3 вида контроля

Государственный контроль состоит в проверке соблюдения органами исполнительной власти и их должностными лицами законности, а также обеспечения целесообразности и эффективности в своей деятельности.

В государственном управлении осуществляются следующие виды государственного контроля:

— контроль, осуществляемый Президентом Российской Федерации (президентский контроль);

— контроль, осуществляемый органами представительной власти (парламентский контроль);

— контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;

— судебный контроль.

Президентский контроль. Президентский контроль в государственном управлении состоит в том, что в соответствии с полномочиями, предоставленными Конституцией и федеральными законами. Президент Российской Федерации осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, Совета Безопасности Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, а также при назначении и освобождении высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации, назначении и отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации осуществляет функции контроля в процессе обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти, а также руководства рядом федеральных органов исполнительной власти. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Контроль в сфере государственного управления осуществляется Президентом Российской Федерации через подразделения Администрации Президента Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации и полномочных представителей.

Администрация Президента Российской Федерации (далее — Администрация) является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.

Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Совет безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации формирует и возглавляет Президент Российской Федерации.

Важную роль в реализации контрольных полномочий Президента Российской Федерации играют полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа. Он обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. В состав аппарата полномочного представителя входит соответствующая окружная инспекция Контрольного управления Президента Российской Федерации.

Контроль, осуществляемый органами представительной власти. Этот вид государственного контроля осуществляется палатами Федерального Собрания Российской Федерации (парламента Российской Федерации), являющегося представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации может осуществлять контроль при решении следующих вопросов, отнесенных к его ведению Конституцией Российской Федерации:

— утверждение федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете;

— утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

— утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного или военного положения;

— решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

— отрешение Президента Российской Федерации от должности;

— назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

Государственная Дума может осуществлять контроль при решении следующих вопросов, отнесенных к ее ведению Конституцией Российской Федерации:

— принятие федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете;

— дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

— решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

— объявление амнистии;

— выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

В соответствии с Регламентом Совета Федерации, утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятым постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД формами контрольной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации являются следующие:

— подготовка и принятие парламентского запроса;

— проведение парламентских слушаний;

— заслушивание на заседаниях палат членов Правительства Российской Федерации (парламентский час);

— рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению палат, на заседаниях их комитетов и комиссий;

— приглашение на заседание комитета представителей органов исполнительной власти;

— запрос комиссией и комитетом необходимых документов и материалов;

— депутатский запрос.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации».

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти. Данный вид государственного контроля осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции Российской Федерации и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении, и контролирует их деятельность. Эти федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство Российской Федерации осуществляет контрольные функции при утверждении положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, установлении предельной численности работников их аппаратов и размеров ассигнований на содержание этих аппаратов, назначении на должность и освобождении от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, утверждении членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство Российской Федерации также осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство Российской Федерации вправе внести предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или если ими нарушены права и свободы человека и гражданина.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют отраслевой контроль. Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти в отношении подведомственных федеральных органов исполнительной власти и организаций в отраслях и сферах своей деятельности.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют надотраслевой (межведомственный) контроль по конкретным порученным им вопросам (статистика, бухгалтерская деятельность, стандартизация и др.) в отношении неподчиненных им органов

Судебный контроль в государственном управлении осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства..

Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

а) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Феде рации:

б) разрешает споры о компетенции:

в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

г) дает толкование Конституции Российской Федерации;

д) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Рассмотрение и разрешение дел осуществляется Конституционным Судом в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Контроль в сфере государственного управления осуществляют также суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют контрольные полномочия в процессе осуществления гражданского, уголовного и административного судопроизводства в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, определяющими порядок данного вида судопроизводства.

Сущность контрольной деятельности судов общей юрисдикции заключается в том, что они при рассмотрении конкретных дел оценивают законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Суд, признав жалобу обоснованной, выносит решение об обязанности соответствующих государственного органа или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. С момента вступления в законную силу решения суда о признании акта либо отдельной его части незаконными, этот акт или его отдельная часть считаются недействующими.

Кроме того, суд, обнаружив при рассмотрении дела нарушения законности должностными лицами, выносит частное определение и направляет его в соответствующие государственные органы, которые обязаны сообщить суду о принятых ими мерах. Это сообщение должно быть сделано в месячный срок со дня получения копии частного определения.

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется также судьями в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом судья выясняет следующие вопросы: не превышены ли компетенции органа исполнительной власти, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, а также ряд иных вопросов, связанных с деятельностью органов исполнительной власти, осуществляющих административную юрисдикцию.

Арбитражные суды выполняют свои функции, в том числе и контрольные, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

При этом основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Содержанием контроля, осуществляемого арбитражными судами, является проверка при рассмотрении дел соответствия актов и решений органов исполнительной власти и должностных лиц требованиям законов. В случае установления фактов нарушения законов арбитражный суд может вынести частное определение в адрес соответствующих должностных лиц.

Вступившие в законную силу акты арбитражных судов — решения, определения, постановления арбитражных судов — обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вывод: государственный контроль представляет собой систему субъектов органов государственной власти, осуществляющих контроль над объектами не находящимися в их подчинении.

7. Виды особого контроля:

особый контроль за деятельностью органа в целом – устанавливается за всеми направлениями деятельности территориального органа МВД России;

особый контроль за направлением деятельности органа – устанавливается за деятельностью нескольких структурных подразделений территориального органа МВД России по выполнению общих задач в рамках определенного направления деятельности;

особый контроль за деятельностью подразделения – устанавливается за деятельностью одного структурного подразделения территориального органа МВД России.

8. Основаниями для установления особого контроля являются подтвержденные результатами выезда:

устойчивые тенденции к ухудшению результатов оперативно-служебной деятельности территориального органа МВД России в целом или по отдельному направлению либо одного из структурных подразделений территориального органа МВД России, отмеченные за длительный период времени (не менее одного года);

резкое изменение условий функционирования территориального органа МВД России.

8.1. Если особый контроль установлен в связи с нарушениями и недостатками в организации оперативно-служебной деятельности подконтрольного органа (подразделения), неудовлетворительной управленческой деятельностью его руководителей:

продолжительность особого контроля составляет один год;

в установленном порядке решается вопрос о мере ответственности руководителей подконтрольного органа (подразделения), допустивших ухудшение ситуации,

оценивается эффективность мер, принимаемых в рамках зонального контроля, и устанавливается ответственность исполнителей зонального контроля за ситуацию, сложившуюся в подконтрольном органе (подразделении).

8.2. В случае установления особого контроля в связи с резким осложнением условий функционирования подконтрольного органа (подразделения):

особый контроль устанавливается до нормализации обстановки и снимается после устранения (нейтрализации) факторов, оказавших негативное влияние на деятельность подконтрольного органа (подразделения);

руководители и исполнители зонального контроля подконтрольного органа (подразделения) не подвергаются мерам дисциплинарного воздействия.

9. Если при установлении особого контроля за деятельностью органа в целом его структурные подразделения уже находились на особом контроле, срок осуществления особого контроля за ними продлевается до снятия особого контроля с подконтрольного органа в целом.

10. Обязательными условиями для установления особого контроля являются:

затруднения руководства подконтрольного органа (подразделения) при самостоятельном устранении возникших проблем в оперативно-служебной деятельности, подтвержденные результатами выезда;

недостаточная результативность мероприятий, реализуемых исполнителями зонального контроля подконтрольного органа (подразделения) в рамках текущего зонального контроля для улучшения положения дел;

наличие в подразделении МВД России, вносящем предложение об установлении особого контроля, ресурсов, достаточных для осуществления дополнительных контрольных мероприятий.

11. Особый контроль устанавливается:

11.1. Министром внутренних дел Российской Федерации:

за деятельностью ГУ МВД России по ФО в целом – на основании предложения заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за соответствующее направление деятельности, либо согласованного с ним предложения главного инспектора МВД России;

за деятельностью УТ МВД России по ФО, ЛУ МВД России в целом – на основании предложения главного инспектора МВД России, согласованного с заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, либо предложения организатора зонального контроля от ГУТ МВД России, согласованного с руководством Организационно-аналитического департамента МВД России и заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации;

за деятельностью территориального органа МВД России на региональном уровне в целом – на основании предложения главного инспектора МВД России, согласованного с первым заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, статс-секретарем – заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации – начальником Следственного департамента МВД России;

за направлением деятельности ГУ МВД России по ФО, территориального органа МВД России на региональном уровне – на основании совместного предложения организаторов зонального контроля от нескольких подразделений МВД России, согласованного с заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственными за соответствующие направления деятельности, либо по предложению главного инспектора МВД России, согласованному с заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственными за соответствующие направления деятельности.

11.2. Заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации в соответствии с возложенными полномочиями:

за деятельностью структурного подразделения ГУ МВД России по ФО, территориального органа МВД России на региональном уровне – на основании предложения организатора зонального контроля от соответствующего подразделения (организации) МВД России;

за направлением деятельности, деятельностью структурного подразделения УТ МВД России по ФО, ЛУ МВД России – на основании предложения организатора зонального контроля от ГУТ МВД России, согласованного с руководством ОАД МВД России, а также предложения организатора зонального контроля от Следственного департамента МВД России, Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр МВД России», федерального государственного казенного учреждения «Экспертно-криминалистический центр МВД России», Бюро специальных технических мероприятий МВД России и Оперативно-поискового бюро МВД России в части, касающейся подконтрольного направления деятельности, согласованного с руководством ГУТ МВД России.

12. Предложения об установлении особого контроля докладываются рапортом руководителям МВД России, перечисленным в подпунктах 10.1 – 10.2 настоящей Инструкции, с проектом распоряжения об установлении особого контроля (приложение № 1 к Инструкции).

III. Планирование и порядок осуществления особого контроля

13. Организационной основой особого контроля является план мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля (приложение № 2 к Инструкции).

13.1. План мероприятий по осуществлению особого контроля разрабатывается инициатором установления особого контроля в соответствии с требованиями нормативного правового акта МВД России, регламентирующего планирование в системе органов внутренних дел Российской Федерации, и утверждается руководителем, принявшим решение об установлении особого контроля.

13.2. При установлении особого контроля по основаниям, предусмотренным подпунктом 8.1 настоящей Инструкции, план мероприятий по осуществлению особого контроля разрабатывается на год.

13.3. При установлении особого контроля по основаниям, предусмотренным подпунктом 8.2 настоящей Инструкции, план мероприятий по осуществлению особого контроля разрабатывается ежегодно на протяжении всего периода особого контроля.

13.4. При установлении любого вида особого контроля, предусмотренного пунктом 6 настоящей Инструкции, планы мероприятий по осуществлению особого контроля за деятельностью подразделений собственной безопасности, оперативно-поисковых и специальных технических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации формируются отдельно, их реализация координируется и контролируется Главным управлением собственной безопасности МВД России, ОПБ и БСТМ МВД России с непосредственным докладом ответственному руководителю МВД России.

13.5. В случае установления особого контроля по результатам инспектирования план мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных при инспектировании, включается отдельным разделом в план мероприятий по осуществлению особого контроля.

14. Осуществление особого контроля отменяет мероприятия, предусмотренные ранее в рамках текущего зонального контроля, не вошедшие в план мероприятий по осуществлению особого контроля.

15. Порядок осуществления особого контроля МВД России за деятельностью ГУ МВД России по ФО, МВД по республике, ГУ МВД России, УМВД России по иному субъекту Российской Федерации в целом:

15.1. Главный инспектор МВД России:

15.1.1. Организует контроль за выполнением плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля и его реализацию в части, касающейся ОАД МВД России, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих планирование оперативно-служебной деятельности и контроль за исполнением документов в органах внутренних дел Российской Федерации.

15.1.2. Не реже одного раза в месяц анализирует результаты оперативно-служебной деятельности подконтрольного органа; готовит руководству МВД России предложения по повышению эффективности работы подконтрольного органа.

15.1.3. Анализирует эффективность работы организаторов (исполнителей) зонального контроля по реализации плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля и оказанию воздействия на подконтрольный орган по соответствующим направлениям деятельности; при необходимости вносит предложения руководству соответствующих подразделений МВД России по повышению эффективности этой работы.

15.1.4. По истечении шести месяцев со дня установления особого контроля на основе анализа результатов деятельности подконтрольного органа вносит предложение о заслушивании его руководителей и организаторов зонального контроля у заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за соответствующее направление деятельности, о ходе осуществления контрольных мероприятий.

15.1.5. По поручению руководства МВД России за месяц до истечения срока действия особого контроля организует и осуществляет комплексный или целевой выезд в подконтрольный орган для оценки реального положения дел.

15.1.6. По истечении срока действия особого контроля в случае невыполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом осуществления особого контроля, и (или) при отрицательной (неудовлетворительной) оценке деятельности подконтрольного органа, полученной за рассматриваемый период на основе действующей системы оценки, организует отчет руководителя подконтрольного органа перед Министром внутренних дел Российской Федерации.

15.2. Организатор зонального контроля:

15.2.1. В пределах установленной компетенции организует реализацию плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля, а также контроль за реализацией указанного планирующего документа в подконтрольном подразделении.

15.2.2. Ежемесячно анализирует результаты оперативно-служебной деятельности подконтрольного органа по контролируемому направлению деятельности. При необходимости вносит заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственному за соответствующее направление деятельности, руководителю подразделения МВД России предложения о заслушивании руководителей подконтрольного подразделения, проведении внеплановых выездов в подконтрольное подразделение для проверки и оказания помощи.

15.2.3. В трехдневный срок после рассмотрения непосредственным руководством и руководством МВД России представляет главному инспектору МВД России копии справок, информаций, обзоров, материалов служебных проверок, иных документов, подготовленных по результатам служебных командировок в подконтрольный орган (подразделение).

15.3. Исполнитель зонального контроля подконтрольного органа:

15.3.1. Принимает участие в реализации плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля в части, касающейся оказания помощи подконтрольному органу (подразделению).

15.3.2. Непосредственно выезжает в подконтрольный орган с целью проверки и оказания практической помощи.

15.3.3. Осуществляет сбор и обобщение информационно-справочных и аналитических материалов об осуществлении особого контроля; накапливает и систематизирует собранный материал в специальном разделе контрольно-наблюдательного дела на подконтрольный орган (подразделение).

15.3.4. Ежемесячно анализирует результаты оперативно-служебной деятельности подконтрольного органа (подразделения); готовит предложения главному инспектору МВД России (организатору зонального контроля) по повышению эффективности работы подконтрольного органа (подразделения).

15.4. Руководитель подконтрольного органа:

15.4.1. Организует и контролирует исполнение раздела плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля в части, касающейся подконтрольного органа.

15.4.2. Организует оказание практической помощи подчиненным органам и подразделениям в устранении имеющихся нарушений и недостатков, повышении эффективности оперативно-служебной деятельности, укреплении законности и обеспечении защиты прав и свобод граждан.

15.4.3. Ежемесячно на совещании (заседании коллегии) заслушивает отчеты руководителей подчиненных органов и подразделений о результатах работы по устранению выявленных нарушений и недостатков, на основе анализа оценивает действенность реализуемых мер.

15.4.4. До 10 числа каждого месяца представляет главному инспектору МВД России копии решений совещания (коллегии), информацию о результатах выполнения плановых и иных мероприятий, реализуемых в рамках особого контроля, и вносит предложения об оказании подразделениями МВД России практической помощи подконтрольному органу в совершенствовании оперативно-служебной деятельности.

16. Порядок осуществления особого контроля МВД России за деятельностью УТ МВД России по ФО, ЛУ МВД России в целом:

16.1. Руководитель ГУТ МВД России:

16.1.1. Организует контроль за выполнением плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля за деятельностью УТ МВД России по ФО, ЛУ МВД России.

16.1.2. По истечении шести месяцев со дня установления особого контроля заслушивает руководителей подконтрольных органов о ходе осуществления контрольных мероприятий.

16.1.3. По поручению руководства МВД России за месяц до истечения срока действия особого контроля организует выезд в подконтрольный орган для оценки реального положения дел.

16.1.4. По истечении срока действия особого контроля в случае невыполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом МВД России по осуществлению особого контроля за деятельностью УТ МВД России по ФО, ЛУ МВД России, и (или) при отрицательной (неудовлетворительной) оценке деятельности подконтрольного органа, полученной за рассматриваемый период на основе действующей системы оценки, организует отчет руководителя подконтрольного органа перед заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственным за соответствующее направление деятельности.

16.2. Организатор зонального контроля от ГУТ МВД России:

16.2.1. В пределах установленной компетенции организует реализацию плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля за деятельностью УТ МВД России по ФО, ЛУ МВД России, а также контроль за реализацией указанного планирующего документа в подконтрольном органе.

16.2.2. Не реже одного раза в месяц анализирует результаты оперативно-служебной деятельности подконтрольного органа; готовит руководителю ГУТ МВД России предложения по повышению эффективности работы подконтрольного органа.

16.2.3. Ежемесячно анализирует результаты оперативно-служебной деятельности подконтрольного органа по контролируемому направлению деятельности. При необходимости вносит руководителю ГУТ МВД России предложения о заслушивании руководителей подконтрольного органа, проведении внеплановых выездов в подконтрольный орган для проверки и оказания помощи.

16.3. Организатор зонального контроля от Следственного департамента МВД России, ДТ МВД России, ФГКУ «ЭКЦ МВД России», ФКУ «ГИАЦ МВД России»:

16.3.1. В пределах установленной компетенции организует реализацию плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля за деятельностью УТ МВД России по ФО, ЛУ МВД России в части, касающейся контролируемого направления деятельности.

16.3.2. Ежемесячно анализирует результаты оперативно-служебной деятельности подконтрольного органа по контролируемому направлению деятельности. При необходимости вносит руководителю соответствующего подразделения МВД России предложения:

о дополнительных мерах по повышению эффективности работы подконтрольного органа по контролируемому направлению деятельности;

о заслушивании руководителей подконтрольного органа, проведении внеплановых выездов в подконтрольный орган для проверки и оказания помощи.

16.3.3. В течение трех дней после рассмотрения непосредственным руководством и руководством МВД России представляет руководству ГУТ МВД России копии справок, информаций, обзоров, материалов служебных проверок, иных документов, подготовленных по результатам служебных командировок в подконтрольный орган (подразделение).

16.4. Исполнитель зонального контроля подконтрольного органа от ГУТ МВД России осуществляет функции, предусмотренные подпунктом 15.3 настоящей Инструкции.

16.5. Руководитель подконтрольного органа:

16.5.1. Осуществляет функции, предусмотренные подпунктами 15.4.1 – 15.4.4 настоящей Инструкции.

16.5.2. До 10 числа каждого месяца представляет руководству ГУТ МВД России информацию о результатах выполнения плановых и иных мероприятий, реализуемых в рамках особого контроля, и вносит предложения об оказании практической помощи подконтрольному органу в совершенствовании оперативно-служебной деятельности.

17. Порядок осуществления особого контроля МВД России за деятельностью нескольких структурных подразделений ГУ МВД России по ФО, МВД по республике, ГУ МВД России, УМВД России по иному субъекту Российской Федерации в решении общих задач по определенному направлению оперативно-служебной деятельности:

17.1. Министр внутренних дел Российской Федерации определяет головное подразделение МВД России, отвечающее за формирование и реализацию плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля.

17.2. Главный инспектор МВД России:

17.2.1. Учитывает факт установления особого контроля МВД России при осуществлении зонального контроля за деятельностью контролируемого органа, подготовке информационно-справочных и аналитических материалов руководству МВД России.

17.2.2. При проведении инспекторских, контрольных и целевых проверок территориального органа МВД России анализирует эффективность осуществления подразделениями (организациями) МВД России особого контроля за его деятельностью; при необходимости вносит предложения о повышении эффективности этой работы.

17.3. Организатор зонального контроля от головного подразделения МВД России:

17.3.1. В установленном порядке представляет главному инспектору МВД России:

копии рапорта с обоснованием и распоряжения МВД России об установлении особого контроля МВД России за деятельностью нескольких структурных подразделений территориального органа МВД России – в течение трех дней после подписания;

копию плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля – в течение трех дней после утверждения.

17.3.2. Организует контроль за выполнением плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля всеми исполнителями и его реализацию в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих планирование деятельности и контроль за исполнением документов в органах внутренних дел Российской Федерации.

17.3.3. По истечении срока действия особого контроля в случае невыполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом осуществления особого контроля, и (или) при отрицательной (неудовлетворительной) оценке подконтрольного направления деятельности органа, полученной за рассматриваемый период на основе действующей системы оценки, организует заслушивание руководителя подконтрольного органа при заместителе Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственном за соответствующее направление деятельности.

17.3.4. Реализует функции, предусмотренные подпунктом 16.2 настоящей Инструкции.

17.4. Организатор зонального контроля от подразделения МВД России, принимающего участие в осуществлении особого контроля по направлению деятельности:

17.4.1. Обеспечивает представление организатору зонального контроля от головного подразделения МВД России информацию о выполнении контрольных мероприятий для обобщения, анализа и доклада руководству МВД России. Осуществляет иное взаимодействие с организатором зонального контроля от головного подразделения, необходимое для реализации контрольных мероприятий.

17.4.2. Реализует функции, предусмотренные подпунктом 16.2 настоящей Инструкции.

17.5. Исполнители зонального контроля от подразделений МВД России, принимающих участие в осуществлении особого контроля по направлению деятельности, и руководители подконтрольных подразделений территориального органа реализуют функции, предусмотренные подпунктами 16.3 и 16.4 настоящей Инструкции.

18. Порядок осуществления особого контроля МВД России за деятельностью структурного подразделения ГУ МВД России по федеральному округу, МВД по республике, ГУ МВД России, У МВД России по иному субъекту Российской Федерации:

18.1. Главный инспектор МВД России реализует функции, предусмотренные подпунктом 17.2 настоящей Инструкции.

18.2. Организатор зонального контроля от подразделения МВД России, по подконтрольному подразделению (направлению деятельности) которого установлен особый контроль:

18.2.1. Представляет главному инспектору МВД России:

копии рапорта с обоснованием и распоряжения МВД России об установлении особого контроля МВД России за деятельностью структурного подразделения территориального органа МВД России – в течение трех дней после подписания;

копию плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля – в течение трех дней после утверждения.

18.2.2. Организует контроль за выполнением плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля и его реализацию в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих планирование и контроль за исполнением документов в органах внутренних дел Российской Федерации.

18.2.3. Ежемесячно анализирует результаты оперативно-служебной деятельности подконтрольного подразделения; не реже одного раза в квартал готовит предложения по повышению эффективности его работы.

18.2.4. В случае необходимости по истечении шести месяцев со дня установления особого контроля вносит предложение о заслушивании руководителей подконтрольного подразделения при начальнике соответствующего подразделения МВД России.

18.2.5. По поручению руководства МВД России за месяц до истечения срока действия особого контроля организует выезд в подконтрольное подразделение для оценки реального положения дел.

18.2.6. По истечении срока особого контроля в случае невыполнения в полном объеме плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля (в части, касающейся подконтрольного подразделения), и (или) при отрицательной (неудовлетворительной) оценке деятельности подконтрольного подразделения, полученной за рассматриваемый период на основе действующей системы оценки, организует заслушивание руководителя подконтрольного подразделения при заместителе Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственном за соответствующее направление деятельности, начальнике соответствующего подразделения МВД России.

18.3. Исполнитель зонального контроля и руководитель подконтрольного подразделения реализуют функции, предусмотренные подпунктами 15.3, 15.4.4 настоящей Инструкции.

19. Порядок осуществления особого контроля МВД России за деятельностью структурного подразделения (структурных подразделений) УТ МВД России по ФО, ЛУ МВД России:

19.1. Организатор зонального контроля от ГУТ МВД России:

19.1.1. Представляет в ОАД МВД России:

копии рапорта с обоснованием и распоряжения МВД России об установлении особого контроля МВД России за деятельностью структурного подразделения (структурных подразделений) УТ МВД России по ФО, ЛУ МВД России – в течение трех дней после принятия решения;

копию плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля – в течение трех дней после утверждения.

19.1.2. Организует контроль за выполнением плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля за деятельностью структурного подразделения (структурных подразделений) УТ МВД России по ФО, ЛУ МВД России и его реализацию в части, касающейся ГУТ МВД России, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих планирование и контроль за исполнением документов в органах внутренних дел Российской Федерации.

19.1.3. Ежемесячно анализирует результаты оперативно-служебной деятельности подконтрольного подразделения (подразделений); не реже одного раза в квартал готовит руководству ГУТ МВД России предложения по повышению эффективности работы подконтрольного подразделения (подразделений).

19.1.4. В случае необходимости по истечении шести месяцев со дня установления особого контроля организует заслушивание руководителей подконтрольного подразделения (подразделений) при начальнике ГУТ МВД России.

19.1.5. По поручению руководства МВД России за месяц до истечения срока действия особого контроля организует и осуществляет выезд в подконтрольное подразделение (подразделения) для оценки реального положения дел.

19.1.6. По истечении срока действия особого контроля в случае невыполнения мероприятий, предусмотренных планом осуществления особого контроля, в полном объеме и (или) при отрицательной (неудовлетворительной) оценке деятельности подконтрольного подразделения (подразделений), полученной за рассматриваемый период на основе действующей системы оценки, организует заслушивание руководителя подконтрольного подразделения при заместителе Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственном за соответствующее направление деятельности, начальнике ГУТ МВД России.

19.2. Исполнитель зонального контроля и руководитель подконтрольного подразделения реализуют функции, предусмотренные подпунктами 15.3, 15.4 Инструкции.

20. Руководитель подразделения МВД России, осуществляющего особый контроль в соответствии с планом мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля:

20.1. Не реже одного раза в квартал заслушивает отчеты исполнителей зонального контроля подконтрольного подразделения о выполнении плана мероприятий МВД России по осуществлению особого контроля и результатах работы по устранению нарушений и недостатков.

20.2. Ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в ОАД МВД России информацию о ходе и результатах устранения нарушений и недостатков в деятельности территориальных органов МВД России, стоящих на особом контроле МВД России в целом, структурных подразделений территориальных органов МВД России, поставленных на особый контроль в инициативном порядке, и предложения об оказании им дополнительной помощи в предстоящем отчетном периоде.

Стр 1 из 2

Сущность, роль и значение контроля

Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.

Контрольв переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.

Контроль, являясь одной из функций управления, представляет собой контрольную деятельность уполномоченных на то структур по выполнению экономическими субъектами своих хозяйственных функций и соблюдению финансовой дисциплины, выявлению возникших отклонений по центрам ответственности, причинам и виновникам, а также устранению неблагоприятных ситуаций и доведению о них соответствующим органам.

В научной литературе можно встретить упоминание экономического, хозяйственного, административного, технического (технологического, процедурного) и финансового контроля.

Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующих этим явлениям.

Хозяйственный контроль есть система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению цели.

Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.

Технический (технологический, процедурный) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др.

Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.


Контроль играет значительную роль в технологии управленческого процесса. При этом он выполняет четыре функции: информационную, профилактическую, мобилизующую и воспитательную.

Информационная функция заключается в том, что информация, полученная в результате контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта.

Профилактическая функция заключается в том, что контроль призван, не только выявит недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе.

Мобилизующаяфункция контроля заставляет экономические субъекты обеспечивать рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов.

Воспитательная функцияспособствует появлению у работников организации неукоснительного соблюдения законности и четкого выполнения своих обязанностей. Таким образом, соблюдается дисциплина, воспитывается сознательное отношение к труду и собственности организации.

Перед контролем стоят следующие основные задачи:

— укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;

— обеспечение сохранности и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении экономического субъекта;

— выявление и использование резервов роста и эффективности производства;

— выявление путей совершенствования работы экономического субъекта

Классификация видов контроля

В зависимости от того, кто осуществляет контроль (его субъект), что контролируется (его объект) и каковы его цели, различают следующие виды контроля:

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль проводят органы государственной власти и управления. Общегосударственный финансовый контроль осуществляется как в масштабе РФ, так и в каждом субъекте РФ. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль обеспечивает интересы государства и общества, служит инструментом проверки выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством и соблюдения законности. Непосредственно государственный контроль, осуществляют ревизионные службы Министерства финансов РФ, органы государственной власти, налоговые инспекции. Контроль специализированных инспекций (экологической, санитарной, торговой и др.) обеспечивает интересы общества (защиту здоровья и других прав населения и отдельных личностей). Например, контроль за качеством товаров входит в компетенцию торговой инспекции, а не налоговой.

Правовой контроль как вид общегосударственного контроля осуществляется в интересах всего общества правоохранительными органами в форме проверок, ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные подразделения министерств, ведомств, головных организаций предприятий различных форм собственности. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных объектов. Ведомственный контроль возможен в рамках государственного сектора, акционерных организаций и т. п., когда организация имеет вертикальную структуру управления и взаимоотношений между вышестоящей и подчиненной инстанциями. Ведомственный контроль осуществляется путем систематического проведения комплексных плановых документальных ревизий, проверок; отчета руководителей организации перед вышестоящими по подчиненности органами; тематических проверок производственной, хозяйственной и финансовой деятельности; анализа бухгалтерской отчетности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами, внутренними аудиторами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Внутрихозяйственный контроль (бухгалтерский и общественный) защищает интересы предприятия и коллектива от злоупотреблений, хищений и бесхозяйственности, а также обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности.

Общественный финансовый контроль проводят отдельные физические лица или их объединения на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудитор — не государственный служащий, а независимый контролер, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Аудит — сравнительно новый вид контрольной деятельности в России. Поэтому здесь еще много нерешенных вопросов и даже противоречий. Например, заключения аудиторов должны быть независимы, но их работа оплачивается теми, кого они проверяют; аудиторы несут ответственность за достоверность своих заключений, но ввиду сложности и массового характера объектов контроля проверка их деятельности крайне затруднена.

По характеру субъектов контроля различаются

· внутренний контроль

· внешний контроль.

Первый проводится внутренними службами предприятия (внутренними ревизионными подразделениями, бухгалтерией, общественными организациями), а второй — государственными финансовыми органами, правоохранительными органами, ведомственными вышестоящими инстанциями, аудиторскими службами, банками.

По срокам проведения финансово-хозяйственный контроль делится на:

· предварительный контроль

· текущий контроль

· последующий контроль

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организации, проектов бюджетов и т. д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван предотвратить нерациональное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов организаций. Целью менеджера при проведении предварительного контроля является предупреждение нарушений и не целесообразности, необычности действий и решений.

Текущий финансовый контроль осуществляется в ходе самих финансово-хозяйственных операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки и злоупотребления. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и документальных ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами является выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

По источникам данных контроль подразделяют на:

· документальный контроль

· фактический контроль

Документальный контроль — это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных). Разновидностью этого вида проверок является камеральный контроль, когда исследуется документация (балансы, формы отчетов о прибылях, расчетов по налогам), периодически представляемая организациями в органы контроля и статистики по месту регистрации.

Фактический контроль — это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержания.

По обследуемым периодам выделяют

· оперативный контроль

· периодический контроль.

Оперативный контроль представляет собой документальную проверку, которая осуществляется внутри отчетного месяца (например, за каждую декаду, за каждый день) по завершении контролируемого процесса, операции или действия. Источниками данных для оперативного контроля служат оперативно-техническая статистическая и бухгалтерская информация.

Периодический контроль — это проверка за определенный отчетный период (месяц, квартал, год) по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, производственных, материальных и других отчетов, по записям в учетных регистрах и другим источникам. Главная задача такого контроля — вскрыть нарушения и недостатки в работе проверяемого объекта (юридического или должностного лица) и принять меры к их устранению.

По объему деятельности, охватываемой ревизиями и обследованиями, различается полный (охватывает всю финансово-хозяйственную деятельность изучаемого объекта) и частичный контроль.

Существенный эффект дают сквозные проверки, когда по единой тематической программе проверяется ряд предприятий или организаций по признаку их однотипности или взаимной связи.

По методу проверки документов различают выборочные и сплошные проверки. Выборочность может осуществляться в двух формах: либо охватываются проверкой все документы, например в отдельные месяцы в пределах года, либо — часть документов в пределах каждого месяца. Сплошной проверке обычно подлежат наиболее ответственные и уязвимые с точки зрения нарушений операции, например, денежные операции (кассовые, банковские) и др. Выборочная проверка применяется чаще всего для массовых документов неденежного характера.

Основные тенденции изменения названных форм контроля следующие: осуществление текущего контроля в форме бездокументального наблюдения со стороны заинтересованных лиц (субъектов управления и собственников); ограничение количества ревизий и повышение оперативности контроля в форме разовых, частичных и узкотематических проверок.

Выбор формы и сроков проведения проверок должен зависеть от самостоятельных решении субъектов контроля, основанных не на формальных признаках (например, периодичности мероприятий), а на оценке деятельности и отчетной информации объекта контроля.

Реорганизация и частичная ликвидация сложных вертикальных управленческих структур существенно сужают базу ведомственного контроля.

Низкую эффективность ведомственного контроля можно объяснить стремлением скрыть действительное финансовое положение объекта, а в ряде случаев и непосредственным участием работников вышестоящих органов во вскрываемых злоупотреблениях. Недостатки ведомственного контроля обусловлены спецификой «ничейной» собственности, бюрократизмом и во многом формальным характером проведения ревизионной работы. В условиях коллективной и частной собственности пересматривается порядок организации контроля, внимание сосредоточивается на узловых вопросах работы, шире применяются выборочные кратковременные проверки, возрастает заинтересованность ревизоров в выявлении недостатков и их ответственность за качество работы.

Добавить комментарий