3 система финансового права

Правовые нормы, которые регулируют финансовую деятельность, группируются внутри области финансового права в конкретные правовые институты, а также подотрасли. Также способны формироваться и внутриотраслевые разделы.

Определение 1

Институтом финансового права называют взаимосвязанные и взаимообусловленные группы норм права, которые регулируют однородные общественные отношения конкретной небольшой области внутри правовой отрасли.

Определение 2

Подотраслью права называют более обширные группировки правовых норм, которые регулируют однородные общественные отношения, и состоящие из некоторого числа сходных касательно предмета правового регулирования институтов финансового права.

Разделы включают в себя нормы, которые взяты из разных базисных институтов финансового права на основании вторичного перераспределения норм.

Порядок размещения институтов внутри правовой отрасли обусловлен именно системой социальных отношений в области финансовой деятельности. Если сказать по-другому, то в основе образования системы финансового права стоит реально существующая система финансов, конкретной составляющей которой обязан соответствовать правовой институт системы финансового права. Получается, что предметом любого из внутриотраслевых финансово-правовых образований (то есть института, либо раздела, либо подотрасли) считаются определенные общественные финансово-экономические отношения, которые являются одноименной составляющей финансовой системы. К примеру, бюджет (как составляющая финансовой системы) – некие отношения по накоплению, дальнейшему распределению и применению бюджетных денежных средств (составляющая системы финансов) – бюджетное право (то есть сочетание норм, которые регулируют отношения по накоплению, распределению и применению бюджетных средств).

Структура финансового права

В структуре финансового права выделяют следующие части: Общую и Особенную.

Определение 3

Предмет финансового права – это отношения, появляющиеся в сфере финансовой деятельности, то есть некие финансовые социальные отношения.

Финансовые социальные отношения можно представить следующими группами отношений:

  • В качестве отношений, реализация которых тесно связана с накоплением, распределением и применением фондов денежных средств, которые представлены строго материально (с разделением данных фондов на децентрализованные и централизованные).
  • В качестве отношений, которые опосредуют данные процессы.

Первая из данных групп обязана соотноситься с Особенной частью финансового права, выступая в виде предмета следующих отраслевых образований: налоговое право, бюджетное право, банковское право и так далее.

Касательно второй группы, ее стоит соотнести уже с Общей частью финансового права. Данные отношения выступают предметом следующих финансово-правовых образований: денежное право, финансовая ответственность и учет, правовая база финансового контроля.

Подобный подход делает допустимым и вторичное выделение некоторых разделов (то есть комплексных подотраслей, а также институтов), к которым относятся институты Общей, а также Особенной частей касательно признака однородности регулируемых отношений. К примеру, раздел «Финансовый контроль» обязан включать в себя институт Общей части финансового права, как бюджетный контроль (институт бюджетного права), а также налоговый контроль (институт налогового права) и банковский контроль и надзор (институт банковского права). Также допустимо рассматривать в виде подотрасли финансовую ответственность и финансовый учет.

Замечание 1

Получается, что система финансового права, являясь структурированной согласно Общей и Особенной частей, выглядит таким образом.

Общая часть финансового права

Общая часть финансового права (то есть отраслевые образования, которые опосредованно связаны с накоплением, распределением, а также применением децентрализованных и централизованных фондов).

К первой группе относятся нормы, которые регулируют:

  • Общие принципы, формы права и методы финансовой деятельности субъекта публичного характера (сюда можно отнести государство, а также муниципальные образования).
  • Правовое положение (то есть полномочия) определенных органов государства, а также местного самоуправления, которые занимаются осуществлением финансовой деятельности.
  • Финансовую правосубъектность других участников финансовых правоотношений.
  • Прочие общие положения из сферы финансовой деятельности.

Ко второй группе, то есть к группе сопутствующих отношений, стоит причислить отношения, которые связаны с общими положениями касательно контроля финансов и финансовой ответственности, а также отношения в области бухучета.

Замечание 2

Нормы, которые регулируют базис данных отношений, считаются отраслевыми образованиями (или институтами) в рамках Общей части финансового права.

К подотрасли Общей части финансового права можно причислить денежное право, к которому относятся такие институты, как:

  • Денежное обращение (так как реальное функционирование всей финансовой системы в материальном ключе обеспечивается перемещением наличных денежных средств, а также расчетами безналичного характера, то есть денежным обращением). Сюда могут войти: а) совокупности норм, которые регулируют процессы эмиссии; совокупности норм, которые регулируют наличное денежное обращение; б) совокупности норм, которые регулируют денежное обращение безналичного характера. Конкретно денежное обращение приводит в действие финансовую систему. Без него совокупность материальных фондов денежных средств можно назвать застывшим образованием.
  • Валютное регулирование, в которое включены нормы по установлению, а также введению валютных ограничений и валютному контролю за их осуществлением.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Особенная часть финансового права

Особенная часть финансового права включает в себя определенные блоки.

Блок первый. Отраслевые образования, которые напрямую связаны с накоплением, распределением, а также применением централизованных денежных фондов.

  1. Бюджетное право, являясь известной подотраслью финансового права, считается главным отраслевым образованием, так как нормы бюджетного права занимаются регулированием отношений по формированию, распределению, применению абсолютно всей совокупности бюджетов государства (бюджетной системы). Остальные институты финансового права тем или иным способом связаны с бюджетным правом Российской Федерации.
  2. Сочетание норм, которые регулируют организационные процессы по накоплению, перераспределению, применению средств целевых централизованных фондов, являющихся внебюджетными (то есть Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования – как региональные, так и федеральный).
  3. Сочетание норм по образованию, перераспределению, а также применению средств, которые получают с помощью государственного либо муниципального кредита.

Общественные отношения в области государственного и муниципального кредита характеризуются разноплановостью. Государство и муниципальное образование способны играть роль дебитора, гаранта, а также кредитора; кредиты бывают внутренними и внешними; реализуемыми опосредованно либо непосредственно с помощью выпуска государственных ценных бумаг.

Блок второй. Отраслевые образования, которые напрямую связаны с накоплением, распределением, применением децентрализованных денежных фондов.

Банковское право

Можно сказать, что банковское право выступает также комплексной отраслью российского права. То есть банковское право в качестве отрасли права РФ реципирует определенные институты прочих отраслей права РФ, например, из гражданского и финансового права.

Замечание 3

Получается, что отношения, которые возникают во время банковской деятельности, делятся на две крупных составляющих части, то есть вертикальные отношения (подчинения и власти) – между Центробанком РФ и системой кредитных учреждений, а также горизонтальные (диспозитивные) – между кредитными учреждениями, к примеру, между коммерческими банками, и их отношениями непосредственно с клиентами.

При этом Центробанк РФ – это не до конца государственный орган, он выступает всеми признанным и непосредственным проводником государственной политики в любой области банковской деятельности, не считая собственную оперативную деятельность, которая самостоятельна. Из этого вытекает, что императивные установления Центробанка РФ (в качестве правовых норм) системам кредитных учреждений (например, коммерческим банкам) касательно образования резервных фондов, строгого соблюдения установленных лимитов первичного уставного капитала, прочих экономических нормативов (к примеру, коэффициента ликвидности и прочее) имеют финансово-правовой характер. Получается, что в пределах финансового права сосредоточен системообразующий блок норм, которые входят составным элементом в банковское право в качестве отрасли права РФ.

К данному отраслевому образованию причисляют такой институт финансового права, как банковский кредит. Данный институт занимается регулированием отношений по банковскому кредитованию в следующих направлениях. В первую очередь, это финансово-экономические отношения по выдаче кредитов Банком РФ (кредитор конечной инстанции) системе кредитных учреждений. Во-вторую очередь, это отношения по банковскому кредитованию, возникающие во время взаимодействия коммерческих банков друг с другом и с их клиентами. Отношения с клиентами в общем не считаются финансово-правовыми, но и в их регулировании заметен финансово-правовой вектор, который состоит в том, что, в первую очередь, ставки по кредитам нельзя устанавливать меньше, чем ставка рефинансирования, установленная Центробанком РФ (императив проводника государственной политики очевиден), и, во вторую очередь, государство с помощью системы Сбербанка способно оказывать воздействие на потребительский спрос денежных средств в правильном для него направлении.

Вывод 1

Получается, что, являясь подотраслью финансового права (в узком понимании), банковское право считается элементом отраслевого образования более значительного уровня, к которому причисляют также нормы прочих отраслей права РФ, к примеру, гражданского (банковское право в качестве комплексной отрасли права РФ).

Инвестиционное право

Как и касательно банковского права, сейчас бытует мнение о допустимом выделении инвестиционного права в самостоятельную, отделенную от прочих, комплексную отрасль права РФ, в которой будут собраны нормы следующих отраслей первого порядка: гражданской, финансовой, уголовной, трудовой, административной, процессуальной. Комплексность метода правового регулирования целостных отношений в сфере инвестиционной деятельности обуславливается совокупностью публично-правового и частно-правового регулирования отношений инвестирования.

При этом инвестиционное право выступает в роли подотрасли финансового права, как и банковское. Так, оно объединяет далеко не все инвестиционно-правовые нормы, а только такие, которые причисляются к области публичного регулирования децентрализованных денежных фондов, которые образуются во время инвестиционной деятельности.

Финансы коммерческих организаций в качестве института финансового права

По существующему правилу активы всех коммерческих организаций находятся непосредственно в их собственности. Публично-правовой вектор, который присутствует в данном сегменте экономических отношений, состоит в установлении конкретных обязательных правил, которые должны быть оформлены подходящими нормами финансового права, императивно указывающими на важность строгого соблюдения некоторых требований по накоплению, распределению, применению микрофондов денежных средств. В общем, распоряжение данными активами как собственными фондами для коммерческих организаций остается диспозитивным.

Благодаря нормам финансового права осуществляется необходимость установления на уровне страны критериев образования некоторых частных фондов, среди которых выручка от продажи товаров, услуг, работ, прибыль организации, ее доходы, фонд оплаты труда сотрудников, амортизационные фонды экономических субъектов, резервные фонды, а также прочие целевые денежные фонды.

Страховое дело

Это некое сочетание норм, которые регулируют отношения по формированию, распределению, применению средств, которые поступают в результате обязательного страхования. Такое сочетание норм – это правовой институт в системе финансового права.

Отношения в сфере страхования считаются предметов прочих отраслей права РФ, например, права гражданского. Получается, что нормы права, которые регулируют обязательное страхование, размещенные структурно в пределах финансового права, представляют собой элемент межотраслевого правового образования.

Замечание 4

К отношениям, которые регулируются императивными нормами финансового права, стоит причислить, к примеру, отношения, которые возникают в сфере ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности), обязательного страхования военных, а также приравненных к ним индивидов, обязательного страхования финансовых вкладов и проч.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Под системой от­расли права понимается определенный порядок в распределении правовых норм по отдельным частям данной отрасли и в логически правильном расположении этих частей.

Система финансового права есть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве. Иначе говоря, система финансового права есть научно организо­ванная совокупность правовых норм, распределенных по подотрас­лям и правовым институтам, которые образуют отрасль — финансо­вое право.

Система финансового права решает две практические задачи:

    • помогает ориенти­роваться в данной отрасли при ее изучении;
    • помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного мате­риала.

Подотрасль в финансовом праве — это относительно самосто­ятельное укрупненное подразделение финансового права, состоя­щее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Подо­трасль в финансовом праве — это крупная часть отрасли, включаю­щая в свой состав ряд правовых институтов.

Подотрасли финансового пра­ва:

  1. эмиссионное право;
  2. бюджетное право;
  3. налоговое право;
  4. банковское (публичное) право;
  5. финансово-контрольное право.

Правовой институт в финансовом праве — это первичное само­стоятельное структурное подразделение данной отрасли, где право­вые нормы группируются по их юридическому содержанию.

Таким образом, нормы финансового права образуют финансо­вое право как целостное нормативное образование не непосред­ственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других выступают как самостоятельные подразделения отрасли.

Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права:

  • государственного кредита;
  • лотереи;
  • ценных бумаг;
  • страхового права;
  • финансов предприятий и учреждений всех форм собственно­сти и т.д.

Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и пра­вовым институтам обусловливает их построение в два уровня: на первом — подотрасли финансового права, за ними — самостоятельные правовые институты.

Подотрасли финансового права

Подотрасли составляют основу финансового права.

Эмиссионное право как подотрасль — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:

  • наличного денежного обращения;
  • безналичного денежного обращения;
  • ведения кассовых операций;
  • обращения ценных бумаг;
  • обращения иностранной валюты.

Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности:

  1. они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства — в сфере эмиссионной деятельности;
  2. эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на фе­деральном уровне.

Основными субъектами эмиссионной деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредит­ные (банковские) учреждения. Эмиссионное право как подотрасль входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, ко­торое закреплено на конституционном уровне в ст. 75 Конститу­ции РФ.

Налоговое право — важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям. Представляет собой совокупность правовых норм, которые регули­руют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обяза­тельных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право — публичное право, нормы которого на­правлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полно­мочиями и организационно-властной деятельностью государства.

Бюджетное право — важнейшая часть финансового права, его ведущая подотрасль. Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъек­та РФ, регулирующих общественные отноше­ния по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс.

Бюджетное право как подотрасль финансового права складыва­ется из ряда правовых институтов:

  • единого бюджета, дифференцированного на общую и со­циальную части;
  • бюджетной классификации;
  • бюджетного устройства;
  • бюджетных прав;
  • бюджетного процесса;
  • сметно-бюджетного финансирования (расходного права);
  • бюджетной ответственности.

Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном — в БК РФ.

Банковское публичное право — другая важная подотрасль фи­нансового права, которая включает в себя правовые нормы, регла­ментирующие публично-правовую деятельность ЦБ РФ.

В соответствии с Законом о Банке России это деятельность в сферах:

  • монопольного осуществления Банком России эмиссии на­личных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения;
  • обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения рас­четов по поручению уполномоченных органов исполнитель­ной власти, на которые возложено исполнение бюджетов;
  • осуществления валютного регулирования и валютного конт­роля;
  • осуществления надзора за деятельностью кредитных органи­заций и банковских групп.

Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (пуб­личным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть назва­но подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит ряд право­вых институтов: банковского надзора за кредитными организация­ми, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг.

Финансово-контрольное право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных орга­нов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной вла­сти, предприятий и учреждений всех форм собственности.

Правовые институ­ты финансового права

Правовые институ­ты в системе финансового права по своему содержанию являются комплексными институтами, включающими как нормы финансового права, так и нормы других отраслей права, прежде всего гражданского. К ним отно­сятся правовые институты:

  • государственного кредита (долга);
  • лотерейного дела;
  • страхового права;
  • финансов предприятий всех форм собственности;
  • валютных операций;
  • рынка ценных бумаг;
  • бухгалтерского учета;
  • правового регулирования инвестиций.

Хотя названные институты являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершен­ность и целостность.

Финансовое право, как отрасль права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты, разделы, подотрасли и части.

Рис. 4. Структура финансового права

Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Финансовое право, как и большинство отраслей российского права, состоит из двух частей – Общей и Особенной (рис. 4).

К Общей части относятся нормы финансового права, закрепляющие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в данной области, финансово-правовое положение других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, основы финансового контроля, его формы и методы, порядок проведения финансового контроля различными органами и другие финансово-правовые нормы общего характера. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.

Нормы Особенной части делятся на несколько разделов и подотраслей. Они состоят из различных финансово-правовых институтов, включающих сово­купность финансово-правовых норм, которые регулируют группу однородных финансовых отношений. В каждом финансово-правовом институте объединены правовые нормы, регулирующие близкую по содержанию группу финансовых отношений. Наиболее крупные подразделения финансового права называются подотраслями – бюджетное право и налоговое право. При этом подотрасли могут быть составной частью раздела, например налоговое право – раздела «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов».

К Особенной части финансового права относятся разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

· бюджетного права (бюджетная система и внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды);

· государственных и муниципальных доходов (налоговое право и неналоговые доходы);

· государственных и муниципальных расходов;

· финансов государственных и муниципальных предприятий;

· организации страхования;

· организации кредитования (банковский, государственный и муниципальный кредит);

· денежной системы РФ (денежное обращение и расчеты, ценные бумаги, валютное регулирование).

Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Классификация финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу – она зависит от особенностей регулируемых отношений. Несмотря на это, на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права – части: Общая и Особенная. Выделение их и определения содержания каждой из них относится к важным достижениям правовой науки. В Общей части содержатся общие, основополагающие положения распространяющиеся на всю отрасль финансового права (например, принципы финансовой деятельности должны соблюдаться при реализации валютного, бюджетного, налогового и др. законодательства), а в Особенной части акцент делается на специфические черты отдельных групп отношений, т. е. налоговое право, бюджетное право и др.

В системе финансового права находит своё отражении финансовая система РФ как объективно существующая. В Общей части получило своё отражение единство финансов. К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие положения: основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; организация финансового контроля, его формы и методы и другие финансово-правовые нормы, которые распространяют своё действие на финансовую деятельность государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нижеуказанных разделов и подотраслей (бюджетное право и налоговое право), включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты (банковский кредит, государственные доходы). Указанные выше подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ.

Все подразделения представляют собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов (Налоговое право – налог на добавленную стоимость, ответственность за нарушение налогового законодательства и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • налоги и сборы;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхования;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • денежного обращения и расчетов;
  • валютного регулирования.

финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач

Финансовая система- совокупность финансовых институтов и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Управление финансами в РФ осуществляют высшие органы государственного аппарата.

Система финансового права- не просто совокупность норм соответствующего содержания, а совокупность финансово-правовых норм, внутри которой финансово-правовые нормы расположены в определенной последовательности и взаимосвязаны настолько, насколько это обусловлено соответствующей системой общественных финансовых отношений.

В системе финансового прававыделяются части, разделы, подотрасли и институты.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная.

Общая часть финансового права– охватывает нормы, которые регулируют общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В Общей части определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность.

Общая часть изучает:

1) принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;

2) систему органов РФ, осуществляющих финансовую деятельность;

3) структуру финансовых звеньев финансовой системы;

4) вопросы регулирования финансового контроля в РФ;

5)финансово-правовую ответственность;

6) другие вопросы.

Особенная часть финансового права- конкретизирует нормы Общей части финансового права,

регулирует круг финансовых отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства.

Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, которые имеют свой объект правового регулирования:

1) бюджетную систему;

2) внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;

3) финансы государственных и муниципальных предприятий;

4) государственные и муниципальные доходы;

5) государственный и муниципальный кредит;

6) организацию имущественного и личного страхования;

7) государственные и муниципальные расходы;

8) банковское кредитование;

9) денежное обращение и расчеты;

10) валютное регулирование.

Значение системы финансового правасостоит в том, что удобнее изучать и использовать на практике систематически расположенные нормы.

Структура финансовой системыпериодически корректируется, а система права как раз и позволяет более эффективно применять нормы права, способствует укреплению законности и правопорядка в государстве. Финансово-правовые нормы содержатся в источниках права, являются способом внешнего выражения правовых норм.

Финансы обслуживают разнообразные потребности общества и охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу, что обусловливает наличие многочисленных институтов внутри финансовой системы.

Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, виды, краткая характеристика их финансово-правового положения.

Финансовые правоотношения– общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.

Субъекты финансовых отношений:

1. РФ,к ведению которой относятся:

1) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития РФ;

2) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;

3)денежная эмиссия;

4) основы ценовой политики;

5) федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

6) федеральный бюджет;

7) федеральные налоги и сборы;

8) федеральные фонды регионального развития.

Полномочия РФ в сфере финансового регулирования осуществляются государственными федеральными органами власти:

1) Правительством РФ;

2) Министерством финансов РФ;

3) Министерством по налогам и сборам РФ;

4) Федеральным казначейством;

5) Центральным банком и т. д.

2.Субъекты РФ- в совместном ведении РФ и ее субъектов в области финансовых правоотношений находятся следующие сферы:

1) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

2) вне пределов ведения РФ и совместного ведения России и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

3.Муниципальные образования,в пределы, ведения которых входят:

1) местные финансы;

2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3) установление местных налогов и сборов;

4) решение других финансовых вопросов местного значения.

4. Юридические и физические лица:

Классификация субъектов финансово-правовых отношений:

1) в зависимости от обязательности участия субъектов в финансовых правоотношениях:

а) обязательные субъекты — РФ, ее субъекты или муниципальное образование в лице своих органов;

б) факультативные — юридические или физические лица (финансовые правоотношения могут возникать и действовать, например, между РФ и ее субъектом);

2) по количеству участников:

а) публичные субъекты — органы государственной власти и органы местного самоуправления;

б) частные субъекты — физические и юридические лица.

Одним из основных способов взаимоотношений между субъектами финансовых правоотношений являются межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения- отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

1) распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

2) разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

3) равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

4) выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Добавить комментарий