3 стадии производства

Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ).

Стадиями производства по делам об административных правонарушениях следует именовать логически связанные, со свойственными только им задачами и кругом участников совокупности следующих одна за другой относительно самостоятельных групп процессуальных действий участников данного вида административно-юрисдикционного процесса, направленных на реализацию их взаимных прав и обязанностей, а также на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в точном соответствии с законом.

КоАП РФ подразделяет производство по делам об административных правонарушениях на 4 самостоятельные стадии:

1) стадия возбуждения дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ);

2) стадия рассмотрения дела об административном правонарушении (гл. 29 КоАП РФ);

3) стадия пересмотра постановления (решения) по делу об административном правонарушении (гл. 30 КоАП РФ);

4) стадия исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления (разд. V КоАП РФ).

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, собираются данные о виновном и составляется протокол, а в случаях, предусмотренных ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. На второй стадии компетентный орган или должностное лицо рассматривает дело по существу и выносит соответствующее постановление. На третьей стадии происходит пересмотр вынесенного по делу постановления при наличии соответствующей жалобы или протеста прокурора. Данная стадия является факультативной, т. к. ее может и не быть. На четвертой стадии исполняется принятое по делу постановление.

Каждой стадии производства присущи свои этапы взаимосвязанных процессуальных действий, следующих друг за другом в определенной последовательности. Схематически систему стадий и этапов производства по делу об административных правонарушениях можно представить следующим образом.

1. Возбуждение дела об административном правонарушении:

1) установление обстоятельств совершения административного правонарушения и возбуждение производства по делу;

2) установление фактических обстоятельств дела (в ряде случаев – проведение административного расследования);

3) составление протокола об административном правонарушении;

4) направление материалов дела для рассмотрения по подведомственности.

2. Рассмотрение дела об административном правонарушении:

1) подготовка дела к рассмотрению;

2) непосредственное рассмотрение дела;

3) принятие решения по делу (вынесение постановления (определения));

4) оглашение принятого по делу постановления и доведение его до сведения заинтересованных лиц.

3. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении:

1) обжалование или опротестование постановления по делу;

2) проверка законности и обоснованности вынесенного по делу постановления;

3) вынесение решения по жалобе или протесту;

4) доведение принятого решения до сведения заинтересованных лиц.

4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении:

1) обращение постановления по делу к исполнению;

2) фактическое исполнение постановления;

3) окончание исполнения.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении имеет важное значение в производстве по делам об административных правонарушениях. Она является своего рода «пусковым механизмом» процесса реализации административной ответственности. В этой связи важно правильное понимание и применение норм, регламентирующих отношения, возникающие на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.

Прежде всего, следует помнить, что возбуждение дела об административном правонарушении является юридическим фактом, влекущим предусмотренные законом правовые последствия (возникновение прав и обязанностей участников производства по делу, необходимое условие для развития последующих стадий производства).

Указанной стадии предшествует совершение первоначальных процессуальных действий, обеспечивающих рассмотрение и разрешение дела по существу. На этой стадии компетентным органом (должностным лицом) устанавливается факт правонарушения, собираются доказательства, осуществляется процессуальное оформление результатов расследования, определяется, какой орган или должностное лицо должны рассматривать возбужденное дело, т. е. решается вопрос о подведомственности дела.

Возбуждение дела об административном правонарушении предполагает наличие поводов, предусмотренных ст. 28.1 КоАП РФ.

К ним относятся:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных п. 4, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Поводами к возбуждению дел, предусмотренных ст. 14.12, 14.13, 14.23 КоАП РФ, являются поводы, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.

Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.9, 14.31, 14.31.1–14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;

5) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении должностное лицо выносит мотивированное определение.

В случае совершения административного правонарушения составляется:

а) протокол осмотра места совершения административного правонарушения (ст. 28.1.1 КоАП РФ);

б) протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

При совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 или ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых.

В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе описываются:

1) действия должностных лиц, указанных в ч. 3 ст. 28.1.1 КоАП РФ, в том порядке, в каком они производились;

2) состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;

3) тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;

4) другие существенные для данного дела обстоятельства.

В протоколе излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра.

В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении составляется, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение 3-х дней со дня составления указанного протокола.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Помимо этих случаев протоколы вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий РФ на осуществление государственного контроля и надзора.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1, 2 и 3 ст. 28.3 КоАП РФ, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, а по делам, отнесенных КоАП РФ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ, – уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

При проведении административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.

В случае если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не составляется. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.

Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение 3-х дней со дня вынесения указанного постановления.

Административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ).

В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии коррупции, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, миграционного законодательства, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Возможность проведения административного расследования зависит от необходимости осуществления процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

К перечню таких действий следует отнести действия уполномоченного должностного лица, связанные, например:

· с получением объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно;

· назначением экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ);

· отбором проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП РФ);

· необходимостью получения показаний специальных технических средств (ст.26.8 КоАП РФ);

· направлением в соответствующие территориальные органы и исполнением ими запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП РФ);

· истребованием сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).

Алгоритм принятия решения о проведении административного расследования включает:

1) непосредственное обнаружение нарушения или получение материалов, сообщения (заявления), которые могут являться поводом для возбуждения дела об административном правонарушении;

2) установление достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

3) оценку необходимости процессуальных действий, требующих значительных временных затрат;

4) соотнесение события административного правонарушения с областью законодательства, указанной в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.

5) вынесение определения о возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором – в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в определении.

Копия определения в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать 1 мес. с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен на срок:

1) не более 1 мес. – решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя;

2) до 6 мес. – решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя;

3) до 6 мес. – решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения, в котором указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение подписывается вынесшим его руководителем или его заместителем.

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение 3-х суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3-х суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное приостановление деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29 КоАП РФ). Пленум ВС РФ от 27 декабря 2007 г. № 52 отмечает, что несоблюдение сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции РФ.

В условиях постоянного роста числа дел об административных правонарушениях в ряде регионов увеличивается количество дел, рассмотренных судами с нарушением установленных сроков.

Одной из основных причин нарушения сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях мировыми судьями и судьями районных судов является ненадлежащая подготовка дел к судебному разбирательству. Подготовка дела проводится не всегда либо проводится формально, без выполнения в полной мере всех необходимых процессуальных действий, производимых на этой стадии судебного процесса.

Имеются случаи ненадлежащего извещения участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, необоснованного отложения дел либо отложения дел без указания даты следующего судебного заседания или назначения даты заседания через значительный промежуток времени без достаточных на то оснований.

На сроки осуществления судопроизводства негативное влияние оказывают и такие факторы, как высокая нагрузка на мировых судей, длительность прохождения судебных извещений о времени и месте судебного заседания, ненадлежащий уровень исполнения постановлений и определений судей о приводе лиц по делам об административных правонарушениях, несвоевременное направление в суды протоколов об административных правонарушениях.

Ошибки, допускаемые судами при применении норм материального и процессуального права, и в ряде случаев прямое игнорирование требований процессуального законодательства приводят к прекращению производства по делу вследствие истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

план

1. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

1.1. Общая характеристика стадий производства по делам об административных правонарушениях ……………………………………

1.2. Стадия административного расследования

и рассмотрения дела ……………………………………………………….

1.3. Стадия пересмотра и исполнения постановления по делу …………

2. Сравнительная карта ……………………………………………………

3. Статья 19.15 Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации ..

Список литературы …………………………………………………………

1. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

1.1. Общая характеристика стадий производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:

1) возбуждение дела;

2) рассмотрение дела;

3) пересмотр постановлений;

4) исполнение постановлений.

Каждая стадия — это совокупность процессуальных действий, имеющих сравнительно самостоятельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи. Одна стадия отличается от другой кругом участников производства, совершением разного вида действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог деятельности на данном этапе.

В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса. Стадии производства тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о виновном, составляется протокол. На второй происходит рассмотрение дела уполномоченным на то органом, выносится постановление. На третьей стадии, которая является факультативной, на основании жалобы лица или протеста прокурора пересматривается постановление и выносится решение о его изменении, отмене или оставлении в силе. На четвертой стадии принятое постановление исполняется. В законодательном порядке решены вопросы о распределении процессуальных функций между субъектами власти на каждой стадии производства: одни составляют протокол, другие рассматривают и выносят по нему постановление, третьи принимают решение по жалобе, четвертые исполняют постановление.

В случае упрощенного (ускоренного) производства по некоторым категориям дел, стадии производства не имеют своего четкого выражения, они практически сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяется расследование, рассмотрение дела и исполнение постановления. В данном случае все действия осуществляются одним должностным лицом.

Каждая стадия, в свою очередь, подразделяется на этапы, состоящие из взаимосвязанных действий.

1.2. Стадия административного расследования и рассмотрения дела

В случаях когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т.п.), являющееся самостоятельной стадией производства. Оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — до шести месяцев.

По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

В целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по нему постановления уполномоченные лица вправе применять предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях меры процессуального обеспечения производства: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; досмотр транспортных средств; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов и др. По своему юридическому характеру они представляют собой разновидность административно-предупредительных и административно-пресекательных мер.

Рассмотрение дела об административном правонарушении. Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении обязан выяснить следующие вопросы (статья 29.1 КоАП РФ ): относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

К обстоятельствам, исключающим возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом Законодательство Российской Федерации отнесло следующие (статья 29.2 КоАП РФ): родственные связи с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя; его личная, прямая или косвенная заинтересованность в разрешении дела.

При наличии этих обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

При наличии этих обстоятельств лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение (статья 29.4 КоАП РФ):

о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц, являющихся участниками производства по делам об административных правонарушениях, за исключением прокурора (статьи 25.1 — 25.10 КоАП РФ).

об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;

о назначении экспертизы;

об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о их приводе.

Принудительный привод допускается в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля (часть 1 статьи 27.15 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление или определение (статья 29.9 КоАП РФ). Постановление выносится в следующих случаях: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (статья 24.5 КоАП РФ); объявления устного замечания в соответствии с возможностью освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ); прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Определение по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится в следующих случаях: передачи дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; передачи дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

1.3. Стадия пересмотра и исполнения постановления по делу

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Установлено, что жалоба подается: на постановление, вынесенное судьей — в вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения такого органа; на вынесенное должностным лицом — вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд.

Получивший жалобу орган (должностное лицо) обязан в течение трех суток со дня ее получения направить материалы дела в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление судьи о назначении наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Жалоба может быть подана непосредственно в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, органа (должностного лица), к которым она поступила, последние в течение трех суток направляют ее по подведомственности.

По общему правилу жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае его пропуска по ходатайству лица, подающего жалобу, указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, посягающих на права граждан, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Жалобы рассматриваются судьями, должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

1) жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений;

2) постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;

3) постановление отменяется и дело прекращается;

4) изменяется мера административного наказания при условии, что оно не будет усилено.

При установлении некомпетентности органа (должностного лица), вынесшего постановление по делу, постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение правомочного органа (должностного лица).

Решение по жалобе оглашается немедленно после его принятия. Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается лицам, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему, законному представителю юридического лица.

Решение по жалобе может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. Протест прокурора рассматривается в том же порядке, что и рассмотрение жалоб.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление.

Вступившее в законную силу постановление по делу, а также решение по жалобе, могут быть опротестованы прокурором. Право принесения протестов принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям. Они могут быть также пересмотрены председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда и его заместителями. В порядке надзора по подведомственности они могут быть пересмотрены Высшим Арбитражным Судом РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Обращение постановления к исполнению — функция судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление. Исполнение постановления — функция уполномоченных на то органов, должностных лиц в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях.

Для обращения постановления к исполнению установлен срок — трое суток со дня его вступления в законную силу. При принесении протеста на вступившие в законную силу постановления его исполнение приостанавливается до рассмотрения протеста.

К компетенции судьи, органа (должностного лица), вынесших постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления об административном аресте, лишении специального права или административном штрафе (кроме случаев взыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки, введена отсрочка исполнения на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на период до трех месяцев.

Давность исполнения постановлений определяется следующим образом: постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления в законную силу.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае его опротестования прокурором до рассмотрения протеста. Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случаях издания акта амнистии, отмены или признания утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность, смерти лица, подвергнутого наказанию, истечения сроков давности исполнения, отмены постановления.

Установлен определенный порядок исполнения постановлений о назначении различных видов административного наказания. Так, постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения приводится в исполнение вынесшим его органом (должностным лицом) путем объявления постановления после окончания рассмотрения дела.

Постановление о наложении административного штрафа на физическое лицо исполняется следующим образом. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу путем внесения или перечисления в банк или иное уполномоченное кредитное учреждение. Возможно и принудительное исполнение: постановление о наложении штрафа направляется администрации организации, где работает или получает вознаграждение, пенсию или стипендию оштрафованный для удержания суммы штрафа из заработной платы или иных видов дохода. Все это должно произойти в срок, не превышающий шести месяцев. Взыскание суммы штрафа с неработающего осуществляется судебным приставом путем обращения взыскания на имущество.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей или с лиц, их замещающих.

В отношении юридического лица принудительное взыскание осуществляется банком или иным кредитным учреждением по постановлению о наложении штрафа путем взыскания из денежных средств или доходов юридического лица. Отсутствие денежных средств влечет за собой взыскание суммы штрафа судебным приставом с имущества юридического лица.

Если административный штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, ему выдается постановление-квитанция.

Постановление о возмездном изъятии предмета или конфискации исполняется судебным приставом, а в отношении оружия — органами внутренних дел.

Постановление о лишении специальных прав исполняется уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел, контрольно-надзорных органов путем изъятия, например, водительского удостоверения или охотничьего билета.

Постановление об административном аресте исполняется органами внутренних дел.

Постановление об административном выдворении исполняется органами пограничной службы ФСБ России и органами миграционной службы. Происходят передача иностранного гражданина представителю власти иностранного государства в принудительном порядке либо контролируемый самостоятельный выезд выдворяемого из Российской Федерации.

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом.

Окончание производства по исполнению постановлений о назначении административных наказаний оформляется отметкой должностного лица, производившего исполнение, на постановлении, возвращаемом судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.

2. Сравнительная карта

Признаки

Виды мер

Админ.

арест

Доставление Лишение спец. права
Фактическое основание Устанавливается и наз-начается лишь в исклю-чительных случаях за отдельные виды адми-нистративных правона-рушений: «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача» (статья 6.9 Кодекса), «Получение дохода от занятия прос-титуцией, если этот доход связан с занятием другого лица проститу-цией» (статья 6.12 Кодекса), «неповинно-вение законному распо-ряжению сотрудника милиции, военнослу-жащего либо сотруд-ника органов уголовно — исполнительной сис-темы» (статья 19.3 Кодекса), «Мелкое хулиганство» (статья 20.1 Кодекса), «Нару-шение установленного порядка организации либо проведения собра-ния, митинга, демонст-рации, шествия или пикетирования» (статья 20.2 Кодекса), «Де-монстрация фашистс-кой атрибутики или символики» (статья 20.3 Кодекса), «Блокирова-ние транспортных ком-муникаций» (статья 20.18 Кодекса), «Появ-ление в общественных местах в состоянии опьянения» (статья 20.21 Кодекса), «Само-вольное оставление места отбывания адми-нистративного ареста» (статья 20.25 Кодекса) и т.д. Административное правонарушение Грубое или систе-матическое нарушение порядка пользования специальным правом в случаях, предусмотрен-ных статьями Особен-ной части КоАП РФ.

Статья

КоАП РФ

Ст.3.9 КоАП РФ Ст. 27.2 КоАП РФ Ст.3.8 КоАП РФ
Срок Устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положе-ния или режима в зоне проведения контртер-рористической опе-рации до тридцати суток. Должно быть осу-ществлено в возможно короткий срок. Не может быть менее одного месяца и более двух лет.
Цель

Изоляция от общества;

мера, ограничивающая гражданина в его праве на свободное передви-жение.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным

Временное приоста-новление правомочий нарушителя — физического лица.
Процессуаль-ное оформление Учитывая, что адми-нистративный арест представляет собой меру, ограничивающую гражданина в его праве на свободное перед-вижение, данная мера может применяться только судьей. О доставлении состав-ляется протокол либо делается соответствую-щая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе. Применяется исключительно судьей.

3. Статья 19.15

Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации

Объектом административного правонарушения, урегулированного ст. 19.15 КоАП РФ выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданином права на свободу передвижения, права на выбор места жительства и места пребывания.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.15 КоАП РФ, выражается в проживании по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Правовой статус паспорта гражданина РФ регламентирован Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» . Основные положения регистрации по месту пребывания или по месту жительства закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» .

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.15 КоАП РФ, состоит в допущении лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущении гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» .

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.15 КоАП РФ, являются умышленными.

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, выступают граждане, частью второй — должностные лица и граждане.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.

Список литературы

3. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009.

4. Административное право РФ. В 2 – х ч. / Под ред. А.П. Алехина, Ю.М. Козлова — М., 2006.

5. Манохин В.М, Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право — М., 2010.

6. Овсянко Д.М. Административное право — М., 2009.

Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — N 1 (ч. 1). — Ст. 1.

Собрание законодательства РФ», 17.03.1997, N 11, ст. 1301,

Собрание законодательства РФ», 24.07.1995, N 30, ст. 2939,

Производство по делам об административных правонарушениях имеет свою организационную структуру, состоящую из самостоятельных взаимосвязанных процессуальных стадий, регламентируемых соответствующими главами КоАП РФ:

· возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28);

· рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29);

· пересмотр постановления (решения) по делу об административном правонарушении (факультативная стадия) (гл. 30);

· исполнение постановления по делу об административном правонарушении (гл. 31, 32).

Каждая стадия имеет собственные характеристики: назначение, сроки, участники, моменты начала и окончания, соответствующие процессуальные документы а также совокупность определенных законом действий, осуществляемых в рамках стадии.

1-я стадия. Возбуждение дела об административном правонарушении.

Это начальная стадия производства, побуждающая должностных лиц осуществлять процессуальные действия по установлению фактических данных.

Закон выделяет поводы и основания возбуждения дела. Дело может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, поступившие из правоохранительных и иных органов, общественных объединении материалы, сообщения и заявления физических и юридических лиц, показания специальных технических средств и т.п.

Процессуальными основаниями возбуждения дела являются соответствующие протоколы или определения составленные уполномоченными должностными лицами, а также постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.

К протоколам, возбуждающим дело, относятся: 1) протокол об административном правонарушении; 2) протокол смотра места совершения административного правонарушения; 3) протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст.28.7 КоАП РФ, выносится определение.

Такие виды административных наказаний, как предупреждение и административный штраф, могут налагаться на месте совершения административного правонарушения согласно ст. 28.6 (ч.1) КоАП РФ. В таком случае протокол об административном правонарушении не составляется и дело считается возбужденным с момента их оформления и уплаты штрафа на месте совершения правонарушения.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующих органов, а также иными лицами, перечень которых установлен ст. 28.3 КоАП РФ, а также подзаконными актами.

Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 28.5 КоАП РФ, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения или по окончании административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).

КоАП РФ регламентирует срок, в течение которого протокол (постановление прокурора) вместе с материалами дела направляется органу (должностному лицу), имеющему право рассматривать его: в течение трех суток с момента его составления (общее правило); немедленно, если мерой ответственности выступают административный арест или административное выдворение, или если применена такая мера обеспечения производства, как временный запрет деятельности.

В необходимых случаях осуществляются процессуальные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Их цель: пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ст. 27.1 КоАП РФ относит:

— доставление;

— административное задержание;

— личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

— изъятие вещей и документов;

— отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

— освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

— медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

— задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

— арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

— привод;

— временный запрет деятельности.

2-я стадия. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении, согласно ст.29.5 КоАП РФ, может осуществляться:

— по месту его совершения;

— по месту жительства нарушителя (при поступлении соответствующего ходатайства от лица, привлекаемого к ответственности, а также в случаях, предусмотренных ст.29.5 КоАП РФ);

— по месту нахождения органа, проводившего административное расследование;

— по месту учета транспортного средства (если предполагаемая мера ответственности – лишение права управления транспортным средством).

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях установлены ст. 29.6 КоАП РФ:

1) 15 дней со дня получения судьей, органом, должностным лицом протокола и других материалов дела (общий срок);

2) в день получения протокола – если рассматривается дело об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение;

3) не позднее 48 часов – в отношении лица, подвергнутого административному задержанию. Срок исчисляется с момента задержания;

4) 5 дней со дня получения судьей протокола и других материалов дела – при рассмотрении дел, связанных с нарушением законодательства о выборах и референдумах;

5) продленный срок, но не более чем на месяц – при поступлении ходатайств от участников производства либо при необходимости выяснения обстоятельств дела;

6) дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Рассмотрение дела ведется в порядке, предусмотренном ст. 29.7 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол.

Заканчивается этап вынесением постановления или определения по делу об административном правонарушении. Постановление должно отвечать требованиям, указанным в ст. 29.9 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела может быть принято одно из следующих постановлений:

— о назначении административного наказания;

— о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении о назначении административного наказания указываются сведения о лице (органе), вынесшем постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные по делу; статья, предусматривающая ответственность; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. В случае наложения административного штрафа в постановлении указывается информация о его получателе с целью заполнения расчетных документов.

Если при рассмотрении дела одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в вынесенном постановлении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, которые необходимы для обеспечения исполнения данного административного наказания (запрет деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков и т.п.). В случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Кроме того, копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В необходимых случаях (по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ) копия постановления направляется в соответствующую организацию.

Судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. В свою очередь организации и должностные лица обязаны рассмотреть данное представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах лицу, внесшим представление.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

3-я стадия (факультативная). Пересмотр постановления (решения) по делу об административном правонарушении

Речь идет об обжаловании и опротестовании постановления о наложении административного наказания.

Обжалование.Потерпевший, лицо, привлеченное к административной ответственности, а также их законные представители, защитники и представители (т.е. лица, заинтересованные в исходе дела) вправе обратиться с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении в соответствующий орган (к должностному лицу).

Согласно ст.30.1 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

— вынесенное судьей – в вышестоящий суд;

— вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем – в районный суд по месту своего нахождения;

— вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

— вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае если жалоба одновременно поступила в суд и в вышестоящий орган (должностному лицу), ее рассматривает суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

С жалобой вправе обращаться лица в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

Жалоба направляется судье, в орган (должностному лицу), вынесшим постановление по делу. Поступившая жалоба в течение трех суток (в день получения – если обжалуется применение административного ареста, административного выдворения или административного приостановления деятельности) направляется вместе с делом в суд, в вышестоящий орган, должностному лицу, правомочным ее рассматривать и которым она адресована. Она может быть подана непосредственно в те органы (тем должностным лицам), которым надлежит ее рассматривать.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в те органы (тем должностным лицам), которые полномочны ее рассматривать. В случае обжалования примененного к правонарушителю административного ареста либо административного выдворения жалоба подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи (если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению).

В пятидневный срок рассматриваются жалобы на постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности и по делам дел, связанным с нарушением законодательства о выборах и референдумах (срок исчисляется со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей либо должностным лицом единолично.

По результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено одно из решений, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ. Решение оглашается немедленно после вынесения, и его копия в срок до трех суток вручается (высылается) лицу, в отношении которого было вынесено постановление по делу (его законному представителю), потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Вынесенное решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП РФ.

Протествыносится прокурором. Опротестованы могут быть не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам. Порядок и сроки опротестования те же, что и при обжаловании.

Новая редакция КоАП РФ предусматриваетправо на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Обжалованию в порядке надзора, согласно ст.30.12 КоАП РФ, подлежат вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях и решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов. Соответствующим правом обладают лица, заинтересованные в исходе дела. Правом вынесения протеста в порядке надзора обладают прокуроры субъектов РФ и их заместители, Генеральный прокурор и его заместители, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокуроры военных округов, флотов и приравненные к ним прокуроры, Главный военный прокурор и его заместители.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений) пересматриваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а постановление судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов — окружными (флотскими) военными судами и Военной коллегией Верховного Суда РФ в соответствии с законодательством о военных судах.

Решение по жалобе, протесту, поданных в порядке надзора, выносится в форме постановления не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд, и вступает в законную силу со дня его принятия.

Этапы производства по делам об административных правонарушениях

Под стадией производства по делам об административных правонарушениях следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с его общими задачами имеет свойственные только ей задачи, документы, особенности.

Производство состоит из четырех частей (стадий), на каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий.

Административное расследование (формальные моменты процедуры):

– возбуждение дела;

– установление фактических обстоятельств;

– процессуальное оформление результатов расследования;

– направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

Рассмотрение дела (сбор и анализ информации):

– подготовка дела к рассмотрению и слушанию;

– анализ собранных материалов, обстоятельств дела;

– принятие постановления;

– доведение постановления до сведения.

Пересмотр постановления (проделанная работа фиксируется в документе):

– обжалование, опротестование решения;

– проверка законности постановления;

– вынесение решения;

– реализация решения.

Исполнение постановления (материалам дается ход):

– обращение постановления к исполнению;

– фактическое исполнение;

– окончание исполнения (дела).

При ускоренных производствах все стадии «сливаются» в один процесс.

Возбуждение административного дела. Поводы к возбуждению дела: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступившие из госорганов, органов муниципального самоуправления, заявления физических и должностных лиц; сообщения в СМИ. Основание для возбуждения дела – наличие достоверных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Дело считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного правонарушения. Протокол – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (предположительно); составляют его уполномоченные должностные лица.

Рассмотрение дела. Прежде всего, орган (должностное лицо) осуществляет подготовку к рассмотрению: относится ли дело к компетенции данного органа (должностного лица); правильно ли составлены протокол и другие материалы; извещены ли участвующие лица о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли материалов для рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

Порядок рассмотрения дела:

а) объявление о том, кто рассматривает, какое дело, кто привлекается;

б) устанавливается личность участников, разъясняются права и обязанности;

в) оглашается протокол;

г) заслушиваются объяснения, показания, заключения, исследуются доказательства.

Разрешение дела – выражается в вынесении органом (должностным лицом) постановления по делу (либо о прекращении дела, либо о наложении административного взыскания). Судья вправе при отсутствии спора одновременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Принятие постановления – дается окончательная оценка, определяется мера воздействия – наложение административного взыскания либо прекращение делопроизводства. Решение – это юридически властный акт; он должен быть правильно оформлен, содержать реквизиты. В решении указывается: наименование органа и должностного лица, принявшего акт; время и место принятия; данные о нарушителе; время, место и сущность нарушения; норма права, предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер взыскания).

Обжалования и опротестования постановления. Право на обжалование имеет лицо, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевший. Опротестование осуществляется прокурором. Жалоба и протест направляются судье, в орган (должностному лицу), вынесший постановление. Они обязаны в 3-дневный срок направить дело со всеми материалами в соответствующий суд, вышестоящий орган. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения копии постановления. Срок рассмотрения жалобы, протеста – 10 дней; 1 день – на постановление об административном аресте, если лицо отбывает этот арест. Подача жалобы, протеста в установленный срок приостанавливает исполнение постановления по делу. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий