Административно правовое предупреждение

®

DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu3.2014.3.8

УДК 339.5 ББК 65.428

ПРОЦЕДУРА ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ МЕР ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПРАКТИКЕ

Новиков Максим Викторович

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Волгоградский филиал) novikovmv@yandex. ги

ул. Гагарина, 8, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация

Землянская Стелла Викторовна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики

Волгоградского государственного университета

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается практика применения инструментов защиты внутреннего рынка от случаев недобросовестной конкуренции в соответствии с действующими нормами ВТО. Наибольшее распространение в международной торговле получили специальные защитные меры, позволяющие минимизировать потери национальной экономики в процессе либерализации мировой торговли. Особенность применения данных инструментов избирательного протекционизма заключается в их недискриминационном подходе, позволяющим применять данные методы независимо от страны происхождения. Центральным пунктом специальных защитных мер является то, что с их помощью условия конкуренции не трансформируются в пользу отечественных производителей, а предоставляется возможность адаптироваться им к изменившейся конъюнктуре национального рынка. В отличие от антидемпинговых и компенсационных мер, специальная защитная мера имеет определенную степень вариативности в выборе используемых инструментов для устранения ущерба, наносимого отраслям национальной экономики. Инструментарий специальных защитных мер пред-^ полагает применение либо специальной пошлины, взимаемой дополнительно к таможенным пошлинам, либо импортной квоты. Специальные защитные меры, как и остальные меры избирательного протекционизма, могут использоваться только на вре-^ менной основе и при установлении в ходе специального расследования факта нанесе-1 ния ущерба национальным отраслям экономики со стороны зарубежных экспортеров. || Следует отметить, что специальные защитные меры могут вводиться как по причи-£ нам экономического характера, так и политическим соображениям. Данные меры являются действенным инструментом в борьбе с недобросовестной конкуренцией со стороны зарубежных экспортеров и для снижения негативного эффекта от процесса » либерализации внешнеторговых связей государства.

| Ключевые слова: специальные защитные меры, импортная квота, специальная

^ пошлина, материальный ущерб, триггерный уровень, предварительные пошлины, вне© шняя торговая практика.

Одним из основных проводников усиливающего процесса глобализации мировой экономики является либерализация международной торговли как на межстрановом, так и на межрегиональном уровнях, что достигается посредством снижения или упразднения внешнеторговых барьеров. Сокращение уровня протекционизма неизбежно приводит к усилению конкурентной борьбы между национальными и зарубежными производителями, результатами которой часто бывают проявления недобросовестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров в форме ценовой дискриминации отечественных товаров. Традиционный инструментарий защиты внутреннего рынка в таких случаях предполагает использование специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, каждая из которых, несмотря на общность целей, обладает собственной спецификой.

Начиная с пятидесятых годов ХХ в., регулирование процессов международной торговли на многосторонней основе в рамках ГАТТ имело своей целью, прежде всего, сокращение уровня внешнеторгового протекционизма стран-участниц посредством постепенного уменьшения степени таможенно-тарифной защиты. Центральным вопросом раундов ГАТТ, проведенных в период с 1947 по 1961 г., было исключительно снижение ставок таможенных тарифов, которое на данный момент являлось основным инструментом реализации основного принципа этого соглашения. Результатом либерализации внешнеэкономических отношений было не только увеличение товарооборота между странами-членами ГАТТ, но и рост издержек либерализации, предполагающих потери страны вследствие снижения эффективности фискальной и протекционистской функции таможенного тарифа.

Желание обеспечить необходимый уровень защиты национальных отраслей в условиях сокращения таможенно-тарифных барьеров и минимизировать негативные последствия имплементации принципов свободной торговли привело к активизации использования инструментов нетарифного ограничения внешней торговли. Отдельные меры нетарифного регулирования не обладали достаточной степенью транспарентности, так как их применение не регламентировалось ни на-

циональным законодательством, ни международным правом. Подобные методы нетарифных ограничений не нашли отражения и в правовых нормах ГАТТ и были признаны им нелегитимными, получив название «мера серой зоны».

К ним, прежде всего, отнесли такой количественный инструмент нетарифного регулирования как добровольное ограничение экспорта, подразумевающий двусторонние или многосторонние соглашения относительно «добровольных» обязательств ограничения объема экспорта для избежания принудительных мер со стороны государства-импортера.

Для устранения практики применения добровольного ограничения экспорта в ходе Уругвайского раунда было принято Соглашение по специальным защитным мерам, которое также устраняло несовершенство положений статьи XIX ГАТТ-1947, заключавшееся в неразработанности важных критериев, определяющих возможность использования защитных мер .

Под специальными защитными мерами принято понимать меры по ограничению доступа на внутренний рынок определенной категории товаров, применяемые на временной основе, при условии ввоза данной продукции на таможенную территорию государства в таких возросших масштабах и на таких условиях, что это наносит ущерб отечественной экономике или создает угрозу нанесения такого ущерба. Подобный механизм защиты внутреннего рынка позволяет снизить негативный эффект процесса либерализации для «чувствительных» отечественных товаров.

Специфика специальных защитных мер заключается в том, что они применяются на недискриминационной основе и либо в форме специальной пошлины, либо в форме импортной квоты в то время как антидемпинговые и компенсационные меры имеют дискриминационный характер и предполагают устранение ценовой дискриминации только посредством антидемпинговой или компенсационной пошлины. В то же время, антидемпинговые и компенсационные меры являются инструментами избирательного протекционизма, то есть их основная задача — корректировка условий конкуренции посредством нейтрализации проявления недобросовестной торговой практики со сто-

роны иностранных производителей, тогда как специальные защитные меры направлены на трансформацию условий конкуренции в пользу национальных хозяйствующих субъектов.

Факт ограничения нормальной конкуренции вследствии применения специальных защитных мер, рассматривается ВТО как отход от принципов свободной торговли и является нарушением важнейшего правого режима -режима наибольшего благоприятствования.

Эти противоречия с правовыми нормами Всемирной торговой организации были решены с помощью включения в текст ГАТТ-1994 и Соглашения по специальным защитным мерам двух статей, которые в практике международной торговли получили название «компенсационной» и «развязывающий» оговорки.

Суть компенсационной оговорки содержится в п. 1 ст. 8 Соглашения по специальным защитным мерам и означает, что член ВТО, намеревающийся применить специальную защитную меру или продлить действие специальной защитной меры, должен стремиться сохранить в эквивалентный уровень уступок и других обязательств, существующих по ГАТТ 1994 между ним и экспортирующими членами, которые затронуты такой мерой. Это означает обязательство страны-участницы каким-либо образом компенсировать ущерб, нанесенный применением специальной защитной меры странам-экспортерам. Компенсация может быть представлена в виде снижения таможенных пошлин на другие товары, экспортируемые на таможенную территорию члена ВТО, прибегнувшего к вышеуказанным мерам защиты внутреннего рынка.

Развязывающая оговорка находит свое отражение в статье XIX Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. и предполагает возможность временно приостановить, сократить или изъять ранее сделанную тарифную (в отношении конкретного товара). Данный пункт представляет собой изъятие из режима наибольшего благоприятствования при его безусловной форме реализации, то есть специальная защитная мера не распространяется автоматически на всех пользователей РНБ, а носит селективный характер.

Другой особенностью специальных защитных мер является то, что они могут вводиться как по причинам экономического характера, так и политическим соображениям.

В первом случае специальные защитные меры используются как защитный инструмент, если товары ввозятся на таможенную территорию государства в количествах и на условиях наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

Во втором случае специальные защитные меры выступают в роли «карательной пошлины», применяющейся в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов, то есть носят реторсионный характер .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная цель введения специальной пошлины или импортной квоты не корректировка условий конкуренции как в случае с антидемпинговыми и компенсационными мерами, а предоставление возможностей национальным производителям, адаптироваться к изменившимся экономическим условиям. Этот момент находит свое отражение в п. 4 ст. 7 Соглашения по специальным защитным мерам, где указано, что специальная защитная мера должна смягчаться компетентным органом в равные промежутки времени в течение всего ее срока действия.

Недискриминационный характер специальной защитной меры предполагает, что она применяется к товару, импортируемому на таможенную территорию, независимо от страны происхождения этого товара.

Исключение составляют товары, происходящие из развивающейся страны, пользующейся национальной системой преференций, если доля импорта данного товара не превышает 3 % общего объема его ввоза на таможенную территорию. При этом суммарная доля импорта этого товара из развивающихся стран, чье участие составляет менее 3 %, не должно превышать 9 % от общего объема импорта таких товаров на таможенную территорию государства .

В международной торговой практике также предусмотрены исключения в отношении товаров, происходящих с территории стран, с которыми заключены соглашения о зоне свободной торговли, имеющие особые условия применения специальных защитных мер. Большинство соглашений о зоне свободной торговле включают в себя статьи о гло-

бальных специальных и двухсторонних или селективных специальных защитных мерах.

Специальные защитные меры могут вводиться только на основании результатов проведенного компетентным органом расследования, в ходе которого установлена причинно-следственная связь между возросшим объемом импорта и серьезным ущербом отрасли национальной экономики.

Расследование может быть начато, если на долю заявителя и поддержавших его производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, приходится не менее 50 % от общего объема производства данного товара в стране-импортере .

Без проведения расследования специальная пошлина может применяться к сельскохозяйственным товарам сроком до конца календарного года, в котором она была введена, и в размере, не превышающем 1/3 от действующей ставки таможенной пошлины на такой товар, при условии, что рост объема импорта данного товара на таможенную территорию превышает триггерный уровень.

Триггерный уровень определяется с учетом доли импорта товара в объеме его внутреннего потребления в импортирующем государстве за предшествующие 3 года, исходя из следующих показателей:

1. Если доля импорта товара меньше или равна 10 %, то базовый уровень составляет 125 %.

2. Если доля импорта товара превышает 10 %, но меньше или равна 30 %, базовый уровень составляет 110 %.

3. Если такая доля импорта товара превышает 30%, базовый уровень составляет 105 % .

Таким образом, для введения специальных защитных мер в международной практике используются два основных механизма «серьезный ущерб» и «триггерный уровень импорта».

В первом случае, использование специальных защитных мер обусловлено возросшим объемом импорта какого-либо товара, способного нанести ущерб национальным производителям. Здесь центральным моментом является доказательство серьезного ущерба, причиняемого отрасли отечественной экономики, что исключает автоматическое применение защитных мер без проведения расследования.

Во втором случае, механизм использования специальных защитных мер начинает действовать автоматически, когда объем импорта конкретного товара превышает определенную (триггерную) величину за указанный период. Как правило, этот механизм используется в отношении чувствительных товаров, например таких как сельскохозяйственная и текстильная продукция, и находит свое отражение в специальных отраслевых соглашениях.

Критериями определения серьезного ущерба или угрозы причинения такого считаются такие показатели как:

1. Темпы и объем прироста импорта товара, являющегося объектом расследования, на единую таможенную территорию в абсолютных и относительных показателях к общему объему производства или потребления в стране-импортере непосредственно конкурирующего товара.

Существенный рост импорта на 10-15 % и более в рассматриваемый период может являться причиной ухудшения состояния национальной промышленности.

2. Доля импортного товара, являющегося объектом расследования, в общем объеме продажи данного товара и аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на рынке государства-импортера.

Серьезный ущерб промышленности от импорта может быть нанесен лишь в том случае, если импортные поставки занимают значительную долю в общих продажах соответствующего товара на внутреннем рынке. При удельном весе импорта менее 5 % негативное влияние импорта трудно доказуемо. Если же удельный вес импорта составляет более 20 % общих продаж на внутреннем рынке, это может служить доказательством негативного влияния импорта на состояние отечественной промышленности. Показатель удельного веса импорта рассматривается в динамике за три предшествующих года.

3. Уровень цен на импортный товар, являющийся объектом расследования по сравнению с ценой аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производимого на территории страны-импортера.

При оценке ценового фактора анализируются имеющиеся в наличии за три предше-

ствующих представленных года и отвечающие критериям сопоставимости цены на национальные и соответствующие импортные товары на внутреннем рынке страны. В целях максимально эффективной реализации указанных задач рекомендуется осуществлять сравнение цен в национальной валюте и в долларовом выражении.

4. Изменение объема продажи аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производимого в стране-импортере, на рынке государства-импортера.

Существенная потеря более 15 % доли рынка отечественными производителями в пользу иностранных поставщиков является показателем негативного влияния импорта на состояние национальной промышленности.

Анализ данного параметра осуществляется в динамике за три предшествующих года в натуральных и стоимостных показателях. Его результатом являются сравнительные показатели продаж в процентном соотношении иностранных и национальных производителей на внутреннем рынке страны.

5. Изменение объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производительности, загрузки производственных мощностей, размеров прибыли и убытков, а также уровня занятости в отрасли экономики государства-импортера .

Срок действия специальной защитной меры не должен превышать срок, необходимый для устранения существенного ущерба отрасли экономики или для предотвращения угрозы его причинения и адаптации отрасли российской экономики к условиям конкуренции. При этом указанный срок не может превышать четырех лет.

Срок действия специальной защитной меры может быть продлен, если в результате повторного расследования будет установлено компетентным органом, что существенный ущерб отрасли экономики или угроза его причинения продолжает сохраняться, при условии наличия доказательств, что соответствующая отрасль экономики принимает меры по ее адаптации к изменившемся условиям конкуренции.

Однако максимальный общий срок действия специальной пошлины не должен превышать восемь лет, учитывая время действия предварительной специальной пошлины и срок,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на который продлевалась уже действующая специальная защитная мера. В рамках действующих норм ВТО изъятие из данного положения сделано в отношении развивающихся стран-членов, которым в соответствие с п. 2 ст. 9 Соглашения по специальным защитным мерам разрешается продлить максимальный срок еще на два года, то есть до десяти лет.

Специальная защитная мера не может повторно применяться к товару, к которому ранее уже использовалась данная мера, в течение периода, равного сроку действия предыдущей специальной защитной меры. При этом минимальный период, в течение которого специальная защитная мера не применяется, должен составлять не менее 2 лет. Если срок действия специальной защитной меры равен 180 или менее дней, то повторное ее применение к тому же товару возможно не ранее, чем через год с момента введения предыдущей специальной защитной меры, и если такая мера не применялась к данному товару более 2 раз в течение 5 лет, предшествующих дате введения новой специальной защитной меры . В случае если срок действия специальной защитной меры превышает три года, не позднее чем через полтора года после ее введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальная пошлина может быть продлена, отменена или смягчена.

При пролонгации действия специальной пошлины в результате повторного расследования условия ее применения не могут быть более ограничительными, чем условия применения в течение первоначального срока действия .

В случае, если задержка с применением специальных защитных мер причинила или может причинить серьезный ущерб отрасли экономики, который будет трудно устранить впоследствии на основании предварительного установленной явной причинно-следственной связи между возросшим ввозом товара на таможенную территорию и серьезным ущербом или угрозой его причинения могут применяться специальные защитные меры путем введения предварительной специальной пошлины, при условии одновременного проведения расследования в целях получения окончательного заключения. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать 200 дней.

Предварительная специальная пошлина используется в целях более оперативного осуществления протекционистской функции .

Если по результатам проведенного расследования компетентным органом установлено, что отсутствуют основания для применения специальных защитных мер, то предварительные специальные пошлины, уплаченные на стадии расследования, подлежат возврату плательщику.

Если в ходе расследования установлена целесообразность введения специальной пошлины с более низкой ставкой, чем использовалась на предварительном этапе, то разница между предварительной специальной пошлиной и окончательной подлежит возврату плательщику, а остаток сумм подлежит зачислению в государственный бюджет. В случае если ставка окончательной специальной пошлины выше ставки предварительной специальной пошлины, разница между ними с плательщика не взимается.

В случае если по результатам расследования принято решение о применении специальной защитной меры, срок действия предварительной специальной пошлины засчитывается в общий срок действия специальной защитной меры, а суммы предварительной специальной пошлины перечисляются в бюджет.

В случае если специальная защитная мера применяется посредством установления импортной квоты, уровень такой импортной квоты не должен быть ниже среднегодового уровня объема импорта товара, являвшегося объектом расследования, за 3 года, предшествующих дате подачи заявления о проведении расследования, по которым имеются статистические данные, за исключением случаев необходимости установления меньшего уровня импортной квоты для устранения серьезного ущерба национальной отрасли экономики или угрозы причинения такого ущерба .

Таким образом, специальные защитные меры представляют собой эффективный механизм защиты национальных отраслей и экономики в целом, исключающие их использование на дискриминационной основе, что не подрывает основные принципы международной торговли, закрепленные в международных и межправительственных соглашениях.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

2. Дюмулен, И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование : учебник / И. И. Дюмулен — М. : ВАВТ, 2011. — 518 с.

3. Основы торговой политики и правила ВТО / А. В. Данильцев . — М. : Междунар. отношения, 2006. — 448 с.

5. Soglashenie po selskomu khozyaystvu . Available at: http:// www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13.

THE PROCEDURE OF APPLYING SPECIAL PROTECTIVE MEASURES IN FOREIGN TRADE PRACTICE

Novikov Maksim Viktorovich

Gagarina St., 8, 400131 Volgograd, Russian Federation

Zemlyanskaya Stella Viktorovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 50

КоАП РФ, Статья 3.4. Предупреждение

1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

КоАП РФ, Статья 32.1. Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со статьей 29.11 настоящего Кодекса

КоАП РФ, Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 — 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

2. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.

Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.

Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.

Административно-предупредительные меры — это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.

Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно- транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виле определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны:

с осуществлением надзорных проверок;

дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;

досмотром вещей и личным досмотром граждан;

проверкой документов, удостоверяющих личность;

введением карантина;

прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);

освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.

Так, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставляется право применять следующие административно-предупредительные меры:

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);

осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;

производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — личный досмотр пассажиров;

при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;

в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты;

осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также любые другие объекты, где они обращаются;

останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов;

производить досмотр транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных целях) и др.

Рассматривая в гл. 16 государственный санитарно-эпидемиологичсский надзор, мы уже анализировали полномочия осуществляющих его государственных санитарных врачей. Отдельные из этих полномочий обусловлены необходимостью применения в ряде случаев административно-предупредительных мер. Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей могут применять следующие административно-предупредительные меры:

беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, санитарного законодательства и выполнения на всех этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

давать соответствующим организациям обязательные для исполнения предписания о проведении лабораторного обследования граждан, контактирующих с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

давать обязательные для исполнения предписания о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

госпитализировать или иным образом изолировать больных инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

временно отстранять от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

проводить профилактические прививки гражданам или отдельным группам граждан;

вводить карантин в организациях и на других объектах.

Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» должностным лицам уполномоченных на то органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения предоставлено право применять следующие административно-предупредительные меры:

устанавливать ограничения на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;

вводить особый режим въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на данную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

устанавливать ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

устанавливать особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

запрещать или ограничивать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

запрещать забастовки и иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций;

ограничивать движение транспортных средств; осуществлять досмотр транспортных средств; приостанавливать деятельность опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологические опасные вещества;

вводить комендантский час (т. е. запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выдаваемых пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан);

ограничивать свободу печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления;

временно изымать или арестовывать печатную продукцию, радиопередающие, звукоусиливающие технические средства, множительную технику;

устанавливать особый порядок аккредитации журналистов; проверять документы, удостоверяющие личность граждан; осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств;

ограничивать или запрещать продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ;

устанавливать особый режим оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества;

устанавливать особый режим оборота этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции;

в исключительных случаях временно изымать у граждан и у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности оружие, боеприпасы и ядовитые вещества;

в исключительных случаях временно изымать у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности боевую и учебную военную технику, взрывчатые и радиоактивные вещества;

временно отселять жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизовать трудоспособное население и привлекать транспортные средства граждан для проведения этих работ (при обязательном соблюдении требований охраны труда).

Можно привести еще множество примеров применения должностными лицами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы судебных приставов. Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, надзорных органов, других органов исполнительной власти различных административно-предупредительных мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере государственного управления.

Некоторые из административно-предупредительных мер одинаковы по содержанию и даже по названию с мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Например, в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О полиции» в целях выполнения возложенных на милицию обязанностей сотрудникам милиции, как уже отмечалось выше, предоставляется право производить личный досмотр граждан, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, а также производить личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте и др. Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в предупредительных целях могут проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов. Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» также предусмотрено, что уполномоченные на то органы исполнительной власти могут осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств и др. При этом в соответствии с КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортных средств являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Административно-правовые меры предупреждения – это такие неотложные меры принуждения, которые воздействуют на волю и сознание лица, предостерегая, не допуская нарушения административно-деликтных норм, этим самым вынуждая его совершать поступки в русле предписания.

Данные меры не имеют наказательного характера. Они лишь создают определенные неудобства для соответствующих адресатов, понуждая вести себя в рамках действующего законодательства.

Административно-правовые меры многочисленны и разнообразны.

По способу воздействия на суб.-ты они делятся:

  1. Административные ограничения:введение карантина; закрытие движения на отдельных участках дорог или улиц; запрещение въезда на соответствующую территорию трансп.средств; ограничение скорости движения трансп.средств на определен.участках дорог; запрещение стоянки или остановки т.св отдельных местах; недопущение эксплуатации трансп.средств; запрещение или ограничение проведения собраний.

  2. Административные действия: *Вхождение уполномоченных должн.лиц в жилые и служебные помещения

*Осуществление досмотра: 1)трансп.средств; 2)ручной клади, багажа и личного домотра пассажиров гражданск.воздушн.судов;3) таможенного;4) ввозимого в зоны радиоактивного загрязнения и вывозимого из них имущества

*Осуществление осмотра трансп.средств, территорий, помещений *Остановка трансп.средства *Проверка документов, сведений *Осуществление обязательных профилактических проверок *Принудительное выселение из домов, кот.нах.в аварийном состоянии *Эвакуация людей, мат.и культурн.ценностей в безопасные районы

  1. Меры принудительного лечения ???

Одни предупредительные меры имеют всеобщий характер, другие – специализированный. По этой причине их разделяют на:

А) общие меры (предназначены для применения независимо от вида регулируемых норм и органов, компетентных их применять): контроль. – властная деятельность, осущ.в целях ознакомления, проверки хода реализации адм.-дел.норм подконтрольными суб.-ми.

Каждый орган обеспечивает свою сферу: соблюдение санитарн.правил – органы саннадзора, правила дорожн.движения – работники ГАИ, таможенные правила – таможен.орг, противопожарн.правила – орг.пожарного надзора и т.д. Контроль осущ. различн.видами деятельности: проверки, осмотр, досмотр, освидетельствование, опрос, вхождение в помещение на территории.

Б) специальные меры (средства, применение кот.предусмотрено лишь для реализации отдельных видов адм.-дел.норм: принудительное выселение из жилого помещения; введение карантина; изменение организации дорожного движения; ограничение скорости движения трансп.средств; и т.д.

Меры принудительного лечения: понятие, виды

В научной литературе данные меры относят к мерам пресечения(Бахрах). Крамник выделяет как самостоятельный вид адм.-правового принуждения.

Принуд.лечение как и иные виды адм.принуждения: 1) Осущ.в адм.порядке 2)Является принудительным3)Направлено на предупреждение правонарушений

Отличительные особенности:

1.принуд.лечение не связано с адм.правонарушением

2.цель его: оказание помощи больным, защита их интересов; защита интересов общества и здоровья населения.

Принуд.лечение – помещение в лечебное учреждение и лечение против воли и желания человека.

Согл.ст 37 Закона «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» больные инфекционн.заболеваниями, лица с подозрениями на такие заболевания и лица, нах.в контактах с инф.больными, подлежат мед.досмотру, а при необходимости изоляции, госпитализации, лечению и вакцинации. Порядок принуд.госпитализации и лечения определен Положением о порядке принудительного мед.освидетельствования граждан.

Вопрос о принуд.госпитализации и лечении решает суд. Основанием для обращения в суд по данному вопросу является наличие лабораторного или медицинского подтверждения, утановленного при мед.осмотре, и избегание гражданином лечения. Для получения такого решения суда лечебно-профилактическое учреждение направляет в суд заявление о необходимости принуд.гопитализации и лечения граждаина. Заявление рассм.в теч.5 дней со дня поступления его в суд.

Оказание содействия в доставлении больного для лечения в леч.-профилактич.учраждении осущ.ОВД после получения решения суда.

В РБ сущ.принуд.лечение лиц, страдающих психическими заболеваниями. Общими основаниями для госпитализации в психиатрический стационар явл.:

1.наличие у гражданина псих.расстройства2.решение врача-психиатра терр.органа охраны здоровья о проведении обследования или лечения в стационарных условиях3.решение суда

Предварительное решение о принуд.госпитализации и лечении принимается врачом-пихиатром.Потом гражданин, гопитализированный в пихиатр.стационар, подлежит в теч.суток овидетельствованию комиссией врачей-психиатров. Решение принимается в виде заключения.

К принудительному лечению следует отнести меры принуд.воздейтвия, применяемые в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права др.лиц. конкретным подтверждением явл. Закон «О мерах принуд.воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов…» Решение о признании лица хроническим алкоголиком или наркоманов принимает комиссия врачей-психиатров или врачей-наркологов на основании мотивированного постановления ОВД. Пребывание в принуд.изоляции возможно от 1 до 1,5 лет. Срок определяет суд.

Добавить комментарий