Регулятивные нормы права — нормы права, которые устанавливают субъективные юридические права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.
Регулятивные нормы права называют нормами позитивного регулирования.
Содержание
- Главное
- Разъяснение
- Советуем прочитать
- Гражданские правоотношения
- Особенности гражданских правоотношений
- Содержание гражданских правоотношений
- Диалектическое единство формы и содержания
- Относительные правоотношения в гражданском праве
- Примеры относительных правоотношений
- Абсолютные правоотношения в гражданском праве
- Примеры абсолютных правоотношений
- Проблемы дифференциации гражданских отношений
- Отличия отношений
- Общерегулятивные отношения
Главное
Регулятивные нормы права — разновидность норм права, наряду с охранительными и коллизионными.
Регулятивные нормы права устанавливают субъективные юридические права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.
Разъяснение
Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Нормы права подразделяются на:
Регулятивные нормы права — нормы права, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.
Охранительные нормы — нормы права, которые устанавливают условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.
Коллизионные нормы — нормы права, которые устраняют возникающие противоречия между правовыми нормами.
Регулятивные нормы обычно состоят из гипотезы и диспозиции.
Примеры регулятивных норм права:
1) Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. (п. 1 ст. 143 НК РФ);
2) Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. (п. 1 ст. 145 НК РФ)
Примеры применения термина
«В связи с этим возникает сомнение о необходимости установления новых регулятивных норм, когда конституционные права указанной категории граждан уже должным образом защищены законом и сложившейся судебной практикой, а новый собственник имеет иные механизмы защиты своих прав.»
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 5-П.
Примечания
1) Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, на которых распространяется действие правовой нормы).
Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные и должные варианты их поведения.
Рубрики:
Норма права
Советуем прочитать
Субъективное право — мера возможного поведения субъекта права.
Субъективная обязанность — мера должного поведения субъекта права.
Субъект права — участники правоотношений, наделенные по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя юридические права и исполнять юридические обязанности (т.е. правосубъектностью).
Норма права — закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Предметом гражданского права являются общественные отношения, реализуемые по поводу материальных или нематериальных благ. Юристы разработали множество классификаций социальных связей, поделили все виды по группам. Особенно распространенным здесь считается деление на абсолютные и относительные правоотношения. О том, что означает каждый из этих видов, будет рассказано в нашей статье.
Гражданские правоотношения
Гражданским правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности в любых ее проявлениях. Гражданские отношения выстраиваются на принципе юридического равенства. Субъектами права являются физические и юридические лица, вступающие во взаимосвязи для удовлетворения собственных духовных и материальных потребностей.
Предметом гражданского права являются общественные отношения — взаимосвязи между организациями, государственными органами, местными самоуправленческими инстанциями и простыми гражданами. Гражданские отношения делятся на имущественные и неимущественные. Первые осложняются наличием в них собственности. Здесь отражается единство экономического базиса и правовой надстройки. Более того, происходит их взаимодействие. Отношения же неимущественного характера связаны с интеллектуальной собственностью.
Особенности гражданских правоотношений
Абсолютное большинство юристов утверждает, что основой особенностью гражданско-правовых отношений является юридическое равенство всех субъектов. Именно поэтому взаимосвязи между лицами устанавливаются, как правило, на добровольной основе.
Особое место в системе гражданского права занимает договор. Это юридически оформленный документ, закрепляющий те или иные отношения. Именно договор закрепляет права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений. Согласно договору, все стороны должны быть равны и юридически независимы друг от друга. Ни один субъект не может повелевать или приказывать что-то другой стороне. На это указывает и общая диспозитивность большинства гражданских норм. Многие положения в рассматриваемой правовой отрасли имеют дозволительный характер, но не обязывающий или запрещающий. Однако это касается только формирования отношений. Так, если стороны заключат между собой договор, обязанности тут же появятся.
Содержание гражданских правоотношений
Перед тем как дать характеристику абсолютным и относительным правоотношениям, следует чуть подробнее рассказать о структуре рассматриваемых социальных взаимосвязей. Так, поведение участников гражданских правоотношений определяется наличием определенных прав и обязанностей.
Под правом субъекта отношений понимается юридически обеспеченная мера возможного поведения человека. Это означает, что субъект может осуществлять, а может и не осуществлять те или иные деяния. Субъектной обязанностью именуют юридически обусловленную меру необходимого поведения. Здесь преобладают нормы, имеющие императивный (обязывающий или запрещающий) характер. Субъективные права и обязанности образуют правовую форму гражданских отношений.
Правовое регулирование отдельных общественных связей способствует постоянному изменению их юридической формы. Содержание социальных взаимосвязей упорядочивается и систематизируется. В результате отношения между субъектами принимают законный характер.
Диалектическое единство формы и содержания
Имущественные отношения в гражданском праве нельзя в полной мере отнести к юридической надстройке или правовому базису. Обе эти категории представляют собой диалектическое единство. Это означает, что взаимодействие базиса и надстройки приводит к некоторому противоречию, что способствует, в свою очередь, развитию гражданских имущественных отношений.
Форма отношений, к которой относятся обязанности и права субъектов, находится в области юридической надстройки. Взаимодействие же субъектов права, образующее содержание, относится к экономическому базису.
Совсем по-другому дело обстоит с личными неимущественными отношениями. Здесь форма находится вне экономического базиса. Это означает, в свою очередь, что гражданские неимущественные отношения целиком относятся к сфере надстройки.
Относительные правоотношения в гражданском праве
В зависимости от формы связей между субъектами, все гражданские отношения делятся на абсолютные и относительные. Правоотношения относительного характера характеризуются наличием строго определенного количества лиц. Более того, это и вовсе может быть всего одно лицо. Важно лишь, чтобы каждый участник отношений был зарегистрирован в качестве такового.
Таким образом, относительные отношения зависят от структуры межсубъектной связи. В рассматриваемом случае она четко определена. Должен быть виден каждый элемент этой структуры — в данном случае каждый субъект.
Примеры относительных правоотношений
Примеров относительных правоотношений довольно много: например, это связи между участниками долевой собственности. Застройщик фиксирует в своих документах точное количество людей, с которыми он будет заключать соглашение. Например, в одном строящемся доме он планирует заселить несколько сотен человек. Данные о каждом субъекте правоотношения вносятся в специальную базу. Вследствие этого можно установить, что застройщик сформировал относительные правоотношения со строго определенным субъектным составом.
Второй, еще более простой пример — отношения купли-продажи. Здесь можно отследить точное количество субъектов: продавец и покупатель. Любые третьи или неизвестные лица здесь отсутствуют. При этом не следует думать, что относительные правоотношения характерны только для имущественного гражданского права. Ограниченное количество субъектов может быть связано и с интеллектуальной собственностью. Например, одно лицо приобретает у другой стороны авторские права. Еще один пример — выкуп патента юридическим лицом у изобретателя — физического лица, то есть гражданина. Во всех этих случаях присутствует четко определенный субъектный состав. Это и является отличительной особенностью относительных правоотношений. А что можно рассказать про абсолютные правоотношения? Чем они отличаются от относительных, и что для них характерно? Об этом далее.
Абсолютные правоотношения в гражданском праве
Как уже было сказано, деление на абсолютные и относительные правоотношения в гражданской юридической отрасли зависит от структуры и формы межсубъектной связи. В относительных правоотношениях такая связь четко определена: можно проследить за каждым ее элементом, в качестве которых выступают сами субъекты. В абсолютных правоотношениях все наоборот: межсубъектная связь здесь сильно размыта, из-за чего определение участвующих в отношениях лиц не представляется возможным.
Таким образом, отличительной особенностью абсолютных правоотношений является наличие неопределенного круга обязанных лиц. Причем весь этот круг должен противостоять одному конкретному лицу, который в данном случае будет управомоченным. Итак, что же за схема здесь вырисовывается и как ее можно проиллюстрировать на примерах из жизни? Постараемся ответить далее.
Примеры абсолютных правоотношений
Рассматриваемый вид гражданских отношений характеризуется тем, что одному управомоченному лицу противостоит множество обязанных субъектов, которые, к тому же, юридически пассивны. Вот простой пример: автор, создавший культурное произведение, зарегистрировал себя в качестве собственника созданного продукта. Автоматически все остальные лица приобрели обязанность не нарушать авторских прав, то есть прав собственности.
Стоит также привести пример вещного абсолютного правоотношения. Каждый из нас заключает его ежедневно, хоть и не замечает этого. Речь идет о взаимодействиях между органами государственной власти. Каждая властная инстанция, выступая от лица народа и в то же время действуя для народа, заключает имущественные договоры, приобретает что-то, заключает сделки и реализует прочие имущественные отношения. Поскольку государственная власть формируется российскими гражданами, получается, что властные органы в качестве управомоченных лиц действуют в интересах неограниченного круга людей.
Насколько верно деление на интеллектуальные и вещные, абсолютные и относительные правоотношения? Ответ на этот вопрос будет получен далее.
Проблемы дифференциации гражданских отношений
Некоторые исследователи в области права, в особенности отдельные советские юристы, выступали против деления гражданских отношений на относительные и абсолютные. По их мнению, правоотношения должны быть конкретными, а факт наличия в них неограниченного круга лиц недопустим. Казалось бы, как подобное вообще возможно? Ежедневно заключаются сотни соглашений с неопределенными субъектными группами. Однако исследователи настаивают, что почти в каждой неограниченной группе можно найти одно конкретное лицо, которое и заключает соглашение. Если же такое лицо найти не получается, то речь о каких-либо отношениях и вовсе не идет.
Подобная аргументация абсолютно несостоятельна. Лица, делающие вывод, что абсолютные отношения нельзя рассматривать в качестве гражданских, глубоко заблуждаются. Все дело в том, что в любых правовых связях между людьми решающее значение имеет действие управомоченного лица. Роль другой стороны, обязанных лиц, заключается лишь в том, чтобы не мешать управомоченному субъекту реализовывать свои полномочия. Отсюда можно сделать простой вывод: во всех видах абсолютных правоотношений обязанность возлагается на каждое лицо.
Отличия отношений
В чем состоит практическое разграничение абсолютных и относительных отношений в области гражданского права? Юристы говорят о нарушениях и последующем возложении санкций. Так, если будут нарушены абсолютные права, то ответственность будет возложена на любого нарушителя. В случае же нарушения относительного права отвечать будет строго определенное лицо — тот субъект, в обязанности которого входит удовлетворение своими деяниями интересов управомоченного лица. При этом для защиты абсолютных и относительных отношений в гражданском праве сформированы два самостоятельных блока.
Следует принять существующую дифференциацию и ее правовое обоснование. Безусловно, в области гражданского права существует множество различных проблем. Однако они не касаются рассматриваемой темы.
Общерегулятивные отношения
Наряду с относительными и абсолютными правоотношениями собственности, существуют также отношения общерегулятивного характера. В данном случае в качестве носителей прав или обязанностей выступают абсолютно все субъекты. При этом сами отношения несколько индивидуализированы.
Простой пример можно привести с дееспособностью. По достижении 18 лет человек в России становится полноправным, то есть дееспособным. Он приобретает ряд политических и социально-экономических прав. Таким образом, каждый совершеннолетний гражданин в стране является управомоченным. Это и является наиболее ярким примером отношений с общерегулятивным характером в сфере гражданского права.
Возникающие и существующие в жизни правовые отношения крайне многообразны и могут быть классифицированы в зависимости от оснований на различные виды. В юридической литературе предложено несколько таких оснований, хотя далеко не все из них бесспорны.
Целесообразно выделить следующие виды правоотношений.
1. Регулятивные и охранительные правоотношения (основание классификации – функции права).
Регулятивные правоотношения – это правомерное поведение субъектов, т.е. поведение, возникающее на основе норм права и им строго соответствующее.
Такие правоотношения и составляют суть правопорядка, их подавляющее большинство, в их существовании и развитии заинтересовано общество. Имущественные, трудовые, семейно-брачные, государственно-правовые и иные правоотношения, возникающие на законных основаниях, – это все регулятивные отношения.
Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, государства, других граждан на такое поведение.
Цель правоохранительных правоотношений – защита существующего в обществе нормального порядка отношений, наказание правонарушителя. В рамках охранительных отношений ответчик возмещает причиненный его действиями материальный ущерб, на правонарушителя налагается штраф, преступник привлекается к уголовной ответственности, осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы и т.д.
Целиком охранительной отраслью является уголовное право, но охранительные отношения возникают и на основе предписаний других отраслей права, включая конституционное право. Если, например, Конституционный Суд РФ признает неконституционным какой-либо нормативный акт и он утрачивает силу, то происходит это в рамках именно охранительных правоотношений.
2. Отраслевые правоотношения (основание классификации – деление права на отрасли). Сколько отраслей отечественного права, столько и видов правоотношений – конституционные, гражданские, административные, уголовные и др.
В делении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет разграничение материально-правовых и процессуальных правоотношений.
Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права. Их содержание – права и обязанности, составляющие предмет интересов субъектов права, т.е. существо юридического дела: гражданско-правовые, государственно-правовые, административно-правовые и другие материально-правовые отношения.
Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и производны (вторичны) от материально-правовых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, административно-процессуальные и другие процессуальные правоотношения.
Особенность процессуальных правоотношений еще и в том, что они вообще не могут возникнуть и существовать без процессуальных правовых норм.
Если материально-правовые отношения соотнести с социальной действительностью и юридическими нормами, то схема здесь будет такова: общественное отношение – норма права – материально-правовое отношение.
Норма права как бы «накладывается» на существующие уже общественные отношения, в результате чего появляется правоотношение. Общественное отношение в этом случае возникает и существует независимо от юридической нормы, а соприкасаясь ней, обретает правовую окраску, становится правоотношением.
Иное дело – процессуальные правоотношения. Их нет в природе до тех пор, пока не появляется юридическая процессуальная норма. Она порождает такие правоотношения, а с ее отменой они также прекращают свое существование.
Например, процессуальные отношения между субъектами по возбуждению уголовного дела существуют лишь потому, что есть соответствующие процессуальные нормы, предусматривающие порядок этих действий, кассационное, надзорное производства, и соответствующие правоотношения возможны лишь в силу существования процессуальных норм об обжаловании и опротестовании решений и приговоров суда.
В юридической литературе существует также деление правоотношений на абсолютные и относительные, общие и конкретные.
В абсолютных правоотношениях известно лишь одно лицо – носитель субъективного права. Все остальные субъекты (абсолютно все) являются обязанными, т.е. не должны препятствовать осуществлению субъективного права лицом управомоченным. В качестве примера таких правоотношений называют обычно отношения собственности, авторские, изобретательские. В относительных правоотношениях точно определены все участники: и лица управомоченные, и лица обязанные (покупатель и продавец, заказчик и подрядчик и др.).
Общими (общерегулятивными) считаются правоотношения, возникающие на основе, прежде всего, конституционных норм, закрепляющих основные права, свободы и обязанности граждан.
Граждане государства, имея закрепленные законом правомочия, состоят как бы в правовой связи со всеми субъектами права. Если же эти права и свободы реализуются, то возникает конкретное правоотношение. Развернутое обоснование эта концепция получила в работах современных отечественных правоведов – С. С. Алексеева, Н. И. Матузова, В. С. Основина и др.
Выделение абсолютных и общих (общерегулятивных) правоотношении недостаточно убедительно и практически бесполезно. Какой смысл в конструировании правоотношений, где субъекты не определены, не связаны между собой четкими взаимными правами и обязанностями?
Правоотношение всегда конкретно, субъекты его всегда индивидуализированы. Прав Ю. И. Гревцов, считающий, что конструкция абсолютного и общего правоотношений не отвечает такому признаку правоотношений, как взаимодействие субъектов, а введение в юридическую науку концепций абсолютного и общерегулятивного правоотношений сегодня начинает основательно препятствовать более глубокому познанию проблемы осуществления права.
- Гревцов Ю. И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981. С. 67, 69-70.
Абсолютное правоотношение— правовая общественная связь, в которой определена лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).
Акты применения права— правовые акты компетентного органа или должностного лица, изданные на основании установленных фактов и норм права, определяющие права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. К актам применения права предъявляются требования законности, обоснованности, целесообразности. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.
Акты официального толкования— документы, издаваемые специально уполномоченными органами (например, Пленумом Верховного Суда РФ), направленные на разъяснение смысла правовых норм.
Акты реализации права— это действия субъектов права, участников правовых отношений по воплощению в жизнь предписаний норм права. В этих действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например, договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
Аналогия— сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.
Аналогия закона — способ преодоления пробела в законодательстве путем применения к неурегулированному в конкретной норме спорному отношению нормы права, регулирующей сходные отношения.
Аналогия права— способ преодоления пробела в законодательстве путем применения к неурегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые).
Бюрократизм— характеристика деятельности государственных (муниципальных) служащих, выражающая злоупотребление государственной властью в личных интересах и во вред обществу, но в рамках закона. Формы проявления бюрократизма — формализм, волокита и др.
Гарантии законности— объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. К объективным гарантиям (условиям) относятся экономические, политические, идеологические, социальные и правовые. К субъективным факторам относятся состояние правовой науки, эффективность деятельности политического руководства и др. Специальные средства обеспечения законности — это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Они делятся на организационные и юридические.
Гарантии прав человека и гражданина— система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.
Гипотеза— структурный элемент нормы права, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма. В зависимости от количества и содержания обстоятельств, изложенных в норме, гипотезы бывают простые, сложные и альтернативные.
Государственная власть— система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы.
Государственное принуждение (как метод осуществления государственной власти)— психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым.
Государственный орган— первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями. Государственный орган имеет внутреннее строение. Полномочия государственного органа осуществляют государственные служащие (чиновники). В государстве все органы взаимосвязаны между собой, но их можно классифицировать. По принципу разделения властей они подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные; по способу возникновения — на первичные и производные; по объему властных полномочий — на высшие и местные; по широте компетенции — на органы общей и специальной компетенции; по способу формирования — на выборные и назначаемые; по порядку принятия решения — на коллегиальные и единоличные.
Государственный суверенитет— политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти.
Государство— политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. К основным признакам государства относятся: неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права; наличие у государства публичной (политической) власти; государственный суверенитет; территориальная организация населения; система налогов, сборов, займов.
Гражданское общество— свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
Дееспособность— предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Декларативные нормывключают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления.
Демократический режим— вид политического режима, при котором высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.
Дефинитивные нормыформулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий.
Деяние— действие (бездействие), поступок, свершение.
Диспозитивный метод правового регулирования— метод, при котором субъектам предоставляется свобода выбора вариантов поведения.
Диспозиция— структурный элемент нормы права, который содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной.
Документ— письменный акт, имеющий юридическое значение.
Естественное право (естественные права)— система социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества.
Закон— обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законность— общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц. Принципами законности являются единство, всеобщность, целесообразность.
Законодательная инициатива— принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган.
Законодательный процесс— урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения и принятия проектов нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.
Закономерности развития государства— устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития. Основной закономерностью развития государства считается постепенное историческое превращение из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию всего общества.
Запрещение— способ правового регулирования, который выражается в возложении обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
Злоупотребление правом— деяние, при котором субъект не нарушает правовые предписания, однако при этом своими действиями он наносит ущерб окружающим, т. е. реализует свое субъективное право во вред другим субъектам.
Идеология— система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, общество.
Императивный метод правового регулирования— метод, предписывающий субъектам определенный вариант поведения в категоричной, властной форме.
Инкорпорация— вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.
Институт — в широком смысле — элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни, совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. Существуют экономические институты (например, собственность, заработная плата), политические институты (государство, армия, партия) и др.
Институт права— обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве). В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования.
Интерпретационные акты— правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.
Источник (форма) права— форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. Современные источники права — это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.
Кодификация— вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (например, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).
Коллизионные нормы— призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.
Конфедерация— союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).
Координация— взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие.
Корпоративные нормы— правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.
Коррупция— подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновников, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы коррупции — взяточничество, подкуп, протекционизм и др.
Культура— исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Легальность государственной власти— юридическая характеристика государственной власти, означающая ее официальное провозглашение, правомерное установление, функционирование в режиме законности.
Легитимность государственной власти— степень доверия и поддержки государственной власти широкими массами населения, признание ее способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимная власть отвечает представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражает его основные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти.
Международное право— сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами посредством согласования своих интересов и формирующих самостоятельную правовую систему, которая функционирует во взаимодействии с правовыми системами государств. Предмет регулирования международного права — отношения между государствами (межгосударственные отношения) и отношения с участием различных участников международного общения (иные международные отношения). Наряду с этим нормы международного права в определенной мере предназначены для регулирования отношений в пределах юрисдикции государств (внутригосударственных отношений).
Метод— способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Метод правового регулирования— совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.
Методология юридической науки— относительно самостоятельная область юриспруденции, в которой рассматриваются условия и формы научного познания государства и права, основания, принципы и методы юридических исследований.
Методы юридической науки— применяемые в исследовательской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверяемых знаний о государстве и праве. К методам юридической науки относятся философские, общенаучные, частнонаучные.
Механизм— система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности.
Механизм (аппарат) государства— специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Механизм правового регулирования— система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности.
Мировой правопорядок— система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.
Монархия— форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархия бывает неограниченная и ограниченная (сословно-представительская, конституционная).
Мораль— исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.
Недемократический режим— вид политического режима, при котором на первый план выходят методы насилия, осуществляется неправовое государственное принуждение, права и свободы человека и гражданина не защищены. Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил.
Норма— установление, порядок, признанный обязательным. Норма права— общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Нормативность— признак права, означающий, что право регулирует общественные отношения посредством конкретных, формально определенных правил поведения — норм.
Нормативный акт— официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
Нормативный договор как источник права— соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосударственный договор, федеративный договор и др.).
Обеспечительные нормы— содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.
Общедозволительный тип правового регулирования— тип правового регулирования, по которому в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено.
Общественные отношения— многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной и другой деятельности.
Общественный порядок— состояние урегулированное™ общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д.
Общество— исторически сложившаяся в результате совместной деятельности совокупность людей на определенной территории, характеризующаяся многообразием (экономических, политических, этических, религиозных и др.) отношений и целостностью организации жизни.
Объект правонарушения— то, чему правонарушением нанесен вред. Таковым является жизнь, здоровье, общественный порядок, собственность и т. д.
Объект правоотношения— то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
Объективная сторона правонарушения— внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности.
Объективно противоправное деяние— деяние, при котором лицо, нарушая нормы права, наносит ущерб. Однако иные элементы состава правонарушения — субъект или субъективная сторона — отсутствуют. К таким деяниям можно отнести нарушение норм уголовного права недееспособным лицом, причинение вреда в состоянии необходимой обороны или при крайней необходимости и другие подобные деяния.
Обычаи— общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.
Обязывание— способ правового регулирования, который выражается в предписании совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Оперативные нормы(нормы-инструменты) — устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
Организация— 1)внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленное его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Относительное правоотношение— такая правовая общественная связь, в которой конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик).
Отрасль права— обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования.
Охранительные нормы— фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.
Позитивное право— система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантируемых государством, содержащихся в законодательстве и других источниках юридических норм. Позитивное право — право, «исходящее от государства», закрепленное в официальных источниках.
Познание— процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Политическая система общества— система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.
Политический режим— методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Основные виды политического режима — демократический и недемократический.
Порядок— 1)правильное, налаженное состояние, расположение чего-либо; 2) последовательный ход чего-либо; 3) правила, по которым совершается что-либо; 4) существующее устройство, режим.
Права гражданина— совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства.
Права личности— правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации.
Права человека— естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Основные права и свободы человека и гражданина можно классифицировать по сферам жизнедеятельности общества (личные права, экономические, политические, социальные, культурные, экологические, информационные).
Право— система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. Главными признаками права выступают сознательно-волевой характер, нормативность, формальная определенность, обеспеченность государством, системность.
Правовая культура— обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.
Правовая семья— совокупность правовых систем, выделенная на основе общности генезиса; общности источников форм закрепления и выражения норм права; структурного единства, сходства; общности принципов регулирования общественных отношений; единства терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. В науке выделяют следующие правовые системы (правовые семьи): англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); религиозно-правовую (ее разновидности представлены в странах, исповедующих в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).
Правовая система— целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государствами) и используемый ими для достижения своих целей.
Правовое воспитание— целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Правовое государственное принуждение— такое принудительное государственное воздействие, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).
Правовое государство— такое государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Правовое регулирование— целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Правовой нигилизм— отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах, — теоретической (идеологической) и практической.
Правовой обычай— правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени, признанное государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которой обеспечивается государственным принуждением.
Правовой режим— специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом.
Правовой статус личности— положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.
Правомерное поведение— общественно необходимое, желательное или социально допустимое, волевое действие дееспособного субъекта, соответствующее требованиям норм права. По субъективной стороне правомерное поведение подразделяется на социально активное, законопослушное, конформистское и маргинальное.
Правонарушение— общественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность. По степени общественной опасности и юридическому оформлению правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, гражданско-правовые и дисциплинарные).
Правоотношение— возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Правоотношение состоит из трех элементов: субъекты, объект и