8 правительство РФ

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 18

Опубликовано: 05.09.2008 | Рубрика: Юриспруденция » Конституционное право «

ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 (в редакции ФКЗ от 19.06.2004)

Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ.

Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает: правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку, устанавливающие компетенцию, регулирующие порядок деятельности Правительства РФ.

Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ — Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров.

Порядок назначения Председателя Правительства РФ (Статья 111 Конституции РФ) — назначается Президентом РФ с согласия ГД. Предложения о кандидатуре вносится не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры ГД. ГД рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. После трехкратного отклонения представленных кандидатур ГД Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ: по заявлению об отставке; в случае невозможности исполнения им своих полномочий (Президент РФ уведомляет СФ и ГД об освобождении его от должности). Освобождение от должности Председателя влечет отставку Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министрыназначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Они вправе подавать заявления об отставке.

Перечень полномочий Правительства РФ:

1. Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (руководство работой, создание своих территориальных органов).

2. Общие полномочия (организация реализации внутренней и внешней политики РФ, регулирование в социально-экономической сфере, обеспечение единства системы исполнительной власти).

3. Полномочия в сфере экономики (регулирование экономических процессов, обеспечение единства экономического пространства, прогнозирование социально-экономического развития, управление федеральной собственностью).

4. Полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (проведение единой политики, разработка и отчет об исполнении федерального бюджета, разработка и реализация налоговой политики, совершенствование бюджетной системы, регулирование рынка ценных бумаг, управление государственным внутренним и внешним долгом, валютное регулирование и валютный контроль).

5. Полномочия в социальной сфере (проведение единой государственной социальной политики, меры по реализации трудовых прав граждан, прав граждан на охрану здоровья, сокращение безработицы, единая государственная миграционная политика).

6. Полномочия в сфере науки, культуры, образования (меры государственной поддержки развития науки, проведение единой государственной политики в области образования, государственная поддержка культуры).

7. Полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды (проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды, деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов).

8. Полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (реализация государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства).

9. Полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ (оснащение вооружением и техникой Вооруженных Сил РФ, обеспечение социальных гарантий для военнослужащих).

10. Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений (реализация внешней политики РФ, представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, защита граждан РФ за пределами ее территории, регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности).

11. Иные полномочия (обеспечение режимов военного и чрезвычайного положений).

Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав и полномочия.

Статус и место в государственном аппарате.

Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и других федеральных ведомств), организует исполнение на территории РФ Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением. Правительство РФ — орган общей компетенции, его компетенция охватывает практически все сферы жизни общества.

Состав и порядок формирования.

Правительство РФ является коллегиальным органом, в соответствии со статьёй 110 Конституции РФ оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, освобождается от должности Президентом РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложениям Председателя Правительства РФ. Особенность российского Правительства — его беспартийный характер. Решающее влияние на формирование Правительства оказывает беспартийный Президент РФ, формируя его по профессиональному, а не по партийно-коалиционному принципу.

Политическая ответственность.

Правительство РФ несёт политическую ответственность преимущественно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ по заявлению самого Правительства, в связи с выраженным Государственной Думой недоверием или отказом в доверии. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ также влечёт отставку Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, а Председатель Правительства РФ может поставить вопрос о доверии Правительству РФ. В случае повторного в течение трёх месяцев выражения недоверия либо отказа в доверии по запросу Председателя Правительства РФ Президент РФ обязан либо объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу. Правительство вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Учитывая двойную политическую ответственность Правительства и место Президента в системе разделения властей, можно определить форму правления РФ как смешанную (президентско-парламенсткую, полупрезидентскую) республику.

Акты правительства.

Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение на всей территории РФ. Постановления издаются по вопросам, имеющим нормативный характер, распоряжения — по оперативным, текущим и другим вопросам, не имеющим нормативного характера. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ, а также обжалованы в суд.

Полномочия.

Полномочия Правительства РФ установлены статьёй 114 Конституции РФ, главой 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» (1997) и подразделяются на:

1. общие полномочия;

2. полномочия в сфере экономики;

3. полномочия в сфере бюджетной, кредитной, финансовой и денежной политики;

4. полномочия в социальной сфере;

5. полномочия в сфере науки, культуры, образования;

6. полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

7. полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;

8. полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности;

9. полномочия в сфере внешней политики и международных отношений;

10. иные полномочия, которые могут быть возложены на Правительство федеральными законами и указами Президента РФ.

Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета и отчёта о его исполнении, дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, имеет право законодательной инициативы.

Порядок деятельности.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», а также Регламентом Правительства РФ. Основные вопросы, круг которых определён данным законом, рассматриваются исключительно на заседаниях Правительства РФ. Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу, ведёт заседания и подписывает акты Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти в соответствии с распределением обязанностей. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум Правительства РФ. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ и его Президиума. Для обеспечения деятельности Правительства РФ образуется Аппарат Правительства РФ.

Согласно Конституции РФ (ст. 110), исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно явля­ется органом государственной власти Российской Федерации, воз­главляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу

Положение Правительства как высшего исполнительного орга­на государственной власти России обеспечивается его полномочия­ми, закрепленными в Конституции РФ и в Федеральном конститу­ционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Россий­ской Федерации».

Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительст­ва, заместители Председателя Правительства и федеральные ми­нистры.

Председатель Правительства Российской Федерации назна­чается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. В со­ответствии с Конституцией (ст. 111) предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Госу­дарственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Прези­дентом кандидатуру Председателя Правительства в течение неде­ли со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкрат­ного отклонения представленных кандидатур Председателя Пра­вительства Государственной Думой Президент назначает Предсе­дателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Согласно Конституции (ст. 113), Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 112) Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от долж­ности Президентом РФ по предложению Председателя Правитель­ства РФ. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Пре­зидента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации.

Правительство РФ в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства; Осу­ществляет регулирование в социально-экономической сфере; обес­печивает единство системы исполнительной власти в стране, на­правляет и контролирует деятельность ее органов; формирует фе­деральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; ре­ализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство РФ вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если эти полномочия не отнесены законодательством к исключи­тельным полномочиям Правительства, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переда­вать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Согласно Указа Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», и систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (феде­ральные министерства); государственные комитеты Российской Федерации; федеральные комиссии России; федеральные службы России; российские агентства; федеральные надзоры России; иные федеральные органы исполнительной власти.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов ис­полнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство РФ в пределах своих полномочий и для обеспе­чения сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отне­сенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует их взаимодействию.

Правительство РФ и состоит из Председателя, его заместителей, а также федеральных министров (ст. 110 Конституции РФ). Такая конституционная формулировка ограничивает состав должностных лиц, входящих в Правительство. Необходимо иметь в виду, что понятие «федеральный министр» относится не только к лицам, руководящим такими центральными органами исполнительной власти, как министерство, но и к лицам, возглавляющим государственные комитеты, федеральные службы и т.д.

Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Он назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. При этом Конституция РФ (ст. 111) устанавливает следующие правила назначения Председателя Правительства РФ.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится Президентом РФ не позднее двухнедельного срока после его вступления в должность, либо после отставки Правительства РФ или в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре; в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает ее новые выборы.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» указал, что положение о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой означает, что Президент РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента РФ предлагать ту или иную кандидатуру и представить ее на одобрение и право Думы решать вопрос о согласии на назначение должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса.

Первые заместители, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Часть 1 ст. 112 Конституции устанавливает, что Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В случае их одобрения издается специальный Указ Президента РФ но этому вопросу. Так, Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» установлено, что Председатель Правительства РФ имеет восемь заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ Руководителя Аппарата Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636.

В Законе о Правительстве РФ особо выделены те федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, что подтверждает непосредственное участие главы государства в организации и функционировании исполнительной власти.

В соответствии со ст. 29 Закона о Правительстве РФ для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовать Президиум Правительства РФ. Его заседания проводятся по мере необходимости. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума, не должны противоречить актам Правительства. Решение Президиума может быть отменено Правительством.

Законодательством установлены ограничения статуса членов Правительства РФ. Они не вправе: быть членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы; занимать другие должности в органах государственной власти или местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или представителями по делам третьих лиц; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового обеспечения; получать гонорары за выступления и публикации в качестве члена Правительства РФ и др.

Законом о Правительстве РФ установлено, что Правительство РФ является коллегиальным органом, все решения его принимаются коллегиально и, следовательно, члены Правительства несут коллективную ответственность за свою деятельность, что не исключает персональной ответственности.

Правительство РФ прекращает свои полномочия в следующих установленных Конституцией (ст. 116, 117 Конституции РФ) случаях:

  • — вступления в должность вновь избранного Президента России; принятия Президентом РФ отставки Правительства РФ по инициативе последнего;
  • — принятия Президентом РФ решения об отставке Правительства РФ по собственной инициативе.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом России после вступления его в должность, т.е. после принесения им присяги. По этому поводу Правительство РФ принимает заявление, которое направляет в адрес вновь избранного Президента РФ Председатель Правительства РФ. Только после этого вновь избранный глава Российского государства решает вопрос о назначении Председателя Правительства РФ, а затем — по предложению назначенного Председателя Правительства РФ — членов Правительства РФ.

Правительство РФ может также прекратить свою деятельность в случае, если Государственная Дума выражает ему недоверие и Президент РФ соглашается с этим решением. В такой ситуации Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ и предпринимает меры для формирования его нового состава.

В соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 117) Президент РФ вправе не согласиться с мнением Государственной Думы и Правительство РФ будет продолжать свою работу в прежнем составе. Если же Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ обязан объявить об отставке Правительства РФ либо распустить Государственную Думу.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 117) предусматривает возможность постановки Председателем Правительства РФ вопроса перед Государственной Думой о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Следует, однако, иметь в виду, что на основании ст. 109 Конституции Государственная Дума не может быть распущена в случае выражения недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания.

Во всех случаях отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Это свидетельствует о важности правительственных полномочий, требующих непрерывного их осуществления.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая123

Вопрос об исполнительной власти субъектов РФ — один из труднейших. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние го­сударственности в данный момент в целом, позволяют оценить по­тенциал и перспективы государственно-правовых методов разреше­ния социальных проблем.

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Перечень исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Итак, система органов исполнительной власти субъектов РФ и пределы их компетенции определяются Конституцией РФ, иными законодательными актами РФ и правительственными постановлениями, указами Президента РФ, а также конституциями и уставами самих субъектов Российской Федерации, иными их законами и подзаконными нормативными правовыми актами (постановлениями и распоряжениями руководителей). В числе указанных органов — органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. По своему функциональному назначению, наименованию и другим признакам они аналогичны с федеральными органами исполнительной власти.

В составе правительств — администраций субъектов Российской Федерации создаются и функционируют, помимо их руководителей, следующие органы исполнительной власти: министерства; департаменты; главные управления; управления; комитеты; службы; инспекции; отделы.

Система органов исполнительной власти утверждается, как правило, законодательными органами субъектов Российской Федерации по представлению председателя правительства (губернатора, главы администрации). Эти органы и их структурные подразделения могут наделяться статусом юридического лица, создаются и функционируют в соответствии с положениями о них, утверждаемыми соответствующим правительством или единоличным руководителем исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Основы правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок их формирования и укомплектования кадрами государственных служащих регламентируются Конституциями, уставами, специальными законами — о правительстве, о губернаторе, об администрации, о схеме органов исполнительной власти и т. п.

Государственно–правовая природа субъектов различна: с одной стороны республики вошедшие в состав РФ со своими Конституциями и вытекающими отсюда особенностями организации исполнительной власти; с другой стороны – края и области типично административно – территориальные единицы, живущие по собственным уставам; с третей стороны – автономные образования (области, округа) как форма государственного определения малых народов; с четвертой города федерального значения, в ряде случаев превосходящие по своему потенциалу все образования в отдельности.

I. Организация исполнительной власти в республиках входящих в состав РФ. Варианты:

1. Президентская республика (ст.25 Степного Уложения Республики Калмыкия. Президент – высшее должностное лицо и глава исполнительной власти); Бурятия – Президент глава республики ее исполнительной власти и председатель республиканского Правительства (ст.69 Конституции); Президент Кабардино-Балкарии ст.79 – глава государства и исполнительной власти; КОМИ – исполнительную власть осуществляет Глава республики и возглавляемое им Правительство; тоже в Татарстане и Марий Эл.

2. Республика, в которой главой исполнительной власти признается Правительство. Например, Хакасия. В ее Конституции не предусмотрен пост Президента, исполнительную власть осуществляет председатель Правительства и Правительство. То же и в Мордовии, Ингушетии. В Карелии Председатель Правительства глава Исполнительной власти и высшее должностное лицо избираются всем населением.

3. Республика, в которой исполнительная власть принадлежит особому органу государственной власти. В Дагестане возглавляет ИВ и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти республики Государственный Совет Республики Дагестан.

Председатель республиканского Правительства вправе утверждать структуру правительства, председательствовать на заседаниях (Северная Осетия), устанавливать структуру органов исполнительной власти (Марий ЭЛ), возглавлять Правительство (Тува). Характерной чертой республиканских Правительств является то, что они осуществляют исполнительную власть под руководством Президента, либо являются исполнительно-распорядительным органом, формируются Председателем, либо исполнительным органом, Президенту, либо всем органам исполнительной власти (Мордовия). Только Республика Калмыкия не имеет своего исполнительного органа государственной власти.

В республиканских Конституциях фиксируется право соответствующих правительств отменять акты министерств, государственных комитетов, других подведомственных Правительству органов, а также распоряжения органа местного самоуправления (Ингушетия). В республиках чаще всего функционируют стабильные, т.е. традиционно созданные как на уровне РФ, так и на уровне исполнительных органов субъектов.

II. Органы исполнительной власти (ОИВ) в территориальных субъектах. Здесь органом исполнительной власти признается администрация края, области, ГФЗ, автономной области, автономного округа.

Ставропольский край: губернатор и возглавляемое им правительство; Иркутская обл.: губернатор и возглавляемая им Администрация, Пермская область: губернатор, который возглавляет Администрацию области и руководит на принципах единства. Курганская область: администрация (Правительство) и исполнительно-распорядительные органы районов; Ленинградская область: губернатор является главой ИВ и ОИВ областного правительства. В автономных округах ИВ осуществляют либо глава администрации, либо губернатор и правительство. В Свердловской области структура ИОГВ утверждена Указом Губернатора (от 1.10.99 № 475-УГ):

1. Отраслевые ИОГВ: 1) министерство общего и профессионального образования, 2) министерство здравоохранения, 3) министерство культуры, 4) министерство финансов, 5) министерство сельского хозяйства и продовольствия, 6) министерство социальной защиты населения, 7) министерство международных и внешних связей, 8) министерство экономики и труда, 9) министерство промышленности, 10) министерство металлургии, 11) министерство природных ресурсов, 12) министерство торговли, питания и услуг, 13) министерство по управлению госимуществом, 14) министерство строительства и архитектуры, 15) министерство энергетики, транспорта, связи и ЖКХ, 16) министерство по физической культуре, спорту и туризму, 18) департамент по обеспечению деятельности мировых судей, 18) департамент по делам молодежи, 19) комитет ценовой политики, 20) главное управление по делам ГО и ЧС, 21) управление печати и массовой информацией, 22) управление архивами, 23) свердловская государственная нефтеинспекция, 24) центр содействия предпринимательству, 25) областная энергетическая комиссия.

2. Территориальные отраслевые ИОГВ: 1) управление с/х и продовольствия мин.с/х и продовольствия Свердловской области, 2) управление социальной защиты населения министерство соц.защиты Свердловской области, 3)комитет по земельным ресурсам и землеустройству с функциями специально — уполномоченных ГО по управлению земельными ресурсами, 4) финансовые и финансово – бюджетные управления минфина Свердловской области, 5) государственное управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Свердловской области.

3. Территориальные межотраслевые ИОГВ Свердловской области: 1-6) администрации Восточного округа, Центрального, Южного, Горнозаводского, Западного, Северного округов, 7) управление по птицеводству комбикормовой промышленности.

Государственно-правовой статус органов исполнительной власти субъекта Федерации складывается из нескольких основ­ных составляющих. К ним относятся, прежде всего, нормы, опре­деляющие правовую характеристику органов исполнительной власти, их роль и значение в системе государственных органов власти. Существенными также представляются нормы, регули­рующие механизм их взаимодействия с представительным орга­ном государственной власти, устанавливающие ответственность органов исполнительной власти, закрепляющие их компетенции.

В субъекте Российской Федерации устанавливается и действу­ет система органов исполнительной власти во главе с постоянно действующим высшим исполнительным органом государствен­ной власти субъекта РФ. Высший исполнительный орган госу­дарственной власти может возглавлять его руководитель, а если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации уста­новлена должность высшего должностного лица субъекта РФ, то высший исполнительный орган государственной власти возглав­ляет это высшее должностное лицо субъекта РФ.

Например, в соответствии со ст. 37 Устава Нижегородской области Губернатор области является высшим должностным лицом области, гарантом законности на территории области, ру­ководителем высшего исполнительного органа государственной власти области — Правительства.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил пред­назначение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ — обеспечивать исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъ­екта РФ.

Наименование должности высшего должностного лица субъ­екта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государ­ственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (ус­тавом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации. Так, указан­ные лица именуются: Глава Республики, Президент, Председатель Государственного Совета, Губернатор, Глава администрации.

Исполнительную власть в демократических странах осуществляют соответствующие органы и учреждения, действующие в сфере узко определенного государственного управления. Для их обозначения, как правило, используются термины «административный аппарат» или «аппарат государственного управления». Вершиной системы органов исполнительной власти является правительство.
В странах с парламентарной (парламентско-республиканской и парламентско-монархической) и смешанной республиканской формами государственного правления правительство является одним из высших органов государства. В частности, в соответствующих странах правительство конституционное определяется высшим органом исполнительной власти.
В президентских республиках исполнительную власть возглавляет президент, который воспринимается как ее олицетворение и непосредственный носитель. В США вообще не выделяют понятие правительства, а используют для соответствующих целей сроки исполнительная власть и президентская администрация.
Иная картина о роли главы государства наблюдается в странах с парламентарной формой государственного правления, а также в части республик со смешанной формой. Здесь глава государства не может быть включен в систему органов исполнительной власти. Он прежде наделен полномочиями, природа которых следует именно из статуса главы государства. С другой стороны, компетенция такого главы государства все же включает определенные полномочия, касающиеся сферы исполнительной власти, хотя подавляющее большинство из них может быть реализована главой государства через правительство или с его санкции (контрассигнования).
По ряду стран со смешанной формой государственного правления (Польша, Россия, Румыния, Франция и др.), то здесь положение главы государства — президента относительно системы органов исполнительной власти имеет значительные особенности. В этих странах взаимоотношения между президентом, правительством в целом и его главой принято определять как дуализм исполнительной власти.
Конституции устанавливают различные названия правительств — собственное правительство, кабинет, кабинет министров, совет министров, государственный совет. Но для обозначения этого органа в общем смысле целесообразно пользоваться термином «правительство». Организация и деятельность правительств характеризуется существенными различиями, обусловленными принятыми формами государственного правления и особенностями государственно-правового развития отдельных стран.
Вопросы организации правительств включают прежде порядок и процедуры их формирования.
В странах с парламентской и смешанной формами государственного правления применяется так называемый парламентский способ (порядок) образование правительства. Суть его заключается в том, что парламент непосредственно осуществляет соответствующие процедуры. При этом в конституциях, где определен способ образования правительства, нередко не уточняется вопрос о правосубъектности при формировании правительства и, в частности, назначены его главы.
Другой подход применен в основных законах Болгарии, Греции, Македонии, Молдовы, Португалии и некоторых других государств. Например, в ст 37 Конституции Греции записано, что «премьер-министром назначается руководитель политической партии, которая имеет абсолютное большинство мест в палате депутатов (парламенте)». Близкое по смыслу положение содержит Конституция Болгарии:
«Президент после консультаций с парламентскими группами предлагает сформировать правительство кандидату, который рекомендован крупнейшей по численности парламентской группой» (ст. 99).
Конституции государств с парламентской и смешанной формами правления устанавливают в основном две процедуры формирования правительств. Обе они основаны на совместных действиях парламента и главы государства при образовании правительства, хотя характер и последовательность их действий отличные.
Первой следует назвать процедуру формирования правительства, которая исторически сложилась в Великобритании и долгое время с определенными особенностями по отдельным странам была почти общепринятой. Согласно этой процедуре глава государства формально по своему усмотрению назначает премьер-министра и по предложению последнего — других членов правительства. Парламент в этой процедуре никакого участия не принимает. Считается, что правительство поддержку парламента (обычно только его нижней палаты), пока представительный орган не проголосует против правительственной предложения с принципиально важного вопроса прямо не выразит правительству недоверие путем принятия специальной резолюции. И хотя теоретически премьер-министр и возглавляемое им правительство могут существовать и действовать против воли парламента, практически же их действия, как показывает практика, будут быстро парализованы из-за парламентскую обструкцию.
Особенностью применения соответствующей процедуры формирования правительств в ряде стран является необходимость получения правительством инвеституры в парламенте. По сравнению с изложенным выше это новацией — необходимость инвеституры достаточно широко признана в так называемых новейших конституциях, т.е. принятых в годы после второй мировой войны.
По этой процедуре роль парламента, оставаясь пассивной на начальной стадии процесса формирования правительства, на последующих стадиях внешне становится решающей. В частности, глава правительства после его назначения главой государства должен в установленный основным законом срок представить парламенту состав правительства или подать правительственную программу, сделать вместе и первое, и второе. В случае одобрения парламентом предложенного состава правительства или (и) правительственной программы считается, что правительство получило инвеституру. Соответствующее решение парламента должно быть принято абсолютным большинством голосов, то есть большинством голосов от установленного в конституции его численного состава.
Инвеститура правительства по своей сути является выражением парламентского доверия его деятельности на перспективу. В Италии такое доверие правительства должны выразить каждая из палат парламента, а в Румынии решение о доверии принимается на совместном заседании палат большинством голосов от состава каждой из них.
Второй процедурой формирования правительств следует считать ту, которая предусматривает более активное участие в ней парламента, начиная уже с начальной стадии соответствующего процесса. Однако говорить об одном, даже обобщенную процедуру можно лишь учитывая потребности классификации для целей познания
В каждой стране процедура формирования правительства со сравнительно более активным участием парламента имеет свои особенности, установленные в конституции. Так, в Венгрии главу правительства избирает парламент по предложению президента. Одновременно это означает принятие парламентом правительственной программы. В Ирландии президент по предложению нижней палаты парламента назначает премьер-министра. Других членов правительства глава государства назначает по предложению премьер-министра, предварительно одобренной той же палатой.
В некоторых странах определены более сложные процедуры формирования правительств в условиях внешне активной роли в их осуществлении парламентов. Наиболее ярким примером является процедура по содержанию основного закона ФРГ. Здесь глава правительства (канцлер) избирается без обсуждения нижней палатой парламента по предложению президента. После этого его формально назначает на должность сам президент. Члены правительства назначаются президентом по представлению канцлера. Но палата может не согласиться с предложенной президентом кандидатурой. В таком случае нижняя палата парламента должен в течение двух недель выбрать канцлером другое лицо на основе абсолютного большинства голосов. Если же и это лицо не будет избрана канцлером, то сразу проводятся новые выборы канцлера. На этот раз избранным считается тот, кто просто получил большинство голосов. Тем самым в ФРГ конституционное закреплена возможность образования правительства меньшинства на основе так называемой презумпции доверия. Эта презумпция нашла свое отражение и в конституциях Эстонии, Испании, Польше и Словении.
Однако преувеличивать значение всех рассмотренных и других процедур формирования правительств, принятых в странах с парламентарной и смешанной формами правления, не следует. Независимо от соотношения и последовательности действий главы государства и парламента, решения вопроса о формировании правительства здесь обусловлено прежде реальной расстановкой политических сил и их представительством в парламенте. При этом необходимо помнить, что выдвижение и согласование кандидатур на правительственные должности является прерогативой самих политических партий и их парламентских фракций.
Подобное касается и определения кандидатуры на должность премьер-министра, которую, как правило, занимает лидер партии парламентского большинства, или по согласованию между партиями-членами коалиции — лидер одной из этих партий. В подтверждение такой роли политических партий нужно отметить, что в странах с соответствующими формами правления главы государств консультации с руководителями крупнейших парламентских фракций относительно определения кандидатуры премьер-министра даже в тех случаях, когда это прямо не предусмотрено в конституциях, но такая практика является обычной . Вполне понятно, что вопрос о создании правительства практически решен еще до применения соответствующих конституционных процедур.
Исключение могут составлять ситуации, когда ни одна из политических партий не имеет большинства в парламенте. Роль главы государства при определении премьер-министра здесь может быть решающей. Само же существование правительства будет зависеть от реакции парламента, а точнее — парламентского большинства. Особенно это касается образования так называемого правительства меньшинства. Однако и в последнем случае многое решается в процессе согласования позиций между политическими партиями, представленных в парламенте.
В странах с президентской формой правления применяется так называемый внепарламентский способ формирования правительств. Особенностью «классической» президентской республики является то, что полномочия главы государства и главы кабинета смежные и находятся в руках президента, а пост премьер-министра отсутствует. Парламент не принимает непосредственного участия в процессе формирования кабинета или его участие в этом плане ограничена. Примером могут служить США, где члены кабинета назначаются президентом за «советом и согласием» верхней палаты парламента. Конституционная процедура «советы и согласия» применяется в случае назначения на другие должности в структурах исполнительной власти.
Конституционная теория и практика развитых стран знает две модели определения правительств.
Согласно одной из них, которая обычно определяется как континентальная модель, в состав правительств входят все руководители министерств и ведомств с общегосударственной компетенцией. В совокупности все они и составляют правительственную коллегию как единый орган. Это обусловливает достаточно большую численность правительства, что иногда может привести к снижению эффективности его работы.
Поэтому в ряде стран, где введена такая модель, в структуре правительства образуется более узкая коллегия. В нее входят глава правительства, его заместители и некоторые наиболее авторитетные по должности министры. Примером может служить Италия, где в ст. 95 Конституции предусмотрено создание в рамках состав совета министров ее президиума. Однако официальный характер правительственных решений имеют только решения широкой по составу коллегии.
Другой моделью является так называемая англо-американская модель. На сегодня ее ввела большинство стран. По этой модели в состав правительства (кабинета) входят не все политические руководители министерств и ведомств, а лишь те, которые возглавляют важнейшие из них. Правительства как коллегии всех этих руководителей здесь просто не существует, а понятие правительства и кабинета по сути совпадают. Поэтому соответствующую модель называют «моделью кабинета». Члены кабинета за своими реальными полномочиями по решению вопросов правительственной политики существенно отличаются от других министерств, которые не имеют такого статуса. Решение же кабинета, созданного в странах с парламентарной и смешанной формами правления, является по своей природе официальными правительственными решениями, а по сути — решениями высшего органа исполнительной власти.
В США в состав кабинета входят все лица, возглавляющие министерства. Но это не значит что он является средоточием всей исполнительно-властной деятельности. Значительная часть функций в сфере исполнительной власти реализуется другими органами, руководители которых не входят в состав кабинета, а сами эти органы прямо не корреспондируются с кабинетом. К таким органам, прежде всего, следует отнести разного рода федеральные агентства и президентские комиссии, компетенция которых может ничем не отличаться от компетенции отдельных министерств. Важную роль играют также органы, включенные в структуру так называемого исполнительного аппарата при президенте США
Руководители некоторых этих органов фактически конкурируют по содержанию компетенции соответствующими министрами. Однако все они действуют на основе полномочий, переданных им президентом. Именно президент, согласно ст. 2 Конституции США, олицетворяет всю систему органов исполнительной власти, именно на нем замыкается их компетенция и деятельность.
Характеризуя состав правительств, следует отметить, что основным действующим лицом правительства, формальным и неформальным центром является его глава. Чаще всего он называется премьер-министром, хотя приняты и другие титулы: председатель, канцлер т.д.. В президентских республиках, как отмечалось, систему органов исполнительной власти возглавляет президент, а пост премьер-министра отсутствует.
В ряде стран со смешанной формой правления в силу упомянутого дуализма исполнительной власти роль центра распределяется между главой правительства и президентом. Характер этого распределения определяется нормами конституций и государственно-политической практикой конкретной страны. При этом главные полномочия могут быть сконцентрированы или президента, или премьер-министра.
Примером дуализма исполнительной власти является ее организация во Франции. Конституция и государственно-политическая практика обусловили превращение президента на реального главу правительства. Положения ст. 5 Конституции о том, что президент следит за выполнением основного закона и обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов государственной власти, формально не определяет роли в структуре исполнительной власти. Напротив, согласно ст. 21 Конституции Франции, эту роль выполняет премьер-министр. Но конституционное положение о предоставлении президенту права арбитража позволяет ему подняться над всеми другими органами и силой своего авторитета влиять на распределение властных полномочий в государственном механизме.
К этому следует добавить, что заседание совета министров — правительства Франции — происходит, как правило, под председательством президента. По его поручению на них может председательствовать премьер-министр. По результатам этих заседаний принимаются так называемые коммюнике, считаются документами как правительства, так и президента. Вместе с тем достаточно широкие конституционные полномочия сохраняет и премьер-министр. Он руководит деятельностью правительства, несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, назначает на должности государственной службы и т.п. (ст. 21 Конституции). Роль премьер-министра в структуре представляющих различные партийно-политические силы.
Подобное положение существует и в ряде других стран со смешанной формой правления. Однако в некоторых из них (Австрия, Словения, Финляндия), а также в странах с парламентарной формой глава правительства концентрирует в своих руках основные полномочия в сфере исполнительной власти и по сути стоит над правительством. Здесь премьер-министр часто реализует не только собственно правительственные полномочия, но и большинство властных полномочий главы государства.
Конституции большинства соответствующих государств почти ничего не говорят о каком-то особом место премьер-министра в структуре правительства и среди государственных институтов в целом. Иногда все ограничивается общими положениями о том, что премьер-министр возглавляет правительство и руководит им
Однако именно премьер-министр является своеобразным стержнем правительства. Как отмечалось, установлен в основных законах порядок формирования правительств предусматривает как первую стадию замещения должности именно премьер-министра. Отставка последнего по любым причинам практически всегда ведет к отставке правительства в целом. Состав правительства определяется его главой, а участие парламента и главы государства в этом процессе во многом носит формальный характер. Выбор же премьер-министра обусловлен не только его личными предпочтениями, но и прежде всего общими политическими факторами — расстановкой сил в парламенте и в партии, которую он представляет.
Тот факт, что глава правительства в соответствующих странах в своих действиях опирается на правящую партию или коалицию, вовсе не означает ослабления его позиций в государственном механизме. Наоборот, учитывая, что он обычно является лидером такой партии, это дает ему возможность не только доминировать в правительстве, но и контролировать депутатское большинство в парламенте. В результате глава правительства приобретает реальных возможностей направлять работу представительного органа. Ситуация может несколько осложняться для него в случае создания коалиционных правительств.
Премьер-министр не только определяет персональный состав правительства, но и решает вопрос его внутренней организации. Случается, что одно и то же лицо занимает пост премьер-министра и одну или более должностей министров. Различие позиций по важным вопросам между главой правительства и его отдельными членами почти всегда завершается не в пользу последних: если глава правительства требует отставки конкретного министра, это по сути считается его правом. Под общим руководством премьер-министра функционирует государственная служба, и он контролирует комплектования ее верхушки.

Добавить комментарий