Административно правовой статус юридических

Административно-правовой статус физических и юридических лиц (индивидуальных субъектов и организаций) — это совокупность их прав и обязанностей, регулируемых административно-правовыми нормами и реализуемых в административно-правовых отношениях. Элементами их административно-правового статуса являются их административная правоспособность, административная дееспособность, а также права, обязанности и ответственность этих субъектов, предусмотренные нормами административного права.

Административно-правовой статус гражданина характеризуется определенными особенностями: он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм; нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.); права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер; содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права, только обязанности или то и другое одновременно. Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан. Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя как основу всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Административная правоспособность граждан возникает с момента рождения, а дееспособность связана с возможностью активного самостоятельного участия в качестве субъекта государственно-управленческих отношений, как правило, с 18 лет, деликтоспособность немного раньше — с 16 лет. Выделяют также особый (особенный) и специальный административно-правовой статус граждан в специализированных сферах функционирования исполнительной власти.

Административно-правовой статус юридического лица определяется формами и степенью участия конкретной организации в механизме публичного управления, в основном в системе исполнительной власти. Определяющей характеристикой организаций в административном праве является государственная регистрация и наделение их правами и обязанностями в соответствии с избранной организационно-правовой формой юридического лица, коммерческим или некоммерческим профилем деятельности. Административным правом регламентируется внутреннее управление делами организации, порядок формирования администрации, регистрационные, разрешительные, лицензионные и прочие отношения по управлению или регулированию их деятельности со стороны органов исполнительной власти.

Большой юридический словарь. — М.: Проспект. А. В. Малько. 2009.

ки; поиск потенциальных контрагентов. Вторая стадия: целенаправленная деятельность по согласованию сторонами условий договора. Третья стадия: непосредственное заключение договора посредством подписания письменного документа либо достижение устного соглашения, как результат имущественного правоотношения. Этот результат становится юридическим фактом для возникновения нового имущественного правоотношения.

Напрашивается вывод том, что возникновению имущественного правоотношения, основанием возникновения которого явилась сделка (договор), предшествует иное правоотношение, в рамках которого и существует сделка (договор).

Следует отметить, что, обозначая сделку (договор) в качестве юридического факта, и ученые, и законодатель, так или иначе, указывают на наличие деятельности, предшествующей заключению договора (сделке).

Процессу заключения договора, складывающегося из ряда последовательных этапов, действий посвящено большое число исследований4. В гражданском законодательстве сделкам (договорам) целиком посвящена часть вторая ГК РФ, а также главы 9, 28 части первой ГК РФ. Однако ни ученые, ни законодатель не рассматривают сделку (договор) как имущественное правоотношение, подчиняющееся законам любого явления объективной реальности.

С неизбежностью приходим к выводу о том, что сделка (договор) как соглашение между субъектами, направленное на возникновение конкретного правоотношения, является «предшествующим» правоотношением. При этом результатом данного «предшествующего» правоотношения выступает непосредственный письменный либо устный акт согласования сторон, вместе с тем, являющийся юридическим фактом.

Примечания

1 Гражданское право: В 4 т. Т. I. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., пере-раб. и доп. — М., 2004. — С. 432.

2 Там же. — С. 119-120.

Я.Н. Чапурных

ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА КАК СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

В настоящее время законодательное определение юридического лица сформулировано в законе с цивилистической точки зрения. Юридическое лицо, обладающее на самом деле и гражданской, и административной правосубъектностью, рассматривается в законодательном определении исключительно как субъект гражданских правоотношений. Родовое понятие, которое признается, и от которого в своих исследованиях отталкиваются многие административисты — понятие «субъекта права». Данный термин является общепризнанным теорией права и под сомнение не ставится. Далее большинство авторов , за некоторым исключением , выделяют в рамках субъектов административного правоот-

ношения субъектов коллективных и индивидуальных. Итак, в современной науке административного права можно выделить несколько основных концепций «коллективного субъекта».

Первая сводится к тому, что коллективными субъектами административных правоотношений считаются «организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публичного правового образования (например, объединения, организации, коллективы)» . При этом сам термин «юридическое лицо» авторами не употребляется, однако аналогия прослеживается связью

© Я.Н. Чапурных, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

через термин «организация» , которое имеет место как при определении коллективного субъекта, так и при принятии содержания ст. 48 ГК РФ.

Коллективные субъекты административного правоотношения представляют собой организации, т.е. объединения физических лиц . Таким образом, понятие коллективного субъекта является по отношению к термину «юридическое лицо» понятием более широким, содержательным. В этом, на наш взгляд, кроется истинное противоречие подобного подхода, поскольку связывая в дальнейшем термин «коллективный субъект» и «юридическое лицо» авторы концепции полностью переходят к отождествлению данных понятий с конструкцией, содержащейся в ГК РФ и рассматривают все организационно-правовые формы юридических лиц, применяя к ним цивилисти-ческое понятие. Объясняется подобная «последовательность» тем, что «термин «организация» имеет широкий смысл и рассмотреть ее административно-правовой статус невозможно без использования других отраслей права» .

Вторая основная и наиболее распространенная концепция рассматривает термины коллективный субъект и юридическое лицо в определенной взаимосвязи. Сторонники данного подхода полагают, что «термин «юридическое лицо» универсален и четко отражает состав значительной части коллективных субъектов административного правоотношения» . Однако, казалось бы, оптимальная классификация субъектов применима к регулятивному административному правоотношению, а в правоотношении, возникающем при привлечении субъекта к административной ответственности, она не применяется, поскольку относит к категории субъектов — юридических лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности, органы исполнительной власти. По нашему мнению в правоотношении по привлечению к административной ответственности органы исполнительной ветви власти не могут выступать в качестве субъекта, привлекаемого к данного вида ответственности.

Однозначности в понимании и определении сущности юридического лица нет и в законодательных актах. Так, например, ст. 9 Налогового Кодекса РФ включает в круг участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, организации и физических лиц, не употребляя при этом термин «юридическое лицо». При этом п. 5 ст. 9 НК РФ выделяет поми-

мо организаций таких участников, как государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления. Кроме того, определяющим в правосубъектности участников отношений, регулируемым законодательством о налогах и сборах, является гражданская правоспособность упомянутых субъектов, а не иные характеристики.

Таким образом, указанный нормативно-правовой акт также подходит к вопросу об определении круга участников таможенных правоотношений через цивилистическую позицию. При этом в ряде случаев за нарушение таможенных правил юридические лица несут административную ответственность без установления вины (ч. 2 ст. 230 Таможенного кодекса РФ).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также не дает определения термину «юридическое лицо», хотя при определении круга субъектов, подлежащих административной ответственности упоминает российские и иностранные юридические лица. При этом комментарии КоАП РФ однозначно применяет ст. 48 ГК РФ для раскрытия указанного термина .

Стоит отметить, что вопрос об административной ответственности юридических лиц был раньше решен и реализован в практике, нежели чем в теории. Как отмечали, исследователи, за год до принятия нового КоАП РФ, «в этом вопросе столкнулись различные интересы, с одной стороны -теории, с другой — практики. Последняя давно уже освоила институт ответственности юридических лиц и довольно успешно использует его, хотя и вне рамок действующего КоАП. Теория же административного права этот институт принимала, да и сейчас еще принимает с трудом» .

В науке административного права не раз предпринимались попытки адаптировать понятие юридического лица к институту административной ответственности. Однако все исследования в данной сфере сводились либо к попытке выработать межотраслевое, универсальное понятие юридического лица либо к выводу о «смешанной» природе рассматриваемого субъекта . На наш взгляд принятие наукой административного права понятие юридического лица, данного в ст. 48 ГК РФ, не целесообразно.

Основой понятия юридического лица является аналогия его сущности и природы с физическим лицом. Как утверждал И.Я. Покровский , юридическое лицо не является фикцией или фи-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

зической реальностью, оно — реальность юридическая, абстрактный центр хозяйственной жизни, обособленный от отдельных лиц, создавших его. Так, проблема состоит в том, что многие правоведы рассматривают юридическое лицо как явление не правовое, а социальное, именно поэтому развитие получила так называемая «теория коллектива». При этом содержательно сущность юридического лица теряет весь свой правовой смысл и сводится к некоей группе людей, имеющих цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юридическое лицо есть субъект права, создаваемый путем обособления качеств, свойств, иных элементов правовой личности человека и их объединения в другой форме (в рамках иной по отношению к человеку правовой внешности), приложимой к государству, муниципальным образованиям, частным корпорациям, иным социальным субъектам, отвечающим требованиям во-леспособности и целостности (единства) .

В целом в определении юридического лица следует раскрыть пять основных признаков «межотраслевого» понятия юридического лица:

Первое. Юридическое лицо можно определить как субъекта административного права. При этом понятие должно уточняться с той позиции, что в административно-правовых отношениях присутствует субъект управления. Таким образом, в отношениях, характеризующихся отсутствием равенства сторон, понятие субъекта управления, т.е. органа исполнительной власти, и понятие юридического лица содержательно пересекаться не должны. Иначе говоря, при рассмотрении юридического лица как лица, к которому применимы меры административной ответственности, органы исполнительной власти к данному явлению не относятся. Объяснить подобный подход можно самим существом административных правоотношений: субъект управления (орган исполнительной власти) и субъект, например, привлекаемый к административной ответственности, не могут обладать одинаковым административно-правовым статусом. Первый, наделен властными полномочиями и выполняет в данный отношениях определенные функции, «подчиняя» иных (в т.ч. и юридических лиц) участников правоотношения. Следовательно, необходимо разграничить понятие юридического лица как субъекта административного правоотношения и юридического лица — организации.

Второе. Юридическое лицо является носителем административно-правового статуса и явля-

ется носителем административной деликтоспо-собности, т.е. способности нести ответственность за виновно совершенные административные правонарушения.

Третье. Юридическое лицо как субъект административного правоотношения выступает самостоятельно по отношению к остальным его участникам. Даже в случае отсутствия множественности коллектива работников юридическое лицо способно изъявлять волю, поскольку хотя бы одно физическое лицо (исполнительный орган) присутствует. Таким образом, закономерен принцип — действия и вина работников юридического лица, выступающих от его имени, считаются действиями и виной самого юридического лица.

Четвертое. Юридическое лицо как самостоятельный субъект административного правоотношения имеет средства идентификации. При этом организационно-правовая форма с точки зрения административного права имеет значение именно как элемент характеристики юридического лица, т.е. с помощью выделения различных видов организационно-правовых форм уточняются способы управления юридическим лицом и имущественные права его учредителей. Важность, придаваемая организационно-правовой форме в гражданском законодательстве, не является актуальной в праве административном, поскольку существенной является не имущественная составляющая характеристики субъекта, а его правосубъектность с точки зрения ее наличия и действительности.

Пятое. Юридическое лицо как субъект административного правоотношения выступает единственным инициатором в формировании собственной воли, которую он изъявляет посредством действий органов (т.е. своих собственных действий), оставаясь при этом институционально единым.

На основании выделения основанных признаков, дадим определение юридического лица как субъекта административного правоотношения.

Юридическое лицо как субъект административного правоотношения — это самостоятельный субъект административного права, не обладающий властными полномочиями субъекта управления, характеризующийся наличием внутреннего единства и волеспособ-ностью, обладающий административно-правовым статусом, в том числе способностью нести ответственность за совершенные им административные правонарушения.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

Библиографический список

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2002.

2. Архипов С.И. Сущность юридического лица // Вестник Московского университета. Сер. Правоведение. — 2004. — №№5.

3. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Стари-лов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. -М.: Норма, 2005.

4. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Ки-мэн А.А. Административное право: Учебник. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

5. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. — М., 2002.

6. Дмитриев Ю.А., Евтеева АА., Петров С.М. Административное право: Учебник. — М.: Эксмо, 2005.

7. Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. -2001. — №>3.

8. Калинина Л.А. Проблемы совершенствования законодательства об административных пра-

вонарушениях / Административная ответственность / Отв. ред.: И.П. Бачило, И.Ю. Хаманева. -М., 2001.

11. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. — М., 2001.

12. Сорокин В.Д. Парадоксы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Вестник Московского университета. Сер. Правоведение. — 2004. — №9 3.

13. Таможенный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. — 2003. — Ст. 2066.

М.С. Шокина

СПОР О ПРАВЕ КАК КРИТЕРИЙ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ВИДОВ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из фундаментальных проблем в области гражданского процессуального права является проблема совершенствования судебной деятельности по защите субъективных прав и законных интересов граждан и организаций, при разрешении которой важную роль играет определение понятия предмета процессуальной деятельности. Необходимой составляющей предмета процессуальной деятельности мы видим спор о праве, имеющий значение одного из основных критериев разграничения видов гражданского судопроизводства.

Формирование основных научных концепций спора о праве пришлось на 50-80-е гг. ХХ в. Из трех основных концепций спора о праве в материальном (объективном) смысле , в процессуальном (субъективном) смысле и двойственного понимания спора о праве действующее законодательство поддерживает концепцию спора о праве в процессуальном смысле: спор о праве есть разногласия его участников по поводу своих прав и обязанностей (п. 3 ст. 65 СК РФ, п. 5 ст. 244 ГК РФ и др.).

Спор о праве, являясь по сути конфликтом, возникшим в результате нарушения права или законного интереса, может быть определен как правоотношение охранительного характера между субъектами нарушенного регулятивного правоотношения. Поскольку само охранительное правоотношение и спор могут существовать одно без другого, спор о праве имеет иные момент возникновения и содержание, последний все-таки следует признать не охранительным, а организационно-охранительным правоотношением, выполняющим функцию организации процесса реализации вовне охранительного правоотношения в целях восстановления нарушенных регулятивных правоотношений . Спор о праве при этом характеризуется равенством прав и обязанностей субъектов сформулировать, обосновать и доказать свои требования и возражения.

Тезис о том, что спор о праве есть основа искового производства, определяющий сам порядок и организацию последнего, ни у кого не вызывает сомнения. Введение процедуры при-

Административно-правовой статус юридических лиц — совокупность предусмотренных законами, подзаконными актами, учредительными документами прав и обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления и административной ответственности.

Административная правосубъектность юридических лиц возникает с момента его государственной регистрации. Право заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию, возникает с момента получения лицензии. Правосубъектность предприятия — это его способность быть субъектом права и участником административно-правовых отношений. Для этого предприятие должно обладать тремя элементами правосубъектности: правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью, которые в совокупности входят в административно-правовой статус предприятия.

В отношении общественных организаций запрещаются создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан.

Организационный блок элементов характеризуется тем, что юридическое лицо осуществляет права и обязанности через свои органы управления:

— высший орган юридических лиц (общее собрание, съезд);

— совет директоров (наблюдательный совет);

— коллегиальные (правление, дирекция) или единоличные (генеральный директор) исполнительные органы;

— орган контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью.

Права юридических лиц подразделяются:

= на общие, которые реализуются во всех сферах государственного управления (право на получение необходимой информации; на обращение в форме жалобы, заявления, ходатайства, уведомления и др.; право на защиту в административном и судебном порядке);

= на специальные, которые реализуются лишь в конкретных сферах (напр., право на получение информации о порядке исчисления и уплаты налогов).

Обязанности юридических лиц:

— общие (необходимость соблюдения требований законодательства в своей деятельности; обязанность государственной регистрации создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, внесения изменений в уставные документы);

— специальные (регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выпуск ценных бумаг, обязанность постановки на учет в налоговых органах и для ведения статистических данных, получение лицензии на осуществление определенных
видов деятельности и др.).

Классификация юридических лиц проводится в зависимости от формы собственности, по целям их деятельности, организационно-правовым формам, объему и характеру полномочий, по распоряжению принадлежащим им имуществом, по подчиненности или подведомственности.

По цели своей деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Согласно ч. 1 ст. 50 ГК, коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, анекоммерческие — не имеющие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов коммерческие организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют самостоятельность и обладают правами юридического лица. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Разновидностью коммерческих организаций являются унитарные предприятия – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества.

Признаки унитарного предприятия:

♦ вид коммерческой организации;

♦ не наделено правом собственности на закрепленное за ним имуществом;

♦ имущество находится в государственной или муниципальной собственности;

♦ имущество может распределяться по вкладам, долям, паям;

♦ имущество принадлежит на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

♦ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

♦ не несет ответственности по обязательствам собственника имущества;

♦ имеет фирменное наименование;

♦ органом управления является руководитель, назначаемый собственником имущества, которому он и подотчетен.

Унитарные предприятия могут быть:

А) по форме собственности: государственными и муниципальными.

Б) по объему прав на имущество:

= предприятия с правом оперативного управления имуществом;

= федеральные казенные предприятия;

= предприятия с правом хозяйственного веления.

Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Формой некоммерческих организаций являются ассоциации, указанные в наименовании Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» от 17 декабря 1999 г. Они создаются в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Федерации, совершенствования методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений и повышения уровня жизни населения.

По роду деятельности (предназначению) различаются такие разновидности организаций, как: предприятия, учреждения, общественные объединения граждан и иные организации (международные, иностранные и т.д.).

По видам собственности организации подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).

Различие между предприятиями и учреждениями содержится в результатах их основной деятельности.

Предприятие — это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основу этой деятельности составляет его имущество. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Признаки предприятий:

~ организационное единство;

~ имущественная обособленность;

~ самостоятельная имущественная ответственность;

~ в гражданском обороте выступает от своего имени;

~ выполнение работ услуг на возмездной основе с целью получения прибыли.

Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Это — выражение юридического равенства всех форм собственности, установленного ч. 2 ст. 8 Конституции России. Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила. Например, только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы.

Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основе учредительных документов.

Добавить комментарий