Административно правовые режимы

Юридическая литература:
— Комментарий к N 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования
— Экспертиза нормативных правовых актов в сфере реализации промышленной политики
— Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате 2020
— Комментарий к Федеральному закону Об исполнительном производстве
— Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации
— Индивидуальный предприниматель: от создания до закрытия
— Наследственное право: постатейный комментарий к статьям 1110 — 1185, 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации
— Юридическая помощь: вопросы и ответы. Выпуск III
— Права и обязанности предпринимателя при взаимоотношениях с правоохранительными органами: закон и практика
— Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
— Аккредитация испытательных лабораторий на примере работы агрохимической службы: учебное пособие
— Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
— Административное право Российской Федерации: учебник
— Исполнительное производство: Учебник
— Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
— Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая
— Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография
— Адвокатура в России: учебник для вузов
— Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие
— Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая
— Курс доказательственного права: Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Административное судопроизводство
— Правовые основы военно-технического сотрудничества
— Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая
— Размышляя о судопроизводстве: Избранное
— Продажа или приобретение бизнеса: правовое сопровождение сделки: монография
— Комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью
Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц 2019 год.
— О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ 2019 год.
— Наследование имущества: от совершения завещания до приобретения наследства 2019 год.
— E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование): Сборник статей 2019 год.
— Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации 2019 год.(постатейный)
— Юридическая помощь: вопросы и ответы
— Трудовое право России: Учебник
— Наследственное право
— Юридический справочник застройщика
— Гражданское право: Учебник : Том 1
— Единый налог на вмененный доход: практика применения
— Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: как отстоять свое право на комфортное проживание в многоквартирном доме
— Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: Монография
— Бюджетное право: Учебник
— Страхование для граждан: ОСАГО, каско, ипотека
— Договор трансграничного займа: право и практика
— Судебный конституционный нормоконтроль: осмысление российского опыта: Монография
— Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц: Учебное пособие
— Оценочная деятельность в арбитражном и гражданском процессе
— Административное судопроизводство
— Деликтные обязательства и деликтная ответственность в английском, немецком и французском праве
— Гражданское право том 1
— Гражданское право том 2
— Защита интеллектуальных прав
— Право интеллектуальной собственности
— Земельное право
— Налоговое право
— Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом
— Семейное право
— Конституционное право Российской Федерации

1. Понятие и виды административно-правовых режимов

2. Чрезвычайный режим

3. Особый режим

4. Военный режим

Цель:раскрыть понятие и виды административно- правовых режимов, уметь выделить основные черты режима чрезвычайного положения, режима военного положения, режима охраны государственной границы Республики Казахстан. Знать правовую основу всех административно- правовых режимов.

Административно-правовой режим — это определенное сочетание административно-

правовых средств регулирования, опосредствованное централизованным порядком,

императивным методом юридического воздействия.

Во всех административно-правовых режимах следует различать две

взаимосвязанных стороны: содержательную и формальную.

Содержательная сторона — это причины и цели существования режима, его

организационные, экономические элементы, связанные с ним действия.

Юридическая сторона — кто, на какой срок, на какой территории устанавливает

режим, процедура его введения, отмены, изменения, система режимных

обязанностей и прав.

Все специальные административно-правовые режимы, как правило, ограничивают

права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть чрезмерными, а

режимные ограничения должны устанавливаться только законами.

Развитие человеческого общества представляет собой, как известно, очень

сложный и противоречивый процесс. В определенные периоды его

жизнедеятельности происходит обострение социальных и техногенных

противоречий, противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой

возникновение этнических и социальных, политических и военных конфликтов,

экономических катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т.д.

Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают условия для

уничтожения значительных материальных и духовных ценностей. Они грозят

дестабилизацией и разрушением социальной системы и требуют безотлагательного

принятия неординарных мер и, прежде всего, правовых, организационных,

экономических, материально-технических.

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных

для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным

интересам личности, общества и государства и требующих для своего

урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы

чем те, которые действуют в обычных условиях.

Правовые режимы, при помощи которых происходит такая перестройка юридического

инструментария, можно определить как чрезвычайные (экстремальные). Они

относятся к специальным административно-правовым режимам.

Чрезвычайный режим — это специальный правовой режим жизнедеятельности

населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования

органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

Особыми условиями, влекущими корректировку в организации уп­равления, являются:

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак­тера.

2. Чрезвычайное положение.

3. Военное положение.

4. Режим охраны государственной границы.

5. Режим секретности.

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая

государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного

самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение

вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В законе конкретизированы полномочия органов государственной власти и

местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций. Основная их направленность— предупреждение таких ситуаций.

Непосредственное государственное управление в области защиты населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы

исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению

чрезвычайных ситуаций являются органической частью их компетенции,

осуществляемых в обычных условиях. По отношению к подведомственным

организациям они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-

технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования

отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы и правила

безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также

правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т.д.

Закон определяет также права и обязанности предприятий, учреждений и

организаций, а также граждан в области защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций.

ества.

2. Чрезвычайное положение.

Режим чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации вводится в

установленном законом порядке компетентными государственными органами. Иными

словами, существуют фактические (чрезвычайная ситуация) и юридические

(правовой акт) основания возникновения данного правового режима.

Главное в его содержании:

— ограничение прав и свобод граждан, коллективных субъектов права;

— изменение системы государственной власти путем образования новых

исполнительных органов, перераспределения компетенции, предоставление

дополнительных полномочий.

Правовой режим чрезвычайного положения направлен на обеспечение безопасности

граждан в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемии и

эпизоотий, а также на защиту прав и свобод граждан, конституционного строя

при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу жизни и здоровью

граждан, или при попытке захвата государственной власти, либо изменения

конституционного строя РФ путем насилия.

Цели введения режима чрезвычайного положения:

— нормализация обстановки;

— восстановление конституционных прав и свобод граждан, а также прав

юридических лиц;

— восстановление нормального функционирования конституционных органов власти,

органов местного и регионального самоуправления и других институтов

гражданского общества;

— оказание помощи пострадавшим гражданам, организациям;

— ликвидация последствий беспорядков, эпидемий, катастроф, стихийных бедствий.

Законодательство РФ определяет основания объявления чрезвычайного положения,

дает характеристику возможных обстоятельств, используя следующие критерии:

а) конкретные явления, возникновение которых создает опасность для жизни и

здоровья граждан, нормальной деятельности государственных институтов,

имущества: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии;

б) обстоятельства, служащие основанием для объявления чрезвычайного

положения, должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неизбежную

угрозу. То есть законодатель не связывает основания объявления чрезвычайного

положения с наступлением конкретных явлений или событий; применение

чрезвычайных мер может быть вызвано и угрозой наступления реальной опасности;

задачей чрезвычайного положения будет как раз устранение такой угрозы;

в) сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации: общественный

порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения природы и общества;

г) степень кризисности чрезвычайной ситуации должна быть таковой, чтобы

органы государственной власти признали, что существующие у них в силу

обычного законодательства возможности недостаточны и что для ее

урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер.

Условия введения чрезвычайного положения:

— стихийные бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии, эпизоотии, создающие

угрозу жизни и здоровью населения;

— массовые нарушения правопорядка, сопровождающиеся насилием над гражданами,

ограничивающие их права и свободы;

— блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей,

угрожающий безопасности граждан и нарушающий нормальную деятельность органов

государственной власти и управления, местного и регионального самоуправления;

— посягательство на территориальную целостность государства, угрожающих

изменению его границ;

— необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности

органов государственной власти.

На период действия ЧП могут вводиться следующие меры:

— установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы

передвижения по территории, где введено ЧП;

— ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

— усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих

жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

— запрещение проведения митингов, уличных шествий, митингов и демонстраций,

также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;- запрещение забастовок.

В случае введения ЧП при стихийном бедствии, аварии, катастрофе, эпидемии,

эпизоотии, которые создают угрозу жизни и здоровью населения, дополнительно к

основным мерам принимаются следующие меры:

а) временное выселение людей из мест, опасных для проживания, с обязательным

предоставлением им стационарных или временных помещений;

б) временное запрещение строительства новых, расширения действующих

предприятий и других объектов;

в) установление карантина и проведение других обязательных санитарно-

эпидемиче-ских мероприятий;

г) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов

первой необходимости;

д) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений, организаций,

изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в

условиях ЧП продукции, иные изменения производственной деятельности,

необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;

е) использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций, независимо

от форм собственности, для отведения опасности и ликвидации последствий

чрезвычайных обстоятельств;

ж) отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных

предприятий, учреждений и организаций от деятельности которых зависит

нормализация обстановки в регионе ЧП, в связи с ненадлежащим исполнением или

своих обязанностей, назначение других лиц временно исполняющими обязанности

указанных руководителей.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения неотложных

аварийно-спасательных работ, допускается привлечение трудоспособного

населения и транспортных средств граждан для выполнения указанных работ при

условии обязательного обеспечения безопасности труда. Запрещается привлечение

несовершеннолетних, а также беременных женщин к работам, которые могут

отрицательно повлиять на состояние их здоровья.

Если же ЧП введено по другим основаниям, например, при попытке захвата

государственной власти насильственным путем, то дополнительно вводятся

следующие меры:

— введение комендантского часа (запрещается находиться на улице и в других

общественных местах без специально выданных удостоверений личности в

установленные часы суток);

— приостановление после соответствующего предупреждения деятельности

политических партий, общественных организаций, массовых движений и

самодеятельных объединений граждан, если эта деятельность препятствует

нормализации обстановки;

— ограничение или временное запрещение продажи оружия, ядовитых и

сильнодействующих химических веществ, спиртных напитков;

— временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного

оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций — учебной

военной техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, отравляющих

и сильнодействующих химических веществ;

— введение цензуры, ограничение на выпуск газет;

— проверка документов у граждан, а в необходимых случаях — проведение личного

досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных

помещений и жилья граждан;

— высылка нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной

местности, вместо их проживания или за пределы местности, где введено ЧП за

их счет;

— особые правила пользования связью;

— запрещение изготовления и распространения информационных материалов,

которые могут дестабилизировать обстановку.

Органы, осуществляющие управление на территории где введено ЧП, естественно,

сами справиться не могут. И поэтому все государственные органы, органы

местного территориального самоуправления, предприятия, учреждения,

общественные объединения и организации, а также граждане на этой территории

обязаны всячески содействовать этим органам и выполнять их решения.

Чрезвычайное положение нельзя смешивать с военным поло­жением.

3. Военное положение.

Возможность его введения предусмотрена также Конституцией Российской

Федерации и отнесено к компетенции Президента .Режим военного положения должен определяться федеральным конституционным

законом. Комитет по обороне подготовил к рассмотрению в первом чтении

законопроект «О военном положении», но он еще не принят.

Законопроектом предусмотрены условия, основания и порядок введения военного

положения, особенности организации государственной власти на территории

военного положения, подчинение Президенту Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, меры и временные ограничения, применяемые в условиях военного положения, привлечение для обеспечения режима военного положения Вооруженных Сил, воинских формирований, организации гражданской обороны и правовое положение граждан в период военного положения.

Налицо пробел в регулировании этого принципиального вопроса. Однако,

очевидно, что специфика режима военного положения заключается в усилении роли и расширении полномочий военных органов в управлении на территории, где введено военное положение. В местностях, объявленных на военном положении, полномочия представительных и исполнительных органов государственной власти в области обороны, охраны государственной и общественной безопасности сосредотачиваются в руках органов военного управления. Органы представительной и исполнительной власти местности, объявленной на

военном положении, обязаны оказывать содействие органам военного управления,

военному командованию в использовании всех возможностей для обеспечения

государственной и общественной безопасности.

Режим военного положения предполагает введение определенных ограничений прав

и свобод граждан, а также возложение на них обязанностей, которые не могут

на них возлагаться в нормальных условиях (военно-квартирная обязанность для

расквартирования воинских частей и учреждений, введение трудовой повинности

для военных целей и т.д.)

В условиях военного положения может изменяться организация управления

различными объектами, не имеющими военного назначения; мобилизуются силы и

средства для обороны страны, для охраны государственной безопасности и

общественного порядка под руководством военного командования, у которого

сосредотачиваются в этой области функции органов государственной власти.

Режимы чрезвычайного и военного положения затрагивают общие вопросы

организации управления там, где они введены. Поэтому они не могут быть

сведены к мерам, относящимся лишь к области деятельности соответственно

правоохранительных и военных органов.

4. Режим охраны государственной границы.

Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий

В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов,

санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений

(объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного

водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного

массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются

предупреждающие знаки.

ости.

Литература

Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1993.

Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 1992.

Ю.М. Козлов Советское административное право. М., 1984.

А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право. 1994.

Конституция РК

Общая теория права . Т1, Алексеев С.С., Москва, 1981 г., стр.245.

Закон РК «О государственной службе»

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 21декабря 1995 г. N 2709 О Прокуратуре Республики Казахстан

Закон Республики Казахстан О государственной службе

ст.7. Закона Республики Казахстан О государственной службе

Битяк Ю.П., Зуй.В.В Административное право. Учебное пособие. Харьков. Одиссей, 1999г , с.95.

Развернуть

Деятельность органов государственной власти подчинена определенным правилам, регулирующим отношения этих органов с гражданами, организациями, другими органами власти. Совокупность этих правил находит свое закрепление в нормах права, образующих правовой режим. Общий режим деятельности органов государственной власти регулирует их повседневную деятельность. Однако, в отдельных ситуациях применение общих правил может оказаться неэффективным. В таких случаях следует использовать специальные административно-правовые режимы, предоставляющие возможность применять систему специальных мер.

Административно-правовой режим – это комплекс государственно-управленческих и административно-правовых мер, существенно отличающихся от тех, которые применяются органами государственной власти и в их числе органами власти исполнительной в нормальных (обычных) условиях функционирования.

Органы внутренних дел принимают активное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в период введения и осуществления специальных административно-правовых режимов. Данное обстоятельство предопределяет практическую значимость изучения темы специальных административно-правовых режимов (далее – САПР) в рамках дисциплины «Административное право».

Необходимость применения административно-правовых режимов – мера вынужденная и относится к особым ситуациям в функционировании органов исполнительной власти и иных субъектов административного права.

Основными признаками специального административно-правового режима являются: 1) сфера их применения – они устанавливаются в сфере деятельности публичной администрации, в связи с выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей обеспечивать безопасность, охрану, защиту; 2) предписания, образующие режимные правила, как правило, состоят из запрещающих и обязывающих административно-правовых норм, ограничивающих общую правосубъектность физических и юридических лиц; 3) обязательными субъектами особых правовых режимов являются исполнительные органы публичной власти; 4) при регулировании правоотношений, возникающих между населением и публичной администрацией по поводу соблюдения режимных правил, применяются административно-правовой метод воздействия; 5) нарушение правил режима влечет за собой меры дисциплинарного и административного принуждения .

Институт специальных административно-правовых режимовпредставляет собой систему императивных норм административного права, регулирующие общественные отношения в сфере деятельности органов публичной власти по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности в особых условиях функционирования.

Специальные административно-правовые режимы устанавливаются там, где неэффективен обычный порядок реализации юридических средств, где требуется собрать правовой инструментарий в единый комплекс процессуальных форм, контрольно-надзорных функций, мер принуждения, действующих в определенном направлении предупреждения, охраны, защиты. Это достигается при помощи следующих средств:

— дополнительные запреты и обязывания, причем режим не просто ограничивает какое-либо поведение, а предусматривает превентивный контроль за исполнением этого требования;

— специальные административные меры, направленные на установление и поддержание режимных правил – государственная экспертиза, государственная регистрация;

— разрешительный способ или тип реализации прав и свобод, выполнение хозяйственной деятельности, предполагающий предварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществлять те или иные права. Такой порядок зачастую связан с должностным усмотрением лица, которое может отказать в выдаче разрешения, если посчитает это нецелесообразным;

— система контроля и надзора за выполнением режимных требований физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами.

Общей целью САПР является обеспечение нормального функционирования органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана общественного порядка и обеспечение безопасности в особых условиях. Цели специальных административно-правовых режимов могут быть конкретизированы в зависимости от видов режимов, так целью режима военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Целью режима закрытого административно-территориального образования является обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка на территориях, где расположены объекты военного, научного и иного социального назначения. Целью режима секретности является охрана и защита сведений, составляющих государственную тайну.

Задачи специальных административно-правовых режимовнепосредственно предопределяются целями, это:

— обеспечение конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и не зависимости государства;

— обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;

— определение порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные мероприятия;

— установление порядка пользования предметами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну;

— обеспечение, охрана и защита прав граждан в особых условиях;

— нормализация обстановки, устранение возникшей угрозы;

— создание условий для эффективной деятельности органов государственной власти и др.

Правовой основой специальных правовых режимов является система действующих нормативных правовых актов. Общие вопросы регулирования режимов нашли свое закрепление в Конституции РФ. Исходя из того, что специальные административно-правовые режимы предусматривают возможность применения ограничение прав и свобод человека и гражданина, важным является положение части 3 статьи 55 Конституции РФ, в которой предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Специальным административно-правовым режимам посвящены положения статьей 56, 87, 88, 102 Конституции РФ.

Правовую основу специальных административно-правовым режимов составляют Федеральные конституционные законы, к которым относятся ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», «О военном положении», а также ряд федеральных законов «Об обороне», «О государственной границе Российской Федерации», «О закрытых административно-территориальных образованиях» и другие.

Особую группу актов, представляющих правовую основу института специальных административно-правовых режимов, составляют Указы Президента РФ. Именно указом Президента РФ предусмотрено введение режимов чрезвычайного и военного положения. Постановления Правительства РФ, ведомственные приказы также выступают правовой основой института специальных административно-правовых режимов.

В широком смысле объектами специальных административно-правовых режимов выступают общественных порядок и общественная безопасность, их поддержание и укрепление в особых условиях. Так, например, объектом военного положения является защита суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации. Объектом режима ЗАТО выступает общественный порядок и общественная безопасность на определенных территориях. Объектом режима секретности является порядок обращения с информацией, составляющей государственную тайну.

Понятийный аппарат САПР.В широком смысле режим – это «способ управления, совокупность административных мероприятий».

Под административно-правовым режимом в широком смысле понимается основанный на нормах административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на преодоление негативных явлений в соответствующей сфере государственного управления .

Многие правовые режимы законодатель определяет как комплексные, используя категории «особый правовой режим», «особый режим», «специальный режим охраны». Тем самым подчеркивается, что, во-первых, в конструировании этих режимов принимаю участие нормы нескольких отраслей права – конституционного, административного, международного, муниципального, финансового права, а во-вторых, эти режимы затрагивают различные по характеру права и обязанности субъектов режимного регулирования. Это касается режима исключительной экономической зоны, закрытого административно-территориального образования, режима в зоне проведения контртерористической операции.

Специальные правовые режимы определяются как «специальные правовые регламенты деятельности органов государственной власти и управления, допускающие ограничения правосубъектности физических и юридических лиц, вводимые в качестве временной социально объективной и правовой меры обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяемой сложившимися конкретными обстоятельствами. Главное в их содержании то, что они изменяют правовой статус субъектов этой территории, систему органов, осуществляющих управленческое воздействие, устанавливают меры, которые должны включать в себя общие и особенные предписания, установленные с учетом начал законности и целесообразности».

Неотъемлемым элементом специального административно-правового режима являются принудительные меры и ограничения, представляющие собой совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей.

Принципы САПР.Поведение субъектов в рамках специальных административно-правовых режим подчинено определенным принципам.

Принцип законности. Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, юридических лиц и организаций в рамках введения и реализации специальных административно-правовых режимов должна осуществляться в четком соответствии с положениями действующих законов.

Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Согласно части 2 статьи 17 Конституции РФ, «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в исключительных случаях, в том числе в рамках реализации специальных административно-правовых режимов. Однако, ряд прав и свобод не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.

Принцип гласности. Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления при осуществлении специальных административно-правовых режимов должна быть открытой и доступной для граждан. Доступной и открытой должна быть информация о принимаемых временных мерах и ограничениях. Так, например, Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию (ст. 6 ФКЗ «О ЧП»). В своем Постановлении Пленум Верховного Суда РФ отмечает, что поскольку в законах отсутствует указание о том, на какие средства массовой информации возлагается эта обязанность, информация подлежит опубликованию в том средстве массовой информации, в которое адресовано соответствующее требование со стороны Президента Российской Федерации, коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, федерального органа исполнительной власти в пределах его компетенции в области обеспечения режима военного положения.

В рамках режима ЗАТО принцип гласности выражается в том, что граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно-территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение.

Принцип равенства. Согласно статье 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В статье 28 ФКЗ «О ЧП» специально подчеркивается, что применяемые в рамках режима временные меры и ограничения не должны влечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Принцип адекватности и соразмерности применяемых в рамках специальных административно-правовых режимов мер и временных ограничений. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 2660 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий