Абсолютное и относительное правоотношение

Регулятивные нормы права — нормы права, которые устанавливают субъективные юридические права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.

Регулятивные нормы права называют нормами позитивного регулирования.

Главное

Регулятивные нормы права — разновидность норм права, наряду с охранительными и коллизионными.

Регулятивные нормы права устанавливают субъективные юридические права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на:

Регулятивные нормы права — нормы права, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.

Охранительные нормы — нормы права, которые устанавливают условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

Коллизионные нормы — нормы права, которые устраняют возникающие противоречия между правовыми нормами.

Регулятивные нормы обычно состоят из гипотезы и диспозиции.

Примеры регулятивных норм права:

1) Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

— организации;

— индивидуальные предприниматели;

— лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. (п. 1 ст. 143 НК РФ);

2) Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. (п. 1 ст. 145 НК РФ)

Примеры применения термина

«В связи с этим возникает сомнение о необходимости установления новых регулятивных норм, когда конституционные права указанной категории граждан уже должным образом защищены законом и сложившейся судебной практикой, а новый собственник имеет иные механизмы защиты своих прав.»

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 5-П.

Примечания

1) Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, на которых распространяется действие правовой нормы).

Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные и должные варианты их поведения.

Рубрики:

Норма права

Советуем прочитать

Субъективное право — мера возможного поведения субъекта права.

Субъективная обязанность — мера должного поведения субъекта права.

Субъект права — участники правоотношений, наделенные по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя юридические права и исполнять юридические обязанности (т.е. правосубъектностью).

Норма права — закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Предметом гражданского права являются общественные отношения, реализуемые по поводу материальных или нематериальных благ. Юристы разработали множество классификаций социальных связей, поделили все виды по группам. Особенно распространенным здесь считается деление на абсолютные и относительные правоотношения. О том, что означает каждый из этих видов, будет рассказано в нашей статье.

Гражданские правоотношения

Гражданским правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности в любых ее проявлениях. Гражданские отношения выстраиваются на принципе юридического равенства. Субъектами права являются физические и юридические лица, вступающие во взаимосвязи для удовлетворения собственных духовных и материальных потребностей.

Предметом гражданского права являются общественные отношения — взаимосвязи между организациями, государственными органами, местными самоуправленческими инстанциями и простыми гражданами. Гражданские отношения делятся на имущественные и неимущественные. Первые осложняются наличием в них собственности. Здесь отражается единство экономического базиса и правовой надстройки. Более того, происходит их взаимодействие. Отношения же неимущественного характера связаны с интеллектуальной собственностью.

Особенности гражданских правоотношений

Абсолютное большинство юристов утверждает, что основой особенностью гражданско-правовых отношений является юридическое равенство всех субъектов. Именно поэтому взаимосвязи между лицами устанавливаются, как правило, на добровольной основе.

Особое место в системе гражданского права занимает договор. Это юридически оформленный документ, закрепляющий те или иные отношения. Именно договор закрепляет права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений. Согласно договору, все стороны должны быть равны и юридически независимы друг от друга. Ни один субъект не может повелевать или приказывать что-то другой стороне. На это указывает и общая диспозитивность большинства гражданских норм. Многие положения в рассматриваемой правовой отрасли имеют дозволительный характер, но не обязывающий или запрещающий. Однако это касается только формирования отношений. Так, если стороны заключат между собой договор, обязанности тут же появятся.

Содержание гражданских правоотношений

Перед тем как дать характеристику абсолютным и относительным правоотношениям, следует чуть подробнее рассказать о структуре рассматриваемых социальных взаимосвязей. Так, поведение участников гражданских правоотношений определяется наличием определенных прав и обязанностей.

Под правом субъекта отношений понимается юридически обеспеченная мера возможного поведения человека. Это означает, что субъект может осуществлять, а может и не осуществлять те или иные деяния. Субъектной обязанностью именуют юридически обусловленную меру необходимого поведения. Здесь преобладают нормы, имеющие императивный (обязывающий или запрещающий) характер. Субъективные права и обязанности образуют правовую форму гражданских отношений.

Правовое регулирование отдельных общественных связей способствует постоянному изменению их юридической формы. Содержание социальных взаимосвязей упорядочивается и систематизируется. В результате отношения между субъектами принимают законный характер.

Диалектическое единство формы и содержания

Имущественные отношения в гражданском праве нельзя в полной мере отнести к юридической надстройке или правовому базису. Обе эти категории представляют собой диалектическое единство. Это означает, что взаимодействие базиса и надстройки приводит к некоторому противоречию, что способствует, в свою очередь, развитию гражданских имущественных отношений.

Форма отношений, к которой относятся обязанности и права субъектов, находится в области юридической надстройки. Взаимодействие же субъектов права, образующее содержание, относится к экономическому базису.

Совсем по-другому дело обстоит с личными неимущественными отношениями. Здесь форма находится вне экономического базиса. Это означает, в свою очередь, что гражданские неимущественные отношения целиком относятся к сфере надстройки.

Относительные правоотношения в гражданском праве

В зависимости от формы связей между субъектами, все гражданские отношения делятся на абсолютные и относительные. Правоотношения относительного характера характеризуются наличием строго определенного количества лиц. Более того, это и вовсе может быть всего одно лицо. Важно лишь, чтобы каждый участник отношений был зарегистрирован в качестве такового.

Таким образом, относительные отношения зависят от структуры межсубъектной связи. В рассматриваемом случае она четко определена. Должен быть виден каждый элемент этой структуры — в данном случае каждый субъект.

Примеры относительных правоотношений

Примеров относительных правоотношений довольно много: например, это связи между участниками долевой собственности. Застройщик фиксирует в своих документах точное количество людей, с которыми он будет заключать соглашение. Например, в одном строящемся доме он планирует заселить несколько сотен человек. Данные о каждом субъекте правоотношения вносятся в специальную базу. Вследствие этого можно установить, что застройщик сформировал относительные правоотношения со строго определенным субъектным составом.

Второй, еще более простой пример — отношения купли-продажи. Здесь можно отследить точное количество субъектов: продавец и покупатель. Любые третьи или неизвестные лица здесь отсутствуют. При этом не следует думать, что относительные правоотношения характерны только для имущественного гражданского права. Ограниченное количество субъектов может быть связано и с интеллектуальной собственностью. Например, одно лицо приобретает у другой стороны авторские права. Еще один пример — выкуп патента юридическим лицом у изобретателя — физического лица, то есть гражданина. Во всех этих случаях присутствует четко определенный субъектный состав. Это и является отличительной особенностью относительных правоотношений. А что можно рассказать про абсолютные правоотношения? Чем они отличаются от относительных, и что для них характерно? Об этом далее.

Абсолютные правоотношения в гражданском праве

Как уже было сказано, деление на абсолютные и относительные правоотношения в гражданской юридической отрасли зависит от структуры и формы межсубъектной связи. В относительных правоотношениях такая связь четко определена: можно проследить за каждым ее элементом, в качестве которых выступают сами субъекты. В абсолютных правоотношениях все наоборот: межсубъектная связь здесь сильно размыта, из-за чего определение участвующих в отношениях лиц не представляется возможным.

Таким образом, отличительной особенностью абсолютных правоотношений является наличие неопределенного круга обязанных лиц. Причем весь этот круг должен противостоять одному конкретному лицу, который в данном случае будет управомоченным. Итак, что же за схема здесь вырисовывается и как ее можно проиллюстрировать на примерах из жизни? Постараемся ответить далее.

Примеры абсолютных правоотношений

Рассматриваемый вид гражданских отношений характеризуется тем, что одному управомоченному лицу противостоит множество обязанных субъектов, которые, к тому же, юридически пассивны. Вот простой пример: автор, создавший культурное произведение, зарегистрировал себя в качестве собственника созданного продукта. Автоматически все остальные лица приобрели обязанность не нарушать авторских прав, то есть прав собственности.

Стоит также привести пример вещного абсолютного правоотношения. Каждый из нас заключает его ежедневно, хоть и не замечает этого. Речь идет о взаимодействиях между органами государственной власти. Каждая властная инстанция, выступая от лица народа и в то же время действуя для народа, заключает имущественные договоры, приобретает что-то, заключает сделки и реализует прочие имущественные отношения. Поскольку государственная власть формируется российскими гражданами, получается, что властные органы в качестве управомоченных лиц действуют в интересах неограниченного круга людей.

Насколько верно деление на интеллектуальные и вещные, абсолютные и относительные правоотношения? Ответ на этот вопрос будет получен далее.

Проблемы дифференциации гражданских отношений

Некоторые исследователи в области права, в особенности отдельные советские юристы, выступали против деления гражданских отношений на относительные и абсолютные. По их мнению, правоотношения должны быть конкретными, а факт наличия в них неограниченного круга лиц недопустим. Казалось бы, как подобное вообще возможно? Ежедневно заключаются сотни соглашений с неопределенными субъектными группами. Однако исследователи настаивают, что почти в каждой неограниченной группе можно найти одно конкретное лицо, которое и заключает соглашение. Если же такое лицо найти не получается, то речь о каких-либо отношениях и вовсе не идет.

Подобная аргументация абсолютно несостоятельна. Лица, делающие вывод, что абсолютные отношения нельзя рассматривать в качестве гражданских, глубоко заблуждаются. Все дело в том, что в любых правовых связях между людьми решающее значение имеет действие управомоченного лица. Роль другой стороны, обязанных лиц, заключается лишь в том, чтобы не мешать управомоченному субъекту реализовывать свои полномочия. Отсюда можно сделать простой вывод: во всех видах абсолютных правоотношений обязанность возлагается на каждое лицо.

Отличия отношений

В чем состоит практическое разграничение абсолютных и относительных отношений в области гражданского права? Юристы говорят о нарушениях и последующем возложении санкций. Так, если будут нарушены абсолютные права, то ответственность будет возложена на любого нарушителя. В случае же нарушения относительного права отвечать будет строго определенное лицо — тот субъект, в обязанности которого входит удовлетворение своими деяниями интересов управомоченного лица. При этом для защиты абсолютных и относительных отношений в гражданском праве сформированы два самостоятельных блока.

Следует принять существующую дифференциацию и ее правовое обоснование. Безусловно, в области гражданского права существует множество различных проблем. Однако они не касаются рассматриваемой темы.

Общерегулятивные отношения

Наряду с относительными и абсолютными правоотношениями собственности, существуют также отношения общерегулятивного характера. В данном случае в качестве носителей прав или обязанностей выступают абсолютно все субъекты. При этом сами отношения несколько индивидуализированы.

Простой пример можно привести с дееспособностью. По достижении 18 лет человек в России становится полноправным, то есть дееспособным. Он приобретает ряд политических и социально-экономических прав. Таким образом, каждый совершеннолетний гражданин в стране является управомоченным. Это и является наиболее ярким примером отношений с общерегулятивным характером в сфере гражданского права.

Возникающие и существующие в жизни правовые отношения крайне многообразны и могут быть классифицированы в зависимости от оснований на различные виды. В юридической литературе предложено несколько таких оснований, хотя далеко не все из них бесспорны.

Целесообразно выделить следующие виды правоотношений.

1. Регулятивные и охранительные правоотношения (основание классификации – функции права).

Регулятивные правоотношения – это правомерное поведение субъектов, т.е. поведение, возникающее на основе норм права и им строго соответствующее.

Такие правоотношения и составляют суть правопорядка, их подавляющее большинство, в их существовании и развитии заинтересовано общество. Имущественные, трудовые, семейно-брачные, государственно-правовые и иные правоотношения, возникающие на законных основаниях, – это все регулятивные отношения.

Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, государства, других граждан на такое поведение.

Цель правоохранительных правоотношений – защита существующего в обществе нормального порядка отношений, наказание правонарушителя. В рамках охранительных отношений ответчик возмещает причиненный его действиями материальный ущерб, на правонарушителя налагается штраф, преступник привлекается к уголовной ответственности, осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы и т.д.

Целиком охранительной отраслью является уголовное право, но охранительные отношения возникают и на основе предписаний других отраслей права, включая конституционное право. Если, например, Конституционный Суд РФ признает неконституционным какой-либо нормативный акт и он утрачивает силу, то происходит это в рамках именно охранительных правоотношений.

2. Отраслевые правоотношения (основание классификации – деление права на отрасли). Сколько отраслей отечественного права, столько и видов правоотношений – конституционные, гражданские, административные, уголовные и др.

В делении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет разграничение материально-правовых и процессуальных правоотношений.

Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права. Их содержание – права и обязанности, составляющие предмет интересов субъектов права, т.е. существо юридического дела: гражданско-правовые, государственно-правовые, административно-правовые и другие материально-правовые отношения.

Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и производны (вторичны) от материально-правовых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, административно-процессуальные и другие процессуальные правоотношения.

Особенность процессуальных правоотношений еще и в том, что они вообще не могут возникнуть и существовать без процессуальных правовых норм.

Если материально-правовые отношения соотнести с социальной действительностью и юридическими нормами, то схема здесь будет такова: общественное отношение – норма права – материально-правовое отношение.

Норма права как бы «накладывается» на существующие уже общественные отношения, в результате чего появляется правоотношение. Общественное отношение в этом случае возникает и существует независимо от юридической нормы, а соприкасаясь ней, обретает правовую окраску, становится правоотношением.

Иное дело – процессуальные правоотношения. Их нет в природе до тех пор, пока не появляется юридическая процессуальная норма. Она порождает такие правоотношения, а с ее отменой они также прекращают свое существование.

Например, процессуальные отношения между субъектами по возбуждению уголовного дела существуют лишь потому, что есть соответствующие процессуальные нормы, предусматривающие порядок этих действий, кассационное, надзорное производства, и соответствующие правоотношения возможны лишь в силу существования процессуальных норм об обжаловании и опротестовании решений и приговоров суда.

В юридической литературе существует также деление правоотношений на абсолютные и относительные, общие и конкретные.

В абсолютных правоотношениях известно лишь одно лицо – носитель субъективного права. Все остальные субъекты (абсолютно все) являются обязанными, т.е. не должны препятствовать осуществлению субъективного права лицом управомоченным. В качестве примера таких правоотношений называют обычно отношения собственности, авторские, изобретательские. В относительных правоотношениях точно определены все участники: и лица управомоченные, и лица обязанные (покупатель и продавец, заказчик и подрядчик и др.).

Общими (общерегулятивными) считаются правоотношения, возникающие на основе, прежде всего, конституционных норм, закрепляющих основные права, свободы и обязанности граждан.

Граждане государства, имея закрепленные законом правомочия, состоят как бы в правовой связи со всеми субъектами права. Если же эти права и свободы реализуются, то возникает конкретное правоотношение. Развернутое обоснование эта концепция получила в работах современных отечественных правоведов – С. С. Алексеева, Н. И. Матузова, В. С. Основина и др.

Выделение абсолютных и общих (общерегулятивных) правоотношении недостаточно убедительно и практически бесполезно. Какой смысл в конструировании правоотношений, где субъекты не определены, не связаны между собой четкими взаимными правами и обязанностями?

Правоотношение всегда конкретно, субъекты его всегда индивидуализированы. Прав Ю. И. Гревцов, считающий, что конструкция абсолютного и общего правоотношений не отвечает такому признаку правоотношений, как взаимодействие субъектов, а введение в юридическую науку концепций абсолютного и общерегулятивного правоотношений сегодня начинает основательно препятствовать более глубокому познанию проблемы осуществления права.

  • Гревцов Ю. И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981. С. 67, 69-70.

Абсолютное правоотношение— правовая общественная связь, в которой определена лишь управомоченная сторона, а обязан­ная сторона — каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (пра­воотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Акты применения права— правовые акты компетентного органа или должностного лица, изданные на основании уста­новленных фактов и норм права, определяющие права, обязан­ности или меру юридической ответственности конкретных лиц. К актам применения права предъявляются требования законно­сти, обоснованности, целесообразности. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

Акты официального толкования— документы, издаваемые специально уполномоченными органами (например, Пленумом Верховного Суда РФ), направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Акты реализации права— это действия субъектов права, уча­стников правовых отношений по воплощению в жизнь предпи­саний норм права. В этих действиях (в ряде случаев закреплен­ных в юридических документах, например, договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры воз­можного или должного поведения.

Аналогия— сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.

Аналогия закона — способ преодоления пробела в законода­тельстве путем применения к неурегулированному в конкрет­ной норме спорному отношению нормы права, регулирующей сходные отношения.

Аналогия права— способ преодоления пробела в законода­тельстве путем применения к неурегулированному в конкрет­ной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регу­лирующей сходные отношения, общих начал и смысла законо­дательства. Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые).

Бюрократизм— характеристика деятельности государствен­ных (муниципальных) служащих, выражающая злоупотребление государственной властью в личных интересах и во вред обще­ству, но в рамках закона. Формы проявления бюрократизма — формализм, волокита и др.


Гарантии законности— объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие ре­жим законности. К объективным гарантиям (условиям) отно­сятся экономические, политические, идеологические, социальные и правовые. К субъективным факторам относятся состояние правовой науки, эффективность деятельности политического руко­водства и др. Специальные средства обеспечения законности — это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Они делятся на орга­низационные и юридические.

Гарантии прав человека и гражданина— система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реали­зации своих прав и свобод. По сфере действия различают меж­дународно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Гипотеза— структурный элемент нормы права, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма. В за­висимости от количества и содержания обстоятельств, изложен­ных в норме, гипотезы бывают простые, сложные и альтерна­тивные.

Государственная власть— система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы до­минирующего социального, национального слоя (класса, на­ции) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обще­стве, защищает его граждан от внешних и внутренних посяга­тельств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Государственное принуждение (как метод осуществления госу­дарственной власти)— психологическое, материальное или фи­зическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства. Государственное принужде­ние бывает правовым и неправовым.

Государственный орган— первичная структурная часть меха­низма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями. Государственный орган имеет внутреннее строение. Полномо­чия государственного органа осуществляют государственные служащие (чиновники). В государстве все органы взаимосвяза­ны между собой, но их можно классифицировать. По принци­пу разделения властей они подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные; по способу возникновения — на первичные и производные; по объему властных полномочий — на высшие и местные; по широте компетенции — на органы общей и специальной компетенции; по способу формирования — на вы­борные и назначаемые; по порядку принятия решения — на кол­легиальные и единоличные.

Государственный суверенитет— политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независи­мость государственной власти.

Государство— политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. К основным признакам государства относятся: неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодей­ствие государства и права; наличие у государства публичной (по­литической) власти; государственный суверенитет; территориаль­ная организация населения; система налогов, сборов, займов.

Гражданское общество— свободное демократическое право­вое общество, ориентированное на конкретного человека, со­здающее атмосферу уважения к правовым традициям и зако­нам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав че­ловека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Дееспособность— предусмотренная нормами права способ­ность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновид­ностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е. спо­собность (возможность) лично, самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предус­мотренная нормами права способность нести юридическую от­ветственность за совершенное правонарушение.

Декларативные нормывключают в себя положения программ­ного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат норма­тивные объявления.

Демократический режим— вид политического режима, при котором высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и право­выми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Дефинитивные нормыформулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий.

Деяние— действие (бездействие), поступок, свершение.

Диспозитивный метод правового регулирования— метод, при котором субъектам предоставляется свобода выбора вариантов поведения.

Диспозиция— структурный элемент нормы права, который содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной.

Документ— письменный акт, имеющий юридическое значе­ние.

Естественное право (естественные права)— система социаль­но-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества.

Закон— обладающий высшей юридической силой норматив­ный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законность— общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукосни­тельном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятель­ности должностных лиц. Принципами законности являются единство, всеобщность, целесообразность.

Законодательная инициатива— принадлежащее уполномо­ченным государственным органам право внесения законопро­екта в законодательный орган.

Законодательный процесс— урегулированный нормами пра­ва порядок разработки, обсуждения и принятия проектов нор­мативно-правовых актов (законов) высшим органом государ­ственной власти.

Закономерности развития государства— устойчивые, повто­ряющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития. Основной закономерностью развития государства считается постепенное историческое превращение из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в поли­тическую организацию всего общества.

Запрещение— способ правового регулирования, который выражается в возложении обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено при­влекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Злоупотребление правом— деяние, при котором субъект не нарушает правовые предписания, однако при этом своими дей­ствиями он наносит ущерб окружающим, т. е. реализует свое субъективное право во вред другим субъектам.

Идеология— система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действи­тельности. Система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, обще­ство.

Императивный метод правового регулирования— метод, пред­писывающий субъектам определенный вариант поведения в категоричной, властной форме.

Инкорпорация— вид систематизации, в ходе которой дей­ствующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.

Институт — в широком смысле — элемент социальной струк­туры, исторической формы организации и регулирования об­щественной жизни, совокупность учреждений, норм, ценнос­тей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. Суще­ствуют экономические институты (например, собственность, заработная плата), политические институты (государство, ар­мия, партия) и др.

Институт права— обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (ин­ститут права собственности в гражданском праве, институт от­ветственности должностных лиц в административном праве). В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования.

Интерпретационные акты— правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Источник (форма) права— форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами госу­дарства в целях регламентации общественного порядка. Совре­менные источники права — это официальные документы, со­держащие правовую (общеобязательную) информацию, говоря­щую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Кодификация— вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизирован­ное, научно обоснованное изложение в новом законе (напри­мер, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).

Коллизионные нормы— призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

Конфедерация— союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).

Координация— взаимосвязь, согласование, приведение в со­ответствие.

Корпоративные нормы— правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его чле­нов и направленные на обеспечение организации и функцио­нирования данного сообщества.

Коррупция— подкуп, продажность государственных и муни­ципальных чиновников, использование ими властных полно­мочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы корруп­ции — взяточничество, подкуп, протекционизм и др.

Культура— исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выражен­ный в типах и формах организации жизни и деятельности лю­дей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими мате­риальных и духовных ценностях.

Легальность государственной власти— юридическая характе­ристика государственной власти, означающая ее официальное провозглашение, правомерное установление, функционирова­ние в режиме законности.

Легитимность государственной власти— степень доверия и поддержки государственной власти широкими массами населе­ния, признание ее способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимная власть отвечает представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражает его основные интересы. Легитим­ность повышает авторитет и эффективность государственной власти.

Международное право— сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами посредством согласования своих интересов и формирующих самостоятельную правовую систему, которая функционирует во взаимодействии с право­выми системами государств. Предмет регулирования международного права — отношения между государствами (межгосудар­ственные отношения) и отношения с участием различных уча­стников международного общения (иные международные отно­шения). Наряду с этим нормы международного права в опреде­ленной мере предназначены для регулирования отношений в пределах юрисдикции государств (внутригосударственных отно­шений).

Метод— способ достижения какой-либо цели, решения кон­кретной задачи; совокупность приемов или операций практи­ческого или теоретического освоения (познания) действитель­ности.

Метод правового регулирования— совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Методология юридической науки— относительно самостоя­тельная область юриспруденции, в которой рассматриваются условия и формы научного познания государства и права, ос­нования, принципы и методы юридических исследований.

Методы юридической науки— применяемые в исследователь­ской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверяемых знаний о государстве и праве. К методам юридической науки относят­ся философские, общенаучные, частнонаучные.

Механизм— система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности.

Механизм (аппарат) государства— специально созданная постоянно действующая иерархическая система государствен­ных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляю­щих государственную власть, задачи и функции государства.

Механизм правового регулирования— система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регули­рование. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, правоотношения, акты реализации права, пра­воприменительные акты, правосознание, режим законности.

Мировой правопорядок— система общественных планетар­ных отношений, формирующихся на основе общегуманистичес­ких и естественно-правовых начал и функционирующих в со­ответствии с общепризнанными принципами и нормами меж­дународного и внутригосударственного права.

Монархия— форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед насе­лением. Монархия бывает неограниченная и ограниченная (сословно-представительская, конституционная).

Мораль— исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, осно­ванная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

Недемократический режим— вид политического режима, при котором на первый план выходят методы насилия, осуществля­ется неправовое государственное принуждение, права и свобо­ды человека и гражданина не защищены. Крайне недемократи­ческим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил.

Норма— установление, порядок, признанный обязательным. Норма права— общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормативность— признак права, означающий, что право регулирует общественные отношения посредством конкретных, формально определенных правил поведения — норм.

Нормативный акт— официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативный договор как источник права— соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нор­мы, определяющие права и обязанности сторон (междугосудар­ственный договор, федеративный договор и др.).

Обеспечительные нормы— содержат предписания, гаранти­рующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

Общедозволительный тип правового регулирования— тип пра­вового регулирования, по которому в регулируемых правом от­ношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено.

Общественные отношения— многообразные связи между со­циальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри их в процессе экономической, социальной, поли­тической, культурной и другой деятельности.

Общественный порядок— состояние урегулированное™ об­щественных отношений, основанное на реализации всех соци­альных норм и принципов. В отличие от правопорядка обще­ственный порядок образуется под воздействием не только пра­вовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д.

Общество— исторически сложившаяся в результате совмес­тной деятельности совокупность людей на определенной тер­ритории, характеризующаяся многообразием (экономических, политических, этических, религиозных и др.) отношений и це­лостностью организации жизни.

Объект правонарушения— то, чему правонарушением нане­сен вред. Таковым является жизнь, здоровье, общественный порядок, собственность и т. д.

Объект правоотношения— то реальное благо, на использова­ние или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объективная сторона правонарушения— внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности.

Объективно противоправное деяние— деяние, при котором лицо, нарушая нормы права, наносит ущерб. Однако иные эле­менты состава правонарушения — субъект или субъективная сторона — отсутствуют. К таким деяниям можно отнести нару­шение норм уголовного права недееспособным лицом, причи­нение вреда в состоянии необходимой обороны или при край­ней необходимости и другие подобные деяния.

Обычаи— общие правила, возникающие в результате посто­янного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования вошедшие в привыч­ку людей.

Обязывание— способ правового регулирования, который выражается в предписании совершить какие-то действия (напри­мер, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Оперативные нормы(нормы-инструменты) — устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

Организация— 1)внутренняя упорядоченность, согласован­ность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленное его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образова­нию и совершенствованию взаимосвязей между частями цело­го; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и про­цедур.

Относительное правоотношение— такая правовая обществен­ная связь, в которой конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, ис­тец и ответчик).

Отрасль права— обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автоном­ностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессу­альные. В основе деления системы права на отрасли и институ­ты лежат предмет и метод правового регулирования.

Охранительные нормы— фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобож­дения от наказания.

Позитивное право— система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантируемых государ­ством, содержащихся в законодательстве и других источниках юридических норм. Позитивное право — право, «исходящее от государства», закрепленное в официальных источниках.

Познание— процесс отражения и воспроизведения действи­тельности в мышлении субъекта, результатом которого являет­ся новое знание о мире.

Политическая система общества— система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, ба­зирующихся на разнообразных формах собственности, отража­ющих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Политический режим— методы осуществления политичес­кой власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противобор­ства различных политических сил, функционирования всех по­литических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Основные виды политического режима — демократический и недемократический.

Порядок— 1)правильное, налаженное состояние, располо­жение чего-либо; 2) последовательный ход чего-либо; 3) прави­ла, по которым совершается что-либо; 4) существующее уст­ройство, режим.

Права гражданина— совокупность естественных правомо­чий, получивших отражение в нормативно-правовых актах го­сударства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства.

Права личности— правомочия, принадлежащие конкретно­му индивиду в конкретной ситуации.

Права человека— естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свобо­ду деятельности во всех сферах общественной жизни. Основ­ные права и свободы человека и гражданина можно классифи­цировать по сферам жизнедеятельности общества (личные пра­ва, экономические, политические, социальные, культурные, экологические, информационные).

Право— система общеобязательных формально определен­ных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от наруше­ний. Главными признаками права выступают сознательно-во­левой характер, нормативность, формальная определенность, обеспеченность государством, системность.

Правовая культура— обусловленное всем социальным, ду­ховным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достиг­нутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским об­ществом прав и свобод человека.

Правовая семья— совокупность правовых систем, выделен­ная на основе общности генезиса; общности источников форм закрепления и выражения норм права; структурного единства, сходства; общности принципов регулирования общественных от­ношений; единства терминологии, юридических категорий и по­нятий, а также техники изложения и систематизации норм права. В науке выделяют следующие правовые системы (правовые се­мьи): англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а так­же Турция); религиозно-правовую (ее разновидности представле­ны в странах, исповедующих в качестве государственной рели­гии ислам, индуизм, иудаизм); социалистическую (Китай, Вьет­нам, КНДР, Куба); обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Правовая система— целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития об­щества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государствами) и используемый ими для достижения своих целей.

Правовое воспитание— целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в об­ществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Правовое государственное принуждение— такое принудитель­ное государственное воздействие, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в про­цессуальных формах (четких процедурах).

Правовое государство— такое государство, построение и де­ятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, един­ства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Правовое регулирование— целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Правовой нигилизм— отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отно­шений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновид­ностях, или формах, — теоретической (идеологической) и прак­тической.

Правовой обычай— правило поведения, вошедшее в при­вычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени, признанное государством как общеобязательная нор­ма поведения, соблюдение которой обеспечивается государ­ственным принуждением.

Правовой режим— специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, раз­личные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каж­дой отрасли, так и в правовой системе в целом.

Правовой статус личности— положение человека, отражаю­щее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Различают общий (международный), кон­ституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Правомерное поведение— общественно необходимое, жела­тельное или социально допустимое, волевое действие дееспо­собного субъекта, соответствующее требованиям норм права. По субъективной стороне правомерное поведение подразделяется на социально активное, законопослушное, конформистское и мар­гинальное.

Правонарушение— общественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юриди­ческую ответственность. По степени общественной опасности и юридическому оформлению правонарушения подразделяют­ся на преступления и проступки (административные, гражданс­ко-правовые и дисциплинарные).

Правоотношение— возникающая на основе норм права об­щественная связь, участники которой имеют субъективные пра­ва и юридические обязанности, обеспеченные государством. Правоотношение состоит из трех элементов: субъекты, объект и

Добавить комментарий