8 субъекты финансового права

Самый большой круг субъектов финансового права составляют коллективные субъекты. Под коллективными субъектами права понимают организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое.

К числу коллективных субъектов финансового права, на наш взгляд, могут быть отнесены:

1) органы государственной власти;

2) Центральный банк РФ, а также коммерческие банки, наделенные властными полномочиями в сфере государственных финансов;

3) российские и иностранные организации;

4) крестьянские (фермерские) хозяйства; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера.

Основанием для признания органов государственной власти .субъектами финансового права является наличие у них компетенции в области финансовой деятельности государства, в которой раскрывается правосубъектность его органов. При этом под компетенцией органа понимается система его полномочий по осуществлению государственной власти, куда включаются права по отношению к управляемым объектам, вытекающие из определенных функций и обязанностей перед государством. Существуют и другие точки зрения. Так, Ю.М. Козлов включает в компетенцию органа «…круг осуществляемых им управленческих функций (предмет ведения) и объем необходимых дляих реализации правомочий (обязанностей и прав)». Д.Н. Бахрах также характеризует компетенцию как совокупность властных полномочий относительно определенных предметов ведения. При этом к властным полномочиям он относит права и обязанности субъекта, связанные с осуществлением власти. Проблема компетенции государственного органа является недостаточно исследованной в науке. Однако, несмотря на все многообразие точек зрения по вопросам «компетенция» все ученые сходятся на том, что компетенция государственного органа включает его права и обязанности, связанные с осуществлением государственного руководства в определенной сфере, а потому имеющие властный характер.

Анализ финансового законодательства показывает, что для многих органов государственной власти финансовая деятельность государства составляет часть компетенции. В то же время есть органы государственной власти, для которых финансовая деятельность государства является специальной и полностью охватываетсяих компетенцией. Соответственно этому можно различать и органы государственной власти как субъекты финансового права.

Коллективными субъектами финансового права являются органы государственной власти всех трех ее ветвей: представительные, исполнительные, судебные, В большинстве случаев представительные и исполнительные органы выступают субъектами финансового права в отношениях по государственному финансовому контролю, а также в отношениях бюджетного процесса. Органы судебной власти — в отношениях по взиманию государственной пошлины, предоставлению отсрочек и рассрочек по государственной пошлине. Причем в круг представительных и исполнительных органов государственной власти входят органы как федерального, так и регионального уровня. А в числе органов исполнительной власти — органы как общей, так и специальной компетенции. Конкретно к числу органов исполнительной власти специальной компетенции относятся: Министерство финансов РФ, Министерство финансов республик, входящих в состав РФ, а также финансовые управления администраций субъектов Федерации; Министерство РФ по налогам и сборам; Государственный таможенный комитет РФ и некоторые другие. К примеру, в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г., в компетенцию этого ведомства входит контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, а в соответствии с Положением о Государственном таможенном комитете РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 25 октября 1994г. (в ред. от 16 сентября 1999г.), в компетенцию Комитета входит обеспечение своевременности и полного внесения в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов. Исходя из ст.10 ТК РФ в деятельности различных таможенных органов Российской Федерации это реализуется через производство таможенного контроля. Органы государственной власти как субъекты финансового права, реализуя свою компетенцию в области финансов, осуществляют тем самым свои властные полномочия, Поэтому, являясь субъектом конкретного финансового правоотношения, они, собственно, и обеспечивают его властный, императивный характер.

Одной из главных проблем органа государственной власти как субъекта финансового права является проблема его компетенции. Дело в том, что на сегодняшний день компетенция органов государственной власти в области финансов не всегда четко определена. Нередки случаи, когда компетенция одного органа пересекается, «накладывается» на компетенцию другого. Это приводит к параллелизму, дублированию в работе, что снижает эффективность государственного управления финансами и отрицательно сказывается на том субъекте, в отношении которого реализуются властные полномочия. В частности, подобная ситуация имеет сегодня место в сфере государственного финансового контроля. По ныне действующему законодательству функциями государственного финансового контроля наделены Минфин РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Счетная палата РФ и т.д. Однако компетенция и деятельность указанных органов в ряде случаев не скоординирована. Поэтому эффективность финансового контроля трудно достижима, с одной стороны, из-за дублирования в работе этих органов, а с другой, — из-за правовых пробелов в этой сфере. Как подчеркивают практики, необходимо срочно принять закон о государственном финансовом контроле, который позволил бы скоординировать их действия.

Органы государственной власти, будучи субъектами финансового права, одновременно являются уполномоченными государством органами. Наделенные государством компетенцией в сфере его финансовой деятельности, они находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, где уполномочены выражать государственную волю в установленных им пределах.

Вместе с тем нельзя не заметить, что есть случаи, когда компетенция органа государственной власти не играет никакой роли в его вступлении в финансовое правоотношение и, соответственно, признании субъектом финансового права. К примеру, министерства, ведомства как бюджетные учреждения являются субъектами финансового права в отношениях по поводу получения бюджетных ассигнований, т.е. для оплаты труда, для приобретения необходимого имущества и т.д. Совершенно очевидно, что такого рода правоотношения никак не связаны с их властными полномочиями. Напротив, процедура получения министерством, ведомством бюджетных ассигнований такая же, как у любого бюджетного учреждения. Таким образом, правосубъектность министерства, государственного комитета в отношениях по получению бюджетных ассигнований и исполнению бюджетных смет определяется статусом бюджетного учреждения. Такой точки зрения придерживается и А.В. Мицкевич.

К числу коллективных субъектов финансового права, о которых стоит упомянуть особо, относится Центральный банк РФ, а также коммерческие банки.

Как уже отмечалось, Центральный банк РФ — один из органов, осуществляющих финансовую деятельность государства. Поэтому он является субъектом финансового права и выступает в конкретных финансовых правоотношениях как уполномоченный государством орган. Это имеет место тогда, когда в соответствии со ст.23 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» он выполняет свои обязанности по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем анализ финансового законодательства показывает, что в ряде случаев Центральный банк РФ является стороной финансового правоотношения, противоположной государству. Так, в соответствии со ст.26 указанного Закона 50% прибыли Банка России перечисляется в доход федерального бюджета. Эти отношения, возникающие между государством и ЦБ РФ, являются финансово-правовыми. Во-первых, они возникают в сфере собирания государством денежных средств в бюджет. Во-вторых, это властеотношения, ибо государство в законе устанавливает обязательность перечисления 50% прибыли в доход федерального бюджета.

Кроме того, Центральный банк РФ мог признаваться стороной финансового правоотношения и тогда, когда выделял Правительству РФ кредиты на покрытие дефицита и временных кассовых разрывов по бюджету. Последнее имело место до 1996г., о чем отмечалось в первой главе работы.

Исходя из всего отмеченного правосубъектность Центрального банка РФ как субъекта финансового права имеет двойственный характер. С одной стороны, он является органом государства, в компетенцию которого входит осуществление некоторых операций, составляющих содержание финансовой деятельности государства. К их числу, как уже отмечалось, относятся операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, а также с бюджетами субъектов Российской Федерации. Отсюда Центральный банк РФ является субъектом финансового права, так как обладает финансовой правосубъектностью, вытекающей из его компетенции. С другой стороны, Центральный банк РФ является юридическим лицом. При этом все имущество ЦБ РФ в соответствии со ст.2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» является государственной (федеральной) собственностью. Как юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность, Центральный банк РФ взаимосвязан с федеральным бюджетом относительно пополнения доходов последнего. Здесь имеет место особый случай. Государство, пользуясь правом собственности на имущество ЦБ РФ, вместо налогов устанавливает для него ограничение по распоряжению прибылью, 50% которой необходимо перечислить в доход федерального бюджета. Отсюда можно заключить, что в отношениях по перечислению прибыли Центральный банк РФ обладает правосубъектностью юридического лица, которая в значительной мере определена правом государственной собственности на имущество ЦБ РФ. Кроме того, Центральный банк РФ является стороной финансового правоотношения, когда получает от федерального казначейства средства на затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации в соответствии со ст.119 БК РФ. Как уже отмечалось в первой главе работы, эти отношения являются финансово-правовыми, ибо, во-первых, возникают в процессе привлечения государством денежных средств в бюджет, а во-вторых, проявляются как государственно-властные, так как возникают не по воле сторон, а в силу закона. Государство возлагает на ЦБ РФ обязанность обслужить государственный внутренний долг. Соответственно, отношения по обеспечению затрат, будучи производными от этой обязанности, сами строятся как обязывающие. Государство в лице федерального казначейства должно осуществлять затраты под долговые обязательства Российской Федерации, а Центральный банк РФ — принять их на обслуживание государственного внутреннего долга. Применительно к вышеназванным отношениям ЦБ РФ как субъект финансового права также обладает правосубъектностью юридического лица, на балансе которого отражаются все средства, полученные из федерального бюджета на обслуживание государственного внутреннего долга.

Помимо ЦБ РФ к коллективным субъектам финансового права относятся коммерческие банки, выступающие в качестве лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов. Так, в соответствии со ст.11 Закона РФ от 9 октября 1992г. «О валютном регулировании и валютном контроле», а также п.14 Инструкции ЦБР от 29 июня 1992г. №7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» уполномоченные банки являются агентами валютного контроля. Анализ законодательства приводит к выводу, что деятельность коммерческого банка в этом качестве хотя и косвенно, но все же обеспечивает финансовую деятельность государства. Так, в Центральном банке РФ создается валютный резерв, который, являясь закрепленной за ним государственной собственностью, может служить и источником централизованных средств государства. Это следует из Указа Президента РФ от 14 июня 1992г. №629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», согласно которому Минфин России осуществляет расходы в валюте для целей обслуживания внешнего долга, других государственных нужд за счет покупки валютных средств у ЦБ РФ. Государство, будучи заинтересовано в поддержании валютного резерва ЦБ РФ как источника своих «подпиток», обязало вышеназванным Указом все предприятия продавать 75% своей валютной выручки через уполномоченные банки за рубли. И более того, возложило на эти банки функции агентов валютного контроля, наделив их властными полномочиями. Отсюда, на наш взгляд, коммерческие банки являются субъектами финансового права в отношениях по. поводу валютного контроля предприятий, где они обладают властными полномочиями, направленными на обеспечение расходов государства. Такой же точки зрения придерживаются и ученые, занимавшиеся исследованием банковского права в системе законодательства.

Коммерческие банки являются коллективными субъектами финансового права также в случае установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций. Эти отношения возникают между коммерческим банком и предприятием на основе постановления Президиума Верховного Совета РФ от 13 января 1992г. «О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного обращения в Российской Федерации». Их финансово-правовой характер, а значит, «вовлеченность» в процесс финансовой деятельности государства обусловлена направленностью на более полное и своевременное внесение в бюджет налогов и других обязательных платежей. Ведь ограничение предприятия «по кассе» гарантирует производство основной массы операций в безналичном порядке через расчетный счет. Значит, и в этом случае коммерческий банк выступает как орган, наделенный государством властными полномочиями.

Коллективными субъектами финансового права, помимо перечисленных, являются российские организации. Такой вывод следует из анализа действующего законодательства. Российские организации как субъекты финансового права реализуют себя в следующих финансовых правоотношениях:

а) по поводу составления проекта бюджета (сметный процесс);

б) по поводу получения бюджетных кредитов;

в) по поводу получения средств из государственных внебюджетных фондов;

г) по поводу уплаты налогов и неналоговых платежей;

д) по поводу формирования внутрихозяйственных фондов казенных предприятий и перечисления в бюджет свободного остатка прибыли;

е) по поводу перечисления в бюджет унитарным (на праве хозяйственного ведения) предприятием части прибыли в доход бюджета;

ж) по поводу выполнения обязанностей налоговых агентов и т.д.

Возникает вопрос, чем же определяется финансовая правосубъектность организаций?

В науке утвердилось мнение, что категория юридического лица является универсальной формой, которая охватывает правосубъектность организаций во всех областях их деятельности. Пожалуй, сегодня с этим в полной мере согласиться нельзя. Научный анализ финансовой правосубъектности предприятий и организаций приводит к выводу, что качество юридического лица не всегда является единственным показателем их правосубъектности (хотя нередко это именно так). Действительно, качество юридического лица дает субъекту как участнику экономического оборота ту степень самостоятельности, которая позволяет ему вступать в отношения с другими субъектами и нести ответственность за свои действия. Однако надо иметь в виду, что предприятие и организация имеют одновременно разные виды правосубъектности: гражданско-правовую, административную, финансовую и т.д. Каждый вид существует в границах, очерченных законодательством, ибо содержанием правосубъектности, на наш взгляд, являются права и обязанности, в отношении которых праводееспособно лицо. Отсюда качество юридического лица хотя и служит очень часто необходимым показателем финансовой правосубъектности организации, все же не является единственным и достаточным для ее определения, а тем более, как будет показано ниже, универсальным. По крайней мере, это явствует из анализа финансовых правоотношений. Так, сегодня предприятия (как разновидность организаций) в большинстве случаев не являются субъектами бюджетно-процессуальных прав (сметного процесса) и прав по поводу получения бюджетных ассигнований, хотя и обладают качеством юридического лица. Видимо, в тех редких случаях, когда это возможно, финансовая правосубъектность предприятий в вышеназванных отношениях определяется не только качеством юридического лица, но и несколько иными характеристиками. Причем в силу многоликости финансовых правоотношений, субъектами которых являются организации, эти характеристики их правосубъектности также неоднозначны.

Прежде всего, финансовая правосубъектность предприятий и организаций в целом ряде финансовых отношений определяется не только качеством юридического лица, но и финансово-правовым статусом. Так, субъектами финансового права в отношениях по поводу составления проекта бюджета (сметного процесса) и получения бюджетных ассигнований являются, главным образом, организации, выступающие в качестве бюджетных учреждений. Такой вывод следует из анализа ежегодно принимаемых бюджетных законов на предстоящий финансовый год, где конечными получателями бюджетных ассигнований выступают лечебные, образовательные, социально-культурные и другие государственные учреждения. На наш взгляд, их финансовая правосубъектность в отношениях сметного процесса и получения бюджетных ассигнований определяется и качеством юридического лица, и самим статусом бюджетного учреждения. Так, исходя из ст.161 БК РФ, бюджетное учреждение — это организация, созданная органами государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Как видно, финансирование со стороны государства — одна из характерных черт бюджетного учреждения. Отсюда, по нашему мнению, сам факт принадлежности той или иной организации к бюджетному учреждению предполагает получение ею бюджетных ассигнований и участие в сметном процессе, т.е. определяет ее праводееспособность. Дополнением к этому служит качество юридического лица, наличествующее у бюджетного учреждения. Оно характеризует имущественную обособленность, а значит, самостоятельность бюджетного учреждения, его способность вступать в различные отношения, в том числе с бюджетом, как единое целое. Отсюда — качество юридического лица является второй составляющей финансовой правосубъектности бюджетного учреждения.

Как уже отмечалось, предприятия сегодня не являются получателями бюджетных ассигнований на безвозмездной основе. Исключение составляют казенные предприятия. Исходя из анализа Указа Президента РФ от 23 мая 1994г. №1003 «О реформе государственных предприятий», а также Порядка планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994г., казенные предприятия выступают субъектами финансовых правоотношений по поводу получения ассигнований из федерального бюджета. Кроме того, они являются субъектами финансовых правоотношений по поводу распределения своей прибыли, а также направления ее свободного остатка в доход федерального бюджета. Финансовая правосубъектность казенного предприятия, которую оно реализует при вступлении в вышеназванное конкретное правоотношение, определяется, на наш взгляд, качеством юридического лица, а также финансово-правовым статусом, определенным в вышеуказанных нормативных актах. Итак, финансово-правовой статус казенного предприятия определяет содержание его финансовой правосубъектностй, а качество юридического лица служит реальной гарантией этой правосубъектностй.

Российские организации являются субъектами финансового права и при вступлении в налоговые правоотношения. Анализ законодательства показывает, что их правосубъектность в этом случае определяется качеством юридического лица и наличием того вида предпринимательской деятельности, тех доходов, того имущества или совершением тех операций, которые указаны в законодательстве. Например, согласно ст.179 НК РФ организации являются плательщиками акцизов, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ. Можно сказать, что правосубъектность предприятий и организаций в этих случаях определяется общими и специальными признаками, указанными в законодательстве.

Организации являются субъектами финансового права и тогда, когда выполняют обязанности налоговых агентов. Их финансовая правосубъектность в этом случае, на наш взгляд, определяется закрепленной за ними в законодательстве (различных нормативных актах о налогах) обязанностью по исчислению, удержанию и перечислению налогов. Качество юридического лица не служит в этом случае определяющим, ибо налоговыми агентами, исходя из смысла законодательства, являются не только предприятия и организации как юридические лица, но и их филиалы.

Помимо этого субъектами финансового права считаются организации, вступающие в финансовые отношения с налоговыми органами по поводу предоставления информации, необходимой для исчисления налогов, а также по поводу выполнения некоторых операций. Это, главным образом, банки, которые вступают и финансовые правоотношения с налоговыми органами по поводу предоставления информации:

а) о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика-клиента банка;

б) об открытии налогоплательщику счета;

в) об операциях и счетах организаций и граждан-предпринимателей.

Кроме того, это правоотношения между вышеназванными субъектами по реализации распоряжений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и бесспорному списанию средств. Организации также являются субъектами финансового права в подобных отношениях. В частности, согласно ст.230 НК РФ налоговые агенты (организации) обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и об удержанных с них суммах налога. Во всех перечисленных случаях правосубъектность предприятий и организаций как субъектов финансового права определяется обязанностями, возложенными на них в законодательстве. Качество юридического лица опять-таки не является здесь определяющим, поскольку вышеназванная обязанность возлагается не только на предприятия, выступающие в качестве юридических лиц, но и на их филиалы.

Субъектами финансового права относительно налоговых правоотношений являются, исходя из ст.19 и п.2 ст.11 НК РФ, и иностранные организации. В их число включаются: иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Их налоговая правосубъектность, как представляется, определена их налогово-правовым статусом, закрепленным в российском налоговом законодательстве, т.е. налоговыми правами и обязанностями.

Помимо всего отмеченного, коллективными субъектами финансового права являются согласно ст.235 НК РФ крестьянские (фермерские) хозяйства; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера. Они вступают только в налоговые правоотношения. Их финансовая правосубъектность определена лишь их финансово-правовым статусом, т.е. теми правами и обязанностями в области государственных финансов, которые за ними закреплены.

Субъекты финансового права

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное и целенаправленное образование, распределение и использование публичных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятия «субъект финансового права» и «субъект (участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Субъектом же финансового правоотношения выступает реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от их участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения в процессе реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства — он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т. е. остается субъектом финансового права.

Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еше не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая- то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако объем такой части будет гораздо меньше, чем был бы по другим отраслям права, в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Например, не требуется и не предполагается реализация всех прав, которыми наделяет законодательство субъектов гражданского права (право наследования, дарение, купля-продажа и т. д.). Иначе складываются финансовые правоотношения: участие в них государственных органов (органов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и других факторов субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право изыскания и использования дополнительно выявленных сверх утвержденных по бюджету доходов, право обращения с заявлением об отсрочке или рассрочке налоговых платежей и др.).

Круг субъектов российского права состоит из трех основных групп:

  • государство и его территориальные подразделения;
  • коллективные субъекты;
  • индивидуальные субъекты.

Каждая из них отличается своеобразием. Возможно подразделение субъектов финансового права и на две группы: 1) организации, куда входят две первые из названных выше групп, и 2) граждане (или физические лица) в качестве индивидуальных субъектов. Такая классификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответственности, о способах защиты прав субъектов финансового права и видов их ответственности за финансовые правонарушения). Однако подразделение на три группы полнее раскрывает особенности круга субъектов финансового права.

Государство и его территориальные подразделения

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область. автономные округа (в настоящее время некоторые автономные округа по волеизъявлению населения вошли в состав краев в качестве их составной части);
  • муниципальные образования — муниципальные районы, городские округа, городские или сельские поселения;
  • административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования).

Такой состав субъектов свойствен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, отраженный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета государству и его территориальному подразделению является и необходимым атрибутом, свидетельствующим об их организованности в соответствующую единицу — государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально- экономического развития определенной территории, осуществления других своих задач.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях, например связанных с государственным (муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (муниципальных) займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах Российской Федерации в целом, республики, области и т. д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т. е. соответствующего государственного или местного бюджета.

Закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО) согласно российскому законодательству называют административно-территориальные единицы с особым правовым режимом, имеющие органы местного самоуправления. Вся территория ЗАТО — это территория муниципального образования со статусом городского округа.

В пределах ЗАТО расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, в связи с чем устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании и упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ. Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам установления его административной подчиненности и границ; определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении ЗАТО; введения и обеспечения особого режима.

Все это определило особенности и финансово-правового положения ЗАТО. Помимо формирования и исполнения местного бюджета, в общем порядке ЗАТО, в отличие от других муниципальных образований, вступает в бюджетные правоотношения непосредственно с федеральными органами власти.

В случае строительства или реконструкции в ЗАТО предприятий и объектов с сохранением их оборонной направленности за счет средств федерального бюджета часть их в установленных законом размерах должна быть отчислена органам местного самоуправления ЗАТО.

Помимо рассмотренных территориальных образований, существуют территории, выделенные в целях выполнения определенных задач в области экономики, социальной сферы и др. К ним относятся особые экономические зоны (ОЭЗ). В связи с их функционированием возникают специфические финансовые правоотношения.

Согласно законодательству особая экономическая зона представляет собой определяемую Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. Выделяют следующие типы ОЭЗ: 1) промышленно-производственные; 2) технико-внедренческие; 3) туристско-рекреационные.

Решение о создании ОЭЗ на территории субъекта РФ и муниципального образования принимает Правительство РФ. Управление деятельностью в ОЭЗ Указом Президента РФ от 5 октября 2009 г. № 1 107 возложено на Министерство экономического развития РФ. Созданное в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 2005 г. № 530 Федеральное агентство по управлению экономическими зонами впоследствии было упразднено Указом Президента РФ от 5 октября 2009 г. № 1107. Действующими правовыми нормами урегулированы особенности финансово- бюджетных отношений ОЭЗ, вопросы налоговых и таможенных платежей (например, вопрос о гарантиях от неблагоприятного изменения законодательства о налогах), контроля за использованием бюджетных средств и др.

Коллективные субъекты

Вторую группу субъектов финансового права образуют коллективные субъекты — государственные, муниципальные и общественные организации. К их числу относятся:

  • государственные органы представительной и исполнительной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяют коммерческие и некоммерческие организации.

Органы государственной власти относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ. В числе органов исполнительной власти — как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции — министерства, службы, агентства и т. д., а также система финансово-кредитных органов.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ (ст. 12, 132) самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

Участие в правоотношениях органов не только исполнительной, но и представительной власти — характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от круга субъектов административного права, в число которых органы представительной власти не входят.

Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации. Компетенция соответствующего органа распределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности, действующие на праве хозяйственного ведения. Основная цель их деятельности — извлечение прибыли. Такие организации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в бюджет налогов и других обязательных платежей, получением финансовой поддержки, распределением прибыли и т. д. Для участия в названных правоотношениях предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако законодательством предусматривается, что филиалы, другие обособленные подразделения предприятий могут исполнять обязанности последних, в частности по уплате налогов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).

Среди субъектов финансового права данной группы своей спецификой выделяются следующие государственные и муниципальные предприятия: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Все они находятся в прямом государственном (или муниципальном) подчинении у уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличается спецификой, обусловленной наличием у государственных органов и органов местного самоуправления полномочий по управлению их финансовой деятельностью, определенным ограничением их самостоятельности.

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения. Они создаются на договорной основе, действуют на принципах коммерческого расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.

Заметно развилась сеть малых предприятий, которые также наряду с государством и муниципальными образованиями участвуют в финансовых правоотношениях, отличающихся своей спецификой. Например, применительно к ним действует упрощенная система налогообложения.

К субъектам финансового права относятся и организации, именуемые учреждениями. Это некоммерческие организации (не имеющие своей основной целью получение прибыли). Учреждения по форме собственности могут быть государственными (муниципальными) и частными (см. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (с изм. на 18 июля 2011 г., № 239-ФЭ).

Государственные (муниципальные) учреждения подразделяются на автономные, бюджетные и казенные (ст. 120 ГК РФ; ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной зашиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно было создано, если иное не предусмотрено законом. Среди некоммерческих организаций выделяется и такая их форма, как государственные корпорации (ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Положения, установленные БК РФ относительно учреждений, распространяются и на государственные органы, органы местного самоуправления и органы управления государственных внебюджетных фондов. В ведении этих органов находятся казенные учреждения, деятельность которых финансируется из средств соотвествующих бюджетов на основании бюджетных смет. Казенные учреждения могут осуществлять деятельность, приносящую доход, который поступает в соответствующий бюджет. Большое значение приобрели права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных источников средств, получаемых ими в результате предпринимательской и иной деятельности (оказания дополнительных услуг и т. п.).

Среди названных субъектов финансового права своей спецификой выделяется инновационный центр «Сколково», правовой статус которого определен Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ (с изм. на 12 июля 2011 г., № 209-ФЗ). В Законе он определяется как совокупность инфраструктуры территории Центра и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта с использованием этой инфраструктуры (п. 2 ст. 2). Инфраструктура территории Центра включает совокупность территорий Центра, а также зданий, строений и иных объектов коммунальной инфраструктуры (ст. 2).

Реализация проекта осуществляется в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов по направлениям, указанным в Законе (ч. 8 ст. 10).

Индивидуальные субъекты

Третья группа субъектов финансового права — индивидуальные субъекты, или физические лица. Это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Законодательство определяет, в каких случаях субъектами финансового права Российской Федерации могут быть не только граждане России, но и иностранцы и лица без гражданства. Среди физических лиц — субъектов финансового права особым статусом наделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Еще одна важная сторона правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, основанное на положениях Конституции РФ (ст. 32).

Введение

1. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и виды

2. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансово-правовых отношений. А субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений . Финансово-правовые отношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства и местного самоуправления, т.е. деятельность, направленную на создание, распределение и использование денежных средств и эта деятельность регулируется нормами финансового права. Каждый вид финансового правоотношения имеет свою цель, т.е. регулирование отношений в соответствующей области финансового права.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства – он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т. е. остается субъектом финансового права.

Субъекты финансового права обладают разной правоспособностью. Круг участников финансовых отношений, субъектов финансового права очень широк и разнообразен. Однако они могут быть классифицированы, исходя из места, занимаемого ими в финансовой системе, и особенностей участия в финансовых правоотношениях.

1. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и виды.

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

По содержанию финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на:

— материальные, через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании материальных норм финансового права);

— процессуальные, в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм).

По особенностям объекта финансовые правоотношения подразделяются на:

— имущественные, объектом которых, являются непосредственно деньги — налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.;

— неимущественные, объектом которых, являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, — проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т.д.

Финансовые правоотношения можно классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды:

— бюджетные правоотношения;

— налоговые правоотношения;

— неналоговые правоотношения;

— финансовые правоотношения в области государственного кредита;

— финансовые правоотношения в области страхования;

— правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

— финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

— финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;

— валютные правоотношения .

Субъекты финансовых правоотношений — три группы (основные):

1. Государство и его территориальные подразделения (общественно-территориальный субъект).

а) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, края, области.

б) Муниципальные (местные) образования и иные территории.

2. Коллективный — органы Государственной власти и Государственного управления, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие.

3. Индивидуальные — граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами.

Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Виды финансовых правоотношений:

1. По содержанию:

а) Регулятивные,

б) охранительные.

2. По юридическому содержанию:

а) Материальное,

б) Процессуальное.

3. По видам институтов.

4. По характеру взаимодействия участников:

а) Вертикальные,

б) Горизонтальные.

5. По количеству участников:

а) Двусторонние,

б) Многосторонние.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта.

Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства — закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно.

Индивидуальный нормативный акт — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения .

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях.

Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует, главным образом, в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

2. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником Финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

А субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений .

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу Действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства — он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т. е. остается субъектом финансового права.

Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права, в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Участие в них государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права:

а) государство и его территориальные подразделения;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений входят:

а) Российская Федерация; субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;

б) муниципальные образования;

в) городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;

г) административно-территориальные образования особого режима .

Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов для покрытия недостатка бюджетных средств .

Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, области и т. д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т. е. соответствующего государственного или местного бюджета.

Закрытые административно — территориальные образования— это имеющие органы местного самоуправления административно-территориальные единицы с особым правовым режимом, установленным законодательством. В отличие от обычных муниципальных образований, они вступают в финансовые (бюджетные) правоотношения непосредственно с федеральными органами власти. Свободная экономическая зона отличается особой системой налогообложения (ст. 18 НК РФ).

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представительной и исполнительной власти; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации,

Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации и в силу своей обязательности, требующую от них активных действий.

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли (ст. 50 ГК РФ) и т. д. Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако законодательством предусматривается возможность филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий исполнять обязанности последних, в частности по уплате налогов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).

Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой государственные и муниципальные унитарные, в том числе казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления . Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличается спецификой.

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения, например финансово-промышленные группы . Все они в соответствующих случаях вступают в финансовые отношения.

С переходом к рыночной экономике развилась сеть малых предприятий, которые также вступают с государством и муниципальными образованиями в финансовые правоотношения, отличающиеся от других своей спецификой.

Например, применительно к ним действует упрощенная система налогообложения. Учреждения, которые являются некоммерческими организациями (не имеющими своей основной целью получение прибыли), создаваемыми для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности , являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако все большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате предпринимательской и иной деятельности (оказания дополнительных услуг и т. п.), приносящей доходы.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну.

Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.

Среди физических лиц — субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства .

Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32).

Заключение.

Подводя итоги вышесказанному, сделаем выводы о том, что финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовое правовое отношение возникает в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность, то есть деятельность, направленную на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств, и эта деятельность регламентируется нормами финансового права. Указанный признак является определяющим при отграничении финансового правового отношения от смежных правовых отношений, в частности от административных правовых отношений.

Субъектами финансовых правовых отношении могут быть физические лица (граждане), юридически лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные (местные) образования.

Особенностью финансовых правовых отношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должно быть государственное или муниципальное образование в целом либо орган государственной власти или местного самоуправления.

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Финансовое правоотношение возникает только по поводу денежных средств (финансовых ресурсов), вне зависимости от их формы выражения. Оно относится к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Федеральный закон от 30.11.1995 г. «О финансово-промышленных группах» // СЗ РФ. 1995. № 49.

3. Федеральный закон от 12 .01.1996 г. «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ №3, 1996 г.

4. Федеральный закон от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ № 48.

5. Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 22.08.2004) «О закрытом административно-территориальном образовании».

6. Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2т. М., 2002.- 425 с.

7. Финансовое право. Учебник./ Отв. ред. Химичева Н.И. — М.: Изд-во БЭК, 2007. — 525с.

8. Финансовое право. Учебник./ Под ред. Горбуновой О.Н. — М.: Юрист, 2006. — 400с.

9. Финансы. /Под ред. проф. Родионовой В.М. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 400с.

10. Финансовое право России: Учебник/ Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А. Пепеляев С.Г. — М.: ТЕИС, 2005. — 231с.

См.: Финансовое право. Учебник./ Отв. ред. Химичева Н.И. — М.: Изд-во БЭК, 2007. – С.59.

См.: Финансовое право. Учебник./ Под ред. Горбуновой О.Н. — М.: Юрист, 2006. – С.68.

См.: Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2т. М., 2002.- С.109.

См.: Финансы. /Под ред. проф. Родионовой В.М. — М.: Финансы и статистика, 1995. – С.93.

См.: Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2т. М., 2002.

См.: Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 22.08.2004) «О закрытом административно-территориальном образовании».

Финансовое право России: Учебник/ Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А. Пепеляев С.Г. — М.: ТЕИС, 2005. – С.69.

См.: Федеральный закон от 14.11. 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

См.: Федеральный закон от 30 .11.1995 г. «О финансово-промышленных группах» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.

Добавить комментарий