современное налоговое законодательство, провозглашая в ст. 3 Налогового кодекса РФ основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически делает ее базовой статьей, которая определяет принципы налогообложения.

Под принципами налогообложения, как правило, понимают основные исходные положения системы налогообложения . Следует отметить, что принципам налогообложения уделяется много внимания в учебной и научной литературе.

Авторский коллектив И.А. Майбуров утверждает, что принципы налогообложения — это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения, следовательно, — принципы построения налоговой системы . Схожее определение предлагается А.В. Деминым — основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства .

Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства и имеют огромное значение для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами .

Статья 1 п. 2 НК РФ гласит, что Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ указал, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации .

К основным началам законодательства о налогах и сборах отнесены следующие (ст. 3 НК РФ).

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3).

В п. 1 ст. 3 НК РФ воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ о том, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы». Данная норма устанавливает принцип правового характера налоговых взаимоотношений.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3).

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3).

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3).

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3).

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3).

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3).

Таким образом, исходя из анализа ст. 3 Налогового кодекса РФ, можно говорить о принципах: всеобщности и равенства налогообложения, законности налогообложения, экономической обоснованности налогов, определенности налогообложения, единства налоговой системы РФ.

В научной литературе, в особенности юридической, можно встретить позицию о необходимости разделения понятий «принципы налогообложения» и «принципы налогового права». Так, Е.А. Лопатникова, исследуя реализацию принципов налогового права, высказывает точку зрения о том, что принципы налогообложения следует определять как руководящие идеи экономического характера, которые могут носить рекомендательный характер. Принципы же налогового права считаются руководящими идеями, получившими свое правовое закрепление .

Д.А. Смирнов определяет принципы налогового права как представленную в налоговом праве совокупность нравственных, политических и экономических требований, соответствующую справедливому налогообложению и основанную на конституционных ценностях Российского государства, а также направляющую процесс его создания и функционирования .

Д.В. Тютин под принципами налогового права понимает исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и связанных с ними отношений .

В.Г. Пансков указывает, что принципы налогообложения с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики в настоящее время сформированы в определенную систему принципов построения системы налогообложения, включающую в себя :

экономические принципы (в частности, принципы соразмерности, эффективности);

организационные принципы (в частности, принципы разделения налогов по уровням власти, стабильности, гласности);

юридические принципы (в частности, принципы законности, равенства и справедливости, определенности).

Список литературы

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1602.

2. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2006. — 424 с.

3. Лопатникова Е.А. Реализация принципов налогового права / Под ред. И.И. Кучерова. М.: ИД «Юриспруденция», 2012. — 160 с.

5. Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2004.

9. Тютин Д.В. Налоговое право. Общая часть: курс лекций. М.: РАП, Эксмо, 2008. — 272 с.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы XVIII в. шотландским исследователем экономики иестественного права Адамом Смитом (1723—1790) в его труде «Исследована о природе и причинах богатства народов» (1776). Сегодня этим стулаты называют классическими принципаминалогообложения.

Важнейшими из них являются:

1. Принцип справедливости. Налоги — законная форма изъятия части собственности налогоплательщика, для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и несправедливо для того, у кого отнимают.

Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая исложная для определения. Недаром это распространенное понятие не является юридически определенным. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае.

Поэтому тип понимания справедливости зависит от исторического периода, экономического устройства общества, социального иправового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий. А. Смит выступал за всеобщность налогообложения иравномерность распределения налогов между гражданами «соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»1. Таким образом, согласно Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискальнообязанных лиц.

Естественно, справедливость налогообложения напрямую увязана с равенством налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложением налоговых тягот. На практи­ке абсолютное равенство налогового бремени невозможно, пре­жде всего, в силу различий в доходах и имущественном положе­нии налогоплательщиков.

Справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В странах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъ­екты. В государствах с сильным налоговым администрировани­ем налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия. Тогда, как иронично замечает лауреат Нобелев­ской премии в области экономики М. Алле, «разоряться стано­вится выгоднее, чем процветать… Ведь нас, слава богу, еще не обязывают платить налоги с наших долгов».

1 Смит А Исследование о природе и причинах богатства народов. 1935. Т. 2. С. 341.

2. Принцип определенности налогообложения. Смит так изло­жил содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно опреде­лен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма пла­тежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика идля всякого другого лица»1, ибо неопределенность налогообло­жения является большим злом, чем неравномерность налогооб­ложения.

3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принци­па заключается в том, что налогообложение должно осуществ­ляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить налог2.

4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматрива­ется как чисто технический, связанный с построением налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы на взима­ние налога должны быть минимальными по сравнению с дохо­дом, который он приносит. Согласно Смиту, содержание ука­занного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству»3.

1 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.
С. 341.

2 Там же. С. 343.

3 Там же.

Приведенные выше классические принципы налогообложения дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835—1917):

1. Финансовые принципы организации налогообложения: достаточность налогообложения; эластичность (подвижность) налогообложения.

2. Народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника налогообложения (в частности — налог должен падать только на доход или капитал отдельного лица либо уплата налога касается населения в целом); правильная комбинация различ­ных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их взимания.

3.Этические принципы, принципы справедливости: всеобщность налогообложения; равномерность налогообложения.

4.Административно-технические правила или принципы налогового управления:определенность налогообложения; удобстве уплаты налога; максимальное уменьшение издержек взимание налога.

В нашей стране принципами налогообложения занимался Николай Иванович Тургенев (1789—1871). В своей работе «Опыт теории налогов» (1818) он также пришел к выводу, что подданные государства должны давать средства к достижению цели общества или государства, причем каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для налогоплательщика.

Принципы налогообложения первоначально формирова­лись как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь, в европейских государствах) и получил1 свою реализацию на практике.

3. Принципы налогообложения на современном этапе. Косновным принципам налогообложения относятся: 1) принцы законности налогообложения; 2) принцип всеобщности и равенства налогообложения; 3) принцип справедливости налогообложения; 4) принцип взимания налогов в публичных целях; 5) принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедура 6) принцип экономического основания налогов (сборов); 7) принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательищка сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; 8) принцип оп­ределенности налоговой обязанности; 9) принцип единства эконо­мического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики; 10) принцип единства системы налогов и сборов.

Ниже приведены сновные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему:

♦ во-первых, принципы налоговых правоотношений долж­ны иметь социально-экономическое основание (быть эконо­мически обоснованными в целях развития налоговой системы страны);

♦ во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве);

♦ в-третьих, в силу трансграничности налоговой науки до­полнительным подтверждением обоснованности включения ка­кого-либо принципа в вышеприведенную систему может высту­пать то, что он (этот принцип) не чужд налоговым правоотно­шениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.

Рассмотрим действующие в настоящее время принципы налогообложения более подробно.

4. Принцип законности налогообложения.Данный принцип является общеправовым, он опирается на конституционный за­прет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налого­обложение является ограничением права собственности, закре­пленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничением законным, т. е. основанным на законе и, в широком смысле, направленным на реализацию норм права (через финансирование государст­венных нужд). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

5. Принцип всеобщности и равенства налогообложения.Этот
принцип — конституционный, он закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно новелле которой «каждый обязан платить за­конно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогооб­ложения состоит в том, что определенные налоговые обязанно­сти устанавливаются согласно общему правилу для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (на­пример, земельный налог в соответствии с общим правилом уп­лачивают все владельцы земельных участков), хотя налогообло­жение строится на единых принципах.

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. I ст. 19 Конституции РФ). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность или не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

В развитие этих положений в ч. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ запрещено установление дифференцированных ставок налогов и сборов, также налоговых льгот в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов Федерации, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политических и экономические ценности в государстве.

Для экономики важны содержания и конечные цели действия налогового механизма. Поэтому, как бы ни называлась форма принудительного, неэквивалентного, безвозвратного изъятия доли дохода гражданина или предприятия, она всегда будет выражать одностороннее движение денежной формы стоимости от ее создателей к государству. исторический аспект развития налогообложения поможет читателям понять экономическую сущность нынешних налогов. Платить налоги обязан каждый гражданин, тем самым он вносит посильный вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни всей нации. Однако в реальной действительности мы имеем дело с конкретными формами, в которых общественно необходимо категория «налог» используется государственной властью. Согласие на тот или иной налоговый регламент дает нация в целом. Следовательно, степень развитие демократического режима — вот тот постулат, на котором основаны тяжесть налогового бремени и полнота реализации фундаментальных принципов налогообложения: справедливость, равноправность, ясность и экономичность налогов. От выбора форм реализации этих принципов зависит, во что будет обращен далее налог — во благо или во зло. Этот выбор мы определяем сами — через нашу волю к экономической свободе и наше желание жить в цивилизованном обществе.

Формирование и эволюция принципов налогообложения

Понятие принципов налогообложения. Латинское слово princepium переводится как «основа», «первоначало».

Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом. Английский политэконом выделил, в частности, принципы справедливости, определенности, удобства плательщика при уплате налога и др. Эти принципы сохранили свою актуальность до настоящего времени.

Формирование и эволюция принципов налогообложения прошли ряд этапов. В процессе развития практики налогообложения, исчисляемой многими столетиями, появляются практические знания об этом процессе, мысли и соображения, которые затем обрабатываются учеными-экономистами, философами, правоведами, приобретая форму научных положений и правил. Данные положения и правила закрепляются законодателем в виде правовых норм, которые, пройдя апробацию временем, превращаются в «руководящие идеи», в экономические и политико-правовые аксиомы, призванные, в свою очередь, направлять деятельность законодателей, налоговых органов и действия налогоплательщиков в сфере налогообложения.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 75) предусматривает установление общих принципов налогообложения и создает для этого достаточно широкую основу из положений об обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги, о равенстве прав и свобод гражданина и человека, единстве экономического пространства, признании и защите государством всех форм собственности и т.д. Например, принцип всеобщности налогообложения вытекает из конституционного положения, нашедшего отражение в ст. 57

Конституции РФ, которая обязывает каждого уплачивать законно установленные налоги. Поэтому принципы налогообложения содержат наиболее общие конституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием.

Принципы налогообложения не просто отражают правильное понимание практики налогообложения, но, что особенно существенно, фиксируют представление о долженствующем. Принципы налогообложения существенны для налоговой системы, определяя ее конфигурацию и содержание. При формировании налогового права законодатель обязан учитывать принципы налогообложения. Они должны быть, с одной стороны, сформулированы как нормы — принципы, а с другой — «растворены» в налоговом праве как под отрасли финансового права. Принципы налогообложения придают качественную определенность налоговому праву, составляют, по Монтескье, его «дух». Представляется, что с учетом опыта налогообложения большинства стран мира, а также достижений зарубежной и отечественной финансовой и финансово-правовой науки практика налогообложения может базироваться на следующих принципах: справедливости, законности, всеобщности, налоговой платежеспособности, юридического равенства налогоплательщиков, определенности, удобства налогоплательщика при уплате налога, стабильности законодательства и др.

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Впервые принципы налогообложения были сформированы в 1776 г. А. Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Основными принципами он считал: справедливость, определенность, удобство для налогоплательщиков и экономию на издержках налогообложения.

В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

1. Налоговое законодательство должно быть стабильно;

2. Взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;

3. Тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

4. Взимаемые налоги должны быть соразмеримы с доходом налогоплательщиков (кривая Лаффера);

5. Способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;

6. Равенства налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);

7. Издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

8. Нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

9. Доступность и открытость информации по налогообложению;

10. Соблюдение налоговой тайны.

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того солка, который первоначально был установлен законодателем.

Принцип правовых взаимоотношений предполагает взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

Законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравноправности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д. или разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Грубые нарушения принципа распределения тяжести налогового бремени приводят к массовому уклонению от уплаты налогов.

Принцип соразмеримости взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

Принцип максимального удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом. Количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным. Законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу. Тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования. При изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

Под равенством налогоплательщиков перед законом понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Нарушение этого принципа проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному или иным признакам (например, льготы определенному лицу или лицам как правило, запрещены в законодательствах подавляющего числа стран).

Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства (принцип рентабельности налоговых мероприятий) выражает условие, когда поступления по налогам выше издержек по организации сбора налогов. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения отдельных видов недвижимого имущества (разработка, заполнение документации, обмеры, аэрофотосъемки при условии льгот для некоторых категорий налогоплательщиков).

Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности заключается в том, что приобретение оборудования, сырья, материалов и т.д., создание новых предприятий, подразделений, филиалов, ассоциаций и фондов предприятия должны осуществляться на основе целей и задач повышения эффективности, а не в зависимости от условий налогообложения, особенностей или специфических требований налогового законодательства.

Свидетельством грубого нарушения принципа нейтральности налогов в отношении форм и методов экономической деятельности – быстрое распространение (часто в абсурдных количествах) банков, бирж, страховых компаний, предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров и т.п. Основными последствиями нарушения этого принципа является искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных» предприятий, резкое увеличение доли мнимых сделок.

Принцип доступности и открытости информации по налогообложению на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить, за исключением области правил по контролю за взиманием налогов.

Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства.

В первой части НК РФ (ст. 3 НК РФ) сформулированы основополагающие (базовые) принципы налогообложения (рис. 2.2).

Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Принцип недискриминации налогоплательщиков. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Рис. 2.2. Основополагающие (базовые) принципы налогообложения

Принцип экономического основания налогов. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип презумпции правоты собственника. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Принцип ясности и доступности. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, т.е.

прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип законности установления налогов и сборов. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Научное обоснование принципов налогообложения впервые было дано шотландским экономистом А. Смитом в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов», 1776 год. А. Смитом сформулированы такие принципы налогообложения, как: всеобщность, справедливость, удобность уплаты, определенность и экономичность.

Применительно к современной теории и практике налогообложения можно выделить следующие принципы:

Экономические.

Юридические.

Организационные.

Рассмотрим каждую группу принципов в отдельности (рис. 2.3, 2.4, 2.5).

Рис. 2.3.Экономические принципы налогообложения

Принцип хозяйственной независимости. Предполагается, что объект налогообложения находится в собственности налогоплательщика.

Принцип справедливости. Сумма взимаемых налогов с конкретного налогоплательщика определяется в зависимости от величины его доходов.

Принцип учета интересов налогоплательщиков основан на определенности и удобстве исчисления налогового платежа. Налогоплательщик знает метод налогообложения, особенности определения налоговой базы, размер ставки налога, порядок и сроки уплаты налога.

Принцип соразмерности. Основан на взаимозависимости величины налоговой базы, ставки налога и налоговых поступлений в бюджет. Группа американских ученых во главе с профессором А.

Лаффе- ром выявила зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных поступлений от норм обложения (налогового бремени). Такая зависимость характеризуется кривой Лаффера (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Кривая Лаффера

Д — доходы;

Б — налоговая база, заинтересованность и легальном заработке; Т — ставка налога, %

Анализируя кривую Лаффера можно сделать следующий вывод. Если ставка налогов менее 50%, обнаруживается зависимость роста поступлений в бюджет от роста налогов. Если ставка более 50%, обнаруживается уменьшение поступлений в бюджет.

А. Лаффер считал, что сокращение числа налогов, понижение отдельных налоговых ставок может положительно воздействовать на экономику, налоговую базу.

Так, расширение объемов производства приведет к росту налого-вой базы; предприниматели начнут выходить из «теневой» экономи-ки; активизируется рациональное использование производственных возможностей.

Рис. 2.5. Юридические принципы налогообложения

Принцип нейтральности (равное налоговое бремя) предполагает всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков перед законом. Другими словами, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер; при установлении налогов не учитываются политические, социальные, национальные, расовые, религиозные и иные различия между налогоплательщиками.

Принцип законодательного установления налогов предполагает введение налога путем принятия соответствующего законодательного акта.

Принцип отрицания обратной силы налогового закона. Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов (повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности) обратной силы не имеют.

Вместе с тем в ст. 5 НК РФ установлены нормы, ограничивающие обратную силу закона. Так, согласно п. 3,4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав на-логоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Принцип сочетания интересов государства и налогоплательщи-ков проявляется в неравноправном положении государства и налого-плательщика. Например, при взыскании недоимок и штрафов и при возврате переплаченных сумм налогов. В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ «Права налоговых органов» налоговый орган вправе взыскивать недоимки, пени и штрафы. Однако, согласно подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ «Права налогоплательщиков» налогоплательщик имеет лишь право на своевременный зачет или возврат сумм излишне упла-ченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Принцип единства налоговой политики. В соответствии со ст.З НК РФ недопустимо устанавливать налоги и сборы, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров (работ, услуг) или денежных средств в пределах территории страны. Также недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип стабильности налоговой системы заключается в том, что налоговая система предполагает функционировать в течение продолжительного периода времени — до налоговой реформы. В этом заинтересованы все налогоплательщики.

Рис. 2.6. Организационные принципы налогообложения

Принцип исчерпывающего перечня налогов. Непременным условием стабильности налоговой системы является установление исчер-пывающего перечня налогов — федеральных, региональных, местных.

Принцип множественности налогов. Эффективность налоговой системы проявляется в возможности перераспределять налоговое бремя по налогоплательщикам. Это достигается введением множественности налогов. Вместе с тем, множественность налогов позволяет дополнить один налог другим, что делает налоговую систему достаточно эластичной.

Принцип гармонизации налогообложения с другими странами предполагает построение налоговой системы страны с учетом международных норм и правил налогообложения.

Добавить комментарий