Административное право бахрах

    Раздел I. Государственное управление, исполнительная власть, административное право

  1. Государственное управление
    1. Понятие, содержание и виды управления
    2. Социальное управление
    3. Теория управления и теория административного права
    4. Понятие государственного управления
    5. Признаки государственного управления
    6. Виды государственного управления
    7. Функции государственного управления
    8. Исполнительная власть и государственное управление
  2. Исполнительная власть
    1. Основные подходы к изучению административно-правовой теории
    2. Принцип разделения властей
    3. Признаки исполнительной власти
    4. Функции исполнительной власти
    5. Субъекты исполнительной власти
  3. Административное право как отрасль права. Предмет и метод административного права
    1. Публичное право и административное право
    2. Административное право и частное право
    3. Предмет административного права
    4. Метод административно-правового регулирования
    5. Система административного права
    6. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
  4. Наука административного права
    1. Наука об управлении
    2. Административное право как наука
    3. Административно-правовая политика
    4. История развития административно-правовой науки
  5. Нормы административного права и административно-правовые отношения. Источники административного права
    1. Система административно-правового регулирования
    2. Нормы административного права
    3. Структура административно-правовых норм
    4. Реализация и действие административно-правовых норм
    5. Административно-правовые отношения
    6. Источники административного права

    Раздел II. Субъекты административного права

  6. Понятие, правоспособность и дееспособность субъектов административного права
    1. Понятие субъекта административного права
    2. Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
  7. Индивидуальные субъекты административного права
    1. Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов
    2. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
    3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
    4. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
    5. Паспортный режим в Российской Федерации
    6. Способы защиты прав граждан
    7. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
    8. Право гражданина на административную жалобу
    9. Производство по административным жалобам граждан
    10. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц
    11. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления
  8. Государственная администрация
    1. Понятие и содержание деятельности государственной администрации
    2. Линейная и функциональная власть
    3. Организационная структура государственной администрации
    4. Административное ведомство
  9. Органы исполнительной власти
    1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
    2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    3. Виды органов исполнительной власти
    4. Правительство Российской Федерации
    5. Федеральные органы исполнительной власти
    6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    7. Территориальные органы исполнительной власти
    8. Органы местного самоуправления в системе публичной власти
  10. Государственная служба и государственные служащие
    1. Государственная должность: понятие и основные черты
    2. Должности государственной службы. Реестры должностей государственной службы
    3. Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники
    4. Муниципальная служба и муниципальная должность
    5. Система (виды) государственной службы
    6. Виды государственной гражданской службы
    7. Управление государственной службой
    8. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды
    9. Государственный служащий: основы правового положения
    10. Классификация государственных служащих
    11. Прохождение государственной службы
  11. Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права
    1. Понятие и виды организаций
    2. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
    3. Понятие и виды общественных объединений
    4. Основы административно-правового статуса общественных объединений
    5. Особенности административно-правового положения профессиональных союзов
    6. Основы административно-правового положения религиозных объединений

    Раздел III. Формы управленческих действий

  12. Понятие и виды управленческих действий
    1. Понятие формы управленческих действий
    2. Значение формы управленческих действий в административно-публичной сфере
    3. Виды форм управленческих действий
  13. Правовые акты управления
    1. Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления
    2. Функции правового акта управления
    3. Действие правовых актов управления
    4. Виды правовых актов управления
    5. Правовые акты Президента Российской Федерации
    6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
    7. Правовые акты федеральных органов исполнительной власти
    8. Правовые акты управления субъектов Российской Федерации
    9. Правовые акты муниципальных образований (органов местного самоуправления)
  14. Административный договор
    1. Понятие и публично-правовая природа административного договора
    2. Признаки административного договора

    Раздел IV. Методы управленческих действий

  15. Понятие и виды методов управленческих действий
    1. Понятие и особенности метода осуществления управленческих действий
    2. Виды методов осуществления управленческих действий
    3. Методы прямого и косвенного административного воздействия
    4. Убеждение как метод осуществления управленческих действий
    5. Поощрение в системе методов управленческих действий
  16. Разрешительная система в Российской Федерации
    1. Понятие и особенности разрешительной системы
    2. Правовая основа разрешительной системы
    3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
    4. Принятие и исполнение решения
    5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
    6. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
  17. Административный надзор
    1. Понятие и субъекты административного надзора
    2. Содержание административного надзора
    3. Правовые основы надзорного производства
    4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
    5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
    6. Государственный пожарный надзор
  18. Административно-правовые режимы
    1. Основные начала теории правовых режимов
    2. Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов
    3. Виды специальных административно-правовых режимов
    4. Режим чрезвычайного положения
    5. Режим особого положения
    6. Режим военного положения
    7. Режим закрытого административно-территориального образования
    8. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации

    Раздел V. Административное принуждение, административное правонарушение и административная ответственность

  19. Административно-правовое принуждение
    1. Правовое принуждение
    2. Понятие и особенности административно-правового принуждения
    3. Виды мер административно-правового принуждения
    4. Административно-предупредительные меры
    5. Меры административного пресечения
    6. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
    7. Принудительное лечение лиц, страдающих психическими заболеваниями
    8. Применение и использование огнестрельного оружия
    9. Административно-восстановительные меры
  20. Административная ответственность
    1. Понятие административной ответственности
    2. Нормативное основание административной ответственности
    3. Административное правонарушение как основание административной ответственности
    4. Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления
    5. Состав административного правонарушения
  21. Административное наказание
    1. Цели административного наказания
    2. Виды административных наказаний
    3. Назначение административного наказания
  22. Дисциплинарно-правовое принуждение и материальная ответственность по административному праву
    1. Понятие и признаки дисциплинарно-правового принуждения
    2. Дисциплинарная ответственность по административному праву
    3. Дисциплинарное производство по административному праву
    4. Материальная ответственность по административному праву

    Раздел VI. Административно-процессуальное право. Производство по делам об административных правонарушениях

  23. Административный процесс и административно-процессуальное право
    1. Понятие и виды юридического процесса
    2. Административные процессы
    3. Административно-процессуальное право и административно-процессуальные нормы
    4. Общие стадии административных процессов
  24. Общие положения производства по делам об административных правонарушениях. Субъекты административной юрисдикции
    1. Задачи, принципы и общие положения производства по делам об административных правонарушениях
    2. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  25. Участники производства по делам об административных правонарушениях
    1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    2. Потерпевший
    3. Законные представители
    4. Защитник и представитель
    5. Свидетель. Понятой
    6. Специалист. Эксперт. Переводчик
    7. Прокурор
    8. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
  26. Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях
    1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
    2. Доказательства
    3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
    4. Экспертиза
    5. Вещественные доказательства и документы
    6. Показания специальных технических средств
    7. Оценка доказательств
  27. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    1. Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    2. Доставление. Административное задержание. Привод
    3. Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Досмотр транспортного средства
    4. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
    5. Изъятие вещей и документов. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
    6. Отстранение от управления транспортным средством. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Задержание транспортного средства. Запрещение эксплуатации транспортного средства. Временный запрет деятельности
  28. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
    1. Возбуждение дела об административном правонарушении
    2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
    3. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
    4. Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний
    5. Приведение постановлений о назначении административных наказаний в исполнение
    6. Срок давности исполнения постановлений о назначении административных наказаний
    7. Окончание исполнения постановлений о назначении административных наказаний
    8. Исполнение постановлений о назначении административного штрафа
    9. Исполнение постановлений о лишении специального права
    10. Исполнение постановлений об административном аресте

    Раздел VII. Обеспечение законности в государственном управлении

  29. Обеспечение режима законности в государственном управлении (в сфере публичного управления)
    1. Содержание и значение законности
    2. Особенности и способы обеспечения режима законности
    3. Понятие, содержание и виды контроля
    4. Президентский контроль
    5. Парламентский контроль
    6. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
    7. Контроль органов исполнительной власти
    8. Судебный контроль
    9. Понятие, цели, задачи и предмет прокурорского надзора
  30. Административная юстиция как способ обеспечения законности в сфере публичного управления
    1. Юридическая характеристика административной юстиции
    2. Административное судопроизводство в системе судебной деятельности
    3. Административные суды в России: результаты и проблемы законопроектной деятельности
    4. Кодекс административного судопроизводства — процессуальная основа деятельности административных судов

Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административное законодательство служит правовой основой построения и функционирования исполнительной ветви власти. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих властных полномочий, в отношениях с представителями исполнительной власти, органов местного самоуправления, с администрацией предприятий, организаций и учреждений, определяет систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц. Административное право изучает законодательство, которое по своему объему и масштабу значительно превышает законодательство любой другой отрасли.

Настоящий учебник подготовлен с учетом изменений, произошедших за последние годы в российском государственном управлении. Сейчас, когда административное право претерпевает коренной пересмотр его фундаментальных положений, взглядов на сущность управленческой деятельности, когда не только переосмысливаются многие административно-правовые нормы и институты, но и происходит отход от традиционных схем организации системы государственного управления, по-новому должен изучаться курс административного права и студентами. Это связано прежде всего с тем, что социальные отношения, регулируемые административным правом, подвергаются наиболее радикальным изменениям в ходе осуществления в стране политической, административной и экономической реформ.

Среди основных причин, обусловивших реформирование административного права, можно назвать: принятие Конституции РФ, в которой установлен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; конституционное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами; изменение практики формирования и функционирования исполнительной власти (особое содержание, принципы и функции исполнительной власти); новое соотношение политической системы и публичного управления (государственного управления и местного самоуправления). Эти и многие другие факторы являются основой для установления современного административно-правового статуса субъектов публичного управления, субъектов организации и осуществления исполнительной власти.

Предлагаемый учебник предусматривает углубленное изучение студентами таких вопросов, как государственное управление и исполнительная власть; нормы административного права и административно-правовые отношения; административно-правовой статус субъектов административного права, в том числе права и обязанности граждан в сфере государственного управления, порядок обжалования действий и решений органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан. Серьезное внимание уделяется правовому регулированию деятельности органов исполнительной власти и государственной службы.

Более глубоко, чем традиционно принято в учебниках по административному праву, рассматриваются административные акты управления, вопросы разрешительной системы в Российской Федерации и административного надзора, административно-правовые режимы, проблемы административного принуждения. С учетом положений нового Кодекса РФ об административных правонарушениях детально излагаются разделы, связанные с административной ответственностью и производством по делам об административных правонарушениях. В частности, анализируются административно-правовой статус участников производства по делу, их права и обязанности, вопросы доказывания и доказательств по делам об административных правонарушениях, основания и порядок осуществления мер обеспечения производства и стадии производства по таким делам.

Рассматриваются также вопросы обеспечения режима законности в государственном управлении, в том числе административной юстиции.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция», а также программами по административному праву ведущих юридических вузов страны.

При ссылках на федеральные законы и иные нормативные акты даты их принятия, номера, действующие редакции и источники опубликования не указаны. Это перегружает текст книги и затрудняет восприятие студентами изучаемого материала. Соответствующие сведения содержатся в приведенном в конце учебника перечне нормативных актов.

12 3 4 5 6 7 …33

Бахрах Демьян Николаевич

Административное право России

Предисловие

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы России. Во-первых, потому, что административно-правовые нормы регламентируют построение, содержание, формы и методы деятельности самой большой ветви государственной власти – государственной исполнительной власти. Во-вторых, потому, что оно закрепляет и конкретизирует реализацию одного из основных методов государственного руководства страной – административно-правового метода. В-третьих, административное право является материнской отраслью для финансового, экологического и ряда других отраслей российского права. В-четвертых, административно-процессуальные нормы регламентируют процедуры деятельности субъектов публичной администрации при применении ими норм финансового, семейного, муниципального, уголовно-исполнительного и иных отраслей права.

Государственная администрация – самая большая, самая мощная часть государственного аппарата. Она непосредственно распоряжается огромными бюджетными, природными, трудовыми и иными ресурсами страны. В ее системе работает более 9/10 всех государственных служащих. Государственной администрации прямо подчинены почти все существующие средства физического принуждения: войска, милиция, контрразведка, исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и т. д.

Власть, которой она обладает (административная власть), – огромная социальная сила. Ее рационально-целесообразное использование во многом способствует процветанию страны. А субъективизм, некомпетентность, произвол, злоупотребления, коррупция при осуществлении государственной власти наносят как обществу в целом, так и отдельным ее элементам колоссальный вред. Об этом свидетельствует прошлое нашей страны.

В демократически организованном обществе формирование государственной администрации и ее деятельность должны быть четко и полно урегулированы правом. Основную роль здесь играет фундаментальная отрасль права любого государства – административное право. Его значение особенно велико для России: ее огромная территория, богатейшие природные ресурсы, многонациональный состав населения, исторические традиции – эти и другие факторы обусловили особую роль государственной администрации (административной власти) в жизни страны.

Эффективность в деле осуществления безопасности граждан, общества и страны, действенность воплощаемых в жизнь социальных и экономических программ, последовательность в реализации конституционных прав и свобод граждан – все это во многом зависит от деятельности государственной администрации. На ее четкую и плодотворную работу существенно влияет административно-правовое регулирование. Нормы административного права должны закрепить оптимальные варианты формирования системы органов исполнительной власти, распределения компетенции между ними, комплектования их личного состава. Административное право призвано предложить аппарату публичной администрации научно обоснованный набор методов воздействия на общество в нормальных и в чрезвычайных условиях, способов реализации и защиты прав и законных интересов граждан, демократических процедур деятельности государственной администрации.

В 90-х годах ХХ в. в российском административном праве произошли коренные изменения. Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, социальные реформы повлекли большие перемены во всем массиве административно-правовых норм, который был обновлен, расширен, модернизирован, стал более демократичным.

Во-первых, изменения прежде всего связаны с гуманизацией административного права, которое «повернулось лицом к человеку» и во многих источниках конкретизировало конституционную норму – «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Во-вторых, в административном праве последовательно отражено федеративное начало, оно стало важным средством становления, закрепления и развития федеративного устройства, обеспечения целостности России и самостоятельности ее субъектов.

В-третьих, активно осуществляется развитие процессуальной составляющей отрасли, ее процессуализация. Разработаны и закреплены демократические процедуры (регламенты) многих видов административной деятельности (лицензирования, выдачи заграничных паспортов и др.).

В-четвертых, в регулировании прав граждан, деятельности администрации, властеотношений резко возросла роль законов и соответственно уменьшилась роль подзаконных актов.

В-пятых, на состояние норм административного права, систему регулируемых ими отношений активно стали влиять своими актами Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ.

Этот учебник значительно отличается от учебников, изданных как другими авторами, так и нами ранее, тем, что:

1) в нем значительно больше внимания уделено правам, обязанностям граждан, проблемам их реализации, защиты прав;

2) во многом по-новому рассмотрены вопросы о формах и методах деятельности государственной администрации;

3) целые параграфы и даже главы посвящены административно-правовым явлениям, которые ранее в учебной литературе не рассматривались (разрешительная система, административная опека, административно-правовые режимы, паспортная система, административный надзор и др.);

4) предпринята попытка усовершенствовать язык учебного курса, унифицировать его терминологию (в частности, широко используются словосочетания «государственная администрация», «акты государственной администрации», «административное ведомство», «специальные административно-правовые режимы», «административная опека»).

Хочется полагать, что этот учебник станет полезным источником знаний об административно-правовой действительности, о нормах административного права для студентов, аспирантов, преподавателей, практических работников и в какой-то мере поможет более полному усвоению теории административного права, а значит – улучшению административно-правовой действительности.

Вводная часть

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В РОССИЙСКОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Глава 1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПУБЛИЧНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

1.1 Социальное управление

Управление как таковое – это целенаправленное воздействие на сложную систему: «Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности» .

Сложной считается система, которая состоит из ряда, как правило, разных элементов. Процесс управления имеет место только в сложных динамических системах. Он необходим для устранения дезорганизации, хаоса, для повышения организованности системы, сохранения ее качественной определенности вопреки действию внутренних и внешних возмущающих факторов, для приведения системы в соответствие с объективными закономерностями конкретной среды.

Управление неразрывно связано с информацией. Для устойчивого существования системы необходимо, чтобы она была способна воспринимать, хранить, перерабатывать, передавать информацию. Связь и упорядоченность компонентов целого достигается через их информационное взаимодействие, а также через взаимодействие системы в целом с внешней средой посредством передачи сведений об окружающей среде и о самой системе. Информация передается в виде сигналов. Сигналы несут в себе управляющее воздействие, которое заставляет систему перестраиваться для совершения определенных действий. Благодаря информационному воздействию даже малая доля энергии, содержащаяся в сигнале, часто влечет за собой возникновение значительно большей энергии. К информации система относится избирательно, она реагирует лишь на определенные сигналы.

Существенным признаком управления является обратная связь, т. е. механизм учета соотношения цели, команды и результата действия. Это необходимо, чтобы субъект управления получал информацию о состоянии объекта, о выполнении команд, переданных по каналам прямой связи. Благодаря обратной связи в системе создается замкнутая цепь каналов информации, и тогда система приобретает органичную целостность, способность противостоять изменениям окружающей среды. Информация, поступающая по каналам обратной связи, дает возможность управляющему перенастраивать систему, вырабатывать новые, корректировать старые команды и т. д.

Наиболее общей целью управления является гомеостазис: обеспечение динамического равновесия между системой и средой, сохранение ее качественной определенности вопреки разрушающим воздействиям, преодоление противоречий между ее отдельными элементами, системой в целом и внешней средой. Усиливая или ослабляя внутренние процессы, комбинируя их и т. д., субъект добивается сохранения системы и повышения уровня ее организованности.

Добавить комментарий