Административная принадлежность

Для административных правоотношений характерно следующее:

А – юридическое неравенство субъектов;

Б – договорный характер установления прав и обязанностей сторон;

В – судебный характер защиты нарушенных прав субъектов;

Г – несение ответственности перед государством;

Д – несение ответственности перед другой стороной правоотношения;

Е – выступление государственного органа в качестве стороны правоотношения

  1. Определите видовую принадлежность нормы административного права: «Административный арест не может применяться к несовершеннолетним, инвалидам первой и второй групп, беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей…».

А – процессуальная, запрещающая;

Б – материальная, запрещающая;

В – процессуальная, обязывающая;

Г – материальная, уполномочивающая.

  1. Какие из ниже перечисленных административно-правовых норм относятся к материальным?

А — граждане РФ вправе создавать общественные объединения;

Б — постановление о дисквалификации производится путем прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом;

В — университет несет ответственность за свою деятельность перед государством;

Г — срок чрезвычайного положения, вводимого на территории РФ, не может превышать 30 суток;

Д — заседания Правительства Пензенской области проводятся 1 раз в месяц;

  1. Какие из ниже перечисленных административно-правовых норм носят предписывающий (обязывающий, императивный) характер?

А — граждане РФ вправе создавать общественные объединения;

Б — постановление о дисквалификации производится путем прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом;

В — университет несет ответственность за свою деятельность перед государством;

Г — срок чрезвычайного положения, вводимого на территории РФ, не может превышать 30 суток;

Д — заседания Правительства Пензенской области проводятся 1 раз в месяц;

  1. Какие административно-правовые отношения относятся к вертикальным?

А — генеральный директор дисквалифицирован судом за ненадлежащее управление юридическим лицом;

Б — гражданин обратился с жалобой в Комитет по защите прав потребителя;

В — произошло совместное совещание руководящего состава Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ;

Г — МВД России выдало лицензию на частную охранную деятельность;

Д — прокурор принес протест на решение мирового судьи о наложении административного наказания;

Е — администрация Тамбовской области и Юго-Восточная железная дорога заключили соглашение о взаимодействии и эксплуатации убыточных железнодорожных линий;

Ж — федеральный орган исполнительной власти заключил договор аренды помещений с государственным учреждением по содержанию и использованию нежилых помещений.

  1. Какие административно-правовые отношения относятся к процессуальным?

А — генеральный директор дисквалифицирован судом за ненадлежащее управление юридическим лицом;

Б — гражданин обратился с жалобой в Комитет по защите прав потребителя;

В — произошло совместное совещание руководящего состава Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ;

Г — МВД России выдало лицензию на частную охранную деятельность;

Д — прокурор принес протест на решение мирового судьи о наложении административного наказания;

Е — администрация Тамбовской области и Юго-Восточная железная дорога заключили соглашение о взаимодействии и эксплуатации убыточных железнодорожных линий;

Ж — федеральный орган исполнительной власти заключил договор аренды помещений с государственным учреждением по содержанию и использованию нежилых помещений.

7. По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы делятся на

А — материальные и процессуальные;

Б — обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные;

В — общеобязательные и внутриаппаратные;

Г — межведомственные, ведомственные и локальные.

  1. Какой из приведенных ниже способов защиты административных правоотношений является приоритетным (главным)?

А — судебный способ защиты;

Б — административный способ защиты;

В — Согласительный способ защиты;

Г — никакой из перечисленных.

  1. Недостатками административного способа защиты административных правоотношений являются:

А — заинтересованность органов исполнительных власти в разрешении обращений граждан и юридических лиц

Б — равное положение субъектов (сторон);

В — гласное рассмотре6ние обращений граждан и юридических лиц;

Г — разрешение жалоб и иных обращений должностными лицами, как правило, не имеющими правовой подготовки.

10. Субъектами административно-правовых отношений могут выступать:

А – государственный служащие;

Б — граждане РФ;

В – иностранные граждане;

Г – органы исполнительной власти;

Д – общественные организации;

Е – предприятия и учреждения.

РАЗДЕЛ II. Субъекты административного права.

Тема № 4: Физические лица как субъекты административного права.

  1. Понятие и виды субъектов административного права.

  2. Административно-правовой статус личности и гражданина РФ.

  3. Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

  4. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Методические указания

Ответ на первый вопрос следует начать с формулирования определения субъекта административного права и его правового статуса, затронув проблему соотношения понятий «субъект административного права» и «субъект административного правоотношения». Приведите классификацию субъектов административного права.

При ответе на второй вопрос необходимо помнить, что для норм международного и внутреннего права характерно двоякое отношение к человеку: как к личности, от природы наделенной органическими, внутренне присущими ей правами и свободами, и как к гражданину государства, которое, безусловно, признает его права и свободы, должно обеспечивать, гарантировать и защищать их. Охарактеризуйте права и обязанности личности в сфере исполнительной власти, основания ограничения прав личности. Дайте определение административной право- и дееспособности гражданина РФ. Раскройте права и обязанности гражданина РФ в сфере исполнительной власти, подразделив их на: 1) абсолютные и относительные права и обязанности граждан РФ; 2) общие, особенные и специальные. Охарактеризуйте виды административно-правовых статусов граждан РФ: 1) социальный и особый; 2) общий, особенный и специальный.

Ответ на третий вопрос начните с того, что в Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, т.е. специальных правовых, организационных и иных мер, направленных на охрану прав и свобод граждан РФ от каких-либо нарушений. Проанализируйте основные средства защиты прав и интересов граждан РФ от злоупотреблений, бюрократизма и иных аномалий в деятельности государственных органов: право на жалобу; право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц и др.

В четвертом вопросе необходимо раскрыть особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, которые заключаются в моменте возникновения и прекращения административной право- и дееспособности, ограничении ряда прав и свобод. Особенности административно-правового положения различных групп иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в России, целью пребывания, страной, из которой они прибыли. Среди находящихся в РФ лиц, не являющихся ее гражданами, следует различать тех, кто прибыл для работы в иностранных и международных организациях и лиц, прибывших с частными целями. Среди последних по времени пребывания на территории РФ выделяют: временно пребывающих, временно проживающих, постоянно проживающих на территории РФ и проезжающих транзитом. В чем заключаются особенности их административно-правового статуса?

Темы докладов и рефератов:

  1. Порядок организации проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.

  2. Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

  3. Порядок получения заграничных паспортов для выезда за пределы Российской Федерации.

  4. Основания ограничения в праве на выезд из Российской Федерации граждан РФ. Порядок оформления и выдачи гражданам документов на выезд и въезд в страну.

  5. Особенности административно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца.

Нормативные акты:

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

  2. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

  3. Федеральный конституционный закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФЗК.

  4. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-1

  5. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 4531-1

  6. Федеральный закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1

  7. Федеральный закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ

  8. Федеральный закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ

  9. Федеральный закон РФ «О беженцах» от 28 июня 1997 г. № 95 – ФЗ

  10. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ

  11. Федеральный закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ

  12. Федеральный закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования» от 4 июня 2004 г. № 54-ФЗ

  13. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища : утв. Указом Президента от 21 июля 1997 г. № 746

  14. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации : утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.

  15. Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 26 мая 1997 г. № 310.

Задания и задачи:

1. Студент Жуков, подразделяя права и обязанности граждан в сфере исполнительно-распорядительной деятельности на абсолютные и относительные, в качестве примеров привел нижеследующие:

    1. абсолютные права и обязанности: проходить военную службу; регистрировать факты рождения и смерти; платить налоги; соблюдать тишину и покой в квартирах и общежитиях после 22 часов; получать информацию; регистрировать паспорта; иметь квартиру; проводить митинги; подавать жалобы; менять фамилию; хранить государственную тайну.

    2. Относительные права и обязанности: создавать общественные объединения; приобретать статус муниципального служащего; издавать газету; посещать молитвенный дом; поступать на учебу в институт; получать земельный участок; подавать телеграммы; заниматься кустарным промыслом; отправлять детей в школу; получать медицинскую помощь.

Как можно оценить ответ студента? Допущены ли ошибки в ответе?

2. Ученики 9-го класса средней школы обратились с ходатайством к администрации школы о проведении с участием выборных представителей обучающихся дисциплинарного расследования в отношении учителя физики, действия которого, по их мнению, ущемляют их права (в частности, учитель не давал разъясняющих ответов на вопросы учеников, оставлял на самостоятельное изучение большую часть материала и предвзято относился к ряду учеников). Администрация учреждения отказала в удовлетворении заявленного ходатайства, указав, что права девятиклассников должны представлять родители.

Правомерны ли действия администрации образовательного учреждения?

3. 18-летний Жуков и 16-летний Чесноков 26 февраля решили организовать у себя на химическом заводе митинг по поводу повышения заработной платы, и 27 февраля в 07.30 часов митинг состоялся. На нем рабочие критиковали правительство за проводимую политику, за необоснованное повышение цен. К организаторам митинга неоднократно подходили работники полиции с требованием прекратить несанкционированный митинг, однако они не реагировали на это. Через два часа силами сотрудников полиции митинг был прекращен, а его организаторы доставлены в отделение полиции. Капитан полиции Ушаков составил протокол об административном правонарушении, совершенном Чесноковым и Жуковым. За проведение несанкционированного митинга и сопротивление работникам полиции его организаторы были подвергнуты административному наказанию — аресту на 15 суток.

Оцените законность действий участников данного дела?

4. Уполномоченный коллективами студентов вузов города Председатель студенческого совета Педагогического университета Артамонов 15 апреля подал уведомление в Администрацию города о проведении 1 мая на городском стадионе студенческого митинга. В уведомлении была отражена цель мероприятия — выразить свою солидарность со студентами других стран и обратить внимание органов государственной власти на проблемы высшего образования в стране. Начало митинга планировалось на 10 часов утра, окончание от 12 до 13 часов дня, в зависимости от присутствующих на митинге студентов и количества выступающих. Администрация города проведение митинга не разрешила, аргументируя это тем, что в уведомлении не указано предполагаемое количество участников митинга и точное время его окончания. Артамонов обратился с жалобой в суд на это решение. В жалобе он написал, что, поскольку проведения никаких других мероприятий на городском стадионе в этот день не планировалось, по его мнению, такое решение Администрации города явно нарушает право граждан на проведение публичных мероприятий.

Какое решение по жалобе должен вынести суд? Аргументируйте свой ответ.

5. Инженер Соколов работал в научно-производственном объединении «Эра» и был допущен к сведениям особой важности. С ним был заключен контракт, предполагающий ограничение прав на выезд из России сроком на пять лет. УВД выдало Соколову уведомление с указанием оснований и срока ограничения права. По окончании срока контракта Соколов уволился из научного объединения и поступил на работу в коммерческую фирму. Вскоре возникла необходимость поехать в командировку в Италию по делам фирмы. Соколов обратился в Управление ФМС с заявлением о выдаче ему заграничного паспорта, но ему разъяснили, что сведения особой важности, к которым он был допущен в научном объединении, не исчерпали своей секретности, поэтому загранпаспорт выдан быть не может. Соколов решил отказ обжаловать.

Дайте юридический анализ ситуации.

6. Учащийся ПТУ Кольцов получил 15 апреля приглашение из Германии от двоюродного брата и начал оформлять документы для выезда за границу. 25 апреля Кольцов получил повестку в военкомат о призыве на срочную службу в Вооруженные Силы РФ. Кольцов показал в военкомате приглашение из Германии и попросил отсрочку. Однако, начальник райвоенкомата не только не представил отсрочку, но и запретил выезд за границу. Прав ли начальник райвоенкомата?

7. Гражданин Р. получил отсрочку от призыва на военную службу в 18 лет, так как являлся студентом педагогического колледжа. После окончания колледжа он поступил в педагогический институт. Проучившись 6 месяцев, гражданин Р. бросил учебу и поступил на юридический факультет в университет. Однако через несколько месяцев после поступления получил повестку в военный комиссариат. В комиссариат Р. не явился, считая, что имеет право на отсрочку, поскольку обучается на первом курсе дневного отделения на юридическом факультете университета. Военный комиссар подготовил соответствующие документы в РОВД и суд с требованием привлечь гражданина Р. к административной ответственности за неявку по вызову в военкомат и к уголовной ответственности за уклонение от прохождения военной службы.

Какое решение по делу должен принять суд?

8. Супруги Ивановы решили переехать на постоянное место жительства в Испанию. Оформив все положенные документы, они подали заявление на выдачу загранпаспортов. Прождав 2,5 месяца, супруги обратились с жалобой в суд. Суд вынес постановление, где обязал выдать паспорта Ивановым. Управление ФМС отказалось выполнить решение суда, обосновывая это тем, что в период рассмотрения жалобы Ивановых судом был предъявлен гражданский иск о возмещении причиненного материального ущерба вследствие ДТП.

Дайте юридический анализ дела.

9. 1 июня Кротов обратился в РОВД города с заявлением, содержащим просьбу разрешить ему приобрести охотничье ружье. В тот же день в ОВД поступила жалоба на Кротова от его соседки о том, что 15 апреля в квартире Кротова до 5 часов утра играла музыка, громко пели песни. Кроме того, в жалобе излагалась просьба привлечь Кротова к ответственности за нарушение общественного порядка и правил общежития граждан. В результате Кротову было отказано в разрешении на приобретение охотничьего ружья.

Правомерен ли отказ?

10. Освободившись из заключения, гражданин Хомяков прибыл на постоянное место жительства к своей сестре Бобровой в город Смоленск, где она проживала в унаследованной ею и ее братом (Хомяковым) квартире матери. 12 января текущего года Хомяков подал заявление и свидетельство о праве собственности на половину квартиры в миграционную службу. 1 февраля он получил отказ в регистрации, потому что его сестра не дала согласия на регистрацию Хомякова в указанной квартире.

Хомяков обратился в суд с жалобой на действия начальника миграционной службы и с иском к сестре о компенсации морального вреда за отказ в регистрации.

Какое решение по данному вопросу должен принять судья?

11. Заселившись в купленную им квартиру, Комаров подал заявление о регистрации его по месту жительства, приложив к заявлению паспорт и договор купли-продажи. Комарову было отказано в регистрации, так как он не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, не предъявил военный билет и не встал на воинский учет по новому месту жительства.

Правомерен ли отказ в регистрации?

12. Гражданин Зилов купил квартиру у гражданина Антонова. Спустя три дня после покупки Зилов подал заявление в УФМС о регистрации по новому месту жительства. В управлении Зилов узнал, что Антонов и его супруга до сих пор не снялись с регистрационного учета по этому адресу, хотя там не проживают. Поэтому вместе с вышеуказанным заявлением Зилов подал еще заявление о снятии с регистрационного учета Антонова и его жены, обосновав это тем, что они больше здесь не живут, квартира им не принадлежит и Зилов как собственник не желает, чтобы еще кто-то был зарегистрирован в его квартире.

Оцените правомерность действий участников ситуации.

13. Родители мальчика Андрея Сомова имели разные фамилии, и при регистрации рождения ребенку была присвоена фамилия отца. В дальнейшем брак родителей был расторгнут, и 16-летний Андрей решил сменить фамилию отца на фамилию матери. С какого возраста гражданин РФ приобретает право на перемену имени? Требуется ли согласие родителей либо других законных представителей на перемену имени несовершеннолетнего лица?

14. Больной венерическим заболеванием гражданин Мохов уклонялся от лечения. По распоряжению главного врача местного кожно-венерологического диспансера Мохов был принудительно госпитализирован в больницу, где его лечили целый месяц. Мохов решил, что тем самым были нарушены его права, и вознамерился писать жалобу на действия главного врача. Имеются ли законные основания для такой жалобы?

15. Сотрудники полиции попросили гражданина Михайлова показать документ, удостоверяющий его личность. Поскольку паспорта у Михайлова при себе не было, он был подвергнут административному задержанию для выяснения его личности. Михайлов подал жалобу на действия сотрудников полиции начальнику управления внутренних дел. В своем ответе Михайлову начальник управления сообщил, что сотрудники полиции действовали в пределах прав, предоставленных им Федеральным законом РФ «О полиции». Согласно п. 2 ст. 13 Закона полиция имеет право проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления, а как объяснили Михайлову, он внешне был похож на разыскиваемого преступника; в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 полиция имеет право осуществлять административное задержание. Ответ начальника управления внутренних дел не удовлетворил Михайлова, так как, по его мнению, требование постоянно носить при себе документ, удостоверяющий личность, является ограничением прав и свобод человека. Согласно ст. 55 Конституции РФ такое ограничение устанавливается только федеральным законом, а ни в одном из федеральных законов нет нормы, обязывающей граждан в обычных условиях носить при себе документы, удостоверяющие личность.

С чьей позицией Вы согласны — сотрудников полиции или гражданина Михайлова? Дайте правовой анализ ситуации.

16. Проживающие на территории Российской Федерации граждане Болгарии – Григоров, Червенков и Стацев – решили применить свои способности на государственной службе в стране своего пребывания. Григоров прошел по конкурсу на замещение вакантной должности старшего преподавателя иностранного языка в вузе. Червенков пожелал заключить контракт с Министерством обороны РФ для поступления на службу в Вооруженные Силы РФ, а Стацев предложил свои услуги морскому департаменту Министерства транспорта России и попросил назначить его на должность капитана дальнего плавания как имеющего опыт такого судовождения в Болгарии. К удивлению Червенкова и Стацева, в военном комиссариате и морском департаменте им было отказано в приеме на государственную службу, хотя они и ссылались на Конституцию РФ (ст. 19), в которой запрещены любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной принадлежности.

Каково Ваше мнение по данному делу?

17. Гражданин Туркменистана Г., являющийся студентом одного из вузов г. П., в течение летних каникул устроился на работу дворником в одно из коммунальных хозяйств города. Во время выполнения своих обязанностей Г. был задержан сотрудниками ПВС, возбудившими в отношении него дело об административном правонарушении по ст. 18.10 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного наказания за занятие трудовой деятельностью без разрешения на работу, и передали его на рассмотрение в суд.

Какое решение должен принять суд?

18. На гражданина ФРГ К. 13 марта 2009 г. было наложено административное наказание в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.6 КоАП РФ, так как он управлял транспортным средством, будучи не пристегнут ремнем безопасности. 30 июня 2009 г. при выезде из РФ пограничными органами было отказано К. в выезде из РФ на том основании, что он не исполнил наложенное на него административное наказание.

Правомерны ли действия пограничных органов?

19. Гражданин Грицук при изучении законодательства о порядке его пребывания в России пришел к выводу, что он как гражданин Украины пользуется безвизовым режимом въезда в Российскую Федерацию и срок его пребывания не ограничен, он является иностранным гражданином, законно находящимся на территории России и, следовательно, в силу ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» имеет право наравне с ее гражданами на выбор места жительства без какого-либо разрешения и вида на жительство.

Верен ли такой вывод?

Тест:

    Виды административно-правовых норм

    Огромное множество административно-правовых норм в связи с их разнообразием можно поделить на виды по самым разным критериям. Возьмем для группировки наиболее важные для понимания этих норм критерии: сущности, содержания, формы выражения установленных правил, круг лиц, на которых они распространяются, порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

    Основным критерием при этом является их юридическое содержание и метод регулирующего воздействия на участников управленческих отношений. Соответственно нормы делятся на следующие виды:

    ь По форме выражения (методу регулирующего воздействия на участников отношений) административно-правовые нормы бывают:

    1) Обязывающие — это такие нормы, которые содержат юридически властное предписание на обязательное совершение в определенных условиях действий предусмотренных этой нормы.

    Примером служит: норма статьи 58 Конституции РФ: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; Норма статьи 59 Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». Еще одним примером обязывающей нормы является ст. 92 Водного кодекса РФ, согласно которой водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом. Здесь же содержится и запрет: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и др.

    2) Запрещающие — содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий.

    В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется. Другим примером может служить п. 11 ст. 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которой, вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

    Еще один пример- норма п. 4 ст. 41 вышеназванного закона. В соответствии с ней физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей.

    3) Уполномочивающими (дозволительные) — предусматривают возможность действовать в пределах требований данной нормы по своему усмотрению.

    Статья 46 п.3. является примером управомачивающей нормы: каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    Также в качестве примера можно привести п. 2. Ст. 68 Конституции РФ: республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

    Уполномочивающими (дозволительными) нормами являются, например, ст. 11 — 15 Закона от 18 апреля 1991 г. «О милиции», где подробно определены виды дозволенных действий милиции при выполнении возложенных на нее обязанностей, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

    4) Стимулирующими (поощрительными) — содержат меры морального и материального поощрения за должное поведение на участников регулируемых управленческих отношений с целью обеспечения их должного поведения (например, предоставление определенных льгот).

    5) Рекомендательные — это такие нормы которые содержат советы по поводу наиболее целесообразного совершения тех или иных действий.

    ь По содержанию административно-правовые нормы группируются в правовые институты — совокупности определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими общественных отношений. Соответственно весьма многочисленные административно-правовые нормы подразделяются на следующие виды норм:

    · закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;

    · определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;

    · устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;

    · регулирующие административно-процессуальную деятельность;

    · обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;

    · определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

    ь Все нормы административного права можно разделить на две большие группы:

    1) Материальные — определяют содержание, права, обязанности и ответственность конкретных участников регулируемых общественных отношений, закрепляют их административно-правовой статус.(устанавливающие право органов исполнительной власти издавать юридические акты или нормы, устанавливающие право граждан обжаловать незаконные действия должностных лиц).

    Примером материальной нормы может служить статья 104 КоАП РСФСР (нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта): «самовольный проезд в грузовых поездах, посадка и высадка на ходу поезда, проезд на подножках и крышах вагонов, самовольная без надобности остановка поезда — влекут наложение штрафа в размере до десяти рублей. Выбрасывание мусора и иных предметов из окон и дверей вагонов поездов — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти рублей».

    Или например статья 105 КоАП РСФСР (нарушение правил безопасности полетов): размещение в районе аэродрома каких-либо знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, или сжигание пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, или устройство объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов воздушных судов, — влечет наложение штрафа на граждан в размере до тридцати рублей и на должностных лиц — от десяти до пятидесяти рублей.

    2) Процессуальные — определяют порядок (процедуру) реализации прав и обязанностей предусмотренных для управленческих общественных отношений материально административными нормами.

    Примером может служить правило поведения закрепленное в статья 236 ГПК РСФСР (Дела по жалобам на действия административных органов или должностных лиц, рассматриваемые судом). Эта норма такова: в случаях, предусмотренных законом, суд рассматривает в порядке, установленном настоящей главой, жалобы граждан и должностных лиц на действия административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в административном порядке.

    Еще в качестве примера можно привести статью 237 ГПК РСФСР (подача жалобы). Эта статья закрепляет следующее процессуальное правило:

    «В течение десяти дней со дня вручения постановления административных органов или должностных лиц о наложении штрафа или о взыскании в административном порядке граждане или должностные лица вправе обжаловать соответствующие действия административных органов или должностных лиц в суд по месту жительства. Подача жалобы приостанавливает взыскание в административном порядке».

    Существует две разновидности процессуальных норм:

    2.1 ) административно-юрисдикционные — это такие нормы которые обеспечивают принудительное осуществление обязанностей и прав в сфере государственного управления.(примером служат нормы, относящиеся к институту производства по делам об административных правонарушениях.

    2.2 ) административно-процедурные — нормы регламентирующие порядок совершения различного рода организационных действий аппарата управления(согласование тех или иных действий, порядок проведения совместных мероприятий).

    Деление административно-правовых норм по их содержанию имеет важное значение при изучении курса административного права, позволяя группировать в определенной последовательности объемный нормативный материал.

    ь В зависимости от адресата нормативных предписаний нормы административного права делятся на:

    1) Нормы, регулирующие положение органов государственного управления. Эти нормы определяют порядок создания, реорганизации и ликвидации органов управления, устанавливают их компетенцию и их организационную структур; формы и методы осуществления исполнительной и распорядительной деятельности; взаимоотношения между различными звеньями аппарата управления; ответственность органов государственного управления и т.д.

    2) Нормы, регулирующие правовое положение административных управленческих работников аппарата управления, т.е. государственных служащих. Эти нормы например закрепляют принципы государственной, гражданской службы; устанавливают порядок комплектования личного состава органов государственного управления; правила прохождения государственной службы; объем обязанностей и прав служащих, их ответственность и т.п.

    3) Нормы, регулирующие административно-правовое положение государственных предприятий, учреждений и организаций. Эти нормы например устанавливают порядок их образования, реорганизации и ликвидации, устанавливают их компетентность, подчиненность, формы и методы действия их администрации.

    4) Нормы, устанавливающие правовое положение общественных объединений. Эти нормы закрепляют основы отношений общественных объединений с органами государственного управления. Устанавливают объем полномочий юридически властного характера. Организационно-правовые формы управленческого участия в государственном управлении, методы государственного регулирования их деятельности и др.

    5) Нормы, определяющие административно-правовой статус граждан. Эти нормы устанавливают права и обязанности граждан в области государственного управления, определяют основы взаимоотношений граждан с органами государственного управления и др.

    ь Важное значение, также имеет деление административно-правовых норм по порядку действия во времени, в пространстве и по кругу лиц (данный вопрос освещается в §1.3).

    ь Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона.

    ь Нормы административного права подразделяются в зависимости от объема управленческих общественных отношений:

    1) Общие — это такие нормы которые, регулируют отношения типичные для всей системы государственного управления(в области государственного и гражданской службы; в области применения мер административного ответственности.

    2) Отраслевые, которые регулируют отношения складывающиеся в отраслевых системах государственного управления(в системе образования, банковской деятельности).

    3) Межотраслевые — нормы которые регулируют отношения в сфере управления(в области тарифной политики, ценообразования).

    ь По юридической силе выделяют:

    1) Нормы административного права, содержащиеся в законах.

    2) Содержащиеся в подзаконных актах.

    ь По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) — это так называемые специальные субъекты.

    Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

    Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев — особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.

    1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

    Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, то есть фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

    Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

    Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере: Федеральный Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

    2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать их совершение. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.

    По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие:

  • — деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
  • — поведение граждан;
  • — деятельность общественных и религиозных организаций;
  • — деятельность государственных служащих.

Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

3. По форме предписания административно-правовые нормы делятся, прежде всего, на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. Пример: п. 2.7 Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Диспозитивных норм, предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы. Они в административном законодательстве встречаются относительно редко.

4. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории РФ. На территориях субъектов РФ действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов РФ.

В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами — членами СНГ.

5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, то есть с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, Федеральными конституционными законами «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного или военного положения. Законную силу административно-правовые нормы приобретают, либо с момента подписания содержащих их нормативных актов, либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.

В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

  • 6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия:
    • — общефедеральные нормы;
    • — нормы субъектов Федерации.
  • 7. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:
    • — общие, то есть распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;
    • — межотраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;
    • — отраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).

Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений).

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон.

Предписывающие диспозиции возлагают на субъекты обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий. Пример, согласно п. 1.5. Правил дорожного движения, «…участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения и не причинять вред».

Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно ст. 13 Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы».

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются КоАП РФ. Например, согласно ст. 8.1. данного Кодекса санкцией «…за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов является назначение административного штрафа гражданам, должностным лицам и юридическим лицам».

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся следующие:

  • — предупреждение;
  • — административный штраф;
  • — возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • — конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • — лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • — административный арест;
  • — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • — дисквалификация;
  • — административное приостановление деятельности.

Добавить комментарий