1. Внешние границы осуществления административно-публичной деятельности, в пределах которых возникают административные правоотношения. В зависимости от этого можно выделить:
внутриорганизационные административные правоотношения, возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри отдельно взятых государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (например, управленческие отношения, возникающие внутри Правительства РФ, федерального министерства, суда, администрации района и т.п.);
внутрисистемные административные правоотношения, возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри системы государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений (например, управленческие отношения, возникающие в системе органов и учреждений внутренних дел, юстиции, налоговых органов и т.п.);
надведомственные (внешневластные) административные правоотношения, возникающие в процессе осуществления административными органами по вопросам своей компетенции внешней административно-публичной деятельности, направленной в отношении не подчиненных этим органам иных административных органов, физических лиц и организаций (например, отношения между сотрудником милиции и гражданином, совершившим административное правонарушение, между налоговым органом и проверяемым им юридическим лицом, между федеральным антимонопольным органом и органом местного самоуправления и т.п.).
2. Характер организационно-правовой связи между участниками. По этому критерию выделяют:
вертикальные административные правоотношения, в которых один субъект организационно или функционально подчинен другому субъекту, что имеет место между вышестоящими и нижестоящими административными органами, между их структурными подразделениями, между этими органами и подчиненными им учреждениями; в то же время «вертикальными» являются и отношения, возникающие между властвующими субъектами — административными органами, с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой, основанные на функциональном подчинении последних первым, например, отношения между сотрудником милиции и гражданином, между налоговым органом и предприятием и т.п.;
горизонтальные административные правоотношения, складывающиеся между несоподчиненными субъектами, один из которых организационно не подчинен другому; их участники равноправны, т.е. между ними существует организационно-правовая связь, основанная на координации совместных действий в административно-публичной сфере (примерами являются отношения между федеральными министерствами по поводу издания совместных нормативных правовых актов, между различными контрольно-надзорными органами по поводу проведения совместных проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, между участниками дорожного движения по поводу обеспечения безопасности этого движения и т.п.).
Допусти при вынесении арбитражным судьей решения по делу. Судебный порядок применяется в случаях, предусмотренных, в частности, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»*, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»
Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.
Эти особенности состоят в том, что административно-правовые отношения складываются в сфере управления, т.е. непосредственной, повседневной деятельности по осуществлению управления социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферами, а также иной управленческой деятельностью.
Элементами структуры административно-правовых отношений являются:
— Субъекты (участники);
— Объекты (то, по поводу чего возникли отношения);
— Содержание правоотношения.
Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты.
Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.
Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.
Особенности административно-правовых отношений:
— это властные отношения, т.е. они обусловлены неравенством участников отношений;
— это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;
— для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;
— возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;
— могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны необязательно;
— споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном Административном порядке;
— при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;
— по своей сути — организационные, т.е. направлены на тонизацию совместной деятельности людей и их коллективов.
1. Административно-правовые отношения по характеру правовой связи между субъектами:
а) вертикальные административные правоотношения (могут быть в форме организационной, функциональной подчинённости или межотраслевой координации). Это административно-правовые отношения, которые носят субординационный характер. Они имеют место там, где одна сторона подчинена другой. Это взаимоотношения, существующие между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти
б) горизонтальные административные правоотношения.
(при издании совместных актов; при организации деятельности консультативно-совещательных органов; проведение совместных мероприятий) это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные.
2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию:
а) Материальные административно-правовые отношения. Это такие правоотношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.
б) Процессуальные.
К процессуальным административным правоотношениям относят те отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением дел и регулируются административно-процессуальными нормами, в сфере исполнения функций государственно-властными структурами. Например: рассмотрение и разрешение заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.
3. Административно-правовые отношения по способу защиты:
а) Административные правоотношения, защищаемые в административном порядке и в судебном порядке.
б) Правоотношения, защищаемые только в суде.
4. Административно-правовые отношения по составу участников:
— внутриаппаратные
— внешнеаппаратные
5. Административно-правовые отношения по цели:
— регулятивные
— охранительные
Локальные
Межотраслевые
Регулятивные
Муниципальные
Субъектов РФ
Межрегиональные
в) по действию во времени:
— постоянные – без указания срока действия. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.
— срочные– для которых определен срок действия. Срочная норма прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.
— временные – устанавливаемые на определенное время. Например, на период чрезвычайного, военного положения.
г) по кругу лиц:
— общеобязательные – для всех субъектов – граждан или юридических лиц (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц)
— специальные –для специальных субъектов (отдельных групп лиц). Например, порядок уплаты налогов страховыми организациями или распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих)
5) по функциям права:
— охранительные
6) по объему регулирования:
— общие
— отраслевые
7) по юридической технике:
— определенные (прямые) –все элементы нормы воспроизводятся в статье непосредственно
— отсылочные –в статье один из элементов нормы указывается путем отсылки к другой конкретной статье этого же нормативно-правового акта
— бланкетные –статья указывает на элемент нормы путем отсылки не к конкретной статье, а к другому порядку правового регулирования – правилам осуществления какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т.д.
1. Понятие, особенности, структура и виды административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения– регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и охраны правопорядка. Они возникают, изменяются, прекращаются в связи с применением административно-правовых норм.
Норма административного права – это предпосылка и необходимое условие возникновения административно-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение, но, с другой стороны, административно-правовая норма может существовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-правового отношения. Существуют, например, административно-правовые нормы о чрезвычайном положении, о военном положении, но до наступления определенных условий и обстоятельств они не применяются и не порождают административно-правовых положений.
В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т.е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие отношения возникают, изменяются или прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.
Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию — субъективному праву одного участника правоотношения – всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.
Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется.
Особенности административно-правовых отношений.
АПО наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающие их отраслевые особенности. Они отличаются от всех других ПО прежде всего своим содержанием. Тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.
АПО могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и формулируя отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.
Особенностью АПО также является их многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником АПО буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина АПН и АПО обретают память о нём в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.п.
- К специфическим чертам административно-правовых отношений относятся:
- 1) это преимущественно властеотношения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Они возникают, как правило, между органом, наделенным государственно-властными полномочиями и другим субъектом, не имеющим таких полномочий (частные лица — юридические и физические);
- 2) характер этих отношений предопределен доминирующим положением управляющей стороны, которая формулирует соответствующие односторонние волеизъявления, адресуемые другой стороне;
- 3) в административно-правовых отношениях в той или иной мере выражается воля государства, публично-правовой интерес, поскольку они складываются преимущественно в сфере государственного управления;
- 4) эти отношения в значительной мере являются организационными отношениями, поскольку связаны с практической реализацией функций исполнительной власти, направленных на организацию исполнения законов;
- 5) административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. Однако согласие управляемой стороны не является обязательным условием возникновения этих отношений: они могут возникать вопреки ее воли;
- 6) в административно-правовых отношениях сторона несет ответственность перед государством в лице соответствующего органа или должностного лица. Это отличает их от гражданско-правовых отношений, в которых стороны несут ответственность друг перед другом. Юридическое неравенство сторон в административно-правовых отношениях не исключает возможности возникновения споров между ними, поскольку они равны перед законом и судом. В правовом государстве органы исполнительной власти обязаны действовать в рамках закона, определяющего их компетенцию. В случае неправомерных действий и решений этих органов частные лица вправе оспорить их в административном или судебном порядке.
Структура административно-правовых отношений:
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).
- объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений. Объект –1) общественные отношения в сфере государственного управления; 2) в сфере охраны правопорядка.
- субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган. Субъект – Президент РФ; органы исполнительной власти, местного самоуправления и их должностные лица; иные государственные органы; государственные и муниципальные служащие; коммерческие и некоммерческие организации (с правами и без прав ЮЛ); граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.
- юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
- , которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности. Запреты, ограничения, ответственность субъектов правоотношения.
- метод административно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;
- способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).
Юридические факты в административном праве
Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это — юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.
Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях — события.
Действия — активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов, результат активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.
1.Правомерные – влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами. Это могут быть:
= юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;
= юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.
Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.
Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.
2. Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают правила поведения, установленные административным правом. Неправомерные действия характеризуются как правонарушение – виновные противоправные деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность. Видами неправомерных действий – правонарушений, — являются:
= преступление – правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности;
= к правонарушениям относятся дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).
События — явления окружающей действительности, независящие от воли людей (например, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.).
Юридические факты могут быть:
= по порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;
= по форме своего проявления:
— положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;
— отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения и др.
Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов.
Виды административно-правовых отношений:
1) по содержанию:
- материальные, основанные на нормах материального права;
- процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;
3) по целям:
- регулятивные– регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;
- охранительные– направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав
4) по направленности отношений:
= внутренние – отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями, определению прав, обязанностей и ответственности должностных лиц органов управления. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица.
= внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.).
5) в зависимости от характера юридических фактов:
порождаемые правомерными действиями;
порождаемые неправомерными действиями.
6) в зависимости от государственного устройства:
между федеральными органами и исполнительными органами субъектов федерации;
между одноуровневыми исполнительными органами субъектов федерации;
между исполнительными органами разноуровневых субъектов.
7)в зависимости от особенностей участников отношений:
между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня;
между несоподчиненнымисубъектами исполнительной власти одного уровня;
между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;
между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;
между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями;
между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями;
между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления;
между субъектом исполнительной власти и гражданами.
8) по способу защиты:
= защищаемые в административном порядке;
= защищаемые в судебном порядке.
7) по направленности связей:
вертикальные– отношения «власть-подчинение»;
горизонтальные – между субъектами исполнительных органов:
= административно-процедурные:
предшествующие непосредственному управляющему воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения.
возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения. Это, например, отношения, в ходе и результате которых вырабатываются совместные меры по исполнению нормативных актов (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т.п.).
= отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан, по делам об административных правонарушениях). Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров;
= отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное соглашение о приеме на ту или иную должность и т.п.). Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти.
Горизонтальный характер таких правоотношений, а также их вспомогательный характер по отношению к основным вариантам административно-правовых отношений, является относительно временным состоянием. В конечном итоге они неизбежно перерастают в вертикальные отношения. Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного юридически властного акта (совместного приказа) либо принятие полномочным исполнительным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об административном правонарушении.
8) по функциям права:
регулятивные
охранительные.
9) в зависимости от субъектов и целей реализации правоотношения:
отношения связанные с реализацией органами управления своей компетенции;
отношения в связи с реализацией гражданами их прав в сфере исполнительной власти (поступление на государственную службу);
административно-правовые споры – отношения связанные с ущемлением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, незаконным возложением обязанности или ответственности, противоречащих законодательству;
отношения, связанные с нарушением требований административно-правовых норм гражданами и юридическими лицами, в сфере публичного управления.