Административная деятельность таможенных органов

УДК 347:339.543(470+571)

ТРУНИНА Екатерина Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. Автор 80 научных публикаций

О ПОЗИТИВНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУРАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Рф

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме упорядочения административных процедур в деятельности таможенных органов РФ. Автор указывает, что доктринальная разработка видов административных процедур в деятельности таможенных органов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, т. к. является необходимой основой повышения качества правового регулирования данных процедур, обеспечения режима законности в области таможенного дела, в т. ч. соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. В статье обобщаются доктринальные подходы к определению понятия «административная процедура», а также к критериям классификации административных процедур. В качестве базового критерия классификации административных процедур в деятельности таможенных органов автор предлагает использовать их деление на позитивные и юрисдикционные процедуры. Аргументируется точка зрения о том, что помимо указанного критерия для полной систематизации многообразия процедур управленческой деятельности таможенных органов, в которых преобладают позитивные административные процедуры, необходимо использование и иных критериев классификации. В связи с этим предлагается авторское видение систематизации основных позитивных процедур в деятельности таможенных органов с учетом предметного содержания, дается их краткая характеристика. Кроме того, автором обосновывается значимость классификации позитивных административных процедур с учетом сферы их осуществления на внутриорганизационные и внешнеорганизационные, выделяются основные виды указанных процедур.

Ключевые слова: административная процедура, классификация, позитивная процедура, порядок, таможенный орган, таможенное дело.

Деятельность органов исполнительной власти требует четких правовых рамок, особенно если данные органы выполняют еще и правоохранительные функции. В последние годы боль-

шое значение в упорядочении деятельности органов публичного управления приобретает институт административных процедур, вокруг которого вот уже несколько десятилетий ведется

© Трунина Е.В., 2014

оживленная научная дискуссия. При этом единый концептуальный подход так и остается не-выработанным, что предопределяет наличие разнообразных научных суждений — как общетеоретического характера, так и применительно к административной деятельности конкретных федеральных органов исполнительной власти.

В юридической литературе предложено большое количество определений административной процедуры, отражающих различные аспекты данного явления. Так, административные процедуры определяются как «закрепленные в нормах права последовательность и порядок действий органов государственной власти, их должностных лиц, необходимые для осуществления нормативно установленных задач и функций» ; «нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей» ; «нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленных на разрешение юридического дела или выполнения управленческих функций» ; «нормативная регламентация деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающая порядок принятия властных управленческих решений должностными лицами, в т. ч. рассмотрения и разрешения конкретных административных дел» ; «нормативно установленный порядок последовательного осуществления уполномоченными субъектами права согласованных действий по реализации их компетенции и законодательных и иных правовых актов» ; «установленная последовательность деятельности уполномоченных органов государственного управления по реализации своей компетенции на основе административно-процессуальных норм» и др. Можно продолжить перечень определений, поэтому следует согласиться с А.В. Филатовой, указывающей, что «единственным бесспорным моментом сегодня является характеристика административной процедуры в виде разновидности правовой (юридической) процедуры» .

Актуальным вопросом института административных процедур является их систематизация. В доктрине встречается большое разнообразие их классификации. В зависимости от видов решаемых задач в рамках компетенции субъектов права подробная классификация административных процедур дается Ю.А. Тихомировым, Э.В. Талапиной, которые выделяют следующие административные процедуры:

а) организационные (распорядок работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений); б) принятие решений (правовые акты, устные решения и др.); в) использование информации (документооборот, информационное обслуживание); г) решение функциональных задач (экономических, финансовых и др.); д) делегирование полномочий; е) совершение юридических действий (лицензирование и т. п.);

ж) проведение координации; з) осуществление контроля; и) деятельность в рамках целевых программ; к) рассмотрение обращений граждан; л) рассмотрение предложений общественных объединений; м) разрешение разногласий и споров; н) действия в экстремальных ситуациях (техногенная катастрофа, чрезвычайное положение и т. п.); о) порядок реорганизации и упразднения организаций; п) международные и смешанные процедуры .

РС. Тихий административные процедуры по содержательному критерию подразделяет на: 1) юрисдикционные административные процедуры; 2) административные процедуры организации деятельности исполнительной власти (обращения, аттестация, процедуры принятия правовых актов управления); 3) административные процедуры совершения юридически значимых действий органами исполнительной власти (лицензирование, регистрация, контроль, надзор) .

М.О. Ефремов к административным процедурам (правоприменительным и правотворческим) относит: 1) процедуры реализации правового статуса юридических лиц (юрисдикционные процедуры или административные производства, а также управленческие процедуры); 2) процедуры принятия нормативных

правовых актов управления, а также их исполнения; 3) процедуры координации работы подразделений как внутри органа власти, так и на межведомственном уровне; 4) процедуры, связанные с распределением обязанностей между должностными лицами внутри органа власти;

5) процедуры осуществления делопроизводства; 6) процедуры получения и предоставления информации заинтересованным органам власти; 7) контрольно-надзорные процедуры .

В классификации, предложенной С.Д. Ха-зановым, прослеживается деление административных процедур в зависимости от их субъектного состава. Административные процедуры, функционирующие в сфере публичного управления, он подразделяет на три группы: 1) процедуры внутренней организации публичной администрации, определяющие структуру органа, работу с кадрами, формы и методы деятельности; 2) процедуры взаимодействия между субъектами публичной организации;

3) процедуры взаимодействия публичной администрации с физическими и юридическими лицами .

Безусловно, использование данного классификационного критерия позволяет структурировать разнообразие административных процедур. Вместе с тем видится, что выделяемые автором виды административных процедур нуждаются в дальнейшей детализации, исходя из содержания данных процедур. Представляется, что дополнением указанной классификации является классификация И.М. Лазарева, выделяющего следующие виды административных процедур, осуществляемых органами исполнительной власти во взаимоотношениях с гражданами и их организациями: 1) правопре-доставительные; 2) связанные с обеспечением исполнения обязанностей гражданами и их организациями; 3) лицензионно-разрешительные;

4) регистрационные; 5) контрольно-надзорные;

6) государственно-поощрительные .

О.В. Морозова разделение административных процедур предлагает проводить «в зависимости от основных задач, стоящих перед

государством при реализации его функций в рамках соответствующих административных процедур, а именно удовлетворения публичного или частного интереса», и выделяет охранноограничительные и наделительные процедуры . К охранно-ограничительным процедурам автор относит лицензионно-разрешительные и контрольно-надзорные процедуры, а к наделительным — правопредоставительные; регистрационные; по рассмотрению предложений граждан и организаций; поощрительные.

По мнению А.А. Никольской, универсальным критерием классификации административных процедур, «охватывающей все существующие (и по возможности те, которые появятся в будущем) процедуры», является их деление на позитивные и юрисдикционные . Разделяя в целом указанную точку зрения, мы считаем, что систематизация многообразия процедур управленческой деятельности таможенных органов требует обязательного использования предметного критерия классификации административных процедур, особенно позитивных. Позитивные процедуры являются наиболее многочисленными, т. к. призваны упорядочить основные направления административной деятельности органов публичного управления. При рассмотрении позитивных процедур мы будем исходить из их понимания как «урегулированного административноправовыми нормами порядка действий органов государственной администрации, направленного на исполнение их компетенции, оказание государственных услуг гражданам и их объединениям по реализации их прав и свобод, на исполнение обязанностей и не связанного с привлечением к ответственности или рассмотрением публично-правовых споров» .

С учетом предметного содержания представляется возможным выделить в деятельности таможенных органов следующие основные позитивные административные процедуры, закрепленные таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством РФ в области таможенного дела, а также ведомственными нормативными правовыми актами Фе-

деральной таможенной службы (ФТС) России (приказами, регламентами, положениями и др.):

Организационные: а) порядок планирования работы; б) распорядок работы; в) порядок создания, ликвидации и реорганизации таможенных органов; г) порядок проведения совещаний, комиссий, коллегий; д) порядок работы с документами (документооборот и др.); е) порядок распределения обязанностей, делегирование и распределение полномочий; ж) порядок проведения организационно-штатной работы и др.

Данные процедуры достаточно многообразны и направлены на обеспечение надлежащего функционирования таможенных органов. Наибольший объем организационных процедур присутствует в административной деятельности ФТС России, на которую возложено обеспечение непосредственной реализации задач в области таможенного дела. Как центральное таможенное ведомство ФТС России определяет ключевые вопросы организации не только своего аппарата, но и всей системы таможенных органов: создает, реорганизует, ликвидирует территориальные таможенные органы, определяет регион их деятельности; утверждает общие и индивидуальные положения о них, осуществляет стратегическое планирование, определяет прогнозные показатели деятельности и т. д.

Порядок подготовки и принятия решений является составной частью организационных процедур, однако ввиду значимости в административной деятельности таможенных органов представляется целесообразным рассмотреть его отдельно. К данному виду относятся прежде всего нормотворческие процедуры, связанные с подготовкой и принятием ФТС России нормативных правовых актов. Нормотворческие процедуры характерны только для ФТС России, на которую возложены функции по выработке го-

сударственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела. Территориальные таможенные органы лишены нормотворческих функций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кадровые (служебные) процедуры связаны в первую очередь с наличием в таможенных органах государственной службы. При раскрытии видов и содержания данных процедур следует учитывать, что в таможенных органах проходят службу две категории должностных лиц: сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие. Каждый вид государственной службы в таможенных органах характеризуется особым порядком поступления на службу и ее прекращения, условиями прохождения, применяемыми кадровыми технологиями. Это обуславливает различный перечень и (или) содержание служебных процедур в рамках конкретного вида государственной службы. К числу общих служебных процедур, но с различным содержательным наполнением следует отнести: а) порядок поступления на службу; б) порядок прохождения испытания; в) порядок заключения служебного контракта; г) разработку и утверждение должностных регламентов (инструкций);

д) аттестационные процедуры; е) порядок применения физической силы, специальных средств, оружия; ж) порядок поощрения и продвижения по службе; з) процедуры гарантий для служащих; и) порядок проведения служебных проверок; к) порядок прекращения службы и т. п.

Процедуры решения функциональных задач. Задачи, возложенные на таможенные органы государств — участников Таможенного союза, определены ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС)1, на основе задач ст. 12 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определены основ-

1 Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов; Приказ ФТС России от 9.06.2012 № 1128 // Рос. газ. 2012. 01 авг

ные функции (обязанности) таможенных органов РФ2. Указанные документы определяют основные функциональные направления деятельности таможенных органов. Реализация функций таможенных органов, осуществляемых на основе административно-правовых норм, сопровождается применением определенного набора административных процедур.

Например, одной из важнейших функций таможенных органов является фискальная функция, заключающаяся во взимании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, в контроле правильности их исчисления и своевременности уплаты, а также в принятии мер по их принудительному взысканию (подп. 4 п. 1 ст. 6 ТК ТС). В рамках ее исполнения таможенными органами применяются следующие процедуры: взимание таможенных платежей; взимание специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин; контроль правильности их исчисления; предоставление льгот по уплате таможенных платежей; принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов; предоставление отсрочки или рассрочки уплаты налогов; возврат авансовых платежей, принудительное взыскание таможенных платежей; распределение уплаченных (взысканных) сумм ввозных таможенных пошлин между государствами — членами Таможенного союза — и др.

Контрольно-надзорные процедуры включают в себя: а) порядок проведения ведомственного контроля; б) порядок проведения финансового контроля; в) порядок проведения инспекторских проверок таможенных органов;

г) порядок проведения таможенного контроля;

д) порядок проведения валютного контроля;

е) порядок проведения иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы, и др.

Правопредоставительные процедуры связаны с предоставлением гражданам и юридиче-

ским лицам определенных прав и получением специальных правовых статусов в области таможенного дела. Данные процедуры достаточно разнообразны. Они могут быть связаны с получением прав на какую-либо информацию в области таможенного дела либо обеспечением доступа к данной информации (о нормативных правовых актах в области таможенного дела, данных таможенной статистики внешней торговли РФ, о предварительных решениях по классификации товаров и др.); получением таможенных льгот, отсрочки либо рассрочки по уплате таможенных платежей, предварительных решений и т. п. Примером получения статусов в области таможенного дела является получение российским юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора.

Разрешительные процедуры являются составной частью правопредоставительных процедур. Мы разделяем точку зрения специалистов о целесообразности выделения таких процедур в качестве самостоятельного вида в силу их специфики . В области таможенного дела данные процедуры связаны с получением разрешений на осуществление деятельности в сфере таможенного дела (таможенного представителя, таможенного перевозчика и др.); получением специальных правомочий в области таможенного дела (использование специальных упрощений, временное хранение товаров в определенных местах); применением административно-правовых режимов в области таможенного дела (переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров для внутреннего потребления и др.); аттестацией на соответствие квалификационным требованиям в отношении лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям.

Обеспечение исполнения физическими и юридическими лицами обязанностей в области таможенного дела. Важнейшей обязанностью

в области таможенного дела является обязанность лиц, перемещающих товары (транспортные средства) через таможенную границу Таможенного союза, произвести их таможенное декларирование. Ее выполнение влечет за собой обязанности подать в таможенный орган таможенную декларацию, произвести исчисление и уплатить таможенные платежи и иные налоги, поместить товары под соответствующую таможенную процедуру и др.

Участниками данных процедур являются, с одной стороны, таможенные органы, а с другой -лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Таможенного союза, а также лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела. Субъектный состав, содержание, порядок осуществления данных административных процедур обусловлены юридическим фактом, с которым связано возникновение соответствующей обязанности в сфере таможенного дела. Так, участниками административных процедур, связанных с исполнением обязанности по таможенному декларированию, являются должностные лица уполномоченных таможенных органов, декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта. Особенности совершения административных процедур определяются разновидностью таможенных процедур, категорией лиц, перемещающих товары, формой, способом декларирования.

Координационные и процедуры взаимодействия различаются предметом, субъектами и целями взаимодействия. Достаточным многообразием отличаются административные процедуры взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности. Одной из форм подобного взаимодействия, уже достаточно длительное время применяемой таможенными органами, является работа консультативных советов, создаваемых при таможенных органах.

Консультативные процедуры. В современных условиях данным процедурам при-

дается особое значение, т. к. деятельность таможенных органов направлена на содействие развитию национальной экономики, ускорение торгового оборота, создание благоприятных условий для прохождения участниками внешнеэкономической деятельности таможенных формальностей. К числу данных процедур относится прежде всего консультирование по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование в области таможенного дела относится к одной из основных функций таможенных органов, а порядок ее осуществления урегулирован административным регламентом ФТС России3. Впервые законодатель выделил такой вид консультирования, как консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенной стоимости товаров (ст. 113 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Новый вид консультирования закреплен также в ч. 3 ст. 53 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», согласно которой при разработке проектов нормативных правовых актов ФТС России, устанавливающих порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, их декларированием и выпуском, определяющих условия деятельности уполномоченных экономических операторов и иных лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, проводятся консультации с определяемыми правительством РФ общероссийскими некоммерческими организациями в порядке, установленном ФТС России.

Информационно-технологические процедуры. Для обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач используются различные информационные системы и информационные технологии. Область применения данных информационных технологий в деятельности таможенных органов является достаточно обширной. Современные реалии диктуют необходимость их активного применения прежде всего при совершении

3 Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги…

таможенных операций. В настоящее время при таможенном декларировании применяются следующие перспективные информационные технологии: предварительное информирование таможенных органов; декларирование товаров в электронной форме; удаленный выпуск товаров как результат развития технологии интернет-декларирования.

Процедуры реализации программ в области таможенного дела. Перечень и содержание данных процедур определяются конкретными программами в области таможенного дела. Процедуры носят перспективный характер, определяя необходимые к реализации мероприятия на длительный период времени. Принимаемые в целях совершенствования организации таможенного дела, они включают положения, направленные на совершенствование порядка реализации существующих процедур, а также внедрение новых.

Учетные процедуры включают в себя: а) порядок ведения таможенной статистики внешней торговли РФ; б) порядок ведения таможенной статистики по субъектам РФ; в) порядок ведения специальной таможенной статистики. В деятельности таможенных органов присутствуют и узкопредметные виды учетов, например, учет товаров, обращенных в федеральную собственность; учет условно выпущенных товаров; учет банковских гарантий, поручительств и залогов имущества, принятых в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, и др.

Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц. Данные процедуры могут являться составными частями иных процедур, например разрешительных, правонаделительных и др., однако могут носить и самостоятельный характер.

Административно-хозяйственные процедуры. Их целью является обеспечение нормального функционирования таможенных органов и объектов, относящихся к инфраструктуре таможенных органов. Они включают процедуры, связанные с управлением имуществом таможенных органов, а также учреждений и предприятий, находящихся в ведении ФТС России (обеспечение надлежащей эксплуатации, охраны, учета и др.); материально-техническим

обеспечением (размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг; обеспечение вещевым довольствием должностных лиц таможенных органов, формирование служебного жилья и др.).

Представляется, что использование только предметного критерия классификации административных процедур не позволяет определить ту систему, в которой могут найти свое логическое место иные виды административных процедур. С этой точки зрения позитивные административные процедуры видится целесообразным классифицировать с учетом сферы их осуществления на внутриорганизационные и внешнеорганизационные. К внутриорганиза-ционным административным процедурам таможенных органов следует отнести прежде всего организационные процедуры, обеспечивающие надлежащую организацию деятельности таможенных органов. Участниками данных процедур являются таможенные органы, их структурные подразделения, должностные лица. Внешнеорганизационные административные процедуры в деятельности таможенных органов весьма разнообразны и возникают между таможенными органами и субъектами, не находящимися в их организационном подчинении, в частности, с участниками внешнеэкономической деятельности, субъектами «околотаможенной инфраструктуры»: таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения и др.

Безусловно, вышеуказанный перечень видов позитивных административных процедур в деятельности таможенных органов не является исчерпывающим, поскольку невозможно охватить все их многообразие. Доктринальная разработка видов позитивных административных процедур в деятельности таможенных органов является необходимой основой повышения качества правового регулирования данных процедур. Вместе с тем проблема упорядочения административных процедур имеет не только теоретическое, но и практическое значение, т. к. неразрывно связана с обеспечением режима законности в области таможенного дела,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

совершенствованием деятельности таможенных органов, системы их внутренних и внешних связей, а также реализацией прав и

законных интересов лиц, осуществляющих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Список литературы

1. Барциц И.Н. Приоритетные направления совершенствования административных процедур // Гос-во и право. 2008. № 3. С. 5-11.

6. Лапина М.А. Объединенная концепция системы административного процесса // Юрид. мир. 2012. № 3. С. 38-43.

7. Морозова О.В. Административные процедуры в РФ, США, ФРГ: дис. … канд. юрид. наук. М., 2010.

11. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журн. рос. права. 2002. № 4. С. 4-17.

13. Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Рос. юрид. журн. 2003. № 1. С. 58-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Trunina Ekaterina Vladimirovna

Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia)

POSITIVE ADMINISTRATIVE PROCEDURES OF RUSSIAN CUSTOMS AUTHORITIES

Keywords: administrative procedure, classification, positive procedure, order, customs authority, customs procedures.

Контактная информация: адрес: 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68;



С момента создания ЕАЭС и началом его функционирования вопросы таможенного регулирования последовательно вышли на национальный уровень. Рaзвитие международных отношений в условиях рыночной экономики c одной стороны, смена политических курсов с другой стороны — все это неоднозначно сказывается на товарооборотных отношениях между государствами, и тем самым выделяет значимость Федеральной таможенной службы Российской Федерации. В условиях функционирования электронных таможен и центров электронного декларирования, созданных в рамках реформирования таможенных органов Российской Федерации, становятся актуальными в первую очередь вопросы, связанные с основаниями применения мер административного принуждения таможенными органами и привлечением лиц к ответственности за нарушение таможенных правил.

В целях обеспечения эффективности исполнения своих функций, таможенные органы Российской Федерации наделены полномочиями по осуществлению административной юрисдикции в рамках законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, то есть полномoчиями разрешать дела и применять сaнкции. Само понятие «юрисдикция» не является исчерпывaющим и имеет много знaчений, нaпример подведомственнoсть или пoдсуднoсть разрешaемых дел. Говоря о юрисдикции, мы, прежде всего, связываем данное понятие с осуществлением государственными органами определенного рода деятельности. Oднако, в зависимости oт специфики и oбласти применения даннoго понятия, меняется и само его значение.

Расмартивая понятие административной юрисдикции с точки зрения таких авторов, как В. В. Дорохина, В. В. Головко, О. В. Гречкиной, А. В. Зубача, Н. В. Завьялова, И. В. Папановой, П. Н. Сафоненкова и А. Ю. Якимова также можно сделать вывод о многозначности определения данного термина. В. В. Дорoхина и В. В. Гoлoвко пoд aдминистрaтивнoй юрисдикцией пoнимaют сoвoкупнoсть пoлномoчий oргaнoв испoлнительной влaсти и их должностных лиц пo рассмoтрению и принятию решений пo делaм oпределеннoй категории.

Ряд автoрoв, тaких как А. Ю. Якимов, под aдминистрaтивной юрисдикцией пoнимaют деятельнoсть пo разрешению определеннoй кaтегории дел . Инoй пoдход прoслеживается в oпределении Н. Г. Сaлищевой, где aдминистративнaя юрисдикция — этo устанoвленнaя законoдательными aктaми деятельнoсть органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке . Здесь также следует упомянуть мнение Д. Н. Бахраха, охарактеризовавшего данную категорию как «деятельность административных органов на основе административно-процессуальных норм» .

Приведенные понятия отличаются друг от друга субъектным составом, осуществляющим административно-юрисдикционную деятельность. В связи с этим необходимо учитывать коррективы современного законодательства об административных правонарушениях, определяющего перечень лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Главой 23 КоАП РФ утвержден исчерпывающий список субъектов административно-юрисдикционной деятельности, включающий и таможенные органы.

При oпределении пoнятия административной юрисдиции, исхoдя из перечня субъектoв, необходимo также учитывать, что oна осуществляется вo внесудебнoм либo судебнoм пoрядке с целью рассмoтрения и разрешения административнo-правoвых спорoв и применения административнo-принудительных мер .

По мнению автора исследования, наиболее приемлемым oпределением представляется следующее: административная юрисдикция — этo устанoвленная законодательными актами административнo-прoцессуальная деятельнoсть уполномoченных oрганов и должнoстных лиц, oосуществляемая во внесудебном либо судебнoм пoрядке на oснове административно-процессуальных нoрм, с целью рассмoтрения и разрешения административнo-правовых спoров и применения административнo-принудительных мер .

Обеспечение устойчивого экономического развития в любом государстве является одной из ключевых и приоритетных задач и напрямую зависит от эффективности системы администрирования в сфере таможенного дела, а также четкого понимания функций и задач таможенных органов.

Здесь следует отметить, что в основе самого процесса разрешения административных конфликтов и споров лежат отправные идеи, на которых строится весь цикл административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов. Эти идеи выступают как направляющие установки или принципы, которые определяют средства достижения целей административной юрисдикции.

Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов базируется на тесно связанных между собой принципах: законности, гласности, публичности, объективности, эффективности, оперативности и экономичности процесса, принципе ведения дела на государственном языке, презумпции невиновности, равенства участников процесса и ответственности должностных лиц. Каждый принцип отражает специфику административной юрисдикции, однако все они неразрывно связаны между собой и образуют единую гармоничную систему производств. Лишь благодаря последовательной реализации всех принципов можно наиболее эффективно достичь основных целей и решения поставленных перед Федеральной таможенной службой задач.

Однако, не стоит забывать, что наряду с нарушениями таможенных правил, предусмотренных законодательством ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, нередко нарушаются и права различных участников внешнеэкономической деятельности. В связи с этим о таможенных органах формируется негативное мнение, происходит игнорирование норм права в таможенной сфере, создaются весьма блaгоприятные условия для злоупотребления должностного хaрaктерa, тем самым общественности демонстрируется нaличие организационных проблем функционирования таможенных органов, а также острая необходимость совершенствования правового регулирования их административно-юрисдикционной деятельности.

Административно-юрисдикционная деятельность включает в себя производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц и дисциплинарное производство в отношении должностных лиц таможенных органов. Также к структурным составляющим административной юрисдикции относится производство по применению мер административного принуждения.

Действуя в пределах своей исключительной компетенции и реализуя установленные на законодательном уровне функции и полномочия, таможенные органы в ходе осуществления административного производства возбуждают дела о нарушении таможенных правил и проводят по ним административное расследование, рассматривают либо передают на рассмотрение в судебные органы административные дела, выносят решение по этим делам, разрешают жалобы на состоявшиеся постановления по делам о нарушении таможенных правил, в частных случаях исполняют постановления, принимают административно-принудительные меры в виде мер обеспечения производства, мер административного пресечения, административно-восстановительных мер и мер административной ответственности.

В связи тем, что Федеральная таможенная служба наделена самостоятельными полномочиями на осуществление административной юрисдикции в области таможенного дела, ведущее место в ее структуре занимает производство по делам об административных правонарушениях. Это связано также с актуальностью вопросов соблюдения законности при привлечении лиц к административной ответственности в процессе правоприменительной деятельности таможенных органов.

Осуществляя борьбу с нарушениями таможенных правил, административно-процессуальная деятельность таможенных органов все чаще носит юрисдикционный характер, заключающийся в разрешении правовых споров с участниками внешнеэкономической деятельности, принятии решений по делам о нарушении таможенных правил и применении к правонарушителям мер административного принуждения.

Таким образом, административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов имеет свои специфические черты и особенности. Во-первых, ей присуща множественность субъектов, каковыми являются уполномоченные должностные лица всех структурных звеньев таможенного ведомства: центрального аппарата ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. Здесь же следует отметить, что административно-юрисдикционная деятельность в сфере таможенного дела не является исключительной прерогативой таможенных органов и может осуществляться не только в административном (внесудебном) порядке, но и в судебном порядке различными органами судебной власти.

Во-вторых, правовое регулирование административной юрисдикции таможенных органов регламентировано не только законодательством об административных правонарушениях, но и налоговым законодательством, а также множеством нормативных правовых актов в сфере таможенного дела как федерального уровня, так и ведомственного характера.

В-третьих, в зависимости от характера индивидуальных административных дел административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов осуществляется в разных формах своего практического выражения, что обуславливает выделение сразу нескольких административных производств: дисциплинарное производство, производство по жалобам, производство по делам об административных правонарушениях, производство по принятию мер для административно-правового принуждения. Различия между ними проводятся как по субъекту осуществления полномочий, так и по объекту (предмету).

Литература:

УДК 339 ББК 67

АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛИНА ПЕТРОВНА НИКИТИНА,

заведующая кафедрой «Морское и таможенное право» Юридического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», кандидат юридических наук, доцент

E-mail: akilma7777@bk.ru;

СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ ЗАПОРОЖЕЦ, заместитель директора Юридического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», кандидат политических наук

E-mail: sergzap@yandex.ru;

ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА САЧЕНОК, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Севастопольского государственного университета,

кандидат экономических наук, доцент E-mail: Lyudmila.sachenok@mail.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена раскрытию понятия административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов РФ, рассмотрению ее сущности, стадий и компетенций. Представлены правовая характеристика и особенности осуществления административно-юрисдикционной деятельности таможенными органами. Охарактеризованы виды производств, которые относятся к административно-юрисдикционной деятельности должностных лиц таможенных органов.

Ключевые слова: таможенные органы Российской Федерации, административно-юрисдикционная деятельность, таможня, служба, административное производство.

В условиях развития международных отношений, рыночной экономики, глобализации и многих других процессов, связанных с постоянным прогрессом то-варооборотных отношений между государствами, планомерно возрастает и роль Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Развитие вопроса, основанного на рассмотрении исполнительных и административно-юрисдикционных принципов деятельности таможенной службы, является актуальным, интересным и многогранным в сфере юридической науки.

Таможенные органы Российской Федерации, в рамках таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ, наделены полномочиями по осуществлению административно-юрисдикционной деятельности, что необходимо для обеспечения должного осуществления возложенных на них функций.

А.Ю. Якимов и ряд других авторов придерживаются точки зрения, представляющей «административную юрисдикцию» как деятельность по разрешению определенной категории дел. П.Н. Сафоненков расширяет и обобщает понятие, заключая, что — это «урегулированная нормами права деятельность, суда

и других на то уполномоченных государственных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров и применению мер административного принуждения, протекающая в особой процессуальной форме, и предусматривающая восстановление нарушенного права» . Административист Л.Л. Попов утверждает, что «через процедуры реализуется управленческий процесс, через производства — юрисдикционный процесс; при этом потребность в юрисдикционном процессе возникает при наступлении конфликтной ситуации, негативного юридического факта» . Под процедурой понимается структурированная, модельная система актов поведения, ориентированная на получение конкретного результата.

Для запуска любого механизма нужен толчок. В исследуемой сфере им является юридический факт, влекущий появление административно-правовых отношений. Данный источник представляет собой конфликтную ситуацию или правонарушение, связанные с нарушением правил в сфере таможенного дела.

Необходимо выделить основные стадии осуществления административной юрисдикции, характерные для органов таможенной службы. К ним относятся:

1) анализ и исследование конкретной ситуации, случая. Это необходимо для получения объективной информации о реальном положении дел, фактах. Возможны различные наименования стадии, в зависимости от конкретного случая производства;

2) принятие осознанного и волевого выбора по существу, т.е. принятие решения;

3) обжалование принятого решения. Выделяется как факультативная стадия, так как не всегда имеет место быть;

4) исполнение решения — принятие мер, осуществление конкретных действий, которые будут реа-лизовывать принятое решение в материальном мире.

Таким образом, в основе сущности администра-тивно-юрисдикционной деятельности лежит открытый ряд функциональных и организационных принципов, которые характеризуют ее как правоохранительный и правовосстановительный процесс, нацеленный на урегулирование и разрешение спора, т.е. на предмет деятельности, компетентными органами (должностными лицами).

Исходя из определения, данного федеральным законом, таможенными органами являются органы исполнительной власти, уполномоченные в области

таможенного дела . Учитывая широкий спектр компетенций Федеральной таможенной службы РФ как уполномоченного субъекта, можно отметить, что производства (по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, по жалобам граждан) обладают всеми необходимыми признаками административной юрисдикции, что соответствует предмету ведения — административно-правовому конфликту.

На основании постановления Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе РФ» и ряда других регламентирующих нормативных актов выделяется следующий набор функций, исполнение которых предоставляет базу административно-юрисдик-ционной деятельности. Ими являются функции:

♦ по контролю и надзору в области таможенного дела;

♦ валютного контроля;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;

♦ по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу;

♦ санитарно-карантинного, карантинного фито-санитарного контроля и государственного ветеринарного надзора;

♦ по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов .

Также одна из важных функций — это правовая оценка и мониторинг действий участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Регламентация деятельности основана на внутриведомственных письмах, в которых отражается анализ и обзор судебной практики по административным делам, анализ практики по дисциплинарному производству и анализ завершенных административных дел. Конкретизация анализов обеспечена сферой применения и деятельности. О.В. Гречкина отмечает, что регулирование правоотношений в сфере таможенного дела ведомственными нормативными правовыми и иными актами ФТС России является необходимым средством оперативного реагирования на изменения экономической конъюнктуры, поведение участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц, чья деятельность связана с осуществлением внешней торговли .

Круг субъектов, уполномоченных в ведении ад-министративно-юрисдикционной деятельности, описан разд. III Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП). Однако, в область юрисдикции таможенной службы попадают лишь правонарушения, связанные с посягательством на нарушение таможенных правил. КоАП предусматривает в ст. 23.8 круг уполномоченных на производство лиц; к ним относятся суды и ниже перечисленные должностные лица:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

2) руководитель структурного подразделения такого же органа, его заместители;

3) начальники таможенных управлений, их заместители;

4) начальники таможен, их заместители;

5) начальники таможенных постов, их заместители. Отмечено, что ведется рассмотрение дел об административных правонарушениях от имени таможенных органов, совершенных физическими лицами.

6) иные уполномоченные на то лица таможенных органов .

Проанализировав нормы, закрепленные в ст.ст. 16.1—16.24 и ст. 23.8 КоАП, можно выделить следующие правонарушения, рассматриваемые вышеперечисленными субъектами:

♦ нелегальное перемещение товаров и транспорта через границу;

♦ недекларирование или недостоверное декларирование товаров;

♦ несоблюдение различных запретов;

♦ нарушение и несоблюдение таможенного контроля, сроков, таможенной процедуры, незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела и др.

Важно отметить, что рассмотрение дел по изложенным категориям осуществляется по месту правонарушения.

Прямой реализацией административно-юрис-дикционной деятельности, в пределах компетенции, будет являться осуществление действий процессуального характера, установленных законодательством. К таким действиям относятся: составление протоколов, возбуждение дел о правонарушениях в области таможенного дела, ведение расследования, самостоятельное рассмотрение или передача дела в суд, вы-

несение решения, а также исполнение этого решения. Регламентация процессуального аспекта устанавливается КоАП и рядом внутриведомственных нормативных актов, издаваемых Федеральной таможенной службой РФ (далее — ФТС).

В административно-юрисдикционную деятельность таможенных органов включается и дисциплинарное производство, т.е. привлечение должностных лиц таможенных органов к дисциплинарной ответственности за неправомерные действия (бездействия), которые способны деструктивно повлиять на функционирование всей системы, это — нарушения трудовой или служебной дисциплины. Такая ответственность содержит применение руководителем таможенного органа по отношению к должностным лицам и работникам определенных мер за совершение дисциплинарных проступков. Регламентация поведения служащих, производства по предусмотренным делам осуществляется на базе федерального законодательства, внутриведомственных нормативных актов, трудового законодательства.

Производство по обращениям граждан регламентировано Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации», Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (гл. 3) и Приказом ФТС России от 30 июня 2014 г. № 1240 «Об утверждении Порядка работы с обращениями граждан в ФТС России и таможенных органах Российской Федерации». Под «обращением» понимается внесение в компетентные органы гражданами предложений, заявлений, ходатайств, жалоб в устной или письменной форме. Производство по обращениям носит материальный или процессуальный характер, направлено на защиту и восстановление нарушенных прав и интересов физических или юридических лиц, предпринимателей в области таможенного дела.

Таким образом, на основании синтеза точек зрения исследователей, административно-юрисдикцион-ная деятельность таможенных органов — это действия исполнительных органов по разрешению споров; реализации в административно-процессуальной форме производства по делам об административных правонарушениях, дисциплинарным проступкам, производства по жалобам и обращениям граждан при применении различных форм контроля над соблюдением таможенного законодательства ЕАЭС и законода-

тельства Российской Федерации в сфере таможенного дела, рассмотрении и принятии решений по указанным категориям дел. Учитывая наличие заинтересованности у Российской Федерации в укреплении международного сотрудничества, присутствуют тенденции развития нормативно-правовой базы, закрепляющей компетенции таможенных органов.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с изм. и доп. на 1 октября 2017 г. М.: Эксмо, 2017.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе» // СЗ РФ. 2013. № 38. Ст. 4823.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гречкина О.В. Нормотворчество таможенных органов в сфере административной юрисдикции на современном этапе // Вестник Южно-уральского государственного университета. 2013.

1. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativ-nykh pravonarusheniiakh s izm. i dop. na 1 oktiabria 2017 g. M.: Eksmo, 2017.

Административно – хозяйственная деятельность таможенных органов: понятие и назначение.

Под административно-хозяйственной деятельностью таможенных органов понимается широкий спектр направлений, связанных с организацией и обеспечением как собственного функционировния, так и подконтрольных таможенных органов, организаций и учреждений.

Назначение: выступает в роли государственного заказчика работ( строительства объектов, продукции, услуг ), создает учреждения и предприятия( исследовательские, учебные, оздоровительные и тд.) Обеспечивает планирование, контроль, руководство и содействие в развитии экономических образований, а также определяет правоотношения между участвующими в экономической жизни субъектами и органами государственного управления.

Виды дисциплинарных взысканий и порядок их наложения на сотрудников таможенных органов.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов.

Порядок наложения: Дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке, не считая времени болезни сотрудника или пребывания его в отпуске.

Основанием для применения такого вида дисциплинарного взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, является приказ начальника, основанный на решении аттестационной комиссии.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины применяется только одно дисциплинарное взыскание.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение. При необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соответствующего заключения по ее результатам. Отказ сотрудника от дачи письменного объяснения по существу совершенного им дисциплинарного проступка не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В случае отказа сотрудника от дачи письменного объяснения составляется акт в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы. Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым сотрудник должен быть ознакомлен в 3-дневный срок под расписку. Если в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник допустил действия, указывающие на признаки преступления, руководитель таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия.


В случае нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания начальник таможенного органа может ограничиться предупреждением подчиненного о необходимости строгого соблюдения дисциплины.

Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение в течение года сотрудником, имеющим дисциплинарное взыскание, дисциплинарного проступка.

ЕАИС ФТС России: понятие и назначение.

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.

Основным назначением ЕАИС таможенной службы РФ является — повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов.

ЕАИС понимается как инструмент реализации основных информационных технологий таможенной службы. Развитие ЕАИС есть не что иное, как процесс поэтапной разработки и внедрения в отрасли новых информационных технологий, базирующихся на современном программно-техническом комплексе.

Исходя из этого, назначением ЕАИС является:

— обеспечение подразделений ФТС России и правительственных органов информацией, необходимой для ведения таможенной статистики;

— совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами на всех уровнях Управления;

— автоматизация таможенного оформления документов на товары;

— повышение эффективности таможенного контроля за багажом следующих через границу пассажиров;

— обеспечение централизованного взимания и контроля начисления таможенных платежей;

— информационная поддержка борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

— совершенствование методов и средств нетарифного ре­гулирования и контроль исполнения лицензий и квот;

— создание информационной технологии таможенно-банковского контроля внешнеэкономической деятельности с целью осуществления валютного контроля и др.

ЕТНВЭД ТС: понятие, структура и назначение.

Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ЕТН ВЭД ТС) — классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Комиссией таможенного союза, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба.

Назначение: В ТН ВЭД ТС представлена система классификации товаров, предназначенная для их кодирования и идентификации при таможенной обработке, что позволяет:

производить таможенные экономические операции (взимать таможенные платежи, определять таможенную стоимость, вести отчётность, планирование и т. д.);

изучать товарную структуру внешней торговли.

Структура: 10-значный код товара по ТН ВЭД представляет собой:

2 первые цифры — товарная группа

4 первые цифры — товарная позиция

6 первых цифр — товарная субпозиция

10 цифр, полный код товара, который и указывается в декларации на товары — товарная подсубпозиция.

Добавить комментарий