Административное право отношения

1. Внешние границы осуществления административно-публичной деятельности, в пределах которых возникают административные правоотношения. В зависимости от этого можно выделить:

внутриорганизационные административные правоотношения, возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри отдельно взятых государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (например, управленческие отношения, возникающие внутри Правительства РФ, федерального министерства, суда, администрации района и т.п.);
внутрисистемные административные правоотношения, возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри системы государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений (например, управленческие отношения, возникающие в системе органов и учреждений внутренних дел, юстиции, налоговых органов и т.п.);
надведомственные (внешневластные) административные правоотношения, возникающие в процессе осуществления административными органами по вопросам своей компетенции внешней административно-публичной деятельности, направленной в отношении не подчиненных этим органам иных административных органов, физических лиц и организаций (например, отношения между сотрудником милиции и гражданином, совершившим административное правонарушение, между налоговым органом и проверяемым им юридическим лицом, между федеральным антимонопольным органом и органом местного самоуправления и т.п.).
2. Характер организационно-правовой связи между участниками. По этому критерию выделяют:

вертикальные административные правоотношения, в которых один субъект организационно или функционально подчинен другому субъекту, что имеет место между вышестоящими и нижестоящими административными органами, между их структурными подразделениями, между этими органами и подчиненными им учреждениями; в то же время «вертикальными» являются и отношения, возникающие между властвующими субъектами — административными органами, с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой, основанные на функциональном подчинении последних первым, например, отношения между сотрудником милиции и гражданином, между налоговым органом и предприятием и т.п.;
горизонтальные административные правоотношения, складывающиеся между несоподчиненными субъектами, один из которых организационно не подчинен другому; их участники равноправны, т.е. между ними существует организационно-правовая связь, основанная на координации совместных действий в административно-публичной сфере (примерами являются отношения между федеральными министерствами по поводу издания совместных нормативных правовых актов, между различными контрольно-надзорными органами по поводу проведения совместных проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, между участниками дорожного движения по поводу обеспечения безопасности этого движения и т.п.).

Допусти при вынесении арбитражным судьей решения по делу. Судеб­ный порядок применяется в случаях, предусмотренных, в частности, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об ар­битражных судах в Российской Федерации»*, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.

Эти особенности состоят в том, что административно-правовые отношения складываются в сфере управления, т.е. непосредственной, повседневной деятельности по осуществлению управления социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферами, а также иной управленческой деятельностью.

Элементами структуры административно-правовых отношений являются:

— Субъекты (участники);

— Объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

— Содержание правоотношения.

Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.

Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.

Особенности административно-правовых отношений:

— это властные отношения, т.е. они обусловлены неравенством участников отношений;

— это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;

— для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;

— возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;

— могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны необязательно;

— споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном Административном порядке;

— при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;

— по своей сути — организационные, т.е. направлены на тонизацию совместной деятельности людей и их коллективов.

1. Административно-правовые отношения по характеру правовой связи между субъектами:

а) вертикальные административные правоотношения (могут быть в форме организационной, функциональной подчинённости или межотраслевой координации). Это административно-правовые отношения, которые носят субординационный характер. Они имеют место там, где одна сторона подчинена другой. Это взаимоотношения, существующие между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти

б) горизонтальные административные правоотношения.

(при издании совместных актов; при организации деятельности консультативно-совещательных органов; проведение совместных мероприятий) это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-власт­ные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, тако­го рода правоотношения не столь распространены в сфере государст­венного управления, как вертикальные.

2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию:

а) Материальные административно-правовые отношения. Это такие правоотношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.

б) Процессуальные.

К процессуальным административным правоотношениям относят те отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением дел и регулируются административно-процессуальными нормами, в сфере исполнения функций государственно-властными структурами. Например: рассмотрение и разрешение заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

3. Административно-правовые отношения по способу защиты:

а) Административные правоотношения, защищаемые в административном порядке и в судебном порядке.

б) Правоотношения, защищаемые только в суде.

4. Административно-правовые отношения по составу участников:

— внутриаппаратные

— внешнеаппаратные

5. Административно-правовые отношения по цели:

— регулятивные

— охранительные

Локальные

Межотраслевые

Регулятивные

Муниципальные

Субъектов РФ

Межрегиональные

в) по действию во времени:

— постоянные – без указания срока действия. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.

— срочные– для которых определен срок действия. Срочная норма прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.

— временные – устанавливаемые на определенное время. Например, на период чрезвычайного, военного положения.

г) по кругу лиц:

— общеобязательные – для всех субъектов – граждан или юридических лиц (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц)

— специальные –для специальных субъектов (отдельных групп лиц). Например, порядок уплаты налогов страховыми организациями или распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих)

5) по функциям права:

— охранительные

6) по объему регулирования:

— общие

— отраслевые

7) по юридической технике:

— определенные (прямые) –все элементы нормы воспроизводятся в статье непосредственно

— отсылочные –в статье один из элементов нормы указывается путем отсылки к другой конкретной статье этого же нормативно-правового акта

— бланкетные –статья указывает на элемент нормы путем отсылки не к конкретной статье, а к другому порядку правового регулирования – правилам осуществления какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т.д.

1. Понятие, особенности, структура и виды административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения– регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и охраны правопорядка. Они возникают, изменяются, прекращаются в связи с применением административно-правовых норм.

Норма административного права – это предпосылка и необходимое условие возникновения административно-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение, но, с другой стороны, административно-правовая норма может существовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-правового отношения. Существуют, например, административно-правовые нормы о чрезвычайном положении, о военном положении, но до наступления определенных условий и обстоятельств они не применяются и не порождают административно-правовых положений.

В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т.е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие отношения возникают, изменяются или прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.

Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию — субъективному праву одного участника правоотношения – всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется.

Особенности административно-правовых отношений.

АПО наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающие их отраслевые особенности. Они отличаются от всех других ПО прежде всего своим содержанием. Тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.

АПО могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и формулируя отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.

Особенностью АПО также является их многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником АПО буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина АПН и АПО обретают память о нём в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.п.

  • К специфическим чертам административно-правовых отношений относятся:
    • 1) это преимущественно властеотношения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Они возникают, как правило, между органом, наделенным государственно-властными полномочиями и другим субъектом, не имеющим таких полномочий (частные лица — юридические и физические);
    • 2) характер этих отношений предопределен доминирующим положением управляющей стороны, которая формулирует соответствующие односторонние волеизъявления, адресуемые другой стороне;
    • 3) в административно-правовых отношениях в той или иной мере выражается воля государства, публично-правовой интерес, поскольку они складываются преимущественно в сфере государственного управления;
    • 4) эти отношения в значительной мере являются организационными отношениями, поскольку связаны с практической реализацией функций исполнительной власти, направленных на организацию исполнения законов;
    • 5) административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. Однако согласие управляемой стороны не является обязательным условием возникновения этих отношений: они могут возникать вопреки ее воли;
    • 6) в административно-правовых отношениях сторона несет ответственность перед государством в лице соответствующего органа или должностного лица. Это отличает их от гражданско-правовых отношений, в которых стороны несут ответственность друг перед другом. Юридическое неравенство сторон в административно-правовых отношениях не исключает возможности возникновения споров между ними, поскольку они равны перед законом и судом. В правовом государстве органы исполнительной власти обязаны действовать в рамках закона, определяющего их компетенцию. В случае неправомерных действий и решений этих органов частные лица вправе оспорить их в административном или судебном порядке.

Структура административно-правовых отношений:

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

  • объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений. Объект –1) общественные отношения в сфере государственного управления; 2) в сфере охраны правопорядка.
  • субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган. Субъект – Президент РФ; органы исполнительной власти, местного самоуправления и их должностные лица; иные государственные органы; государственные и муниципальные служащие; коммерческие и некоммерческие организации (с правами и без прав ЮЛ); граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.
  • юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
  • , которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности. Запреты, ограничения, ответственность субъектов правоотношения.
  • метод административно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;
  • способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Юридические факты в административном праве

Административно-правовые отношения возникают при нали­чии условий, предусмотренных административно-правовыми нор­мами. Это — юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.

Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, дейст­вия, а в некоторых случаях — события.

Действия — активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов, результат активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомер­ные действия.

1.Правомерные – влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами. Это могут быть:

= юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

= юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям ад­министративно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение кон­кретного административного правоотношения между ним и ис­полнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имею­щие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возник­новение, изменение или прекращение административно-правово­го отношения. Например, приказ о назначении на должность вле­чет за собой возникновение государственно-служебных отноше­ний, являющихся разновидностью административно-правовых.

2. Неправомерные действия не соответствуют требованиям адми­нистративно-правовых норм, нарушают правила поведения, установленные административным правом. Неправомерные действия характеризуются как правонарушение – виновные противоправные деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность. Видами неправомерных действий – правонарушений, — являются:

= преступление – правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности;

= к правонарушениям относятся дисциплинар­ные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События — явления окружающей действительности, независящие от воли людей (например, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.).

Юридические факты могут быть:

= по порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

= по форме своего проявления:

— положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;

— отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения и др.

Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов.

Виды административно-правовых отношений:

1) по содержанию:

  • материальные, основанные на нормах материального права;
  • процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

3) по целям:

  • регулятивные– регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;
  • охранительные– направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав

4) по направленности отношений:

= внутренние – отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями, определению прав, обязанностей и ответственности должностных лиц органов управления. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица.

= внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.).

5) в зависимости от характера юридических фактов:

порождаемые правомерными действиями;

порождаемые неправомерными действиями.

6) в зависимости от государственного устройства:

между федеральными органами и исполнительными органами субъектов федерации;

между одноуровневыми исполнительными органами субъектов федерации;

между исполнительными органами разноуровневых субъектов.

7)в зависимости от особенностей участников отношений:

между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня;

между несоподчиненнымисубъектами исполнительной власти одного уровня;

между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями;

между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями;

между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления;

между субъектом исполнительной власти и гражданами.

8) по способу защиты:

= защищаемые в административном порядке;

= защищаемые в судебном порядке.

7) по направленности связей:

вертикальные– отношения «власть-подчинение»;

горизонтальные – между субъектами исполнительных органов:

= административ­но-процедурные:

предшествующие непосредственному управля­ющему воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения.

возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения. Это, например, отношения, в ходе и результате которых вырабатываются совместные меры по исполнению нормативных актов (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т.п.).

= отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан, по делам об админи­стративных правонарушениях). Содержанием этих отношений яв­ляется рассмотрение административно-правовых споров;

= отношения административно-договорного характера, нося­щие форму различного рода соглашений (например, предвари­тельное соглашение о приеме на ту или иную должность и т.п.). Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти.

Горизонтальный характер таких правоотношений, а также их вспомо­гательный характер по отношению к основным вариантам адми­нистративно-правовых отношений, является относительно временным состоянием. В конечном итоге они неизбежно перерастают в верти­кальные отношения. Моментом такого перерастания служит, на­пример, принятие совместного юридически властного акта (со­вместного приказа) либо принятие полномочным исполнитель­ным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об ад­министративном правонарушении.

8) по функциям права:

регулятивные

охранительные.

9) в зависимости от субъектов и целей реализации правоотношения:

отношения связанные с реализацией органами управления своей компетенции;

отношения в связи с реализацией гражданами их прав в сфере исполнительной власти (поступление на государственную службу);

административно-правовые споры – отношения связанные с ущемлением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, незаконным возложением обязанности или ответственности, противоречащих законодательству;

отношения, связанные с нарушением требований административно-правовых норм гражданами и юридическими лицами, в сфере публичного управления.

Добавить комментарий