Административно процессуальные отношения

Административно-процессуальные правоотношения как разновидность правовых отношений

Административно-процессуальные правоотношения — часть системы правовых отношений, складывающихся в нашем обществе. Как разновидность правовых отношений они представляют собой предусмотренную правовой нормой юридическую связь между конкретными субъектами, обладающими определенными правомочиями и юридическими обязанностями.

Административно-процессуальное правоотношение предполагает определенность взаимного поведения его субъектов, что предусматривается правовыми нормами.

Административно-процессуальные правоотношения всегда возникают на основе правовых норм.

Реализация административно-процессуального правоотношения, как и всякого правоотношения вообще, обеспечивается мерами государственного воздействия. Они весьма разнообразны и не могут быть сведены только к мерам принуждения. Для реализации многих административно-процессуальных правоотношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, нет необходимости в применении принудительных мер.

Данные признаки административно-процессуальных правоотношений характеризуют их как разновидность правовых отношений в целом. Однако они еще не раскрывают специфики административно-процессуальных правоотношений. Поэтому необходимо обратиться к краткой характеристике их особенностей. Первая особенность состоит в том, что административно-процессуальные правоотношения возникают в сфере государственного управления, где реализуются правомочия системы органов исполнительной власти Российской Федерации и се субъектов. Вторая особенность состоит в том, что названные отношения являются процессуальными.

Особенности административно-процессуальных правоотношений

Имея общий с материальными административно-правовыми отношениями управленческий характер, административно-процессуальные правоотношения отличаются от них рядом признаков, которые в свой совокупности обусловливают их следующие специфические черты.

  • 1. Процессуальное административно-правовое отношение отличается от материального особенностями возникновения. Для того чтобы возникло административно-процессуальное правоотношение, должна существовать еще одна разновидность правовых норм — административно-процессуальные нормы. Следовательно, только при наличии одновременно материальных и процессуальных административно-правовых норм возможно возникновение административно-процессуального правоотношения.
  • 2. Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений особенностями регулирования, которые обусловлены спецификой юридических норм, регулирующих соответствующие группы административно-правовых отношений. Если материальные нормы административного права регулируют «статические» отношения, то процессуальные нормы регулируют отношения «динамические», для которых особое значение имеют действия их субъектов.
  • 3. Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных своим назначением. Задачи административно-процессуальных правоотношений, равно как и любых процессуальных правоотношений, состоят в обеспечении реализации соответствующей материальной нормы. Отсюда следует, что административно-процессуальное правоотношение в полном соответствии с диспозицией административно-процессуальной нормы выступает как средство осуществления определенного материального отношения.
  • 4. Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений своей структурой. Для процессуальных правоотношений вообще характерна более сложная структура, нежели для отношений материальных. У административно-процессуальных правоотношений сложность структуры также выражается в наличии нескольких субъектов, роль которых в данном правоотношении неодинакова. В связи с этим возможно выделить основное административно-процессуальное правоотношение и отношения, которые возникают в связи с основным и являются вспомогательными.
  • 5. Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений и кругом субъектов. Участниками этого вида правоотношений являются все субъекты сложившегося ранее материального правоотношения и некоторые субъекты, которые в материальном отношении не участвуют.

Таким образом, административно-процессуальные отношения следует рассматривать как такие регулируемые правом отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и се субъектов, а в предусмотренных законом случаях — иными государственными органами.

Особенности административно-процессуальных отношений:

а) возникают (создаются) исключительно только на основе норм права при наличии, конечно же, правосубъектности и юридического факта;

б) представляют собой закрепленную в норме права юридическую связь между субъектами, наделенными определенными юридическими обязанностями, правомочиями;

в) реализуются (исполняются, соблюдаются) с по мощью весьма обширного арсенала мер государственного воздействия, имеющихся в сфере деятельности публичных органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Административно-процессуальные отношения, так же как и материальные административно-правовые отношения: носят управленческий характер, реализуют нормы административно-процессуальной деятельности; являются процессуальными; возникают только при наличии административно-процессуальных норм (отсутствие материальной нормы ведет к беспредметности административно-процессуального правоотношения, а отсутствие процессуальной нормы вообще не позволяет возникнуть соответствующему правоотношению); регулируют отношения «динамичного» характера.


Административно-процессуалъные правоотношения — регламентируемые правом отношения, складывающиеся в трех сферах деятельности (административно-процессуальная деятельность; административные процедуры; административное судопроизводство) по поводу разрешения индивидуально-конкретных (управленческих) дел правонаделительными субъектами публичных органов исполнительной власти и административно-юрисдикционными органами (судьями, должностными лицами).

Структура (элементы) административно-процессуальных правоотношений: субъекты, содержание, объекты.

Особенности связаны с характеристиками элементов административных правоотношений: объекта, сбъектов, содержания (субъективных прав и обязанностей субъектов), юридического

Объектом, то есть то, по поводу чего сложились административно-процессуальные отношения, следует признать поведение (дейдействия и бездействия) деятельность субъектов правоотношения в качестве участников процесса разрешения административного дела, участников административного производства (процедуры). Это традиционный для процессуальных отраслей права подход к определению объекта процессуальных отношений.

Административно-процессуальные отношения устанавливаются между субъектами, имеющими права и обязаннсоти в качестве участника администартивного процесса разрешения административного дела.

Субъектами административно-процессуальных отношений могут быть все субъекты материальных административных правоотношений: индивидуальные и коллективные субъекты. В административном процессе они приобретают статус участников административного производства. Следует иметь ввиду, что внешне состав субъектов административных правоотношений и участников административного процесса, то есть разбирательства по административному делу, могут не совпадать. Причина состоит в том, что в производстве по делу могут участвовать представители субъектов правоотношений (представители граждан, государственных органов и т.д.) и иные участники, действующие в интересах обладателя материальным правом, и одновременно являющегося субъектом административных правоотношений, или участвующие в процессе в иных целях (например, осуществления прокурорского надзора).

УДК 342.924

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Жанузакова Лейла Тельмановна

Старший научный сотрудник Института законодательства РК, Астана, заместитель директора НИИ права университета «Туран», Алматы, Республика Казахстан; доктор юридических наук, профессор, e-mail: zhanleila@mail.ru

Ключевые слова: административное судопроизводство; административные суды; административный орган; административный акт; публично-правовой спор.

Аннотация. В статье анализируется понятие административного процесса с точки зрения широкого, узкого, интегративного и комплексного подходов, выделяются его признаки. Отмечается, что современное административное законодательство требует нового подхода к пониманию административного процесса и формированию отрасли административно-процессуального права. В этой связи исследуется новый взгляд, получивший широкое распространение в странах бывшего СССР в последнее десятилетие на понятие административного процесса. Он обусловлен популяризацией нового вида судопроизводства — административного

— и рассматривает административный процесс как административное судопроизводство. По мнению автора, судебный подход к природе административного процесса не сводится только к разрешению судами дел об административных правонарушениях, а исходит из рассмотрения административными судами споров, возникающих из публичных правоотношений

— между государственными органами и иными субъектами: физическими и юридическими лицами. Приводится опыт европейских стран и некоторых государств бывшего СССР, где функционируют административные суды, рассматривающие все споры, возникающие из публично-правовых отношений. Отмечается, что до настоящего времени в Казахстане споры публично-правового характера рассматриваются в рамках гражданского судопроизводства в порядке особого искового производства, несмотря на положения Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, акцентирующей на создание института административной юстиции. Разработанный и вынесенный на обсуждение проект Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан предусматривает создание полноценного административного судопроизводства. На основе анализа положений проекта и мнений ученых определена авторская позиция в вопросе о понятии и признаках административно-процессуальных отношений.

ЭКШШ1Л1К-ПРОЦЕСТ1К Ц¥К;ЬЩТЬЩ ЦАТЫНАСТАРДЬЩ ¥ГЫМЫ ЖЭНЕ БЕЛГ1ЛЕР1

Жан^за^ова Лейла Тельман^ызы

КР Зацнама институтыныц ага зылыми цызметкерi, Астана, «Туран»университетi К¥Цыц ГЗИ директорыныц орынбасары, Алматы, Казацстан Республикасы; зац зылымдарыныц докторы, профессор, e-mail: zhanleila@mail.ru

ТYйiн свздер: эюмшшк сот шн ЖYргiзу; эюмшшк соттар; эюмшшк орган; эюмшшк акт; жария-цуцыцтыц дау.

Аннотация. Мацалада эюмшшк процесс угымыныц кешендi тэсiлдерi мен оныц бел-гiлерi талданады. Казiргi замангы эюмшшк зацнама эюмшшк процестi тYсiнудiц жэне эюмшшк-w ЖYргiзу цуцыгы саласын цалыптастырудын жаца жолдарын талап етедi. Осыган байланысты бурынгы КСРО елдертде соцгы он жылда эюмшшк процесс угымында кец тараган жаца квзцарас зерттелуде. Ол сот шн ЖYргiзудiц жаца турт танытуга негiз-делген — эюмшшк жэне эюмшшк процестi эюмшшк сот шн ЖYргiзу реттде царастырады. Автордыц тюртше, эюмшшт процестщ еншшне сот тэсш соттардыц эюмшшк цуцыц бузушылыц туралы iстердi шешу гана емес, эюмшшт соттардыц жария цуцыцтыц цатына-стардан туындайтын дауларды — мемлекеттт органдар мен взге де субъектшер: жеке жэне зацды тулгалар арасында да царайды. Еуропа елдершц жэне бурынгы КСРО-ныц кейбiр мемлекеттертщ тэжiрибесi мысал реттде келтiрiледi, онда эюмшшт сот жумыс iстейдi,

копшшк-цщыцтыц цатынастардан туындайтын барлыц дауларды царайды. 2010 жылдан 2020 жылга дей1нг1 кезецге арналган Казацстан Республикасыныц цщыцтыц саясат тужы-рымдамасыныц ережелер1не царамастан, эшмшшк эдшет институтын цуруга баса назар аударатын, ерекше талап цою онд1рш тэрт1б1мен азаматтыц сот шн жург1зу шецбертде царалады. Казацстан Республикасыныц Эшмшшк рэс1мд1к-процест1к кодекснц талцылауга эз1рленген жэне жарияланган жобасы толыццанды эшмшшк сот шн жург1зуд1 коздейд1. Жобаныц ережелерт талдау жэне галымдардыц тшрлер1 нег1з1нде эк1мш1л1к-процест1к ца-тынастардыц тYсiнiгi мен белгшерг туралы мэселелерде авторлыц устанымы аныцталды.

CONCEPT AND SIGNS OF ADMINISTRATIVE-PROCEDURЕ LEGAL RELATIONS

Zhanuzakova Leila

Прежде чем перейти к раскрытию юридической природы административно-процессуальных правоотношений, необходимо определиться с самим понятием «административный процесс».

В научной и учебной литературе под административным процессом понимается властная деятельность государственной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальных форм и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов .

Аналогичное понимание административного процесса демонстрируют и другие авторы .

Как отмечает Ю.Н. Старилов, такой подход отвечает пониманию административного

процесса в широком смысле. Авторы, придерживающиеся подобного подхода, отождествляют его с управленческой или процедурной концепцией административно-процессуальной деятельности, в которой рассматривается процедурная сторона деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц . Другими словами, это порядок осуществления государственного управления органами исполнительной власти.

По мнению Д.Н. Бахраха, единая процессуальная форма не может удовлетворить потребности правотворчества, правонаде-ления и юрисдикции, поэтому существуют разные виды административного процесса: административно-правотворческий, адми-нистративно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) и административ-

но-юрисдикционный. Административное производство как часть административного процесса рассматривается авторами управленческой концепции административного процесса как особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории, на основе общих и специальных процессуальных норм. В рамках каждого из вида административного процесса различаются соответствующие административные производства. Например, в административ-но-юрисдикционном процессе выделяется производство по жалобам граждан; по делам об административных правонарушениях и др. .

Таким образом, авторы широкого подхода к природе административного процесса связывают его не только с деятельностью органов исполнительной власти в сфере государственного управления, но также с деятельностью государственной администрации и судебных органов по разрешению дел об административных правонарушениях.

Административный процесс в узком смысле определяется как порядок разрешения ад-министративно-деликтных правовых споров, применения к физическим или юридическим лицам видов административного принуждения, рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. Это так называемая «юрисдикционная» концепция административно-процессуальной деятельности, в рамках которой уполномоченными органами используются административные методы и властно-принуждающие правовые средства для обеспечения порядка в сфере соответствующих правоотношений. Сюда же включается процедура рассмотрения судами любых административно-правовых споров .

Собственно юрисдикционная концепция административного процесса представляет собой одну из частей управленческого подхода.

Ю.Н. Старилов считает, что использование при определении административного процесса терминов «широкий» или «узкий» говорит о неточных и ненадежных критериях отнесения государственной процессуальной деятельности к административному процессу, показывает отсутствие законодательного решения этого вопроса. Это обусловлено неурегулированностью административно-процессуальных отношений в соответствующем законодательном акте. Такой подход к административному процессу демонстрирует отсутствие его реального правового содержания и указывает на его виртуальность (неясность, эклектичность предполагаемой структуры, отсутствие содержания) .

В литературе встречаются также «ин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тегративный» и «комплексный» подходы. Согласно первому, административный процесс определяется как «внешневластная правоприменительная деятельность органов и должностных лиц публичной администрации, иных административно-публичных органов, а также судов (судей) по разрешению… подведомственных им административных и судебно-административных дел» .

В соответствии с комплексным подходом административный процесс следует рассматривать, как «урегулированную нормами административно-процессуального права деятельность субъекта публичного управления или иного уполномоченного субъекта по рассмотрению индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управления и деятельность суда по рассмотрению административных дел или экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений» .

Сторонницей комплексного подхода стала и Н.Г. Салищева, которая представила обновлённое видение рамок административного процесса, обосновав «существование и развитие трёх видов административного процесса. — это административные процедуры, административная юрисдикция, административное судопроизводство» .

На наш взгляд, указанные точки зрения, по сути, развивают управленческую или широкую концепцию административно-процес-са, предметно выделяя в ней деятельность судов по разрешению административных дел и споров, включая экономические.

Однако современное административное законодательство требует нового подхода к пониманию административного процесса и формированию отрасли административно-процессуального права, — справедливо полагает Ю.Н. Старилов. По его мнению, реальный административный процесс, рассматриваемый как действующий, установленный законом, используемый в практической деятельности, то в России его не существует, поскольку такой термин не используется ни в одном законе. Однако реальность административного процесса модно рассматривать с точки зрения как потребности в создании наиболее подходящей для правовой системы теории административного процесса, его «полезной модели .

Мы разделяем данную позицию, поскольку она актуальная и приемлема для правовой системы современного Казахстана.

В этой связи сложился принципиально новый взгляд, в последнее десятилетие получивший широкое распространение, на понятие административного процесса, обусловленный популяризацией в странах бывшего

Судебный подход к природе административного процесса не сводится только к разрешению судами дел об административных правонарушениях, а исходит из рассмотрения административными судами споров, возникающих из публичных правоотношений -между государственными органами и иными субъектами: физическими и юридическими лицами.

В большинстве европейских стран институт административной юстиции представлен административным судопроизводством и административными судами либо специализированными по административным делам структурами в рамках общих судов. Например, в Австрии, Германии, Болгарии, Нидерландах. Административные суды созданы и в странах бывшего СССР: Литве, Латвии, Эстонии, Армении, Азербайджане.

Именно такой подход был принят за основу и в нашей стране по вопросу развития административно-процессуального права, что было определено в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года как одно из важных направлений развития национального прав в целом. В данном документе указывалось на необходимость принятия Административного процессуального кодекса, четкого выявления предмета регулирования административно-процессуального законодательства, создания института административной юстиции, разрешающей споры о праве, возникающие из публично-правовых отношений между государством и гражданином (организацией). Как отмечается в Концепции, «административное судопроизводство должно стать полноправной формой осуществления правосудия, наряду с уголовным и гражданским судопроизводством».

Но до настоящего времени в Казахстане споры публично-правового характера рассматриваются в рамках гражданского судопроизводства в порядке особого искового производства (подраздел 3 ГПК РК).

Деятельность административных судов сводится лишь к рассмотрению дел об административных правонарушениях. Другими словами, административное судопроизводство, как отдельная форма судопроизводства, призванная защищать права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц от незаконных действий публичной власти, в действующем законодательстве не закреплена.

Однако процесс сдвинулся с мертвой точки. Был разработан и вынесен на общественное обсуждение проект Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан . В проекте разведены административные процедуры (деятельность административного органа, должностного лица по возбуждению административной процедуры, рассмотрению, принятию и исполнению решения по административному делу, совершаемая на основании обращения или по собственной инициативе) и административное судопроизводство. Последнее осуществляется специализированными административными судами, которым подсудны все споры, вытекающие из публично-правовых отношений.

Разрешение конфликтов публично-правового характера является предметом регулирования административного процессуального законодательства, обособленного от порядка разрешения споров, вытекающих из гражданских отношений и экономических споров, подведомственных судам общей юрисдикции, и специализированным межрайонным экономическим судам.

Новеллами законопроекта является введение понятий «административный орган» и «административный акт». Традиционно в законодательстве, литературе и практике первое понятие связывалось с исполнительными органами. Вследствие этого в теории права устоялось признание, что правоприменительная деятельность осуществляется только государственными органами. Однако в настоящее время властные полномочия делегируются негосударственным организациям (частные судебные исполнители, Национальная палата предпринимателей), их акты имеют обязательную силу. Поэтому их следует признать административными.

Второе же понятие в советском и постсоветском казахстанском законодательстве вообще не употреблялось. В проекте Кодекса под административным актом подразумевается «решение, принимаемое административным органом, должностным лицом в публично-правовых отношениях по конкретному случаю, устанавливающее (предоставляющее, удостоверяющее, подтверждающее, регистрирующее, обеспечивающее), изменяющее или прекращающее права и обязанности определенного лица или индивидуально определенного круга лиц». То есть это акт, принимаемый административным органом, по делам публично-правового характера.

Принятие кодекса позволит регламентировать актом более высокой юридической силы базовые принципы и правила осуществления административных процедур, а также урегулировать досудебный (административ-

ное производство) и судебный порядок рассмотрения споров публично-правового характера (административный процесс).

В то же время могут возникать споры, имеющие смешанную правовую природу административно-гражданские). И в этой связи важно четко разграничить подведомственность дел, которые будут рассматриваться административными и гражданскими судами.

В литературе выделяют признаки административного процесса. Обобщенную их характеристику, с точки зрения «широкого» и «узкого» подходов к административному процессу, дал Ю.Н. Старилов .

Но поскольку мы, равно как и Ю.Н. Ста-рилов, не разделяем данные подходы, резюмируем, что не все из указанных признаков можно принять как свойства, особенности, присущие административному процессу, и отношениям, возникающим в ходе его осуществления.

А.И. Каплунов и другие ученые рассматривают административно-процессуальные правоотношения как такие регулируемые правом отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления исполнительными органами государственной власти, а в предусмотренных законом случаях иными государственными органами .

Ими также раскрываются общие и специальные признаки административно-процессуальных отношений. Первые характеризуют их как часть системы правоотношений, вторые — их особенности. Нас интересуют специальные признаки, определяющие отличия административно-процессуальных правоотношений от других правоотношений, в том числе, материальных административно-правовых отношений. В числе них названы:

— их управленческий характер (данный признак объединяет материальные и процессуальные административные правоотношения);

— особенности возникновения административно-процессуальных отношений: обязательное наличие одновременно материальных и процессуальных административно-правовых норм как основания их возникновения;

— специфика юридических норм, регулирующих административно-процессуальные отношения, придание им «динамического» характера, регулирование последовательных действий субъектов, в том числе по реализации их процессуального статуса, порядка развития правоотношений: возникновение, изменение и (или) их прекращение;

— назначение административно-процессуального правоотношения как средства осу-

ществления определённого материального отношения;

— более сложная структура административно-процессуальных правоотношений: наличие нескольких субъектов с неодинаковой ролью, возникновение наряду с основным административно-процессуальным отношением попутных, вспомогательных правоотношений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— более широкий круг субъектов правоотношений, включающий всех субъектов сложившегося ранее материального правоотношения, и других субъектов, которые в материальном отношении не участвуют (например, к участникам административно-процессуальных отношений относятся потерпевший, эксперты, органы исполнения постановления и др.) .

Данная точка зрения также основана на «управленческой» концепции административного процесса и поэтому не в полной мере может быть взята за основу при уяснении особенностей юридической природы административно-процессуальных отношений с точки зрения «судебного» подхода. Например, управленческий характер таких правоотношений полностью исключается, поскольку они протекают не в сфере исполнительной власти, хотя взаимосвязь здесь наблюдается. Однако некоторые признаки, выделенные указанными авторами, приемлемы и для концепции административного судопроизводства. Необходимо учитывать, что указанные правоотношения имеют общие черты с гражданско-процессуальными и уголовно-процессуальными правоотношениями. В этой связи можно назвать следующие признаки административно-процессуальных отношений:

1. Незаконные решения и действия (административные акты) государственных органов, органов местного самоуправления и иных субъектов, наделенных властными полномочиями (административных органов), нарушающие права и свободы физических и юридических лиц, как основания их возникновения. В данном случае незаконные административные акты субъектов публичной власти выступают в роли юридических фактов.

2. Публично-правовой характер спора, составляющего предмет такого правоотношения (административно-правовой спор). Оспариваются акты органов публичной власти, наделенных властными полномочиями. При этом сами дела публично-правового характера вытекают из управленческих функций органов государственного управления в области социально-экономического развития государства и общества в целом, что указывает на взаимосвязь административно-процессуальных отношений с другими видами адми-

нистративных правоотношений.

3. Специфика круга субъектов — участников административно-процессуального отношения и их неравное положение: в качестве ответчика всегда выступает административный орган или его должностное лицо, чей незаконный акт послужил основанием спора; в качестве истца всегда выступает физическое или юридическое лицо, чьи права и законные интересы нарушены административным актом, а также лицо, в интересах которого подан иск прокурором, иным лицом, наделенным законами Республики Казахстан таким полномочием: заинтересованное лицо — лицо, чьи права, свободы и законные интересы затрагиваются или могут быть затронуты судебным актом. Прокурор как участник вступает в процесс для дачи заключения по административным делам, вытекающим из налоговых, таможенных, бюджетных отношений и отношений в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, а также, когда административный акт, административное действие может ограничить права, свободы и законные интересы лиц, которые в силу физических, психических

и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту или неограниченного круга лиц, либо когда необходимость участия прокурора признана судом (п.2 ст.30 проекта АППК).

4. Активная роль суда в административном процессе. Если в гражданском процессе сбор и представление доказательств — дело сторон и суд ограничивается рассмотрением доказательств, представленных ими, то в административном процессе суд выступает с инициативой по сбору доказательств, обладая возможностью затребовать от административного органа все необходимые для правильного разрешения дела документы.

5. Государственно-властный характер административно-процессуального правоотношения, что объединяет их с другими видами процессуальных отношений, поскольку его субъектами являются суд, прокурор, а также административный орган.

Исходя из изложенного, можно определить административно-процессуальные отношения как урегулированные нормами административно-процессуального права отношения, возникающие из рассмотрения судами споров публично-правового характера между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и административными органами, с другой стороны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2002.

— 443 с.

2. Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. -М.: Юрид. лит., 1968. — 144 с.

5. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. 4-е изд., пересм. и доп.. -М.: Норма, 2009. — 927 с.

6. Бахрах Д.Н., Россинский, Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право. 2-е изд., изм. и доп.-М.: Норма, 2005. — 800 с.

8. Комлев С.В. Административно-юрисдикционный процесс: Дисс. … канд. юрид. наук. -М.: ВНИИ МВД России, 2008. — 208 с.

10. Каплунов А.И. Законодательство об административном судопроизводстве и его влияние на дальнейшее развитие теории административного процесса и формирование административно-процессуального права как отрасли права // Государство и право. — 2016. — № 10.

— С.19-26.

14. Ежегодник публичного права 2015: Административный процесс. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — С. 26-39, 89-94, 180-195, 299-330, 331-336.

1. Bahrah D.N. Administrativnoepravo Rossii. Uchebnikdlya vuzov. -M.: NORMA, 2002. — 443 s.

2. Sorokin V.D. Problemyi administrativnogoprotsessa. -M.: Yurid. lit., 1968. — 144 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kaplunov A.I. Administrativno-protsessualnoe pravo. — SPb.: R-KOPI, 2017. — 376 s. //http:// be5.biz/pravo/a036/3.html

5. Rossinskiy B.V., Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo. 4-e izd, peresm. i dop. — M.: Norma 2009. — 927 s.

6. Bahrah D.N., Rossinskiy, B.V. Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo. 2-e izd, izm. i dop. — M.: Norma, 2005. — 800 s.

8. Komlev S.V. Administrativno-yurisdiktsionnyiy protsess: Dis. … kand. yurid. nauk. — M.: VNII MVD Rossii, 2008. — 208 s.

Административно-процессуальные правоотношения

Административно-процессуальные правоотношения представляют собой разновидность правовых отношений вообще. Поэтому они в полной мере наделены всеми теми же качествами, которые присущи юридическим отношениям.

Как разновидность правоотношений вообще, административно-процессуальные отношения представляют собой предусмотренное нормой права юридическая связь между конкретными субъектами, наделенными определенными правами и юридическими обязанностями.

Административно-процессуальные правоотношения всегда возникают на основе правовых норм. Кроме нормы права, необходимыми для этого есть еще такие обстоятельства, как правосубъектность и юридический факт. Однако решающей первичной обстоятельством, без сомнения, является правовая норма. Реализация административно-процессуальных правоотношений обеспечивается мерами государственного воздействия.

В чем же заключается специфика административно-процессуальных правоотношений, их особенности?

1) административно-процессуальные отношения имеют управленческий характер, так как возникают в сфере государственного управления;

2) процессуальные административно-правовые отношения отличаются от материальных основаниями возникновения. Для возникновения материального правоотношения необходимы три обстоятельства: норма права, правосубъектность, юридический факт. Для возникновения процессуального административно-правового отношения необходимы уже четыре обстоятельства: материальная норма, процессуальная норма, правосубъектность, юридический факт. При этом весьма характерным является юридический факт, порождающий административно-процессуальное правоотношение: им служит соответствующее материальное административно-правовое отношение в целом;

3) административно-процессуальные отношения отличаются от материальных правоотношений особенностями регулирования. Если материальные нормы административного права регулируют, так сказать, статические отношения, то процессуальные нормы регулируют отношения «динамические», для которых особое значение приобретают действия их субъектов;

4) административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных по своему назначению, так как задача первых состоит в обеспечении реализации вторых. Отсюда получается, что административно-процессуальное правоотношение в полном соответствии с диспозицией административно-процессуальной нормы является средством осуществления соответствующего материального правоотношения;

5) административно-процессуальное правоотношение отличается от материального более сложной структурой — наличием нескольких субъектов, роль которых в данном правоотношении не является одинаковой.

С целью правильного понимания понятия административно-процессуальных правоотношений обратимся к содержанию основных категорий, на которых оно базируется. Такими категориями являются: общественные отношения и правоотношения.

Общественные отношения — это связи (отношения) между людьми, которые устанавливаются в процессе их совместной материальной и духовной деятельности. Указанные связи возникают во всех сферах социальной жизни — экономической, производственной, культурной, политической и тому подобное. Они составляют основу общественного существования, без них общество невозможно как явление. Вместе с тем, очевидно, что без серьезного внешнего регулятора, эти связи имели бы очень нестабильный характер. При отсутствии четкой фиксации, систематизации и обеспечения всегда неопределенными оставались бы их содержание, субъектный состав и социальная ценность, а сами они были бы чрезвычайно уязвимыми для негативного вмешательства.

Функции по формализации, регламентации и защиты социальных отношений полагаются на право: «Право является мощным организующим фактором, который вносит определенность и устойчивость во все сферы отношений, складывающихся в обществе». В результате регулятивного воздействия юридических норм на общественные отношения, последние приобретают определенной юридической формы и превращаются в правоотношения. Правоотношения — это урегулированные нормами права и обеспеченные государством общественные связи, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности. Только в рамках правоотношений жизни общества приобретает цивилизованный, стабильного, прогнозируемого характера.

Одной из разновидностей правовых отношений являются административно-процессуальные правоотношения. Любая норма административно-процессуального права содержит «модель» конкретного общественного отношения, которое складывается в ходе рассмотрения органами публичной власти индивидуально-конкретных дел. При этом она не просто отражает соответствующие социальные связи, а строго их детерминирует: очерчивает их содержание и условия фактической реализации, определяет круг участников, придает им обязательного характера, наделяет государственной защитой.

В своем подавляющем большинстве процессуальные отношения вызываются к жизни появлением корреспондирующих норм административно-процессуального права. При внедрении последних субъект нормотворческой деятельности часто преследует цель формирования «новых» социальных связей, необходимых для успешного решения задач современного административного процесса.

Все общественные отношения, которые возникли в результате нормотворческой деятельности, имеют правовую «оболочку» от самого начала своего существования. Они становятся правовыми с момента зарождения и не могут существовать иначе, как в юридической форме.

Основными предпосылками возникновения правоотношений между участниками административного процесса являются:

а) юридическое — наличие нормы административно-процессуального права. Административно-процессуальная норма является необходимым условием существования одноименных правоотношений. В данном случае ситуация однозначна — нет нормы, нет и правоотношения.

б) социально-правовая — наличие корреспондирующих материальных правоотношений. Материальные правоотношения реализуются посредством процессуальных и, одновременно, вызывают их к жизни. Если первые возникают в связи потребностью в организации «базисных» социальных связей (экономических, политических, производственных и др.), то главное назначение вторых — обеспечить функционирование самих материальных правоотношений. Таким образом, процессуальные правоотношения всегда являются производными от материальных. Без них они не будут иметь никакого смысла, поскольку невозможно обеспечивать воплощение того, чего не существует.

Корреспондирующие материальные правоотношения всегда является предпосылкой их возникновения, но никогда — «строительным материалом» их конструкции.

в) фактическая предпосылка — это наступления конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов), при которых субъекты административно-процессуального права вступают между собой в реальные отношения. Абстрактное описание этих обстоятельств (условий) содержится в гипотезах административно-процессуальных норм. Как только указанные обстоятельства появляются в жизни, административно-процессуальная норма начинает действовать, а ее адресаты получают возможность для реализации своих прав и обязанностей.

Следует иметь в виду, что несмотря на теснейшую связь с административно-процессуальными правоотношениями-юридические факты не входят в их состав. Они відграють роль внешнего импульса (толчка) которым приводится в действие, изменяет характер работы или останавливается механизм правоотношений.

В научной литературе строятся различные классификации юридических фактов. Наиболее известными являются следующие: — по характеру влияния на правоотношения юридические факты делятся на:

а) правоустанавливающие. К таковым относятся юридические факты, повлекшие возникновение правоотношений (например, нарушение процессуальных правил вызывает к жизни правоотношения по поводу применения адекватных мер административно-процессуального принуждения);

б) правоизменяющие — влекут изменение правоотношений. Так, в случае уклонения лица от отбывания исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства, постановлением судьи не відбутий срок исправительных работ может быть заменен штрафом или административным арестом (ст. 325 Куоап);

в) правоостанавливающие — обусловливают прекращение правоотношений (административный надзор за лицом, освобожденным из мест лишения свободы, прекращается в случае погашения или снятия судимости с піднаглядної лица).

— за наличием связи с волей субъекта среди юридических фактов выделяют деяния, события и юридически значимые состояния:

а) деяние — это акт поведения (деятельности) субъекта, который является объективным выражением его воли. Нередко данная разновидность юридических фактов именуют действиями, однако более точно суть этого явления передает термин «деяния». Ведь волевое поведение субъекта может проявляться как в активной (действие), так и в пассивной (бездействие) форме.

В свою очередь, по критерию соответствия действующему законодательству деяния делятся на правомерные и неправомерные. Первые всегда отвечают требованиям юридических норм, вторые — наоборот, всегда им противоречат. При этом речь идет не только об административно-процессуальные нормы, но и нормы других отраслей права. Так, толчком для формирования целого комплекса административно-процессуальных правоотношений служат разнообразные нарушения административно-деликтного законодательства.

б) события — явления объективной действительности, которые наступают независимо от воли субъекта. Такие явления имеют разную природу. Наиболее распространенными разновидностями событий, которые влекут за собой возникновение административно-процессуальных правоотношений, являются: природные, техногенные и антропогенные события.

К природным событиям относятся стихийные бедствия, пожары, эпизоотии и тому подобное. В частности, факт панзоотии может обусловить возникновение административно-процессуальных правоотношений по поводу реализации установленного порядка введения режима чрезвычайного положения в стране (смотри статьи 4-8 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения»);

Техногенные события — это катастрофы, возникающие в связи с использованием техники, производственные аварии и другие подобные факты.

Под антропогенными понимают события, непосредственно связанные с жизнью общества (эпидемии, массовые беспорядки и т. п.) или отдельного человека (достижение лицом определенного возраста, смерть и др.). Так, достижение гражданином Украины 16-летнего возраста является отправной точкой процедуры выдачи паспорта (в соответствии с п. 12 Положение о паспорте гражданина Украины, выдача паспорта производится в месячный срок по месту проживания гражданина).

в) юридически значимые состояния — это юридические факты, характеризующиеся относительной стабильностью и длительным периодом существования, в течение которого они могут вызывать наступление правовых последствий. В основном они связаны с различными аспектами жизни человека, такими, как: — возраст; — гражданство; — нетрудоспособность; — место жительства; — семейно-бытовые отношения (брачные отношения, наличие детей, иждивенцев и т. п); — социальная незащищенность; — награждении государственными наградами и присвоении почетных званий; — недееспособность; — судимость и т. д.

Например, неспособность лица в силу своих физических или психических недостатков осуществлять свои права по делам о нарушении таможенных правил порождает административно-процессуальные правоотношения по поводу законного представительства ее интересов родителями, усыновителями, опекунами или попечителями (ч. 1 ст. 367 Таможенного Кодекса Украины).

Юридически значимый состояние может связываться также и с определенными проявлениями функционирования юридических лиц. В частности, при концентрации предприятий в форме самостоятельной хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, созданного несколькими другими субъектами хозяйствования, в течение длительного периода не приводит к координации конкурентного поведения между основателями (ч. Ст. 22 Закона Украины «О защите экономической конкуренции»), органы Антимонопольного комитета Украины могут возбудить соответствующее административное дело.

Иногда для возникновения административно-процессуальных правоотношений необходимо наличие сразу нескольких юридически значимых состояний. А в отдельных случаях и этого бывает недостаточно — для того, чтобы административно-процессуальная норма вступила в действие, а одноименные правоотношения сформировались, кроме нескольких юридически значимых состояний должен иметь место другой вид юридических фактов (действие или событие).

Наглядным примером может служить ст. 307 Куоап, где говорится: В случае отсутствия самостоятельного заработка у лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших административное правонарушение, штраф взимается с родителей или лиц, их заменяющих. Условиями вступления данной административно-процессуальной нормы в действие являются: а) отсутствие у правонарушителя самостоятельного заработка; 6) его возраст (от 16 до 18 лет); в) принятия постановления о наложении на него административного взыскания в виде штрафа.

Административно-процессуальные правоотношения характеризуются наличием внутренней структуры, элементами которой являются: субъекты, объект и содержание.

Субъекты административно-процессуальных правоотношений — это органы публичной власти (их должностные лица), физические и юридические лица, которые вступают в фактические социально-правовые связи по поводу реализации установленного административно-процессуальным законодательством порядка разрешения административных дел.

До непосредственного вступления в реальные административно-процессуальные правоотношения любой субъект является обычным носителем соответствующих субъективных прав и обязанностей. Имея эти права и обязанности, а также потенциальную способность их реализовывать, он далеко не всегда воплощает их в жизнь.

при вступлении в фактические социально-правовые отношения субъект с носителя административно-процессуальных прав и обязанностей (субъекта административно-процессуального права) превращается в их «реализатора» — субъекта административно-процессуальных правоотношений.

Перечень субъектов, наделенных юридическими правами и обязанностями в административно-процессуальной сфере, является чрезвычайно широким. В него входят граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, Глава государства, органы судебной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, и др. Но, вступая в фактические правоотношения, все указанные субъекты реализуют лишь несколько направлений административно-процессуальной деятельности. По этому критерию можно выделить три основные категории субъектов административно-процессуальных правоотношений:

1) субъекты, под руководством которых осуществляется административный процесс (так называемые лидирующие субъекты);

2) субъекты в отношении которых решается дело (заинтересованные стороны);

3) вспомогательные субъекты (переводчики, эксперты, специалисты и др). Стоит отметить, что в разных случаях одно и то же лицо (орган, учреждение, организация) может принадлежать к разным категориям субъектов административно-процессуальных правоотношений. Например, гражданин, который привлекается к административной ответственности, по другому делу может выступать понятым или свидетелем.

Содержание административно-процессуальных правоотношений — это субъективные права и обязанности участников административного процесса, которые реализуются ими в рамках административно-процессуальных правоотношений.

Как известно, любое субъективное право всегда обеспечивается корреспондирующим обязанностью. Вместе они (право и обязанность) образуют юридическую связь между уполномоченным и обязанным сторонами. К возникновению объективных правоотношений такая связь носит чисто гипотетический характер. Он существует только «на бумаге» -в виде абстрактного правила поведения, закрепленного в содержании юридических норм.

Но «рождением» фактических правоотношений, законодательная модель правового поведения воплощается в реальность. Путем осуществления определенных действий или воздержание от них, одна сторона реализует свои субъективные права, другая — обязанности. Именно соответствующее поведение субъектов и составляет суть правоотношений, является их содержательным наполнением. Так, содержание административно-процессуальных правоотношений по поводу ограничений действий лица, за которым установлен административный надзор, формируют: а) решение суда о запрете покидать жилище в определенное время (реализация судом соответствующего права): б) временное содержание поднадзорного от выхода из собственного дома или квартиры (выполнение лицом возложенной на него обязанности).

Объектом административно-процессуальных правоотношений выступает все то, по поводу чего возникают и существуют сами правоотношения. Административно-процессуальные правоотношения складываются вокруг различных проявлений, сторон, свойств и отношений окружающего мира. Это могут быть:

— поведение людей, деятельность органов (учреждений, организаций). Так, ст. 260 Куоап предусматривает возможность применения мер процессуального принуждения к лицам, которые совершают административное правонарушение. Объектом правоотношений, которые при этом составляются, является противоправное поведение лица;

— информация. Никто не может быть ограничен в праве на получение в административном суде информации о дате, времени и месте рассмотрения своего дела и принятые в ней судебные решения (ч. 1 ст. 12 КАСУ);

— вещи материального мира и операции с ними. Вещественными доказательствами являются предметы материального мира, содержащие информацию об обстоятельствах, имеющих значение для дела (ст. 80 КАССУ);

— документы (их содержание и форма, субъекты составления, порядок представления и тому подобное). Протокол о проведении личного досмотра подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившего осмотр, гражданином, который проходил осмотр, понятыми, которые присутствовали во время осмотра, а в случае обследования медицинским работником — также этим работником (ч. 6 ст. 57 Таможенного Кодекса Украины);

— сроки (время, порядок). Административный надзор за лицом устанавливается на срок от одного до двух лет и не может превышать сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости. Срок административного надзора начинается со дня объявления лицу постановления судьи об установлении административного надзора (ст. 6 Закона Украины «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»);

— место, где происходит событие, располагается объект или лицо. Объекты разрешительной системы размещаются в помещениях, обеспечивающих их сохранность (п. бы Положение о разрешительной системе);

— состояния. Чрезвычайное положение вводится при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному порядку, устранение которой другими способами невозможно (ст. 4 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения»);

— личные нематериальные блага. Гражданину по его требованию и в порядке, установленном действующим законодательством, могут быть возмещены моральные убытки, причиненные неправомерными действиями или решениями органа или должностного лица при рассмотрении жалобы (ст. 25 Закона Украины «Об обращениях граждан»).

Признаки административно-процессуальных правоотношений. Административно-процессуальным правоотношениям присущи все общие черты, характерные для любого вида юридических отношений: они регламентируются нормами права; в них всегда принимают участие несколько сторон; объективной предпосылкой их возникновения, изменения или прекращения являются юридические факты;

стороны правоотношений всегда обладают взаимообусловленными субъективными правами и корреспондирующими им обязанностями; реализация указанных прав и обязанностей обеспечивается возможностью применения государственного принуждения и т. д. Наряду с этим, административно-процессуальные правоотношения обладают рядом особенностей:

1) они возникают по поводу реализации норм материальных отраслей права, причем только тех отраслей, которыми регламентируются общественные отношения в сфере публичного управления;

2) они регулируются нормами административно-процессуального права;

3) одной из сторон административно-процессуальных правоотношений всегда является орган публичной администрации или его должностное лицо. Такой орган (лицо) наделяется государственно-властными полномочиями по организации и ведению административного процесса. Но это не означает его «превосходства» в отношениях с гражданином. Идея доминирования государства над человеком, на котором основывалась советская административно-правовая доктрина, постепенно отошла в прошлое. Зато, современное административно-процессуальное право исходит из равенства сторон правоотношений. Как орган публичной администрации, так и обычный гражданин наделяются комплексом субъективных прав, одинаково гарантированных государством, и юридических обязанностей, одинаково обязательных для выполнения. Одинаковое подчинение закону и суду ставит должностных лиц и граждан на общую юридическую плоскость.

4) в большинстве случаев реализация административно-процессуальных правоотношений происходит без применения мер государственного принуждения. Противоречия между сторонами часто решаются путем прямого властного решения уполномоченного органа (должностного лица), в котором точно определяются субъективные права и юридические обязанности;

5) такие отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом несогласие или нежелание другой стороны не препятствуют их возникновению. Это правило касается не только граждан, но и субъектов административной юрисдикции (например: орган публичной администрации обязан принять к рассмотрению обращение гражданина, оформленное надлежащим образом и поданное в установленном порядке).

6) подавляющее большинство административно-процессуальных правоотношений носят неконфликтный, управленческий характер. Этим они отличаются от уголовно-процессуальных и гражданско-процессуальных правоотношений, главным назначением которых является разрешение спора о праве.

1. Деление административно-процессуальных правоотношений по содержанию является комплексным.

Во-первых, определенная группа отношений, регулируемых административно-процессуальным правом, подобно соответствующим административно-правовым материальным отношениям, носит общий характер. Такого рода отношения складываются, например, при поступлении гражданина на государственную службу. Другие группы отношений, складываются, например, в определенных отраслях государственного управления и административно-правового регулирования — промышленности, строительстве, образовании, здравоохранении, внутренних дел, обороны и др.

2. Деление административно-процессуальных правоотношений по видам административных производств:

3. по отраслевой принадлежности материальных отношений административно-процессуальные правоотношения делятся на:

4. По соотношению прав и обязанностей участников административно-процессуальных правоотношений последние делятся на горизонтальные, вертикальные и диагональные правоотношения.

Понятие субъекта административно-процессуального права.

Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность

1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

2. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:

1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;

2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;

3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;

4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.

3. Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.

4. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.

5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.

7. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.

8. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.

9. Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

Виды субъектов административного процесса:

1) физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

2) государственные органы, предприятия и учреждения;

3) государственные служащие;

4) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

• субъекта, возбудившего управленческое дело;

• субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

• стороны административного процесса;

• третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

• уполномоченного представителя;

• лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

• лица, защищающего права и интересы других лиц;

• лица, содействующего отправлению административного процесса.

Добавить комментарий