Административно правовой статус служащего

Административно-правовой статус государственных служащих— совокупность прав, обязанностей, ограничений и запретов в процессе несения ими государственной службы.

Гражданский служащий имеет право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технических ус­ловий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными до­кументами, определяющими его права и обязанности по заме­щаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показа­телями результативности профессиональной служебной дея­тельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной про­должительности служебного времени, предоставлением выход­ных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с законо­дательством РФ и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и мате­риалов, необходимых для исполнения должностных обязаннос­тей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составля­ющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной слу­жебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приоб­щение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалифи­кации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в со­ответствии с федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на граждан­ской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомле­нием представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Обязанности гражданского служащего:

1) соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные норма­тивные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их испол­нение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанно­стей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здо­ровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предо­ставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объекта­ми налогообложения, об обязательствах имущественного харак­тера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязатель­ствах имущественного характера);

10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобрете­нии гражданства другого государства в день выхода из граждан­ства РФ или в. день приобретения гражданства другого государ­ства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и тре­бования к служебному поведению, не нарушать запреты, кото­рые установлены законодательством РФ;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинте­ресованности при исполнении должностных обязанностей, кото-

рая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен пред­ставить в письменной форме обоснование неправомерности дан­ного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поруче­ния, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме фажданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения граж­данским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинар­ную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Гражданский служащий, замещающий должность категории «руководитель» высшей группы, в целях исключения конфликта интересовв государственном органе не может представлять интересы фажданских служащих в выборном профсоюзном орга­не данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрациив случаях и порядке, установленных ФЗ.

Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:

а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;

б) деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;

в) служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использо­ваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в против­ном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;

г) осуществление служащими служебных прав и обязанностей га­рантируется законодательством;

д) законные предписания и требования государственных служа­щих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на служеб­ную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавлива­ются нормативными актами;

ж) предусмотрены ограничения их общегражданских прав в це­лях эффективности служебной деятельности;

з) для них предусмотрены определенные льготы, а также повы­шенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

В целом содержание правового положения государственных слу­жащих характеризуется их:

а) общегражданскими правами и обязанностями;

б) обязанностями и правами по занимаемой государственной дол­жности.

Государственный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющи­ми его права и обязанности по занимаемой госу­дарственной должности государственной службы, критерии оценки качества его работы и условия продвижения по службе;

2) получение информации и материалов, необ­ходимых для исполнения должностных обязанно­стей;

3) посещение в установленном порядке для ис­полнения должностных обязанностей предприя­тий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4) принятие решений и участие в их подготов­ке в соответствии с должностными обязанностями;

5) участие в конкурсе на замещение вакант­ной государственной должности государственной службы;

6) продвижение по службе, увеличение денеж­ного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и дру­гими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8) переподготовку, переквалификацию и повы­шение квалификации за счет средств соответству­ющего бюджета;

9) пенсионное обеспечение с учетом стажа го­сударственной службы;

10) объединение в профессиональные союзы и ассоциации для защиты своих прав/социально-экономических и профессиональных интересов;

11) внесение предложений по совершенствова­нию государственной службы в любые инстанций;

12) проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

13) обращение в соответствующие государствен­ные органы или в суд для разрешения любых спо­ров, связанных с государственной службой.

Государственный служащий обязан:

1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) добросовестно исполнять должностные обя­занности;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов, граждан;

4) исполнять приказы, распоряжения и указа­ния вышестоящих руководителей, отданные в пре­делах их должностных полномочий, за исключе­нием незаконных;

5) своевременно рассматривать обращения граж­дан и общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, государственных ор­ганов и органов местного самоуправления и при­нимать по ним решения;

6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со слу­жебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, доста­точный для исполнения своих должностных обя­занностей;

8) хранить государственную тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с ис­полнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоин­ство граждан.

Гражданин при поступлении на государствен­ную службу, а также государственный служащий ежегодно обязаны представлять в органы государ­ственной налоговой службы сведения о получен­ных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объекта­ми налогообложения.

За успешное и добросовестное исполнение госу­дарственным .служащим своих должностных обя­занностей, продолжительную и безупречную служ­бу, выполнение заданий особой важности неслож­ности к нему применяются различные меры поощрения:

1) единовременная денежная премия;

2) объявление благодарности;

3) объявление благодарности с денежным поощ­рением;

4) награждение ценным подарком;

5) присвоение почетного звания;

6) награждение орденами и медалями. При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный слу­жащий может быть поощрен денежной премией в размере до 10 должностных окладов. За особые отличия государственному служащему может быть присвоен очередной квалификационный разряд без сдачи им государственного квалификационно­го экзамена или прохождения аттестации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих служебных обязанностей на него могут быть наложены дисциплинарные взыскания в виде: замечания; выговора;

строгого выговора; предупреждения о неполном Служебном соответствии; увольнения. Государственный служащий) допустивший должностной проступок» может быть. также временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Для лиц, находящихся на государственной служ­бе, установлен ряд ограничений. Это связано с осо­бенностями государственной службы и имеет це­лью обеспечить эффективную деятельность по ис­полнению полномочий государственных органов, установить препятствия возможному злоупотреб­лению государственных служащих.

Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательных органов Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельно­стью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммер­ческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по де­лам третьих лиц в государственном органе, в ко­тором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосред­ственно подконтролен ему;

6) использовать во внеслужебных целях сред­ства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государ­ственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выс­тупления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц денежное вознаграждение, подарки, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расхо­дов, связанные с исполнением должностных обя­занностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иност­ранных государств, международных и иностран­ных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуще­ствляемых в соответствии с международными до­говорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между органами госу­дарственной власти Российской Федерации и ее субъектов с государственными органами иностран­ных государств, международными и иностранны­ми организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропа­ганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры полити­ческих партий, религиозных, общественных объе­динений, за исключением профессиональных союзов.

Юридическая литература:
— Комментарий к N 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования
— Экспертиза нормативных правовых актов в сфере реализации промышленной политики
— Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате 2020
— Комментарий к Федеральному закону Об исполнительном производстве
— Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации
— Индивидуальный предприниматель: от создания до закрытия
— Наследственное право: постатейный комментарий к статьям 1110 — 1185, 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации
— Юридическая помощь: вопросы и ответы. Выпуск III
— Права и обязанности предпринимателя при взаимоотношениях с правоохранительными органами: закон и практика
— Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
— Аккредитация испытательных лабораторий на примере работы агрохимической службы: учебное пособие
— Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
— Административное право Российской Федерации: учебник
— Исполнительное производство: Учебник
— Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
— Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая
— Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография
— Адвокатура в России: учебник для вузов
— Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие
— Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая
— Курс доказательственного права: Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Административное судопроизводство
— Правовые основы военно-технического сотрудничества
— Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая
— Размышляя о судопроизводстве: Избранное
— Продажа или приобретение бизнеса: правовое сопровождение сделки: монография
— Комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью
Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц 2019 год.
— О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ 2019 год.
— Наследование имущества: от совершения завещания до приобретения наследства 2019 год.
— E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование): Сборник статей 2019 год.
— Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации 2019 год.(постатейный)
— Юридическая помощь: вопросы и ответы
— Трудовое право России: Учебник
— Наследственное право
— Юридический справочник застройщика
— Гражданское право: Учебник : Том 1
— Единый налог на вмененный доход: практика применения
— Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
— Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: Монография
— Бюджетное право: Учебник
— Страхование для граждан: ОСАГО, каско, ипотека
— Договор трансграничного займа: право и практика
— Судебный конституционный нормоконтроль: осмысление российского опыта: Монография
— Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц: Учебное пособие
— Оценочная деятельность в арбитражном и гражданском процессе
— Административное судопроизводство
— Деликтные обязательства и деликтная ответственность в английском, немецком и французском праве
— Гражданское право том 1
— Гражданское право том 2
— Защита интеллектуальных прав
— Право интеллектуальной собственности
— Земельное право
— Налоговое право
— Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом
— Семейное право
— Конституционное право Российской Федерации

Добавить комментарий