Административная ответственность несовершеннолетних

Одним из важнейших принципов демократического, правового государства является приоритет прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл. содержание и применение закона.

В административном законодательстве исполнение данного принципа обеспечивается строгой регламентацией порядка привлечения правонарушителей к ответственности.

Статья 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением понимает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

С учетом особенностей психического и физического развития несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет) закон предусматривает дополнительные меры по защите их интересов при производстве по делам об административных правонарушениях.

Статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетними отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения — отягчающим вину обстоятельством. Причем эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением иных (но не несовершеннолетних) виновных в этом лиц к административной ответственности.

Здесь необходимо дополнить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют своей целью прежде всего восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено прежде всего этим целям.

Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена ст. 2.3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность комиссии по делам несовершеннолетних, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Ответственность по КоАП РФ родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию, обучению детей и надзору за ними.

Комиссия рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Несовершеннолетний является особым субъектом административной ответственности, так как производство по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних имеет существенные особенности. Статья 2.3 Кодекса об административных правонарушениях, введенного в действие с 1 июля 2002 г., закрепляет, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

В случаях совершения административного правонарушения несовершеннолетний может быть доставлен для составления протокола об административном правонарушении в специальные помещения. О доставлении несовершеннолетнего либо составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Если несовершеннолетний имеет при себе документы, удостоверяющие его личность; совершенное им деяние не требует дополнительного выяснения обстоятельств; не находится в состоянии, алкогольного или наркотического опьянения, то в данном случае он должен быть отпущен сразу после составления протокола об административном правонарушении.

КоАП РФ предполагает и закрепляет возможность и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей. Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном правонарушении.

Несовершеннолетний правонарушитель может быть задержан на срок не более трех часов, а в случае если несовершеннолетний правонарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения, срок административного задержания начинает исчисляться согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ с момента вытрезвления несовершеннолетнего.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ).

Несовершеннолетний, подвергнутый административному задержанию, вправе обратиться за помощью к защитнику, который должен быть допущен к участию в производстве по делу с момента административного задержания согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ.

Административные правонарушения могут совершаться также несовершеннолетними, которые еще не достигли возраста административной ответственности, например в возрасте 12-14 лет. Также есть случаи, когда по каким-то причинам несовершеннолетний отказывается называть должностному лицу

(участковому инспектору, инспектору по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другим), осуществляющему опрос, свои имя, фамилию, координаты своих родителей, а также адрес своего проживания. В данном случае помимо решения вопроса о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности ( а в некоторых случаях и их родителей) также может быть решен вопрос о помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел куда они могут быть направлены либо на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел ( на срок не более 48 часов), либо на основании постановления судьи (на срок более 48 часов).

В соответствии со ст. 23.2 органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту жительства несовершеннолетнего). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целью деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и по общему правилу — с участием его законных представителей. Родитель, явившийся в заседание КДН и ЗП для защиты интересов несовершеннолетнего, должен иметь при себе документы, удостоверяющие его личность, а также не должен быть лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. Опекуны или попечители несовершеннолетнего, представляющие интересы несовершеннолетнего, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие, что они таковыми являются.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может принять решение об удалении несовершеннолетнего, в отношении которого ведется дело, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ).

Не все административные наказания, которые предусмотрены КоАП РФ для совершеннолетних правонарушителей, могут применяться к несовершеннолетним. Так, к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, не может применяться административный арест. Решая вопрос о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности в виде штрафа, КДН и ЗП должна выяснить, есть ли у него самостоятельный заработок, так как при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Необходимо учитывать, что заработок — это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором.

Например, пенсия или стипендия, получаемая несовершеннолетним, заработком не является.

Родителям и иным законным представителям необходимо учитывать, что несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение, сразу же попадает в поле зрения должностных лиц подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые решают вопрос о постановке на учет несовершеннолетних правонарушителей на основании постановления КДН и ЗП в случае совершения ими правонарушения, повлекшего применение меры административного наказания.

На несовершеннолетних, в отношении которых КДН и ЗП вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, заводятся учетно-профилактические карточки. При заведении учетно-профилактической карточки должностные лица ПДН проводить беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъяснять им основания постановки на учет и снятия с учета, а также должны проводить регистрацию поставленных на учет в журнале регистрации лиц, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Родителям и иным законным представителям необходимо знать, что в случае однократного совершения несовершеннолетним малозначительного правонарушения, при наличии соответствующих данных об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или лицах, их замещающих, должностные лица ПДН могут внести предложения о нецелесообразности постановки этого несовершеннолетнего на учет.

Анализ административной практики в отношении несовершеннолетних показывает, что, как правило, подростки привлекаются к административной ответственности по ст. ст. 20.1 (мелкое хулиганство), 20.20 (употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных препаратов), 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), 7.27 (мелкое хищение) КоАП РФ.

Нагатинская межрайонная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением административного законодательства в отношении несовершеннолетних. Прокуратурой ежемесячно проверяется деятельность районных КДН и ЗП по рассмотрению административных протоколов, составленных в отношении несовершеннолетних и привлечению их к административной ответственности, а в законность составления таких протоколов. По выявленным нарушениям закона вносятся представления, а также приносятся протесты на незаконные постановления КДН и ЗП. За 9 месяцев 2008 года прокуратурой опротестовано 5 постановлений КДН и ЗП, которые рассмотрены и отменены Нагатинским районным судом г. Москвы. Кроме того, в поднадзорные ОВД и КДН и ЗП внесено 10 представлений с требованиями по устранению выявленных нарушений административного законодательства в отношении несовершеннолетних.

Старший помощник прокурора

Подпишитесь на рассылку:

Государство и право

  • Авторское право
  • Административное право
  • Военное право
  • История государства и права (зарубежных стран)
  • Государственное регулирование и налогообложение
  • Гражданское право
  • Законодательная власть
  • Исполнительная власть
  • Имущественное право
  • Криминалистика
  • Международное право
  • Правоведение
  • Семейное право
  • Трудовое право
  • Уголовное право
  • Финансовое право
  • Административное право
  • Арбитражно-процессуальное право
  • Банковское право
  • Гражданское процессуальное право
  • Жилищное право
  • Земельное право
  • Конституционное (государственное) право зарубежных стран
  • Конституционное право России
  • Криминалистика и криминология
  • Международное частное право
  • Международные отношения
  • Муниципальное право России
  • Налоговое право
  • Правоохранительные органы
  • Прокурорский надзор
  • Римское право
  • Предпринимательское право
  • Семейное право
  • Страховое право
  • Таможенное право
  • Теория государства и права
  • Уголовно-исполнительное право
  • Уголовный процесс
  • Хозяйственное право
  • Частное право
  • Экологическое право

Проекты по теме:


Вики

Мир

Философия права, 2015, № 4 (71 )

тановленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка сведений, предоставляемых указанными гражданами; 4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица сокрытие им сведений либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также предоставление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; 5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих

должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Литература

1. Шедий М. В. Коррупция как социальное явление: автореф. дис. … д-ра социол. наук. М., 2015.

2. Шапошников А. К. Этимологический словарь современного русского языка. М., 2010. Т. 1.

4. План мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (20152018 годы). URL // http://consultant.ru

УДК 342.9 — 053.6 ББК 67.99

А. Д. Баранов, Ж. П. Дорофеева, Д. В. Меняйло

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В статье раскрываются особенности административной ответственности несовершеннолетних. Анализируются вопросы применения принудительных мер и назначения наказания несовершеннолетним за совершение административных деликтов. Авторы отмечают целесообразность снижения порога привлечения к административной ответственности несовершеннолетних до 14 лет.

Ключевые слова: административная ответственность несовершеннолетних, принудительные меры воспитательного характера, общественно опасные деяния, возраст привлечения к административной ответственности.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS

В настоящее время в российском обществе происходят серьезные трансформации в политической, экономической и социальной сферах. Наше государство проводит политику активной интеграции в мировое сообщество, что обязы-

вает его признавать, соблюдать и практически воплощать международные акты о правах человека, в которых основой свободы, справедливости и всеобщего мира является признание достоинства, присущего всем людям, равных и не-

отъемлемых прав личности человека как высшей ценности .

Данные положения получили свое отражение в гл. 2 Конституции России, в частности, при установлении правового статуса человека и гражданина. Но при этом еще предстоит много работы по их реальному воплощению в жизнь, поскольку признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — важнейшая обязанность государства, а ее исполнение является основной предпосылкой возможности формирования правового государства.

Отметим, что на сегодняшний день в Российской Федерации остро стоит вопрос административной ответственности несовершеннолетних за совершение административных деликтов.

Административную ответственность несовершеннолетних можно отнести к особому виду юридической ответственности. В специальной литературе проблемам административной ответственности традиционно уделяется много внимания.

Однако в действующем законодательстве отсутствует определение административной ответственности, раскрывается только сущность административного правонарушения. Хотя Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях четко определяет, что установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, которое применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами .

В то же время в научной литературе административная ответственность рассматривается как деятельность, связанная с применением административных наказаний, как специфическая форма негативного реагирования, а также как разновидность правоотношений . Надо отметить, что за основу дефиниций административной ответственности ученые берут два основных признака: административный проступок и административное взыскание . На основании изложенного можно сделать вывод о том, что административная ответственность тесно связана с применением принудительных мер и рассматривать ее необходимо как реакцию на правонарушение, предусмотренную санкциями правовых норм, а также осуществление данных санкций.

Между тем выделяют следующие специфические особенности административной ответственности несовершеннолетних:

1) цели административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним, в значи-

тельной степени обусловливают меньший объем и степень лишения или ограничения прав и свобод несовершеннолетних лиц по сравнению со взрослыми правонарушителями;

2) к несовершеннолетним не могут применяться такие же меры наказания, как и ко взрослым (например, административный арест);

3) административная ответственность несовершеннолетних наступает за правонарушения, предусмотренные нормами ст. 20.20, 20.21, 6.8, 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и другими, которые определяются как общественно опасные;

4) за совершение административных правонарушений к ответственности наряду с несовершеннолетними могут быть привлечены и их родители (ст. 20.22 данного Кодекса).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно отметить, что несовершеннолетний возраст правонарушителя является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Если во время совершения административного правонарушения вред причинен несовершеннолетним, достигшим шестнадцатилетнего возраста и имеющим собственные самостоятельные доходы, то судья может принять решение о самостоятельном возмещении им причиненного вреда или обязать его своим трудом возместить этот ущерб.

Таким образом, к особенным признакам административной ответственности несовершеннолетних необходимо отнести следующие:

— воспитательный характер административной ответственности;

— применение мер административной ответственности к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет на общих основаниях. Это предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения, если в отношении несовершеннолетнего правонарушителя целесообразнее применить именно такие меры.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, производится судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Особенностью применения мер государственного принуждения к несовершеннолетним правонарушителям является то обстоятельство, что лицо подлежит административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста, однако к лицам, которые моложе указанного возраста, могут применяться и меры воспитательного характера . Но при этом данные санкции нельзя рассматривать как меры админи-

Философия права, 2015, № 4 (71)

стративной ответственности. В противном случае это будет противоречить Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, который четко определяет возможность привлечения лица к административной ответственности с шестнадцати лет.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут назначать следующие меры воздействия воспитательного характера: вынесение предупреждения; объявление выговора или строгого выговора; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо общественных воспитателей; направление в специальное лечебно-воспитательное учреждение; помещение несовершеннолетнего, достигшего одиннадцатилетнего возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальную школу, специальное профессионально-техническое училище).

Меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетних носят морально-воспитательные цели, так как перевоспитание и исправление подростков-правонарушителей возможны и без применения мер административной ответственности.

Рассматривая вопрос о мерах принуждения и административной ответственности несовершеннолетних, подчеркнем, что в обязательном порядке учитывается степень опасности административных деликтов.

Административная ответственность несовершеннолетних за правонарушения, предусмотренные нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает, если те по своему характеру не влекут собой уголовную ответственность. Но действующее законодательство при этом не допускает возможности применения мер административного взыскания как замену уголовной ответственности .

С учетом вышеизложенного можно сказать, что особенности административной ответственности несовершеннолетних заключаются в применении к ним определенных мер административного принуждения, которые отличаются от мер, назначаемых в отношении взрослых правонарушителей. Применяются они в виде конкретных административных наказаний с целью перевоспитать и не допустить повторного совершения административных деликтов.

Привлечение к административной ответственности несовершеннолетних можно обозначить как средство охраны общественных отношений, которые регулируются конституционным, граждан-

ским, трудовым, финансовым и административным правом. В случае нарушения требований административно-правовых норм ответственность наступает не перед второй стороной правоотношений, а перед государством.

Считаем, что целесообразно на законодательном уровне закрепить положение об установлении состава проступка и ответственности за его совершение, а также применение соответствующих норм, не предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

К основным нормативным актам, которые регулируют административную ответственность несовершеннолетних, относятся: 1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; 2) Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 3) Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 года; 4) положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации и иные нормативные акты.

Такой подход к построению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних приводит к возникновению коллизий.

Полагаем, что именно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо считать единственным законодательным актом, который должен регулировать вопросы административной ответственности несовершеннолетних. С этой целью предлагаем дополнить его разделом «Административная ответственность несовершеннолетних», где должны быть определены цели административной ответственности несовершеннолетних, функции субъектов, имеющих право привлекать к ответственности несовершеннолетних, виды основных и дополнительных административных наказаний и процедура их применения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних, порядок освобождения несовершеннолетних от административной ответственности, порядок привлечения к ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за противоправные деяния, совершенные детьми.

Анализ практики показывает динамику негативных, девиантных тенденций в молодежной среде и свидетельствует о том, что противоправное поведение несовершеннолетних изменяется, становится все более дерзким и изощренным, происходит утрата нравственных ценностей, воз-

никает стремление к быстрому обогащению, распространяются различные формы дискриминации. Все это способствует быстрому росту количества правонарушений, обострению криминогенной ситуации как в стране в целом, так и в Белгородской, и Ростовской областях в частности. В связи с этим следует рассматривать вопрос о целесообразности снижения возраста административной ответственности несовершеннолетних до 14 лет.

Литература

1. Основные международные акты о правах человека. URL // http://constitution.garant.ru/

2. Артемьев Е. В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (поглавный). М.; Саратов, 2013.

3. Административное право Российской Федерации / под ред. Л. Л. Попова. М., 2011.

4. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Стари-лов Ю. Н. Административное право. М., 2008.

5. Указ Президиума Верховного суда РСФСР от 3 июня 1967 года «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (с изм. от 25.02.1993). URL // http://consultant.ru

6. Чеснокова О. А. Принципы уголовной и уголовно-правовой политики // Вопросы российского и международного права. 2011. № 4.

УДК 343.352 ББК 67.99

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. С. Витвицкая, П. И. Левченко

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ И ПЕНАЛИЗАЦИИ ПОДКУПА В ЧАСТНОЙ И ПУБЛИЧНОЙ СФЕРАХ

В статье исследуются вопросы криминализации и пенализации подкупа в частной и публичной сферах по Уголовному кодексу Российской Федерации, формулируются предложения по совершенствованию соответствующих норм уголовного закона с точки зрения содержания и законодательной техники.

Ключевые слова: криминализация, пенализация, коррупционные преступления, подкуп.

ACTUAL PROBLEMS OF CRIMINALIZATION AND PENALIZATION OF BRIBERY IN PRIVATE

AND PUBLIC SPHERES

Keywords: criminalization, penalization, corruption crimes, bribery.

В международно-правовых актах к коррупционным преступлениям относится активный и пассивный подкуп в частной и публичной сферах . Это заставляет задуматься о соотносительном уровне общественной опасности соответствующих преступных деяний и адекватном решении вопросов криминализации и пенализа-ции в отечественном уголовном законе.

Разработчики Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ) 1996 года с учетом особенностей объекта и субъекта преступления дифференцировали основание уголовной ответственности за указанные преступные деяния. Криминализация подкупа в частной сфере была осуществлена в ст. 204 главы 23 УК РФ, а подкупа в публичной сфере — в ст. 290, 291 УК РФ.

Однако в теории уголовного права правильность выделения в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны интересов службы в коммерческих и иных организациях (в рамках гл. 23 УК РФ) оспаривается целым рядом юристов . Их основным аргументом служит то, что наиболее важные общественные отношения, а именно права и законные интересы граждан, организаций, интересы общества и государства, отодвинулись на второй план, составив лишь дополнительный объект преступлений гл. 23 УК РФ, уступили свое место менее значимым для публичного интереса государства общественным отношениям, содержанием которых является правильное функционирование службы в коммерческих и иных

Нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения, прежде всего, своей функционально-целевой направленностью.

Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя Попов Л.Л. Административное право РФ. Уч. для бакалавров. /Л.Л. Попов. // М.:РГ-Пресс. 2015. с.222.

Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель — восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений.

Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей, например привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т.п.

Цели административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним, в определенной мере обусловливают и меньший объем, степень лишения или ограничения прав и свобод таких лиц, которые при прочих равных условиях должны нести более мягкую ответственность, чем в схожих ситуациях взрослые, совершившие административные правонарушения.

КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний Ювенальное право: Учебник для вузов/Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова.// М.:Юстицинформ. 2005. с.111..

В настоящее время КоАП РФ установлены следующие виды административных наказаний, применение которых возможно в отношении несовершеннолетних:

  • 1) предупреждение;
  • 2) административный штраф;
  • 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • 5) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Предупреждение — официальное осуждение государством правонарушения и предостережение физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Оно считается взысканием, если вынесено в письменной форме. Применяется, как правило, при малозначительности правонарушения. При этих условиях полномочный орган (должностное лицо) может ограничиться устным замечанием, которое административным взысканием не является (ст. 26 КоАП).

Административный штраф — денежное взыскание, выражаемое в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, т.е. наказание материального характера.

Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу (права на управление транспортными средствами, права охоты), применяется за грубое и систематическое нарушение порядка пользования таким правом. Назначается такое взыскание на срок не менее одного месяца и не более двух лет Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. /Ю.М. Козлов. // М.: Юрист. 2007. с.174..

К несовершеннолетним не применяется административное наказание в виде административного ареста.

КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 — 4.5 КоАП РФ) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». // Бюллетень Верховного Суда РФ. — №6. — 2005..

Из вышеперечисленных видов административных наказаний, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два — это предупреждение и административный штраф. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в объеме родительских прав, опекуны и попечители Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. МБУ «Муниципальная Информационная Библиотечная Система» г.Волжский. // http://www.mibs-vlz.ru/pravovoy-ugolok/administrativnaya-i-ugolovnaya-otvetstvennost-nesovershennoletnich.

Меры административного взыскания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием, сообщить о поведении подростка его семье Административное право России. Учебник / Н.М. Конин. — 2-изд. — М.: Проспект, 2014..

При определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, с тем чтобы обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций.

Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению.

Анализ административно-правовых норм, касающихся ответственности несовершеннолетних, свидетельствует о необходимости совершенствования действующего административного законодательства по следующим направлениям:

выделение норм, касающихся административной ответственности несовершеннолетних, в отдельную главу, в которую необходимо включить понятие административной ответственности несовершеннолетних, виды административных наказаний и порядок их применения к несовершеннолетним; определить специфические меры наказания для подростков, в частности арест на несколько часов при условии его отбывания в помещении органа внутренних дел, а также домашний арест на один-два дня; освобождение от административной ответственности несовершеннолетних; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних;

дополнение ст. 2.3 КоАП «Возраст, по достижении которого наступает ответственность» оговоркой относительно оценки психического состояния несовершеннолетнего, совершившего административно-правовой проступок, указанием о том, что лицо, достигшее возраста, предусмотренного данной статьей, но из-за отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения административного правонарушения не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не подлежит административной ответственности;

разработка мер воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетних и включение их в КоАП РФ, т.к. меры, применяемые к несовершеннолетним, должны преследовать, прежде всего, цель исправления и предупреждения совершения новых административных правонарушений и преступлений;

расширение полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на применение административных наказаний, предоставление им права применять иные кроме штрафа административные наказания, предусмотренные санкциями нарушенных норм;

разработка гарантий защиты прав несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения;

По результатам написания данного параграфа можно сделать следующие выводы:

Нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания.

К несовершеннолетним чаще всего применяются только два — это предупреждение и административный штраф. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества.

Новая редакция Ст. 2.3 КоАП РФ

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к Статье 2.3 КоАП РФ

Комментируемая статья устанавливает минимальный возраст привлечения к административной ответственности физических лиц. При этом следует иметь в виду, что моментом совершения административного правонарушения является момент совершения противоправного действия (бездействия) независимо от момента наступления вредных последствий.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП России недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Лицо, совершившее правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, признается несовершеннолетним, и к нему с учетом конкретных данных и обстоятельств дела вместо мер административной ответственности могут быть применены меры, предусмотренные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с послед. изм.), а также другими нормативными актами в этой сфере.

В соответствии с ч. 2 статьи 25.11 КоАП прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним.

Другой комментарий к Ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье устанавливается возраст — 16 лет, по достижении которого лицо может быть привлечено к административной ответственности. Понятно, что это распространяется только на физических лиц. Согласно ч.1 ст.2.3 лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло шестнадцати лет к моменту совершения правонарушения. Для сравнения: возраст, предусмотренный для уголовной ответственности, тоже определен в 16 лет, но за некоторые преступления (убийство, похищение человека, изнасилование и ряд др.) к ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста (ст.20 УК).

Административной ответственности подлежит вменяемое лицо (см. комментарий к ст.2.8), достигшее шестнадцатилетнего возраста.

2. Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. В отличие от КоАП РФ РСФСР новый Кодекс не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних.

Несовершеннолетние являются специальным субъектом административной ответственности. Учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о правонарушителе, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить его от административной ответственности и применить к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Порядок образования комиссий и осуществления ими полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В настоящее время названные комиссии действуют на основе Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Административные наказания, назначаемые несовершеннолетнему комиссией, носят воспитательный, профилактический характер. К ним могут быть применены следующие меры: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1/2 минимального размера оплаты труда; наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия; передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам; направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией; помещение несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение (профессионально-техническое училище). Указанная мера может назначаться условно; испытательный срок при этом составляет один год.

Добавить комментарий