Административно правовой режим

Правовой режим — это официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования.

Нормативно-правовая основа режимного регулирования зависит от характера и вида правового режима.

Структура правового режима включает такие элементы, как носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы субъектов режимного регулирования, система организационно-юридических гарантий.

В качестве носителя режима выступают определенные территории, правовые образования и институты организации, социальные и природно-техногенные процессы.

Режимными правовыми средствами являются нормативные предписания, акты реализации прав и обязанностей субъектов, правоприменительные акты, меры поощрения и принуждения, юридические санкции, методы и приемы административной деятельности. Каждый правовой режим в зависимости от целей и задач регулирования обладает адекватным набором правовых средств.

Режимные правила представляют собой особое сочетание правовых средств, создающих нормативную модель поведения и регламентирующих порядок пользования субъективными пра­вами, полномочиями, обязанностями, ограничениями. Режим­ные правила являются сердцевиной, ядром любого режима, обеспечивая соответствие деятельности участников правоотно­шений объявленным целям и статусу носителя режима.

Субъектами, или участниками, правовых режимов являются физические и юридические лица, связанные с носителем режи­ма (проживающие на режимной территории, работающие с ре­жимными документами или на режимном объекте) и обязанные соблюдать установленные правила. В качестве специального субъекта выступают государственные и муниципальные органы и их должностные лица, обеспечивающие соблюдение установленных правил. Правовой статус субъектов, участвующих в выполнении режимных требований, — важнейший элемент режима. По его объему, степени самостоятельности, характеру дополнительных прав и обязанностей можно судить о режиме в целом, его отраслевой принадлежности.

Система организационно-юридических гарантий — составная часть правового режима. Она отвечает за устойчивость режимных правил, их фактическую выполнимость, устранение возможных нарушений. В эту систему могут входить в зависимости от вида правового режима административная подсистема, включающая перечень органов и должностных лиц, наделенных полномочиями по обеспечению и поддержанию режима, совокупность юридических санкций за нарушение требований режима, иные меры защиты, организационные мероприятия, связанные с установлением режима, информационно-технические средства.

Режим чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституци­ей РФ и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного само­управления. Этот режим объявляется в исключительных случаях в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты кон­ституционного строя. Создаваемый в результате введения чрез­вычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует ус­транению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, вос­становлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовую основу института ЧП опре­деляют нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», неко­торых других законов.

Основанием для введения ЧП являются:

1. чрезвычайные ситуации социально-политического характе­ра (попытка насильственного изменения кон­ституционного строя, захват или присвоение власти, воору­женный мятеж, которые сопровождаются насильственными действиями, созда­ющими непосредственную угрозу жизни и безопасности граж­дан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления)

2. чрезвычайные ситуации криминогенного характера (выража­ющиеся в массовых беспорядках, террористических актах)

3. чрезвычайные ситуации природного и техногенного характе­ра, возникшие в результате аварий, опасных при­родных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, по­влекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизне­деятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определя­ет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая чрезвычайная ситуация (ЧС), которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозмож­но без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения ЧС достаточно использования срочных, не­отложных административных мер без введения жестких правовых ограничений. Если они не способны нормализовать обста­новку, ставится вопрос о введении ЧП.

Режим чрезвычайного положения вводится на всей террито­рии Российской Федерации или в отдельных субъектах РФ указом Президента РФ. Конституции республик, в которых пре­дусмотрено право главы исполнительной власти (президента или главы республики) вводить ЧП на территории республики, подлежат приведению в соответствие со ст. 56, 88 и 102 Консти­туции РФ. Указ Президента РФ о введении ЧП в течение 72 ча­сов должен быть утвержден Советом Федерации, а в случае неутверждения утрачивает свою силу.

В указе Президента РФ о введении ЧП должны быть опреде­лены: а) обстоятельства, послужившие основанием для введе­ния ЧП, и обоснование необходимости его введения; б) грани­цы территории, на которой вводится ЧП; в) силы и средства, обеспечивающие режим ЧП; г) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ог­раничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объе­динений; д) государственные органы (должностные лица), от­ветственные за осуществление мер, применяемых в условиях ЧП; е) время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП. Названные положения являются обязательными в содержа­нии указа, но кроме них в нем могут быть и другие сведения — о силах и средствах, привлекаемых для обеспечения ЧП, о поруче­ниях Правительству РФ и федеральным органам исполнитель­ной власти принять необходимые меры к исполнению указа.

Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российс­кой Федерации, не может превышать 30 суток, а в отдельных местностях — 60 суток. По истечении этого срока ЧП считается прекращенным, если оно своевременно не продлевается указом Президента РФ. Президент вправе отменить свой указ о введе­нии ЧП досрочно, если в период действия режима отпали об­стоятельства, послужившие основанием для его введения.

В качестве основного элемента режима ЧП выступает систе­ма чрезвычайных мер — совокупность норм и административно- организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанности.

Меры, осуществляемые в период действия ЧП:

а)совместные для режимов социального и природно-техногенного характера — полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий органов ис­полнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления; установление ограничений на свобо­ду передвижения; введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее; усиление охраны общественного порядка; уста­новление особого порядка продажи, приобретения и распреде­ления продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций; ог­раничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

б) социально-политические и контркриминогенные — комен­дантский час, предварительная цензура, приостановление дея­тельности общественных объединений, препятствующих устра­нению обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, бое­припасов, взрывчатых веществ.

в) природно-техногенные — временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им ста­ционарных или временных жилых помещений; введение ка­рантина, проведение санитарно-противоэпидемических, вете­ринарных и других мероприятий.

В качестве составного элемента режима выступают формы особого государственного управления, вводимые на период ЧП. Закон предусматривает, что указом Президента РФ может вво­диться особое управление этой территорией путем создания:

а) временного специального органа управления территори­ей, на которой введено ЧП;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП.

При выборе формы особого государственного управления оценивается состав сил, участвующих в социальном конфликте, возможность действующих органов государственной власти про­должать свою деятельность, масштабы территории, где предпо­лагается установить режим.

Временному специальному органу управления территорией, на которой введено ЧП, могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на тер­ритории, на которой введено ЧП. Руководитель временного специального органа управления назначается Президентом РФ. Комендант территории, на которой введено ЧП, переходит в подчинение руководителю временного специального органа управления и по должности является его первым заместителем.

Если создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введе­ния ЧП, может быть создан федеральный орган управления тер­риторией, на которой введено ЧП. При этом временный специ­альный орган управления прекращает свои полномочия. Руко­водитель федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП, назначается Президентом РФ. Комендант указанной территории по должности является первым замести­телем руководителя федерального органа управления террито­рией, на которой введено ЧП.

Для осуществления единого управления силами и средства­ми, обеспечивающими режим ЧП, указом Президента РФ на­значается комендант территории, на которой введено ЧП. Ко­мендант:

издает обязательные к исполнению на соответствующей тер­ритории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима ЧП;

устанавливает время и срок действия комендантского часа; определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено ЧП, и выезда с нее;

устанавливает особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотичес­кие средства, психотропные и сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции;

определяет порядок и места хранения изъятых оружия, бое­припасов, веществ и военной техники;

выдворяет за пределы территории, на которой введено ЧП, нарушителей режима ЧП;

обращается к Президенту РФ с предложениями о необходи­мости применения на территории, на которой введено ЧП, вышеуказанных мер и временных ограничений;

оповещает через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях ЧП;

устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено ЧП, и порядок их работы.

Режим особого положения.

Помимо чрезвычайного положения действующее законода­тельство и административная практика предусматривают воз­можность введения иных видов особых правовых режимов, свя­занных с возникновением чрезвычайных ситуаций криминоген­ного, природного, экологического и техногенного характера, которые получили условное название особое положение. Эти режимы могут устанавливаться федеральными органами испол­нительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В последнее время широкое распространение получила прак­тика введения органами исполнительной власти субъектов РФ ре­жимов чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера. При этом они руководствуются федеральными законами «О защи­те населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлениями Правительства РФ.

Данные правовые акты не предусматривают возможность введения какого-либо особого режима, но устанавливают от­дельные административные меры, в том числе носящие ограни­чивающий характер, которые могут быть использованы органа­ми исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителем работ по ликвидации чрезвы­чайной ситуации (ЧС). К таким мерам относятся проведение эвакуации; остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС; проведение аварийно-спасательных и других нео­тложных мероприятий; ограничение доступа людей в зону ЧС; использование средств связи, транспорта и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС; привлечение на добро­вольной основе населения к проведению аварийно-спасатель­ных работ; усиление охраны общественного порядка в зоне ЧС.

Особый режим позволяет комплексно применять указанные средства, направляет их на достижение единой цели. Режим помогает добиться реального исполнения вводимых запретов и ограничений, контролировать порядок реализации принятых предписаний, создать организационно-правовой механизм, адекватный остроте ЧС. Но без надлежащей правовой основы нельзя выработать общеобязательные режимные правила, а зна­чит, обеспечить соответствующее поведение населения и при­влечение к ответственности за их нарушение. Объявление осо­бого режима без закрепления оснований, условий и официаль­ной процедуры введения, при отсутствии исчерпывающего пе­речня возможных чрезвычайных мер представляется неправо­мерным ограничением прав и свобод.

Режим военного положения.

Под военным положением понимается особый правовой ре­жим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федера­ции или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против России.

Актами агрессии против Российской Федерации могут при­знаваться действия по применению вооруженной силы иностранным государством или группой государств про­тив суверенитета, политической независимости и территориаль­ной целостности России, а также иные несовместимые с Уста­вом ООН и равносильные актам агрессии действия.

Возможность введения на территории РФ или в отдельных ее местностях военного положения предусмотрена ст. 87 Кон­ституции РФ. Право введения военного положения предостав­лено Президенту РФ, который незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим воен­ного положения определяется Федеральным конституционным законом «О военном положении».

Специфика военного положения заключается в необходимо­сти усиления роли и расширении полномочий военных органов в управлении на территории, где введено такое положение. При этом органы государственной власти и местного самоуправле­ния обязаны оказывать помощь органам военного управления, военному командованию в решении возложенных на них задач по обороне страны.

На территории, на которой введено военное положение, могут применяться следующие меры.

усиление охраны общественного порядка и обеспечения об­щественной безопасности, охраны военных, важных государ­ственных и других объектов;

введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи;

эвакуация объектов хозяйственного, социального и культур­ного назначения, временное отселение жителей в безопасные районы;

введение и обеспечение особого режима въезда на территорию;

приостановление деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений;

привлечение граждан к выполнению работ для нужд оборо­ны;

изъятие необходимого для нужд обороны имущества у орга­низаций и граждан с последующей выплатой государством сто­имости изъятого имущества;

запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

запрещение или ограничение проведения собраний, митин­гов и демонстраций;

ограничение движения транспортных средств и осуществле­ние их досмотра;

запрещение нахождения граждан на улицах и в иных обще­ственных местах в определенное время суток;

запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ;

введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи;

Граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны:

выполнять требования федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ор­ганов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие та­ким органам и лицам;

В условиях военного положения может изменяться органи­зация управления различными объектами, даже не имеющими прямого военного назначения.

Элементы содержания административно-правовых режимов:

1. целевое назначение;

2. принципы административно-правовых режимов;

3. общественные отношения (объект), регулируемые режимом;

4. административно-правовой статус субъектов режима;

5. средства обеспечения режима.

Цели административно-правовых режимов – предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

Принципы административно-правовых режимов:

· разделение административных и судебных властей;

· минимализация ограничений прав и свобод граждан;

· законность;

· ответственность государственных органов и должностных лиц за превышение полномочий.

Объект административно-правового режима — совокупность общественных отношений в сфере государственного (публичного) управления, регулируемых правилами административно-правового режима. Эти отношения относятся к публично-правовым отношениям. В случае регулирования частноправовых отношений нормами административно-правового режима это расценивается как нарушение законности.

Средства обеспечения административно-правовых режимов — совокупность средств, приемов, основанных на нормах административного права, при помощи которых реализуется административно-правовой режим.

Виды средств обеспечения:

1. специальное государственное регулирование, направленное на создание нормативных условий функционирования отдельных объектов;

2. широкое применение прямого государственного принуждения;

3. разрешительный способ реализации прав и свобод, выполнение определенных работ, осуществление деятельности при условии предварительного согласования;

4. систематическое наблюдение уполномоченных субъектов за функционированием объектов государственного управления;

5. организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил.

Виды административно-правовых режимов.

По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).

В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).

По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.

В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).

В зависимости от юридических свойств бывают ординарные и экстраординарные режимы.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Под административно-правовым режимом понимается определенный нормами административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на упорядочение общественных отношений в соответствующей сфере государственного управления.

Административно-правовые режимы подразделяются прежде всего по направленности и времени действия. По указанному критерию административно- правовые режимы можно разделить на два вида.

К первому виду административно-правовых режимов относятся предусмотренные нормами административного права режимы, имеющие целью создание условий для преодоления чрезвычайных ситуаций и стабилизации обстановки в государстве и обществе. Такие административно-правовые режимы носят временный характер. К данным административно-правовым режимам относятся прежде всего режим чрезвычайного положения и режим военного положения, определенные Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.

Данный вид административно-правовых режимов характеризуется прежде всего тем, что в условиях их действия в целях обеспечения обороны, порядка и безопасности могут быть предусмотрены временные ограничения отдельных прав граждан. Однако эти временные ограничения должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, Конституции и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам. Так, согласно ст. 56 Конституции в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст.

20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции Российской Федерации (право на жизнь, право на охрану личного достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и др.).

Другой чертой данного вида административно-правовых режимов является то, что органы исполнительной власти (государственные органы) наделяются дополнительными полномочиями для осуществления мер, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Так, в условиях чрезвычайного положения органы исполнительной власти осуществляют такие меры, как установление запретов на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (введение комендантского часа); ограничение движения средств транспорта и осуществление их досмотра; осуществление при необходимости проверки документов, удостоверяющих личность граждан, личного досмотра, досмотра их вещей, жилища и транспортных средств, осуществление по основаниям, установленным федеральным законом, задержания граждан и транспортных средств на срок до 30 суток и ряд других.

Ко второму виду административно-правовых режимов относятся административно-правовые режимы, действующие в соответствующих сферах государственного управления, имеющие предупредительную направленность и характеризующиеся постоянным действием. К данным режимам относится, в частности, пограничный режим, который действует постоянно и направлен на упорядочение общественных отношений, связанных с охраной Государственной границы, режим защиты государственной тайны и ряд других административно- правовых режимов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий