Административное право лекция 1

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

АННОТАЦИЯ

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса административного права, на базе нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство по состоянию на 1 сентября 2008 года.

Конспект лекций содержит основные положения административного законодательства. В нем раскрывается определение понятия административного правоотношения, его структура и виды, рассматриваются субъекты административных правоотношений, понятие государственной службы и государственного служащего. Дается характеристика административного принуждения, основание административной ответственности и состав административного правонарушения,

Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения административного права слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

Данная книга является электронной версией издания:

Батычко В.Т. Административное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Лекция 1. Административное право как отрасль права
1.1. Понятие, предмет и метод административного права
1.2. Функции и принципы административного права
1.3. Система административного права
1.4. Источники административного права
Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности
2.1. Понятие административно-правовой нормы и ее структура
2.2. Виды административно-правовых норм
2.3. Формы реализации административно-правовых норм
2.4. Пределы действия административно-правовых норм
Лекция 3. Административно-правовые отношения и их особенности
3.1. Понятие административно-правового отношения и его структура
3.2. Юридические факты в административном праве
3.3. Виды административно-правовых отношений
Лекция 4. Субъекты административного права
4.1. Понятие субъектов административного права и их виды
4.2. Индивидуальные субъекты административного права
4.3. Коллективные субъекты административного права
4.4. Специальный субъект административного права
4.5. Обращение граждан и их виды
Лекция 5. Государственная служба
5.1. Понятие государственной службы и ее виды
5.2. Понятие государственного служащего и его правовой статус
5.3. Прохождение государственной службы
Лекция 6. Государственное управление
6.1. Управление как социальное явление
6.2. Понятие государственного управления
6.3. Формы реализации исполнительной власти
6.4. Правовые акты управления
6.5. Обеспечение законности в государственном управлении
Лекция 7. Административное принуждение
7.1. Методы административного воздействия и их характеристика
7.2. Метод принуждения в административном праве и его виды
Лекция 8. Административная ответственность
8.1. Административная ответственность и ее признаки
8.2. Административное правонарушение и его признаки
8.3. Состав административного правонарушения
8.4. Административное наказание и его виды
8.5. Общие правила назначения административного наказания
Лекция 9. Производство по делам об административных правонарушениях
9.1. Понятие и особенности административного процесса
9.2. Общие положения производства по делам об административных правонарушениях
9.3. Участники производства по делам об административных правонарушениях
9.4. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
9.5. Протокол об административном правонарушении
9.6. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
9.7. Обжалование и пересмотр постановлений об административных правонарушениях
9.8. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Процесс представляет собой совокупность определенных действий для достижения необходимого результата. Административный процесс – это деятельность по реализации материальных административно-правовых норм. Выделяют административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного характера.

Административный процесс рассматривают двояко. В узком смысле – это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по реализации материальных норм административного права, т.е. юрисдикционная деятельность. В широком смысле – это совокупность всех действий, совершаемых органами исполнительной власти (органами государственного управления) для реализации своей компетенции – это административные процедуры.

Основанием административно-процессуальной деятельности являются индивидуальные административные дела. Административно-процессуальная деятельность регламентируется процессуальными нормами административного права и реализуется в административно-процессуальных отношениях.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что административный процесс – это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по рассмотрению индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти.

В административном праве используется и понятие «административное производство», под которым понимается нормативно урегулированный порядок действий, обеспечивающих законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью процесса. Примерами видов административных производств являются лицензионное производство, регистрационное производство, порядок рассмотрения жалоб, порядок применения мер административного принуждения.

Виды административного производства:

1. Административно-юрисдикционное производство. Юрисдикция не является характерным признаком, определяющим содержание государственно-управленческой деятельности, т.е. это не главное направление этой деятельности. Особенности административной юрисдикции в том, что ее предметом является конкретный административно-правовой спор, при рассмотрении которого дается правовая оценка поведения в отношении сторон спора и применяются меры административной ответственности к виновной стороне. Административно-правовой спор – это спор, возникающий между сторонами административно-правового отношения. Видами административно-юрисдикционного производства являются производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство в отношении государственных служащих, производство по жалобам.

2. Административно-процедурное производство. Предметом этого производства являются индивидуальные административные дела бесспорного характера (в отличие от административной юрисдикции), а результатами — удовлетворение законных интересов физических и юридических лиц и обеспечение эффективной работы государственного аппарата. Большинство индивидуальных дел в рамках процедурного производства возникает по инициативе самих физических и юридических лиц. Основные виды административно-процедурного производства – лицензионно-разрешительное и регистрационное производство.

Говоря об административном процессе, следует отметить многообразие и разнообразие научных взглядов и подходов к определению понятия и содержания административного процесса, что отражается на проблеме кодификации административно-процессуальных норм. Следует обратить внимание на точку зрения профессора М.А. Лапиной, которая предложила объединенную концепцию системы административного процесса, включающую в себя три составляющие – административные процедуры, административную юрисдикцию и административную юстицию. Вместе с тем, эта концепция основывается примерно на таких же подходах к административному процессу, какие изложены другими авторами, в частности, в учебнике по административному праву ведущих сотрудников Института государства и права РАН. Принятие в 2015 г. Кодекса административного судопроизводства подтверждает правильность изложенных подходов с точки зрения отражения их в законодательстве.

Вл.Т. Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2016.

АННОТАЦИЯ

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса административного права, на базе нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в административное законодательство по состоянию на 1 января 2016 года.

Конспект лекций содержит основные положения административного законодательства. В нем раскрывается определение понятия административного правоотношения, его структура и виды, рассматриваются субъекты административных правоотношений, понятие государственной службы и государственного служащего. Дается характеристика административного принуждения, основание административной ответственности и состав административного правонарушения,

Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения административного права слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

Данная электронная книга разработана на основе следующего пособия:
Батычко Вл.Т. Административное право. Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2016.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Лекция 1. Административное право и его место в системе российского права
1.1. Понятие, предмет и метод административного права
1.2. Функции и принципы административного права
1.3. Система административного права
1.4. Источники административного права
1.5. Особенности административного права и его связь с другими отраслями права
Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности
2.1. Понятие административно-правовой нормы и ее структура
2.2. Виды административно-правовых норм
2.3. Формы реализации административно-правовых норм
2.4. Пределы действия административно-правовых норм
Лекция 3. Административно-правовые отношения и их особенности
3.1. Понятие административно-правового отношения и его структура
3.2. Юридические факты в административном праве
3.3. Виды административно-правовых отношений
Лекция 4. Субъекты административного права
4.1. Понятие субъектов административного права и их виды
4.2. Индивидуальные субъекты административного права
4.3. Коллективные субъекты административного права
4.4. Специальный субъект административного права
4.5. Обращение граждан и их виды
Лекция 5. Государственная служба
5.1. Понятие государственной службы и ее виды
5.2. Понятие государственного служащего и его правовой статус
5.3. Прохождение государственной службы
Лекция 6. Государственное управление
6.1. Управление как социальное явление
6.2. Понятие государственного управления
6.3. Формы реализации исполнительной власти
6.4. Правовые акты управления
6.5. Обеспечение законности в государственном управлении
Лекция 7. Административное принуждение
7.1. Методы административного воздействия и их характеристика
7.2. Метод принуждения в административном праве и его виды
Лекция 8. Административная ответственность
8.1. Административная ответственность и ее признаки
8.2. Административное правонарушение и его признаки
8.3. Состав административного правонарушения
8.4. Административное наказание и его виды
8.5. Общие правила назначения административного наказания
Лекция 9. Производство по делам об административных правонарушениях
9.1. Понятие и особенности административного процесса
9.2. Общие положения производства по делам об административных правонарушениях
9.3. Участники производства по делам об административных правонарушениях
9.4. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
9.5. Протокол об административном правонарушении
9.6. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
9.7. Обжалование и пересмотр постановлений об административных правонарушениях
9.8. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Предыдущая

5.1. Понятие государственной службы и ее виды

В настоящее время вопросы прохождения гражданами РФ государственной службы регулирует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.

Государственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:

— государственная гражданская служба;

— военная служба;

— правоохранительная служба.

Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Государственная служба построена на следующих принципах:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственная гражданская служба. Это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. В свою очередь, государственная гражданская служба субъекта РФ — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Таким образом, различия между государственной гражданской службой РФ или субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона. Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ — их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы:

по категориям:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

по группам:

— высшие должности гражданской службы;

— главные должности гражданской службы;

— ведущие должности гражданской службы;

— старшие должности гражданской службы;

— младшие должности гражданской службы.

В свою очередь, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» — на высшую, главную, ведущую и старшую группы, а категории «обеспечивающие специалисты» — на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Военная служба — это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания, а их административно-правовой статус регламентирован Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту); а иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:

1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий;

2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

3) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Кроме того, руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица этих организаций — управляющих компаний, согласно новому Жилищному кодексу РФ, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более 3 месяцев, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

1) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;

2) производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

3) направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет.

Загсы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд, а федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

Правоохранительная служба — это также один из видов федеральной государственной службы, т.е. деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (например, работа в органах прокуратуры, юстиции и органах внутренних дел).

Добавить комментарий